В стихирах на праздник Сретения Господня содержатся мысли, что принесением во храм Спасителя выразилось исполнение Господом ветхозаветного закона, что Иисус Христос есть предсказанный пророками Спаситель, воплотившийся для спасения людей, что «Ветхий денми», Бог Саваоф, первое лицо Св. Троицы, ныне видится как Младенец, что древний Законодатель, Творец, становится исполнителем закона, и что теперь начинает светить свет, озаряющий язычников, что Христос, таинственно носимый Херувимами и воспеваемый Серафимами, воспринимается старческими руками Симеона и, как Начальник Ветхого и Нового Завета, в образе двух горлиц принимает в жертву Церковь Ветхозаветную и Новозаветную от язычников и новопросвещенных людей. В паремиях содержатся следующие мысли: в 1 паремии (составленной из различных мест книги «Исход и Левит») говорится про ветхозаветный закон посвящать богу первенцев; во 2 паремии (Исаии. 6:1–12) говорится о видении пр. Исаии, который узрел Бога Саваофа, сидящего на Престоле и окруженного Ангелами; в 3 паремии (Исаии. 19:1–21) содержится предсказание о бегстве в Египет, о бедствиях, грозящих египтянам, и обращении их к Богу; и, действительно, по преданию, во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Иисусом Христом. Тропарь: Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и Ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших дарующаго нам воскресение. Радуйся, Благодатная Богородица Дева, п. ч. из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, Старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение. Кондак: Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый якоже подобаше, предварив и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство и укрепи Императора, егоже возлюбил еси, едине Человеколюбче. Иисусе Христе, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало, и поспешивший спасти нас, подай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленного Тобою Императора, Единый Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Ветхим денми, говорит св. отец Церкви Ипполит, называет пророк не иного, как разве Господа всяческих, Бога и Владыку даже для Христа, Того, от Котораго состареваются дни и Который Сам от дней времени не стареет». Его одежда белизны снега и чистые, как волны, волосы означают чистоту и святость божественного Его существа. Огненным видом престола и видом текущей огненной реки знаменуется святая ревность в Боге, а также внушается мысль о том, что Господь есть Судия всего существующего. Господь окружен бесчисленным сонмом ангелов, служащих неизреченной славе Его. Суд начался с торжественного занятия судьями своих мест на престолах, после чего раскрылись книги. Описание этих действий следует понимать в переносном смысле, как наглядное изображение того, что пред всеведением Судии открыта вся жизнь подсудимых и поэтому никто из них не скроет даже самых тайных своих грехов. Подобное человекообразное представление страшного суда Божия над миром встречается и в Священном Писании Нового Завета (Мф. XIX, 18: Лyk. XI, 30 ; 1Kop. VI, 1 ; Апокалипс. IV, 1-I; X, 1). 11–12 ст. Действием Всемогущего Судии злая боговраждебная сила, главным образом сосредоточивающаяся в четвертом звере, уничтожается в момент убийства и сожжения зверя. Божественный суд коснулся и первых трех зверей: они лишены были власти, но продолжение жизни им, как в меньшей степени проявлявшим боговраждебность, на некоторое время было даровано. Такой порядок изображения судьбы боговраждебных сил в мир, по которому сначала следует вечная гибель антихриста (поражение четвертого зверя), а затем указывается на прекращение деятельности всех существ, уклонившихся в сторону зла с оставлением их существования на некоторый срок (лишение власти трех первых зверей), показывает, что в пророческой картине видения Даниила первое и второе пришествие Господа Иисуса Христа в мире изображаются вместе. По пророческому представлению воинствующее состояние царства Христова на земле после первого пришествия Господа и открытие царства славы сливаются в один образ, причем внимание пророка более сосредоточивается на втором пришествии Господа в мир, открытие же царства благодати предполагается событием уже совершившимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ветхость указует на вечное рождение. Сын Человеческий со святыми – это, исторически, маккавеи, осуществившие суд Божий над нечестивым Антиохом Епифаном с греками, господствовавшими в Сирии и досаждавшими иудеям. Мессиански, Сын Человеческий – это Христос, водворивший в мире Царство Небесное. Прп. Ефрем Сирин дает всему видению как историческое, так и мессианское толкование. Языческие державы звероподобны, образ их – четыре зверя. Отвратительнейший зверь – антихрист. И, напротив, царство Божие изображается в виде Сына Человеческого, оно человекообразно. Человек – образ Божий. Царство Сына Человеческого отображает небесную славу Ягве Бога. Сколько человек выше зверя, столько царство Мессии, Сына Человеческого, больше царств земных с их звериным образом диавола. Сын Человеческий, Бар Энаш, – человек, но в небесной, неземной славе, Он явится на суд над малым рогом и зверьми. Образ Сына Человеческого даже более эсхатологический, чем мессианский. И видение пророка Даниила целиком дышит эсхатологией. Прп. Иоанн Дамаскин уже в веке, завершая развитие догматического учения церкви, говорит, что все ветхозаветные Богоявления (Феофании) были в образе человеческом, начиная от явлений Бога Адаму в раю, потому что Бог имел воплотиться. В контексте этой мысли излагает прп. Иоанн Дамаскин и свое суждение о видении пророком Даниилом Ветхого днями и Сына Человеческого: «Увидел и Даниил подобие человека 83 и яко Сына Человеча дошедшаго до Ветхаго денми. И никто не увидел естества Бога, но (только) образ и подобие Того, Кто намеревался в будущем явиться. Ибо Сын и невидимое Слово Божие намеревалось по-истине стать человеком, для того, чтобы соединиться с нашим естеством и быть видимым на земле» Третье защитительное слово против порицающих св. иконы, п. 26]. Апокалиптический образ Сына Человеческого, Бар Энаш, у Даниила повторяется в позднейших иудейских Апокалипсисах Ездры, Еноха и других апокрифах и прочно входит в семитское сознание. Ожидаемый в небесной славе Сын Человеческий становится достоянием священного предания иудеев, является в Евангелии и вновь появляется уже в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

врачи К. и Д.- в рост, лицом друг к другу, без врачебных атрибутов, в молении к Св. Троице (вверху). В верхней части клейм (всего 22) представлены двунадесятые праздники (12 клейм - от Благовещения до Успения Пресв. Богородицы), в нижней (10 клейм) - Житие К. и Д. Возможно, на икону из Ипатиевского мон-ря ориентировался костромской мастер, автор иконы «Святые Косма и Дамиан, с 18 клеймами жития» (сер. XVII в., КГОИАМЗ). В среднике святые вновь представлены в рост обращенными друг к другу с ковчежцами в руках; в верхней части иконы, в облаке,- оплечный образ Спасителя. Житийный цикл включает сцены: рождение близнецов, приведение в учение, Д. принимает от Палладии 3 яйца, К. и Д. получают от Бога дар исцеления, исцеление верблюда в пустыне, обманутая диаволом жена едет к мужу, К. и Д. сбрасывают диавола с обрыва, исцеление отрока, исцеление болящей, исцеление у престола, исцеление болящих, спящему пахарю змея заползает в рот, К. и Д. изгоняют змею, исцеление пахаря, преставление Д., погребение (2 нижних клейма утрачены). Близкая к этой иконе иконография встречается на неск. иконах. На храмовой иконе в ц. святых Космы и Дамиана в Шубине в Москве (средник - XVII в., рама с клеймами - 1-я пол. XVIII в.) в среднике помещено то же изображение, в сегменте неба представлен образ Ветхого денми с 8-конечным нимбом, благословляющего святых обеими руками; число клейм сокращено до 16. На палехской иконе XIX в. (собрание А. Ф. Кожевникова) в среднике святые в правой руке держат ковчежцы, в левой - мученические кресты; в клеймах проиллюстрировано Житие (Палладия посылает за К. и Д., исцеление Палладии, Д. принимает от Палладии 3 яйца, К. узнал о том, что Д. принял мзду, опечалился и просил не хоронить его рядом с Д., кончина К., размышление о месте погребения К., верблюд уговаривает людей похоронить К. рядом с Д., погребение К. рядом с Д., Малх вручает свою жену под покровительство К. и Д., К. и Д. спасают жену Малха от искушения диавола, жена Малха кланяется образу К. и Д. в храме).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Все четвертое Евангелие освещено ослепительно белым светом Преображения Господня и Святой Пасхи. Вспоминаются слова из Евангелия от Марка (9:3), где говорится, что в миг Преображения одежды Иисуса «сделались блистающими, белыми весьма, такими, что белильщик на земле не может так выбелить». Вспоминается и то место Евангелия от Матфея, где про ангела, отвалившего камень от гроба Воскресшего, говорится, что «был вид его как молния, и одежда его бела как снег» (Мф. 28:3). Мироносицы у гроба согласно Евангелию от Марка (16:5) увидели «юношу, облеченного в одеяние белое». Важно вспомнить и о том, что происходило это «ранним утром… при восходе солнца» (Мк. 16:2). Как говорится в одном из средневековых латинских гимнов: Весть о пасхальной радости Нам солнце шлет сиянием, В лучах зари стоящего Иисуса зрят апостолы. Данте, который как выходец из средневековья прекрасно разбирался в символике цвета, про ангелов говорит в XXXI песни «Рая», что они le facce tutte avean di fiamma viva, e l " ali d " oro, e l " altro tanto bianco, che nulla neve a quel termine arriva, — то есть «все лица у них были из огня живого и крылья — из золота, а остальное было настолько белым, что никакой снег не может достичь белизны такой степени». Здесь присутствует и намек на начало 103-го псалма, где говорится: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями твоими огнь пылающий» (ст. 4), и на видение пророка Иезекииля (1:13), который, когда «отверзлись небеса» увидел «подобие славы Господней». Пророк говорит о том, что вид животных, которых он увидел, был «как вид горящих углей, как вид лампад огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня». Таким был и ангел в видении пророка Даниила: «Лице его — как вид молнии, очи его — как горящие светильники» (10:6). Но Данте имеет в виду и другой текст Даниила, где говорится о том, как пророк увидел «Ветхого денми»: «Одеяние на Нем было бело как снег» (7:9), а кроме того, и старцев из Апокалипсиса (7:13), «облеченных в белые одежды». Рассказывая о своем видении, поэт строго следует тем образам, что он нашел в видениях из Священного Писания. И даже странное и с трудом переводимое выражение altro tanto bianco, che nulla neve a quel termine arriva («остальное было настолько белым, что ни один снег не достигает такого предела») тоже взято из Нового Завета. Конечно, из рассказа о Преображении в Евангелии от Марка, где сообщается, что одежды Иисуса сделались настолько белыми, что ни один белильщик на земле не мог бы так их выбелить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Вчерашний день, т[о] есть во вторник 1-го 10-го 57 г., мы, то есть я и путешествующие со мной старушки, после литургии и учредившись трапезой, распростившись с гостеприимной Троицкой пустынью, решили побывать в Свято-Серафимовском женском м[онастыре]. При сем нас с места пребывания сопровождал сам о[тец] игумен Иов. Спустившись с горы, о которой я уже Вам писал и которая, как оказалось, имеет не 200, а 500 метров высоты, мы, пройдя по устланной камнем дороге (около 1 км) и перейдя в высшей степени бурную, немалую реку (которой название «Река») и подождав близ моста минут 10–15, мы сели в легковую машину. По предложению о. Иова, который присоединился к нам, мы попутно заехали в Николаевский немноголюдный мужской монастырь, где видели ветхого денми настоятеля о[тца] Архимандрита и иером[онаха] казначея, который водил нас в церковь и показывал свою келью. Видели мы и дерев[янную] колокольню, полную колоколов, причем в самом большом весу около 100 пуд[ов]. На вопрос – что мы видим так мало братии – нам ответили, что иеромонахи размешены по женским монаст[ырям] и приходам. Из Николаевского м[онастыря] мы заехали в находившийся недалеко женский монастырь. Здесь Церковь прежней постройки, коробовой архитек[туры] довольно вместит[ельная] и, как все виденные нами здесь, однообразные с хорами в западн[ой] стороне. Колокольня высокая, с колоколами, которые по скрытости видеть не удалось, а вверх мы не лазили. Число сестер здесь 70, из которых мы видели только 3-х. Остальные – в поле, на уборке картоф[еля] и кукурузы. Здесь, распростившись с о. Иовом, мы в сопровождении данного им послушника поехали дальше. Дорога была каменная, хотя не вымощена, и переезжали перевалами Карпатских гор, о которых я много читал и слыхал, но не имел должного понятия, и проходила по чрезвычайно красивой местности. То мы влетали в крутизну, то осторожно спускались с огромной высоты вниз, делая весьма крутые повороты. И вот доехали до села «Заднее», покрыв расстояние от Троицкой пустыни 40 км. Затем, покинув машину, мы по образу пешего хождения направ[ились] к намеченной цели. Здесь шла извилистая тропа по берегу шумной речки, дно и бока которой были сплошь из камня. От с. Заднего до м[онастыря] расстояние 5 к[ило]м[етров]. Причем в 2-х случаях переходили эту речку. В конце пути нам пришлось преодолеть крутой, правда, небольшой подъем, пройдя который, мы очутились на поляне, засеянной злаком, и сразу же увидали одноэтажное здание, это общежитие. Несколько поодаль от которого на возвышении стояли вновь выведенные доверху стены будущей церкви, к которой подвозят материал на 2 лошад[иных] подводах для перекрыт[ий].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Господь Иисус Христос, приняв на Себя плоть человеческую, явился в мир видимым образом, все Его видели, прикасались к Нему, беседовали с Ним, и как видели, так Он и изображается на святых иконах ( 1Ин.1:1 ). Даже сохранилась плащаница Спасителя, то полотно, в которое было завернуто Его Тело после смерти, и на нем остался отпечаток от Лица Его и от всего тела израненного. Господа Саваофа видел пророк Исаия ( Ис.6:15 ), пророк Даниил описывает, что он видел Бога «ветхого денми» ( Дан.7:9–14 ), что видел самого Бога, свидетельствует апостол Иоанн Богослов ( Откр.1:13, 4:2 ). Также все видели Пречистую Деву Марию, Матерь Божию, видели пророков, апостолов и всех святых. Их лица сияли небесной славою, были исполнены благодатью Божией, которая передается всем, взирающим на них. (Читай книгу «Исход», 34 глава, 29–35 стихи – как сияло лицо Моисея после беседы с Господом на горе Синай, и когда он спускался потом с горы к людям, они не могли смотреть на него от этой славы, и Моисею пришлось прикрывать лицо свое). Икона – это окно в духовный мир. Святые иконы даны нам для благоговейного воспоминания о Господе, о делах Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святые иконы являются для нас теми же священными книгами, только написанными вместо букв лицами и вещами. Икона – это видимое присутствие Божие. Почитай же, христианин, святые иконы и всегда с благоговением относись к ним. Об устройстве святых храмов Божиих Следует также заметить, как должен быть устроен Божий храм, в котором собираются верующие, и так ли он устроен у сектантов?! Сам Господь Иисус сказал: «Дом Мой, домом Молитвы наречется» ( Мф.21:13 ), еще в Священном Писании храм Божий называется «церковью» ( Деян.11:26 ; 1Кор.11:18, 14:34–35 ), почему же иеговисты называют места своих собраний «залами Царства»? Но пусть, название можно поменять, а ведь в Библии неоднократно говорится, как Сам Господь Бог повелел устроить святой храм, как сделать святилище, жертвенник, стол для приношений, светильник и все принадлежности, необходимые при богослужении, причем, все указывается самым детальным образом: из чего сделать ту или иную вещь и каких именно размеров. Внимательно прочитайте следующие места Священного Писания: Исход 25:1–9: «И сказал Господь Моисею... все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ее; так и сделайте». Далее до 28-й главы рассказывается, как должен быть устроен первоначальный походный храм – ветхозаветная скиния, а в 28-й главе говорится об одеждах священников, употребляемых во время богослужения. Пророк Моисей устроил скинию так, как повелел ему Бог, а Господь проявлял к ней Свое особое благоволение. См. Исх.33:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

До очевидности ясно, что Даниил видел Еммануила, всходящего к небесному Отцу и Богу. Небесное облако подняло Его ( Деян. 1, 9 ). И называет Его Даниил непросто человеком, но яко сыном человеческим потому что Бог Слово было в образе, подобном нашему. Точно также понимая это, мудрый Павел говорит, что Бог Слово было в подобии человечестем, и образом обретеся якоже человек ( Филип. 2, 7 ), и земнородные видели Его в подобии плоти греха ( Римл. 8, 3 ). Если бы то был человек, удостоенный божеской чести, только по причине близости к Богу: то пророк сказал бы, что он видел как бы Бога, или как бы Сына Божия, идущего на облаках: но пророк так не сказал, а говорит, что видел он яко сына человеческаго; следовательно он видел Сына, как Бога и как вочеловечившего ся, т. е. бывшего в подобии человечестем, по слову Павла. Но хотя пророк видел Его во плоти яко сына человеческого; однакож Он даже до Ветхого денми дойде, т. е. снова возшел па престол вечного Отца. – И дадеся тому честь и царство, и вси племена и языцы тому поработают. Тоже самое сказал Иисус Христос: прослави Мя Ты, Отче, у тебе самого славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть ( Иоан. 17,5 ). А что воплотившееся Слово Божие сопрестольно и равночестно, даже с плотию, Богу и Отцу, оставаясь одним и тем же Сыном и по вочеловечении, – это ясно показывает нам мудрый Павел, когда пишет: такова имамы первосвященника, иже седе одесную престола величествия на небесех ( Евр. 8, 1 ). Да и сам Господь наш Иисус Христос на вопрос иудеев: Он ли во истину Христос? говорит: аще вам реку, не имете веры: аще же и вопрошу вы, не отвещаете Ми. Отселе будет Сын человеческий седяй одесную силы Божия ( Лук. 22, 66 – 69 ). Значит, еще сонм святых пророков видел вочеловечившего ся Сына на престолах Божества. Теперь посмотрим на проповедников нового завета, вселенских тайноводцев, которым сам Христос сказал: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас ( Матф. 10, 20 ). И вот мы встречаем божественного Крестителя, который говорит: по мне грядый предо мной бысть: яко первее мене бе ( Иоан. 1, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Дьяк Висковатый не был признан правым, и ходатайство его отклонено. Решение было принято в общих чертах, без того, чтобы было рассмотрено каждое изображение в отдельности. Думается, что промыслительное значение такого решения заключалось в том, что Собор, приняв иконы с очень спорной иконографией, сохранил и принял ту икону, без которой немыслимо представить себе Церковь. Это икона Святой Троицы - Троица Авраамова, как определено в грамоте дьяка Висковатого. Икона эта была им внесена в перечень подлежащих изъятию на том основании, что в ней имеется изображение Бога Отца. Стоглав утвердил образ Троицы особым разрешением. Несколько лет спустя следующее обсуждение изображений Бога Отца состоялось на Великом Московском Соборе (1655 г.) Собор этот, в противоположность Стоглаву, совершенно отвергает изображение Бога Отца, делая исключение лишь для изображений Апокалипсиса, где полагает изображение Бога Отца допустимым " ради тамошних видений " . Ради видений Бога Отца в образе Старца, Ветхого денми, данных в Откровении. Запрещение Великого Московского Собора носит предостерегающий характер. Забота Собора определяется опасением, что человеческий образ Бога Отца может внушить мысль о человекоподобии первого Лица Святой Троицы. Великий Московский Собор указывает также на недопустимость иконы, которая носила наименование " Отечество " и имела большое распространение. Икона эта помещается в верхнем праотеческом чине иконостаса, она как бы осеняет собою весь храм, и по замыслу иконографическому стремится с наибольшей полнотой выразить отеческую природу первого Лица. Икона эта очень древняя по происхождению - первое из сохранившихся изображений относится к началу XI века и сохраняется в Ватиканской библиотеке. Это миниатюра, помещенная в манускрипте Иоанна Климаха (из книги Адельгейм Гейман). Иконография ее является вполне сложившейся и законченной и мало чем отличается от икон XVI и XVII столетий, которые помещались на иконостасах. Бог Отец изображен в виде старца, восседающего на престоле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

е. священникам, чтобы не брили края бороды своей ( Лев. 21:5 ). Бог не только запретил это на словах, но и явился Даниилу с бородой, в образе Ветхого денми ( Дан. 7:9 ). И Сын Божий во время Своего пришествия во плоти носил бороду. Равным образом и праотцы, и патриархи, и пророки, и апостолы имели бороды, как это видно на самых древних иконах, на которых они изображаются с бородами. Между прочим, и святые Италии, такие как Амвросий, Венедикт – отец монахов, Григорий Двоеслов и др., носили бороды, что видно на их изображениях в церкви св. Марка в Венеции. Да и само рассуждение здравого разума признает, что стричь бороду нелепо. Ведь борода – это тот видимый признак, по которому мужчину отличают от женщины. Поэтому один философ, когда его спросили, зачем он отращивает бороду, ответил: «Каждый раз, когда я дотрагиваюсь до своей бороды, я чувствую, что я мужчина, а не женщина». У тех, кто бреет бороду, лицо не мужское, а женское. Поэтому Епифаний порицает мессалиан за то, что они стригут бороду, которая придает мужчинам свойственный им облик (Epiph. Adv. haer. 80. 7//PG 42, 765D). Апостолы в «Постановлениях» (кн. 1, гл. 3) повелевают, чтобы никто не брил бороды и не изменял естественный облик мужчины на противоестественный. Они говорят: «То, что Творец Бог признал благопристойным для женщины, Он счел несообразным для мужчины» (PG 1, 568A). Это нововведение – стричь бороды – появилось в Римской Церкви незадолго до Льва IX, а Григорий VII принуждал к этому епископов и клириков даже силой. О, что за позорнейшее и отвратительнейшее зрелище – видеть преемника Петра остриженным, как говорят греки, накоротко (ν χρ), что твой жених, с той лишь разницей, что он носит епитрахиль и омофор, восседает во главе собора множества подобных ему и называется папой. Однако и после безумного Григория не исчезли бородатые папы, о чем свидетельствует то, что Геласий II, как написано в его житии, отращивал бороду (см.: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 776–778). И Мелетий Исповедник (вопрос 7 об опресноках) рассказывает, что король задержал некоего папу Петра за его бесчестные дела и остриг ему полбороды, чтобы его обесчестить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010