449 Самому архимандриту Андрею принадлежит перевод службы на Сретение («Тульские Епархиальные Ведомости». 1862. 3. С. 141 – 156), а также сопровождающая его литургическая статья «Праздник Сретения Господня» (там же, с. 131 – 140). Другие службы переведены преподавателями семинарии: священником Михаилом В. Покровским, священником Александром Н. Ивановым , священником Александром И. Никольским, учителем И. И. Сахаровым. (Подробнее: Сове Б. И. Цит. соч. С. 37–38). 450 О нем: Родосский А. С. Биографический словарь воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии. С. 205. 451 См.: Стихиры великопостных служб с переводом на русский язык, с указанием чтений и кратким изложением содержания их. М., 1876. 267 с.; Изд. 3. 1897. Протоиерею Михаилу Боголюбскому принадлежит еше ряд литургических переводов и исследований, в том числе исторический справочник по всем чтимым Русской Церковью иконам Божией Матери: Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах. М., 1907. 617 с. 452 Воскресная служба Октоиха всех восьми гласов или напевов на славянском и русском языках, заключающая в себе песнопения малой вечерни, великой вечерни, полунощницы, утрени и литургии. Изд. 3. СПб., 1910. 455 Мироносицкий П. П. Толковое богослужение. Вып. 1. Воскресения день. Пасха – Христос Избавитель в песнопениях пасхальной утрени. СПб., 1913; Его же. Тайна Пресвятой Троицы и Утешитель – Дух Святой в песнопениях недели Пятидесятницы. СПб., 1913 (обе статьи в приложениях к «Церковным ведомостям»). 457 Кедров Н. И. Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, сиречь последование утрени во святый и Великий Пяток. М., 1908; Его же. Непорочны, похвалы и канон во святую и Великую Субботу на утрени. М., 1905; Канон великий, творение Андрея Критского , Иерусалимского, чтомый в первую неделю поста. М., 1915. 458 Григоровский М. Ирмосы воскресные 8-ми гласов, двунадесятых праздников, а также Великого Четвертка и Великой Субботы. Славянский текст с русским переводом. СПб., 1900; Его же. Некоторые песнопения из служб воскресных, на дни первой недели Великого Поста и Страстной, на Святую Пасху, на двунадесятые праздники и на дни общечтимых святых. Славянский текст с русским переложением. Почаев, 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Богослужение в Константинополе с VIII в. совершалось по так называемому «песненному последованию» (σματικ κολουθα). От IX–X вв. и более позднего времени сохранились списки Типикона Великой церкви (церкви святой Софии в Константинополе). Согласно этому Типикону, празднование в день Пятидесятницы бывает в Великой церкви и в других храмах по местам. Устав, изложенный в Типиконе, имеет праздничный характер, что выражается в отмене вечерних и утренних изменяемых антифонов (это бывает по Типикону только в праздничные дни), поются только три «малых» антифона и сразу «Господи, воззвах». После входа читаются три паримии — те же, что звучат на службе и в настоящее время (Типикон Великой церкви основывается на константинопольской лекционарной системе, которая была принята впоследствии и в Студийском и Иерусалимском уставах); в конце вечерни трижды поется тропарь праздника певцами на амвоне, со стихами 18-го псалма. После вечерни назначается чтение Апостола вплоть до времени совершения паннихиды 24 . После паннихиды, возможно, пелся кондак праздника (хотя в Типиконе это не указано). Утреня совершается на амвоне (что опять же говорит о торжественности богослужения), семь изменяемых антифонов утрени отменяются, и сразу после первого (постоянного) антифона поется песнь пророка Даниила ( Дан.3:57-88 ), к стихам псалма 50 припевается тропарь праздника, после утрени читается слово Григория Богослова на Пятидесятницу Между утреней и Литургией патриарх совершает таинство Крещения в баптистерии: совершение таинства Крещения в день Пятидесятницы было древней христианской традицией, упоминаемой церковными писателями первых веков (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов). После крещения начинается Литургия: праздничные антифоны (те же, что приняты и в настоящее время; в Великой церкви они заменяли в день Пятидесятницы вседневные антифоны «Благо есть»). Вся служба на Литургии — праздника, чтения: Деян.2:1-11 и Ин.7:37-52, 8:12 (те же, что и в нынешней службе). Попразднства Пятидесятницы в Типиконе Великой церкви нет, хотя в будние дни следующей за праздником недели есть несколько особых воспоминаний, придающих седмице праздничный характер: в понедельник память святых апостолов, в среду — Архангелов Михаила и Гавриила, в субботу — Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны 25 .

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

   II. На вечерне, которая служится на первый день Пасхи, читается Святое Евангелие, а на вечерне в Великую пятницу читаются и Апостол, и Святое Евангелие. Совершается это после прокимнов, а вход бывает со Святым Евангелием, как на Святой Литургии, тогда как во всех остальных случаях только с кадилом.    III. Вечерня, утреня и Божественная Литургия — главные из вседневных служб Божиих. Помимо этих служб к суточному кругу богослужений Православной Церкви относятся: повечерие, полунощница и часы. Часть VI. О праздниках     1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви?    Самые большие праздники Православной Церкви:    1) Воскресение Христово, или Святая Пасха;    2) Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господскими и посвящены земной жизни Христа и Его служению, а четыре — посвящены Пресвятой Богородице и называются Богородичными.     1100. Какие из двунадесятых праздников Господские?    Следующие из двунадесятых праздников являются Господскими:    1) Рождество Христово (25 декабря).    2) Сретение Господне (2 февраля).    3) Крещение Господне, или Богоявление (6 января).    4) Преображение Господне (6 августа).    5) Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи).    6) Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении).    7) Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении).    8) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября).     1101. На какой день приходится Пасха, или Светлое Христово Воскресение?    Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце.     1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния?    Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на Первом Вселенском Соборе, в 325 году по P. X.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

II. На вечерне, которая служится на первый день Пасхи, читается Святое Евангелие, а на вечерне в Великую пятницу читаются и Апостол, и Святое Евангелие. Совершается это после прокимнов, а вход бывает со Святым Евангелием, как на Святой Литургии, тогда как во всех остальных случаях только с кадилом. III. Вечерня, утреня и Божественная Литургия — главные из вседневных служб Божиих. Помимо этих служб к суточному кругу богослужений Православной Церкви относятся: повечерие, полунощница и часы. Часть VI. О праздниках 1099. Какие самые большие праздники Православной Церкви? Самые большие праздники Православной Церкви: 1) Воскресение Христово, или Святая Пасха; 2) Двунадесятые праздники. Восемь из них называются Господскими и посвящены земной жизни Христа и Его служению, а четыре — посвящены Пресвятой Богородице и называются Богородичными. 1100. Какие из двунадесятых праздников Господские? Следующие из двунадесятых праздников являются Господскими: 1) Рождество Христово (25 декабря). 2) Сретение Господне (2 февраля). 3) Крещение Господне, или Богоявление (6 января). 4) Преображение Господне (6 августа). 5) Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи). 6) Вознесение Господне на небо (на сороковой день по Воскресении). 7) Сошествие Святого Духа на апостолов и Пятидесятница, а одновременно и праздник Пресвятой Троицы (на пятидесятый день по Воскресении). 8) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). 1101. На какой день приходится Пасха, или Светлое Христово Воскресение? Светлое Христово Воскресение бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния, а так как полнолуние каждый год не бывает в один и тот же день, то и пасхальное воскресенье приходится в разные дни, в первом или во втором весеннем месяце. 1102. Кто установил, чтобы Светлое Христово Воскресение праздновалось в первую неделю после весеннего полнолуния? Празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния было установлено на Первом Вселенском Соборе, в 325 году по P. X.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Святая Церковь в песнях Триоди призывает небо радоваться и землю веселиться, что Христос, избавив от нетления все человечество Своею смертью, и жене самарянке подает источник исцеления, яко един бессмертный 1063 . Равно в песнопениях слышим голос к Господу: Даруй жаждущим воду жизни, юже имяше, да не вжаждут паки во веки, Человеколюбче 1064 . Служба самарянине отиравляется в Неделю (воскресение) и потом в следующие за нею седмичные дни: четверток, пяток и субботу, а в понедельник, вторник и среду этой седмицы поется служба Преполовению 1065 . В следующую 6-ю Неделю (воскресение) по Пасхе св. Церковь воспоминает чудесное исцеление Спасителем слепорожденного, бывшее в дни Пятидесятницы. Это чудо озлобило Иудеев потому, что оно было сотворено в субботу 1066 , хотя чудо ясно свидетельствовало о божественной силе Христа 1067 . Отношение воспоминания этого чуда к празднику Воскресения Христова раскрывает нам Святая Церковь , когда поет, что слепый просвещся весь, и Светодавца познавает и Светодетеля возсиявшаго из гроба тридневно и землю уяснившаго Своим воскресением, из него же возсия свет возсоздания во тьме держимым человеком 1068 . Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в Неделю (воскресение), понедельник, вторник и среду, в которую совершается отдание Пасхи. В Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи катавасия: «Спасителю Богу» (Тип., гл. 19). В отдание Пасхи служба совершается подобно тому, как в отдания двунадесятых праздников. Особенность лишь в том, что вечерню, утреню и литургию, как и в день Пасхи, священник начинает обыкновенно при отворенных Царских вратах с честным крестом, и, по указанию Типикона, с кадилом и свещею и с пением стихов: «Да воскреснет Бог» (Тип., послед. отдания Пасхи, вечерня, утреня). На вечерне, после стихиры воскресной на стиховне, поются стихиры Пасхи. Отпуст на вечерне, как и на утрени: «Воскресый из мертвых». На отпусте воспоминается святой дня; но отпуст без креста. Отпуст Пасхи с крестом говорится только после литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

А) На вечерне на субботу и на утрени в субботу поются Богородичны воскресим настоящего гласа, т.е. того гласа, который был пет в оканчивающейся седмице. Так, на вечерне а) после стихир на «Господи воззвах» (Типикон, гл. 12), б) по «Ныне отпущаеши» (Типикон, гл. 12 и 52), на утрени по «Бог Господь» и в) по великом славословии – если в субботу случится святой с полиелеем или с бдением 55 (Типикон, гл. 52). Б) На утрени по кафизмах положены малые ектении, подобно тому как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников (см. Служебник, утреня). В субботы песнопения Минеи святым предваряют, поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в другие дни седмицы, если не случится праздника святому на 6, то поются сперва песнопения Октоиха. Воскресная служба Октоиха сходна со службою тех праздников, в которые указано всенощное бдение, в воскресные дни, если только в них не случится дванадесятого праздника Господня, она состоит главным образом из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2, 3, 4, 5 и 7 и в храмовых главах, при увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток – потому что Он пострадал за нас. Есть немного седмиц в году, а именно шесть, в которые отменяется пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц пост отменяется ради празднования великих событий в продолжение их. Эти седмицы суть: пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества христова (до сочельника перед Богоявлением) – в честь сих праздников (Типикон, последование 25 декабря). Еще отменяется пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея, для того чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам и другим, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной неделе во вторник, среду и четверток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Этот период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерни – 18-й кафизмы, а на воскресной утрени – пением вместо «непорочных» (т.е. 17-й кафизмы) полиелея, т.е. «Хвалите имя Господне...» (Типикон, гл. 17). Во время празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января чтение кафизм и пение в воскресенье «непорочных» (17 кафизмы) совершается по тому же Уставу, что и в летний период 69 . Для большей наглядности изобразим это в виде таблицы. Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды (цифрами обозначены рядовые кафизмы) Дни 1-й (летний) период: от Фоминой Недели до отдания Воздвижения, а также от предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления (с 20 декабря по 14 января) 2-й (зимний) период: от отдания Воздвижения до субботы пред Неделей о блудном сыне (за исключением периода с 20 декабря по 14 января) утреня вечерня утреня вечерня Воскресенье 2, 3 и 17-я («непорочны») и полиелей Понедельник Вторник 10, 11, 12 Четверг 13, 14, 15 Пятница Суббота Примечание: Полиелей – «Хвалите имя Господне...»– поется в седмичные и воскресные дни как в летний, так и зимний период Устава, если в эти дни случаются Господские, Богородичные праздники и праздники святых с бдением и полиелеем. Об «отступке» Годичный круг воскресных литургийных Апостолов и Евангелий (см. М. Скабалланович . Толковый Типикон, III, с. 32–34) точно не выдерживается. Этот круг дает чтение для 32-х Недель – от святой Пятидесятницы, или же, вернее, от Недели всех святых до Недели мытаря и фарисея. Но в разные годы число этих Недель бывает неодинаково. Это колебание зависит от праздника Пасхи. Если в прошедшем году Пасха была ранняя, а в наступающем году очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей мытаря и Фарисея будет больше. Таким образом, в период между Пятидесятницей и Неделей мытаря и фарисея может быть и более 32-х Недель, что бывает чаще. Если количество чтений Евангелия недостаточно, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю перед Богоявлением и т.д. читаются только особо предназначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые для этих Недель Евангелия, равно как и рядовые, положенные в Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32-й Недели) о Закхее» – Лк., зач. 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

28. Четверг 4-й седмицы по Пасхе. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра. Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Служба апостолов и мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди (Преполовения), глас 2-й: «Егда пришел еси...» Примечание. При службе двух святых, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются. Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника Триоди (Преполовения), глас 4-й (с «Господи, воззвах») . «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Преполовившуся празднику...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-11/

В субботы же, в которые совершается служба за умерших, поются следующие одни и те же тропари: А. На субботы пред Неделями мясопустною и Пятидесятницы: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй» на «Слава и ныне»: «Тебе и стену и пристанище имамы». Б. На субботы пред Неделями (воскресениями) 2-й, З-й и 4-й седмиц Великого поста, равно и на все субботы, в которые будет отправляться, по воле настоятеля, служба за упокой: «апостолы, мученицы и пророцы»; на «Слава»: «Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя»; на «И ныне» Богородичен: «Мати неизреченного Света» (Тип., субб. 2-й седмицы Великого поста и Тип., гл. 15). На Недели (воскресения) на малой вечерне поется тропарь воскресный. На «Слава» – святому, если есть святой с бдением, полиелеем (Тип., гл. 3 и 4); на «И ныне» поется Богородичен или по гласу тропаря воскресного, или, если есть тропарь святому, по гласу тропаря святого 382 . На двунадесятый праздник Богородицы, случившийся в Неделю, поется тропарь воскресный и на «Слава и ныне» тропарь праздника, а на двунадесятый праздник Господний, случившийся в неделю, поется один тропарь праздника. На Недели (воскресения) на великой вечерне: А. Если не случится в неделю святой с бдением (а случился бы святой с полиелеем), по «Ныне отпущаеши» и «Отче наш», поется тропарь: «Богородице, Дево, радуйся», трижды (Тип., гл. 2 и сн. гл. 4). Б. Если в Недели случится святой с бдением, то поется: «Богородице, Дево, радуйся», дважды, и тропарь святому, однажды. В. Точно так в некоторые Недели, в которые случается особое празднество, например, в 1-ю и З-ю Недели Великого поста, в Неделю Всех Святых, в Неделю Святых отец и подобные, поется: «Богородице, Дево», дважды, – тропарь или образу, или кресту, или Всем Святым, или Святым отцам и т. п. Г. На Господни и Богородичны праздники, случившиеся в Недели и в седмичные дни поется тропарь праздника, трижды, кроме Сретения – в субботу сырной седмицы, когда поется тропарь праздника, дважды, и – отцев, однажды. Д. Если же двунадесятый праздник случится в такую неделю, в которую совершается еще особое празднество, например, Благовещение в З-ю Неделю Великого поста или в Неделю ваий, то поется тропарь праздника, дважды, и – тропарь кресту или Недели ваий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

О БОГОСЛУЖЕНИИ В ДЕНЬ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВЕЛИКИЙ ПОСТ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ПАСХА НЕДЕЛЯ АП. ФОМЫ НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦА О БОГОСЛУЖЕНИИ В ДЕНЬ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ Из " Настольной книги священнослужителя " [ вернуться к оглавлению ] Полунощница, утреня, часы, литургия и вечерня. Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20 - 30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым. Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало " Благословен Бог наш " , " Царю Небесный " не читается, но по возгласе " Аминь " сразу Трисвятое и прочее. Псалом 50-й. Канон " Волною морскою " . Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия - тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни седален и по 6-й кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни " Возстану бо и прославлюся " подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писанная.

http://zavet.ru/pasha04.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010