С 1929 г. – архиеп. Ишимский (временно). С 1930 г. – архиеп. Бакинский. 1/IV-1931 г. возведён в сан митрополита. С 1934 г. – митр. Казахстанский. 24/XI-1936 г. согласно прошения уволен за штат. Впоследствии был принят в клир Православной Церкви и хиротонисан во еп. Св. Патр. Сергием с предварительным постригом в монашество с именем Ионы. Был еп. Воронежским. В феврале 1945 г. возведён в сан архиеп. Воронежского и Острогожского. Скончался 13/26 мая 1945 года в г. Воронеже. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7, 10–11, 23; 1931. 5–6. С. 12. ФАОС дело 123. Кат-АМ 210. Кат-ЯВ 171. С. 81–82. Кат-ЕС 2. С. 12, п/п 65. См. Мануил. 3.401–402. [Кат-ГУБ. С. 981.] [Левитин. С. 280, 626.] МИХАИЛ (Попов) Архиепископ Лужский, викарий Ленинградской епархии Родился в 1865 году в Северо-Двинской губернии. Сын диакона с. Верхоланья. Окончил Всл. Устюжское духовное училище. Вологодскую духовную семинарию. В 1898 г. поступил в СПб духовную академию и окончил её со званием магистранта богословия. Вдов. Был сельским священником при Антипинской церкви в г. Вел. Устюг в течение 10 лет. По окончании духовной академии священствовал в течение 20 лет в храмах С.-Петербурга. Имел 20-летний опыт общественной благотворительной деятельности. С 1902 г. служил в приюте для бедных детей на Петроградской стороне. Им было основано братство преп. Серафима и общество вспомоществования на случай смерти. Состоял преподавателем школ, гимназий, учительских семинарий и профессором учительского института в Лесном. В 1913 году посетил Ближний Восток для изучения православного служения в уставном чине на Афоне, в монастыре Св. Саввы, в Иерусалиме, Константинополе. В 1917 году состоял инициаторы союза демократического православного духовенства и мирян, возникшего 7/III-1917 года. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и 30/VIII после пострижения в рясофор хиротонисан во еп. Детскосельского, вик. Ленинградской епархии. Хиротонию совершал архиеп. Артемий Петроградский. Затем был назначен сп. Смоленским.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

...Ныне священномученик Иларион, прославленный на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000г. 68 в лике новомучеников и исповедников, молится на Небесах за всю Православную Церковь , за столь любимую им Россию, за всех тех, кто любит и чтит его. А его творения обретают новую жизнь, питая ум и душу заинтересованного читателя. Наталья Бонецкая 29 В. А. Троицкий. О церковности духовной школы и богословской науки. См. 2 т. настоящего издания. 37 См.: Проф. прот. В. Сорокин, А. А. Бовкало, А. К. Галкин. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917–1925).//Вестник Ленинградской духовной академии, 1990, 2. С. 52 См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 313. 56 См. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 2000. Книга 4. С. 421–425. 57 Этот документ был опубликован в эмигрантской газете «Возрождение» от 18 августа 1926 г. См.: Иринарх Стратенов. Русская церковная смута 1921–1931 гг. В кн.: Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 151, 172. 64 Гервасий, епископ Курский и Обоянский. Одна из прежних попыток староцерковников к примирению со Св. Синодом Русской Православной Церкви.//Вестник Святейшего Синода Православной Российской Церкви, 1927, 4. С. 24. 65 Пасха 1926 года. Из воспоминаний отца Павла Чехранова//Московский церковный вестник, апрель 1991. 7 (52). С.11. 66 Die Russishen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemesevskij). Teil III, Erlangen, 1984. S. 214. 68 Память священномученика Илариона совершается в Сретенском московском монастыре дважды в год: 27 апреля/10 мая – в день перенесения мощей и 15/28 декабря -в день праведной кончины. Читать далее Источник: Творения: в 3 т./Священномученик Иларион (Троицкий). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004-./Т. 1: Очерки из истории догмата о церкви. - 2004. - 503 с./Очерки из истории догмата о Церкви. 59-350 с. ISBN 5-7533-0328-5 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Сегодня, 4 сентября в Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии начались торжества памяти выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Напомним, завтра исполняется 30 лет со дня кончины владыки. Почтить память митрополита Никодима прибыли в Северную столицу митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, архиепископ Берлинский и Германский Феофан и многие другие видные церковные деятели, знавшие митрополита Никодима и служившие вместе с ним в разные годы. Утром в помещении бывшей Крестовой церкви Духовной Академии, где некогда служил митрополит Никодим, была отслужена лития. Службу возглавил протоиерей Борис Глебов, в годы пребывания митрополита Никодима на ленинградской кафедре он был его секретарем. Затем архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ пригласил гостей посетить постоянную экспозицию, посвященную жизни и деятельности митрополита Никодима, в Церковно-археологическом музее Академии. Затем в актовом зале Духовной Академии торжественно открыта конференция " Митрополит Никодим: наследие и современность " .  Собрание открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ровесник владыки Никодима, близко знавший его. Говоря о заслугах митрополита Никодима перед Церковью, он отметил: " Мы знаем много случаев, когда митрополит Никодим выводил Церковь из тупикового положения, разрубая лед непонимания со стороны властей " .   Материалы конференции в ближайшее время будут опубликованы «Водой живой». ИА «Вода живая», 04.09.2008. Фото - Юрий Костыгов.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-04/9...

Кроме того, свою богословскую эрудицию Преосвященный ректор применял, будучи «цензором академических журналов «Церковный Вестник» и «Христианское чтение», а также состоя Председателем Комиссии по старокатолическому и англиканскому вопросам» 83 . Последняя была образована в 1892 году «для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с Православной Русской Церковью » 84 . Понятно, что вопрос, поставленный перед комиссией, требовал от всех ее членов (а от ее председателя по преимуществу) глубоких знаний догматического учения Православной Церкви, истории развития ее канонического права и других аспектов православного вероучения. Год спустя труды епископа Феофана будут отмечены орденом Святого Владимира третьей степени 85  (тремя годами раньше, тогда еще архимандрит Феофан, был награжден орденом Святого Владимира четвертой степени 86 ), Эти награды не были случайны, как показывает целый ряд исследований по истории С.-Петербургской Духовной Академии. Некоторые данные из них уже приводились нами выше. Кроме того, в статье, посвященной 175-летию Ленинградской Духовной Академии, А.И. Чижов, говоря об уровне образования, которое давала С.-Петербургская богословская школа своим питомцам, и, указывая на достижения главного делания Академии – «созидание православного богословия», приводит ряд выдающихся деятелей богословской науки- Среди таких имен, как «митрополит Макарий (Булгаков , 1882), епископ Феофан Затворник (Говоров, 1894), протоиерей Евгений Аквилонов , В.В. Болотов , А.И. Бриллиантов , Н.Н. Глубоковский », автор исследования поставляет и имя архиепископа Феофана (Быстрова , 1940) 87 . Неоспоримо, что состояние любой организации зависит от ее возглавителя. Говоря о периоде ректорства владыки Феофана, многие исследователи утверждают, что «Петербургская Духовная Академия находилась тогда в расцвете» 88 . Проявляя заботу об Академии в целом, ее ректор обращал пристальное внимание и на каждого студента в отдельности. Заслуженный профессор протоиерей Михаил Кронидович Сперанский «часто вспоминал дни своего первого приезда в Петербург; первое посещение своей будущей almae matris…, неожиданную встречу в академическом саду с тогдашним ректором С.-Петербургской Духовной Академии епископом Феофаном (Быстровым) . Высокообразованный человек, Преосвященный Феофан отличался вместе с тем простотой в общении, он принял живое участие в судьбе одаренного юноши» 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Теория развития и Библия. Перевод О. Т//Странник, 1907, I, май. Толкование на главнейшие места книги пророка Даниила, составленное по руководству святого Иоанна Златоуста , святого Ефрема Сирина и блаженного Феодорита //Христианское чтение, 1845, I, – С. 155. Толкование на главнейшие места книги пророка Исайи, составленное по руководству святого Кирилла Александрийского , блаженного Феодорита и Ефрема Сирина //Христианское чтение, 1845, II-III, – С. 337. Толкование на книгу святого пророка Исаии//Христианское чтение, 1883, I, – С. 1; 1884, II. – C. 213; II. – С. 277; 1885, II. – С. 311; 1886, I, – С. 433; II. – С. 481; 1887, I. – С. 529; II, – С. 577; 1889, I. – С. 593; 1891, I, – С. 609; 1892, I, – С. 673; II, – С. 720; 1893, I, – С. 734; II, – С. 768; 1894, II, – С. 817; 1895, II, – С. 885. Хронология книги Бытия от сотворения мира до Авраама//Христианское чтение, 1844, III, – С. 112. Ильинский В. Религиозная истина о создании мира Богом-творцом в сопоставлении с идеей самообразования мира//Вера и разум, 1894, отд. фил. МАТЕРИАЛЫ, использованные при составлении указателя Версия указателя: 0.2 от 13.03.2006. Редактура и составление в окончательном виде: веб-редактор сайта КБ МДА свящ. Д. Юревич . При составлении версий указателя 0.2 и выше для журналов «Богословский вестник» и «Вятские епархиальные ведомости» были использованы библиографические материалы, предоставленные сотрудником Церковного научного центра «Православная энциклопедия» монахиней Еленой (Хиловской) . Во всех спорных случаях этим материалам отдавалось предпочтение перед версией 0.1 указателя. Первоначальная версия указателя 0.1 (охватывавшая только статьи по Священному Писанию Ветхого Завета для журналов «Богословский вестник», «Вера и разум», «Православный собеседник», «Прибавления к творениям святых отцов», «Странник», «Труды Киевской духовной академии» и «Христианское чтение») была основана на библиографических материалах из следующих кандидатских работ, написанных 1950-е годы в Санкт-Петербургской (тогда Ленинградской) духовной академии:

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Большое значение имеет координация и взаимодействие научной деятельности Академий с трудами иных синодальных структур, в первую очередь, таких как Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Синодальная Богословская комиссия, —340— ОВЦС МП, а также развивать контакты с научными учреждениями в России и за рубежом. Хочу особо обратиться к учащимся: помните, ваша учеба – это не просто ваше личное дело. Это одно из самых ответственных церковных послушаний. Вы – будущее Церкви, ее надежда. Учеба – дело многотрудное, временами скорбное, но могущее принести немалый плод и для вас, и для Святой Церкви. Используйте каждый час для учебы и для духовного возрастания. Время обучения в семинарии – это время воспитания духа, обретения подлинной церковной дисциплины, навыков послушания, время духовного взросления, приобретения опыта молитвы. Но с сожалением должен отметить, что современные учащиеся, студенты наших Духовных учебных заведений, как мне кажется, недостаточно ценят и доверие к ним со стороны Церкви, и те возможности, которые перед ними открываются. Я поступил в Ленинградскую духовную семинарию в середине 40-х годов минувшего столетия, когда после вызванного гонениями 16-летнего перерыва только начинали возрождаться Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви. И я могу свидетельствовать, сколь велик был энтузиазм учащихся Духовных школ того времени, сколь велика была наша благодарность Господу за этот дар – возможность получить богословское образование. Поэтому я призываю сегодня студентов Духовных учебных заведений беречь этот дар, дорожить им и лучше использовать время, данное вам для получения знаний, столь необходимых вам для последующего самостоятельного служения на церковной ниве. Второй, решающий, этап реформы Духовных школ начинается в год, когда мы празднуем столетие прославления великого угодника Божия – преподобного Серафима Саровского . Это празднование побуждает нас с особой чуткостью отнестись к знамениям времен. Благодарение Богу, мы переживаем один из лучших с точки зрения внешней свободы и возможностей период. Конечно, у нас очень много сложностей и проблем. И тем не менее, это весьма благоприятное время для укрепления Церковного ор-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 См., например, его обзорную статью «Взгляд на характер и направление западных христианских исповеданий» (лекция, прочитанная в Обществе любителей духовного просвещения). ХЧ, 1862, ч. I, отд. II, с. 129−151. 21 Лопухин А. П. The Ecclesiastical Academy of St. Petersburg. «The Oriental Church Magasine». Цит. по: ХЧ, 1881, ч. I, c. 480. 22 Подробнее см.: Воронов Л., проф. прот. Цит. ст., с. 69−70; а также в 3-й главе настоящей статьи. 23 Сочинение сохранилось в архиве СПбДА, автор не установлен, без даты. См. Опись фонда курсовых и семестровых работ студентов СПбДА и С в период с 1809 по 1918 г. Машинопись, ГПБ, ф. 194, оп. 1, 374. 24 Сергий (Страгородский), архиепископ. Отношение православного человека к своей Церкви и к инославию. Одна из академических лекций, прочитанная в 1899−1900 уч. г. См. Православный финляндский сборник, 1911, 1−3 (в сокращении). Опубликована также в ЖМП, 1967, 1, с. 63−69. 26 См.: ЦВ, 1905, 35; Соколов В. А. Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных? Богословский вестник, 1906, январь, т. 1−32; Гриневич А. Ю., прот. Еще раз о панихидах над иноверцами. Вестник военного духовенства, 106, 19. 27 Аквилонов Е., проф. прот. Разгневанному возражателю. ХЧ, 1907, I, с. 116. См. также его сочинение «О позволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопших иноверцах-христианах». СПб., 1906. 28 См.: Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 8−18 июля 1948 г. М., 1949, т. II, с. 10. 29 См.: Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви. Содоклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. В кн.: Поместный Собор Русской Православной Церкви 30 мая – 2 июня 1971 г. М., 1972, с. 60. 32 Den Orthodoxa Kyrkan och fragan om sammaslutning mellan de Kristna Kyrkorna. Stockholm – Upsala, 1921. 45 ХЧ, 1858, ч. I, с. 71−124; 182−204; 225−261. (В оригинале – Etudes sur le nouveau dogme de I’immaculee conception... publie par les auteurs des essais sur la reforme catholique. Paris, 1857.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 1 марта 2009, 23:56 Как уже сообщала " Вода живая " , 28 февраля отмечался день памяти одного из самых замечательных архиереев Русской Православной Церкви ХХ столетия - архиепископа Михаила (Мудьюгина). В этот день исполнилось девять лет со дня его кончины. 25 февраля 2009, 23:15 " Храм был взорван в богоборческие времена, а сегодня мы возрождаем его всем миром, чтобы он был воздвигнут как один из духовных символов " , - сказала губернатор. 24 февраля 2009, 15:25 В Центре русской культуры Таллина состоялась презентация книги-альбома " Святейший Патриарх Алексий II: студенческие годы в Ленинградских духовных школах " , на которой присутствовали клирики епархии, представители общественности и СМИ. 23 февраля 2009, 23:23 Продолжительные овации вызвало заключительное слово, сказанное Владиславом Чернушенко, который начал с того, что в этом зале люди собрались не просто на концерт. Их объединило желание вспомнить, каким могучим и единым был наш народ. 21 февраля 2009, 23:55 Книга рассказывает о жизни возрожденных после войны Ленинградских духовных школ – семинарии и академии, в которых в 1947-1953 годах учился Алексей Ридигер, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. 20 февраля 2009, 21:16 " На Пасху этого года здесь состоится первая служба, а летом с собора будут сняты строительные леса и он покажет все пять куполов " , - сообщил настоятель храма протоиерей Александр Сорокин.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=14&t...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Как уже сообщало ИА " Вода живая " , к 80-летию со дня рождения почившего Предстоятеля РПЦ Санкт-Петербургская епархия выпустила книгу-альбом " Святейший Патриарх Алексий II. Студенческие годы в Ленинградских духовных школах " . Подготовка ее к выходу осуществлена под редакцией начальника протокольной службы Ивана Судосы. В книге ней более 130 редких, в том числе впервые опубликованных фотографий из архивов епархии, духовных школ и семейных собраний петербургских священнослужителей. Мы просили рассказать об этом издании его составителя, заведующую архивом епархии Ольгу Ходаковскую.  - Книга рассказывает о жизни возрожденных после войны Ленинградских духовных школ – семинарии и академии, в которых в 1947-1953 годах учился Алексей Ридигер, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Хорошая подготовка позволила ему поступить сразу в третий класс. Мы постарались передать обстановку той эпохи, атмосферу, в которой возрастал пастырский дар будущего Патриарха. Опубликованы фотографии всех его однокурсников и наставников, даны биографии профессоров, рассказывается и о том, как известный выпускник поддерживал впоследствии связь с альма-матер. Рассказ дополняют живые воспоминания, которыми поделились двое однокурсников Патриарха - чешский епископ Симеон Яковлевич и старейший клирик епархии, настоятель храма святого Александра Невского в Красном Селе протоиерей Евгений Ефимов.  Издание было задумано еще при жизни Святейшего как наш подарок к его юбилею. Поэтому мы сразу решили, что книга будет альбомного формата – чтобы ее было приятно листать, как память о прошлом… В день, когда она была подготовлена к печати, пришло известие о кончине Патриарха. И мы решили доделывать ее теперь уже в память о нем. Сохранили первоначальную интонацию текста, рассчитанного на то, что его прочтет сам Патриарх, чтобы слова легли ему на душу... В книге нет официоза, мы стремились вложить в нее любовь. Надеемся, что она будет дорога тем, кто хранит память об этом человеке. " Вода живая " , 21.02.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-02-21/1...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 13 августа 2009, 23:48 Отец Владимир похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилами митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова), чьим келейником он был, и митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), рукополагавшего его в священный сан. 18 июля 2009, 23:28 Несколько храмов, входящих в комплекс, являются памятниками истории и культуры федерального значения. 12 июля 2009, 16:54 В праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, небесных покровителей Санкт-Петербурга, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Петропавловской крепости северной столицы и поздравил горожан с «именинами» города. 1 июля 2009, 17:59 В Санкт-Петербурге проект курируют представители Союза духовной культуры " Преображение " и общенациональной программы " В кругу семьи " , стартовавшей в 2004 году. 23 июня 2009, 23:57 Концерт стал одним из центральных мероприятий фестиваля " Академия православной музыки " , который проходит в городе на Неве с 18 июня по 25 июля по благословению Патриарха Кирилла. 19 июня 2009, 20:32 Слушатели " Академии " посетят открытые лекции известных специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга по литургике, иконографии, истории церковной музыки, книжности древней Руси и другим дисциплинам. 15 июня 2009, 20:19 Третья международная специализированная выставка " Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация " пройдет с 16 по 18 июня в Смольном соборе. 7 июня 2009, 22:20 Представлены старинные снимки города Кашина, кадры, запечатленные фотохудожником начала ХХ века Василием Колотильщиковым, современные виды города. 6 июня 2009, 00:15 Фестиваль ежегодно проводится с сентября 2002 года в четыре тура, приуроченных к знаменательным историческим датам, связанным с именем святого благоверного великого князя Александра Невского. 4 июня 2009, 20:39 В страну Суоми мастера колокольной музыки приехали по приглашению Общества друзей Успенского собора финской столицы - главного храма Гельсинкфорской православной общины. В блогах 20 апреля 2011 29 марта 2011 25 марта 2011

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=17&t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010