А при совпадении той же субботы с храмовым праздником, по торжественности богослужения приравниваемого к великим, или со Сретением, переносится уже заупокойная служба, и не на пяток, а отодвигается от праздника еще на день дальше, на четверток, ибо иначе пришлось бы на 9-м часе пред праздничной малой вечерней читать заупокойные тропарь и кондак 262 . В соответствии с этим, если бы в великий праздник по какой-либо исключительной причине и неотложной нужде пришлось совершить заупокойную требу, то она должна быть совершенно изолирована от общественного праздничного богослужения, должна быть совершена по возможности не в храме, а в ином месте, подобно тому как, при совпадении праздника Сретения Господня с субботой Мясопустной, заупокойная служба последней в этот самый день может быть совершена только в совершенно изолированном от храма помещении – в усыпальнице, и конечно без присоединения к ней праздничных песнопений. ПРАЗДНИК СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Как исключение из общего правила удалять из праздничной службы по возможности все скорбное, покаянное, просительное, в один из трех величайших после Пасхи праздников, в день Святой Пятидесятницы, Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа 263 , о принятии их коленопреклоненных молений 264 , с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник 265 она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде 266 . Милостив буди нам и тем... и нам и онем яко благ и человеколюбец Бог ослаби, остави... отшедшим убо свободу и ослабу даруй, нас же зде сущих благослови, конец благий и мирный даруй 267 . Но это как будто несоответствующее всей стройной системе поминовения внесение подобного рода прошений в богослужебные дни Святой Пятидесятницы, во-первых, нисколько не умаляет силы основного положения: всегда и во всем с послушанием и смирением следовать руководству святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

После службы, во втором часу дня (то есть в восьмом часу утра по нашему исчислению), как и на праздник Сретения, братия совершала Крестный ход вокруг обители, на статиях возносили ектеньи, после Крестного хода все возвращались в храм к обедне. В Кирилло–Белозерском монастыре игумен и священники служили обедню в жемчужных ризах. Подвижный круг праздников Подвижный круг праздников (триодный круг) начинается тремя подготовительными неделями к Великому посту. Далее следуют шесть недель Великого поста, Страстная седмица, семь седмиц Пятидесятницы, и заканчивается круг седмицей после Пятидесятницы. Сейчас на службах подготовительных недель поются покаянные стихи: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В прежние время в это время пели только одну стихиру: «Множество содеянных ми зол». Последняя, именуемая Сырной, седмица перед Святой Четыредесятницей завершается воскресением, посвященным воспоминанию изгнания прародителей – Адама и Евы из рая. На литургии словами Евангелия Церковь учит всех, что для получения от Бога прощения своих грехов надо прежде всего простить ближних: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» ( Мф.6,14–20 ). Вечерню в воскресенье Сырной седмицы совершали уже в черных великопостных ризах. В древние времена пустынники египетские собирались в Сырную неделю последний раз за общим богослужением и, испросив друг у друга прощение, уходили в пустыню, чтобы в молитве и безмолвии совершать подвиг Четыредесятницы. В неделю Ваий они возвращались в монастырь. Этот обычай прощения перед Великим постом сохранился и в последующей истории Церкви. Интересные особенности чин прощения имел в русских обителях. В Троице–Сергиевом монастыре он совершался так. После отпуста вечерни на аналое помещали образ Пресвятой Богородицы. Архимандрит прикладывался к раке преподобного Сергия и аналойному образу, потом просил прощения, положив земные поклоны, у монахов на клиросах. За архимандритом следовали священники по двое и братия по двое. Приложившись к раке и иконе, они просили прощения у архимандрита (тот благословлял их рукой) и у клиросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открытость миру и есть служение ему Церкви, та постоянная живая связь с миром, ради которой Церковь и существует, ибо это ее задание и назначение 33 . Детали фигуры Космоса соответствуют богослужению праздника. Если в Евангелии Троицына Дня ( Ин.7:37 ; Ин.8:12 ) и апостольском чтении Духова Дня ( Еф.5:9–19 ) мы слышим о свете и тьме, и о различении между ними, то и в иконе мы видим контраст между светом, который окружает апостолов, и тьмой, окружающей космос. Это и есть та катастрофическая тьма, в которую ввержен мир падением человека и вызывание из этой тьмы Духом Святым есть пробуждение твари. Фигура царя с надписью «космос» (иногда «весь мир») это мир, не только призванный к просвещению, но и готовый принять апостольскую проповедь. На это указывают символы этой проповеди, свитки, которые он держит и то почтение, которое он им оказывает, держа их покровенными руками, как полагалось держать особо чтимые предметы (так держат на иконах, например, ангелы орудия Страстей Господних и часто епископы Евангелие) 34 . Итак, икона Сошествия Святого Духа есть образ экономии третьего Лица Святой Троицы, а домостроительство Святого Духа есть жизнь Церкви со всеми ее установлениями и таинствами; это харизма Церкви: «Вся подает Дух Святый; точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» (Стихира 1-го гласа на Господи Воззвах на великой вечерне праздника) 35 . Пятидесятница есть постоянная, ежедневная жизнь Церкви до последнего ее дня. Если Вознесение Господне обусловило пришествие Святого Духа в мир, то пребывание третьей Ипостаси в Церкви обуславливает и подготовляет в мире второе и славное пришествие Спасителя, когда двенадцать апостолов сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых. В этом смысле Церковь ведет нас к эсхатологическому свершению, к явлению того, что показывает нам икона Вознесения: Спаситель «такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» ( Деян.1:11 ). Спаситель Вознесения есть Спаситель второго пришествия 36 . Иначе говоря, Пятидесятница ведет нас к новому миру, новой земле, к Царству Славы Божией. Здесь икона подводит нас к конечной тайне, к упразднению всякого образа, когда мы будем видеть уже не «в зерцале и в гаданиях» ( 1Кор.13:12 ), т. е. в образах, а лицом к лицу в непосредственном общении.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

«Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа» – Владыка, Троица – это государственный праздник, и для большинства людей выходной в понедельник – это возможность отдохнуть, выехать на природу, на дачу. Если говорить о Троице в двух словах, то, что мы отмечаем в этот день? – Действительно, Троица, слава Богу, благодаря тому, что наше государство возвращается, хоть и частично, к традициям христианства, является государственным праздником. Этот праздник всегда попадает на воскресный день потому, что он празднуется через 50 дней после Воскресения Христова, после праздника Пасхи. И всегда в 50-й день совершается память схождения Святого Духа на апостолов, или праздник Пятидесятницы. Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа. Это день рождения Церкви, поскольку в этот день апостолы получили дары Святого Духа для того, чтобы нести проповедь Евангелия по всему миру. Ведь кем были апостолы? Это были малограмотные рыбаки, простые работяги. Мы видим исторический парадокс: 12 неученых людей покорили весь мир – не оружием, не силой, не красноречием, не своей образованностью, а проповедью евангельской. Они, действительно, покорили всю вселенную, и без явной помощи Божьей сделать это было невозможно. Мы видим дары Святого Духа, которые апостолы получили и смогли применить, благодаря чему все мы верим во Христа и являемся чадами Церкви. «Именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено…» – А в чем особенности богослужения в этот день? – Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. В этот день по окончании Литургии, то есть утренней службы, совершается особая Троицкая вечерняя, во время которой читаются коленопреклонные молитвы, в которых мы просим, чтобы Господь послал нам обильно дары Святого Духа. В период от Пасхи до Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, в церкви не совершаются коленопреклонения, потому что это дни особой Пасхальной радости, это дни, когда вся вселенная торжествует. И в этот период покаянная коленопреклонная молитва в церкви неуместна.

http://pravmir.ru/pochemu-troica-den-roz...

Епископ Мстислав совершил Литургию в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре июня 2016 За богослужением епископ Мстислав рукоположил иеродиакона Макария (Бондарчука) в сан иерея; иподиакона Александра (Семака) в сан иеродиакона. 19 июня 2016 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) , Преосвященнейший Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский , совершил Божественную Литургию в Троицком соборе Свято - Троицкого Александра Свирского мужского монастыря . По традиции перед Богослужением был совершен крестный ход с мощами преподобного Александра Свирского из Преображенского собора в Троицкий собор Обители, а затем отслужен водосвятный молебен. Его Преосвященству сослужили: наместник Свято - Троицкого Александра Свирского мужского монастыря игумен Антоний (Гутник) , секретарь епархиального управления иеромонах Онуфрий (Ларин), игумен Адриан (Дементьев), иеромонах Герман (Давыдов), заведующий канцелярией епархиального управления иеромонах Николай (Бестужев), иеромонах Киприан (Галкин), иеромонах Игнатий (Стадников), иеромонах Николай (Бойко), иеромонах Кирилл (Шведов). Богослужебные песнопения исполнил праздничный архиерейский хор Свято - Троицкого Александра Свирского мужского монастыря (регент - Д.К. Жуйков). После сугубой ектении была провозглашена молитва о мире на Украине. За богослужением епископ Мстислав рукоположил иеродиакона Макария (Бондарчука) , насельника Антониево-Дымского мужского монастыря , в сан иерея; иподиакона Александра (Семака) , насельника Антониево-Дымского мужского монастыря в сан иеродиакона. По окончании Литургии Преосвященнейший Владыка совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв, затем правящий Архиерей поздравил духовенство, братию и многочисленных паломников Обители с престольным праздником. Затем епископ Мстислав вручил благотворителю Свято - Троицкого Александра Свирского мужского монастыря Жимирову Вадиму Николаевичу серебряную медаль " в честь 500-летия Успенского собора Тихвинского Богородичного монастыря " . Поделиться 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 6 марта 2024 18 февраля 2024 10 февраля 2024 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 15 января 2021 13 января 2021 10 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

ОТВЕТ : Есть. Священнослужителю, совершающему Богослужение, прежде всего необходимо знать, что отпусты бывают двух видов: великие и малые. Великие отпусты произносятся после вечерни, утрени и литургии. Малые отпусты произносятся после малой вечерни, повечерия, полунощницы и часов. Какая между ними существенная разница? На великом отпусте поминаются святые, имеющие отношение к воспоминаниям, связанным со днями седмицы (в понедельник поминаются безплотные силы, во вторник – св. Иоанн Предтеча, в среду и пятницу – честный и животворящей крест Господень, в четверток – св. Николай Мирликийский, в субботу – св. мученики и преподобные), и всегда поминаются св. Апостолы; затем поминается храмовый святой, т. е. тот святой, которому посвящён храм; засим поминается святой, память которого в данный день празднуется; в городах, где почивают мощи св. угодника Божия, чтимого, как покровителя города, обыкновенно поминается и его имя; и в заключение отпуста поминаются святые праведные Иоаким и Анна. На литургии, кроме того, после св. Апостолов, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, то есть св. Иоанн Златоуст , св. Василий Великий или св. Григорий Двоеслов . На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся ко дню седмицы и не вспоминаются святые храмовые и дневные. Он произносится всегда одинаково: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Только в воскресный день на полунощнице и часах в начале присоединяются слова: «Воскресый из мертвых». В дни Господских праздников положены особые отпусты, которые печатаются в служебнике. Таковы отпусты на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий Четверток, Великий Пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Св. Пасхи и на всю пасхальную седмицу, на Вознесение Господне, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе этих отпустов не указан отпуст на праздник Воздвиженья. В этот день произносится тот отпуст, который обычно говорится в среду и пяток («силою Честнаго и Животворящего Креста»...), причём обыкновенно прибавляется: «воскресый из мертвых» в начале, так как в день Воздвижения с воспоминанием о кресте соединяется и воспоминанье о воскресении Христовом («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» и на утрени поётся: «Воскресение Христово видевше»...).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Самый отпуст всегда священник говорит, «обратився от Святых Дверей на запад к людям» (Служебн., послед. веч.) 396 . Отпуст (πλυσις) есть благословение, произносимое священником по окончании службы – на выход из храма. Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты произносятся после великой и вседневной вечерни (Служебн.). но не малой (Тип.. гл. 1), после утрени и литургии (Служебн.). Малые отпусты бывают на повечерии, полунощнице, часах (Служебн.). Отличаются великие отпусты от малых тем, что: а) великие имеют отношение к воспоминаниям, соединяемым с днями седмицы; в них упоминаются или, говоря словами Служебника, подвизаем на молитву 397 в понедельник бесплотные силы, во вторник св. Предтечу и т. д.; б) засим упоминается святой храмовый, т. е., в память коего построен храм 398 ; в) наконец, святой, коего память празднуется в тот самый день, в который совершается служба (святой Минеи) 399 ; г) в городах, где почивают мощи святого угодника, чтимого как покровителя города, например, в С.-Петербурге – святого Александра Невского, – обыкновенно и сего угодника упоминают на отпусте, и д) засим упоминаются святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна. На литургии, кроме сего, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, т. е. св. Василий Великий , или св. Иоанн Златоуст , или св. Григорий Двоеслов . На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся к дню седмицы, и не воспоминаются на нем святые дневные и храмовые. Только в неделю (воскресение) на полунощнице и часах в начале отпуста присоединяются слова, имеющие отношение к дню седмицы: «Воскресни из мертвых». Во владычные праздники положены особые отпусты, которые и печатаются в Служебнике отдельно. Именно, на следующие дни: на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на великий четверток, великий пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Пасхи и во всю пасхальную седмицу, на Вознесение, день Пятидесятницы, и особый в ту же неделю на вечерне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В эти дни «на отпусте иерей поминает преждепразднуемаго святаго (то есть Иоанна Крестителя или святых сорока мучеников — Н. У.), потом наставшаго» (Типикон. Служба 24 февраля, Маркова глава «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я или 3-я, или 4-я недели поста...»). Итак, из сказанного об отпустах, произносимых на вечерне, утрени и Литургии в течение всего года, следуют три правила общего характера: 1) неполные праздничные отпусты, то есть отпусты с призыванием только имени Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, полагаются в первый день двунадесятых праздников, во всю Страстную седмицу и во всю седмицу Святой Пасхи. Такой же отпуст произносится в дни праздников бденных святых и в праздник храмового святого. В этих случаях кроме имени Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы поименно призывается только празднуемый святой (исключения см. выше); 2) полный праздничный отпуст, то есть отпуст с поименным призыванием святого, «егоже есть Литургия», святого, «егоже есть храм», и святого, «егоже есть день», полагается в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в период Пятидесятницы — от Фомина воскресенья (имеется в виду вечерня в Фомино воскресенье, совершаемая со входом и великим прокимном, которым завершается Святая Пасха и откуда, собственно, начинается период ее попразднства) и кончая воскресеньем Всех святых (за вычетом праздничных дней — Вознесения Господня и Дня Святой Троицы), а также в полиелейные праздники Пресвятой Богородицы и святых; 3) отпусты дневные, то есть с поименным призыванием святых, прославляемых в седмичном круге богослужения, святого, «егоже есть Литургия», святого, «егоже есть храм», святого, «егоже есть день», и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны», полагаются во все седмичные дни года, когда нет Владычних и Богородичных двунадесятых праздников, их предпразднства и попразднства и когда нет праздников Богородицы и святых, в которые полагается всенощное бдение или полиелей. Несколько частных разъяснений по вопросу совершения отпустов. 1) Под святым, «егоже есть храм», Церковный Устав имеет в виду святого, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослужение, а не того, которому посвящен главный алтарь храма и именем которого называется самый храм. 2) Под святым, «егоже есть день», Устав подразумевает не всех без исключения святых, имена которых внесены под данным числом в церковный календарь, а только тех, которым совершается служба в этот день по Минее или Триоди, или же тех, служба которым хотя и бывает перенесена на другой день, но они указаны в месяцеслове Типикона под данным числом (см. выше ссылку на Типикон об отпустах в Отдание Пасхи и Пятидесятницы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

Весь Адам востает от смерти во Христе: Адама воздвиг от тли и упразднив смерть. Тихая и вместе с тем сильная радость дается во все время пения светильна, находя в душе смертного человека неземные, бессмертные отзвуки. Тайна, дарованная от Бога, способна выразить по существу неизобразимые состояния человека во дни светлого Воскресения, в светлую ночь Воскресения, когда самых глубин бытия касаются твои слова и церковная молитва. Прозвучав три раза, углубив в душе верующих истину Пасхи, истину радости, хор замолкает, и утреня идет к своему концу с тем, чтобы донести радость, усовершить ее в душе, сделать орудием твоего бытия — в это светлое время Пасхи, в эти минуты в храме, а потом — и часы в твоем жилище. Пасха нетления, мира спасение, — требуется закончить песнотворцу слова Божественного гимна, чтоб утвердить, укрепить, сделать значимым твое существование. В структуре Божественного богослужения архимандрит Киприан (Керн) уделяет большое внимание построению и назначению эксапостилария 1 . Он относит это песнопение к заключающим торжественным отделам утрени, следующим перед пением великого славословия Слава Тебе, показавшему нам свет. Эксапостиларий — это вершина, кульминация в строе всего канона; он предшествует наиболее торжественной части утрени. Отец Киприан считает, что по своему значению этот важный церковный стих символизирует выход Апостолов на проповедь Евангелия. Отсюда и его название — эксапостиларий, от глагола “высылаю”. Воистину, эксапостиларию должно закончить чтение и пение канона и обратить молитву церковную к окончанию службы, заключающемуся в пении Слава Тебе, показавшему нам свет. Поэтому и нам представляется значительным и важным обратить внимание на содержание праздничных эксапостилариев Пасхи, также как и последующих праздников святого Вознесения и Пятидесятницы. Празднование дней Святой Пасхи освящено введением в службы Фомина воскресения и Преполовения особых, звучных и содержательных эксапостилариев. Следует отметить, что праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет эксапостилария. По мысли святой Церкви, этот праздник должен быть отнесен к череде пасхальных событий. Однако в связи с положением праздника, начинающего Страстную седмицу, сам праздник однодневен и, не имея попразднества, кончается на вечерне Вербного Воскресения с тем, чтобы на утрене началось уже пение Се, Жених грядет. Поэтому дню Входа Господня во Иерусалим и не полагается эксапостилария.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-svetiln...

Троицкий храм (Тамбов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 21 мая 2010 года, накануне праздника Святой Пятидесятницы, состоялось торжественное освящение малым чином Свято-Троицкого храма города Тамбова , которое возглавил епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (ныне митрополит Тамбовский и Рассказовский). Содержание История [ править править код ] Троицкий храм является одной из главных достопримечательностей Тамбовской земли. Дивный по красоте, он поистине стал украшением города Тамбова. Храм – это небо на земле, именно в храме человек особо ощущает присутствие Божие. Храм – это и центр духовной жизни каждого человека. Для многих жителей города Троицкий храм является тем местом, где можно получить утешение, вознести Богу свои благодарственные и просительные молитвы и приступить к благодатным Таинствам Церкви – исповеди, причастию, крещению, венчанию, елеосвящению (соборованию). В храме особенно ощущается Божественная благодать, чему способствует молитва, которая ежедневно возносится Богу. Троицкий храм города Тамбова отличается замечательной архитектурой и внутренним убранством, что ещё более побуждает человека к молитве и напоминает о величии Божием. Храм был построен благодаря трудам и молитвам владыки Феодосия при финансовой поддержке тамбовского мецената, генерального директора сети мебельных салонов «Юнион» Валерия Владимировича Устюхина. 21 мая 2010 года, накануне праздника Святой Пятидесятницы состоялось торжественное освящение малым чином Свято-Троицкого храма города Тамбова, которое возглавил епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (ныне митрополит Тамбовский и Рассказовский). Святыни [ править править код ] Икона святого великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Как добраться [ править править код ] Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, д. 391 Телефон: (4752) 45-02-68 E-mail: info@troica-tmb.ru Паломнику [ править править код ] Богослужения в храме совершаются ежедневно: 7.30 — Исповедь, 3 и 6 часы 7.45 — Божественная литургия 16:30 — Панихида 17:00 — Вечернее богослужение Огласительные беседы для готовящихся принять Таинство Крещения проходят во вторник (первая) и в четверг (вторая) в 19:00. Необходимо посетить обе беседы. На беседы приглашаются родители крещаемого ребенка и его восприемники. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Троицкий храм и православная гимназия Троицкая церковь. Тамбов г. Тамбов, церковь Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010