В Откр 1. 9 - 3. 22 описывается явление подобного Сыну Человеческому (Откр 7. 13), к-рый диктует Иоанну, автору Откровения, 7 посланий к 7 «церквам, находящимся в Асии» (Откр 1. 11). Было сделано предположение ( Yarbro Collins. 1993. P. 100), что это описание и по форме и по содержанию восходит к Дан 10. 2-12. 4; оба текста описывают видение некой небесной фигуры, провидец называет себя, а также время и место, где ему было видение; в обоих текстах провидец поражен видением и падает на землю без чувств; вслед за видением следует пространное объяснение, связанное с некой книгой (Дан 10. 21; Откр 1. 11, 19). В описании подобного Сыну Человеческому в Откровении Иоанна Богослова имеются черты, сближающие его с образом Ветхого днями из Дан 7: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный» (Откр 1. 14). Обычно божественные черты в описании подобного Сыну Человеческому понимаются как свидетельство того, что автор Откровения стремится т. о. показать божественное достоинство Воскресшего Христа - равенство Сына Божия Отцу. Однако ряд исследователей ( Yarbro Collins. 1993. P. 103) пытаются объяснить их с помощью методов текстологии, предполагая зависимость Откр 1 от Дан 7. Дело в том, что 2 греч. рукописи Книги пророка Даниила, в к-рых дошел перевод LXX (Codex Chisianus. (Ms. 88) и Papyrus 967), приводят в Дан 7. 13 ошибочное чтение: ς παλαις μερν (как Ветхий днями) вместо ως παλαιο μερν (до Ветхого днями). По-видимому, даже если считать, что такое чтение возникло как обычная ошибка, оно быстро получило богословскую интерпретацию, при к-рой и Ветхий денми, и подобный Сыну Человеческому понимались как 2 различных проявления Бога. Если текст Дан 7. 13 был известен автору Откровения именно в таком виде, то это может служить объяснением того, почему подобный Сыну Человеческому в Откр 1. 14 имеет в описании черты Ветхого днями из Дан 7. В Откр 3. 21 воскресший Христос говорит: «Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его». Автор Откровения, по-видимому, считал это исполнением пророчества из Дан 7. 13-14. Возможно также, что это место скорее соответствует Дан 7. 9-10 (что допустимо, если принять стремление показать равенство Сына Человеческого и Ветхого днями, описанное выше), в то время как Дан 7. 13-14 относится более ко Второму пришествию (Откр 1. 7) ( Yarbro Collins. 1993 P. 103).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Прп. Максим Исповедник (VII в.), указывая, что отсутствие сердечного сокрушения порождается отсутствием страха Божия, когда страшные Божии прещения презираются, как пустые представления, приводит пророческие слова о Божьих наказаниях. «Кто не сокрушится, слыша, как Даниил описывает день Страшного суда: зрях, Дóндеже престоли поставишася, и Ветхий деньми седе... судище седе, и книги отверзошася, те. дела каждого. И опять: видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Ним приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы тому поработают... Вострепета дух мой в состоянии моем, азъ Даниил, и видения главы моея смущаху мя» т. I, Слово подвижническое в вопр. и ответах, п. 27]. По Максиму Исповеднику видение Ветхого днями и Сына Человеческого во славе открывает нам картину Страшного суда Божия над народами. Как образец обращения учителей церкви к Даниилову видению сына Человеческого для раскрытия своих христологических воззрений, приведем текст Тертуллиана (III в.), где он,, полемизируя с еретиком Валентином, учит о действительной плоти Христовой, а не измышленной духовной (spiritualis): «И Валентину, благодаря его преимуществу еретика, можно было измыслить духовную плоть Христову. Кто не пожелал верить, что она человеческая, тот мог представлять ее чем угодно. Ибо (это следует заявить против всех подобных мнений): если плоть Христова не человеческая и не от человека произошла, то я не вижу, в какой субстанции пребывая, Сам Христос провозгласил Себя человеком и Сыном Человеческим... Это о Нем говорит... и Даниил: Он выше облак, как бы Сын Человеческий ( Дан. 7:13 )» О плоти Христа, п. 15]. Сколь бы ни был небесным пророческий образ Сына Человеческого, он, по мнению Тертуллиана , и тем более позднейших отцов-догматистов, указывал именно на действительную человеческую природу Христа и Его плоти. Следует обратить внимание на раскрытие отцами обоих образов – Ветхого днями и Сына Человеческого. Здесь глубина христианского богословия. А суть вопроса – кто Ветхий днями? Является ли Бог Отец в образах? Все ли Богоявления – это явления Сына? Описуем ли Отец? Имеет ли основание изображение Бога Отца в виде Ветхого днями, распространенное в христианской иконографии, и как относится к этому иконописный канон церкви? И, естественно, все вопросы, относящиеся к образу Сына Человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Толкование о том, что Ветхий днями и есть Сын Человеческий, Сын Божий, Христос, в основном, встречается у отцов-догматистов, раскрывавших догматическое учение церкви. В «Повести о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского», дошедшей до нас только в сирийском переводе, приводятся слова, обращенные к оклеветавшей св. Григория Чудотворца (+ ок. 270 г.) женщине: «Точно также ты посмеялась над Ветхим родов, Который отпустил вину Адама...» с. 14]. «Ветхий родов», т.е. Христос – явно составлено из двух текстов: Ветхий днями ( Дан. 7:9 ) и Тот... Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих. 5:1 ). Ветхий родов есть Христос, Сын Человеческий, Искупитель. Св. Мефодий Патарский (III в.) отождествлял Ветхого днями со Христом, причем даже со Христом Младенцем! Вот как св. Мефодий описывает сретение Господне: «После всего этого праведник [Симеон Богоприимец. – Г.Ф.], возъимев смелость и повинуясь увещанию Богоматери, послужившей Богу для людей, принял в старческие объятия Ветхого днями в младенчестве ( Дан. 7:13 ), благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром... ( Лк. 2:29–32 )» Слово о Симеоне и Анне, п. 8]. Вслед за Мефодием Православная церковь в богослужении многократно говорит о Ветхом днями, как о Сыне. Вот 1-я литийная стихира на Сретение: «Ветхий денми иже закон древле дав Моисею, днесь Младенец видится» Текстов имеется много и других подобных. Так это учение вошло в литургический опыт церкви. Св. Афанасий Великий в веке борется с ересью Павла Самосатского и иных, говоривших, что только воплотившись Сын усовершился и стал собственно Богом и Словом. Св. Афанасий утверждает, что Сын всегда был совершен и до воплощения своего. В доказательство Афанасий Великий приводит ряд примеров из Ветхого Завета, в том числе и из видения Даниилова о Ветхом днями, с очевидностью считая, что это есть Сын Божий. Св. Афанасий: «Если Сын не был, или хотя и был [до воплощения. – Г.Ф.], но усовершился впоследствии, то... как Даниил видел, что тмы тем и тысящи тысящ служаху Ему ( Дан. 7:10 )» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

—364— зумел-ли он здесь ничтожество своей природы в противоположность всесовершенному Богу, с ним говорившему, или иногда свою праведность, своё выполнение истинного предназначения человеческого в противовес обличаемым священникам и всему народу, или наконец – в том же противопоставлении – нежелание присваивать себе каких-либо иных прав (хотя он и был священник) кроме прав истинного человека; но во всяком случае, нам думается, что богословы напрасно уделяют своё главное внимание книге Иезекииля, желая разъяснить наименование Христа – Спасителя. Иезекииль говорил о себе, а есть в Ветхом Завете место, где Сыном Человеческим называется прямо будущий Мессия, не простой человек, а некто Божественный, и несомненно, что это именно место, это видение пророка Даниила сам Спаситель неоднократно применял к Себе. В нём то и заключается разгадка занимающего нас вопроса. Место это хорошо известно всем, изучавшим Священное Писание или Догматическое Богословие. Пророк Даниил видел различных чудовищных животных, воцарявшихся над землёй и над „народом святых“, и говоривших высокомерно против Бога. Однако власть их была непродолжительна. „Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями, одеяние на Нём было бело, как снег и волосы главы Его, как чистая волна и пр... Судьи сели и раскрыли книги“ и пр. Звери были лишены власти и казнены огнём. Кто же взамен их кратковременного владычества получает вечную власть? „Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шёл как бы Сын Человеческий, дошёл до Ветхого днями (и даже до Ветхого денми дойде), и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится“ ( Дан. 7 ). Читатели Нового Завета едва-ли могут усомниться в том, что именно на это видение ссылался Господь, именуя Себя Сыном Человеческим в нескольких изречениях. Иудеи единодушно видели в словах Даниила указание на Мессию, которого они мыслили, как судию всех народов, восстановляющего царство Израилево и подчиняющего ему все племена земные. С этим вопросом обращается к нему

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Вот, Я, говорит Господь, полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» ( Пс.117:22 . ср. Мф.21:42 ; Деян.4:11 , Еф.2:20 ; 1Кор.10:4 ). В том, что камень отделился от горы сам собою, без содействия рук человеческих, по толкованию Церкви, предъизображает тайну неискусобрачного рождения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии по наитию Святого Духа. Во многих песнопениях Церковь называет Божию Матерь «горою», например: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый растоящаяся естества...» (9-я песнь воскресного канона, 4-й глас). Удар камня в истукана, превративший его в пепел, который был рассеян ветром, символизирует победу Христа и Его Церкви над диаволом и язычеством, а увеличение камня до размеров горы является образом последующей славы Христа и распространения Церкви Его во всем мире. Видение самим пророком Даниилом четырех животных (7-я глава) предъизображало те же языческие монархии, от которых была отторгнута власть и передана Сыну Человеческому Ветхим днями (7:13–14). «Ветхий днями» (слав. «Ветхий денми») – название Бога, указывающее на Его вечность; белые одежды символизируют Его святость, престол и огненное пламя – Его суд, а раскрытые книги – всеведение. Название «Сын человеческий» Сам Христос многократно прилагал к Себе ( Мк.13:26 ). Так как «Сын Человеческий» отличается от «Ветхого днями», то под «Ветхим днями» православные экзегеты понимают Бога Отца, Который, на основании этого описания, в церковной живописи изображается в виде старца. Откровение о семидесяти седминах (9 глава) 1–2 стихи. Размышления Даниила о судьбе Вавилонских пленников в первый год царствования Дария Мидянина (539 г. до Р.Х.). Видя, что истекают 70 лет плена, предсказанные Иеремией, Даниил думает о скором исполнении этого пророчества, тем более, что предсказание Иеремии о падении Вавилона уже исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Додуматься до сего могли только такие боголюбцы, как Моисей, Давид, покаявшийся Манассия, Исайя, Даниил и другие высокие и чистые умы Ветхого Завета. Но, по мере того как завет сей обветшавал в действительности от времени, понятия о спасении заметно изменялись. Вавилонский плен, имевший значение воспитательной школы для иудеев, многое помог им уразуметь в другом истинном смысле относительно судеб Божиих не только о роде Израилевом, но о всем роде человеческом. В слух имевших уши слышати уже произнесено было, прикровенное дотоле, настоящее имя Ветхого денми, Вышняго, святого, чудного, сильного, бодрого, и пр. имя Христа старейшины ( Дан.9:25 ) и прямо Спасителя ( Ис.42:11 ), несшего с собою не спасение от тех или других бед, а мзду народу, который дом ( Ис.42:12 ). Сия мзда, сие избавление, сие священие и есть то спасение, о котором преимущественно следовало знать и думать посмевавшимся Спасавшему иным, но себя не спасшему, изветшавшим законникам иудейским. Мысль иного, душевного спасения в светосиянное время новозаветной благодати, можно сказать, совершенно затмила собою старые, отжившие понятия о нем. Архангел благовеститель, первый, так сказать, отверзший дверь Евангелия, возвещая преблагословенной Деве Матери зачатие предвечного сына, заповедует: нарещи имя ему: Иисус ( Лк.4:31 ). Избранная от всех родов Богоневеста, по своему высокому духовному развитию (засвиде тельствованному Ее богохвалебною песнию в горней), не имела нужды в объяснении сего многознаменательного имени и сложила его, вместе со всею тайною благовещения, в сердце своем; между тем, от века утаенное и Ангелом несведомое таинство приходило в явление. По-человечески судивший о нем ближайший свидетель его Иосиф-обручник также от ангела, в свою очередь, получает необходимое вразумление о сверхъестественно от Духа Свята рождаемом его приемном Сыне, повторительно наименованном при сем Иисусом, т. е. Спасителем, с пояснением: той бо спасет люди своя от грех их ( Мф.1:21 ). «Праведного» человека могло не удивить возвещаемое ему нового рода спасение, но современные ему книжники и старцы людстии, смеем думать, сочли бы его (как потом и все Евангелие) по меньшей мере странностию, как думал наилучший из них Никодим, а то и суесловием, лжею, хулением, неистовством и беснованием… Что грех может погубить человека (в смысле погибели телесной) и даже легче, чем другое что, на то могли согласиться гробы повапленные, но чтобы кто-нибудь, помимо самого согрешающего, мог спасти его от грехов, а еще не одного кого-нибудь, а всех людей, это не могло быть ни понято, ни принято ими — мехами ветхими, говорившими: кто может оставляти грехи, токмо един Бог ( Мк.2:7 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

Но единая голубица и святая дева – Церковь исповедует Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Отца совершенного, Сына совершенного, Духа Святого совершенного, Троицу единосущную – Сына истинно от Отца рожденного, и Святого Духа не чуждого Отцу и Сыну; Троицу всегда сущую и никогда не приемлющую прибавления, не имеющую в Себе чего-либо подчиненного, но возводимую к единому единству и одному началу Бога и Отца. Этой Троицей, Отцом и Сыном и Святым Духом все создано, некогда не сущее, ни существующее вместе с Богом, ни прежде Его бывшее, но приведенное из небытия в бытие Отцом и Сыном и Святым Духом. Сей Отец и Сын и Святой Дух удостоил являться святым Своим в видениях, насколько каждый мог вмещать по дарованию всемогущего Божества, какое даровало Оно каждому из удостаиваемых, как например созерцать Отца, насколько кто мог слышать глас Его и вмещать. Так устами Исаии он говорил: се уразумеет Отрок Мойвозлюбленный ( Ис.52:13 ). Это глас Отца. Так и Даниил видел Ветхого денми ( Дан. 7:13. 9 ). Это видение Отца. Так и еще у пророка сказано: Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся ( Ос.12:10 ). Это глас Сына. А у Иезекииля сказано: и взя мя дух Божий, и вывел меня на поле (3:12.22). Это сказано о Святом Духе. И много подобного можно сказать, но мы привели по памяти немногое только отчасти, мимоходом, а для показания свойств Церкви предложим два изречения, из бесчисленного множества изречений, заключающихся в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета. Церковь исповедует, что Сам Господь создал тело Адаму и вдунув в него дыхание жизни ( Быт.2:7 ), сотворив ему душу живую, и что дал закон Моисею Сам Бог Отец, Сын и Святой Дух, едино Божество; что пророки были посланы тем же самым Божеством; что Сам Бог наш есть Бог иудеев и христиан, призвавший к оправданию иудеев, не отрицавших пришествия Господа нашего Иисуса Христа, спасающего всех живущих по истинной вере Его и не отрицающих истины проповеди истинного и евангельского Его учения. Ибо пришел, истинно пришел Единородный: так содержит матерь наша Церковь . Она есть тихое пристанище мира, веселие, дышащее благовонием кипра в винограде ( Песн.1:13 ); она приносит нам лозу благословения и дарует нам на каждый день избавляющее от болезней питие – кровь Христову, чистую и истинную.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Эта утешительная и духовно живительная истина, подробно раскрытая в Св. Писании Ветхого и Нового Заветов, была и догматически изложена Церковью в 1-ом члене Символа веры , в словах «Верую во единого Бога Отца Вседержителя». Бог именуется здесь Вседержителем в том смысле, что Он обо всем промышляет и печётся, всё содержит в Своей власти. Эта истина символически изображается Св. Православной Церковью на иконе Бога Вседержителя, держащого в Своей деснице земной шар, а также и на иконе трех лиц Св. Троицы, где Бог Отец изображен в виде седовласого, ветхого денми Старца с земным шаром в десной длани. Вера в Промысл Божий, одушевляя и поддерживая христианина среди скорбей его земной жизни, являясь целительным бальзамом для сердца уязвляемого терниями житейского пути, эта вера, очевидно тесно связана с нашей нравственной жизнью. Утратить веру в Промысл Божий значит почти то же самое, что утратить бодрость и энергию наших нравственных сил. Задача настоящего чтения и сводится к выяснению тесной нравственной связи между верою в Промысл Божий и нравственною жизнью человека. Сначала скажем несколько слов об отношении западноевропейской философии к истине Промысла Божия. Разнообразные западно-философские воззрения на данный предмет сводятся в общем к отрицанию Промысла Божия. Так как в средние века представителями католической Церкви были распространяемы многочисленные сказания о ложных чудесах, показывались народу святыни и реликвии иногда сомнительной подлинности, вследствие чего усиливались религиозные суеверия и заблуждения, то отец протестантизма Лютер и особенно последующие реформаторы для борьбы с суевериями старались полускептически, полуотрицательно относиться к католическим сказаниям о разных чудесах. Точно так же и даже может быть с большим отрицанием отнеслись протестанты к христианскому учению о призывании святых о мощной силе их молитвенного предстательства за нас пред Господом и проч. Протестанты стали учить, что никаких посредников между Богом и человеком быт не должно, что Иисус Христос есть единственный ходатай пред Богом за людей и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1050-1052, НГОМЗ). Внушительный размер иконной доски (236×147 см), нехарактерный для визант. иконописи, позволяет предполагать ее местное происхождение, однако этот вопрос остается дискуссионным, поскольку на иконе имеются многочисленные записи (Иконы Вел. Новгорода. 2008. Кат. 1). Не установлены пока точная датировка (от сер.- 3-й четв. XI в. до 3-й четв. XII в.) и происхождение (новгородское или киевское) полуфигурного изображения вмч. Георгия на 2-сторонней иконе с образом Богоматери «Одигитрия» на лицевой стороне (ГММК; Иконы Успенского собора Моск. Кремля XI - нач. XV в.: Кат. М., 2007. Кат. 1). Классическая красота лика с тонкими чертами, ясный взгляд больших глаз, чистые краски, выразительный и лаконичный силуэт ставят это произведение в один ряд с визант. иконами того времени. Вероятно, одновременно с росписью Георгиевского собора Юрьева мон-ря была создана икона «Вмч. Георгий» (ГТГ) с изображением св. воина в полный рост. Торжественность фигуры со слегка приземистыми пропорциями, а также крупный размер доски (230×142 см) указывают на храмовый характер «настолпного» образа. Контраст объемно написанного лика и уплощенной фигуры находит прямые аналогии с росписями в соборе Антониева мон-ря и в купольной церкви в башне Георгиевского собора Юрьева мон-ря; фронтальность и величественность позы, статичность и отсутствие позема дают возможность сопоставления с изображениями пророков в барабане Св. Софии. Открытым остается вопрос о происхождении иконы «Благовещение» (1-я треть XII в., ГТГ) с редким иконографическим изводом, где на лоне Богоматери помещается Младенец Христос (иллюстрация непорочного зачатия Девы Марии), а в полукруглом сегменте неба представлен образ Ветхого денми, осеняющего фигуру Богоматери лучом света (изображение луча не сохр.). Подобная трактовка образа Божией Матери встречается в иллюстрациях Акафиста на визант. миниатюрах ( Смирнова. 2002). Предполагается, что икона могла быть написана как для Георгиевского собора Юрьева мон-ря, так и для Благовещенской ц.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

314 Так, разосланы были некоторые из постановлений, записанных в Стоглаве; напр., приговор о поповских старостах (Акт. Ист. 1. 321), приговор о старостах московских (там же 322), приговор об иконописании (прим. 316), приговор о запрещении духовенству приобретать имения (Акт. Эксп. 1. 227), приговор по жалобам новгородских старост 229). Статьям 30, 49 и 521 о нетрезвой жизни духовных лиц, статье 32 о клятве, стст. 92–96 о волхвовании, ст. 40 о браде соответствует выписка Андрею Берсеневу, данная в 1552 г. (Ист. Акт. 1. 251. 252). 315 См. выше прим. 310. В Румянцевом Сборнике 377) «Ответ м. Макария о церковных имениях». Это – 75 гл. Стоглава. Но в Сборнике помещены в Ответе устав Владимира и ярлык хана Узбека, а в Стоглавнике нет ни того, ни другого. Подробнее о сочинителе Стоглавника – в Москвитянине, 1845 г. 12, в ст. «Несколько слов о книге Стоглав». 317 Стоглава гл. 43. По записке о Соборе 1553 (Волок. ркп. р. 404), м. Макарий говорил царю, что вследствие прежнего соборного определения в Москве «над всеми иконники уставлены четыре старосты иконники, а велено им над всеми иконники смотреть, чтобы писали по образу и по подобию; а которые писали не право, и тех отставили, а новым иконникам велели учитись у добрых мастеров». 318 Духовное завещание пр. Иосифа гл. 10. С Греком Феофаном Андрей писал иконы в Благовещенском придворном храме; а с благоч. иноком Даниилом – во Владимирском храме, в Андрониевом монастыре и в Сергиевой Лавре (Соф. вр. 2, 438. 443; у Карамз. 5. пр. 254. о 1405 г.) В ркп. Словаре русских святых Андрей и Даниил поставлены между святыми. Сомнительными Висковатый выставлял кроме помянутых притчей, следующие изображения: 1) О ветхом образовании, т.е. изображение Бога Отца в виде Ветхого денми. 2) «Троецкое деяние» – явление трёх Ангелов Аврааму; Ангелы с крыльями; около лиц св. Троицы – изображение творения мира. 3) «О Адамовом сотворении», причём Сын Божий в виде Ангела. 4) «Почи Бог от всех дел своих». 5) Совет превечный: «Бог Саваоф возседящий на херувимах; Крест стоит в лоне Отца, Бог Саваоф изливает из сосуда на Христа стоящего в Херувимех на крыльях» – символ святого крещения и чаши страдания; два багряные крыла – ум и слово Христа Иисуса; Дух Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010