Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 10-11 31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. 32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. 1 Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. 2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. 3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. 4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. 5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. 6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. 7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. 8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. 9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. 10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. 11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. 12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Темы отрывка     Отрывок, предлагаемый нам сегодня Церковью, состоит из нескольких частей. Прежде всего, в него входят два стиха из десятой главы, которые затрагивают тему уст праведника и грешника, которой мы касались вчера.    Дальше идут стихи 1–4, посвященные теме неправедно нажитого богатства, о чем говорят начало и конец отрывка (неверные и точные весы, с одной стороны, и праведность, которая, в отличие от богатства, спасает в день гнева Божия, с другой, ст. 1 и ст. 4 соответственно), и стихи 5–6, посвященные теме праведности и нечестия, а также вероломства (в Синодальном переводе вероломные названы «беззаконными»). Завершает эту часть своего рода эпилог, говорящий о крахе всех надежд нечестивца вместе с его смертью ( 7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает ).

http://bible.predanie.ru/vypusk-pyatnadt...

86. Слово в день Святых триех Святителей Московских, при продолжении молитв о избавлении от губительныя болезни (Говорено в Успенском соборе, октября 5 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 годов.) 1830 год И в праздник теперь не время торжествовать: потому что исполняется над нами слово Господне: «превращу праздники ваша в жалость» ( Aмoc. VIII. 10 ). И в день Господень, в доме Божием несвободно Богословствовать: потому что свет созерцания закрывается туманом скорби, и заботливые помыслы прерывают нить размышления и слова. Должно нести то, что раждает находящий день: надобно, без попечения о чине слова, говорить то, что внушает, и чего требует настоящее время. И гнев, и милость, и наказание, и пощада, и грозное прещение противу грехов наших, и долготерпеливое ожидание нашего покаяния, ежедневно и ежечасно пред очами нашими. Ангел погубляющий ходит по стогнам и по домам; большую часть обитателей оставляет неприкосновенными; не многих касается; некоторых поражает. Видите, что мера грехов наших полна: ибо начинается необычайное наказание. Но видите и то, что бездна милосердия Божия неисчерпана и не заключена: ибо не «вскоре возгарается ярость Его» ( Ncaл. II. 12 ). Помыслим, братия, о важности для нас настоящаго времени. Важно и всякое время; и нет времени, которое безопасно можно было бы пренебрегать: ибо во всякое время можно спастися или погибнуть. Но особенно и необыкновенно важно для нас сие время, когда Бог уже положил нас на весы правосудия Своего, так что одна пылинка, прибавленная к тяжести грехов наших, одна минута, не употребленная для облегчения сей тяжести, могут низринуть нас; когда путь жития нашего стеснился так, что с каждым шагом мы поставляем ногу между жизнию и смертию, между надеждою спасения и страхом погибели; когда «Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день», по неисповедимым, но, без сомнения, премудрым и праведным судьбам Своим, в сии дни, особенно, близко, прямо на нас навел гнев, и, «аще не обратитеся, оружие Свое очистил, лук Свой напряже и уготова и, в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя палящими содела» ( Ncaл. VII. 12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Весь мир считает калории на пальцах. Почему диеты не работают Отрывок из «Книги ЗОЖника» 23 июня, 2019 Отрывок из «Книги ЗОЖника» Здоровый образ жизни — это не жесткие самоограничения и мучительные тренировки, а здравый смысл, разнообразие и умеренность. Так считают авторы «Книги ЗОЖника», которые собрали в ней актуальные научные данные о питании, тренировках, сне и стрессе. «Правмир» публикует отрывок новинки «МИФа», из которого вы узнаете самые популярные мифы о питании. Представьте себе весы: если на обеих чашах будет одинаковое количество калорий, они, а вместе с ними и наша масса тела, будут находиться в состоянии равновесия. Другими словами, чтобы оставаться в своем нынешнем весе, полученные с пищей калории должны соответствовать их расходу. Соответственно если вы хотите похудеть, то необходимо, чтобы расход калорий превышал потребление. А для этого можно двигаться в двух направлениях: снижать поступление калорий или повышать их расход. А эффективнее и разумнее действовать в обоих направлениях сразу. Пустые калории Если вы хотите вписаться в свою норму калорийности и получить при этом максимум нужных веществ — белков, полезных жиров, углеводов, витаминов и минералов, важно есть поменьше продуктов, которые содержат много калорий, но мало белков, полезных жиров, витаминов и минералов. Примеры подобных продуктов: Разумнее отдавать предпочтение продуктам с высокой биологической ценностью, ведь вы хотите не только хорошо выглядеть, но и прекрасно себя чувствовать и прожить долгую жизнь. Миф: нельзя есть после шести вечера Время приема пищи не влияет на энергетический баланс. Известный фитнес-эксперт в области питания Алан Арагон отмечает, что вечером мы накапливаем жира не больше, чем в любое другое время суток. Это означает, что способность нашего организма набирать вес зависит не от того, в какое время он получает пищу, а от того, в каком количестве. Съедите вы 500 ккал в десять утра или восемь вечера — значительной разницы нет, ведь в итоге все сведется к закону энергетического баланса: будет дефицит калорий — будете худеть, избыток — вес начнет расти.

http://pravmir.ru/ves-mir-schitaet-kalor...

Галелео Галилей. Худож. Ю. Суттерманс. 1636 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Род. в многодетной семье, принадлежавшей к знатному, но обедневшему роду (во Флорентийском герц-стве, позже Великом герц-стве Тосканском). Его отец Винченцо был талантливым лютнистом, писал произведения для клавесина, был хорошо знаком с основами математики, экспериментальной акустики и теории музыки. Начальное образование Г. получил дома. После переезда семьи во Флоренцию он в 1575 г. был направлен в школу при бенедиктинском мон-ре Валломброза, где изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales ). Опасаясь, что сын станет монахом, отец забрал его из мон-ря и в 1581 г. настоял, чтобы юноша поступил в Пизанский ун-т для получения профессии врача, считавшейся почетной и прибыльной. Однако занятия медициной не увлекали Г. В 1583 г. произошла его встреча с математиком О. Риччи, к-рый познакомил Г. с работами Евклида и Архимеда, оказав влияние на выбор сферы деятельности буд. ученого. Г. оставил ун-т и весной 1585 г. переехал во Флоренцию, где продолжил изучение математики и механики. Результатом этих занятий стало первое его соч. «La Bilancetta» (Маленькие весы, 1586) о совершенствовании гидростатического взвешивания тел. Написанная в 1586-1587 гг. работа, посвященная доказательству теорем о центре тяжести параболических конических сечений, нашла поддержку ведущего математика Римской коллегии (главной школы ордена иезуитов) К. Клау (латиниз. Клавий), с к-рым у Г. установились дружеские отношения, а также математика Гвибальдо дель Монте. По рекомендации последнего в 1589 г. Г. занял освободившуюся кафедру математики в Пизанском ун-те, где стал читать лекции по математике и астрономии. В этот период у Г. зародился интерес к проблеме движения тел, он осознал необходимость разработки учения о движении, нового и в отношении учения Аристотеля о «естественном месте», и в отношении средневек. учения об «импетусе». Используя Пизанскую башню, Г. демонстрировал коллегам по ун-ту несостоятельность аристотелизма в вопросе объяснения природы движения ( Drake. 1978. P. 19-21). Критика аристотелевской теории движения нашла отражение в трактате «De Motu Antiquiora» (О движении тел, 1590). В трактате упоминается соч. Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер», вероятно, уже тогда Г. начал задумываться о возможности физического подтверждения гелиоцентрического учения Коперника, бывшего по сути пифагорейским учением.

http://pravenc.ru/text/161527.html

Глава 11 1–11. О значении справедливости в отношении ближних и о пагубности несправедливости. 12–15. Против болтливости, пристрастия к клевете, неразумии в советах и легкомысленных поручительств. 16–23. Различное поведение и противоположные плоды праведного и нечестивого. 24–26. Против скупости и несострадательности. 27–31. Прочны лишь плоды благочестия. Притч.11:1 .  Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Притч.11:2 .  Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.] Притч.11:3 .  Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Притч.11:4 .  Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Притч.11:5 .  Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. Притч.11:6 .  Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. Притч.11:7 .  Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Притч.11:8 .  Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. Притч.11:9 .  Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. Притч.11:10 .  При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Притч.11:11 .  Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. Притч 20.10 ), составляет повторение постановления закона ( Втор 25.13–16 ); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле ( Сир 26.27 ). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см. Притч 16.18, 18.12 ), равно как и о благе противоположной добродетели – смирения (сн. Притч 3.34 ), которое, по контексту данного места (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 Иез.18:1–2 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, что вам притча сия на земли Израилеве, глаголющим: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Иез.18:3 . Живу Аз, глаголет Адонаи Господь: аще будет притча сия во Израили. Иез.18:4 . Яко вся души Моя суть, якоже душа отча, тако и душа сыновня, вся души Моя суть: душа яже согрешит, та умрет. Иным кажется, что пророчество переходит к другому предмету, но можно видеть, что изрекаемое здесь согласно со сказанным выше. Поскольку, упомянув о беззаконии Седекии, предвозвестил, что будет владычествовать над вселенной произошедший из царского семени, то по необходимости научает народ не употреблять более обвиняющей Бога в несправедливости притчи, будто бы, когда «отцы, ядоша терпкое, зубом чад оскомины быша», или, по переводу Симмаха, у детей скрипели зубы. Ибо, говорит Бог, вот, тогдашние цари были беззаконны, но семя их овладеет вселенной. Ибо не потерплю, чтобы, когда прегрешили отцы, отчет требовался с детей, потому что Я – владыка тех и других, о всех прилагаю одинаковое попечение, «вся души Моя суть», душа согрешающая сама за себя понесет наказание. Потом научает нас, сколько видов имеет правда, как возможно и жизнью насладиться, и освободиться от наказания. Иез.18:5 . Человек же, иже есть праведен, творяй суд и правду, то есть весы справедливости держащий верно. Иез.18:6 . на горах не снесть, то есть далеким сделается от служения идолам, потому что капища идольские созидаемы были на горах. и очес своих не воздвигнет на вожделения 16 дому Израилева, то есть, если не последует худым помышлениям Израиля, а сим изобразил вместе и нечестие и беззаконие. и жены ближняго своего не осквернавит, и к жене в месячных сущей не приближится, то есть надлежит ему и чужого не обкрадывать ложа, и не приближаться к жене, у которой течение крови, потому что и сие воспрещено законом. Иез.18:7 . И человеку не насильствует, и залог должнику отдаст, и хищением не восхитит, то есть если окажется свободным от всякой любостяжательности. Потом изображается возрастание в добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 1. Если кто хочет знать употребительнейшие в Божественных Писаниях меры и весы, тот пусть не сочтет тягостным прочитать нижеследующее их толкование. И прежде всего любознательному человеку должно знать, сколько родов речи заключается в писаниях пророческих. Таковых родов десять следующие: учения, созерцания, увещания, угрозы, сожаления, плач, молитвы, повествования, предречения. К тем же пророчествам принадлежат следующие знаки: 1 об отвержении первейшего народа; об отвержении закона плоти; о Новом Завете: о призвании язычников; + о Христе: об обетованиях первейшего народа: о неясности в Божественных Писаниях; о предведении будущего. Гл. 2. Но поскольку некоторые означили Писания ударениями 2 , то и об ударениях должно знать следующее: острое ; густое дыхание ; тяжелое ударение ; тонкое дыхание ; облеченное ; апостроф ; долгота ; соединительный знак ; краткость ; подразделение . Так точно рассуждать должно и об остальных знаках, и прежде всего об астериске . Где поставлен этот астериск 3 , там он означает, что известное слово находится в еврейском тексте, находится также у Акилы и Симмаха, изредка и у Феодотиона 4 ; а LXXII толковника опустили это слово и не перевели его, так как в этих местах те же самые слова читаются два раза и более. Об этом сказать надлежит кратко, дабы из сего ты узнал и об остальном. В начале книги Бытия находятся слова: уэееи адам салосим самиоф сана 5 , которые могут быть переведены так, как и Акила перевел: и прожил Адам девятисотый год и тридцатый год своей жизни. А LXXII толковника, происходя из евреев и с юных лет тщательно наученные еврейскому и вместе греческому языку, не только перевели Писание с еврейского на греческий, но и переводя старались привести в ясность те слова, которые на еврейском повторялись. Поэтому, вместо того, чтобы в двух местах употребить слово: год, они, употребив его в одном, смягчили представлявшуюся здесь шероховатость речи, сказав: поживе же Адам лет девять сот и тридесять ( Быт. 5:5 ; срав. ст. 3). Таким образом они и не опустили ничего в словах подлинника, но и привели в ясность чтение этого места, которое ни на еврейском не могло бы быть выражено так кратко, как выразили его LXXII толковника, именно: поживе же Адам лет девять сот и тридесять, ни на греческом, как перевел с излишним словом Акила, говоря: прожил Адам девятьсотый год и тридцатый год своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Глава 5 1–4. Четвертое символическое действие: сбритые волосы. 5–17. Объяснение символических действий. Иез.5:1 .  А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раз­дели волосы на части. Пророк должен теперь представить исход осады Иерусалима, причем он сам опять выступает представителем осажденного города, а волосы его – жителей. Он сбривает волосы на бороде и голове и таким образом символизирует позор (ср. 2Цар 10.4–5 , ввиду чего бритье было запрещено священникам – Лев.21.5 ) и опустошение ( Ис 7.20 и д.), а тем, что пророк сбритые волосы уничтожает различным способом, он представляет способы, которым Господь совершит свой суд над населением Иерусалима и Иудеи. – «Возьми себе острый нож», слав. точнее «меч». «Уже тем, что пророк пользуется вместо бритвы мечом, указывается в чем будет дело» (Сменд). – «Бритву брадобреев возьми себе», т. е. в качестве настоящей бритвы возьми меч; слав. «острее паче бритвы». Слово «брадобрей», «галав», более нигде не употребленное в Ветхом Завете (корень его – арабский), свидетельствует, что во времена Иезекииля была уже эта профессия. Сбритые волосы развешиваются на весах, в знак особой точности Божия предопределения на 3 равные части. По LXX волосы развешиваются на 4 части и первой участи подвергаются две части; это, начиная с блаж. Иеронима, признают недосмотром переписчиков; может быть первоначально под четвертою частью разумели сожженные волосы из завязанных в одежду (см. ст. 3), а после удвоили первую часть. Иез.5:2 .  Третью часть сожги огнем по­среди города, когда исполнят­ся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрест­ностях его; и третью часть раз­вей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. «Посреди города», т. е. изображения его на кирпиче. – «Когда исполнятся дни осады», т. е. символизирующего ее лежания пророка. – Все три подробности символического действия объяснены в 12 ст. Сожжение волос означает смертоносные бедствия осады: голод и язву, а может быть и сожжение города при осаде. – «Изруби мечем в окрестностях его», т. е. вырисованного на кирпиче города; избиение предпринимающих вылазку. Символ и действительность так мало отделяются друг от друга, что это новейшему писателю поставлено было бы в упрек; но античный человек не проводил между символом и действительностью такой резкой границы, как мы. – «Развей по ветру». Означает рассеяние евреев по всей земле, начавшееся скоро после взятия Иерусалима: кроме Вавилонии часть удалилась в Египет. – «Обнажу меч вслед за ними». Рассеянные евреи будут всегда в трепете в виду преследующих их врагов. Символ на время уступает место прямой речи: Господь сам становится на место пророка, и народ на место волос. Но такое вторжение прямой речи заставляет некоторых видеть во фразе вставку из 12 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Иез.5:1 . И ты сыне человечь, возми себе мечь остр, как бритву стригущаго 8 и притяжи его себе, и возложи на главу твою, и на браду твою: и возми превес весов, и размериши я. Меч дает разуметь карательную силу, отъятие волос на голове и бороде – лишение благолепия, а превесы и весы – правдивость Божия приговора, потому что в неизследимых судах Божиих все бывает строго взвешено. Иез.5:2–3 . Четвертую часть да сожжеши на огни среди града по исполнению дней затворения твоего. И да возмеши четвертую часть, и сожжеши ю среде града, четвертую же часть содробиши мечем окрест его, и четвертую часть разсыплеши ветром: и меч извлеку в след их. Чрез несколько слов сие истолковывает Сам Бог, огнем называет голод и смерть; почему две четвертые части повелел предать огню, потому что и голод и смерть истребляют людей подобно огню. А мечем означил нашествие врагов и убийства, какие произведут они, и рассыпанием – пленение и будущее рассеяние, о которых присовокупил: «и меч извлеку в след их», потому что, после того как соделались пленными, потерпели тысячи видов смертей. Иез.5:4 . И возмеши оттуду мало их числом, и ввяжеши я в одежду твою. И от техже возмеши еще, и ввержеши я среде огня, и сожжеши я на огни: и от того изыдет огнь на весь дом Израилев. Сим означает Бог оставшихся в Иудее, которых архимагир Навузардан оставил вместе с Годолиею, и которые также различным образом были истреблены, то будучи умерщвляемы друг другом, то спасаясь бегством в Египет, и не оставляя там нечестия. И о семь ясно дает нам знать пророчество Иеремии. Сказанное же: «от того изыдет огнь на весь дом Израилев», дает разуметь, как тогдашнее раздражение царя вавилонского, так и гибель, постигшую их в Египте, а равно предозначает также мятежи, бывшие по возвращении из плена при Антиохе Епифане, по причине которых впали они в тысячи бедствий, преимущественно же возвещает неистовство на Владыку Христа и конечную их гибель, и рассеяние по целой вселенной после креста. Сделав это, говорит Бог Пророку, скажи и причины наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6 Ответная речь Иова на речь Елифаза. 1–7. Естественность ропота. 8–27. Желание смерти в виду невозможности переносить страдания, особенно без поддержки со стороны друзей. 28–30. Просьба к друзьям внимательнее, вдумчивее отнестись к его речам. Иов.6:1 .  И отвечал Иов и сказал: Иов.6:2 .  о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Иов.6:3 .  Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Так как Елифаз начинает свою первую речь с упрека Иову в малодушии ( Иов 4.5 ), то последний и старается прежде всего освободиться от подобного обвинения. Его «слова неистовы» (« ματ φαλα» LXX – злы; » λγοι κατπικροι« Симмаха – полны горечи, но ни в каком случае не «вздорны», «неразумны», как переводит Делич, ср. ст. 28–30); они полные горячности, раздражительности (ст. 1, евр. «каси», « ργ» LXX ср. Иов 5.2 ), но это вполне понятно. Жалобы Иова естественны в виду необыкновенных страданий; своею тяжестью они превосходят тяжесть песка морского ( Притч 27.3 ; Сир 22.15 ), неисчислимее этого последнего ( Быт.22:17, 32:12, 41:49 ; Иер 33.22 ; Авв 1.9 ). Поэтому если сравнить его нетерпеливость, горячность с бедствиями, то она окажется по сравнению с ними малою. Иов.6:4 .  Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Причина столь необыкновенных страданий в том, что против него, Иова, восстал сам Бог . Он, как «ратоборец» ( Иер 20.11 ), причиняет ему такие страшные страдания, какие наносятся отравленными, «палящими» стрелами ( Пс 7.14 ). Иов.6:5 .  Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего? Иов.6:6 .  Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке? Иов.6:7 .  До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою. Образное выражение мысли об естественности жалоб. Если неразумные животные (осел и бык) не выражают недовольства без причины, то тем более не сделает этого человек, существо разумное. Как неприятен без соли хлеб и яичный белок, так неприятны и жалобы. И если тем не менее Иов жалуется, то, очевидно, потому, что вынужден. Вынужден же он тем, что все время живет невыносимо тяжелою ( «отвратительною» – ст. 7) мыслью о постигшем горе, возможности которого даже не представлял ( «не хотела коснуться душа моя») в дни былого счастья ( Иов 29.18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010