Маловероятно, что «Обрушенная церковь» являлась кафоликоном, скорее им был более просторный храм, расположенный на той же горной площадке. В нем сохранились фрагменты настенной живописи: композиция «Видение Петра Александрийского» и изображение св. целителя. Горная порода хорошо обработана, но не так тщательно, как в «Обрушенной церкви». Юж. стена также достраивалась (сейчас разрушена). Недалеко от этих 2 церквей в местности Писмата находится множество высеченных в горах келий и помещений, однако их функция неясна. Вероятно, они входили в один монастырский комплекс. На том же берегу реки есть др. церковь, фрески к-рой, вероятно, датируются XIII в., известная как Господев-Дол (Господний овраг). На фресках идентифицируются изображения Христа Ветхого денми, Мандилион и Керамион, образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Германа К-польского, Власия Севастийского, Модеста Иерусалимского, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и св. целителей Космы и Дамиана в алтаре. Большая часть фресок утрачена и известна по старым схемам. Сохранились также фрагменты композиций «Сошествие во ад», «Вознесение» и «Успение». Л. Мавродинова предполагает, что и эта церковь была частью М. а. м.; включение святых Власия, Модеста, Космы и Дамиана в программу декорации алтаря связана с почитанием их как покровителей земледелия и скотоводства; на присутствие рядом монастырских пастбищ указывает наличие водных резервуаров. Над изображением Христа Ветхого денми открыта т. н. надпись Иво Грамматика (датируется не позднее 1322, года смерти болг. царя Георгия II Тертера). На юге от Господева-Дола, на правом берегу р. Русенски-Лом, расположена еще одна церковь с фресками, т. н. соборная церковь. Она состоит из наоса и помещения (парекклисиона). Стилистические особенности живописи наоса позволяют отнести время ее создания к XIV в., а фрески парекклисиона, вероятно, были созданы веком позже. В наосе сохранились изображения епископов в алтаре, на сев. стене - ктиторская композиция, на потолке (живопись сильно разрушена) - фрагменты сцен «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскресение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие во ад».

http://pravenc.ru/text/2563798.html

Читатели Нового Завета едва ли могут усомниться в том, что именно на это видение ссылался Господь, именуя Себя Сыном Человеческим в нескольких изречениях. Иудеи единодушно видели в словах Даниила указание на Мессию, Которого они мыслили, как судью всех народов, восстановляющего царство Израилево и подчиняющего ему все племена земные. С этим вопросом обращается к Нему Никодим: Ты ли Тот, Кто должен придти согласно пророчествам? Господь не отрицает этого, но, во-первых, указывает на то, что Он не есть просто возвеличенный человек, как иудеи понимали пророчество Даниила, но умаливший Себя Бог , а во-вторых, что Он не является вопреки их ожиданиям (основанным на неправильном разумении того же пророчества), как судья, или если является таковым, то в совершенно ином, чисто моральном смысле. Только при такой безмолвной ссылке собеседников на пророчество, становится понятной последовательность беседы. Да, Я Тот, Который дойдет до Ветхого денми, но знай, что «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси... Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови...» ( Ин. 3 ). Еще яснее близость следующих Христовых слов к видению Даниила: «Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома израилевыма» ( Мф. 19, 28 ). Сюда же относятся слова ап. Павла: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир» ( 2Кор. 6, 2 ). Но особенно ясное и уже совершенно несомненное сближение Своей личности с пророчеством Даниила мы находим в ответе Господа Каиафе на вопрос «ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк. 14, 62 ; Мф. 26, 64 ). Приведением пророчества Господь отклонял от Себя обвинение в богохульстве – что Он, будучи человеком, делает Себя Богом ( Ин. 10, 23 ). Это особенно ясно по Евангелию от Лики. «И сказали: Ты ли Христос, скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите, если же спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня». Очевидно, Господь хотел их спросить по видению Даниила (как прежде спрашивал по Пс. 109 ), кто есть тот Сын Человеческий, который был уравнен Ветхому денми, – ибо далее Он приводит это видение: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией». Это была цитата, но чтобы обвинить Христа в богохульстве, нужно было добиться, относит ли Он ее к Себе. «И сказали все: итак Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я» ( Лк. 22,70 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В. выступил против изображения Бога Отца («невидимого Бога»), в частности на иконе «Верую во Единаго Бога», считал невозможным изображение Бога в виде «Ветхого денми» (иконография основана на Дан 7. 9 и Откр 1. 14), критиковал изображение Бесплотных Сил (на иконе «Верую во Единаго Бога»), символическое изображение Бога Сына в виде Ангела Великого совета (источник иконографии - Ис 9. 5-6). В. не считал возможным основываться в иконописи на свидетельствах ВЗ (видениях пророков), поскольку ВЗ прошел и отложен («Ветхая вся мимоидоша, и быша вся нова»). Кроме того, по мнению В., пророки видели лишь «славу Божию», но не Существо: «Все не едино видение видеша - не Существа, но славы»,- «славы» же лишь знак присутствия Бога, а не образы Божественных Ипостасей. Кроме того, дьяк считал необходимым унифицировать иконографию: «Ино б одним образцом писали, чтоб было несоблазнено, а то в одной паперти убо одна икона, а в церкви другая, то ж писано, а не тем видом». Четырехчастная икона ( " И почил Бог в день седьмый " , " Единородный сыне и Слове Божий " , " Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся " , " Во гробе плотским " ). 1547-1551 гг. (ГММК) Четырехчастная икона ( " И почил Бог в день седьмый " , " Единородный сыне и Слове Божий " , " Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся " , " Во гробе плотским " ). 1547-1551 гг. (ГММК) Свои сомнения В. изложил в записке, поданной свт. Макарию, и просил рассмотреть ее на Соборе, к-рый состоялся в янв. следующего года. На Соборе свт. Макарий отверг большую часть критических замечаний В., в первую очередь в отношении ВЗ. Митрополит отвечал дьяку, что не весь ВЗ отложен, но лишь закон обрядовый; видения пророков имеют непреходящее значение для Церкви и являются основой для изображения Богоявлений. Иконописцы изображают не невидимого Бога (не Существо Божие, неописуемое и непостижимое), но явления Бога людям (в частности, пророкам), отраженные в Свящ. Писании и закрепленные иконописной традицией («В нашей земле Руськой...

http://pravenc.ru/text/158752.html

В. Твердым основанием, по которому мы на иконах изображаем Бога и Святых Божиих, служит для нас Священное Писание. Хотя справедливо, что Бог сам в себе или в отрешенном существе его бестелесен, невидим, неописан, не имеет ни образа ни подобия: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его? ( Ис. 40:18 ). Также: Род суще Божий, не должни есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человчу ( Деян. 17:29 ); но справедливо также и то, что тот же неописанный Бог явился Аврааму в образе человека ( Быт. 18:1–2, 22 ), Иакову в видении мужа утверждающегося в лествице ( Быт. 28:12–13 ), Моисею в купине и на горе ( Исх. 3:2, 4; 24:16–18; 33:13, 21–23 ), Исаии на престоле высоце и превознесенне ( Ис. 6:1 ), Иезекиилю посред животных ( Иез. 1:5, 11 ), Даниилу в облаках в образе ветхого денми ( Дан. 7:13 ). Особенным же образом он явился в вочеловечении, в котором Бог для всевозможного приближения к человекам, жил на земли, сам низвел себя в образ смертного человека, и соделавшись существенно человеком, обращался с человеками, чудодействовал, пострадал, был распят, воскрес, вознесся на небо, и таким образом в Божественной жизни своей толикое же число оставил нам священных образов, сколько совершил Божественных дел; столько священных предметов для благоговения, сколько в высокой тайне искупления находит для себя досточтимого и Божественного. Икона же святых суть изображения Другов Христовых, членов тела Его, спрославленных с Ним в царстве славы (или суть олицетворенные изображения добродетелей). Посему, где образ Пресвятыя Богородицы, Господоначальные Троицы, где образ Иисуса Христа Спасителя, там должны быть образы спасенных и прославленных Христом. «Идеже бо Царево пришествие, тамо и чин приходит» (богоявленские песнопения). Таким образом Святые иконы, яко лице представления Бога и Святых Божиих с одной стороны служат для нас напоминанием о различных благодеяниях Божиих, или о подвигах Святых, и суть тоже, что священные книги и письмена 46 , изображающие нам различные дела Божии и добродетели для возбуждения нас к добродетели, с другой служат предметом нашего благоговения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Итак, нас мало должны теперь занимать большинство ветхозаветных изречений, в которых Сын Человеческий означает человека вообще, человека по преимуществу, человека в отличие от животных и от ангелов, наконец – просто человека в отличие от вельможи царя и пр. Необходимо, впрочем, отметить то обстоятельство, что выражение какого-либо понятия или свойства прибавлением сын или дщерь (сынове царствия – Мф. 8, 12; 13, 38 ; сыны геенны – 23, 15; сыны громовы – Мк. 3, 17 ; сыны мира – Лк. 10, 6 ; сыны воскресения – 20, 36; сыны света – Ин. 12, 36 ; сыны погибели – 17, 12; сыны противления – Еф. 2, 2; 5, 6 . Кол. 3, 6  и др., дщерь Сиона, дщерь Израилева, вм. Сио, Израиль – Мф. 21, 5 . Ин. 12, 15 , также в Ветхом Завете) обозначает особенно глубокое усвоение этого свойства, как бы полное проникновение им. В частности, выражение «Сын Человеческий» в большинстве мест обозначает человечность по преимуществу. Какие именно свойства человечности отмечал в себе, например, пророк Иезекииль, постоянно именовавший так себя, это сказать не легко: разумел ли он здесь ничтожество своей природы в противоположность всесовершенному Богу, с ним говорившему, или иногда свою праведность, свое выполнение истинного предназначения человеческого в противовес обличаемым священникам и всему народу, или наконец – в том же противопоставлении – нежелание присваивать себе каких-либо иных прав (хотя он и был священник) кроме прав истинного человека; но, во всяком случае, нам думается, что богословы напрасно уделяют свое главное внимание книге Иезекииля, желая разъяснить наименование Христа-Спасителя. Иезекииль говорил о себе, а есть в Ветхом Завете место, где Сыном Человеческим называется прямо будущий Мессия, не простой человек, а некто Божественный, и несомненно, что это именно место, это видение пророка Даниила Сам Спаситель неоднократно применял к Себе. В нем-то и заключается разгадка занимающего нас вопроса. Место это хорошо известно всем, изучавшим Священное Писание или Догматическое Богословие. Пророк Даниил видел различных чудовищных животных, воцарявшихся над землей и над «народом святых», и говоривших высокомерно против Бога. Однако власть их была непродолжительна. «Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями, одеяние на Нем было бело, как снег и волосы главы Его, как чистая волна... Судьи сели и раскрыли книги...» Звери были лишены власти и казнены огнем, кто же взамен их кратковременного владычества получает вечную власть? «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями (и даже до Ветхаго денми дойде), и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его? ( Ис. 40:18 ), также: род суще Божий, не должни есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человчу ( Деян. 17:29 ); но истинно также и то, что тот же неописанный Бог явился Аврааму в образе человека ( Быт. 18:1–2, 22 ), Иакову в видении мужа утверждающегося в лествице ( Быт. 28:12–13 ), Моисею в купине и на горе ( Исх. 3:2, 4; 24:16, 18 ), Исаии на престоле высоце и превознесенне ( Ис. 6:1 ), Иезекиилю посред животных ( Иез. 1:5 ), Даниилу в облаках в образе ветхого денми ( Дан. 7:13 ). Особенным же образом он явился в вочеловечении, в котором Бог для всевозможного приближения к человекам, Сам низвел себя в образ смертного человека, и соделавшись существенно человеком жил на земле, обращался с человеками, чудодействовал, пострадал, умер ( был распят) , воскрес, вознесся на небо, и таким образом в божественной жизни своей толикое число оставил нам священных образцев, сколько совершил божественных дел;/столь священных предметов для благоговения, сколько в высокой тайне искупления находит для себя достопочтенного и Божественного/. Икона же святых суть изображения Другов Христовых – членов тела его. спрославленных с ним в царстве славы/или суть олицетворенные изображения добродетелей/. Посему где образ пресвятые Господоначальные Троицы, где образ Иисуса Христа Спасителя, там должны быть образы спасенных, и прославленных Христом. Идеже царево пришествие, там и чин предходит. Таким образом, Святые иконы, яко лице представления Бога и Святых Божиих с одной стороны служат для нас напоминанием о различных благодеяниях Божиих, или о подвигах Святых, и суть те же, что Священные книги и письмена, изображающие нам различные дела Божии и добродетели для свозбуждения нас к добродетели, с другой служат предметом нашего благоговения. Г. На каком же основании изображения, представляемые на веществе – на камне или древе, златые или серебряные – толикой сподобляются чести, что возжигаются пред ними светильники, курится фимиам, совершается служение, или поклонение? Все сие делается на том основании, что честь, как говорит святой Василий Великий , воздаваемая образу, восходит к первообразу; в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Моисей прообразовал собою тайны, приведенные в исполнение Господом. Лице Моисея озарено было светом, потому что беседовал с ним Бог, и покрывало было на лице его, потому что не мог взирать на него народ. Так воплотившийся Господь наш прикрыл Себя покрывалом плоти, изшел из чрева и явился; тогда увидели Его волхвы и принесли дары. Великое чудо совершилось на земле: снисшел на нее Господь всяческих, Бог соделался человеком, Ветхий денми стал младенцем, Господь уподобился рабу и Сын Царев – убогому. Уничижило себя Естество превысшее и вселилось в наше естество, и что чуждо было естеству Его, то восприяло Оно на Себя ради всех нас. Кто не будет внимателен к такому чуду – Бог приходит, чтобы родиться? Кто не придет в изумление, видя, что рождается Господь Ангелов? Без пытливости, веруй и содержи твердо; потому что это действительно так. Обратите взор свой, возлюбленные, на Марию. Вот приходит к ней Гавриил, и Она, испытуя его, говорит: како будет сие? Служитель Духа ответствует Марии, что не трудно сие для Бога, для Которого все возможно. Мария поверила слышанному, и сказала: се раба Господня. И тогда же Слово, как Ему самому известно, низошло и, как Слово изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней, и Она не ощутила того. Ничего не потерпев, прияла Его, и Исполняющий Собою вселенную пребывал в Ее чреве, как младенец. Он умалил собственный Свой образ, чтобы обновить образ ветхого Адама. Когда слышишь о рождении Бога, внимай безмолвно и соображай умом своим, что сказал Гавриил. Ничто не трудно для преславного Божия Величия, Которое ради нас преклонилось долу и рождается среди нас и от нас. Ныне Мария соделалась для нас небом – Божиим престолом; потом что в Нее низошло и в Ней вселилось высочайшее Божество. Чтобы нас возвеличить, умалилось в Ней Божество, не умаляясь, впрочем, в естестве Своем. В Ней облеклось Оно в ризу для нас же, чтобы нам доставить Ею спасение. На Марии исполнились провещания пророков и праведников; из Нее воссиял для нас Свет и рассеял тьму язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Основная тема этой главы, как видим, принципиальный вопрос изобразимости Божества. Напомним, что вопрос этот вставал на Руси в XVI веке на Стоглавом Соборе. Относился он, по-видимому, в связи с изображением ветхозаветной Троицы, к новозаветным троичным иконам («Отечество», «Сопрестолие»...), хотя прямо это и не высказывалось. В споре митрополита Макария с Висковатым и на Соборе 1554 года вопрос об изображении Божества сосредоточивался главным образом на образе Бога Отца. И противники, и сторонники изображения Бога Отца были согласны в том, что Божество — по существу Своему — не изобразимо. Но в то время, как противники этого образа видели в нем попытку именно изобразить неизобразимое Божество («существо») и, следовательно, «мудрование» и самомышление», сторонники его возражали: Бог Отец изображается не по существу, а по пророческим видениям. Правильность этого обоснования в свое время, по мнению митрополита Макария, доказывалась существующей церковной практикой. Этот аргумент является одним из решающих для сторонников изображения Бога Отца и до нашего времени. Оно «вошло в обычай» . «Икона Бога Отца, — говорит протоиерей Сергий Булгаков, — [...] хотя и не предусматривается прямым постановлением Седьмого Вселенского Собора, однако узаконяется церковной практикой» . Это узаконение практикой оказалось настолько прочным, что, вопреки постановлению Большого Московского Собора, в официальных пособиях духовенству существовало до последнего времени. Объясняя символ руки в небе, автор говорит следующее: «Введение этого символа в практику церковного искусства объясняется желанием Церкви предохранить своих чад от заблуждения касательно Бога Отца . Другим обычным символом для изображения Бога Отца был образ старца, или Ветхого денми». Но, как мы видим, Большой Московский Собор не только не признает установившуюся практику, но со свойственной эпохе резкостью осуждает ее как «буемудрие» и «безумие». И все же его постановление не помешало ни дальнейшему распространению изображения Бога Отца, ни, как увидим дальше, защите его в плане теоретическом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440371/

Лит.: Eissfeldt O. Jahwe Zebaoth//Miscellania Academica Berolinensia. B., 1950. Bd. 2. H. 2. S. 128-150; Fallon F. T. The Enthronement of Sabaoth: Jewish Elements in Gnostic Creation Myths. Leiden, 1978. (NHS; 10); Johnson S. E. Sabaoth/Sabazios: A Curiosity in Ancient Religion//Lexington Theol. Quarterly. 1978. Vol. 13. P. 97-103; Cazelles H. Sabaot//Dictionnaire de la Bible. Suppl. P., 1985. Vol. 10. Col. 1123-1127; Zobel H. -J.    //ThWAT. 1989. Bd. 6. Sp. 876-892; Seow C. L. Hosts, Lord of//ABD. CD-ROM-Version. А. А. Ткаченко Иконография Господь Саваоф. Роспись Архангельского собора в Московском Кремле. 1564 - 1565 гг. Господь Саваоф. Роспись Архангельского собора в Московском Кремле. 1564 - 1565 гг. В визант. искусстве с именем Г. С. не связывается к.-л. иконография. Изображения, сопровождающиеся надписью: «Господь Саваоф», появились в рус. искусстве в XVI в. В основе иконографии лежит образ Иисуса Христа Ветхого денми : Господь, благословляющий обеими руками, или со свитком, с державой, реже с книгой в руке, в белых одеждах, складки хитона обычно написаны розовой краской, а гиматий - зеленой, волосы лежат по плечам, нимб звездчатый, в виде 2 пересекающихся ромбов синего и красного цветов (подобные нимбы, встречающиеся в изображении Ангела-Софии (напр., фигурки, сопровождающие евангелистов в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (80-е гг. XIV в., разрушена), на тверских царских вратах (XIV в., ГТГ), называют «софийные»). Один из первых примеров такой иконографии представлен на иконе «Страшный Суд» (XVI в., ГТГ): Г. С. изображен неск. раз в каждой из 4 композиций иконы. На 1-м клейме «И почи Бог в день седьмый» - спящий на ложе, с распятием в руках и в короне (композиция «Престол благодати»), с сосудом в руках (композиция «Отослание Христа в мир»); на 2-м клейме «Единородный Сыне» - поясное изображение в медальоне; на 3-м клейме «Во гробе плотски» - Г. С. со свитком в руках восседает на престоле рядом с воскресшим Христом, сидящим одесную, между Ними Св.

http://pravenc.ru/text/166347.html

Гл. XXXIV, 18. И не довольно ли вам, яко на благой пажити пасостеся. Ибо потомки Левия, будучи сведущи в законе и пользуясь как бы прекрасным пастбищем и приятною и прозрачною водою – учением Моисея, способным в достаточной мере руководить к познанию истины, некоторым образом попирали пастбище и возмущали воду, предлагая грубое и вещественное и исполненное земной нечистоты учение тем, которые подобно овцам следовали за ними, как за овнами. Ст. 23. И возставлю им пастыря единого... раба Моего Давида. Не трудно видеть, что это говорит о Христе. Ибо блаженный Иезекииль пророчествовал в то время, как блаженный Давид уже умер и лежал во гробе. Бог же Отец давал обетование как имеющее исполниться некогда, а не как уже совершившееся; ибо обетования относятся к будущим, а не к прошедшим событиям. Отрывки толкования на пророка Даниила Гл. V, 2. И пия Валтасар рече при вкушении вина, еже принести сосуды златы и сребряны, яже изнесе Навуходоносор отец его из храма, иже во Иерусалиме, и да пиют в них царь и вельможи его, и наложницы его, и возлежащия окрест его. Это было не что иное, как пренебрежение к славе Божией и превозношение пред Тем, Кто управлял Израильтянами, как будто Он не может сделать ничего полезного своему народу. VII, 10. И книги отверзошася. Ибо когда Единородный (Сын) явился в подобном нашему виде; тогда Отец отверз и книги и освободил от суда виновных во грехах и тем, которые мужественно подвизаются, дал возможность быть вписанными в них и причисленными к небесным хорам и как бы внесенными в памятную книгу. VII, 13. Что значит: и даже до Ветхого денми дойде? Не о месте ли здесь говорится? Но думать так было бы невежественно; потому что Божество неограничено местом, но все наполняет. Итак что же значит: до Ветхого денми дойде? Очевидно, Сын достиг славы Отца. И чтоб можно было видеть это, Он опять сказал далее: ему дадеся и честь и царство. Ибо Он слышал Отца говорящего: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Псал. 109, 1 ). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010