Ради их-то я и сказал, что не все наши» (Феофилакт). Как так и почему так? Видно, что, по предызбранию и по предуведению Божию, лжеучители, о коих говорит апостол, не были, выражаясь образно, пшеницею, предназначенною для вечной житницы, а были плевелами посреди пшеницы, которые всеял диавол на ниве Христовой; потому ветер, или вихрь, искушений и вынес их за пределы гумна Христова вон из Церкви (ср. Мф. 13:36—47 и прим.).     20Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. 21Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, ровно как и то, что всякая ложь не от истины.    20—21. Впрочем: оговаривает апостол причину того, почему он не излагает такого важного предмета, как учение об антихристах и антихристе, подробно и обстоятельно, а преподает лишь краткие наставления. Причина та, что читатели послания, как и все христиане, имеют уже достодолжное понятие об истине христианского учения от того помазания, которого сподобились они от Святого и которым правильно могут отличать истину от лжи. — Вы имеете помазание: помазание было символическим в Ветхом Завете действием излияния на помазуемого особых даров Божиих для особенного служения Богу, или Церкви Божией, каково служение первосвященническое, пророческое и царское (см. прим. к Мф. 1:1). В первое время христианской Церкви христиане получали особенные дары Святого Духа чрез возложение рук, но вскоре же это действие заменено было действием помазания, как видно то, между прочим, и из рассматриваемого места, и из посланий апостола Павла (2 Кор. 1:21—22; Еф. 4:30). В понятии помазания апостол соединяет и понятие о действии Святого Духа, которым все верующие помазуются и запечатлеваются в таинстве миропомазания, и то ведение, которое приобрели и приобретают чрез сие верующие и которое само научает их вере и ее познанию (ст. 27), отличая истину от лжи.— От Святого: то есть Господа Иисуса Христа, как видно из подобного изречения в стихе 27-м; так как Господь послал от Отца Утешителя — Святого Духа, Который и разделяет дары Свои верующим, сообщая им помазание и запечатлевая их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Страх заставит жителей страны искать спасения в укрепленных городах. 4 лев... истребитель. Ср. 2,15; 6,26. 4 препояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте. Ср. Иона 3,5 . 4 в тот день. Т.е. в судный день, когда все пророчества отойдут в прошлое (ср. Ис. 2,11.12 ). 4 не для веяния... не для очищения. Этот ветер не принесет никакой пользы. 4 облакам... вихрь... орлов. Заимствованные из мира природы образы отображают мощь и стремительность врага. 4 Долго ли..? Возглас скорби и отчаяния (см., напр., Пс. 13,1 ). 4 народ Мой глуп. Эти слова могут в равной степени принадлежать как Богу, так и самому Иеремии, поскольку пророк отождествляет себя не только со своим народом, но и с Богом (см. также Притч. 1,7 ). умны на зло. Злу учатся так же, как и всему остальному, и оно становится хорошо усвоенной привычкой (ср. 9,5). 4 разорена и пуста ... небеса и нет на них света. Ср. Быт. 1,2.14.15 . Суд Божий как бы отменяет само творение. 4 нет человека. Ср. Быт. 2,5 . Творение возвращается к первоначальному хаосу. 4 Кармил пустыня. Благословения завета сменяются проклятием ( Втор. 8,7–16 ). 4 одеваешься... обрисовываешь. Образное сравнение Иудеи с блудницей. любовники... ищут души твоей. В этой фразе раскрывается самообман иудейского народа. 4 дочери Сиона. Дочь Сиона является персонификацией Иерусалима (см. Плач. 1,6 ). Глава 5 5 не найдете ли человека. Этот стих, заключающий в себе аллюзию на слов Авраама, просившего Бога помиловать Содом ( Быт. 18,22–32 ), содержит ответ на моление Иеремии о спасении погрязшего во грехе (см. 7,16) Иерусалима. 5 лица свои сделали они крепче камня. Упорное нежелание народа иудейского покаяться более всего печалит пророка (ср. Иез. 3,7–9 ). 5 лев... волк... барс. Вопиющее нарушение завета навлекает на народ проклятие ( Лев. 26,22 ). отступничества. См. ком. к 2,19. 5 Как же Мне простить тебя за это? См. ст. 1. Я насыщал их, а они прелюбодействовали. Причины, толкнувшие иудеев к поклонению ложным божествам, коренились в ошибочной вере в то, что боги земли Ханаанской могли сделать ее плодородной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так, при очевидной помощи Божией, Израильтяне победили своих врагов. О такой помощи молить Господа и псалмопевец при нападении современных ему врагов. 14–16. Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра. Яко огнь, попаляай дубравы, яко пламень пожигаяй горы: тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я. Моля Бога о поражении и расселении врагов, псалмопевец говорит: Боже мой, положи я, яко коло, иначе – положи их – врагов – как бы солому под молотильное колесо, где она превращается в прах, – яко трость пред лицем ветра, или – как солому, избитую молотильным колесом, которую ветер-вихрь разносить по всей поверхности поля... Иначе, – пусть они будут изрублены мечом, потоптаны копытами боевых коней, обращены в прах, и – этот прах пусть будет рассеян вихрем!.. Яко огнь, попаляяй дубравы, – пусть силою Твоего гнева они будут истреблены подобно тому, как вихрем и молнией истребляются дубравы, – как действием этого сильнейшего огня – пожаром опустошаются поверхности гор... (ср. Пс.28:4–7 ). – Так именно, – как бурею и вихрем грозы, – приведи в смятение и рассей их – этих врагов, которые многочисленны, шумны, вооружены бесчисленными копьями и представляют как бы один громадный лес.... 17–19. Исполни лица их бесчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты Един Вышний по всей земли. Последняя цель поражения врагов, по мысли псалмопевца, должна состоять не в том только, чтобы рассеялись они и чрез то самое успокоился народ Израильский, а в том, чтобы прославилось имя единого истинного Бога, – «Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи! – Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут! – И да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею!» Победа над врагами-союзниками полная и к посрамлению их действительно была одержана при явной помощи Божией. – Когда «Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской, пошли войною на Иосафата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Это не они творят, а через них несется и проносится разнообразное, разнокачественное, случайное, чаще дурное, чем хорошее жизненное содержание: ветер жизни или вихрь страстей вдувает в них всякую всячину, а они ее более или менее талантливо вышвыривают. Такой талант есть не духовная личность и не творческий характер, а какая-то пропускная инстанция, медиум своих собственных страстей, своей эпохи, своей толпы, а иногда и просто своей житейской карьеры. С таких людей обыкновенно и не взыскивают строго ни за их выверты в искусстве, ни за их зигзаги в жизни и политике. За ними как бы признается привилегия безответственности: чем талантливее, тем безответственнее, и даже скандальные выходки самого дурного тона сходят за что-то вроде «проявления священного огня» [Ильин–Собр.соч.т.6.кн.2, с. 343–344]. Обращение к миру демоническому, погибельному всегда опасно для таланта. Неменьшую опасность представляет и то обстоятельство, что талантливость сама по себе может отучить людей от вкуса и воли к настоящим проявлениям духа. В Евангелии от Матфея есть притча, в которой рассказывается о том, как человек, который отправляется в чужую страну, призвал своих рабов и поручил им свое имение: одному дал он пять талантов, другому два, а третьему один – каждому по силе. Получивший пять талантов употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Через некоторое время приходит господин рабов и требует у них отчета. Получивший пять талантов принес ему другие пять и сказал: «Пять талантов ты дал мне – я другие пять талантов приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина своего». И получивший два таланта принес ему два приобретенных таланта и тоже получил свою награду. А получивший один талант сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

ветер, по народному поверью – Божье дыхание: оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким. Ветер может обладать свойствами демонического существа. Русские крестьяне считали, что существуют люди, способные управлять ветрами. Это были те, кто родился на Мирона Ветрогона. А к самому св. Мирону русские обращались, чтобы он успокоил ветры. Могущество ветра, его разрушительная (наравне с градом, бурей, метелью) или благотворная сила (аналогично дождю или солнечным лучам) вызывает необходимость задабривать ветер: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление ветров на «добрые» (напр., такие, как «святой воздух» – благоприятный, попутный ветер) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь. В Древней Руси считали, что ветры подчиняются Стрибогу. В «Слове о полку Игореве» ветры Стрибожьи внуки. По русским верованиям, ветров много, но главных – четыре (соответственно четырем сторонам света); они «сидят по углам земли», старший среди них называется «вихревой атаман»: ему повинуются все остальные, он же посылает ветры и вихри дуть туда, куда захочет. В севернорусской традиции известны «ветряной царь», «ветер Мойсий», «ветер Лука», а также «Седориха» – северный ветер. В Вологодской быличке рассказывается, что 12 ветров прикованы цепями к скале посреди океана; срываясь с цепи, они попадают на землю. Ветры в разных местностях имели свои названия. На Русском Севере называли в зависимости от их направления: северный ветер – сиверик, сиверок, сивер, столбище; южный – полуденник, летник, ребровский, тепляк; восточный – всток; западный – средний; северо-западный – глубник, голоменник; юго-западный – паужник, межник, шалоник; северо-восточный – полуночник, заморожник, рекостав; юго-восточный – обедник. Ветер, который дул против своего обычного направления, назывался противником. Представление о ветре как об одушевленном, передвигающемся по воздуху существе, выражалось и в желании человека пригласить, вызвать ветер в тех случаях, когда он был необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы мельниц и т. д.). Самым распространенным способом вызвать ветер в затишье считался свист, реже – пение. Чтобы вызвать попутный ветер, у русских моряков, особенно поморов, было принято насвистывать. Женщины прибрежных поморских селений выходили вечером к морю «молить ветер, чтоб не серчал», помогал их близким, находящимся в море. Встав лицом к востоку, они напевным голосом обращались к желаемому восточному ветру с просьбой «потянуть» и обещали ему «наварить каши и напечь блинов». В Рязанской губ. с целью вызвать ветер при веянии жита старухи изо всех сил дули в ту сторону, откуда его ждали, и махали руками, показывая ему нужное направление. У белорусов мельник должен был уметь «запречь ветер»: в частности, вызвать его в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Мистическое словоупотребление глагола «ρπζειν» корнями своими теряется в глубокой древности и, думается мне, зачатком этого слова должно признать именно мистическое переживание внезапного отрыва от области чувственного, а не представление тех внешних покровов, в которых отрыв совершается. Думается, далее, что лишь впоследствии, при разрастании внешних оболочек мистического переживания, слово это грубеет, делается деревянистым и выпадает в область мирскую. Но, не останавливаясь на этих мыслях, для обоснования коих требуется излагать общие взгляды на сущность языка, мы можем отметить, – это простое наблюдение, – что в древнегреческом мифе переход человека в миры иные представляется как восхищение или как похищение его трансцендентными существами, а самая восхищающая сила – как ϑελλα, как вихрь, как сильный ветер и, притом, налетающий с шумом (ϑω – шумлю). Незримый, неосязаемый и, однако, могучий и порою всесокрушительный порыв ветра, конечно, есть символ наиболее сродный потусторонним силам, врывающимся в мир всякого житейского попечения и восхищающих отселе человека в миры иные. Вот почему едва ли не каждая мистическая система включает в себя и понятие о таинственном порыве нездешнего дуновения. Даже гвинейские негры фанти убеждены, что когда они приносят в жертву местному фетишу людей и скот, то таинственный вихрь похищает свои жертвы из тесного кружка жрецов и жриц, хотя вихрь этот и не ощущается присутствующими поклонниками фетиша 2294 . Но этот символ вихря имеет в мистической жизни и более непосредственное значение, – значение —534— таинственного ветра, дующего снизу вверх, понуждающего оставить всё земное и воздымающего горе. Эта ϑελλα иногда облачалась у древних более яркой символической одеждой, например, в мифе о Ганимеде, являлась орлом Зевсовым или самим Зевсом-Орлом; но известно, что образ орлий есть опять знаменование ветра. Нечто подобное видим даже у бушменов, по мнению которых ветер был ранее человеком, а потом обратился в птицу и живёт теперь в горной пещере 2295 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Таня, сегодня в школу не пойдешь. Буран. Дочка глянула в окно. Светит солнышко и ветерок небольшой. – Фу, буран! Пойду, он не страшный. – Не дойдешь. – Дойду. – Не дойдешь. Это тебе из окна кажется, а на самом деле там ветер очень сильный. – Дойду. И вообще, нельзя школу прогуливать! Я больше не стала спорить и смотрела на дочь, как она продолжала одеваться. Взяв портфель, Татьяна смело шагнула за порог. Я к окну. Пройдя буквально два шага, дочь зашаталась, пытаясь закрыть лицо от ветра. Чуть стихло, она побрела дальше, но снежный вихрь закружился вокруг нее с новой силой. Татьяна бросила портфель, со всей силы пытаясь устоять на ногах. Вихрь отступил. Дочь никак не хотела сдаваться. Собираясь идти дальше, она подняла свой портфель и только попыталась сделать шаг, как ветер с новой силой бросил на нее густое облако снега. Танюша, всплеснув руками, так и ухнула в сугроб, едва успев защитить руками лицо. Я выбежала. Взяв ее на руки, торопливо занесла в дом. Запыхавшаяся дочка, веселая, едва переводя дыхание, произнесла: – Да.… Сильный.….ветер. – Я глядела на нее и тоже радовалась. Дух ее не сдался. Потом мы вместе сидели у окна. Слушали, как в печке потрескивали березовые дровишки, и глядели на ветер. А он, неутомимый, будто играл ворохом снега, то подбрасывал вверх, рассыпая как пыль, то гнал как волну, пока не натыкался на преграду чьей-нибудь избушки, то вдруг крутил снежные вихры, поднимая вверх, и с огромной быстротой гнал по пустынной улице, ища жертву. Но не было, ни человека, ни зверя, ни птицы. Когда буран утих, первое, что мы увидели, огромную сову, которая сидела на нашем заборе, глядя прямо к нам в окно. Мы были в восторге! В этом доме так отчетливо стало понятно, как сильно человека облагораживает природа. Он становиться добрее, сильнее духом. Человек начинает радоваться. Радостью особой, чистой. После смерти отчима, мы вернулись в город, к его маме, чтоб не оставлять ее одну. Здесь снова работа, теперь заказы на пошив чехлов для автомобилей. Так что встречались только вечером, перед сном.

http://azbyka.ru/fiction/belym-po-cherno...

17. Причастник 65 кумиром, Ефрем положи себе соблазны 66 . С Евр.: «сдружился с идолами Ефрем: оставь его»! Ефрем, т.е. 10 колен Израильских сделались сообщниками с другими народами в идолослужении; или: Ефрем сделался сообщником самих идолов потому, что брал себе часть идольских жертв. Св. Ефрем Сирин – «Как бы в некий соблазн и сети поставил пред собой юниц (золотых тельцов) и прочих идолов, поревновав злочестию хананеев». Бл. Феод. 18. Избра 67 хананеов: блудяще возблудиша, возлюбиши бесчестие от хрепетания 68 своего. С Евр.: «кончилось ли пьянство у них; предаются любодеянию; срамом покрывать их любят защитники их». Избра хананеов, т.е. Израильтяне возлюбили хананейских идолослужителей, и подобно им, предались гнусному идолослужению Астарте, или Венере, и это мерзкое служение возлюбили от своей гордости или неистовства своих порочных страстей. В Еврейском под защитниками понимаются сами идолы; ибо защитниками признавали их самих израильтяне, а также соседственные союзные идолопоклонники. Эти-то защитники покрыли позором, привели Израильтян к плену и рабству. 19. Вихрь духа 69 возсвищет в крылех своих, и посрамятся от требищ своих. С Евр.: «унесет ее ветер на крыльях своих; и они устыдятся жертв своих». Как быстро несется вихрь на крыльях ветра: так быстро будут увлечены Израильтяне Ассириянами в плен. Тогда они посрамятся от своих идольских жертвенников, или от идолов, которые привели их к такому бедствию, и «не могли спасти своих жрецов». Св. Ефр.– Бл. Феод. так объясняет: «как птицы движеньем крыл рассекают воздух, производя некий шум: так и Ефрем, подобно окрыленному, отведен будет в чужую землю; потому что гнев Мой, как некий вихрь, повлечет его, и принудит остаться там. Потерпите же это, пожиная плоды идольских жертвенников». Глава 5 1. Слышите сия жрецы, и вонмите доме Исраилев, и доме Царев внушите, понеже к вам есть суд: яко пругло 70 бысте стражбе, 71 и якоже мрежа распростерта на Итаврии. С Евр.: «Слушайте сие, священники и внемли, дом Израилев, и приклони ухо, дом царев; ибо с вами суд; потому что вы петля на Мицпе и сеть, распростертая на Фаворе».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

К своему облаку пророк не иначе мог приложить глагол bo, как если оно шло и надвигалось на него по земле, как шел бы и направлялся на него какой-нибудь громадный плотный предмет. Тогда только к этому облаку будет вполне подходить и прилагательное gadol, основное значение которого точно отвечает русскому «громадный», т.е. поражающий своими внешними размерами. Равно как и к ветру bo приложимо может быть лишь тогда, когда ветер каким-нибудь образом может оставить обычное свое свойство всеобъемлемости и неопределенности в границах и заключиться в тесно ограниченный, строго определенный и сравнительно небольшой круг, за черту которого действие его совершенно не простирается. Известно, что с ветром подобное явление может случиться и случается. И случается оно именно с самыми сильными и страшными ветрами, каким, как мы видели, был данный ветер. Вместо прямого направления, ветер может получить направление круговое и вращательное около одной оси. Тогда он по необходимости сосредоточивается в одном определенном кругу, приобретая здесь необыкновенно страшную силу и совершенно не дуя вне этого круга. Слабое подобие этого явления, свойственного не каждой местности, но по преимуществу морям и пустыням, представляет вихрь. Если такой ветер в месте действия своего найдет подвижное и легкое вещество, он поднимает и кружит его, делая себя через это в собственном смысле видимым для глаза. Кроме кругового движения он имеет еще поступательное и, следовательно, о нем с полным правом можно сказать, что он идет к кому-либо или на кого-либо. Такой ветер никогда не идет один. В свое страшное и разрушительное действие он, идет ли по водам моря или по песку пустыни, вовлекает облака воздушных вод. Таким образом тогда ветер и облако идут вместе. Можно сказать, даже, что облако идет в таком ветре. И замечательно, что у LXX здесь так и сказано: по их тексту облако, шедшее на Иезекииля, шло в ветре, «в нем», ν ατ. Понятная после всего сказанного, такая прибавка могла казаться странной на первый взгляд и легко могла исчезнуть из еврейского текста, сохранившись у LXX. Корниль вносить в свое издание евр. текста Иезекииля, замечая, что оно необходимо: облако находится в материально представленном вихре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В зависимости от назначения они делились на вилы наземные и сенные (гуменные). Вилы – орудие, распространенное еще в Древней Руси. Археологи находят их уже в культурных слоях X-XI вв. В верованиях русского народа вилы выступают как апотропеи, т. е. предметы, защищающие от злых духов. Нечистой силы, колдунов. Так, например, вилы втыкали в притолоку дверей хлева накануне Иванова дня, чтобы закрыть вход колдунье, якобы в эту ночь отбирающей молоко у коров. Вилы втыкали в потолок при тяжелой агонии грешника или колдуна, чтобы облегчить душе расставание с телом. Вилы выступали как атрибут некоторых персонажей ряженых, например, козы. Русский фольклор богат загадками о вилах «Шла свинья по овину, размыкавши сено по рылу», «Бегуньки бегут, скрыпульки скрыпят, роговатики везут, маховатики колотят». Ист.: Шангина И. И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. СПб, 2003. Сс. 166–167. Виноградие Песнь, которую пели колядовщики в честь хозяина и хозяйки, сравнивая хозяина со светлым месяцем, хозяйку с красным солнышком, а детей – с чистыми звездами. В некоторых песнях повторяется припев: «Виноградье красно зеленье мое!» (см.: Святки). Лит.: Шейн П. В. Русские народные песни. М., 1870. Вихрь В народной метеорологии – нечистый, опасный для человека ветер, олицетворение демонов и результат их деятельности. В отличие от ветра, вихрь осмысляется только как злое, враждебное начало, связанное или с нечистой силой, или с различными нарушениями законов природы и ритуальных запретов. Магические свойства вихря переносятся на те предметы и явления, которые, по народным поверьям, связаны с результатом его деятельности: дерево-выворотень, колтун, а также закрученные вихрем сено или полотно. В вихре крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу черти, ведьмы, лешие, шишиги и пр. Появление вихря связывается с неестественной смертью, в частности с самоубийством. Считалось, что вихрь летит в ту сторону, куда повернуто лицо висельника, он гонит душу повесившегося, ночует на могиле самоубийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010