43. В сих словах весьма ясно сказано о частом осуждении на мучения, в последние времена грядущие на Вавилон, от имеющих тогда быть мучителей. Но надлежит нам теперь по тщательном испытании изложить время, в которое те мучения случатся, и как между мучителями возникнет малый рог. Это будет, когда железные голени, доселе содержащия власть, дойдут до ступеней ног и до пальцев, согласно явлению истукана и виду страшного зверя, как объяснено выше, когда железо и глина сместятся в одно. А (точнее) сие покажет нам Даниил. Он говорит: «и утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмин отнимется Моя жертва и возлияние» ( Дан. 9.27 ). Он означил одну седмицу лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира: половину этой седмицы возьмут пророки Енох и Илия. Они, облеченные во вретища, будут проповедывать дней «тысячу двести и шестьдесят» ( Апок. 11, 3 ), возвещая людям и всем народам покаяние. 44. Ибо как священным писанием показаны два пришествия Господа и Спаса нашего: одно их них, первое, по плоти бывшее, бесчестно по причине унижения Его, как это провозгласил Исаия, говоря: «и видехом его, и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умален паче всех человек: человек в язвы сый и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице его, безчестно бысть, и не вменися» ( Ис. 53, 2–3 ). Второе же пришествие Его показано славным, когда Он приидет с небес с силою Ангелов и славою Отчею ( Лук. 9, 26 ), как говорил пророк: «царя со славою узрите» ( Ис. 33, 17 ), (и другое) «видех на облацех небесных, яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхого денми дойде и пред него приведеся и тому дадеся: власть и честь, и слава, и царство, вси людие, племена и языцы тому поработают: царство его царство вечное, еже не рассыплется» ( Дан. 7, 13–14 ). Так и два предтечи показаны. Первый – Иоанн, сын Захарии, был во всем предтеча и провозвестник Спасителя нашего: благовествуя небесный свет, явившийся в мире, он предшествовал Ему от самой утробы матерней, быв зачат Елисаветою прежде Него, дабы и сущим от утробы матерней младенцам показать грядущее к ним новое рождение (Христа) от Духа Святаго и Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

642 Второе слово в защиту святых икон, гл. XI, в Третьем слове, гл. IX и во множестве других мест, P.G. 94,1, 1293, там же, кол. 1332. 644 Опровержение иконоборчества; P.G. 99, 457 D. Это, конечно, значит не то, что Христос изобразим лишь с определенного исторического момента и неизобразим, например, в иллюстрациях Ветхого Завета (в сотворении мира и т.д.), а то, что Христос изобразим лишь по воспринятой Им человеческой природе и никак иначе. 646 Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. СПб., 1892, с. 389. Ссылка на «Полное собрание постановлений по ведомству православного исповедания», 2, с. 163–164, 516. Это распоряжение повторяется в «Настольной книге для церковносвященнослужителей» С. Булгакова (Киев, 1913): «На антиминсах [...] строго воспрещается изображать Господа Саваофа в виде ветхолетнего мужа, а святых Евангелистов в образе животных» (прим., с. 789). 651 Напомним, что уже была попытка создать икону Духа Святого «в птиче образе незнаеме», и «икона» эта была представлена на рассмотрение Собора 1554 г. 653 «Языческая иконография является, так сказать, естественным Ветхим Заветом для христианской» (там же, с. 10–11). «Язычество оставило христианству уже выявленную идею иконы» (там же, с. 14). Здесь протоиерей С. Булгаков находится в полном согласии с историками искусства и в столь же полном расхождении с церковным пониманием происхождения христианского образа. 654 Первое слово в защиту святых икон. Гл. XVI (P.G. 94,I,1245); ср. Второе слово, гл. V (там же, кол. 1288), гл. VII того же Слова; Третье слово, гл. IV (там же, кол. 1321), гл. VIII (кол. 1328) и гл. XXIV-XXV (кол. 1344). 655 Толкование на Апокалипсис Андрея, архиепископа Кесарийского, VI века. М., 1889, с. 51. Это же позже повторяет и другой комментатор Апокалипсиса – Арефа, архиепископ Каппадокийский (P.G. 106, 568). 657 «Несомненно, Ветхий денми, виденный Даниилом, есть Бог Отец», – говорит Богословский (там же, с. 63). 669 «Икона...», с.120. Само Боговоплощение есть, по учению Булгакова, осуществление предвечного человечества Логоса (Агнец Божий Париж, 1933, с. 211) И возможность, и даже необходимость вочеловечения Бога заложены в самой природе вещей. «Бог и сотворил мир для Боговоплощения, а не мир вынудил у Бога Боговоплощение через грехопадение человека» (там же, с. 193). В перспективе Булгакова Боговоплощение есть цель существования мира, а не средство его спасения. Оно представляется ему как завершительный акт творения «Предвечное человечество соединяется с земным человечеством, София Божественная – с Софией тварной» (там же, с. 151)

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

676 «Икона..», с. 138. Умножение значений Софии в свое время ставил в упрек Булгакову Н. Бердяев : она «оказывается всем – и Пресвятой Троицей, и каждой из Ипостасей Святой Троицы, и космосом, и человечеством, и Божией Матерью» (Софиология. Путь, Париж, 1929, XVI, с. 99), она – и Божество Бога, или Божество в Боге, она же и вечная икона Божия в Боге. 677 «Икона...», с. 45. «Бог есть триипостасная Ипостась» (так!) (Агнец Божий, с. 215). «Единица в Троице есть не только Божество (Усия или София), но и триипостасный субъект, триединое Я» (Утешитель. Париж, 1936, с. 42, прим.). 679 Там же. Мы имеем, говорит Булгаков, «сокровенное явление Отца, притом в образе богочеловеческом, то есть сообразном сыновнему, именно в видении пророка Даниила, в явлении Ветхого денми, к Которому приводится Сын Человеческий, и в явлении трех Ангелов» (Агнец Божий, с. 190–191). 684 Исходя из своего учения, Булгаков хочет видеть образ Духа Святого в «ликах святых богоносных мужей» и «в исключительном смысле» в иконе Богоматери. В исключительном смысле потому, что в своем учении о Софии, как предвечном человечестве в Боге, он различает в нем два духовных начала по аналогии с двумя началами в человечестве тварном: Сын – мужское и Дух – женское. Поэтому Булгаков спрашивает: не является ли икона Богоматери, как Духоносицы по преимуществу, «сокровенной иконой третьей Ипостаси в человеческом образе?» («Икона...», с. 140). И дальше отвечает: «Икона Божией Матери, особливо без Младенца, есть человеческий образ Духа Святого». Правда, дальше Булгаков оговаривается, что это надо понимать в том смысле, что для Него (то есть для Ипостаси Духа Святого) «является совершенно прозрачным Ее человеческий лик. Она не есть его воплощение, но высшее явление в человеческом лике» (там же, с. 141). И все-таки ясности такая оговорка не вносит. Одно дело – понимать «высшее явление» Духа Святого как ДЕЙСТВИЯ Его в человеке, как обожение Им человека, и совсем другое дело – видеть в ипостасном образе Богоматери икону, хотя бы и «сокровенную», третьей Ипостаси Святой Троицы, «человеческий образ Духа Святого». И здесь у Булгакова стушевывается понятие ипостаси так, что ипостасный образ Богоматери становится в то же время, хотя и «сокровенно», но все же иконой третьей Ипостаси. И наконец, непонятно, почему изображение Богоматери без Младенца оказывается иконой Духа Святого в большей степени, чем если Она с Младенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

XIII - нач. XIV в., появляются новые детали в изображении Б. Стремление наполнить евангельские сцены действием, большим количеством персонажей проявилось в том, что в композиции стали изображать служанок. Так, в росписи ц. Богородицы Перивлепты в Охриде в сцене Б. у источника неск. дев окружают Деву Марию, поддерживая Ее под руки. В иконах появляется изображение служанки, выглядывающей из-за колонны (XIV в., ГМИИ) или сидящей у ног Богородицы за пряжей. Последний мотив нашел широкое распространение в рус. иконах XV-XVI вв. (напр., царские врата - 1425-1427, СПГИАХМЗ; «Благовещение с Акафистом» - ок. 1516 г., ЯИАМЗ). Возможно, появление изображения служанки навеяно текстом из «Протоевангелия» о 8 девах, избранных для изготовления завесы храма. Единственным прямым указанием на лит. источник этой детали является упоминание Е. В. Барсовым апокрифического текста, в к-ром говорится о служанке (ссылки на памятник исследователь не дал). Рус. искусство XVI в. обогатило иконографию Б. еще одной деталью: на иконе из Благовещенского собора Сольвычегодска в нижней части сцены вместо традиц. позема изображены горки, в центре к-рых пещера с надписью: «Рождество Христово». Здесь же, в небесном сегменте, вместо Христа Ветхого денми изображен Господь Саваоф с нимбом в виде перекрещивающихся красного и синего ромбов. Исключительное значение праздника Б., к-рый святители Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называют первым в ряду др., отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной или предалтарной зоне. В росписях раннего периода композиция Б. встречается на триумфальной арке (Санта-Мария Маджоре), в алтарной апсиде (церковь в Порече, Хорватия, 540) или перед апсидой (Санта-Мария Антиква в Риме, VI-VII вв.). Начиная с послеиконоборческого периода, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольного храма, Б. обычно помещается на зап. гранях вост. столпов, т. е. на границе алтаря и наоса. Такое расположение наглядно свидетельствует о том, что через воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Алексей Кантер, Москва 26 января 2016г. 15:44 Исон - позднее явление. Если не ошибаюсь, с XVIII века. Греческое пение до этого также было унисонным. Так что, о многовековом исоне Вы погорячились. 02 февраля 2016г. 20:03 Чему я очень рад, спасибо! Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 14 января 2016г. 19:20 Катерина, выражаю согласие, пожалуй, со всем, что написано Вами в сообщениях данной темы. Дунаев А.Г. 05 января 2016г. 23:22 Не собираюсь все это комментировать, но от одного замечания не могу удержаться: http://danuvius.livejournal.com/523108.html Прошу автора, если возможно, отвечать там, чтобы избежать модерации со стороны сего сайта. 07 января 2016г. 15:19 замечательная статья. Александр, Рубежное 08 января 2016г. 16:45 Согласен с автором доклада. Церковный интерьер сегодня больше напоминает будуар, нежели до молитвы и сосредоточения. Иконы часто как картины с томными персонажами и эротическими чертами (пример: икона св. Екатерины в кафедральном соборе Луганска - срам и стыд) и т.д. Иконописный канон совсем забыт - у нас в главном храме Рубежного на алтарном своде огромная Троица с бородатым стариком посередине, типа Ветхого денми. Иконостасы позолочены и со всякими кренделями и вычурными формами, с треугольником над Царскими вратами. Хор орёт как в филармонии. Короче, если приход бедный, то лучше оформлять храм в стиле минимализма, как в Грузии, а не вешать на стены и иконостасы всё, что придётся под руку. У нас ещё в Северодонецком соборе настенные росписи иеговисты делали - я в шоке! Много ещё можно сказать, но вы и так видите, что творится в Церкви у нас. Алэксандрос 08 января 2016г. 19:38 +++Это знаменное пение или византийское. Знаменное пение, благодаря староверам, наиболее адекватно сохранило для нас древнерусскую певческую практику, современное византийское пение испытало на себе, конечно, влияние Нового времени (реформы 1820-х годов), но это влияние настолько незначительно, что его можно не принимать в расчет. В любом случае иной альтернативы на настоящий момент мы не имеем.+++

http://bogoslov.ru/article/4797445

Аминь. В даль будущего (Слово, произнесенное за архиерейским служением в Казанском соборе в праздник Сретения). «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» ( Лк.2:29 ). Эта евангельская молитва, в первый раз произнесенная Богоприимцем Симеоном, а теперь каждодневно повторяющаяся в наших храмах за богослужением, вскрывает перед нами глубины высокого духа... О, если бы мы могли подняться на высоту того настроения, которое с такой захватывающей силой и так непринужденно вылилось в этой почти предсмертной молитве! Какую полноту, какое богатство религиозного вдохновения и творчества представляла бы тогда современная жизнь наша! Старец Симеон был как бы печатью Ветхого Завета... И ему, «ветхому денми», Бог судил в старческих объятиях держать «Неудержимого Богомладенца», ставшего Основоположником Нового Завета и «содержащего теперь Собою всяческая». Жизнь Богоприимца приближалась, как бы тихо склонялась, к закату... И освещенная, согретая нежно-сияющими лучами небесных чаяний и упований, она больше не манила уже богопросвещенного старца призраками личного скоропреходящего земного счастья... Кругом кипели страсти. Опьяненные жаждой новых впечатлений, люди жили интересами дня, и каждый на общем пиру жизни старался захватить для себя лучшее место. Даже те, которые поднимались, возвышались до сознания общественного, гражданского долга, даже они боролись лишь за внешний блеск и могущество своего народа, добывая ему почетное место среди других народностей мира, но, не заботясь о том, чтобы народ сделать «уделом Божиим» ( Втор.32:9 ) и направить стопы его на путь закона Господня... Они желали своему народу политической силы и власти. Они хотели, чтобы его господственная рука всегда лежала на хребте врагов. Но в то же время эти люди забывали, что без духовной крепости, которая дается верой, всякий народ, как бы широко ни раскинулись его владения и как бы успешно ни шли его завоевания, подобен лишь тому колоссу на глиняных ногах, великое разрушение которого видел во сне Навуходоносор. За временными, случайными сторонами жизни они не видели тех вечных целей, движение к которым только и сохраняет народ от нравственного разложения и застоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Богородицы». Над пастофориями расположены изображения св. врачей, а также апостолов Петра (север) и Павла (юг). Нижний регистр апсиды традиционно занимает сцена «Поклонение Жертве» (предстоят престолу святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, на сев. стене фигуры идентифицированы как святители Григорий Богослов, Николай Чудотворец, сщмч. Иерофей Афинский, свт. Афанасий Великий, один не определен; на южной - святители Кирилл Александрийский, Спиридон Тримифунтский, 3 не определены; процессию завершают по 2 архидиакона с каждой из сторон). В жертвеннике помещены изображение Христа во Гробе с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом и сцены «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике - сцены «Пророк Илия в пустыне», «Пророки Илия и Елисей переходят через Иордан», «Вознесение пророка Илии», «Пророк Елисей получает милоть пророка Илии», «Пророк Елисей переходит Иордан», а также изображения серафимов. Конха алтарной апсиды соединяется с системой возведения сводов 3 ступенчато расположенными арками; в их центральных частях (с запада на восток) помещены изображение Ветхого денми и образы Пресв. Богородицы «Знамение» и «Агнец Апокалипсиса». На склонах арок им соответствуют изображения пророков Аарона, Давида, Иакова (?), Михея (?), Софония (2 не определены), 12 апостолов и святителей (по 9 с каждой стороны, не идентифицированы). На пятах западной арки продолжается праздничный цикл, начатый в алтарной апсиде (сцены «Воздвижение Креста» на севере и «Успение Пресв. Богородицы» на юге). Стены нефа занимают 2 регистра Страстного цикла и цикла Воскресения Господня (начинается на юж. стене у иконостаса сценой «Моление о Чаше» и завершается на сев. стене сценами «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне»). В отличие от росписи молдав. церквей кон. XV - нач. XVI в. и сделанных при Петру IV Рареше, когда Страстной цикл передавался в виде непрерывного фриза, в кафоликоне Н. В. м. сцены разграничены, что характерно для молдав. росписей кон. 80-х - 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

В 2010 г. зарегистрирована 1-я в Н. о. монашеская обитель беглопоповцев - Малиновский жен. скит близ дер. Филипповское Борского р-на (ныне городского окр. г. Бор), при к-ром действует летний детский лагерь. В числе последних зарегистрированы Казанско-Богородичный приход в дер. М. Зиновьево городского окр. Семёновский (2011) и Троицкий приход в пос. Шеманиха Краснобаковского р-на (2016). К янв. 2018 г. зарегистрированы 11 приходов Верхневолжской епархии РДЦ. Одним из самых многочисленных в Нижегородской губ. было поморское согласие , насчитывавшее в нач. XX в. ок. 25 тыс. последователей, ок. 60 храмов и моленных. Поморцы проживали как в нагорной, так и в заволжской части губернии, при этом регистрировали свои общины только жители нагорной части (свыше 30). Духовными центрами заволжских поморцев считались местность Корела и с. Городец (ныне город). Корельская вол., включавшая компактную группу деревень, существовала в Макарьевском у., а в 1918-1922 гг.- в Ковернинском у. Костромской губ. (ныне Ковернинский р-н Н. о.). Ее образование в лесном Заволжье по р. Узоле и ее притокам было связано с переселением старообрядцев со «Свейского рубежа» из-за неурожайных лет в кон. XVII - нач. XVIII в., что подтверждается данными челобитной 1701 г. В 1718 г. в Корельской вол. насчитывалось 12 селений (273 двора, 1162 мужчины). Кореляне - поморцы брачного согласия - сохраняли знаменный распев, иконопись (вплоть до 20-х гг. ХХ в.), древнюю книжность, издавали журналы «Голос Корелы», «Вехи». В основе их фольклора лежала сев. традиция. Городец, где поморцы жили наряду с др. согласиями, прославился самобытными иконописцами и писателями Золотарёвыми. В Городце развернул свою деятельность Григорий Евдокимович Токарев, отрицавший поклонение изображению Бога Отца по видению прор. Даниила в образе Ветхого денми и призывавший единоверцев следовать свт. Григорию I Великому: «Отчь образ не пишем», поскольку «Не видим бо есть». III Самарский собор поморцев, приемлющих брак (1905), и I Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак (1909), осудили Токарева и отлучили его от Церкви за распространение «развратного учения» (Деяние. С. 143).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

В Новом Завете мы встречаем немало данных, говорящих за подлинность кн. пр. Даниила, и эти данные двоякого рода: одни из них косвенны и как бы намеки, а другие прямы и решительны. К числу первых нужно отнести: а) отчасти свидетельство ап. Павла в посл. к Евр.( Евр.11:33–34 ) и в послании к Солунянам ( 2Сол.2:3–4 (ср. Дан.) 6:7–8. 20, 21 и др.), подтверждающая исторические повествования Даниила и его пророчества; б) слова ап. Петра в 1 послании ( 1Пет.1:10–12 ), очевидно, имеют самое близкое и прямое отношение к Даниилу ( Дан.12:8–9 ), ибо только здесь у одного Даниила выражено словами то, что могло быть в душе и у других пророков; в) отчасти свидетельство Евангелия. Выражение Иисуса Христа о Себе, как Сыне человеческом, столь любимое в устах Иисуса Христа, вероятно, взято из книги пр. Даниила, где говорится о Сыне человеческом, доведенном до «Ветхаго денми» ( Дан.7:13–14 ). Равным образом понятие, которое можно назвать средоточием учения Христова, понятие о Царствии Божием, или о Царстве Небесном, удивительно соответствует следующему стиху у Даниила: «Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится» ( Дан.2:44 и ср. Дан.2:45 с Мф.21:44 ). Но самое прямое, твердое и решительное доказательство того, что Даниил был писателем своей книги, представляет свидетельство Иисуса Христа, Который приводя из нее пророчество о мерзости запустенья в Иерусалимском храме, прямо называет это пророчество Данииловым и самого Даниила пророком: «когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» ( Мф.24:15 ). Кроме сих указаний Евангелия и посланий апостольских, отцы и учителя христианской церкви всегда признавали каноническое достоинство книги и принадлежность ее пр. Даниилу. «Ни один из пророков, – говорит бл. Иероним, рассуждая о Данииле, – не говорил о Христе столь ясно», ни один писатель Ветхого Завета, говорит бл. Августин, не сказал так хорошо о Царстве Небесном. Св. Мефодий, св. Аполлинарий, Евсевий Кесарийский , св. Исидор Пелусиот , бл. Феодорит и др. свидетельствуют о том же. Голос же всей Церкви за каноническое достоинство книги и принадлежность ее пр. Даниилу выразился в том, что из книги пророка Даниила Православная Церковь предлагает паремийные чтения в навечерие Рождества Христова ( Дан.2:31–37, 44–46 ) и во святую Великую Субботу ( Дан.3:1–88 ), и притом с именем Даниила. 7. Возражения против подлинности книги пророка Даниила

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

в сем храме возобновляли иконы, и по распоряжению известного священника Сильвестра, новгородские иконописцы изобразили на стенах храма вместо прежних предметов историю творения мира, Символ веры , содержание некоторых церковных стихов в лицах, или, как говорили тогда, в притче, именно: Приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся; Единородный Сыне; Во гробе плотски. Когда окончено было стенное письмо, начались толки о новости; отставленные иконописцы явились первые с судом над новостью и распространили между простодушными подозрение. Дьяк Висковатый, как вероятно, по особенным видам против любимца царского Сильвестра, поднял открытое волнение, шумел, бранил новые иконы, а ещё более надзиравших за работой. Он указывал народу в Сильвестре и благовещенском же священнике Симеоне сообщников Башкина (§ 21) 321 . Поднялось волнение. Вот первый пример того жалкого шума, какой доселе продолжают жалкие защитники дурной старины! В конце 1553 г. собрался Собор. Висковатый устно и письменно изложил сомнения о новостях, говорил, что другие изображения, кроме показанных седьмым Вселенским Собором, запрещены, позволил себе даже говорить, что лицо Бога Отца – лицо неизобразимое 322 . М. Макарий, которому, вероятно, известны были иконописцы и их работа ещё в Новгороде, словесно и письменно разрешил сомнения Висковатого. Священники Сильвестр и Симеон оправдались в возведенных на них подозрениях, и первый присовокуплял: если некоторые изображения соблазняют народ, то благоволит Собор рассудить, не должно ли запретить их. Собор показал, что ни на седьмом Соборе и ни на каком другом не было запрещения новым иконам, а потому нет нужды запрещать новых икон за то, что они новы, указал в В. Завете явление Бога Отца в образе Ветхого денми, поставил на вид Висковатому и правило Трулльского Собора «не подобает пред людьми простыми учительнаго слова подвигнути, или учити, сан себе учительства утворяя, но внимати от Господа преданному чину». Висковатый принёс раскаяние. Собор за то, что он произвёл возмущение в народе и несправедливо говорил, особенно об изображении Бога Отца, наложил на него духовную епитимью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010