Принимал участие в XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи 14-22 октября 2017 г., в рамках которого выступил с докладом «Глобализм и религия» на панельной дискуссии «Мировая культура: глобальные вызовы». Возглавлял  молодежную делегацию Русской Православной Церкви в 39-м пешем паломничестве на святую гору Грабарку в Польше 11-16 мая 2018 г. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. ( журнал 48 ) назначен ректором Санкт-Петербургских духовных школ , с освобождением от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи. Определено быть викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом «Петергофский». С 31 июля 2018 г. по 9 июля 2019 г. — член Совета ректоров высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С 24 сентября 2018 г. по 9 июля 2019 г. — член Ученого совета Военно-медицинской академии г. Санкт-Петербурга.  15 октября 2018 г. ( журнал 94 ) включен в состав Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах . 11 марта 2020 г. вошел в обновленный состав данной группы ( журнал 23 ). 8 декабря 2018 г. Святейшим Патриархом Кириллом утвержден в звании доцента. С 4 апреля по 30 августа 2019 г. — сопредседатель Рабочей группы по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии (журналы 33 , 108 ). С 23 января 2019 г. — член  Объединенного докторского диссертационного совета Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии и Минской духовной академии . С 2021 г. — председатель . 25 марта 2019 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова участовал в Международном научном форуме «Университеты, общество и будущее человечества», в рамках которого также принял участие в заседании съезда Российского союза ректоров. Преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии пастырское богословие, вел спецкурс по истории русской риторики, был наставником I курса бакалавриата; являлся главным редактором и членом редакционного совета научного журнала СПбДА «Христианское чтение» (входит в перечень журналов, рецензируемых ВАК), главным редактором научного журнала СПбДА «Theologia Christiana Academica», а также членом редакционных советов научных журналов СПбДА «Вестник исторического общества», «Труды кафедры богословия», «Труды и переводы», «Русско-византийский вестник», «Актуальные вопросы церковной науки».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199059...

33 Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 1895. С. 397. 34 Les sacrements: Fonts ou murs entre Ie Orthodoxie et Rome? «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата,» 51, (1965), с. 181. 35 Евхаристический догмат. «Путь,» 20—21 (1930), с. 6. 36 Цит. по труду ректора Софийской духовной академии епископа Николая «Богословие святой Евхаристии» (Цикл лекций, прочитанных в Московской и Ленинградской духовных академиях). Машинопись. М., 1971. С. 135. 37 Николай, еп. Макариопольский. Цит. соч. С. 136. 38 Точное изложение православной веры, с. 223. 39 De mysteriis, IX, 52; срав. De sacramentis, IV, 14. 40 Тайноводственные слова, V, 7. 41 О Святом Духе, гл. 27. Творения, ч. III. M, 1891. С. 269—270. 42 Беседа о кладбище и кресте. Творения, т. 2, с. 436. 43 Слово о священстве 2-е. Творения, т. 1, с. 417. 44 Racionale Divinorum officium, IV, 44. 45 H. Denzinger, С. L. Banwart. Enchiridio Symbolicum. Brisgoviae, 1922„ p. 220, n. 544. 46 Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 1895. С. 380—381. 47 Изъяснение Божественной литургии, гл. 27. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. 3. СПб., 1857. 48 Там же. 49 Там же, гл. 30. 50 Там же. 51 Там же, гл. 29. 52 Гл. 14. 53 Разговор с Трифоном иудеем, гл. 117. 54 Апостольское предание, гл. 4, 10. 55 Беседа 1-я о предательстве Иуды. Творения, т. 2, с. 417. 56 Гомилия 82-я на Матфея. Творения, т. 7, с. 240. 57 Беседа 17-я на Послание к евреям. Творения, т. 12, с. 153. 58 Renaudom. Цит. соч., t. I, p. 94. 59 Гомилия 24-я на Бытие. Творения, т. 4, с. 240. 60 Ассемани. Цит. соч., с. 424; А. Кириллов. Цит. соч., с. 169—170. 61 Там же. 62 Гомилия на Матфея 82-я. Творения, т. 7, с. 827. 63 Точное изложение православной веры, с. 225. 64 Гомилия 24-я на Первое послание к коринфянам. Творения, т. 10, с. 237. 65 Там же. 66 Здесь св. Ефрем, по-видимому, называет диавола нарицательно именем тирана Сиракуз Гелона, ум. в 478 г. до Р. X. 67 Ассемани. Цит. соч., с. 24 (Sermo X, Adversus Scrutatores); А. Кириллов. Цит. соч., с. 177.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3754...

— А что было главным, решающим моментом, который помог преодолеть, избежать подростковых кризисов веры? — Ни у меня, ни у моих братьев или сестер не было такой проблемы вообще. Может быть, это связанно с тем, что мы с детства понимали, что за свою веру нужно бороться, ее нужно отстаивать. Настрой был боевой. У нас была заведена практика домашнего чтения: садились и вслух читали жития святых. Мы выросли на этих примерах. В библиотеке, помимо классики, было немало творений святых отцов, литературы духовно-нравственного содержания, подшивка дореволюционного журнала «Нива», была и запрещенная литература, перепечатанная на машинке, мы даже сами кое-что перепечатывали и делились со своими близкими друзьями. Под руководством мамы часто проводили спевки, разучивали новые церковные песнопения, канты и колядки, готовили Рождественские постановки, праздничные столы, выпускали стенгазету «Домашний вестник». Папа ловил по радиоприемнику «вражьи голоса», несмотря на то, что они глушились, и мы по воскресеньям слушали митрополита Антония Сурожского из Лондона. Я помню его голос и характерную интонацию с детства. В Санкт-Петербурге, когда я уже учился в семинарии, Владыка был гостем духовных школ и я его, наконец, увидел. Подойдя к нему под благословение, не мог не сказать: «Владыка, большое спасибо, я вырос на ваших передачах». — Как складывалась Ваша жизнь после школы? -После школы я учился в педагогическом училище на художественно-графическом отделении, а потом уже поступил в семинарию, затем — в академию, потом был оставлен профессорским стипендиатом при Академии, год преподавал «Историю Русской Православной Церкви» в Санкт-Петербургской семинарии, а потом оказался в Москве. — В Москву вы приехали работать к Патриарху Алексию. А как вы с ним познакомились? — В 1986 г. митрополит Алексий был назначен на Ленинградскую кафедру, я учился тогда в Академии на втором курсе. Первый раз я увидел его в 1985 г., когда он, председатель Учебного комитета, приезжал в Академию защищать докторскую – большую работу по истории православия в Эстонии. Защита была публичной, в актовом зале, его все слушали, затаив дыхание.

http://pravmir.ru/nikolaj-derzhavin-svid...

Во время учебы на первом курсе Ленинградской Духовной академии я был призван митрополитом Григорием, временно управлявшим Таллинской епархией после смерти епископа Исидора, и он предложил мне три места – вторым священником в Александро-Невский собор, настоятелем Екатерининской церкви в Пярну или настоятелем Богоявленской церкви в Йыхви – шахтерском городе. Владыка сам сказал: „Я бы не советовал вам сейчас идти вторым священником в собор – вас знают там как иподьякона, как псаломщика. Через полгода, если вы захотите, я вас переведу“. Я выбрал церковь в Йыхви – она была на полпути между Таллиным и Ленинградом, что давало возможность экстерном закончить Ленинградскую Духовную академию и быть связанным и с Таллиным, и с родительским домом, и с епархией» 2 . Период конца XIX – начало XX века с его особенностями представляет для нас сегодня наибольший интерес. Поэтому мы обратимся прежде всего к описанию жизни митрополита Григория, начиная с его ранней юности, взросления, духовного становления и плодотворной деятельности. Важнейшими источниками служат, в первую очередь, самим Владыкой написанные воспоминания, речи, проповеди , доклады, а также материалы, хранящиеся в архивах, и публикации. Библиография его трудов, печатных и рукописных, довольно обширная и разнообразная, будет дана в приложении. Поскольку духовное образование всегда связано не с узким кругом людей, а с большим вовлечением учащих и учащихся, считаем своим долгом привести доступные биографические сведения о тех, кто был рядом с митрополитом Григорием. Царство Небесное и вечный покой всем учившим и учившимся в духовных школах Русской Православной Церкви.     1 См.: Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий († 5 ноября 1955 года). (Некролог.)//Единая Церковь . 1955. 1–2. С. 12–17; Парийский Л.Н. К 50-летнему юбилею митрополита Григория. Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1947. 6. С. 3–4; Патриарх Алексий, как достойный продолжатель дела Патриарха Сергия и его сподвижники.//В кн.: Патриарх Сергий и его духовное наследство. М. 1947. С. 409–411; Сечишин Д., протоиерей. Кончина Высокопреосвященнейшего Григория, митрополита Ленинградского и Новгородского.//Православный вестник, 1955. 11–12. С. 323–325; Успенский Н., проф. Митрополит Ленинградский и Новгородский (Некролог). ЖМП. 1955. 12. С. 13–18; Шаповалова А. Архиепископ Псковский и Порховский Григорий. ЖМП. 1945. 7. С. 36–43; Шоломицкий В., прот. Памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (1870–1955). ЖМП. 1981. 4. С. 8–14; Энден М. Кончина митрополита Григория.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. 1955. 24. С. 292–294.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большое значение имеет координация и взаимодействие научной деятельности Академий с трудами иных синодальных структур, в первую очередь, таких как Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Синодальная Богословская комиссия, —340— ОВЦС МП, а также развивать контакты с научными учреждениями в России и за рубежом. Хочу особо обратиться к учащимся: помните, ваша учеба – это не просто ваше личное дело. Это одно из самых ответственных церковных послушаний. Вы – будущее Церкви, ее надежда. Учеба – дело многотрудное, временами скорбное, но могущее принести немалый плод и для вас, и для Святой Церкви. Используйте каждый час для учебы и для духовного возрастания. Время обучения в семинарии – это время воспитания духа, обретения подлинной церковной дисциплины, навыков послушания, время духовного взросления, приобретения опыта молитвы. Но с сожалением должен отметить, что современные учащиеся, студенты наших Духовных учебных заведений, как мне кажется, недостаточно ценят и доверие к ним со стороны Церкви, и те возможности, которые перед ними открываются. Я поступил в Ленинградскую духовную семинарию в середине 40-х годов минувшего столетия, когда после вызванного гонениями 16-летнего перерыва только начинали возрождаться Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви. И я могу свидетельствовать, сколь велик был энтузиазм учащихся Духовных школ того времени, сколь велика была наша благодарность Господу за этот дар – возможность получить богословское образование. Поэтому я призываю сегодня студентов Духовных учебных заведений беречь этот дар, дорожить им и лучше использовать время, данное вам для получения знаний, столь необходимых вам для последующего самостоятельного служения на церковной ниве. Второй, решающий, этап реформы Духовных школ начинается в год, когда мы празднуем столетие прославления великого угодника Божия – преподобного Серафима Саровского . Это празднование побуждает нас с особой чуткостью отнестись к знамениям времен. Благодарение Богу, мы переживаем один из лучших с точки зрения внешней свободы и возможностей период. Конечно, у нас очень много сложностей и проблем. И тем не менее, это весьма благоприятное время для укрепления Церковного ор-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отметим, что Патриарх Кирилл еще в бытность архиепископом, а затем митрополитом Смоленским ввел у себя в епархии практику чтения Апостола и Евангелия, а также Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на русском языке. Но и «снизу» дух обновленчества оказался не изжитым. Например, в те же 60–70-е годы в самиздате, а затем перепечатанные на Западе, стали появляться статьи заштатного священника Сергия Желудкова, учившегося в конце 20-х годов в обновленческой академии. В статьях о. С. Желудкова «Литургические заметки», помимо критического отношения к литургической практике и традициям Православной Церкви (резкая критика «устаревшего» Типикона, высказывания об отрицательной роли иконостаса, предложения о сокращении богослужений и т. п.), предлагалась программа обновленческих богослужебных реформ и развивалась идея о некоем «внецерковном христианстве», в котором преуспевшие в деле общественного прогресса «люди доброй воли» — так называемые «анонимные христиане» – также принадлежат к Церкви Христовой, ибо «Дух дышит, где хочет». «Литургические заметки» были опубликованы в самиздате в 1973 г. Тогда же их начал печатать парижский «Вестник РХД», но из-за протестов православных христиан публикация была прервана. Однако в то время все эти обновленческие идеи и течения не проявлялись открыто в Русской Церкви. Народ церковный молился в немногочисленных храмах, где шла традиционная православная служба на привычном церковнославянском языке, а экуменические статьи в ЖМП и самиздатские обновленческие публикации были малочисленны. Правда, в 60–70-е годы были отдельные случаи совершения богослужения (полностью или отдельных его частей) на русском языке: в Троицком храме Ленинградской Духовной академии митрополитом Никодимом (Ротовым), а также в Спасо-Преображенской пустыньке под Елгавой архимандритом Таврионом (Батозским ; † 1978 ), на которого в 20-е годы оказали немалое влияние обновленческие богослужения епископа Антонина (Грановского) в Заиконоспасском монастыре в Москве (см.: Литургия отца Тавриона. Беседа со священником Георгием Кочетковым//«XPICTIAHOC». Рига. 1998, VII. с. 62, 63).

http://ruskline.ru/opp/2023/12/20/sovrem...

Автором подчеркивается значение языка в выражении, получении и воплощении прощения, в связи с чем он начинает теологическое исследование христианского прощения с анализа лингвистического концепта прощения и покаянного дискурса в русском языке. Язык, используемый в Священном Писании для описания Божиего прощения, отражает Его божественную природу. Такие слова, как благодать, милосердие, любовь, примирение, используются для того, чтобы передать существо, глубину и величие Божиего прощения. С помощью этих языковых выражений раскрывается христианский принцип подражания Богу, позволяющий христианину распространить прощение на других. Игумен Дионисий (Шлёнов) в статье «Церковь-Мать в византийской и поствизантийской традиции» показывает, что в настоящее время в семье Поместных Православных Церквей всё более и более усугубляется болезненное разделение между двумя группами Церквей: теми Церквами, которые поддерживают Константинопольский Патриархат и «привилегии» его главы, как будто бы первенствующего на Востоке и во всемирном Православии иерарха, и теми, которые не принимают такое первенство Константинополя, а именно Русской Православной Церковью и рядом других Поместных Церквей, придерживающихся соборной экклесиологии. Однако, несмотря на иллюзию поиска Константинополем царского пути, правда — в экклесиологии, исключающей земное первенство по власти одного человека в Церкви. В статье данная тема освещается на примере истории понятия «Церковь-Мать» в византийской и поствизантийской традиции. Протоиерей Сергий Звонарёв в статье «Автокефалия Православной Церкви в Чехословакии в свете отношений с Московским Патриархатом в 1960х — начале 1970х годов по данным архивных церковных источников» знакомит читателя с хроникой и состоянием взаимоотношений двух Церквей в 60х — начале 70х годов XX столетия. Церковные документы свидетельствуют о том, что отношения Русской и Чехословацкой Православных Церквей в период, когда ОВЦС возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), отличались высокой степенью братского сотрудничества в различных сферах взаимодействия: межправославных отношениях, межхристианских контактах, христианском мирном движении, академических связях и, наконец, в духовном и молитвенном единении.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-51-j...

Все монастыри - греческие и все монахи - граждане Греции. На что я предъявил чиновнику отпечатанную в Афинах карту Греции, где монастырь на Афоне был обозначен как " росико монастери " , т.е., как русский монастырь». Только после этого претензия греков была снята… Полемизируя насчет понятия «русская интеллигенция», Владимир Викторович сказал, что русская интеллигенция и особенно великая русская литература, как об этом писал Розанов, сыграла крайне негативную роль в истории России. Именно ее позиция поддержки революционеров, резкой критики монархии и подрыву ее устоев привела потом к крушению многовековой Империи, свержению Царя и захвату власти большевиками. Философ, главный редактор журнала «Русское самосознание», член совета «Собора православной интеллигенции СПб» Борис Дверницкий сходу включился в полемику, заявив, что нет особой вины на интеллигенции и русской литературе за революции 1917 года, как утверждал Владимир Малышев. Куда больший «вклад» в революцию внесли семинаристы (см. митрополит Тихон (Шевкунов)). Интеллигенция - это особое явление России, элемент её самобытного государственного и исторического развития, как казачество или советы. И она выполняла и выполняет важную функцию соединения духовного, идеального (душевного) и земного (плотского) в русском обществе. Россия была сохранена в советское время подвигами новомучеников и служителями РПЦ, оставшимися на воле и не предавшими Церкви (тот же Св. Серафим Вырицкий). Были еще прихожане: «бабушки в платочках» и интеллигенты. Для истинного интеллигента ценности идеального мира важнее ценностей плотского существования. У части интеллигенции «дух – доминанта души». Эти интеллигенты ходили в церковь, даже в период хрущевских гонений. Как только власти остановили государственный атеизм и, напуганные Чернобыльской катастрофой, разрешили отмечать в стране 1000-летие принятия христианства на Руси, интеллигенция стала организовывать религиозные общества (имени Брянчининова, Ильина, Страхова и др.). Появилась православные журналы (Невский духовный вестник, «Лепта», «Русское самосознание» и др.). Интеллигенты возглавили церковные «десятки» по возвращению верующим храмов (я возглавлял «десятку» по возвращению Смольного собора). Еще какая-то часть была рукоположена митрополитом Иоанном (Снычевым) в священники. И до сих пор служит на приходах Ленинградской области. Замечу, и в советское время интеллигенция вела длительную борьбу против чудовищных антирусских проектов, одобренных партией, Академией Наук, министерствами. Это проекты по перебросу части стока сибирских рек в Среднюю Азию и по перебросу стока рек северо-востока Европейской части СССР в Каспийское море. И интеллигенты победили! Наш «Собор Православной интеллигенции» в настоящее время занимается миссионерством среди горожан, выступает против неоязычества, фанатизма и кликушества среди верующих, вносит свой вклад в сплочение российского общества.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/13/se...

Одну из главных своих задач как организатора церковной науки и образования архиепископ Кирилл видел в соединении церковного знания с нуждами современной церковной и общественной жизни: открытые и сформулированные отцами и учителями Церкви знания о Боге, Церкви, человеке необходимо вписывать в конкретный историко-культурный контекст. Ректор привлекал преподавателей и студентов Ленинградских духовных школ к участию в международной деятельности. Представители Ленинградской духовной академии участвовали в богословских диалогах, в ассамблеях Синдесмоса, заседаниях центрального комитета и различных рабочих групп ВСЦ. В Ленинградских духовных школах проводились международные семинары и конференции, на которые приглашались видные богословы из-за рубежа; студенты и преподаватели Ленинградской духовной академии смогли в декабре 1980 г. посетить Святую землю. С 26 декабря 1984 г. архиепископ Кирилл был освобожден от должности ректора Ленинградских духовных академии и семинарии и направлен на Смоленскую кафедру. Перевод был в значительной мере связан с активизацией церковной работы с молодежью Северной столицы, что не соответствовало линии государства на искоренение религиозных убеждений в первую очередь в молодежной среде. В 1988 г. в академии был открыт факультативный иконописный класс. В 1997 г. на базе факультативного иконописного класса было создано Иконописное отделение при Санкт-Петербургской академии, первый выпуск которого состоялся в 2001 г. После большого перерыва, связанного с действовавшим в советское время запретом на издательскую деятельность, начала восстанавливаться работа академической типографии. В 1991 г. в типографии были напечатаны первые учебники. В апреле 1990 г. духовные школы после 73-летнего перерыва вновь стали издавать свой журнал — «Вестник Ленинградской духовной академии», вскоре обретший историческое название «Христианское чтение». С началом выхода своего издания просветительское значение духовных школ Северной столицы значительно возросло. Как только появилась возможность, Ленинградские духовные школы в лице своих преподавателей и студентов развернули и широкую социально-благотворительную деятельность. Так, в 1989/1990 уч. г. в одном из флигелей здания академии была устроена церковная больница имени святой блаженной Ксении Петербургской.

http://patriarchia.ru/db/text/643662.htm...

В результате энергичных действий владыки, преодолевшего сопротивление советских властей, в 1979/1980 учебном году в Ленинградских духовных школах открылся реорганизованный регентский класс. Вскоре он перерос в регентское отделение, в котором обучались в основном девушки. Это было первое подобное отделение, созданное в учебных заведениях Русской Православной Церкви, ставшее в дальнейшем образцом для подражания. Ольга Пономарева, которая сегодня заведует канцелярией СПбДА, до сих пор помнит, как она, выпускница Ленинградского филиала Московского технологического института, тогда пришла сдавать экзамен: «Вся приемная комиссия во главе с владыкой Кириллом сидела в профессорской за большим столом. Сначала проверяли музыкальные данные. Я старалась петь очень тихо, чтобы не услышала приемная комиссия, потом попросили читать Псалтирь, а затем владыка стал спрашивать молитвы, на которых я ошиблась. Владыка Кирилл спрашивает: “Что же Вы ошибаетесь, в институте тоже так ошибались?” А я ему отвечаю: “В институте было не страшно, а Вас я боюсь”. Зато когда вывесили списки поступивших, и я была первой напечатана — радости сколько было!» Владыка Кирилл внес и другие преобразования в жизнь духовных школ, значительно сплотившие их коллектив и активизировавшие учебный процесс. Выпускники светских вузов получили возможность более активно, чем допускалось ранее, поступать в духовные школы. В 1979/1980 учебном году начал выходить настенный «Вестник академии и семинарии». Кроме того, в академии продолжились научные исследования, включая библейскую проблематику; в частности, был поставлен вопрос об изучении славянских рукописей Священного Писания. Благодаря активной международной позиции архиепископа Кирилла заметно выросли богословский уровень академии и ее авторитет в международном церковном сообществе. Контакты налаживались по разным направлениям: иностранные студенты приглашались на обучение в Ленинград, в академии проводились международные научные конференции, для выступления перед студентами приглашались иностранные профессора; преподаватели духовных школ также получили возможность выступать на научных симпозиумах за границей. Вся эта активность не только защищала духовные школы города на Неве от советских властей, но и существенно расширяла научный кругозор преподавателей и студентов.

http://e-vestnik.ru/analytics/patrarhu_7...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010