Итак, Господь Иисус Христос изобразим в Своих святых образах и присутствен в своём Божественном Имени. Образ Святой Троицы и Божественное Имя Христово почитаются христианами, являясь для нас мерой духовного роста в деле личного уподобления Богу – прояснения образа и подобия, по которым мы Им созданы и которым должны соответствовать.  В истории христианской культуры известен догматический спор об изобразимости/неизобразимости первой ипостаси Святой Троицы – Бога Отца. Неканоническая иконография этого образа существует и поныне. И конографическое изображение Бога Отца в виде старца «Ветхого Денми» («ветхого днями») было чрезвычайно распространённым явлением, например, в русских православных храмах, – несмотря на канонические запреты Большого Московского Собора (1666 – 1667). Неканонические изображения Бога Отца обосновывались, как известно, ссылками на видения библейских пророков, в частности, на видения пророка Исаии (Ис. 6, 5) и пророка Даниила (Дан. 7, 9; 7, 13): Ис. 6, 5: «И рекохъ: о, окаян­ный азъ, яко умилихся, яко человкъ сый и нечисты устн имый, посред людей нечистыя устн имущихъ азъ живу: и Царя Господа Саваоа видхъ очима мо­има (И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа»); Дан. 7, 9: «…и bemxiй денми сде, и одежда его бла аки снгъ, и власи главы его аки волна чиста, престолъ его пламень огненъ, колеса его огнь палящь (…и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая вóлна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь)»; Дан. 7, 13: «Видхъ во сн hoщiю, и се, на облацхъ небесныхъ яко Сынъ человчь идый бяше и даже до ветхаго денми дойде и предъ него при­­ведеся (Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему)».   Таким образом, пророческие описания видений в ветхозаветных книгах оказались поводом для иконографического обоснования неканонических изображений Бога Отца. Православный богослов и историк церковного искусства Л.А. Успенский подробно проанализировал историю возникновения этих неканонических образов . Образ «Ветхого Денми», отмечает учёный, получил в этой иконографии искажённое толкование как образ первой ипостаси. В действительности, православная догматика учит, что неизобразимый по Своему Божеству изобразим в человеческом образе, но лишь в силу боговоплощения как Сын Божий.

http://bogoslov.ru/article/4699916

Быть может, следует вернуться к образу " Отечество " . Видимо, образ этот, задуманный как образ предвечного рождения Сына от Отца, сразу же, в силу некоторой внутренней необходимости, превращается в образ Святой Троицы. И Троица эта не полна, не совершенна, самое иконографическое строение ее является неудобоносимым бременем. Основное стремление этого образа есть изображение Троицы, уходящей в свои недра. Во всем изображении господствует величественный образ Отца. Сын, изображенный в образе Эммануила, расположен как бы в недрах Отца. Дух Святой в образе голубя бесконечно умален образом Своим перед образом Сына и Отца. Он изображен окруженный мандролой в чреве Сына, со сложенными крыльями, или парящим, или иногда как бы вылетающим из чрева Эммануила. Получается бесконечно отягощающее движение внутрь. Образ Троицы, так изображенный, величественный и .торжественный, скрывает, думается, в самой основе неисправимую неправильность, он стремится и не может сопрячься с богослужебным строем Церкви и с внутренним движением молитвы, сковывая ее своей тяжестью. В этой иконе мы видим, как образ Отца не находит вполне правильного иконографического осуществления. И, как призывал Московский Собор и некоторые отцы, быть может, правильно воздержаться от таких изображений. Но изображение становится вполне оправданным и благословенным там, где в образе Ветхого Денми изображен не непосредственно Бог Отец, но Христос - второе Лицо Святой Троицы. Это изображение Христа в полноте Отчей славы, которое утверждено словами Самого Господа, - " видяй меня видяй и Отца " . Оно глубоко символическое по своей природе, и как изображение Господское вполне может быть самодовлеющей иконой и не имеет той безысходной и неразрешимой трудности, которая связана с непосредственным изображением Бога Отца, не вполне принятым Церковью и являющимся подчас источником не вполне правильных или вовсе неправильных изображений. Надо думать, что образ Ветхого Денми, имеющий все черты, которые относятся к изображению Бога Отца и в то же время являющийся иконой Христа, и есть чистое, безусловное изображение, говорящее о Боге Отце. Можно сказать, что образ этот также до некоторой степени отвечает содержанию иконы " Отечество " , не допущенной к изображению Московским собором. Икона Христа Ветхого Денми может быть аналогична иконе " Отечество " тем, что выражает предвечное и полное сродство, сыновство Бога Сына - Богу Отцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

1295 г.; Кральевой церкви в Студенице, 1311 г.; церкви Георгия в Старо-Нагоричино, 1316 г.; церкви в Грачанице, 1321 г.). В иконах композиция встречается с XI в. (икона монастыря Св. Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI в. (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из монастыри Св. Екатерины на Синае XI–XII вв.). Композиционная схема «Успения» отличается большой устойчивостью, различается лишь распределение основных групп апостолов (начиная с XII в. они изображаются симметрично по сторонам от ложа), наличия святителей по сторонам от Христа, а также ангелов в мандорле Спасителя. Большинство деталей изображении имеют символическое толкование. Так, светильники, изображаемые по сторонам от ложа Марии или перед ним (Богоматерь велела возжечь их, узнав о приближающейся смерти), образ – «свещи света», «свещник невещественного света», с которым сравнивают Богородицу; курильница с углями – образ божественного угля, намёк на ветхозаветный прообраз Богородицы из видения Исайи; стамна – уподобление Богоматери золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея; красные туфли перед ложем – образ завершения земного пути. Христос Ветхий Денми – иконографический тип Христа, изображаемого в виде седовласого старца, образ неизобразимого к православной традиции Бога Отца, Саваофа. Первое лицо Святой Троицы интерпретируется как образ Христа-старца, «Ветхого (древнего) Днями», существовавшего предвечно до Воплощения в лоне Отчем, до начала времени сотворения мира ( Ин.1:3 ). Наименование образа и его символика восходят к видению Даниила (7:13–14), где пророку дано видеть, «как бы Сын человеческий» подошёл к престолу «Ветхого Денми» (Яхве), и получил от него царскую власть над всеми пародами и на все времена. Символика изображения основана на текстах Евангелия от Иоанна: «Я и Отец одно» (10:30), «Отец во Мне и Я в нём» (10:38, 14:10, 17:21). «Видящий Меня видит пославшего Меня» (12:45). Христос Ветхий Денми изображается в белых одеждах, которые являются символическим атрибутом Его невидимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же я видел всех грешников, которые отверглись Господа славы и им отвергнуты». Далее повторяется с некоторыми изменениями то, что сказано в предыдущих главах об источниках грома, молнии, ветров, росы, облаков, льда и снега и проч. (глав. 41). В 42-й главе говорится о мудрости, которая не нашла себе места на земле, и потому основала свое жилище на небе. С 45-й главы начинается вторая притча. Она направлена против тех, которые отвергают имя и жилище святых и Господа духов: они не войдут на небо; они будут сохранены для дня казни и мучения. В этот день Избранный (Electus) воссядет на троне славы и решит их участь. 45-я и две следующие главы особенно важны в том отношении, что в них говорится о Мессии, который называется Избранным и Сыном человеческим. «Там, говорит Енох, я видел Ветхого денми (Senem dierum); глава его была подобна белой волне; с ним я видел другого, лицо которого было подобно лицу человека; лицо его было исполнено благодати, как лицо святого ангела». Енох спросил о нем руководившего его ангела. Ангел отвечал: «это Сын человеческий (Filius hominis), 401 с которым обитала и которому принадлежит всякая правда; он откроет все тайны, которые сокрыты, ибо Господь духов избрал Его. Сей Сын человеческий, которого ты видел, возбудит царей и сильных от ложа, усмирит сильных и сокрушит зубы грешников. Он лишит царей их трона и царства, потому что они не хотят воздать чести и смириться пред Тем, Кто дал им царство» (глав. 46). «Я видел, говорит далее Енох, Ветхого денми, сидящего на престоле славы своей; пред ним раскрыта была книга жизни (liber vitae), и все небесные силы стояли пред Ним и вокруг Него... Тогда сердца святых исполнились радости, потому что настало время правды, молитвы святых услышаны и кровь праведных оценена Господом духов» (глав. 47). «В тот час Сын человеческий был призван пред Господом духов и имя Его пред Ветхим денми. И прежде сотворения солнца и светил, прежде нежели были утверждены звезды на тверди, призывали имя Сына человеческого пред Господом духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

«Вот, Я, – говорит Господь, – полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис. 28, 16 ). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» ( Пс. 117, 22 . ср. Мф. 21, 42 ; Деян. 4, 11 ; Еф. 2, 20 ; 1Кор. 10, 4 ). В том, что камень отделился от горы сам собою, без содействия рук человеческих, по толкованию Церкви, предъизображает тайну неискусобрачного рождения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии по наитию Святого Духа. Во многих песнопениях Церковь называет Божию Матерь «горою», например: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый растоящаяся естества...» (9-я песнь воскресного канона, 4 глас). Удар камня в истукана, превративший его в пепел, который был рассеян ветром, символизирует победу Христа и Его Церкви над диаволом и язычеством, а увеличение камня до размеров горы – является образом последующей славы Христа и распространения Церкви Его во всем мире. Видение самого пророка Даниила четырех животных (7 гл.) предьизображало те же языческие монархии, от которых была отторгнута власть и передана Сыну Человеческому Ветхим днями (7, 13–14). «Ветхий днями» (сл. «Ветхий денми») – название Бога, указывающее на Его вечность, белые одежды символизируют Его святость, престол и огненное пламя – Его суд, а раскрытые книги -всеведение. Название «Сын человеческий» Сам Христос многократно прилагал к Себа ( Мк. 13, 26 ). Так как «Сын Человеческий» отличается от «Ветхого денми», то под «Ветхим денми» православные экзегеты понимают Бога Отца, Который, на основании этого описания, в церковной живописи изображается в виде старца. 9 гл. Откровение о семидесяти седминах 1–2 стт. Размышлении Даниила о судьбе Вавилонских пленников в первый год царствования Дария Мидянина (539 г. до Р.Хр.). Видя, что истекают 70 лет плена, предсказанные Иеремией, Даниил думает о скором исполнении этого пророчества, тем более, что предсказание Иеремии о падении Вавилона уже исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

произведениями монументальной живописи периода Македонской династии. Искусство такого типа было распространено в посл. четв. IX - 1-й четв. X в. Его лучшим образцом, стилистически и территориально близким к росписи ц. первомч. Стефана, являются мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 880). Фрески апсиды Ротонды ( Георгия Победоносца великомученика церковь в Фессалонике ), возможно чуть более поздние, также могут быть отнесены к этому направлению. Др. близкие аналогии можно найти среди росписей Каппадокии (Старая церковь Токалы-килисе в Гёреме , 1-я четв. X в.; Айвалы-килисе в Гюлюдере, 913-920, и др.). Фрески Айвалы-килисе представляют ближайшую иконографическую параллель изображению «Страшного Суда» в ц. первомч. Стефана ( Thierry N., Thierry M. Ayvali Kilise ou pigeonnier de Gülli Dere: Église inédite de Cappadoce//Cah. Arch. 1965. Vol. 15. P. 97-154; Brenk B. Tradition und Neuerung in der christlichen Kunst des ersten Jahrtausends: Stud. zur Geschichte des Weltgerichts Bildes. W., 1966. S. 79-103). Подобный стиль встречается в монументальной живописи Наксоса (ц. Панагии Калорицы, 1-я пол. X в.), п-ова Мани (ц. ап. Петра в Палеохоре, 1-я пол. X в., и др.), а также в нек-рых иллюстрированных рукописях IX в., таких как Книга Иова из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 749) или Sacra parallela из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 923). Христос Ветхий денми. Роспись наоса ц. первомч. Стефана в Кастории. Кон. XII — нач. XIII в. Христос Ветхий денми. Роспись наоса ц. первомч. Стефана в Кастории. Кон. XII — нач. XIII в. 2-й слой. Живопись этого слоя хорошо сохранилась и недавно расчищена. Она выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне, со всеми характерными приемами рубежа XII и XIII вв. К этому слою росписи, несомненно, относится ряд евангельских сцен в клеристории, изображения в медальонах по оси свода Христа Еммануила, Христа Ветхого денми и Христа Вседержителя, а также пророков на склонах свода. Евангельский цикл составляют «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Преображение Господне» на вост.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

В другом месте св. Кирилл рассуждает о Данииловом видении в связи с тем христологическим богословием, которое собственно и было делом жизни святого отца. В данном случае речь идет о кенозисе (истощании Божества) и последующем прославлении Сына. Сошедший – Он же и есть Восшедший. «Что значит достиже Ветхаго денми, – спрашивает св. Кирилл, – пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а всё исполняет. Что же значит достиже Ветхаго денми? Это значит, что Сын достиг славы Отца» О Данииле, P.G. 70, 1462]. Речь идет не о пространственных перемещениях, что нелепо, а о славе Отца, которой достиг Сын Человеческий. Обожение человеческой природы во Христе. Проф. Успенский в своем труде о богословии иконы справедливо показывает богословскую и каноническую несостоятельность написания иконы Бога Отца в виде Ветхого днями, однако его утверждение, что св. Кирилл Александрийский отождествляет Ветхого днями и Сына Человеческого неверно. Св. Кирилл их как раз различает. Мнение проф. Успенского вполне можно было бы обосновать толкованиями прп. Ефрема Сирина и других святых отцов, речь о которых у нас будет далее. Мнение второе: Ветхий днями и Сын Человеческий суть одно лицо. В христианском богословии с ранних времен появилось мнение, что Ветхий днями и Сын Человеческий в видении Даниила суть одно лицо – вторая ипостась Святой Троицы. Такое мнение появилось в связи с учением, что все ветхозаветные Богоявления суть явления Сына Божия. Бог Отец не являлся никому и никогда. Сын есть явление Отца, образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). И еще: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Это учение было четко сформулировано еще св. Иустином Философом : «Ни Авраам ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца и неизреченного Господа всего вообще и самого Христа, но они видели Того, Который по воле Его есть и Бог Сын Его и вместе Ангел Его по служению воле Его» Разг. с Трифоном иудеем, п. 127]. Отождествление Ветхого днями с Сыном Человеческим отражает глубину христианского православного богословия, но, конечно, создает определенное напряжение для экзегета; трудно так объяснить видение пророка Даниила без определенной натяжки над текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В том же смысле и божественный Павел пишет: пияху бо от духовного последующего камене: камень же бе Христос ( 1Кор. 10, 4 ). Следовательно мужем, его же укориша, был Тот самый, кого прежде воплощения искушали израильтяне. А что Сын до воплощения не был отличен от Сына, происшедшего от семени Давидова, вопреки мнению дерзающих утверждать такое различие, но был одним и тем же, – до воплощения Словом чистым, а по рождении от святой Девы – воплощенным и вочеловечившимся, как написали святые и божественные отцы, – это показал еще Моисей особым признаком мужа преподобна. Как будто кто-нибудь, желая наставления, спросил Моисея: о каком это муже было у него слово, – муже, которого, по его словам, искушали и поносили израильтяне? И Моисей как бы рукой своей, простерши ее, указывает на Иисуса: он говорит: глаголяй отцу своему, и матери своей: не видех тебе и братии своея не позна (Второз. 33, 9). Вспомним же, что написал один из святых евангелистов. Когда, однажды, Христос учил и тайноводствовал некоторых, а Матерь Его и братья стояли вне, и когда некто из учеников, подойдя к Нему, сказал: Мати твоя и братия твоя вне стоят, видети Тя хотяще: то Он, показавши своей рукой на учеников, слушавших Его, отвечал: мати моя и братия моя, сии суть, слышащии слово Божие и творящии е ( Лук. 8, 16–21 ). Иже бо аще сотворит волю Отца моего, иже есть на небесех, той брат мой, и сестра и мати (Ми) есть ( Матф. 12, 46–49 ). Это, думаю, значат слова Моисея: глаголяй отцу и матери: не видех тебе, и братии своея не позна. – И еще, мудрый Даниил говорит, что он видел единородное Слово Божие в образе нашем. Он видел, но его словам, Ветхого денми сидящим на престоле, видел тмы тем предстоящих Ему и тысячи тысяч Ему служащих. Потом, сказавши о некоторых других предметах своего видения, Даниил присовокупляет: видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко сын человечь идый бяше, и даже до Ветхого денми дойде, и пред Него приведеся: и тому дадеся честь и царство, и вси племена и языцы тому поработают ( Дан. 7, 9, 10. 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Кроме Христа Вседержителя, известно и изображение Бога в образе Ветхого денми. Здесь связь с Ветхим Заветом, видением пророка Даниила, который видел Бога, летящего в огненном облаке, старика с развивающимися белыми волосами. Даниил говорит, что волосы Его были как белая волна, одежды излучали белый свет и были белее белизны. И поддерживали его силы небесные – ангелы высшего порядка. Есть разные классификации ангелов, и чаще всего пишут о девяти ангельских чинах, которые распределены по тройкам. Как раз высшие ангелы – это херувимы, серафимы, престолы и силы, которые чаще всего с людьми не общаются, а их задача помогать Богу: поддерживать, переносить Его. Еще одно изображение Христа Вседержителя в образе Ветхого денми, вечно существующего Бога, – это «Христос в силах». Здесь тоже присутствуют ангелы высшего порядка – огненные шестикрылые серафимы и престолы, изображаемые в виде красных колец с глазами и крыльями, которые поддерживают Бога. Еще одной типологией икон, связанных с образом Бога, являются изображения Иисуса в образе подростка – «Спас Эммануил». «Эммануил» переводится как «с нами Бог», и идея, которую с помощью изображения пытается здесь передать иконописец, заключается в том, что как только произошло Рождество Христово, человечество уже получило надежду на спасение. Потому что Бог уже пришел в этот мир, для того чтобы осуществить Свою миссию, принести Себя в жертву, искупить тем самым первородный грех Адама и Евы и спасти все остальное человечество, дав ему право на выбор правильного пути.   Ирина Языкова , кандидат культурологии Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Древняя Русь – наследница Византии, и в то же время это очень самобытное искусство, в котором по-своему преломилась христианская вера. Начнем с известной легенды, которая есть в «Повести временных лет» о том, как Владимир выбирал веру. Ведь неслучайно он выбрал самую красивую, самую художественную, можно сказать, веру. Напомню, что князь Владимир искал веру для своего народа и посылал в разные страны, к разным народам своих гонцов, чтобы они узнали, как верят иудеи, как верят мусульмане, как верят на Западе и как на христианском Востоке.

http://academy.foma.ru/2017/01/26

Посему, когда видишь различие откровений, не предполагай Божества многообразным, но слушай, что Сам Бог говорит устами пророка Осии: Азъ видения умножих, и в руках пророческих уподобихся ( Ос. 12:10 ). Уподобихся, сказал, а не видим был; потому что, как угодно Ему, образует видения» ч. IV, Толк, на видения пр. Даниила, гл. 7]. По блж. Феодориту пророческие образы, в том числе и образ Ветхого днями, не образ Божий, ибо Бог неописуем, а некое уподобление Богу для выражения того, что Он хочет сказать. Более того, по блж. Феодориту, эти образы-подобия – не только не Сам Бог, но даже и не слава Его. Это Феодорит обосновывает Писанием: «Так, конечно, и блаженный Иезекииль, видев, что Явившийся составлен из электра и огня, когда описал откровение, присовокупил: сие подобие славы Господни ( Иез. 2:1 ), и не сказал, что видел Самого Господа, или самую славу Господню, но говорит: подобие славы Господни» [там же]. Учитывая, что «слава Ягве» – это то, что св. Григорий Палама называл энергией Божества, в словах блж. Феодорита звучит некоторое предостережение занимающимся умной молитвой подвижникам исихастам. Далее блж. Феодорит дает значение Божия уподобления Ветхому днями. Ветхий днями значит вечный. «Даниил видением Ветхаго денми научается вечности». Согласно со св. Ипполитом Римским , блж. Феодорит находит возможным Ветхим видеть не Бога, а дни, становящиеся ветхими в связи с неизменяемостью Божией: «Так разумея, и некоторые из переводчиков вместо слов: Ветхий денми поставили: ветхими Творящий дни». Чистота волов и белизна одежд Ветхого днями, по блж. Феодориту, указывают на Его «неукоризненность и святость», проявляемых в данном случае на суде Божием. И вот, в видении Даниила появляется Сын Человеческий. По блж. Феодориту, здесь Даниил больше похож уже не на пророка, а на евангелиста и апостола, возвещая с ними, и даже ранее их, второе пришествие Христово во славе и суд Христов над народами. «Видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый бяше... Ибо что яснее сих слов? Действительно евангельски и апостольски паче, нежели пророчески и гадательно, проповедал пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010