Итак, все эти Богоявления и пророческие видения Божества являются откровениями будущего, то есть понимаются Церковью в контексте христологическом, и наименование Ветхий денми относится не к Отцу, а именно ко Христу. И нет ни одного богослужебного текста, который относил бы пророческие видения или наименования Ветхий денми к Богу Отцу. Поводом к использованию пророчества Даниила для изображения Бога Отца служит образное содержание этого пророчества — видение двух различных фигур с соответствующими двумя наименованиями: Сын Человеческий и Ветхий денми: «Я се на облацех небесных яко Сын человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде» (Дан. 8, 13). Неясность создает взаимоотношение этих двух фигур, которые мыслятся как два разных лица. Поскольку Сын Человеческий — Христос, то Сидящий на престоле, до Которого Он доходит, то есть Ветхий денми, мыслится как Бог Отец. Обратимся и здесь к святоотеческим толкованиям и к службе пророку. «Что значит достиже Ветхого денми, — спрашивает св. Кирилл Александрийский, — пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а все исполняет. Что же значит достиже Ветхого денми? Это значит, что Сын достиг славы Отца» . Как мы уже говорили, Ветхий Завет не знает непосредственного Богооткровения и все видения Божества пророками суть видения не природы Божественной и не Ипостасей (Лиц), а славы Божества. Даже конкретный образ видения Исаии («Царя Господа Саваофа видех очима моима» 5]) толкуется Самим Христом как видение славы: «Сие рече Исаия, егда виде славу Его» (Ин. 12, 41). Поэтому Собор разъясняет, что надписание имени «Саваоф», которое обычно сопровождает образ Бога Отца, будь то в отдельных Его изображениях или в троичных иконах, — неправильно: наименование Саваоф, «Иже есть Божество», означает не Отец, а Господь сил и относится ко всей Троице, то есть в видении Исаии к славе Божества, общей трем Лицам — Отцу, Сыну и Святому Духу, явленной Тем, кто намеревался стать Человеком. Итак, «Сын достиг славы Отца», по слову св. Кирилла, значит, что Сын в воспринятом Им человечестве достиг славы Отца, от которой, по Божеству Своему, не отлучался, и видение Даниила представляет собою провидение двух состояний одного и Того же Христа: униженного в воплощении (Сын Человеческий) и в славе Его Божества, как Судии Второго Пришествия (Ветхий денми). Именно так Православная Церковь и понимает это видение двух лиц: «Мысленно научашеся Даниил, Человеколюбче, Твоим тайнам; на облаце бо яко Сына Тя человеча грядуща, языков всех яко Судию и Царя, зряще ума чистотою» (Служба 17 декабря, память Даниила и Трех Отроков, канон, песнь 5). Поэтому, повторяет Большой Московский Собор, в пророчестве Даниила «не о Отце разумеется, но о Сыне, Иже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом».

http://sedmitza.ru/lib/text/440371/

Ветхий Денми. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. Сер. XIII в. Ветхий Денми. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. Сер. XIII в. Фрески сер. XIII в. сохранились в диаконнике: в конхе апсиды - погрудное изображение Ветхого денми, ниже, справа и слева от 2-частного окна, представлены фронтально стоящие иерархи: свт. Мелетий, еп. Антиохийский, свт. Никифор, патриарх К-польский, и сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. На боковых стенах диаконника изображены в рост свт. Модест, еп. Иерусалимский, сщмч. Антипа, еп. Пергамский, сщмч. Ипатий, еп. Гангрский, свт. Икумений, еп. Триккский, сщмч. Григорий, просветитель Армении, сщмч. Анфим, еп. Никомидийский. На сев. склоне свода помещена композиция «Двенадцатилетний Христос, проповедующий книжникам в Иерусалимском храме», на юж. склоне - «Прор. Захария, отвергающий дары праведных Иоакима и Анны». М. Хадзидакис считал, что стиль исполнения этих фресок тяготеет к позднекомниновскому ( Chatzidakis. 1967. P. 61). По мнению П. Вокотопулоса и В. Джурича, древнейший слой живописи К.-П. носит консервативный и провинциальный характер ( Βοκοτπουλος. 1997. Σ. 230; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 53). Д. Яннулис, соглашаясь с этими наблюдениями, тем не менее отмечает появление новых черт в трактовке ликов святых, в т. ч. психологизм, свойственный эпохе палеологовского возрождения ( Γιαννολης. 2010. Σ. 225-226). В. Н. Пападопулу, наоборот, считает росписи К.-П. монументальными и утонченными и не исключает, что мастера были приглашены из крупного культурно-художественного центра ( Παπαδοπολου, Τσιρα. 2008. Σ. 36). В ходе недавних реставрационных работ незначительные фрагменты визант. фресок обнаружены на нижних частях стен наоса и нартекса; в основном это декоративные пояса с геометрическим орнаментом. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция. 1715 г. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись кафоликона мон-ря Като-Панагия, Греция.

http://pravenc.ru/text/1683917.html

И Святой Дух по существу есть Бог , а не ествественный голубь. Бога же никто не видел, по свидетельству Иоанна евангелиста. А если на Иордан при крещении Христа Дух Святый явился в виде голубя, то лишь при крещении и прилично живописать Духа Святого в виде голубя, а в другом случае никто, имея здравый разум, не изобразит Духа Святого как голубя, так как он на горе Фаворской явился как облако, а в день Пятидесятницы в виде огненных языков, и иначе в иных случаях. Но и Саваофом называетея не один Отец, а вся Святая Троица. По слову неботаииника Дионисия Ареопагита Саваоф переводится с еврейского языка: Господь сил: Господь же сил есть Святая Троица, Отец, Сын и Святый Дух. А ежели пророк Даниил говорит, что он видел Ветхого денми сидящего на престоле; то под ним Ним разумеется не один Отец, но и Сын,-который во второе пришествие свое сядет на престол и будет судить все племена и языки на страшном суде своем. – 53. Еще изображают некоторые, на иконе Блоговещения, Саваофа с дыханием из уст Его, и это дыхание рисуют так, что оно струится в чрево Всесвятой. Но кто видел это? Или, какое священное писание свидетельствует о сем? И откуда это занято? Явно, что такие и другие, подобные, изображения заняты от безразсудных и суемудренных людей, или лучше сказать, от неумных и невежественных. Посему мы повелеваем отныне прекратить таковые суетные и непристойные изображения. А в Апокалипсисе св. Иоанна может быть изображаем Сын, как седовласый, ради оных досточтимых видений, кои являлись сему святому в Апокалипсисе: Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний. Тут Сын Алфою по причине рождения горнего, а Омегою по причине рождения дольнего. Посему-то и св. Максим, изъясняя десятую главу Ареопагита, говорит: «денми ветх и юн Господь. Пишется ои иногда, как Ветхий денми, иногда как Юный. Так и в изречении, – Иисус Христос вчера и днесь тойжде и во веки, слово днесь юнее слова вчера. Пристойно и должно в алтарях святых церквах на место Саваофа водружать крест, т. е. святое распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, так как, сей преданный отцами, исконный, обычай соблюдается во всех святых церквах Востока и повсюду, так же и в Киеве и во всей Малой и Белой России вне владычества Московского. И это распятие означает велие таинство; именно, как Моисей в пустыне вознес медного змия, который прообразовал распятого Иесуса Христа, и как тогда израильтяне, смотря на сего змия, исцелялись от угрызений змей, так и мы, новые израильтяне. «видя в святых церквах распятие и взирая на оное и на страдания Спаса нашего Иисуса Христа, врачуемся от угрызениии невидимого змия, диавола, или от прегршений иаших (смертных и несмертных)». С новогреческого перевел доктор Эллинской словесности Порфирий Епископ Чигиринский. 16 Апреля 1871 г. Читать далее Источник: Киев. В Типографии Губернского Управления. 1871 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

( Cormack. 1985. P. 51-52). В таком случае это портреты живых исторических лиц. Начиная с мозаик VIII в., заказанных папой Иоанном VII для оратория базилики Сан-Пьетро-ин-Ватикано (650-707, фрагменты сохр. в ватиканских гротах), в зап. искусстве квадратные нимбы всегда связаны с изображением живых персон (напр., папы Захария и Феодота, заказчика капеллы, в росписи капеллы св. Феодота в рим. ц. Санта-Мария-Антиква, 741-752; папы Пасхалия I и его матери Феодоры в капелле Сан-Дзено римской ц. Санта-Прасседе, 817-824). Этот факт подтверждается письменными источниками. Так, Иоанн Диакон сообщает, что прямоугольный Н.- это атрибут живых («circa verticem vero tabulae similitudinem, quod viventis insigne est, praferens, non coronam» - Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 84). Данный иконографический мотив имел широкое распространение в искусстве Запада: Золотой алтарь базилики Сант-Амброджо в Милане (IX в.), фрески IX в. крипты Епифания в мон-ре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно и ц. Сан-Бенедетто в Маллес-Веноста, миниатюра из манускрипта из мон-ря Нонантола, кон. X в. (Vercelli. Bibl. Capitolare. CXLVIII), крест Ариберта (1-я пол. XI в., Музей собора, Милан), фреска в апсиде базилики в Аквилее (кон. XII в.), миниатюра кон. X в. из Псалтири архиеп. Эгберта из Трира (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриуле. Cod. CXXXVI. Fol. 17). Нек-рые исследователи связывали происхождение прямоугольной формы Н. с изображениями на егип. мумиях. В позднем византийском и поствизант. и древнерус. искусстве начиная с XVI в. в монументальной, станковой живописи и других видах изобразительного искусства для изображения Первого Лица Св. Троицы в композиции «Троица Новозаветная, или Отечество», Господа Саваофа или Христа Ветхого Денми использовали Н. с одним или 2 пересекающимися ромбами красного и синего цвета: напр., икона «Христос Ветхий Денми» ок. 1330 г. в нартексе ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, Косово и Метохия; «Четырехчастная» икона 1547-1551 гг. из Благовещенского собора Московского Кремля; икона «Отечество» 1653 г.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

Однако Матерь Божия является не единственной участницей праздника Сретения; вместе с Ней в нем участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука рассказывает, как по внушению Святого Духа они пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить принесенного туда Богоматерью Младенца Христа. И поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. Богоносе Симеоне, — обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу, — прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария. А святую Анну пророчицу мы призываем: О дщи Фануилева, прииди, стони с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия. Участие святых праведных Симеона и Анны в событии Сретения Господня и встреча ими Христа в Иерусалимском храме не были случайными. Симеон и Анна были подготовлены к тому состоянием своих душ, посвященных неукоризненному служению Богу. Евангелие говорит, что Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этом многолетнем ожидании утешения Израилева, то есть пришествия Мессии, заключались смысл и средоточие сокрытой от человеческих взоров внутренней жизни святого старца. Чистота его сердца, привлекшая к нему Духа Божия, дала ему возможность познать Его же под мраком Моисей законополагающа провиде в Синаи, Младенца бывша, закону повинующася (Служба Сретению Господню, на Господи, воззвах, стихира 2-я). Долгое время праведный Симеон жил ожиданием пришествия Христа Господня и, наконец, увидел Его. Торжественно было это Сретение — Сретение двух Заветов. Ветхого и Нового, закона и благодати. Душа старца, посвященная Богу, обрела плод этого посвящения, и потому в день, когда он увидел Свет во откровение языков и Славу Израиля и поднял Ветхого денми, Который, младенствовав плотию, явился яко Младенец руконосим, путь земной жизни старца получил свое завершение, и он приложился к отцам, чтобы возвестить томившимся во аде ветхозаветным праведникам о скором пришествии Искупителя и Победителя ада.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-rass...

2 . Истинный единый Бог есть Дух. Бога плотскими очами нашими видеть невозможно; познается Он единою верою. И так, если ты видишь на иконах изображение Бога в виде трех странников (на иконе Святыя Троицы), как явился Он Аврааму, или в виде Царя на престоле превознесенного и окруженного святыми ангелами, как узнал Его пророк Исаия, или в образе старца, Ветхого денми, как открылся Он пророку Даниилу; то не представляй, чтоб Бог был в самом деле таков. Все эти богоявления, благоговейно чествуемые и покланяемые нами в святых иконах, суть только знаки благости и снисхождения к нам, – суть только приспособление к слабости нашего существа Бога, каков Он есть Сам в Себе, нам, облеченным бренным телом, видеть невозможно. Наше существо не вынесет величия Божественного. Не бо узрит человек Лице Мое, и жив будет ( Исх.33:20 ), говорил Сам Бог к Моисею. Почему, если в Священном Писании иногда приписываются Богу, напр. очи, уши, руки и проч., то не должно думать, чтобы Бог оные имел в самом деле, – а должно понимать их в смысле духовном, а именно очи означают всеведение Божие; уши всегдашнюю готовность внимать усердным молитвам и сердечным воздыханиям; мышцы знаменуют всемогущество Божие; руки Его щедрость и власть над всей вселенной. Бог есть Дух вечный. Это значит то, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, но всегда был, есть и будет. На иконах, на венце Господа Вседержителя, пишется греческое слово: ο ω н. Оно значит: сущий, т е. всегда существующий – тоже что вечный. Бог есть Дух всеблагий и милосердый. Кто исчислит, сколько, находится существ, составляющих вселенную и великих и малых, и чудных и ничтожных и всех их Господь знает и, отверзая щедрую руку свою, всех наделяет дарами благости своей, по свойствам и требованиям каждого! Кто напр. питает птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы? Кто печется и о человеке, который хотя насаждает и поливает, но не сам же возращает? Кто среди горя нашего и тяжкого испытания проливает в сердце наше, измученное страданиями, истинное утешение и растворяет радостью и сладостными упованиями чашу жизни, которую мы сами по грехам своим переполнили слезами горести? Это Господь всяческих, Которого щедроты на всех делех Его! Это Господь, Который ущедряет боящихся Его, якоже щедрит Отец сыны! «Как мать печется о дитяти своем, говорил святый Мина нечестивому судие, переносит все скорби и досады от него, не гневается, если оно делает по недостатку смысла и неугодное ей, – но терпеливо ожидает его возраста и развития ума, с надеждою видеть его мужем совершенным и славным; так и Бог , создавший нас, печется о нас, и, как отец, долго терпит содеянному нами в неведении злу, ничего не желая более, как того, чтобы мы наследовали славу, приидя в совершенного мужа и меру возраста духовного 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

634 - 123. 647): 1) люди поистине становятся богами, как Христос реально и истинно стал человеком; 2) пророки видели Бога истинно и реально, а не образно-символически (ведь если Бог, являвшийся под видом леопарда, льва, агнца, жемчуга, восседающего на престоле Ветхого денми, на самом деле таков, то что может быть более чуждого вере христиан?); 3) Фаворский свет не был одновременно тварным и нетварным, смертным и бессмертным, временным и вечным (отрицая это, монахи, видимо, не ведают двоякости природы Христа и единства ипостаси); 4) действие Божие видимо как свет. По словам К., с ним были согласны члены синода, хотя, несомненно, он выдавал желаемое за действительное. В этом же письме К. обвинил игумена Лавры в неканонических действиях, поскольку тот праздновал память свт. Григория Паламы , не имея на то официального разрешения (Томос 1368// Rigo. 2004. P. 125. 715-723; ср. дискуссию о том, было ли на самом деле такое разрешение, в: RegPatr, N 2471). Монахи, собравшиеся вместе с еп. Иерисским Давидом (PLP, N 5005) и игуменом Лавры, прочитав это послание и переслав его патриарху, анафематствовали К. как «неисправимого нечестивца». В ответ на вопрос Иакова Триканы патриарху Филофею, допустимо ли совершать богослужебное празднование в честь свт. Григория Паламы, он получил синодальное решение в кон. февр.- нач. марта 1368 г. об установлении в Великой ц. празднования памяти свт. Григория Паламы (RegPatr, N 2540). Вслед. всех этих событий патриарх счел необходимым созвать Собор 1368 г. (по версии Димитрия Кидониса, Прохор не знал, что речь идет о Соборе, но думал, что это будет продолжением предыдущих частных аудиенций). Собор осудил К., изверг его из сана и отлучил от церковного общения. В случае покаяния К. мог быть допущен ко причастию, но лишь как простой мирянин (подробно о ходе разбирательств см. в ст. Константинопольские Соборы ). О дальнейшей судьбе К. нет никаких известий. Неясно, получил ли он письмо Димитрия Кидониса, отправленное из Рима в кон. 1369 - нач. 1370 г.

http://pravenc.ru/text/1684327.html

Апостол Павел говорит также, что Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, не увидел тления ( Деян.13:37 ), и... нисходил прежде в преисподние места земли ( Еф.4:9 ). Это нисходил, как полагают некоторые толкователи, относится к сошествию Господа во ад, который определяется как «преисподние места земли». В другом месте божественный Павел говорит еще яснее, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:9 ). В другой связи Апостол Павел повторяет торжественное слово пророка о том, что смерть упразднена совершенно ( Ис.25:8 ), так что мы можем сказать, как и пророк Осия: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ; Ос.13:14 ; LXX – нет у Осии!?). Где же, о смерть, грех – твое ядовитое жало, которым ты поразила и отравила человека? Где, о ад, твоя кратковременная великая победа? У смерти нет более жала. Вознесем же благодарение Богу, даровавшему нам победу над смертью через Господа нашего Иисуса Христа. И мы не просто повторяем это апостольское слово, но включаем его в пасхальное Огласительное слово 396 и несем его как песнь и клич победы и торжества. Апостол Иоанн, свидетель неизреченных таинств и небесных видений, пишет в Откровении: «Я услышал Ветхого денми, то есть Господа Иисуса, говорящего мне: Я есмь Первый, ибо постоянно существую прежде веков, и Последний, ибо Я буду существовать во веки вечные, всегда, как бесконечный Бог . Я также Тот, Кто живет непрерывно и имеет жизнь от Самого Себя. И Я сделался мертвым, ибо умер ради спасения людей. И вот, вопреки Моей крестной смерти, Я жив во веки вечные. И в руках Моих ключи ада и смерти» 397 ( Откр.1:17–18 ). Но когда же Господь получил в Свои руки эти ключи? Когда же Христос стал Господином жизни и смерти? Именно тогда, когда тотчас после Своей смерти Он сошел в ад и разрушил смерть, Он получил власть над адом и одолел его, уничтожив все его оружие. И Сам Господь предсказал Свое сошествие во ад, сравнивая его с трехдневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита. Он сказал: «...как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). И действительно, пророк Иона «предписал пребывание Господа во аде». 398 Иона «прообразовал Христа, имевшего сойти во ад» 399 , как говорит святитель Кирилл Иерусалимский .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Для Каиафы и его союзников этого ответа было достаточно, но Спаситель грешников и теперь искал их заблудших душ, и теперь призывал их – одуматься, остановиться в кровавом замысле, и для того напомнил им древние пророчества о будущей славе Мессии. Он сказал:  ДАЖЕ СКАЗЫВАЮ ВАМ: ОТНЫНЕ УЗРИТЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО , СИДЯЩЕГО одесную СИЛЫ , одесную Бога всесильного, как говорит пророк Давид,  И ГРЯДУЩЕГО НА ОБЛАКАХ НЕБЕСНЫХ , как пророчествует Даниил. Скоро самые дела покажут вам, что Я – тот самый Царь, Который, по описанию пророка Даниила, сидит на облаках одесную Ветхого денми, и Который грядет со славою судить вселенную. Итак, знайте, на какое ужасное дело вы идете. Каиафа не хотел слушать, не хотел понимать голоса пророческого; ему нужно было теперь только из приличия скрыть свою радость, и он спешит принять на себя вид ревнителя славы Божией, который пришел в ужас от богохульства. ТОГДА ПЕРВОСВЯЩЕННИК РАЗОДРАЛ ОДЕЖДЫ СВОИ , разорвал переднюю часть одежды своей, и без всякого расследования объявил слова Господа Иисуса богохульством,  И СКАЗАЛ: ОН БОГОХУЛЬСТВУЕТ! НА ЧТО ЕЩЕ НАМ СВИДЕТЕЛЕЙ? ВОТ ,  ТЕПЕРЬ ВЫ СЛЫШАЛИ БОГОХУЛЬСТВО ЕГО! .. Все молчали, притворяясь, что поражены ужасом по причине мнимого богохульства.  КАК ВАМ КАЖЕТСЯ?  как вы думаете, что заслуживает Он? – спросил наконец он... ОНИ ЖЕ СКАЗАЛИ В ОТВЕТ: ПОВИНЕН СМЕРТИ! .. Так произнесен смертный приговор над нашим Спасителем. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «первосвященник не объявляет своего мнения, но требует его от своих советников, как будто об очевидных преступлениях и явном богохульстве. Но так как первосвященники знали, что если дело будет исследовано и тщательно рассмотрено, то Христос окажется совершенно невиновным, поэтому сами осуждают Его и, предупреждая слушателей, говорят: «вы слышали богохульство Его». Смотрите, как они едва не вынуждают, едва не насильно исторгают суждение о Нем. Они сами обвиняют Его, сами произносят приговор, сами все делают». Было уже далеко за полночь. Оставалось в утреннем заседании подтвердить уже вынесенный приговор и передать дело римскому прокуратору для окончания. «Но почему они не умертвили Его тайно? – спрашивает святитель Златоуст и отвечает; – потому, что хотели самую славу Его уничтожить. Много было таких, которые слышали Его беседы и удивлялись Ему; поэтому враги Его стараются предать Его смерти публично, перед всеми. А Христос, со Своей стороны, не препятствует этому, но злобу их употребляет как орудие истины: через это смерть Его стала всем известной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

живописцы невидимого Божества по Существу не описуют, а пишут и изображают по пророческому видению и по древним образцам греческим»). С нек-рыми замечаниями В. свт. Макарий согласился, в частности относительно изображения сжатых или ослабленных дланей у распятого Христа и в отношении невозможности изображения Христа в виде серафима (имеется в виду т. н. Четырехчастная икона из Благовещенского собора Кремля). (В защиту позиции В. можно указать только тот факт, что видение прор. Даниилом Ветхого денми и в древней, и в совр. богословской традиции толкуется как относящееся к Богу Сыну, а не к Богу Отцу, Которого, по свидетельству ап. Иоанна, «не видел никто никогда» (Ин 1. 18). Однако традиция толкования видения прор. Даниила как относящегося к Богу Отцу была древней (с X в.) и очень устойчивой, она лежит в основе широко распространенных, в частности в XIX в. в России, икон «Троица Новозаветная». Большой Московский Собор (1666-1667), запретив изображения Бога Отца, признал, что «во Апокалипсисе святаго Иоанна по нужде Отец пишется в седине» (Книга соборных деяний 1667 г.//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 1893. Л. 24)). Рассмотрев недоумения В., Собор сначала принял решение об отлучении его от Церкви - не за сомнения в отношении икон, но за широкое разглашение своих мыслей, вызвавших смущение и волнения среди православных. Спустя 2 недели дьяк подал Собору «Покаяние», в к-ром подробно сознавался в заблуждениях. Собор принял его в общение с Церковью, наложив 3-летнюю епитимью. Решения Собора не повлияли на служебное положение В. В февр. 1554 г. он вел переговоры с тур. послами, к-рые выразили обеспокоенность усилением влияния Руси на Н. Волге и на Кавказе. Позднее В. принимал посольство сибир. хана Едигера. В 50-х гг. В. неоднократно участвовал в составлении грамот, касавшихся русско-ливонских и новгородско-швед. отношений. В 1554 г. А. Ф. Адашев и В. напомнили ливонским послам об уплате Юрьевой дани - «старых залогов» с Дерптского епископа и о недоимках по этой дани за 1474-1554 гг., позднее неуплата Юрьевой дани стала поводом к началу Ливонской войны.

http://pravenc.ru/text/158752.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010