Современная цивилизация, ее институты - лишь тонкий слой лака на массиве человеческой природы, основы которой закладывались в мифологическую эпоху первобытности. «Эта «седая древность», - писал Ф.Энгельс, - при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием - преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям» Кристаллизация основ европейской цивилизации осуществлена в античной мифологии, в художественно-аллегорической форме, обобщившей социальные практики и нормы древнего общества. К примеру, образ Фемиды, ее атрибуты - повязка, закрывающая ее глаза, олицетворяющая беспристрастность наказания, 2) весы, выражающие соразмерность наказания, 3) меч, воплощающий неотвратимость наказания, является непреходящим символом института правосудия. В архаичном обществе возникновение власти связывалось с богами, которые не только служили источником власти для правителей, но и сами нередко продолжали оста­ваться вершителями земных дел. Согласно мифам большинства народов, боги выступали также и в качестве первоначальных непосредственных властителей в созданных ими государствах. (Вавилон, Египет, Греция). Основное предназначение кастовой теории древнеиндийских вед, конфуцианской и платоновской социальных теорий - обоснование общественной иерархии, ролей между различными слоями общества, нормативных требований, предъявляемых к ним. Так, Платон, ставя в центр своей социальной философии идеал справедливости, исходил из того, справедливый человек в своих основных характеристиках совпадает с идеалом справедливого государства. Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - соответствуют в государстве три подобных начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое " по своей природе жаждет богатства "

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/15/...

Содержание    Примеры сохранения некоторых особенностей физических или психических в одном роде в продолжение нескольких генераций довольно нередки. Наименее искусственное объяснение этого замечательного явления есть то, по которому данные особенности представляются унаследованными от предков. Это объяснение, даже тогда, когда оно относится к факту особенной даровитости известного семейства, в обыкновенном обществе принимается без всякого недоверия: «такой-то уродился в отца, в деда», «это у них в роду», — вот обыкновенные ходячие фразы, которыми люди думают объяснить причину недюжинной даровитости или эксцентричности известного лица. Не таково положение теории наследственности таланта в ученом мире. Представить твердые научные основания для этой теории — дело весьма нелегкое: вопрос о наследственности таланта переходит в вопрос о прирожденности духовных дарований и, наконец, в темный вопрос о влиянии психических качеств на состав телесного организма. Неудивительно, поэтому, что теория наследственности таланта в ученом мире имела как защитников, так и противников.    В последнее время решительным защитником этой теории является Фрэнсис Гальтон, представивший в двух сочинениях («Наследственность таланта» и «Englishmen of science, their nature and nurture») результаты долговременного и тщательного изучения фактов, относящихся к вопросу о природе таланта. Гальтон «первым попытался разработать этот вопрос статистически, пришел к таким выводам, которые могут быть выражены цифрами, и применил к изучению наследственности «закон уклонения от средних величин».    Первое сочинение Гальтона представляет опыт обоснования теории наследственности таланта на основании статистических данных, второе сочинение, едва ли не более ценное, чем первое, по количеству расследованных в нем частных пунктов, раскрывает те моменты, которые влияют на рождение и воспитание даровитых людей. Оригинальный метод, который Гальтон приложил к исследованию вопроса о таланте, вызвал похвалы, приложен к исследованию в одном из русских журналов и привел к результатам, отчасти тождественным с добытыми Гальтоном. — «Английский мыслитель Гальтон... так просто распахнул двери таинственного храма гения, что, видимо, он решал свою задачу без традиционного сознания ее неприступности и без всякой мысли (?) о том, что он срывает покров с одной из самых глубоких тайн человеческой природы» (Наследственность таланта. Стр. 26). Такую тонкую и, можно сказать, невесомую материю, как вопрос о гении, он, не задумываясь, кладет на грубые весы статистики,... и в результате этой смелой операции получились выводы, достойные полного внимания со стороны образованного мира (Семья и школа. Ноябрь. Стр. 189).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4059...

Сторонники зоологической точки зрения чрезвычайно просто и смело решают вопрос о происхождении душевных свойств человека. То особенное, что заключается в человеческом духе, по их теории, в зачаточном состоянии имеется у животных и развилось из этих психических зародышей животных. По поводу этого взгляда Васманн приводит разсуждение Карла Эрнеста Бэра. „Пусть кто-нибудь слышит играющий рог, может быть припоминает мелодию, но естественно он не может допустить, чтобы рог играл сам собою. Тогда ему говорит червь, находившийся внутри рога, когда последний начал играть – „Мелодия? Глупый инструмент! Я сильно почувствовал ужасный порыв ветра, выбросивший меня из рога.“ Но паук, который сидел на рогу, заявляет: „никакой мелодии, никакого бурного ветра, в рогу возникли колебания то быстрее, то медленнее, которые я явственно чувствовал». Оба – и червь, и паук – правы со своей точки зрения, но оба они совершенно не владели чувством мелодии. Представим себе теперь далее, что какой-нибудь путешественник во внутренности Африки потерял нотную тетрадь. Бушмен находит ее и усматривает в ней просто связку сухих листьев. Обращавшийся с европейцами готтентот – признает в ней бумагу, европейский колонист – записную книжку. Музыкально образованный человек находит в ней увертюру Моцарта к „Волшебной флейте» или симфонию Бетховена». „Так, говорит Бэр, происходит с изследованием духовного». „Кто не имеет склонности и способности к изследованию духовного, тот пусть его и не изследует; только пусть он и не берется судить о нем, а довольствуется знанием своего „я». Да, натуралист имеет право остановиться перед границами духовного, потому что здесь прекращается верный путь его изследований, и его надежные руководители – масштаб, весы и внешние чувства – оставляют его. Но он не имеет права сказать: так как я здесь ничего не вижу и ничего не могу измерить, то здесь ничего и не может быть, или: только телесное, измеримое имеет действительное существование, так называемые духовные явления возникают из телесных, являются их свойством или аттрибутом. В последнем случае он судил бы как готтентот, который хорошо видел линии и точки, но не видел никакой музыки, или как ученый паук, который вычислял вибрации рога, но не слыхал никакой мелодии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Часть II. О главнейших христианских добродетелях Глава 8. Скорби и значение их в религиозно-нравственной жизни христианина Человек в земной жизни стремится к радости и счастью. Но непрочно все на земле. Все земное изменчиво, проходит, как тень, пробегает, как волна, увядает, как цвет, исчезает, как дым. «Словно играя в жмурки, гоняемся мы за счастьем, а когда, поймавши его, снимаем повязку с глаз, оно никогда не бывает тем, что мы думали» 910 . «Тени и колесу уподобляются житейские скорби и радости», потому что они не стоят, как тень, и вращаются, как колесо» 911 . «Как в природе бывает то день, то ночь, то лето, то зима, так и у людей – то печаль, то радость, то болезнь, то здоровье» 912 . «Если верно установить весы, – говорит свт. Григорий Богослов , – и взвесить все, что в жизни приятного и что прискорбного, то одна чаша, доверху нагруженная злом, пойдет к земле, а другая, напротив, с благами жизни побежит вверх: страданиями входит человек в жизнь, со страданиями и покидает ее». Великий страдалец древности, праведный Иов говорит: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» ( Иов.14:1 ). «Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя» ( Еккл.2:23 ). Конечно, человек не лишен радостей в жизни. Человеку по его природе невозможно быть всегда в скорби; этого не перенесет его (человеческая) природа. Ему бы хотелось всегда быть в радости, но как невозможно человеку не испытать смерти, так и прожить без скорбей. Скорби – неизбежные и неразлучные спутники жизни людей, как сказано: «Всякая глава в болезнь и всякое сердце в печаль» 913 . И действительно, если посмотрим на обстоятельства нашей жизни и жизни окружающих, то для нас ясно откроется, что большая часть людей находится в скорбях, или точнее сказать, «нет на земле человека без скорби, без печали, нет без искушения и болезни» 914 . Только не все люди в одно время бывают посещаемы скорбями: одни ныне испытывают чашу горести, других она ожидает вскоре. Иной, упиваясь удовольствиями мира сего или славой и богатством, не чувствует, что вкушает яд, вредящий его душе; или поздно он ощутит вред его, или бедностью или болезнью, или потерей имущества и презрением от других, или неповиновением детей, или, наконец, душевной тоской, не находя ни в одном из этих благ утешения, хотя и окружен ими. А сколько видим людей, живущих в нужде и бедности, едва могущих прокормить себя и семейство, иных же истаявающих на одре болезни, томящихся в ссылках и тюрьмах и другими скорбями посещаемых! 915

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Юргис Балтрушайтис Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873–1944) – поэт, переводчик, дипломат. Выходец из литовской крестьянской семьи. В 1893 году, после окончания Ковенской гимназии, поступил на естественное отделение Московского университета. В студенческие годы сблизился с однокурсником Сергеем Поляковым. Вместе с Поляковым, Бальмонтом и Валерием Брюсовым принимал участие в создании издательства московских символистов «Скорпион» и журнала «Весы». В 1900 году совместно с Поляковым перевел драму Г. Ибсена «Когда мы мертвые проснемся». В эти же годы опубликовал первые свои стихи. Брюсов писал в 1911 году: «Балтрушайтис как-то сразу, с первых своих шагов в литературе, обрел себя, сразу нашел свой тон, свои темы и уже с тех пор ни в чем не изменял себе». Первая книга стихов на русском языке «Земные ступени» вышла в 1911 году. Вторая книга «Горная тропа» – в 1912 году. С 1921 года – посол Литовской Республики в Советской России. С 1939 года жил в Париже. Публикуемые молитвенные стихи из первых сборников наиболее характерны для его русской поэзии. Мой храм Мой светлый храм – в безбрежности Развернутых степей, Где нет людской мятежности, Ни рынков, ни цепей, – Где так привольно, царственно Пылает грудь моя Молитвой благодарственной За чудо бытия... Мой тайный храм – над кручами Зажженных солнцем гор, Мой синий храм за тучами, Где светел весь простор, Где сердцу сладко дышится В сиянии вершин, Где лишь туман колышется Да слышен гул лавин... Моя святыня вечная – В безгранности морской, Где воля безконечная – Над малостью людской, Где лишь тревога бурная Гремит своей трубой, Где только высь лазурная Над бездной голубой... 1903 Молитва С. А. Полякову Забвенья, забвенья! Всей малости крова! Всей скудной, всей жалкой отрады людской – Усталым от дали пути рокового, Бездомным, измученным звездной тоской! Мгновенья покоя средь вихря мгновений – Свершающим заповедь зыбкой волны, Во мраке без искры, средь зноя без тени Всей смертною кровью питающим сны! Убежища бедной душе, осужденной

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Псалом 57 Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления против него его врагов ( Пс.57:4–5 ), так и начавшееся нестроение в жизни: они (враги) злоупотребляли своей властью. Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния (2–3). Эти судьи – нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям (4–6). Сокруши, Господи, их силу, сделай их безвредными и развей (7–10). Тогда праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле! (11–12) Пс.57:2 .  Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Известно, что Авессалом старался расположить к себе евреев указанием на те несправедливости, которые будто бы допускаются Давидом за его неспособностью к управлению народом и за нелюбовью к последнему. Так как вкрадчивые речи Авессалома возымели свое действие, то популярность его и его сторонников росла, влияние же Давида сокращалось. Власть, таким образом, фактически и постепенно переходила на сторону непризнанных и незаконных правителей. Как последние вели дела, выясняется далее. Пс.57:3 .  Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. «Составлять беззаконие в сердце» – любить и питать зло, быть внутренне расположенным к дурному. «Класть на весы злодеяния» – наклонять чашку весов справедливости, перевешивать злым делом. Злое же дело в судебных решениях зависит от руководства при разборе тяжбы не существом поступка, а посторонними соображениями, каким являлось, напр., взяточничество. Подкуп, как бесчестное дело и злодеяние, и склоняло весы судьи. Пс.57:5 .  Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои Пс.57:6 .  и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида, который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых из них, что они делались бессильными жалить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Новые технологии на Афоне: компьютер на пасеке Новые технологии на Афоне: компьютер на пасеке   Компьютер на пасеке? Именно так! Новые технологии, используемые монахами на Афоне, раскрываются в этом фильме.   Нашим путешествием на этот раз станет полет на горную пасеку, расположенную в неприступных скалах Святой Горы Афон . Именно там применяюся уникальны весы Сергея Белова. Что особенного и занимательного в жизни пчел? Почему монахи традиционно занимаются пчелами? - Ответы на эти вопросы вы получите в новом фильме. Комментарии Всего комментариев: 7 2018/12/20, 12:48:10 Фильм познавательный. Хотелось бы добавить что весы не только контролируют действия пчёл но и действия человека с ульем и его содержимым так как все действия с ульем хранятся на сервере без возможности изменения данных. Alekc; 2018/09/24, 00:09:11 Господи, а мы и рады новым технологиям, а к нам не приходят, всё богатым и нам дайте, нам тоже нужны и деньги, и то что нам нужно купить, вообщем если у нас будут деньги и мы сможем приобрести новые технологии, будет хорошо нам, а мы же часть мира, значит мир станет хорошим. Господи спаси нас от обмана и от суеты сует 2018/09/23, 20:01:51 Как буд-то бы Святогорцы не понимают,что компьютер на пасеке словно компьютер на песке... А возможен ли он на твёрдом Камне Софийном? И в связи с этим,если есть новые матерьяльные технологии,то есть ли и возможны ли Технологии Духовные,так же Новые?!Которые нам по Душе и Духу и которые наипаче ищет Сердце наше? Рой,ульи,цветы,соты и мёд и,естественно,Садовая Гора Богородицы,-в помощь! Аллилуиа!Аминь! Херувим Юродивый 2018/09/23, 17:26:56 Дорогая р.Б. Ирина, не стоит так переживать! В конце концов, все без исключения, кто читает эту страницу, пользуются компьютером.) У пасечников же за спиной десятки лет опыта, не нам судить. А монахи без молитвы и благословения ничего не делают. Да, и какие такие - " афонские " пчелы...) Такие же как афонские груши, караси и помидоры. Плоды труда афонских иноков.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

128. О суде Божием Вера удостоверяет нас в воскресении мертвых; вера же уверяет нас и в том, что Бог будет судить нас: живых и мертвых; лучше сказать живых, потому что мертвые все воскреснут. Удивляюсь, что есть люди, которые не веруют в сию непреложную истину. Если ты, христианин, веришь, что тебя Бог сотворил, Бог искупил, Бог воскресит тебя; то веруй, что Бог же будет и судить тебя. Если есть суд человеческий на земле, если есть совесть в человеке: то должен быть суд Божий на небе. Если судят люди, то должен судить и Бог. Если судит нас совесть наша, то будет судить и Творец совести: иначе для чего бы и совесть давать человеку? Докажи прежде, что ты можешь сделать то, что совесть тебя перестанет мучить: докажи, что грехи твои не мучают тебя; найди такого человека, который не боялся бы ни грехов, ни совести или не прятался бы от людей, или не просил бы покоя души своей? Каин трясся и скитался всю жизнь мучимый совестью, Иуда повесился; многие стреляются, дабы укрыться от мучений совести. Да, суд Божий необходим, иначе где же получат добродетельные полную награду? Где злодеи и нераскаянные грешники получат достойное наказание, когда умирают среди самих беззаконий? Где будет расчет Творца нашего с этими неисправимыми сребролюбцами, честолюбцами, развратными, пьяницами и другими грешниками? Напился – умер, да и конец? О, нет! Есть Бог на небе, есть вечный Судия, Который разберет наши дела злые и лицемерные! Есть много таких грехов, на которые не простираются законы гражданские, а Бог все их рассмотрит, разберет и определит меру наказания. Есть много добродетелей ложных, фальшивых, мишурных, лицемерных: там – в горниле гнева Божия, перед всевидящим оком все будет рассмотрено, очищено, поставлено на весы правосудия Божия. Есть люди, которые по суду человеческому грешные, недобрые, тогда как они добрее многих добродетельных, – нужно же оправдать их. Есть между нами много таких, которых мир прямо причисляет к лику святых, но Бог весть, – быть может, перед правосудием Божиим эти святые окажутся величайшими грешниками: Бог яснее нас видит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

14 декабря в Марфо-Мариинской Обители милосердия стартовал новый виток проекта «Народный обед». Для добровольцев организовали мини-цех, где они собрали 200 продуктовых наборов для малоимущих подопечных православной службы помощи «Милосердие». Проект «Народный обед» — часть большой программы «Народный стол», которую придумал и организовал Банк продовольствия «Фудбэнк Рус» — благотворительный фонд, член Всемирной ассоциации «Банков Еды» (The Global FoodBanking Network). Суть проста — малоимущим семьям, людям с ограниченными возможностями, бездомным и другим нуждающимся бесплатно раздают пищевые наборы. В случае «Народного обеда» это полноценная трапеза для семьи из пяти человек. Закупают продукты у отечественных производителей, по минимальной цене — одна порция каши обойдется организаторам в 7 рублей 43 копейки. Получается, для поставщиков такое сотрудничество с «Фудбэнк Рус» — тоже род благотворительности. Этой зимой на обед у подопечных «Милосердия» будет гречневая каша. Крупу дополнили сушеными грибами и луком — получилось старинное русское блюдо. Именно такой «конструктор» собирали в субботу волонтеры (среди них — несколько подростков с инвалидностью), а также сотрудники «Фудбэнк Рус» и «Милосердия». Вместе со всеми наравне трудились духовник службы помощи «Милосердие» епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, настоятельница обители монахиня Елизавета (Позднякова), основатели компании «Фудбэнк Рус» братья-предприниматели Михаил и Роман Златкины. В просторном зале все было, как в настоящем цеху: вход строго в одноразовых халатах, бахилах и шапочках; на столах — одноразовые, опять же, перчатки; весы, пакеты для фасовки и самые ароматные ингредиенты — гречка, лук и грибы. Начался рабочий день, как и положено, с молитвы. Владыка Пантелеимон отслужил молебен перед началом доброго дела, щердро окропил продукты и трудников, призвал всех поработать на славу. Специалисты из «Фудбэнк Рус» провели инструктаж — как пользоваться весами, как запаивать пакеты на специальнном аппарате.

http://pravoslavie.ru/66781.html

38. В неделю Святых Отец Не может мир ненавидеть вас, Мене же ненавидит, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть. Ин.7:7 Слышите ли – за что Господа Иисуса Христа мир возненавидел, за что Его гнали, преследовали, укоряли, били и наконец, распяли на кресте? За то, что Он обличал их злые дела и явно пред всеми говорил: что они грешники, лицемеры, нераскаянные. Вот истинный знак того, – кому ты принадлежишь: Христу – или миру, Богу служишь или людям, Бога любишь или мирские удовольствия; друг ли ты Божий, или мира и диавола? Не любят тебя, ненавидят тебя, преследуют тебя, презирают тебя, – это ясно доказывает, что ты Христа любишь, а не мир, Ему служишь, а не миру раболепствуешь, правду говоришь или делаешь, а не ложь и неправду. А если ты грешник, подобный другим, – говоришь и делаешь неугодное Богу, оскорбительное для Бога, противное Его святым заповедям, – о, как мир тогда станет любить тебя: не может мир ненавидеть тебя, если ты его любишь, правилам и обычаям его подражаешь. Так сам Христос сказал; а говори правду, поступай праведно – открыто, явно говори пьянице: „ты пьяница, ты грешишь; покайся, погибнешь“, – говори развратному: „ты нарушаешь седьмую заповедь, ты мертв душою, отступил от тебя Бог – ты погибнешь“. Сребролюбцу скажешь: „ты грабитель, ты неправдою наживаешь деньги, ты имеешь неправильную меру и весы, ты потерял веру в Бога, – ты погибнешь“. Гордецу скажи: „смирись, ибо ты гордостью оскорбляешь Бога – ты погибнешь“. Если ты так откровенно, и даже с полною и совершенною любовью, – станешь говорить ближнему своему, и каждого станешь обличать злые дела, – поверь, что тебя возненавидят, как Иисуса Христа: Мене же ненавидит мир, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть. Но если мир тебя возненавидит – зато Бог тебя возлюбит. Скажи: кому ты должен более служить, кому повиноваться, кому угождать: Богу, или миру? Бог награждает вечным блаженством; а мир награждает вечною погибелью. Скажешь: „Господь имел полное право и власть обличать мир; ибо Он был Сын Божий, безгрешный, для сего и в мир был послан, дабы обличать злые дела человеков; а ты какое право, какую власть имеешь укорять, обличать, наставлять людей грешных?“ Не я только, как пастырь, но и ты, и каждый из нас обязан наставлять и чужих людей, и свое семейство, своих детей, даже своих врагов, – если ты любишь ближних и врагов, ибо Господь сказал: друг друга наставляйте, друг друга любите 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010