Календарь Материалы 19 декабря 2015 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 6/19 декабря 2015г. Суббота 29-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. [Интернет-журнал/Культура] Официальный сайт [Встреча с Православием/Богослужение] 6/19 декабря 2015 г. Суббота 29-й седмицы по Пятидесятнице. Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. [Встреча с Православием/Апологетика] Игумен Дионисий (Шленов) Монашество Святой Горы Афон; полемика свт. Григория с Варлаамом и Акиндином; «Нетварный свет» и причащение Святых Христовых Тайн. Лекция и ответы на вопросы. [Сретенский монастырь/История и современность] Последний раз ступавшая по русской земле в 1920 году, еще до исхода Белой Армии из Крыма, баронесса Ирина фон Дрейер вернулась в Москву, где родилась 100 лет назад – 15 декабря 1915 года. 17 декабря она посетила Сретенский монастырь и семинарию. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Диакон Владимир Василик «Понимаешь, папа, мне стало скучно, я пошел на балкон, стал смотреть вниз, а внизу так интересно. Я перегнулся – и вдруг полетел вниз. Но когда я летел, меня подхватил дедушка…» [Встреча с Православием/Святые и святыни] Чудеса святителя Николая – Статьи – Проповеди – Иконография – Храмы и святыниБогослужения. Диакон Павел Сержантов В Священном Писании Господь говорит не только о том, как нам должно жить и спасаться. Он еще открывает нам Себя! И такое свидетельство Бога о Самом Себе - отдельная церковная наука, именуемая богословием. Мария Городова Монополия музыкальных телеканалов, насилующих нас попсой, как нашей, местной, так и западной, наконец нарушена. Екатеринбургская епархия Русской православной церкви запустила вещание первого музыкального канала. Максим Ветров Невозможно представить себе развитие отечественных вооруженных сил без Русской православной церкви. Нравственное воспитание военнослужащего – это задача, которую Православная церковь всегда решала по мере сил и возможностей. Русская военная культура (как, впрочем, и вся российская культура) основывается на православии.

http://pravoslavie.ru/archive/151219.htm

Благодатное коленопреклонение. Троицкие молитвы будем читать, с зажженными свечами будем стоять. Свечи зажигать на вход, я скажу, когда зажигать свечи, раньше времени не зажигайте. Прочитали молитву – тушите свечи, и потом опять, когда «паки и паки, колена приклоньше…», тихонечко можно зажигать свечи. И свеча – символ огненного языка, Духа Святаго в день святой  Пятидесятницы. Помолимся, тогда я благословлю и отпущу вас домой во славу Божию. Неделя святой Пятидесятницы идет эта. Празднуем всю неделю праздник Святой Троицы. Совершать будем завтра второй день Святой Троицы – день Святаго Духа.  Вам что я сказал, антракт уже или что, что вы ходите там? Что я отпустил вас или в голове закружилось у вас? Странно. Как в Пятидесятницу – странное поведение, там были странные глаголы, а тут странное поведение. Вам же здесь не клуб – ходить взад-вперед, а храм Божий. Стой, не упадешь. Второй день Святой Троицы завтра. День Святаго Духа. Праздник. Сегодня в четыре часа совершаем малое повечерие, поем канон Святому Духу на повечерии, и совершаем утреню. Вечерню уже мы отслужим после святой литургии, в сегодняшний вечер. Завтра читаем акафист Святому Духу: «Приди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны», совершаем литургию. После святой литургии совершаем крестный ход вокруг храма и молебен с водоосвящением на кладезе и поем торжественно «Царю Небесный» и освящаем храм Божий, нас и всех вас святой водой в день праздника Святаго Духа. Во вторник совершаем богослужение третьего дня Святой Троицы и память благоверного князя Димитрия Донскаго. И сегодняшний день, супруги его благоверной княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии. На третий день и ей память совершим, супругу и супруге – благоверным князьям Московским. В среду продолжаем праздновать праздник Святой Троицы, святителя Алексия,  митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Совершать будем святую службу Божию. В четверг продолжаем праздновать Святую Троицу. Икону Божией Матери Владимирскую, древнейшую икону нашей земли Русской, и благоверных князей равноапостолов Константина и Елены. Именинники будут исповедываться и причащаться Святых Христовых Таин в этот святой день. В пятницу что там? Отдыхаем? В пятницу отдохнем немножко. В субботу отдание, проводы праздника Святой Троицы, и что там у нас, а? Клирос: " Княгини Евфросинии Полоцкой " . Вот, и Евфросинии Полоцкой будет, и ростовских святых, по-моему, праздник будем совершать в субботу. И в будущее воскресенье праздник Всех святых от века Богу угодивших, и иконы Божией Матери Семистрельной – умягчение злых сердец человеческих.

http://pravoslavie.ru/2340.html

Дух Святый древле устами пророков предсказывал о спасении мира через обещанного Искупителя, как говорит апостол: ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Петр. 1:21 ). Наитием Святаго Духа преблагословенная Дева Мария безсеменно зачала и родила Богомладенца Иисуса Христа. Дух Святый нисшел на Иисуса Христа во время крещения Его в Иордане в виде голубя. Дух Святый, по вознесении Господа на небо, по ходатайству Его перед Богом Отцем, в день пятидесятницы ниспосланный от Отца, сошел на апостолов в виде огненных языков, то есть по заслугам Господа Спасителя обильно стал являть благодатные Свои дары или действия в учениках Христовых. Дух Святый со дня пятидесятницы, в который нисшел Он на апостолов, доныне действует и до скончания мира будет действовать в Христовой церкви через слово Божие и спасительные таинства, подавая верующим во Христа многоразличные благодатные дары, необходимые для их спасения, разделяя властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:11 ). Дух Святый обитает в каждом христианине, и потому самые тела наши, по учению апостола Павла, суть храм живущаго в нас Святаго Духа ( 1Кор. 6:19 ). О сем Духе говорил Господь: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин. 14:16 ). Столько высоких истин напоминает нам эта кратчайшая молитва: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В сей молитве предложено и основание всех наших обязанностей. Вся жизнь наша должна быть посвящена на служение единому Триипостасному Богу. Это значение имеет заповедь Господа – крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа, т.е. через крещение во имя Святой Троицы мы обязываемся жить не для себя и не по своей воле, но для славы единого Бога, в трех Лицах прославляемого, и по Его святой воле, раскрытой нам в слове Божием. По этому знаменованию слов Господних эта молитва , произносимая в начале дня или перед началом поучения, как слышите в храме, или перед началом дела, как делают благочестивые христиане, всегда напоминает нам первую обязанность нашу или основание всех наших обязанностей, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С 1980 по 2000 г. наряду с ней действовал Альтернативный служебник (Alternative Service Book), к-рый дополнял Книгу общих молитв; с первого воскресенья Адвента 2000 г. его сменила Книга общественного богослужения 2000 г. (Book of Common Worship 2000). Суточный богослужебный круг Книги общих молитв состоит из утреннего и вечернего богослужений. Утреннее богослужение (Morning prayer, Matins), составленное из древних сарумских (см. Сарумский обряд ) чинопоследований утрени и 1-го часа, начинается с чина покаяния: покаянных стихов из Библии, увещания перед исповедью, общей исповеди, имеющей форму произносимой всей общиной молитвы, и отпущения (при отсутствии священника совершающий богослужение читает коллекту «21-го воскресения после дня Святой Троицы» вместо отпущения). Затем следуют: молитва Господня «Отче наш», краткий респонсорий , псалом 95/94, оканчивающийся, как и все проч. псалмы и песни, малым славословием Gloria Patri (лат.- Слава Отцу; см. Слава ), псалмы дня, 1-е (ветхозаветное) чтение, Te Deum (см. Тебе, Бога, хвалим ), или песнь вавилонских отроков (Benedicite - Благословите), 2-е (новозаветное) чтение, песнь Захарии , отца Иоанна Предтечи ( Benedictus - Благословен) или псалом 100/99, т. н. Апостольский Символ веры (в праздники Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы, Св. Троицы, св. Иоанна Крестителя, ап. Андрея, Матфия, Иакова, Варфоломея, Матфея, Симона, Иуды произносится т. н. Афанасиев Символ веры), Kyrie (Господи; см. Господи, помилуй ), «Отче наш», респонсорий, коллекты дня, о мире и о милости, молитвы о королевском величестве, о королевском доме, за духовенство и народ, молитва св. Иоанна Златоуста (молитва 3-го антифона литургии свт. Иоанна Златоуста ). В конце произносится благословение из 2 Кор 13. 13. В основу вечернего богослужения (Evening prayer, Evensong) положены сарумские чинопоследования вечерни и повечерия . Вечерняя служба начинается тем же покаянным чином, что и утреннее богослужение. Далее следуют: «Отче наш», псалмы дня, 1-е (ветхозаветное) чтение, Песнь Богородицы ( Magnificat - Величит), псалом 98/97, 2-е (новозаветное) чтение, Песнь прав.

http://pravenc.ru/text/115120.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после вечернего богослужения в минском Свято-Духовом кафедральном соборе 21 июня 2015 г. 08:02 20 июня 2015 года, в канун недели 3-й по Пятидесятнице, Собора Белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие матушки игумении! Братья и сестры! Хотел бы всех вас сердечно поздравить с замечательными праздниками, о которых только что сказал владыка экзарх. Действительно, в этом году вся наша Церковь, весь народ Святой Руси вспоминает 1000-летие со дня кончины своего крестителя — святого равноапостольного князя Владимира. Очень много написано о жизни святого равноапостольного князя и в научных трудах, и в популярной литературе. Известно, что он был замечательным государственным деятелем. Известно, что именно он объединил разрозненные славянские племена, и объединил их не только силой государственной власти. Князь Владимир сознавал, что невозможно силой меча создать из разрозненных племен единый народ, что воздействия государственной власти недостаточно, чтобы сохранять единство на огромном географическом пространстве. Он понял, что этого невозможно сделать и опираясь на язычество, к которому принадлежало большинство славян, живших на территории древней Киевской Руси. И вознамерился князь Владимир привести людей к такой вере, которая не только просветила бы их разум, их сердце, не только подняла их культуру, не только возвысила их дух, но и помогла бы жить всем вместе. Движимый этими высокими мыслями, он обратил свой взор к православному царству — к Византийской империи, к центру тогдашнего мира, и повелел, чтобы народ принял крещение из рук православного духовенства. Мы знаем, что замысел великого князя в полной мере осуществился. Вслед за ним крестилась Русь, и у людей, очень отличавшихся друг от друга, враждовавших и часто воевавших друг с другом, появилась единая духовная основа совместной жизни. А сила христианства, сила православной веры такова, что, прививая высочайшие богооткровенные нравственные истины, она соделывает нового человека, способного преодолевать разделение и грех мира сего.

http://patriarchia.ru/db/text/4128395.ht...

17. Четверг 4-й седмицы по Пасхе. Ап. Андроника и иже с ним. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (службу зри 7 июля) . Мч. Николая Болгарского. Служба апостола не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (см. в Минее 7 июля), в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 4-й – 3, и апостола, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Егда пришел еси...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Преполовившуся празднику...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и апостола на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-30/

Богослужение Пятидесятницы На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый. Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и « во аде держимых ». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным. Икона Пятидесятницы На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков. Перед нами — двенадцать апостолов, они стоят как бы полукругом — в форме подковы. Вместо Иуды Искариота - избранный на его замену апостол Матфий. В руках учеников Христа — книги и свитки; пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе — пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа.  Смысл дня Святой Троицы Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади. «Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.

http://foma.ru/23-iyunya-2013-den-svyato...

Подпишитесь на наш Телеграм В Ветхом Завете Пятидесятница была одним из трех великих праздников, которые были заповеданы Израилю у горы Синай. Событие имело различные названия: праздник жатвы первых плодов, день первых плодов и праздник седмиц. В Новом Завете Пятидесятницей называется день Сошествия Святого Духа на апостолов. Иначе в православной традиции праздник именуется Днем Святой Троицы, потому что в этот день человечеству открылось, что Бог Один, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. События праздника изложены в Книге Деяний (см. 2-ю главу). На апостолов, собравшихся в Сионской горнице в день ветхозаветной Пятидесятницы, сошел Святой Дух в виде огненных языков. В этот день в Иерусалиме собрались множество разных народов, которые услышали каждый на своем языке, как апостолы прославляли Бога. Апостол Петр обратился к собравшимся с проповедью Иисуса Христа. Из числа слушавших его крестились около 3 000 человек. Литургическое почитание До IV века Пятидесятницей назывался не отдельный праздник, а 50-дневный период после Пасхи. Возможно, на 50-й день изначально праздновалось Вознесение Господне. Исследователи предполагают, что разделение на два праздника, Вознесение и Пятидесятницу, произошло после II Вселенского Собора, чтобы подчеркнуть особую роль Святого Духа. В конце IV столетия праздник становится уже общепринятым: появляются первые проповеди свт. Иоанна Златоуста , свт. Григория Богослова , блаж. Августина и других Отцов Церкви , посвященные событиям новозаветной Пятидесятницы. Богослужебные особенности В Русской Православной Церкви храмы в праздник Святой Троицы украшаются березовыми ветвями. Впервые после Пасхи на вечерне верующие вновь обратятся к Богу молитвой «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» Традиционно в первый раз после долгого перерыва это песнопение поется всенародно. Несмотря на то, что вечернее богослужение совершается накануне воскресного дня, гимн «Воскресение Христово видевше…» не поется. Во время Литургии на входе с Евангелием диакон (или священник, если нет диакона) перед тем, как зайти в алтарь, произносит входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя» .

http://blog.predanie.ru/article/pyatides...

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; глава городского поселения Сергиев Посад Московской области Д.С. Демин; глава Одинцовского муниципального района Московской области А.Р. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). На телеканале «Союз»  шла прямая трансляция праздничного богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Быстрова в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Ельшин), насельник Троице-Сергиевой лавры. По окончании Литургии Предстоятель совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Люберецкого Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Праздничные богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении богослужений иерархи, духовенство, прихожане и многочисленные паломники собрались на Соборной площади Лавры. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Событие Пятидесятницы есть нечто совершенно особенное не только в жизни апостолов, но и в истории всего человеческого рода, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви. — Через жизнь, страдания, Крест и Воскресение Спасителя миру была дана возможность постоянно пребывать в общении с Богом. Через сошествие Святаго Духа Божественное начало входит в повседневную жизнь человечества. И если Господь Иисус Христос, совершая Свою миссию, проповедовал тем, кто Его окружал, то силой Святаго Духа слово Божие стало распространяться по всей вселенной, и сегодня нет человека, который не мог бы его услышать; более того, нет никого, кто был бы лишен возможности вступить в общение с Богом».

http://patriarchia.ru/db/text/4922885.ht...

1) Псалмы: предначинательный, 1-ой кафизмы, рядовой, прокимены и проч; 2) молитвы светильничные, главо-преклонения, на Литии; 3) Стихиры на Господи воззвах, стиховные, Каноны Осмогласника; 4) сюда же надобно отнести трогательные и весьма назидательные молитвы на сон грядущим. § 85. Великое и малое Повечерие? Начальные семь Псалмов чрезвычайно обильны назиданием. Кроме них: а) мысль о повсюдной безжизненности во время ночи – Псал. Господи, услыши ... и вопль мой ... одинокость... b) мысль о нападении тёмных сил во время сна – просвети очи... с) взывание о помощи – нищ и убог... d) детское упование на Бога – в мире усну... живый в помощи... е) мысль о смерти во время сна – да не когда усну в смерть... f) моления о помощи против бесов, окружающих человека во сне и смерти; g) мысль о страшном суде; h) сон лёгкий и безмятежный; и) всеобщее примирение: ненавидящих и обидящих... к) совершенная преданность Богу – упование мое Отец и проч. Всё это темы. § 86. Замечательнейшие Вечерни? Их шесть: 1) пред P.X.; 2) пред Богоявлением; 3) в великий Пяток; 4) в великую Субботу; 5) на Пасху; 6) на Пятидесятницу. Три первые отличаются Паремиями и Стихирами; в великий Пяток Евангелие и вынос Плащаницы; на Пасху – краткость; в Пятидесятницу молитвы, стихиры, коленопреклонение. Сюда же – пассии. § 87. Полунощницы? Три: 1) повседневная; в ней, кроме обыкновенных псалмов и стихов, 17-я кафизма погребальная. 2) Субботняя; в ней 9-я кафизма, и повод к беседам заупокойным. 3) Воскресная; в ней обильнейший материал для бесед о Св. Троице, содержащийся в восьми превосходных Троичных Канонах Октоиха. XVI. Всенощное и Утреннее Богослужение § 88. Свойство Всенощной? 1) началом своим она возбуждает дух, и побуждает в благоговении повергнуться пред славою Святой, Единосущной и Животворящей Троицей; продолжением представляет; 2) для благочестивого вкуса песни Давида, и речи Пророков; 3) для знания Догмат в Стихирах, Канонах, Чтениях и проч., практику и историю там же; 4) для внешних чувств пение и чтение, облачения, разнообразные действия облачённых; освящение, каждение и проч. послы Владимира в Константинополе;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010