Е.А. Иванов Раздел первый. Понятие Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления... Ф. Энгельс Глава I. Понятие как форма мышления 1. Понятие и предмет Происхождение и сущность понятия 1 . Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается – предмет (явление), свойство или отношение: «Земля – планета». «В России проводится экономическая реформа». «Равенство мужчин и женщин закреплено в Конституции РФ». «Свобода печати – важный признак демократии». «Подозрительность всегда преследует тех, чья совесть отягощена виной» (У. Шекспир). «Недоверчивость – мудрость глупцов» (Д. Биллингс). 2 . Приведите собственные примеры понятий, в которых отражались бы сами предметы (явления), их свойства, связи и отношения. 3 . Какие стороны действительности отражены в следующих понятиях: «Солнце», «Москва», «суд», «обвиняемый», «обвинение», «вина», «виновность», «презумпция невиновности», «приговор суда». 4 . Чем являются все эти стороны действительности по отношению к понятию? Выразите одним словом. Способы образования понятия 1 . Следующие предметы объедините под одним общим для них понятием: «дуб», «сосна», «береза»; «пальто», «шляпа», «костюм», «рубашка»; «сталевар», «летчик», «таможенник», «преподаватель», «следователь». 2 . Какие способы использованы вами в процессе образования этих понятий? 3 . Из следующих четырех предметов исключите лишний, а остальные обобщите: «градусник», «часы», «очки», «весы» (Б. Зейгарник)] «свеча», «керосиновая лампа», «электрическая лампочка», «Солнце» (В. Зейгарник); «ноги», «сапоги», «ботинки», «туфли» (Б. Зейгарник). 4 . Правильны ли следующие ответы слушателей на эту задачу: «Часы», «весы», «очки» – множественное число, «градусник» – единственное число. «Градусник», «часы», «очки» – стеклянные предметы. Исключить «весы». «Исключить «часы», так как остальные предметы можно обобщить как «предметы, используемые в медицине», то есть «медицинские предметы».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Б. Добродетели, предписываемые девятою заповедью закона Божия 1. Справедливость а) Библейские изречения о правде (справедливости). Правда заповедана: во всех жилищах твоих (говорит Моисей Израилю), которые Господь, Бог твой, дает тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным. Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе. ( Bmop. XVI, 18–20 ). Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей (Исаия 56, 1). – Не судите по наружности, во судите судом праведным 24). Правда состоит в том, чтобы делать другим то, чего бы вы желали, чтобы вам делали: итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Mamф. VII, 12 ). а) Правда должна быт соблюдаема в суде: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие, (говорил Моисей Израилю); ( Bmop. I, 17 ). – Так говорят Господь: производите суд и правду, я спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем ( Uep. XXII, 3 ). б) При купле и продаже: не делайте неправды в суде (сказал Господь Израилю чрез Моисея), в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли египетской ( Лeb. XIX, 35, 36 ). Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему ( Npumч. XI, 1 ). в) В отношении к бедным: не суди превратно тяжбы бедного твоего (Исх. XXIII, 6). – Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится ( Npumч. XXIX, 14 ). г) В отношении к сиротам и вдовицам: научитесь (говорит Господь) делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Исаия I, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 10-11 31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. 32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. 1 Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. 2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. 3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. 4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. 5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. 6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. 7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. 8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. 9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. 10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. 11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. 12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. ______________ На какие места из отрывка вы обратили внимание? Каковы основные мысли этого отрывка? Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Темы отрывка     Отрывок, предлагаемый нам сегодня Церковью, состоит из нескольких частей. Прежде всего, в него входят два стиха из десятой главы, которые затрагивают тему уст праведника и грешника, которой мы касались вчера.    Дальше идут стихи 1–4, посвященные теме неправедно нажитого богатства, о чем говорят начало и конец отрывка (неверные и точные весы, с одной стороны, и праведность, которая, в отличие от богатства, спасает в день гнева Божия, с другой, ст. 1 и ст. 4 соответственно), и стихи 5–6, посвященные теме праведности и нечестия, а также вероломства (в Синодальном переводе вероломные названы «беззаконными»). Завершает эту часть своего рода эпилог, говорящий о крахе всех надежд нечестивца вместе с его смертью ( 7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает ).

http://bible.predanie.ru/vypusk-pyatnadt...

12.01.2021 #здоровье Подпишитесь на наш Телеграм      × Лишний вес появился у меня внезапно. Нет, набирал я свои килограммы в течение нескольких лет, но толстым стал все равно как-то неожиданно. Друзья вдруг начали вежливо дарить абонементы в спортзал (наверное, из-за усилившейся одышки ни до одного из них я так и не смог дойти), одежда стала мала, а отражение в зеркалах, даже тех, которые немного стройнят, перестало приносить эстетическое наслаждение. Встав на весы, я увидел заветные 106 кг при росте 181 см и с удивлением осознал, что мой храм духа стремительно превращается в собор, и похоже, что в кафедральный. В этой заметке я расскажу, как же мне удалось похудеть на 40 кг, поддерживать вес на протяжении нескольких лет, сохранив при этом мышцы и здоровье, и как изменилось мое отношение к телу в целом. Я не знал, почему поправился. Ел, как все, и примерно то же самое, что остальные. У меня не было никаких психологических проблем с едой. Я соблюдал посты по мере сил плюс умудрялся даже ходить в многодневные горные походы и перестал это делать только с того момента, как у меня начали ужасно болеть колени из-за возросшей нагрузки на суставы. Не могу доверять себе Именно в этот день я понял, что не могу доверять самому себе. Если мое собственное чувство голода обманывало меня на протяжении нескольких лет, то чему вообще в этом теле можно доверять?! Что если, когда я хочу есть, мне на самом деле не нужно есть? Почему я сам довел себя до такого состояния, которое опасно для моего здоровья, стал некрасивым и вялым? Почему инстинкт не ведет нас к гармоничному существованию, а выходит из-под контроля? Этот неприятный разлад с собственным телом я решил исправить всеми силами, какие были в моем распоряжении. Зигмунд Фрейд совершенно верно, на мой взгляд, понимал опасность инстинктов как таковых через свое знаменитое понятие «инстинкт к смерти». Суть явления заключается в том, что любой инстинкт в своем конечном итоге стремится к покою удовлетворенности. Полностью удовлетворив (гипотетически) все инстинктивные желания, мы приобретаем покой, в конечном счете символизирующий полную остановку и смерть.

http://blog.predanie.ru/article/kak-ya-p...

Аделаида Герцык Герцык Аделаида Казимировна (1874–1925) – поэтесса, прозаик, переводчица, критик. Ее первый и единственный сборник стихов вышел в 1910 году, одновременно с «Вечерним альбомом» Марины Цветаевой, но к тому времени она была уже достаточно широко известна в литературных и философских кругах как автор эссе о Дж. Рёскине «Религия красоты» (1899) и переводов Ф. Ницше, рецензент журнала московских символистов «Весы» (под псевдонимом Сирин). В 1906 году в журнале «Русская Школа» появилась ее статья «Из мира детских игр», о которой Максимилиан Волошин писал: «Несколько страничек Аделаиды Герцык, затерявшихся среди листов педагогического журнала, представляют литературное и психологическое событие, поставившее новую грань в нашем самопознании, к которой всегда придется возвращаться». Почти одновременно с Волошиным она поселилась в Крыму, и ее дом в Судаке сыграл не меньшую роль в истории русской поэзии Серебряного века, чем волошинский в Коктебеле. Ее младшая сестра Евгения Герцык вспоминала о начале их творческого пути: «Людей общих с нами вкусов у нас не было. Уже бегали тогда переулками бодлерианцы, ницшеанцы, собирались в папиросном дыму где-нибудь у Эллиса, но мы их не знали, и позже не узнали, да и были мы с ними разного духа. Но любопытно то, что наши вкусы складывались вне всякой среды – и все же в единении с какой-то мыслящей средой» 15 . Все это в полной мере нашло отражение в ее поэзии, насыщенной религиозными и фольклорными мотивами, которые стали ее почвой. Революция и Гражданская война застали ее, как и Волошина, в Крыму. Ее «Подвальные» стихи и «Подвальные очерки» датированы «6–21 января 1921», стихотворение Волошина «Террор» – «26 апреля 1921». В них описаны одни и те же события. Волошин воспроизводит ее рассказ: ...Ночью гнали разутых, голых По оледенелым камням, Под северо-восточным ветром За город в пустыри. Загоняли прикладами на край обрыва. Освещали ручным фонарем. Полминуты работали пулеметы. Доканчивали штыком. Еще недобитых валили в яму.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Вопрос о том, почему и для чего существуют человеческие страдания, и как нужно к ним относиться, почти так же стар, как само человечество, но от этого не мог утратить своего интереса доселе, не может его утратить и на будущее время. Причина этого слишком ясна для того, чтобы ее нужно было долго искать. Вопрос, занимающий нас, не есть вопрос чисто теоретический и отвлеченный, в разрешении которого заинтересована одна наша любознательность: его ставит нам сама жизнь; и не только ставит, но неотступно им преследует на каждом шагу. Если мы обращаем внимание на наши потребности и стремления, то мы склонны думать, что наше назначение – счастье. Если же посмотреть на действительность, то скорее подумаешь, что мы созданы на лишения, скорби и смерти. «Если бы, – говорит Шопенгауэр, – каждому ясно представить ужасные страдания и муки, которым постоянно открыта его жизнь, то его охватил бы ужас, и если бы упорнейшего оптимиста провести по больницам, лазаретам и хирургическим камерам пыток, по тюрьмам, комнатам истязаний и конюшням рабов, по полям сражений и местам казни, затем раскрыть перед ним темные убежища нищеты, куда она заползает от взоров холодного любопытства, и в заключение дать ему заглянуть в башню голода Уголино, то наверное и он увидал бы, какого рода этот meilleur des mondes possibles. Откуда же иначе взял и Данте материал для своего «Ада“, как не из того же нашего действительного мира? И однако же вышел настоящий ад. Напротив, когда он дошёл до задачи изобразить небо и его радости, то встретился с непреодолимыми трудностями, именно потому, что наш мир не дает никаких мате- риалов для чего-либо подобного. Поэтому ему ничего не оставалось, как вместо райских радостей передать нам поучение, которое сообщено было ему там его прародителем, его Беатрисой и различными святыми. А отсюда достаточно ясно, какого рода этот мир 1 . Едва ли можно упрекнуть Шопенгауэра в преувеличении до тех пор, пока он говорит о мрачной стороне человеческого существования и нельзя с ним не согласиться в том, что наш мир дает достаточно материала для изображения ада. Неправ он, как нам кажется, лишь тогда, когда утверждает, что в этом мире совсем уж нет никаких материалов для изображения неба. Несомненно, что наряду с бесчисленными скорбями жизнь наша дает нам и высоты радости, и бывают моменты, когда небо открывается нам уже здесь, на земле. Нужно, однако, сознаться, что сумма радостей земных в сравнении с суммой страданий слишком ничтожна, так что не препятствует нам признать, что жизнь человеческая гораздо чаще является тяжелым бременем скорбей, чем светлым праздником радостей. «Если, – говорит Григорий Богослов , – верно уставишь весы и взвесишь все, что в жизни приятного и что прискорбного, то одна чаша, до верха нагруженная злом, пойдет к земле, а другая напротив с благами жизни побежит вверх» 2 . Итак, оказывается, что действительная судьба человечества представляет собой горькую насмешку над его стремлением к счастью, заложенным несомненно в его природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gorode...

Галелео Галилей. Худож. Ю. Суттерманс. 1636 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Род. в многодетной семье, принадлежавшей к знатному, но обедневшему роду (во Флорентийском герц-стве, позже Великом герц-стве Тосканском). Его отец Винченцо был талантливым лютнистом, писал произведения для клавесина, был хорошо знаком с основами математики, экспериментальной акустики и теории музыки. Начальное образование Г. получил дома. После переезда семьи во Флоренцию он в 1575 г. был направлен в школу при бенедиктинском мон-ре Валломброза, где изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales ). Опасаясь, что сын станет монахом, отец забрал его из мон-ря и в 1581 г. настоял, чтобы юноша поступил в Пизанский ун-т для получения профессии врача, считавшейся почетной и прибыльной. Однако занятия медициной не увлекали Г. В 1583 г. произошла его встреча с математиком О. Риччи, к-рый познакомил Г. с работами Евклида и Архимеда, оказав влияние на выбор сферы деятельности буд. ученого. Г. оставил ун-т и весной 1585 г. переехал во Флоренцию, где продолжил изучение математики и механики. Результатом этих занятий стало первое его соч. «La Bilancetta» (Маленькие весы, 1586) о совершенствовании гидростатического взвешивания тел. Написанная в 1586-1587 гг. работа, посвященная доказательству теорем о центре тяжести параболических конических сечений, нашла поддержку ведущего математика Римской коллегии (главной школы ордена иезуитов) К. Клау (латиниз. Клавий), с к-рым у Г. установились дружеские отношения, а также математика Гвибальдо дель Монте. По рекомендации последнего в 1589 г. Г. занял освободившуюся кафедру математики в Пизанском ун-те, где стал читать лекции по математике и астрономии. В этот период у Г. зародился интерес к проблеме движения тел, он осознал необходимость разработки учения о движении, нового и в отношении учения Аристотеля о «естественном месте», и в отношении средневек. учения об «импетусе». Используя Пизанскую башню, Г. демонстрировал коллегам по ун-ту несостоятельность аристотелизма в вопросе объяснения природы движения ( Drake. 1978. P. 19-21). Критика аристотелевской теории движения нашла отражение в трактате «De Motu Antiquiora» (О движении тел, 1590). В трактате упоминается соч. Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер», вероятно, уже тогда Г. начал задумываться о возможности физического подтверждения гелиоцентрического учения Коперника, бывшего по сути пифагорейским учением.

http://pravenc.ru/text/161527.html

Глава 11 1–11. О значении справедливости в отношении ближних и о пагубности несправедливости. 12–15. Против болтливости, пристрастия к клевете, неразумии в советах и легкомысленных поручительств. 16–23. Различное поведение и противоположные плоды праведного и нечестивого. 24–26. Против скупости и несострадательности. 27–31. Прочны лишь плоды благочестия. Притч.11:1 .  Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Притч.11:2 .  Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.] Притч.11:3 .  Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Притч.11:4 .  Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Притч.11:5 .  Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. Притч.11:6 .  Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. Притч.11:7 .  Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Притч.11:8 .  Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. Притч.11:9 .  Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. Притч.11:10 .  При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Притч.11:11 .  Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. Предостережение от применения неправильных весов и увещание к добросовестности в этом отношении (ст. 1, сн. Притч 20.10 ), составляет повторение постановления закона ( Втор 25.13–16 ); нередкое повторение этого правила требовалось частыми случаями его нарушения особенно в торговле ( Сир 26.27 ). Премудрый подкрепляет наставление свое мыслью о Всеведущем и Всеправедном Боге. О пагубности гордости (ст. 2) Премудрый говорит неоднократно (см. Притч 16.18, 18.12 ), равно как и о благе противоположной добродетели – смирения (сн. Притч 3.34 ), которое, по контексту данного места (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 Иез.18:1–2 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, что вам притча сия на земли Израилеве, глаголющим: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Иез.18:3 . Живу Аз, глаголет Адонаи Господь: аще будет притча сия во Израили. Иез.18:4 . Яко вся души Моя суть, якоже душа отча, тако и душа сыновня, вся души Моя суть: душа яже согрешит, та умрет. Иным кажется, что пророчество переходит к другому предмету, но можно видеть, что изрекаемое здесь согласно со сказанным выше. Поскольку, упомянув о беззаконии Седекии, предвозвестил, что будет владычествовать над вселенной произошедший из царского семени, то по необходимости научает народ не употреблять более обвиняющей Бога в несправедливости притчи, будто бы, когда «отцы, ядоша терпкое, зубом чад оскомины быша», или, по переводу Симмаха, у детей скрипели зубы. Ибо, говорит Бог, вот, тогдашние цари были беззаконны, но семя их овладеет вселенной. Ибо не потерплю, чтобы, когда прегрешили отцы, отчет требовался с детей, потому что Я – владыка тех и других, о всех прилагаю одинаковое попечение, «вся души Моя суть», душа согрешающая сама за себя понесет наказание. Потом научает нас, сколько видов имеет правда, как возможно и жизнью насладиться, и освободиться от наказания. Иез.18:5 . Человек же, иже есть праведен, творяй суд и правду, то есть весы справедливости держащий верно. Иез.18:6 . на горах не снесть, то есть далеким сделается от служения идолам, потому что капища идольские созидаемы были на горах. и очес своих не воздвигнет на вожделения 16 дому Израилева, то есть, если не последует худым помышлениям Израиля, а сим изобразил вместе и нечестие и беззаконие. и жены ближняго своего не осквернавит, и к жене в месячных сущей не приближится, то есть надлежит ему и чужого не обкрадывать ложа, и не приближаться к жене, у которой течение крови, потому что и сие воспрещено законом. Иез.18:7 . И человеку не насильствует, и залог должнику отдаст, и хищением не восхитит, то есть если окажется свободным от всякой любостяжательности. Потом изображается возрастание в добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 5 1–4. Четвертое символическое действие: сбритые волосы. 5–17. Объяснение символических действий. Иез.5:1 .  А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раз­дели волосы на части. Пророк должен теперь представить исход осады Иерусалима, причем он сам опять выступает представителем осажденного города, а волосы его – жителей. Он сбривает волосы на бороде и голове и таким образом символизирует позор (ср. 2Цар 10.4–5 , ввиду чего бритье было запрещено священникам – Лев.21.5 ) и опустошение ( Ис 7.20 и д.), а тем, что пророк сбритые волосы уничтожает различным способом, он представляет способы, которым Господь совершит свой суд над населением Иерусалима и Иудеи. – «Возьми себе острый нож», слав. точнее «меч». «Уже тем, что пророк пользуется вместо бритвы мечом, указывается в чем будет дело» (Сменд). – «Бритву брадобреев возьми себе», т. е. в качестве настоящей бритвы возьми меч; слав. «острее паче бритвы». Слово «брадобрей», «галав», более нигде не употребленное в Ветхом Завете (корень его – арабский), свидетельствует, что во времена Иезекииля была уже эта профессия. Сбритые волосы развешиваются на весах, в знак особой точности Божия предопределения на 3 равные части. По LXX волосы развешиваются на 4 части и первой участи подвергаются две части; это, начиная с блаж. Иеронима, признают недосмотром переписчиков; может быть первоначально под четвертою частью разумели сожженные волосы из завязанных в одежду (см. ст. 3), а после удвоили первую часть. Иез.5:2 .  Третью часть сожги огнем по­среди города, когда исполнят­ся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрест­ностях его; и третью часть раз­вей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. «Посреди города», т. е. изображения его на кирпиче. – «Когда исполнятся дни осады», т. е. символизирующего ее лежания пророка. – Все три подробности символического действия объяснены в 12 ст. Сожжение волос означает смертоносные бедствия осады: голод и язву, а может быть и сожжение города при осаде. – «Изруби мечем в окрестностях его», т. е. вырисованного на кирпиче города; избиение предпринимающих вылазку. Символ и действительность так мало отделяются друг от друга, что это новейшему писателю поставлено было бы в упрек; но античный человек не проводил между символом и действительностью такой резкой границы, как мы. – «Развей по ветру». Означает рассеяние евреев по всей земле, начавшееся скоро после взятия Иерусалима: кроме Вавилонии часть удалилась в Египет. – «Обнажу меч вслед за ними». Рассеянные евреи будут всегда в трепете в виду преследующих их врагов. Символ на время уступает место прямой речи: Господь сам становится на место пророка, и народ на место волос. Но такое вторжение прямой речи заставляет некоторых видеть во фразе вставку из 12 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010