Психофизические исследования и их значение для психологии: очерк по экспериментальной психологии Источник Экспериментальная психология – наука сравнительно новая. Против нее распространено в обществе довольно сильное предубеждение. Одни полагают, что экспериментальная психология не возможна 1 . Разве мы можем, говорят, класть душу на весы, разрезывать ее на части, подводить под все рычаги, вообще экспериментировать над нею? Другие не отрицают возможности экспериментальной психологии, но низводят ее значение до нуля. Экспериментальная психология, думают, исследует низшие душевные явления в их отношении к телесным процессам. Ее исследования имеют поэтому значение для физиологии, а не психологии. Оба указанные мнения ошибочны. Первое мнение опровергается тем, что количество институтов и кабинетов экспериментальной психологии с каждым годом увеличивается 2 . Расширяется и круг психологических вопросов, подвергаемых экспериментальному разрешению. Ошибочность же второго мнения может быть разъяснена через рассмотрение самих исследований экспериментально-психологических и их значения. Задача настоящей статьи – рассмотреть один род экспериментально-психологических исследований, известных под названием психофизических. Психофизические исследования решают вопрос: какое отношение существует между усилением раздражений и ощущений? Что может быть, по-видимому, маловажнее для психологии решения этого вопроса? Между тем в действительности дело обстоит совсем иначе. Что сила ощущения зависит от силы раздражения, – это общепризнанный факт. Ощущение солнечного света, например, сильнее ощущения света луны. Каждый знает, что причина этого лежит в различии силы колебаний светового эфира в том и другом случае. Мы указали бы на различие массы, сдавливающей нашу кожу и отягчающей наши мышцы, если бы нам нужно было объяснить, почему пудовая гиря кажется нам тяжелее фунтовой. В связи с этим нет ничего, по-видимому, легче ответить на вопрос: в каком отношении стоит сила ощущения к силе раздражения? Раздражение считается нами причиною ощущения, почему отношение между силою их должно быть прямо пропорциональным. Если, например, раздражение увеличивается вдвое, то и ощущение должно увеличиваться вдвое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Аделаида Герцык Герцык Аделаида Казимировна (1874–1925) – поэтесса, прозаик, переводчица, критик. Ее первый и единственный сборник стихов вышел в 1910 году, одновременно с «Вечерним альбомом» Марины Цветаевой, но к тому времени она была уже достаточно широко известна в литературных и философских кругах как автор эссе о Дж. Рёскине «Религия красоты» (1899) и переводов Ф. Ницше, рецензент журнала московских символистов «Весы» (под псевдонимом Сирин). В 1906 году в журнале «Русская Школа» появилась ее статья «Из мира детских игр», о которой Максимилиан Волошин писал: «Несколько страничек Аделаиды Герцык, затерявшихся среди листов педагогического журнала, представляют литературное и психологическое событие, поставившее новую грань в нашем самопознании, к которой всегда придется возвращаться». Почти одновременно с Волошиным она поселилась в Крыму, и ее дом в Судаке сыграл не меньшую роль в истории русской поэзии Серебряного века, чем волошинский в Коктебеле. Ее младшая сестра Евгения Герцык вспоминала о начале их творческого пути: «Людей общих с нами вкусов у нас не было. Уже бегали тогда переулками бодлерианцы, ницшеанцы, собирались в папиросном дыму где-нибудь у Эллиса, но мы их не знали, и позже не узнали, да и были мы с ними разного духа. Но любопытно то, что наши вкусы складывались вне всякой среды – и все же в единении с какой-то мыслящей средой» . Все это в полной мере нашло отражение в ее поэзии, насыщенной религиозными и фольклорными мотивами, которые стали ее почвой. Революция и Гражданская война застали ее, как и Волошина, в Крыму. Ее «Подвальные» стихи и «Подвальные очерки» датированы «6–21 января 1921», стихотворение Волошина «Террор» – «26 апреля 1921». В них описаны одни и те же события. Волошин воспроизводит ее рассказ: …Ночью гнали разутых, голых По оледенелым камням, Под северо-восточным ветром За город в пустыри. Загоняли прикладами на край обрыва. Освещали ручным фонарем. Полминуты работали пулеметы.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Сергей Рафальский Рафальский Сергей Милиевич (1896–1981) – поэт, прозаик, публицист, журналист. Из семьи священника. Окончил гимназию в г. Острога (Польша). Учился в Петербургском и Киевском университетах. Участник Белого движения. В 1922–1926 годах жил в Праге. Один из организаторов пражской поэтической группы «Скит поэтов». В Праге издал первые поэтические сборники «За чертой» (1922), «Август» (1924). В 1929 году переехал в Париж. Французский славист Ренэ Гера издал посмертно три тома его сочинений: «За чертой» (1983, стихи), «Николин бор» (1984, проза), «Их памяти…» (1987, эссеистика). В 1984 году в Лондоне вышли его мемуары «Что было и чего не было. Вместо воспоминаний». «Молитва о России» впервые опубликована в пражской газете «За свободу!» (1922, 2. VII.). Молитва о России Можно молиться слезами, можно молиться кровью, есть молитва ребенка, и молитва разбойника есть… Не Ты ли прошел над нами огнепалящей новью, и все выжег в сердце нашем, и только оставил месть? Отчего Ты не был суровым к другим, милосердный Боже, И только в нас нещадно метнул огневое копье? …И кровь, и позор, и голод… Довольно! России нет больше! Только могилы и плахи, и только кричит воронье! Трижды, четырежды распял… И труп распинаешь. Правый? Быть может, грехам вековым еще не окончен счет, Быть может, нет искупления для наших забав кровавых – но дети, но дети, дети! За что ты их мучишь? За что?.. Скройте лицо, Херувимы, плачь неутешно, Мария, – только трупы и кости разбросаны по полям… Разве не видишь, грозный, – изнемогла Россия. Разве не видишь? Что же молчать не велишь громам? Не видишь… И знать не хочешь… Весы Твои правды строже! Еще нужны искупленью тысячи тысяч смертей!.. Бичуй, карай – не поверим… Уже мы устали, Боже, От воли Твоей… Пусть теперь молятся камни, пусть рыдают и плачут, Пусть охрипнут от криков: «Господи, пощади!»… Я свое человечье сердце, я страшное слово спрячу, и только Тебе его брошу, когда Ты придешь судить!.. 1922 Две молитвы

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Юргис Балтрушайтис Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873–1944) – поэт, переводчик, дипломат. Выходец из литовской крестьянской семьи. В 1893 году, после окончания Ковенской гимназии, поступил на естественное отделение Московского университета. В студенческие годы сблизился с однокурсником Сергеем Поляковым. Вместе с Поляковым, Бальмонтом и Валерием Брюсовым принимал участие в создании издательства московских символистов «Скорпион» и журнала «Весы». В 1900 году совместно с Поляковым перевел драму Г. Ибсена «Когда мы мертвые проснемся». В эти же годы опубликовал первые свои стихи. Брюсов писал в 1911 году: «Балтрушайтис как-то сразу, с первых своих шагов в литературе, обрел себя, сразу нашел свой тон, свои темы и уже с тех пор ни в чем не изменял себе». Первая книга стихов на русском языке «Земные ступени» вышла в 1911 году. Вторая книга «Горная тропа» – в 1912 году. С 1921 года – посол Литовской Республики в Советской России. С 1939 года жил в Париже. Публикуемые молитвенные стихи из первых сборников наиболее характерны для его русской поэзии. Мой храм Мой светлый храм – в безбрежности Развернутых степей, Где нет людской мятежности, Ни рынков, ни цепей, – Где так привольно, царственно Пылает грудь моя Молитвой благодарственной За чудо бытия… Мой тайный храм – над кручами Зажженных солнцем гор, Мой синий храм за тучами, Где светел весь простор, Где сердцу сладко дышится В сиянии вершин, Где лишь туман колышется Да слышен гул лавин… Моя святыня вечная – В безгранности морской, Где воля безконечная – Над малостью людской, Где лишь тревога бурная Гремит своей трубой, Где только высь лазурная Над бездной голубой… 1903 Молитва С. А. Полякову Забвенья, забвенья! Всей малости крова! Всей скудной, всей жалкой отрады людской – Усталым от дали пути рокового, Бездомным, измученным звездной тоской! Мгновенья покоя средь вихря мгновений – Свершающим заповедь зыбкой волны, Во мраке без искры, средь зноя без тени Всей смертною кровью питающим сны!

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» ( 22  голоса:  4.2 из  5) Нарушитель спокойствия — И всё же я не устану повторять, — проговорила миссис Браун, опуская на весы здоровенную тыкву, — что у нашего медведя золотые лапы. Видели эту тыкву? Он перекрыл свой прежний рекорд почти на полфунта. — Хм, — откликнулась миссис Бёрд, — одно я вам могу сказать точно: золотые лапы лучше праздных. По крайней мере, у него есть дело. Вот уже которую неделю мы живём без происшествий! Тут миссис Бёрд не преминула постучать по дереву, а потом перевела глаза на маленькую мохнатую фигурку в бесформенной шляпе и видавшем виды синем пальтишке, которая прошагала по садовой дорожке и скрылась в сарайчике за кустами малины. Миссис Бёрд вообще предпочитала, чтобы Паддингтон не исчезал надолго из её поля зрения, а упорство, с которым он занимался своими грядками, уже начинало внушать ей некоторые опасения. Однако даже миссис Бёрд не могла не признать, что в последнее время в доме номер тридцать два по Виндзорскому Саду воцарилось непривычное спокойствие. А началось всё с того, что Паддингтон притащил с рынка огромный пакет семян, который купил в «Уценённых товарах» всего за шесть пенсов. Все подивились такой выгодной покупке, и мистер Браун с радостью выделил медвежонку клочок земли в дальнем конце сада. Несколько вечеров кряду Паддингтон терпеливо пересчитывал семена, стараясь, чтобы ни одно не прилипло к лапам, сортировал и раскладывал на отдельные кучки. Одна миссис Бёрд была полна мрачных предчувствий. — Помогай Боже бедному продавцу, если они, чего доброго, не взойдут, — проворчала она, заметив, что первоначально пакет стоил целых два с половиной шиллинга. — Чего-чего он только не услышит! Однако эти мрачные прогнозы не оправдались: через неделю-другую из земли полезли первые ростки, и вскоре «мишуткина грядка» зазеленела так ярко, что затмила все остальные садовые посадки. С тех пор Паддингтон почти всё свободное время проводил на своей грядке. А когда он начал приносить в дом свежие овощи и цветы, все охотно согласились с миссис Браун, что у Паддингтона золотые лапы.

http://azbyka.ru/fiction/vse-o-medvezhon...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  3.5 из  5) Картина третья ЗИЛОВ (набирает номер по телефону) . Общежитие?.. Будьте добры, позовите из сороковой комнаты Ирину… Что?.. А давно?.. С вещами?.. Поступила она в институт, вы не знаете?.. Сегодня?.. Минутку! У вас нет телефона приемной комиссии?.. Два двадцать один тридцать семь… Спасибо. (Нажимает на рычаг, потом снова набирает номер.) Два двадцать один тридцать семь… Приемная комиссия?.. Вас беспокоят из редакции… Кузаков… Да, Кузаков… У нас к вам просьба. К вам на первый курс поступала Рожкова Ирина Николаевна… Рожкова. Факультет английского языка… Что с ней — поступила или нет? Узнайте, пожалуйста… Да, срочно… Телефон? Пять двадцать сорок восемь… Минут через двадцать?.. Хорошо, я жду. (Положил трубку. Сидит у телефона.) Затемнение. Сцена освещается. Воспоминание следующее. Квартира Зилова. На виду две комнаты, разделенные стеной и дверью. В одной комнате Зилов, сидя за столом, на котором у него весы, различные коробки, гильзы, занимается охотничьими приготовлениями. В этой комнате в глаза бросается ружье, деревянные утки, большая фотография Зилова, запечатленного на лоне природы, в охотничьем снаряжении и увешанного добычей. В другой комнате, где происходило новоселье, Галина занята сборами в дорогу. Здесь на видном месте новенький телефон. Галина заканчивает сборы, закрывает чемодан, присаживается и сидит молча. Зилов выходит из своей комнаты. ЗИЛОВ. Собралась?.. Ну что ж. Присядем на дорогу, (Садится.) Ты подала телеграмму? ГАЛИНА. Да… ЗИЛОВ. Тебя встретят? ГАЛИНА. Да, встретят… ЗИЛОВ. А ты уверена, что они дома? ГАЛИНА. Они?.. Да, кто-нибудь из них всегда дома. ЗИЛОВ. Отдохни как следует. Пусть по грибы тебя сводят, по ягоды… Дядя твой не охотник? ГАЛИНА. По-моему, нет… ЗИЛОВ. А как там с охотой? Не знаешь? ГАЛИНА. По-моему, хорошо. Там прекрасный лес, озера… (Вдруг.) Поедем. ЗИЛОВ. Туда? На охоту? ГАЛИНА. Нет, я пошутила. Я тебя не возьму… Отдыхать так отдыхать. ЗИЛОВ. Верно, лучше мы разъедемся. Ненадолго.

http://azbyka.ru/fiction/utinaja-ohota-a...

Разделы портала «Азбука веры» ( 57  голосов:  4.2 из  5) Господь приемлет и грешников кающихся При греческом императоре Маврикии был во Фракии разбойник свирепый и жестокий. Поймать его никак не могли. Блаженный император, услышав о том, послал разбойнику крест свой и повелел ему сказать, чтобы он не боялся, – чем означалось прощение всех его злодеяний, с условием исправиться. Разбойник умилился, пришел к царю и припал к ногам его, раскаиваясь в преступлениях своих. После немногих дней, он впал в недуг, и помещен был в странноприимный дом, где видел во сне Страшный суд. Пробудившись и примечая усиление болезни и приближение кончины, он обратился с плачем к молитве и говорил в ней так: «Владыко, человеколюбивый Царю! Спасший прежде меня подобного мне разбойника, яви и на мне милость Твою: приими плач мой на смертном одре. Как принял Ты пришедших в единонадесятый час, ничего не совершивших достойного; так приими и мои горькие слезы, очисти меня ими и прости. Больше этого не взыскуй от меня ничего; уже я не имею времени, а заимодавцы приближаются. Не ищи и не испытывай, – не найдешь во мне никакого добра; предварили меня беззакония мои, я достиг вечера; безчисленны злодеяния мои. Как принял Ты плач апостола Петра, так прими этот плач мой, и омой рукописание грехов моих. Силою милосердия Твоего истреби мои прегрешения». Так исповедуясь в течение нескольких часов и утирая слезы платком, разбойник предал дух. В час смерти старший врач странноприимного дома видел сон: к одру разбойника пришли как бы с хартиями, на которых были написаны многочисленные грехи разбойника; потом два прекрасных юноши-царедворца принесли весы. Мурины положили на одну чашу написанное на разбойника, эта чаша перетянула, а противоположная ей поднялась кверху. Святые Ангелы сказали: «Не имеем ли мы здесь чего? И что можем иметь, – возразил один из них, – когда не более десяти дней, как он воздержался от убийства? Впрочем, – прибавили они, – поищем что-нибудь доброго». Один из них нашел платок разбойника, намоченный его слезами, и сказал другому: «Точно, этот платок наполнен его слезами». Положим его в другую чашу, а с ним человеколюбие Божие, и посмотрим, что будет? Как только положили платок в чашу, она немедленно потянула и уничтожила вес рукописании, бывших в другой. Ангелы воскликнули в один голос: «Поистине победило человеколюбие Божие!». Взяв душу разбойника, они повели ее с собою; мурины зарыдали и бежали со стыдом.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Огород на подоконнике требует иного ухода, чем обычный огород на даче. Расскажем об этих особенностях. Оборудование для ухода за комнатными растениями В комплект оборудования, приспособлений и инвентаря для выращивания комнатных растений в комнате входят: небольшой совок или саперная лопаточка, сита для просеивания почвы и удобрений, детские грабли с короткой ручкой, вилка для рыхления почвы, маленькая мотыжка и лейка с ситечком вместимостью не более 5 л. Непременно среди оборудования для вашего комнатного огорода должен быть ручной опрыскиватель или пульверизатор, с помощью которых можно увлажнять воздух и осуществлять защиту растений от вредителей и болезней. Для составления смесей из удобрений рекомендуется приобрести небольшие весы и разновесы к ним и стеклянную посуду, в которой будут находиться приготовленные удобрения. Кроме того, при выращивании комнатных растений вы должны обязательно иметь секатор, садовый нож и пластилин для замазывания ранок на растении при подрезках. Имеющийся у вас инвентарь по уходу за цветочными растениями вполне пригоден и для ухода за овощными и плодовыми культурами. Для выращивания овощной и цветочной рассады необходимо приобрести или изготовить самим различные виды ящиков, контейнеров, керамических или торфоперегнойных горшков. Они должны быть воздухопроницаемыми, иметь хороший дренаж. Для приготовления растворов для опрыскивания используйте стеклянную или эмалированную посуду. Для полива посевов следует иметь детскую лейку с мелким ситечком объемом 0,75—1 л. При сохранении сортового посадочного или посевного материала можно использовать этикетки, изготовленные из пластиковых стаканчиков, – сделанные на них простым карандашом надписи сохраняются в течение целого года. Место выращивания Издавна считалось, что подоконник — наилучшее место для размещения комнатных растений. И действительно, растения на нём получают больше всего света, воздуха, а часто и тепла. Во многих квартирах комнатные растения расставляют именно на подоконниках: в гостиной, спальне, столовой и даже на кухне. Для того чтобы растения не стояли скученно и не мешали друг другу, рекомендуется расширить подоконник в сторону комнаты и слегка утеплить его, положив на него лист полистирола или доску по его размеру.

http://azbyka.ru/garden/uhod-za-domashni...

Сергей Рафальский Рафальский Сергей Милиевич (1896–1981) – поэт, прозаик, публицист, журналист. Из семьи священника. Окончил гимназию в г. Острога (Польша). Учился в Петербургском и Киевском университетах. Участник Белого движения. В 1922–1926 годах жил в Праге. Один из организаторов пражской поэтической группы «Скит поэтов». В Праге издал первые поэтические сборники «За чертой» (1922), «Август» (1924). В 1929 году переехал в Париж. Французский славист Ренэ Гера издал посмертно три тома его сочинений: «За чертой» (1983, стихи), «Николин бор» (1984, проза), «Их памяти...» (1987, эссеистика). В 1984 году в Лондоне вышли его мемуары «Что было и чего не было. Вместо воспоминаний». «Молитва о России» впервые опубликована в пражской газете «За свободу!» (1922, 2. VII.). Молитва о России Можно молиться слезами, можно молиться кровью, есть молитва ребенка, и молитва разбойника есть... Не Ты ли прошел над нами огнепалящей новью, и все выжег в сердце нашем, и только оставил месть? Отчего Ты не был суровым к другим, милосердный Боже, И только в нас нещадно метнул огневое копье? ...И кровь, и позор, и голод... Довольно! России нет больше! Только могилы и плахи, и только кричит воронье! Трижды, четырежды распял... И труп распинаешь. Правый? Быть может, грехам вековым еще не окончен счет, Быть может, нет искупления для наших забав кровавых – но дети, но дети, дети! За что ты их мучишь? За что?.. Скройте лицо, Херувимы, плачь неутешно, Мария, – только трупы и кости разбросаны по полям... Разве не видишь, грозный, – изнемогла Россия. Разве не видишь? Что же молчать не велишь громам? Не видишь... И знать не хочешь... Весы Твои правды строже! Еще нужны искупленью тысячи тысяч смертей!.. Бичуй, карай – не поверим... Уже мы устали, Боже, От воли Твоей... Пусть теперь молятся камни, пусть рыдают и плачут, Пусть охрипнут от криков: «Господи, пощади!»... Я свое человечье сердце, я страшное слово спрячу, и только Тебе его брошу, когда Ты придешь судить!.. 1922 Две молитвы I У каждой страны своя судьба,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Скачать epub pdf Труд См. также: Ближний . 46; Бодрствование . 97; Епископ . 256; Кончина праведника . 335; Милостыня . 448; Молитва праведника . 498; Молчание . 517; Монах . 521; Награда . 578; Подвиг мирянина . 744; Смерть . 1027; Смирение . 1046. 1151. Авва Аполлос всегда с радостью шел трудиться по приглашению братии См. также: Спасение . В Келиях был старец, авва Аполлос. Если кто из братии приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел с радостью, говоря: “Сегодня я иду потрудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 71). 1152. Ангел научил преподобного Антония Великого , что при молитвенном подвиге необходим труд См. также: Молитва ; Помыслы ; Спасение . Рассказывают о святом авве Антонии, что он, живя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он стал изливать свою печаль перед Богом. “Господи, – говорил он, – хочу спастись, но помышления мои никак не допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями? Как мне спастись?” Немного отойдя от того места, где находился, он увидел незнакомого ему человека, занятого работой. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Потом он опять вставал и молился, после молитвы снова принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангелом, посланным Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний голос, исшедший от Ангела: “Антоний! Поступай так – и спасешься.” Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, впредь он так и поступал… (Еп. Игнатий. Отечник. С. 37. 194). 1153. Видением мужа с весами, положившего лопату на правую чашу, преподобному Антонию было показано, что труды его угодны Богу Братия, усмотрев, что Антоний Новый способен ко всякой работе, брали его с собой и, дав ему в руки лопату, заставляли копать землю. Удручаемый трудом, омываемый непрестанно потом и слезами, он воздыхал и молился мысленно Богу: “Господи! Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои” ( Пс. 24:18 ). По прошествии довольно долгого времени он видит во сне некоего мужа в великой славе. Муж этот держал весы. На левой их стороне положены были все грехи Атония, содеянные им от юности, а на правой – все добродетели. Сперва обе чаши весов стояли на одном уровне, потом начала перетягивать левая, в которую положены были согрешения. Тогда славный муж, взяв лопату, которой копал Антоний, положил ее на правую чашу, – она и перетянула тяжесть согрешений. А славный муж, взглянув на Антония, сказал: “Вот! Бог показал тебе значение твоих трудов и простил тебе все твои согрешения.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 77).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010