На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением 232 ; колена преклоняются впервые после Пасхи 233 . Молитвы читаются в следующие моменты: первая – сразу же после великого прокимна: «Кто Бог велий...», вторая – после сугубой ектении: «Рцем вси...» и третья – после «Сподоби, Господи...». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу. После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани пас, Боже, Твоею благодатию». После молитв – просительная ектения: «Исполним вечернюю...», сти ховные стихиры и обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерни – особый (см. Служебник). 229 По Уставу, канон Пятидесятницы, как в Недели ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9-й песни. Это потому, что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую...»). В дальнейшем в церковной практике вошло в употребление перед ирмосом петь указанный выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного «Обихода» (часть 2). 230 Пятидесятница – один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на литургии заменяется крещальной песнею: «Елицы во Христа крестистеся...», которая поется также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христова, Крещения Господня: в Лазареву субботу и в Великую Субботу – всего 12 раз в году. 231 Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы ( Лев. 23, 10–17 ; Чис. 28, 26 ). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. Деревья и цветы – символ вечно обновляющейся природы – указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Св. Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем ( Ин. 15 ). 232 В 3-й молитве встречается слово «вресноту», что значит: подлинно, действительно, истинно. Оно происходит от имени существительного «ресннота» или «реснота», означающего: пристойность, достоинство, истинность, действительность. Читать далее Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди/Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Чем больше с течением времени обогащалось христианское богослужение различного вида молитвословиями и песнопениями, тем больше и разнообразнее оказывался состав молитв отпуста. Особенное разнообразие наблюдалось в части литургийных молитв отпуста, или, что то же, заамвонных. В Евхологионе (так называется в Греческой Церкви богослужебная книга, представляющая наши русские Служебник и Требник вместе взятые) библиотеки Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины 958. Х в.), содержатся особые заамвонные молитвы на праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения Господня, на Крестопоклонную Неделю Великого поста, на Благовещение Пресвятой Богородицы, на Лазареву субботу, Неделю ваий и Великую Субботу, на Святую Пасху, Вознесение и Пятидесятницу, на Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Обрезание Господне, наконец, общая на память апостолов и пророков и общая мученикам (Дмитриевский А.А., проф. Описание литургических рукописей. Т. II Евхологион. Киев, 1901. С. 21—23). Но это еще не все молитвы отпуста Литургии. Преосвященный Порфирий (Успенский) в своем «Первом путешествии в афонские монастыри и скиты» приводит еще молитвы для второй Недели Великого поста, для Недели Антипасхи и на «празднества», очевидно, послепасхальных воскресений (Киев, 1877. Ч. II. Отд. I. С. 458—461). Один грузинский Евхологион кроме вышеупомянутых молитв содержит еще молитвы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, на Великий Четверг, на Преполовение, Рождество Богородицы и Воздвижение Креста Господня, а из праздников святых — особую молитву на память святого первомученика Стефана и ряд «всегдашних» молитв, то есть молитв, читавшихся в те дни, когда не было положено нарочитых молитв (Кекелидзе К.С., прот. Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908. С. 154—156). Упомянутые молитвы читались иереем в конце Литургии, поскольку Литургия завершала собой весь круг суточного богослужения, посвященного тому или иному празднику. Что же касается молитв отпуста вечерни и утрени, то это были одни и те же молитвы для всех служб года — праздничных и вседневных. В конце вечерни читалась молитва «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие...», а в конце утрени — «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...». Первая из этих молитв — это теперешняя седьмая светильничная молитва (светильничными молитвами называются молитвы, читаемые тайно священником в начале вечерни), а вторая находится теперь в составе 12 утренних молитв, которые иерей читает тайно во время шестопсалмия. Еще в XIV веке эти две молитвы не входили в указанные группы молитв, а читались в конце богослужения, перед главопреклонной молитвой, и каждая из них обозначалась в Служебниках как «молитва отпустная» (Описание славянских рукописей бывшей Московской Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. III. Ч. I. С. 139, 142).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

«Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа» – Владыка, Троица – это государственный праздник, и для большинства людей выходной в понедельник – это возможность отдохнуть, выехать на природу, на дачу. Если говорить о Троице в двух словах, то, что мы отмечаем в этот день? – Действительно, Троица, слава Богу, благодаря тому, что наше государство возвращается, хоть и частично, к традициям христианства, является государственным праздником. Этот праздник всегда попадает на воскресный день потому, что он празднуется через 50 дней после Воскресения Христова, после праздника Пасхи. И всегда в 50-й день совершается память схождения Святого Духа на апостолов, или праздник Пятидесятницы. Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа. Это день рождения Церкви, поскольку в этот день апостолы получили дары Святого Духа для того, чтобы нести проповедь Евангелия по всему миру. Ведь кем были апостолы? Это были малограмотные рыбаки, простые работяги. Мы видим исторический парадокс: 12 неученых людей покорили весь мир – не оружием, не силой, не красноречием, не своей образованностью, а проповедью евангельской. Они, действительно, покорили всю вселенную, и без явной помощи Божьей сделать это было невозможно. Мы видим дары Святого Духа, которые апостолы получили и смогли применить, благодаря чему все мы верим во Христа и являемся чадами Церкви. «Именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено…» – А в чем особенности богослужения в этот день? – Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. В этот день по окончании Литургии, то есть утренней службы, совершается особая Троицкая вечерняя, во время которой читаются коленопреклонные молитвы, в которых мы просим, чтобы Господь послал нам обильно дары Святого Духа. В период от Пасхи до Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, в церкви не совершаются коленопреклонения, потому что это дни особой Пасхальной радости, это дни, когда вся вселенная торжествует. И в этот период покаянная коленопреклонная молитва в церкви неуместна.

http://pravmir.ru/pochemu-troica-den-roz...

Весь Адам востает от смерти во Христе: Адама воздвиг от тли и упразднив смерть. Тихая и вместе с тем сильная радость дается во все время пения светильна, находя в душе смертного человека неземные, бессмертные отзвуки. Тайна, дарованная от Бога, способна выразить по существу неизобразимые состояния человека во дни светлого Воскресения, в светлую ночь Воскресения, когда самых глубин бытия касаются твои слова и церковная молитва. Прозвучав три раза, углубив в душе верующих истину Пасхи, истину радости, хор замолкает, и утреня идет к своему концу с тем, чтобы донести радость, усовершить ее в душе, сделать орудием твоего бытия — в это светлое время Пасхи, в эти минуты в храме, а потом — и часы в твоем жилище. Пасха нетления, мира спасение, — требуется закончить песнотворцу слова Божественного гимна, чтоб утвердить, укрепить, сделать значимым твое существование. В структуре Божественного богослужения архимандрит Киприан (Керн) уделяет большое внимание построению и назначению эксапостилария 1 . Он относит это песнопение к заключающим торжественным отделам утрени, следующим перед пением великого славословия Слава Тебе, показавшему нам свет. Эксапостиларий — это вершина, кульминация в строе всего канона; он предшествует наиболее торжественной части утрени. Отец Киприан считает, что по своему значению этот важный церковный стих символизирует выход Апостолов на проповедь Евангелия. Отсюда и его название — эксапостиларий, от глагола “высылаю”. Воистину, эксапостиларию должно закончить чтение и пение канона и обратить молитву церковную к окончанию службы, заключающемуся в пении Слава Тебе, показавшему нам свет. Поэтому и нам представляется значительным и важным обратить внимание на содержание праздничных эксапостилариев Пасхи, также как и последующих праздников святого Вознесения и Пятидесятницы. Празднование дней Святой Пасхи освящено введением в службы Фомина воскресения и Преполовения особых, звучных и содержательных эксапостилариев. Следует отметить, что праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет эксапостилария. По мысли святой Церкви, этот праздник должен быть отнесен к череде пасхальных событий. Однако в связи с положением праздника, начинающего Страстную седмицу, сам праздник однодневен и, не имея попразднества, кончается на вечерне Вербного Воскресения с тем, чтобы на утрене началось уже пение Се, Жених грядет. Поэтому дню Входа Господня во Иерусалим и не полагается эксапостилария.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-svetiln...

Дух Святый древле устами пророков предсказывал о спасении мира через обещанного Искупителя, как говорит апостол: ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Петр. 1:21 ). Наитием Святаго Духа преблагословенная Дева Мария безсеменно зачала и родила Богомладенца Иисуса Христа. Дух Святый нисшел на Иисуса Христа во время крещения Его в Иордане в виде голубя. Дух Святый, по вознесении Господа на небо, по ходатайству Его перед Богом Отцем, в день пятидесятницы ниспосланный от Отца, сошел на апостолов в виде огненных языков, то есть по заслугам Господа Спасителя обильно стал являть благодатные Свои дары или действия в учениках Христовых. Дух Святый со дня пятидесятницы, в который нисшел Он на апостолов, доныне действует и до скончания мира будет действовать в Христовой церкви через слово Божие и спасительные таинства, подавая верующим во Христа многоразличные благодатные дары, необходимые для их спасения, разделяя властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:11 ). Дух Святый обитает в каждом христианине, и потому самые тела наши, по учению апостола Павла, суть храм живущаго в нас Святаго Духа ( 1Кор. 6:19 ). О сем Духе говорил Господь: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин. 14:16 ). Столько высоких истин напоминает нам эта кратчайшая молитва: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В сей молитве предложено и основание всех наших обязанностей. Вся жизнь наша должна быть посвящена на служение единому Триипостасному Богу. Это значение имеет заповедь Господа – крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа, т.е. через крещение во имя Святой Троицы мы обязываемся жить не для себя и не по своей воле, но для славы единого Бога, в трех Лицах прославляемого, и по Его святой воле, раскрытой нам в слове Божием. По этому знаменованию слов Господних эта молитва , произносимая в начале дня или перед началом поучения, как слышите в храме, или перед началом дела, как делают благочестивые христиане, всегда напоминает нам первую обязанность нашу или основание всех наших обязанностей, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы постараемся проследить учение Христа Спасителя и всего Нового Завета о действиях Св. Духа в мире и в душе человеческой, но, прежде всего, укажем на то, что воздействие Его по библейскому учению является в Христовой Церкви не туманным и чисто мистическим прикосновением, но самым жизненным, потрясающим и умиляющим, не только личным, но и общественным, общецерковным. Таким именно изображением Св. Духа и Его действий полна служба Св. Пятидесятницы, особенно же коленопреклоненная молитва св. Василия Великого , а также творения преподобного Исаака Сирина , который воспринимал общение души с Богом преимущественно, как общение со Святым Духом и нередко предпочитает употреблять вместо слова «Бог» – слово «Дух» или «Дух Святой». Святой Иоанн Дамаскин составил совершенно оригинальное молитвенное последование Святому Духу или Параклиту, не вошедшее в состав нашего богослужения, но мощно потрясающее душу читателя силой образов, в ней собранных. Впрочем, мы ограничимся приведением трех классических стихирь Пятидесятницы из вечерни и утрени. «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный. Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю Слава Тебе». «Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет: ниже начинаем, ниже престаяй, но присно Отцу и Сыну счинен и счисляем: живот и животворяй: свет, и, света податель, самоблагий, и источник благостыни: имже Отец познавается, и Сын прославляется, и от всех познавается; едина сила, едино счетание, едино поклонение Святыя Троицы». «Дух Святый, свет и живот, и живый источник умный: Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный обладаяй, очищаяй прегрешения: Бог и боготворяй, огнь от огня происходяй: глаголяй, деяй, разделяяй дарования, имже пророцы вси, и божественнии апостоли с мученики венчашася, странное видение, огнь разделяяйся в подаяние дарований». В воспоминаниях Мотовилова о преподобном Серафиме Саровском , правда, непроверенных, но в последние годы заинтересовавших нашу литературу и даже переведенных на сербский язык преосвященным Николаем Велимировичем , излагается учение преподобного Серафима о спасении, как о постоянном усвоении благодати Святого Духа и внутреннего общения с Ним нашей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Это «Видехом свет истинный…» и «Царю Небесный…». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем — вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи, воззвах…» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» — при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием). На вечерне читаются паремии — из Книги Чисел (11, 16–17, 24–29) — сошествие Святого Духа на вождей и начальников иудейского народа: И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (с Моисеем.— Ред.), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам; из Книги пророка Иоиля (2, 28) — излию от Духа Моего на всякую плоть; из Книги пророка Иезекииля (36, 24–28) — о том, что будет совершено обновление человека, Господь даст людям новое сердце и новый дух: и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. На утрене праздника поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». В этом тексте упоминаются все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. При этом обращаемся мы к Богу Сыну, чем подчеркивается Его участие в посланничестве Святого Духа людям. Вообще, текст величания своим источником имеет евангельское изречение: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15, 26). Что касается канона утрени на Троицу — используются два канона, Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Второй канон написан гекзаметром, он более сложен, в нем много слов, имеющих два корня и даже три — «языкоогнеобразная благодать». Творение Космы монаха несколько проще, доступнее для нас.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; глава городского поселения Сергиев Посад Московской области Д.С. Демин; глава Одинцовского муниципального района Московской области А.Р. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). На телеканале «Союз»  шла прямая трансляция праздничного богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Быстрова в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Ельшин), насельник Троице-Сергиевой лавры. По окончании Литургии Предстоятель совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Люберецкого Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Праздничные богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении богослужений иерархи, духовенство, прихожане и многочисленные паломники собрались на Соборной площади Лавры. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Событие Пятидесятницы есть нечто совершенно особенное не только в жизни апостолов, но и в истории всего человеческого рода, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви. — Через жизнь, страдания, Крест и Воскресение Спасителя миру была дана возможность постоянно пребывать в общении с Богом. Через сошествие Святаго Духа Божественное начало входит в повседневную жизнь человечества. И если Господь Иисус Христос, совершая Свою миссию, проповедовал тем, кто Его окружал, то силой Святаго Духа слово Божие стало распространяться по всей вселенной, и сегодня нет человека, который не мог бы его услышать; более того, нет никого, кто был бы лишен возможности вступить в общение с Богом».

http://patriarchia.ru/db/text/4922885.ht...

И из-за чего мы нарушили устав? Чтобы на другой день больше спать? Не вставать на утреню в четыре-пять часов? Жалкие плотолюбцы! И за то наказываемся: благодать сыновства Божия променяли на похлебку плоти. Сами обрезали праздник себе. А я духовно наказан был еще особо – и хуже других. Поделом! Ибо от меня больше всего зависело сохранить устав и радость. Отсюда простой вывод: нужно устав соблюдать. Ведь составители-то его были люди живые, глубоко опытные, и знали, что делали. Конечно, всего не исполнишь, особенно в смысле количества. Но что касается распорядка и времени, то это – легче. И нужно. Вот, например, и о вечерне я упомянул: почему она сразу после обедни? Это единственный раз в году. Подите же, никогда не задумывался над этим чрезвычайным исключением. Необыкновенная вечерня Мне, по поводу присоединения ее к утрене, пришли такие мысли. 1 . Суть и цель этой вечерни в чем? Конечно, в испрошении у Святой Троицы БЛАГОДАТИ ДЛЯ НАС. Так и ждешь этой вечерни, как ждали Пятидесятницы апостолы для себя, – а мы теперь Духа Святого ждем себе. И особенно это ожидание поднимается к моменту чтения трех молитв, после «Свете тихий». 2 . Теперь подумаем: куда бы лучше отнести этот момент? К утрене (то есть ко всенощной, ибо всенощная всегда есть лишь вступление в радость и благодать праздника)? В литургию? – некуда; да и совершенно немыслимо, ибо литургия всегда сама по себе полноценна и завершена. Ясно, что осталось одно время – после литургии. 3 . А так как древность не знала наших современных «молебнов», то оставалось одно: или придумать новую службу, или же присоединить испрашивание благодати к существующему богослужениювечерне. Да ведь по существу и строению – и вечерни, и утрени, и молебны – одного типа. А молебен есть явно (это известно) утреня, только сокращенная: вместо канона поются лишь запевы: «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» 4 . Но куда поставить самую вечерню? Если оставить на своем месте вечером, – то и народ, особенно далеко живущие, не придут вечером. Но монахи в монастыре могли бы и вечером прийти из келий до церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Владыка Ириней, обращаясь в своей проповеди к собравшимся паломникам, пожелал, чтобы «все совершенные в храме на Святой земле молитвы, были приняты Господом Богом. Чтобы Господь даровал силы, крепость, а также возможность периодически приезжать на Святую землю, чтобы оживлять в сердце благодать и радость от общения с Богом». Митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней выразил искреннюю благодарность Русской Духовной миссии за предоставленную ему возможность накануне и в День Святой Троицы служить под сводами такого величественного русского храма в центре Иерусалима, каким является Троицкий собор. Владыка искреннее признался: «Я просто счастлив, что молился в праздник Святой Троицы в Иерусалиме. Для всех паломников, а только с Днепропетровщины их прибыло более 80-и человек, это тоже большая радость. А сейчас, когда они после Литургии поднимутся вместе со мной на гору Сион, войдут в горницу Тайной Вечери, где когда-то сами апостолы пребывали в день Пятидесятницы (Деян: 2:1-4), то это событие станет для них незабываемым». Существующее в настоящее время здание на горе Сион, где находится горница Тайной Вечери, отмечает то святое место, где святая Елена в IV веке построила маленькую церковь, впоследствии разрушенную. Нынешнее здание Сионской горницы возведено в период Крестовых походов и носит следы позднейших реконструкций. Сотни паломников посетили в эти дни на Сионе горницу Тайной Вечери. Гора Сион издавна почитается в Иерусалиме как место сошествия Святого Духа на апостолов. В первый день праздника Святой Троицы на Сионе в послеполуденные часы в построенной 20 лет назад греческой часовне во имя Святого Духа (Троицкая часовня), расположенной в глубине Сионского кладбища (кладбище Братства Господня на горе Сион), где издавна хоронят христиан всех вероисповеданий, греческий архиепископ Христодул в сослужении с арабскими священниками и представителем Русской Духовной миссии игуменом Феофаном отслужил Вечерню. Во время богослужения молитвы здесь тоже читались не только на греческом, но и на арабском и церковно-славянском языках.

http://pravoslavie.ru/26890.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010