Кому мешают звезды, или Почему Церковь не одобряет астрологию? В чём опасность астрологии? 2 сентября, 2014 В чём опасность астрологии? Я всегда не очень понимала, почему наша Православная Церковь так не любит гороскопы, почему не одобряет интерес к ним и не жалует астрологов. Казалось бы, невинное увлечение звездными и природными закономерностями, которые, безусловно, действуют во Вселенной, не могут помешать человеку в его вере в Бога. Но Церковь все равно против. Почему? Может быть, просто из-за страха конкуренции? Нет сомнений, что в современном мире гороскопы превратились в ни к чему не обязывающее развлечение, их достоверность мало кем проверяется. Это просто элемент рынка, не более того. Но ведь так было не всегда. Изначально астрология – это именно наука, которая стремилась познать человека и Вселенную, законы, по которым они живут, ведь никто не будет спорить с тем, что зима отличается от осени, а весна от лета. Все эти природные факторы действуют на нас, от плохой погоды мы грустим и плохо себя чувствуем. А все потому, что человек в своей телесной составляющей – это тоже часть природы. Что такого уж нелепого в мысли, что какие-то его природные свойства и даже черты характера могут зависеть от времени года и месяца его рождения? Ведь зависят они от наследственности, от генов… Вот и заметили еще древние наблюдатели, что люди, рожденные в одно и то же время, под одним и тем же знаком, обладают рядом похожих свойств и качеств. Тельцы, к примеру, упорные и целеустремленные, Овны – упрямые, Весы – гармоничные или стремящиеся к равновесию, Водолеи – добрые и т.п. Нет, все, конечно, понимают, что при общем гороскопе у каждого человека есть свои индивидуальные качества, в полную унификацию личности никто не верит и о ней не говорит. Но определенная зависимость и общность, безусловно, есть, это все замечали. Вот, к примеру, моя мама, прежде чем сблизиться с человеком, подружиться с ним, всегда анализирует его знак зодиака. И даже по этому анализу уже многое может сказать о человеке и знает, чего от него ожидать, какой у него темперамент, какие наклонности могут проявиться. Разве это плохо? Предупрежден – значит, вооружен… И почти всегда ее астрологические выводы на практике подтверждались. Они, собственно, и берутся из практики – из отношений с людьми. На сайтах знакомств сегодня тоже модно в первую очередь интересоваться знаком зодиака. Если с человеком создавать семью, почему не попытаться узнать, чего от него ждать?

http://pravmir.ru/komu-meshayut-zvezdyi-...

«Папка с мамкой сидели, брат сидел, так что Бог — это прокурор» Как мы придумываем Бога по своему образу и подобию 19 февраля, 2017 Как мы придумываем Бога по своему образу и подобию “В жизни ни за что даже прыщ не вскочит, святой отец-батюшка. Был бы человек – а за что посадить, всегда найдется. А те, кто про «Бог-любовь говорит», это просто… ну, романтики”. Страшный суд и воображение Есть у нас в Спасском соборе роспись на западной стене – «Страшный суд». Рисовал ее Шура, наш минусинский художник, где-то в конце 90-х – начале 2000-х. Работал, помню, долго, с  увлечением, зачастую без перекуров, построил леса и практически и жил на них. Изобразил всё как положено: грешники, праведники, весы, ангелы, святые, черненькие бесы-мурины,  Господь-Судия, змей, на котором грехи человеческие написаны. Однажды решили мы с братьями-сослужителями заглянуть к нему на леса, смотрим – а Шура так вдохновился, что уже и на соседнюю стену перелез, и изобразил там в подробностях мучения в аду. Тут  тебе и сатана, и  Ленин с пентаграммой во лбу, и Карл Маркс с рогами, и местный лжемессия Виссарион корчится, и кого только нет, куда там Босху и Дали! Мы осторожно посоветовали автору: впечатляет, конечно, но ты, мол, лучше всё это закрась, а то, боимся, и настоятель не одобрит,  и прихожане испугаются. Он внял, закрасил, написал там другое что-то. Глядя на эту роспись, часто думаю: почему она так популярна в народе? В 25 главе Евангелия от Матфея описания антуража суда, которые наше воображение могло бы развить и раскрасить, меркнут перед простым и главным: «Что сделали ближнему – то сделали Мне». И только ли в воображении дело, в пристрастии человека приукрашивать и домысливать простое, породившем за века немало всякого-разного в церковной  картине мира? “Для меня Бог – это прокурор” И я вспомнил один разговор, давно это было. В собор зашел человек, попросил денег на дорогу, сколько-то получил. Задержался погреться – дело было зимой. Разглядывал эту самую роспись. Разговорились. Я сидел, помню, на стульчике, он – привычным движением сел у стены на корточки, поджарый, собранный, кисти рук в расплывшихся наколках, лицо в морщинах, возраста не понять какого.

http://pravmir.ru/bog-prokuror-i-romanti...

Правда Блаженны все делающие правду: они не погибнут вовек (св. Ерм , 94, 165). ...Правда имеет путь прямой, а неправда – кривой. Но ты ходи путем прямым, а кривой оставь. Кривой путь не ровен, имеет множество преткновений, скалист и тернист, и ведет к погибели тех, которые ходят по нему. А те, которые следуют прямому пути, ходят ровно и без претыкания, потому что он не скалист и не тернист (св. Ерм , 94, 188). ...При отсутствии правды все неправедно и без нее не может устоять. Она называется рассуждением и во всяком начинании назначает должное, чтобы не было в чем-либо недостатка, по оскудению, и преувеличения, по излишеству. Ибо хотя (эти вещи) и кажутся противоположными одна другой, потому что одна стоит выше, а другая ниже правды, но обе отчасти склоняются к несправедливости. Как и линия, если имеет выпуклость или вогнутость, уклоняется от прямого направления, и весы также на какую сторону наклонятся, та и превышает другую. Тот же, кто может сохранять праведность, не падает вниз через неразумие, невоздержность, боязнь и излишество и не ползает на чреве, как змий, ядя землю и служа постыдным страстям, но и не возносится вверх преувеличением, дерзостию, окаменением и недостаточностию, мудрствуя чрезмерно и поступая лукаво, превыше своего достоинства (см.: Рим. 12, 3 ), но мудрствует с целомудрием и терпит со смирением, зная, что он, по благодати, получил то, что имеет, по слову Апостола, и не отрицает сего. Ибо несправедливо поступает в отношении себя и ближнего, наиболее же Бога, если приписывает себе благие дела. Но если думает, что имеет от себя что-либо благое, то еже мнится имея, возмется от него ( Лк. 8, 18 ), как говорит Господь (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 94–95). То велико для человека, чтобы он оставил свою правду, о коей думает, что она по Богу есть, и соблюл слово того, кто учит его по Богу. Вот и человек Божий, авва Нистерой, который видел славу Божию, имея живущими с собою сыновей сестры своей, никаких не давал им приказаний, но каждого оставил на свою ему волю, не заботясь о них, хороши ли они были, или худы. Также о Каине и Авеле говорили: кто научил их делать то или это, когда не было еще ни Закона, ни Писания? (Конечно, Бог); потому что, если Бог не научит человека, всуе трудится он (прп. авва Исаия , 89, 326–327).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Предисловие Становление культуры святости. Древнее монашество в истории и литературных памятниках Этапы исторического развития древнего иночества (IV-V вв.) Основные черты и характерные особенности древнемонашеской письменности Главные вехи начального периода истории древнемонашеской литературы (IV-V вв.) О девстве или о подвижничестве Послание епископа Аммона об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии Авва Евагрий Понтийский. О помыслах 1. О трех основных помыслах 2. Чувственные представления и память на служке помыслам 3. О борьбе против помыслов и предостережение против тщеславия 4. Значение памяти в сновидениях 5. Господство над яростным началом [души] 6. Отсутствие попечения о мирских вещах 7. том, как одни помыслы пресекают другие > 8. Три вида помыслов: помыслы ангельские, человеческие и бесовские 9. О бесе – «скитальце» 10. Совершенная ненависть к бесам 11. О бесе нечувствительности 12. О бесе печали 13. О стяжании кротости 14. О помысле тщеславия 15. Начало бесстрастия и тщеславие 16. О злоумышлениях бесов 17. О необходимости защищать добрые умопредставления 18. Два вида бесов 19. Два способа борьбы против бесов 20. Два объяснения быстрой победы над помыслами 21. О том, что за весом сребролюбия следуют весы тщеславия и гордыни 22. Разрушительные следствия задерживания злых помыслов в душе 23. Необходимые условия для жизни отшельнической 24. О невозможности восприятия сразу двух помыслов 25. Представление нашего собственного тела и его роль в возникновении помыслов 26. О том, как окрести ведение различения 27. Сны, происходящие от смятения страстной части души 28. Сновидения, порождаемые тщеславием и печалью 29. О том, что сны позволяют определить состояние души 30. Помыслы, препятствующие благим делам и извращающие дух 31. Различные виды помыслов и их противоположности 32. О том, что следует быть внимательным и укрощать яростное начало души 33. Действия весов в отношении тех, кто предается душеполезному чтению 34. О преемственной чреде весов 35. Искушение, порождаемое чрезмерным подвижничеством 36. Вещество помыслов 37. О бесах «сердцеведах» 38. Два вида смерти и воскресения 39. Видение «места Божиего» 40. Отрешение ума от чувственных вещей 41. Умопредставления, которые запечатлевают наш ум, и умопредставления, которые не запечатлевают его 42. Очи души 43. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

СКОРБИ 2 (см. также: Грех, Искушение, Крест). Он тем, кого любит, посылает скорби, а вслед за скорбями – утешения. То, что скорби сменяются утешениями, а утешения скорбями, рождает веру к Богу и мертвость к миру. Вера, взяв человека за руку, поставляет его перед Богом. – Такой человек возносится превыше мира: под ногами его – мрачный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствований напыщенных и вместе суетных. Так под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы, облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады. 178 . Святая Истина, Слово Божие говорит: «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Скорби – особенно удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последнего, участок скорбей по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! Перед Ним, на Его весах всякая скорбь ничтожна, всякая скорбь маловажна, как бы велика она ни была, потому что осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет перед Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Все зависит от Его благодати, а Он милостиво от человека приемлет всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностью, со славословием. 199 . Бог, кого хочет приблизить к Себе, попускает тому скорбь. Волна, которой Вы закинуты в страну креста, послана на Вас Богом, любящим и избирающим Вас, послана, как буря и кит были посланы на пророка Иону. 201 . Постигла Вас скорбь крепкая, необыкновенная, но соответствующая крепости души Вашей! Вам предлежит облечься во всеоружие живой веры, вдыхающей в сердце твердость, мужество, смирение, покорность определениям Божиим. 204 . «Многими скорбями подобает Вам внити в Царствие Божие» (см.: Деян.14:22 ). Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога. Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующие врачевства приносят душевную пользу и отраду: преданность воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые совершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страданиях, что скорби – чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство. 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Суд Страшный Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он был добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним (ап. Варнава, 95, 30). Источник. Помышляй о том судилище, перед коим ты должен предстать, и попекись всеми силами исполнять должное, чтобы не заградились там уста твои, и ты не был осужден, не нашедши себе никакого оправдания в страшный оный час (прп. авва Исаия , 60, 42). Ежедневно имейте смерть перед очами, внимательно размышляя о том... как вам предстать перед Богом в тот страшный день Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление (прп. авва Исаия , 60, 78). Да не заградятся уста твоя, не имея, что отвечать перед святыми! Если ты, подобно мудрым девам, имеешь елей в сосуде своем, чтобы встретить Жениха (см.: Мф. 25, 4 ) и не быть оставленным вне чертога; если ты знаешь, что дух твой, душа и тело соединены так, чтобы ты мог явиться без всякого порока в день Господа нашего Иисуса Христа... (прп. авва Исаия , 60, 108). Горе нам, если Господь потребует нас на Суд, прежде нежели мы покаемся (прп. авва Исаия , 60, 193). ...Не восстанет против тебя иного обвинителя, кроме самых дел, из которых каждое явится в собственном своем виде: предстанут блуд, татьба, прелюбодеяние, напоминая и ночь, и образ грехопадения, и отличительное его свойство, и вообще предстанет всякий грех, принося с собою ясное напоминание свойственного ему признака (свт. Василий Великий , 5, 305). Источник. Тебе нельзя сказать в день Суда: я не знал добра; тебя обличают собственные твои весы, достаточные к различению добра и зла (свт. Василий Великий , 5, 335). Источник. Ныне Бог – помощник обращающихся от пути злого, а тогда – страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем – одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим (свт. Василий Великий , 9, 74).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ф. Вигуру (католик) Глава пятая. – О календаре, весах и мерах евреев 163 . – Деление главы Для понимания значительного числа мест Ветхого и Нового Завета полезно знать деление времени у евреев, весы и меры, которыми они пользовались. Мы скажем в двух отделах: 1) о календаре, 2) о весах, монетах и мерах евреев. Отдал I. – Деление времени у евреев О дне и ночи. – О неделе. – О месяцах. – О религозном и гражданском годе. О дне и ночи 1 . Евреи считали день от одного захода солнца до другого ( Лев.23:32 ), и Церковь сохранила этот обычай для празднования божественной службы. Когда они хотели обозначить целый день, т. е., как мы выражаемся теперь, пространство в 24 часа, они говорили вечер и утро (сл. Быт,1:5). Собственно день разделяется на три части: утро, вечер и полдень ( Пс.54:18 ), или даже на шесть: 1) заря, нешеф, nesef, или шагар, sahar; 2) восход солнца или утро, бокер, boqer; 3) жар дневной, гом га-йом, hom ha-yom, который начинает чувствоваться на Востоке к 9 часам; 4) полдень, цогораим, sohoraim ( Быт.43:16 ; Втор.28:29 ); 5) ветер или прохлада дня, руах га-йом, ruah ha-yom, т. е. время, когда ветер дует каждый день на Востоке, немного ранее захода солнца ( Быт.3:8 ); 6) вечер, гереб, " ereb, который начинался от захода солнца и оканчивался в момент, когда земля покрывалась мраком. – Различали два вечера или вечерних времени; 584 иудейские секты были несогласны относительно значения выражения: „между двумя вечерами“; оно, кажется, означало промежуток, который протекает между началом и концом захода солнца. 2 . Слово: час, шаа, sä’äh, является в первый раз у Даниила, 585 и, кажется, означает более краткое время, чем час в собственном смысле; также ρα, hora, в Новом Завете ( Мф.8:13 ; Лк.12:39 , и т. п.) не должно приниматься в строгом смысле. – Иудеи времени нашего Господа делили естественный день на 12 часов ( Ин.11:9 ), составляющих четыре части, по три часа в каждой; эти части называли: первым, третьим, шестым и девятым часами; они начинались: первый с восхода солнца, третий с девяти часов утра, шестой – с полдня и девятый – с трех часов вечера. Эти наименования служат еще и теперь для обозначения четырех часов церковных служб, потому что они соответствуют этим четырем делениям времени. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Чего надо, а чего не надо бояться от законопроектов и Протоиерей Игорь Рябко – о принятии законопроектов об особом статусе Украинской православной церкви 16 мая, 2017 Протоиерей Игорь Рябко – о принятии законопроектов об особом статусе Украинской православной церкви Протоиерей Игорь Рябко – о принятии законопроектов об особом статусе Украинской православной церкви Автор:  Протоиерей Игорь Рябко НЕ БОЙТЕСЬ. Иисус Христос Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам и к простым людям, часто говорил: «Не бойтесь». Так мать говорит своим детям. «Не бойся, я с тобой, не бойся, все будет хорошо». И я сегодня хочу напомнить всем нам эти слова: «Не бойтесь», с нами Бог! Надо бояться не нам, а тем, кто идет против Бога. Вот у кого должна стыть кровь в жилах. У тех, кто, совершая кощунство, попирая всякие общечеловеческие ценности, родившиеся в процессе долгой борьбы за право человека быть человеком, за право на свободу совести, на свободу вероисповедания, идет против рожна (Деяния 26:14). Вот кому надо бояться. Сколько их, этих богоборцев, уже пожрано адом, сколько их сошло в преисподнюю с шумом. Нам нет права унывать, потому что с нами Бог! И у нас чистая совесть. Повторять снова и снова, что всевозможные клеветнические выпады против УПЦ являются мерзкой ложью, нет смысла. Но вот что правда, так это то, что УПЦ действительно против той братоубийственной бойни, которые наши политики скромно назвали АТО. Но тому, кто несет в массы эту ложь, кто идет против Церкви Христовой, мы скажем открыто – БОЙТЕСЬ. Вот теперь и в самом деле БОЙТЕСЬ! Капля за каплей капают на весы Бога ваши беззакония, еще капля – и выльется чаша гнева на каждого из вас. «Мене, мене, текел, упарсин», – уже выжжено карандашом ада у каждого из вас на челе, на душе и на сердце. БОЙТЕСЬ, потому что немеркнущее пламя уже радуется и ждет вас, как жених невесту на свое ложе. БОЙТЕСЬ и за себя, и за своих детей, потому что тень от вашего проклятия будет очень длиной и очень темной. Поводом для написания этой статьи было все чаще встречающиеся словосочетание «уничтожение Церкви в Украине», связанное с законопроектами 4511 и 4128. Когда я это слышу, то задаю себе вопрос: «Что может уничтожить Церковь во мне»? И не нахожу другого ответа, кроме одного – только я сам.

http://pravmir.ru/chego-nado-a-chego-ne-...

Е.А. Иванов Раздел первый. Понятие Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления... Ф. Энгельс Глава I. Понятие как форма мышления 1. Понятие и предмет Происхождение и сущность понятия 1 . Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается – предмет (явление), свойство или отношение: «Земля – планета». «В России проводится экономическая реформа». «Равенство мужчин и женщин закреплено в Конституции РФ». «Свобода печати – важный признак демократии». «Подозрительность всегда преследует тех, чья совесть отягощена виной» (У. Шекспир). «Недоверчивость – мудрость глупцов» (Д. Биллингс). 2 . Приведите собственные примеры понятий, в которых отражались бы сами предметы (явления), их свойства, связи и отношения. 3 . Какие стороны действительности отражены в следующих понятиях: «Солнце», «Москва», «суд», «обвиняемый», «обвинение», «вина», «виновность», «презумпция невиновности», «приговор суда». 4 . Чем являются все эти стороны действительности по отношению к понятию? Выразите одним словом. Способы образования понятия 1 . Следующие предметы объедините под одним общим для них понятием: «дуб», «сосна», «береза»; «пальто», «шляпа», «костюм», «рубашка»; «сталевар», «летчик», «таможенник», «преподаватель», «следователь». 2 . Какие способы использованы вами в процессе образования этих понятий? 3 . Из следующих четырех предметов исключите лишний, а остальные обобщите: «градусник», «часы», «очки», «весы» (Б. Зейгарник)] «свеча», «керосиновая лампа», «электрическая лампочка», «Солнце» (В. Зейгарник); «ноги», «сапоги», «ботинки», «туфли» (Б. Зейгарник). 4 . Правильны ли следующие ответы слушателей на эту задачу: «Часы», «весы», «очки» – множественное число, «градусник» – единственное число. «Градусник», «часы», «очки» – стеклянные предметы. Исключить «весы». «Исключить «часы», так как остальные предметы можно обобщить как «предметы, используемые в медицине», то есть «медицинские предметы».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Б. Добродетели, предписываемые девятою заповедью закона Божия 1. Справедливость а) Библейские изречения о правде (справедливости). Правда заповедана: во всех жилищах твоих (говорит Моисей Израилю), которые Господь, Бог твой, дает тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным. Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе. ( Bmop. XVI, 18–20 ). Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей (Исаия 56, 1). – Не судите по наружности, во судите судом праведным 24). Правда состоит в том, чтобы делать другим то, чего бы вы желали, чтобы вам делали: итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Mamф. VII, 12 ). а) Правда должна быт соблюдаема в суде: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие, (говорил Моисей Израилю); ( Bmop. I, 17 ). – Так говорят Господь: производите суд и правду, я спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем ( Uep. XXII, 3 ). б) При купле и продаже: не делайте неправды в суде (сказал Господь Израилю чрез Моисея), в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли египетской ( Лeb. XIX, 35, 36 ). Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему ( Npumч. XI, 1 ). в) В отношении к бедным: не суди превратно тяжбы бедного твоего (Исх. XXIII, 6). – Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится ( Npumч. XXIX, 14 ). г) В отношении к сиротам и вдовицам: научитесь (говорит Господь) делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Исаия I, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010