Нельзя сказать, чтобы и этот взгляд мог считаться вполне верным. Так, вполне основательно, кажется, замечают некоторые, что разграничение в этом взгляде членов Церкви Христовой на две народности не выдержи­вает строгой критики, так как и в Апокалипсисе (ср. Апок. 7:4, 9 ) и в Библии вообще ( Мих.4:1 ) христиане из язычников не противополагаются и не отделяются от христиан из иудеев; напротив, и те и другие считаются составившими друг с другом одно нераздельное целое ( Иез.54 ). Нако­нец, некоторые, преимущественно новейшие немецкие богословы, счи­тают старцев в видении святого тайновидца, не людьми – представителя­ми человечества, а ангелами – представителями народа Божия «князья­ми духов». В подтверждение такого взгляда обычно приводят все те места Священного Писания ( Быт.1:26 ; Пс.89:8 ; Иов.1 ), в коих Бог изобра­жается восседающим в совете ангелов, подобно тому, как в видении Иоан­на Богослова Господь изображается восседающим в совете старцев. В особенности же приводят в подтверждение этого взгляда видение прор. Да­ниила ( Дан. 7:9 ), во время коего как и пред Иоанном Богословом, является Вет­хий денми, восседающий на престоле и производящий суд над человече­ством, причем исполнителями этого суда, без всякого сомнения, являют­ся ангелы, а не люди. Из этого общего сходства между двумя видениями заключают обыкновенно о сходстве их в частных чертах. Если, говорят, в видении прор.Даниила под существами, окружавшими Ветхого денми, сле­дует разуметь ангелов, то нет никаких оснований и в видении святого тай­новидца Нового Завета не считать старцев, окружавших Всевышнего, теми же ангелами. Что же касается того, почему в видении св. Иоанна ангелы являются в числе двадцати четырех, то число 24 взято здесь в соответ­ствии с числом представителей двадцати четырех черед священнических, которые (представители) были членами синедриона. Нельзя сказать, чтобы и этот взгляд не возбуждал против себя никаких сомнений. Прежде всего из самого описания видения святым тайновид­цем можно с некоторою вероятностью заключить, что едва ли сам Иоанн смотрел на двадцати четырех старцев как на ангелов; это видно из того, что он очень ясно отличает этих старцев от ангелов и по числу и по назна­чению: ангелов пред престолом Сидящего было семь ( Апок. 8:2 ), и назначение их во время видения было совершенно отлично от назначения старцев, ибо они были вестниками божественных казней Божьего Суда над грешным человечеством (8 гл.), между тем как назначение старцев состояло в прослав­лении Господа и пред престолом их было 24, а не 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Понимание именования «Г. С.» может совпадать с именованием «Господь Вседержитель» («Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель…» - Ам 5. 16) и относиться и к Св. Троице, и к Богу Отцу, и к Иисусу Христу, как в надписи, сделанной вокруг изображения Господа Вседержителя в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (см.: Ис 6. 3; Мф 21. 9). Широкое распространение иконографии Г. С. обусловило его соотнесение с Иисусом Христом. Образ Г. С., как и Ветхого денми, могла сопровождать надпись: IC XC (напр., на миниатюре «Сотворение человека» из сб. «Палея историческая, Апокалипсис с толкованием, изложение судных дел еретиков Ив. Висковатого и Матвея Башкина», 2-я четв. XVII в., ИРЛИ (ПД). Древл. Л. 23). На гравюрах Библии Василия Кореня (1692-1696), в сценах «Сотворение мира», Творцом представлен Ангел со звездчатым нимбом, надпись: «Господь Саваоф». Т. о., изображение Г. С. принадлежит к таким символическим образам, как Ветхий денми, Ангел Великого Совета, София Премудрость Божия, к-рые основаны на различных текстах ВЗ и широко представлены в визант. и древнерус. искусстве. Лит.: Gerstinger H. Ueber Herkunft und Entwicklung der anthropomorphen byzant.-slav. Trinitätsdarstellung des sogenannten Syntronoi und Paternitas Typus//FS W. Sas-Zaloziesky zum 60. Geburtstag. Graz, 1956; Ретковская Л. С. О появлении и развитии композиции «Отечество» в рус. искусстве//Древнерус. искусство XV - нач. XVI в. М., 1963. С. 235-262; Onasch K. Ketzergeschichtliche Zusammenhänge bei der Entstehung des anthropomorphen Dreieinigkeitsbildes der byzant.-slav. Orthodoxie//Bsl. 1970. Т. 31. N 2. S. 229-243; Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. П., 1989. С. 315-352; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. 87, 89. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости

http://pravenc.ru/text/166347.html

В новой иконографии Висковатый увидел как бы отступление от евангельской истины в Ветхий Завет, к пророческим образам и сеням. Не подобает, ссылается он на 82 правило, почитать образ паче истины. Если изображать Бога по пророческим прообразам, так же как изображается Он в воплощении, то «умаляется слава плотьскаго образования Господа нашего Иисуса Христа» . Кроме того, в представлении Висковатого икона, чтобы быть достоверным свидетельством, должна быть иконографически определенной и узнаваемой: «Ино б одним образом писали, чтобы было несоблазненно, а то в одной паперти убо одна икона, а в церкви другая, тоже писано, а не тем видом» . (Например, в сотворении мира Христа пишут то в образе Ветхого денми, то в ангельском). То есть художники вырывают пророческие образы, видимые или словесные, из их контекста и применяют к другим контекстам по-разному, по своему домыслу, и поэтому свидетельство их теряет свою достоверность. Для митрополита изображение Бога по пророческим видениям имеет ту же силу свидетельства, что и образ воплощения; он не делает между ними разницы. Рядом с историческим образом Сына Божия Иисуса Христа может быть и другое изображение Бога, потому что Он «не является еже есть, но еже может видяй видети; сего ради овогда убо стар является, овогда юн, овогда во огни, овогда же в хладе, овогда в ветре, овогда в воде, овогда же во оружии, не прелагая Свое существо, но воображая зрак различию подлежащих» . Этой цитатой из 3-го Слова Послания иконописцу оправдывается любое изображение Божества. И по мнению митрополита этим «слава плотьскаго смотрения» Христа не только не умаляется, но «наипаче прославляется». Воплотившийся Сын Божий является для него лишь одним из возможных первообразов. Его образ ставится на один уровень с пророческими видениями, теряя свою исключительность. В представлении Макария стоят на одном уровне и икона как свидетельство воплощения, и изображения по пророческим видениям, и иллюстрации библейских повествований, и разные переложения поэтическо-символических описаний Божественной силы, гнева и т.д., и мистико-дидактических иносказаний, которыми он широко пользуется в оправдание оспариваемых Висковатым композиций.

http://sedmitza.ru/lib/text/440365/

Ненаглядный пояс небесный развился на короткое время и скрылся под лазуревой ризой Бога, усеянной звездами. Я начал читать псалом: «Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу...» При этих словах взор мой устремился вглубь звездного неба, и я не мог продолжать молитвенного псалма, погрузившись в созерцание славы Божией, которую поведают небеса. Живое понимание всемогущества, премудрости и благости Творца и Вседержителя возбуждало во мне чистейшие чувствования: изумление, благоговение, смирение перед Ним и любовь к Нему – подателю жизни и бессмертия. Я стоял как бы в храме. Над самым теменем горы Авейбид блестела полярная звезда, словно лампада вверху иконостаса. Разные созвездия украшали небесную твердь, как святые образа – церковь . Сквозь мерцания млечного пути видны были многие светила. Они горели, как свечи пред ликом Ветхого денми. Темно-синий свод неба знаменовал мне непроницаемые судьбы Божии. Я поручил себя провидению Вседержителя. Было тихо в пустыне, освещенной звездами. Вдали от нашего кочевья горы Авейбид и Атага бугрились, как темные волны. Моя куща бросала длинную тень. Близ проводников моих полудикий осел, которого синайские отцы вели в монастырь свой для работы на мельнице, рыл борзым копытом песок и потрясал железной цепью, которой привязали его к седлу, как будто хотел найти в земле воду, чтобы утолить свою жажду. Арабы давали ему пить из деревянного корытца, но он отворачивался от них. Дикое упорство его поразило меня. Своенравный, он хотел лучше терпеть жажду, нежели принимать питье от человека, который оковал дикую свободу его. Этот онагр беспокойно озирался во все стороны, как будто замышлял бегство и разгульную жизнь в обширной пустыне. Бедуины, подкрепив свои силы хлебом насущным, шумно разговаривали по-своему, пошевеливая посошками утухающее огнище. Два синайские старца молились безмолвно. Да усладится беседа их с Богом живым! Я еще раз поручил себя провидению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Уже в середине XIV в., во время архиепископства свт. Василия Калики, в Новгород, как показывают специальные исследования, проникла ересь стригольников (Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.-Л., 1955. С. 35). Стригольники отвергали не только институт Церкви, но и проповедуемые ею таинства, а некоторые из них отрицали воскресение мертвых и необходимость заупокойных служб (Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 135). В конце XIV в. для опровержения стригольнической пропаганды была написана в Новгороде икона «Отечество» (ГТГ, 22211) в противовес еретическим нападкам на тринитарный догмат, божественность природы Христа и Богоматери со стороны стригольников (Ретковская Л.С. О появлении и развитии композиции «Отечество» в русском искусстве XIV- XVI вв.//Древнерусское искусство XV- начала XVI века. М., 1963. Сс. 235-262; Лазарев В.Н. Об одной новгородской иконе и ереси антитринитариев//Культура древней Руси. К 40-летию научной деятельности Н.Н.Воронина. М., 1966. Сс. 101-112). Образ Бога Отца на иконе «Отечество» (Paternitas), восседающего в белых одеждах с клавием на престоле, подножие которого окружено огненными колесами с глазами и крыльями, обязан своей иконографией тексту видения пророка Даниила: « престоли поставишася, и Ветхий денми седее, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ» (Дан. VII, 9). Иллюзия видения искусно усилена иконописцем с помощью изображения подножия престола, которое едва касается позема, и фигур столпников по краям престола, чьи колонны представлены без всякой точки опоры, в то время как фигура самого пророка Даниила крепко стоит на поземе справа внизу от престола. Надписи « Отец и Сын и Св. Дух» по сторонам от главы Бога Отца и «IC XC» над спинкой престола и над голубем были призваны подчеркнуть равносущие и единосущие божественных ипостасей и таким образом защитить тринитарный догмат от нападок стригольников, возводивших хулу на Св. Троицу. Примечательно, что именно одежды Бога Отца на иконе «Отечество» украшает клавий, что позволяет безошибочно идентифицировать левого (от зрителя) ангела в клейме «Св. Троица» на близкой по времени иконе «Архангел Михаил с деяниями». Нимбы Ветхого Деньми и Христа новгородского памятника украшены канфаренным орнаментом их трех- и пятилистников, что также созвучно узорному нимбу архангела Михаила на кремлевской иконе.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Утро в Бейруте. Английский пароход перед наступлением ночи увез меня и спутников-князей к берегу Яффы. Январь 26, Четверток. Мы прибыли в Иерусалим благополучно. Присные мои обрадовались моему возвращению. Я дома. Аллилуия! Слава Богу! II. Пребывание в Св. Граде. Февраль 1, Середа. Сион – мое второе отечество. Я люблю его крепко. Здесь Бог – отец мой; всемирные мудрецы – братья мои; науки – сестры мои; книги – друзья мои. Здесь мир мой невозмущаем, свобода моя – совершенна; независимость моя – неприкосновенна. Здесь я питаюсь вдохновением, как крин росой; редко затмеваюсь подобно луне и чаще бываю светел, как Орион. Февраль 2, Четверток. Сегодня я в мире душевном приносил жертву хваления на Голгофе. Февраль 4, Суббота. Сион – мое второе отечество, и оно мило мне не менее первого, потому что здесь я тружусь в поте лица ради Бога и ближних моих и потому что здесь душа моя очарована непрестанными прибытками знания и великими надеждами, кои ведает Бог да я – чадо Его. Февраль 5, Воскресенье. Перед полуднем посетил меня пребывающий в Иерусалиме сирианский митрополит Абденур (раб света) и просил меня и князя Трубецкого помочь его единоверцам возвратить церковь и недвижимые имения её в Дамаске, отнятые у них насильно их родичами униатами в 1833 году. Князь обещался ходатайствовать по сему делу в Константинополе. – Их 461 патриарх Иаков живет в Мардине. У него 20 епископов, из коих 2 в Индии, именно в Бомбее и других городах 462 . После вечерни я навестил ветхого денми Анфима, отставного книгочия Святогробского греческого монастыря. Когда после обычных приветствий и взаимных расспросов о здоровье я заговорил о патриархе Кирилле и изъявил свое сожаление о произвольном его удалении отсюда в Константинополь, маститый старец вспыхнул и сказал мне: Кто виноват? Ваш консул Базили присоветовал ему ехать туда и за то утолен деньгами довольно. φαγε γρσια πολλ, πολλ! 463 Эти слова не раз повторил старый книгочий, сгустив пять пальцев правой руки своей в пирамидальную кучку и часто помахивая ими в дугообразном направлении к устам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Называет себя Сыном человеческим, дабы показать, что Он, не переставая быть Сыном Божиим, сущим на небеси, принял на Себя на земле совершенное человеческое естество, и, дабы проницательнейшим, дать понять, что Он есть Тот, о Ком пророчествовал Даниил: Видех во сне нощию: и се, на облацех небесных, яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхого денми дойде, и пред Него приведеся; и Тому дадеся власть, и честь, и царство ( Дан. 7:13, 14 ). Упоминая об отверстом небе и об Ангелах, то восходящих, то нисходящих к Сыну человеческому, Иисус Христос внушает, что, виденное во сне Иаковом о лествице, утвержденной между небом и землею, теперь сбывается, и что, разрушенный первым человеком, союз между небом и землею, отныне, Сыном человеческим восстановляется. Б. Дела и учение Иисуса Христа от первого явления Им Божественной Славы Своей через чудотворение на браке в Кане, до первого объявления Себя Сыном Божиим и Судиею мира в Иерусалиме 1. Претворение воды в вино на браке (Ин. 2:1–12) Иисус Христос возвратился в Галилею. На третий день случился брак в Кане. Но родству или по знакомству с женихом, либо с невестой, на браке присутствовала Мария Богоматерь. Был также приглашен Иисус и ученики Его на брак. Оказался недостаток в вине. Мария Богоматерь, не желая, чтобы оглашение этой скудости нарушило веселье гостей и озаботило жениха в день радости его, возымела мысль помочь его нужде тайно. Она знала, что Иисус Христос, для приобретения веры Себе, как Сыну Божию, будет творить чудеса, особенно, в помощь бедствующим и нуждающимся. И вот, подошла к Нему и говорит: «У них вина нет». Иисус Христос, дабы показать, что чудодейственная помощь посылается свыше не по расчетам человеческого благоразумия и не по требованию робкой нетерпеливости, а в такое время, когда всего яснее открывается слава Божия, отвечает Своей Матери: – «еще не пришел час Мой». – Между тем, Матерь Его сказала служителям: «вы сделайте, что Он вам скажет». Тут стояли шесть сосудов каменных, которые заготовлены были для омовений, по обычаю Иудейскому, и, из которых, каждый вмещал амфоры 3 по две или по три. Иисус Христос говорит им – «налейте сосуды водою». – Они налили их полными до краев, и говорит им: – «теперь зачерпните, и несите к распорядителю пира». Понесли. Распорядитель отведал этой воды, которая уже сделалась вином; и, так как он не знал, откуда взяли это вино, а знали служители, черпавшие воду, то и подозвал жениха, и говорит ему: «водится так, что подают, сперва, лучшее вино, а, когда уже довольно пили, тогда похуже; а ты самое-то лучшее вино берег до этих пор». Тут уже открылось, какое чудо совершил Иисус Христос. Оно было первое. Ученики увидели Божественное могущество своего Учителя, и уверовали в Него, как в Посланника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

– Почему возникают подобные изображения? Правилами соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца – Бог Отец – первая Ипостась Пресвятой Троицы – не изобразим вообще. И правилами православных соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца, также как и Святого Духа в виде голубя (кроме иконы Богоявления). По словам святого Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18), поэтому образом (по-гречески – иконой) Бога Отца является Сын Божий Иисус Христос. В Православии отцы Церкви связывали этот образ с темой воплощения предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Андрей Кесарийский в Толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он, однако, древний, точнее – Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ митрополит Афинский Михаил Хониат: «Белые волосы означают вечность, однако Он, принесенный за нас в жертву, – Младенец в воплощении». – Почему же этот образ стал пониматься как образ Бога Отца? – Причиной превращения «Ветхого денми» (Ветхого днями) в иконографию Бога Отца является неоднозначность текста видения пророка Даниила, который после описания «Ветхого денми» как седовласого старца пишет: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7: 13). Исходя из того, что Сын Человеческий – Иисус Христос – подводится к «Ветхому денми», последний стал пониматься именно как Бог Отец. Образ «Ветхого денми» для изображения Бога Отца стал использоваться с XI века. Изображение Бога Отца в виде старца было запрещено Большим Московским Собором 1666–1667 годов, однако Собор противоречил сам себе, разрешая изображать «Отца в седине» в сценах Апокалипсиса. Красота земная и красота небесная Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Фото: foto37.ru – На фресках Троицкого храма много и бытовых деталей: вот тушат пожар, вот кто-то пирует, а вот и похороны... Фрески могут рассказать нам о том, как жили наши предки?

http://pravoslavie.ru/97177.html

В некоторых случаях на коленях Ветхого денми изображен не отрок, а взрослый Христос уменьшенных размеров (Венское Евангелие XII в., гр. 52, фрески в Кастории и Гроттаферрата). Во всех этих изображениях Христа Ветхого денми или просто Христа Ипостась Спасителя двоится как иконографически, так и по надписаниям. Что же значит это изображение? Герстингер, например, считает, что поскольку изображение Бога Отца противоречит православному вероучению, то изображения Христа как пресущественного Логоса (Ветхого денми) могут быть связаны с еретическими гностическими кругами. Причем если в Ветхом денми нужно видеть пресущественного Логоса, т.е. Христа как Бога, то, значит, в отроке Еммануиле следует видеть Христа в Его воплощении. В таком случае получается изображение двух Его природ отдельно друг от друга, что представляет собою несторианство. Поскольку же Сын Божий изобразим только в Своем воплощении, то, продолжает Герстингер, как предвечный Логос Он может изображаться только символически – в виде Ветхого денми. Но Ветхий денми, и в видении Даниила, и в Апокалипсисе, как мы видели, – Христос Второго Пришествия, то есть Носитель двух Своих природ – Божеской и человеческой, так же как и отрок Еммануил. Несмотря на присутствие голубя, ни в том, ни в другом случае образа Троицы не получается из-за отсутствия Отчей Ипостаси (См. Gerstinger H. Über Herkunft und Entwicklung der anthropomorphen byzantinisch-slavischen Trinitatsdarstellungen des sogenannten Synthroni-und- Paternitas Typus//Festschrift W. Sas-Zaloziecky Sum 60, Geb, Graz 1956). И наконец, 4) Ветхий денми переосмысляется как образ Отчий и надписывается «Отец», «Господь Саваоф» или «Отец Небесный» (надписание «Отечество», повторяем, мы нигде не встречали). Те же колебания в отношении главного изображенного лица происходят и в западной иконографии «Отечества» до XIV века. Приведенные примеры разных эпох достаточно убедительно показывают, что в течение долгого времени ясного сознания этого образа не было, и как сама иконография, так и разнобой в надписаниях не позволяют видеть единодушия и единообразия в его понимании.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

С другой стороны, это намёк на Грядущего Судию – Спаса-белоризца: «поставлены были престолы, и воссел на них Ветхий Денми, и одеяние Его было бело как снег, и волосы главы Его – чистая волна» ( Дан.7:9 ). Изображение Ветхого Денми использовалось в монументальных росписях вместе с другими типами Христа (Пантократора, Эммануила, Первосвященника) для доказательства единосущия лиц Святой Троицы, особенно в литургическом контексте (фрески Перези, 1164 г.; Передицы, 1199 г.; церкви Апостолов в Пече, 1250 г.; Убиен, середина XIV в.; Перивлепты в Мистре, третья четверть XV в.); в иконописи в контексте опровержения антитринитарной ереси (иконы так называемого Отечества Новозаветной Троицы). Тип Христа Ветхого Денми мог включаться в изображения евангельских событий – Благовещения («Устюжское Благовещение», первая треть XII в.), Крещения ( церковь в Грачанице, 1421 г.), Вознесения (фрески церкви Св. Петра на Белом поле, 1524 г.). Уникальное изображение Ветхого Денми на престоле рядом с Христом и Св. Духом, тоже на престолах, было в росписи притвора в Леснове, 1345 г. Иконография Ветхого Денми известна с VII в. (энкаустическая икона монастыря Св. Екатерины на Синае, изображающая Христа в виде седовласого старца, облачённого в белые одежды на радуге). В миниатюре она была возрождена с восстановлением иконопочитания: образец 930–950 гг., по мнению X. Бельтинга, был скопирован в Евангелии 1297 г. из Кембриджа (MS Ad. 9.69). Иконография Отечества, включающая в свой состав Ветхого Денми известна с XI в. (лекционарий Дионисиата на Афоне, 740; Лествица Иоанна Лествичника , Ватикан, gr. 394). Христос во Гробе – «Во гробе плотски», «Не рыдай Мене Мати во гробе суща», Царь Славы – иконографический тип Спасителя, представляющий Его мёртвым, со скрещёнными на груди или опущенными вниз руками. Возникновение типа восходит к знаменитой Акра Тапейносис (Туринская плащаница) – истинному образу мёртвого Спасителя. Во время богослужений Великой (Страстной) недели в главном храме империи – Св. Софии Константинопольской Акра Тапейносис, по свидетельству паломников, переносилась из церкви Богоматери Фарос, где она сохранялась, и вывешивалась в Царских вратах храма Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010