«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Сегодня, 5 сентября, исполняется 30 лет со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Многогранная личность владыки, его разносторонняя деятельность и по сей день являются предметом для дискуссии. Так, 4 сентября, в рамках конференции «Митрополит Никодим: наследие и современность» в стенах Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, состоялась дискуссия о политических взглядах владыки Никодима. Инициатором ее выступил профессор Санкт-Петербургских Духовных школ, настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге протоиерей Владимир Сорокин. В частности, по мнению отца Владимира,  сегодня как никогда необходим вдумчивый и бесстрастный анализ деятельности митрополита Никодима на посту председателя ОВЦС. Необходимость эта обсуловлена многочисленными нападками в адрес митрополита Никодима в популярных «православных газетах» – безграмотными и необоснованными по существу (в качестве примера он привел призыв одного из газетчиков во имя сохранения Православия «вырвать никодимовщину с корнем»). «Мы обязаны вступить в диалог с теми, кто говорит сегодня о «никодимовщине», – подчеркнул отец Владимир, – потому что это не только так называемые «диомидовцы», это гораздо более широкий круг людей. И это серьезная мина замедленного действия на поле Церкви». В качестве отправной точки для дискуссии отец Владимир предложил одному из основных докладчиков конференции, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, ответить на вопрос об отношении владыки Никодима к советской власти. «Как Вы считаете, владыка, верил ли митрополит Никодим в то, что советскую власть можно " воцерковить " , " оправославить " ? Или он просто с ней боролся и не хотел уступать ей своих позиций?».  

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-05/9...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Книга под названием «Преемство» подготовлена председателем Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии, настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге протоиереем Владимиром Сорокиным, совместно с историками Александром Галкиным и Александром Бовкало. В издании собраны сведения об истории духовного образования в Петрограде-Ленинграде, от разгрома Академии и Семинарии в первые годы советской власти – до восстановления их после Великой Отечественной войны. «Празднование тысячелетия Крещения Руси побудило меня, в то время ректора Ленинградских Духовных Академии и Семинарии, задуматься над возможно более простым и убедительным ответом на вопрос учащих и учащихся: что конкретно означает слово «преемство» в применении к духовному образованию», - пишет автор во введении ко книге. Издание проиллюстрировано репродукциями картин из одноименного цикла петербургской художницы Ирины Ковалеовой – «Преемство». Картины, как и главы книги, отражают четыре периода в истории Санкт-Петербургских Духовных школ – славенская школа при Александро-Невском монастыре (ее наставники изображены на первом полотне – «Блюстители»), Санкт-Петербургская Духовная Академия и Семинария от их образования в 1809 году до ликвидации в 1918-м («Богословие и жизнь»), жизнь корпорации Духовных школ с 1918 по 1945 год («Лихолетье – время испытаний»), и возрождение Духовных школ после 1945 года («От небытия к бытию»). На всех картинах изображены реальные исторические лица – ректоры, преподаватели и выпускники Духовных школ, святые и исповедники времен репрессий, всего 172 человека. Открывает ряд первый ректор СПбДА, архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), закрывает – Александр Осипов, ректор ЛДА в 1947-48 гг., лишенный священного сана за вступление во второй брак и ставший вслед за тем известным пропагандистом- антирелигиозником. Имя каждого человека сопровождается подробной биографической справкой, выдержками из архивных документов и ссылками на библиографию. Приобрести издание можно в книжной лавке Князь-Владимирского собора. Анастасия Коскелло, «Вода живая», 03.10.07

http://old.aquaviva.ru/news/2007-10-07/7...

3 Ивановский Н.И. Современная нужда в усилении преподавания в духовных семинариях истории и обличения расколо-сектантства//Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии. – 1906. – 1. – С. 7; Определение Святейшего Синода 1127 от 25 мая – 14 июня 1888 г. об открытии самостоятельных кафедр по истории и обличению русского раскола и сектантства в 12 духовных семинариях//Церковные ведомости. – 1888. – 26. – С. 163; Синицына Н.В. Указ. соч. – С. 501; Смолич И.К. Указ. соч. Ч. 1. – С. 461, 467–468; Уставы православных духовных семинарий и училищ, Высочайше утвержденные 22 августа 1884 года, с относящимися к ним постановлениями Святейшего Синода. – СПб.: Синодальная типография, 1888. – С. 147. 5 Кузоро КА. Исследование старообрядчества в духовных академиях второй половины XIX – начала XX вв./Макарьевские чтения: материалы шестой международной конференции (21–23 ноября 2007 года)/Ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. – С. 164–172; Смолич И.К. Указ. соч. Ч. 1. – С. 485–486. 6 Сухова Н.Ю. Русские богословские школы за рубежом: сохранение традиции и поиск нового (1920–1940-е гг.)//Материалы XVIII Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: В 2-х т. – T. I. – М., 2008. – С. 263–272. 7 Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – С. 622–626; Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) духовные школы во 2-й половине XX – начале XXI века//Вестник церковной истории. – 2008. – 4(12). – С. 171–172. 8 Григорий (Чуков), архиепископ. Учреждение духовно-учебных заведений//ЖМП. – 1943. – 3. – С. 23. 9 Муравьев Н., Лебедев Н. Проф.-прот. Д.И. Боголюбов (Некролог)//ЖМП. – 1953. – 7. – С. 6; Савинский С.В. Московские Православные Духовные Академия и Семинария в 1946/47 учебном году//ЖМП. – 1947. – 7. – С. 29. 11 Архив МинДС. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. Л. 53–53 об.; Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. – С. 98, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

См.: Священномученик Григорий Сербаринов (1880–1938).//Церковный вестник. 2003. 8–9. С. 13–15; Чельцов М. П., прот. Когда отменили расстрел... (Письма к жене из заключения). Публикация В. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 437; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В., сост. Санкт-Петербургская епархия в XX веке в свете архивных материалов. 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000 (ук. имен); Санкт-Петербургский мартиролог. С. 215–216. 217, 218, 222, 362, 365 Сергеев М. С. – представитель от прихода Екатерининского собора в Детском Селе. 222 Сергеева Екатерина Федоровна; (около 1906 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Сергеенко Андрей Александрович; (1902 – 17 декабря 1973). Окончил юридический факультет Пражского университета (1926) и Сергиевский Богословский институт в Париже (1931). С 1928 – священник. Настоятель церкви Иоанна Воина в Медоне. В 1942–1943 – слушатель Католического института, где изучал древнееврейский язык. Когда началась война, отец Андрей добровольно поступил в одну из санитарных частей французской армии, затем вернулся в Медон. Редактировал «Сергиевские листки», а в 1947 стал редактором первых номеров «Вестника Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата». С 1945 издавал журнал «Духовные беседы». Член Экзаршего Совета, преподаватель литургики на пастырских курсах Экзархата. С 1948 в СССР. Преподаватель догматического, пастырского и нравственного богословия и древнееврейского языка в Ленинградской ДА. 1955 – кандидат богословия. С 1958 по 1966 отец Андрей был приходским священником в Иваново, Горьком и Александрове. В эти же годы он стал сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 1966 преподавал в Московской Духовной семинарии, а затем и в Академии, где вел курсы нравственного и догматического богословия и историю западных исповеданий. Магистр богословия (1969, «Старокатоличество. История и основные положения», профессор, читал также лекции в аспирантуре при академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15/IV-1924 г. возведён в сан архиепископа. 10/VIII-1927 г. обновленческим Священным Синодом, согласно заявлению, лишён сана, монашества и возвращён в гражданское состояние. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10. ФАОС дело 88. Кат-АМ 137. Кат-ЯВ 117. С. 57. Кат-ЕС 2. С. 9, п/п 46. [Кат-ГУБ. С. 972.] Родился 28/XI-1888 г. Окончил Одесский университет в 1914 г. ИЕРОФЕЙ (Померанцев [Иван Юрьевич]) По Кат-АМ и Кат-ЯВ – митрополит Нижегородский, по Кат-ЕС – митрополит Казанский и Свияжский Родился в 1873 году, по другим сведениям – 5/II-1880 года. В 1918 г. окончил Петроградскую духовную академию, со степенью кандидата богословия (в обновленческих каталогах ошибочно указывается год окончания академии 1904). Поэтому его послужной список ошибочно перечисляет разные его должности, которые он не мог занимать, так как в те годы обучался в Петроградской духовной академии. В 1919 г. – архимандрит Александро-Невской Лавры и благочинный женских монастырей и подворий Ленинградской епархии. Хиротонисан 26/XII-1919 г. (по Кат-Ам и Кат-ЯВ во еп. Юрьевского, вик. Владимирской епархии, по Кат-ЕС хиротонисан в 1921 г. во еп. Юрьевского). Хиротонию совершали: Вениамин митр. Ленинградский, Геннадий еп. Нарвский и Артемий еп. Лужский – в Александро-Невской Лавре в Ленинграде. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Известно, что в 1923 г. он назначен архиеп. Ивано-Вознесенским, вик. Владимирской епархии. Был участником II обновленческого т. н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Св. Патр. Тихона (см. « Дeяhuя II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 2-го мая 1923 г. С. 6–7). 25/I-1925 г. вошёл в состав Всероссийского съезда пленума Св. Синода. 27/IV-1926 г. – митр. Нижегородский. С октября 1929 г. – митр. Симферопольский и Крымский. С ноября 1933 г. – митр. Казанский. С 11/VIII-1938 г. освобождён от управления Казанской митрополией и уволен за штат.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

«Заседание Исполкома ВСЦ в Хельсинки».//ЖМП. 1979, 2, с. 74.   Речь на парастасе в Троицком соборе в Ленинграде 4 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима.//ЖМП. 1979, 12, с. 27. Речь на поминальной трапезе 5 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима (Ротова).//ЖМП. 1979, 12, с. 30.   «К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии».//ЖМП. 1980, 5, с. 13. «Свидетельство и служение» (Доклад на Х Генеральной Ассамблее Синдесмоса).//ЖМП. 1980, 11, с. 42-48.   «К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Свящ. Писания». (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. 1300-летию Болгарского государства).//ЖМП. 1981, 3, с. 49-54.   Через духовное обновление русского народа – к его национальному возрождению: Доклад на II Всемирном Русском Соборе, Москва, 01.02.1995 г.//ЖМП. 1995. 1/4. С. 39-48.   Непременное условия воцерковления общества: О перспективах религиозного образования.//Православная беседа. 1995. 4.   Церковь и армия сегодня: В российском обществе и государстве//Смоленские епархиальные ведомости. 1996. 3 (12). с. 32-35.   Справедливости ради замечу...//Русь Православная. СПб., 1997.   Церковь должна заниматься экономикой: Интервью председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла//Московский церковный вестник. 1997. 8-9.   Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан: [Выступление на всеправославном совещании в Салониках]//НГ-религии. 1998. (июнь).   Митрополит Кирилл – автор более 700 публикаций, включая публикации в отечественной и зарубежной периодике. На видеокассетах изданы циклы телепередач: «Слово пастыря» – Введение в православное вероучение; «Слово – Таинство – Церковь» – История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» – Основы социальной концепции – Устав Русской Православной Церкви – Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»;   «Слово Пастыря» – Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3).

http://bogoslov.ru/person/226232

61 . Старообрядцы 1970=Архив ОВЦС МП. Д. 49 а. Старообрядцы. 1970. 62 . Старообрядцы 1971=Архив ОВЦС МП. Д. 49 а. Старообрядцы. 1971. 63 . Старообрядцы 1972=Архив ОВЦС МП. Д. 49 а. Старообрядцы. 1972. 64 . Указы и выписки=Указы и выписки из постановлений Патриарха, Синода и Высшего церковного управления. 19171920. ОР РГБ. Ф. 257 (Рункевич). Карт. 8. Ед. 22. 65 . Формулярные списки МСТ 1905=Формуляры служащих Московской синодальной типографии. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 3 (1905). Д. 164. Список сокращений АЕВ=Архангельские епархиальные ведомости. Часть неофициальная АН=Академия наук АРК=Антирелигиозная комиссия БТ=Богословские труды ВПИ=Ведомство православного исповедания ВСС=Вестник Священного синода Православной Российской церкви (19241927) Вестник Священного синода Православных церквей СССР (19281931) ВЦС=Высший церковный совет ВЦУ=Высшее церковное управление ГУДП=Главное управление по делам печати ДС=духовная семинария ЖМП=Журнал Московской Патриархии КазДА=Казанская духовная академия КДА=Киевская духовная академия КПЛ=Киево-Печерская лавра МВД=Министерство внутренних дел МДА=Московская духовная академия МДС=Московская духовная семинария МНП=Министерство народного просвещения ОВЦС МП=Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата ОР РГБ=Отдел рукописей Российской государственной библиотеки ПСТГУ=Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ПЦВ=Прибавления к Церковным ведомостям РГАДА=Российский государственный архив древних актов РГАСПИ=Российский государственный архив социально-политической истории РГИА=Российский государственный исторический архив РПЦЗ=Русская Православная Церковь за границей СПбДА=Санкт-Петербургская духовная академия СРН=Союз русского народа ТСЛ=Троице-Сергиева лавра ХЧ=Христианское чтение ЦВ=Церковные ведомости ЦК=центральный комитет ЦО=Церковное обновление (Рязань) ЦПШ=церковно-приходская школа 1698 Желудков Сергий Алексеевич (7.07.190930.01.1984). В юности примыкал к обновленчеству, учился в обновленч. академии (по др. сведениям, в обновленч. Ленинградском институте). В 1930 прервал учебу. Работал десятником, техником, экономистом на различных стройках. 1945 – псаломщик Знаменского храма в Н. Тагиле. 1946 – священник, служил в храмах Свердловской епархии. В 1954 окончил Ленинградскую ДС, наст. ц. в Любятове (Псковская епархия). Одна из прихожанок о. Сергия получила исцеление у мощей св. Ксении Петербургской и была обвинена в распространении ложных слухов. Поддерживавший ее о. Сергий был в 1956 уволен за штат. В 19571960 непродолжительное время служил в разных епархиях, в 1960 был окончательно лишен возможности служить. Участвовал в правозащитном движении, выпускал открытые письма, был инициатором «самиздатских» дискуссий по различным вопросам церковной жизни (ПЭ XIX. 141142).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Митрополит Дорофей (в миру Димитрий Георгиевич Филипп) родился 20 октября 1913 г. в крестьянской семье в селе Панково Закарпатской области. После окончания средней школы и военной службы в 1938 г. поступил в Свято-Николаевский монастырь г. Изы (Подкарпатская Русь). В 1939 г. пострижен в монахи с именем Дорофей. В 1940 г. в день Благовещения Божией Матери рукоположен в иеродиакона, а в 1941 г. в тот же праздник – в иеромонаха. С 1942 г. отец Дорофей служил в различных приходах Мукачевской епархии. В 1947 г. назначен на должность благочинного в Мукачевском мужском монастыре, а с 1951 г. состоял духовником того же монастыря вплоть до призвания на епископскую кафедру. В 1955 г. был назначен благочинным монастырей Мукачевской и Ужгородской епархий. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию со степенью кандидата богословия. 12 июня 1955 г. иеромонах Дорофей был хиротонисан во епископа Кременецкого в Богоявленском Патриаршем соборе. В совершении хиротонии, кроме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, приняли участие архиепископ Можайский Макарий и настоятель Антиохийского подворья в Москве епископ Василий (Самаха). С благословения Патриарха Алексия, по просьбе митрополита Елевферия, епископ Дорофей был отпущен в Чехословакию на Прешовскую кафедру. В 1963 г., в связи с исполнившимся 50-летием со дня рождения, митрополит Иоанн возвел его в сан архиепи- —235— скопа. На Прешовской кафедре архиепископ Дорофей, вплоть до октября 1964 г., продолжал начатые труды своего предшественника архиепископа Алексия (Дехтерева), внося добрую лепту в дело укрепления Святого Православия среди воссоединившихся с Православной Церковью в 1950 г. бывших униатов. 23 октября 1964 г. на Четвертом Поместном соборе Чехословацкой Православной Церкви он был избран Предстоятелем Церкви, а 25 октября 1964 г. состоялась его интронизация. Скончался он 30 декабря 1999 г. Накануне кончины совершил Божественную Литургию и соборовался. Итог жизни митрополита Дорофея подведен в газете «Воронеж православный» (янв.–февр. 2000. С. 10): «Старец-митрополит жил очень скромно. Его резиденция находилась в просторной вилле, но из многочисленных помещений он выбрал себе лишь небольшую келью. Любители делить материальное наследство будут явно разочарованы – кроме скромной мебели и личных икон там ничего нет. Зато те, которые унаследуют его чистое сердце, любовь к Богу и людям, усердную молитву, ревность об Истине, аскетизм – уже на земле ощутят радость жизни во Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. «Вода живая» начинает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), почившего 5 сентября 1978 года. Как уже сообщалось в нашей ленте новостей, свежий, сентябрьский номер официального журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» посвящен памяти митрополита Никодима. Номер содержит эксклюзивные воспоминания о владыке, собранные непосредственно к юбилею, среди них – интервью правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. В беседе с ответственным редактором «Воды живой» протоиереем Александром Сорокиным владыка вспоминает о своих встречах с митрополитом Никодимом и рассуждает о его роли в истории Русской Православной Церкви. – Владыка, первый вопрос к Вам о том, как Вы познакомились с митрополитом Никодимом, каково было Ваше первое впечатление, как складывались у Вас с ним отношения в дальнейшем? - Первый раз я его увидел именно здесь, в Ленинграде, в наших Духовных школах. К тому времени я сам уже закончил Академию и был профессорским-стипендиатом. Владыка Никодим, тогда еще, кажется, в сане игумена, приезжал в библиотеку, будучи студентом заочного обучения. Так случилось, что заболел делопроизводитель заочного сектора, и меня, как стипендиата, поставили его заменить - принимать людей, координировать расписание и тому подобное.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-03/9...

Об этом он задавал темы и студентам для кандидатских сочинений (о К. дю Преле, 653 о Дионисе, по русскому фольклору). И сам он предполагал на соискание магистра богословия представить перевод Ямвлиха 654 с примечаниями. Уже в 1922 году был опубликован проспект его новой книги «У водоразделов мысли, черты конкретной метафизики». Всего менее здесь можно угадать книгу христианского философа. Книга издана не была... У Флоренского своеобразно сочетается эстетизм и натуральная мистика, как это часто бывает в поздней романтике. И у него нет подлинно развития мыслей, но именно какое-то плетение эстетических кружев. Отсюда и вся двусмысленность. Бердяев верно заметил: «Люди, поверившие в Софию, но не поверившие в Христа, не могли различать реальностей». Он говорил это о Блоке и других символистах. 655 Но о Флоренском отчасти приходится повторить эти слова, и о самом Соловьеве. Здесь была несомненная муть в самом религиозном опыте, муть двоящихся мыслей и двойных чувств, муть эротической прелести... На русское богословие надвигался эстетический соблазн, как прежде моралистический, и книга Флоренского была одним из самых ярких симптомов этого искушения. 264 Архимандрит Феодор (в миру – Александр Васильевич Поздеевский, в схиме Даниил; 1876кон. 1940?). Окончил Костромскую Духовную семинарию (1896 г.) и Казанскую Духовную академию (1900 г.). В 1900 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. Преподавал основное, догматическое и нравственное богословие в Калужской семинарий (1901г.); магистр богословия (1902 г.); ректор Тамбовской Духовной семинарии (1904 г.); архимандрит (1904 г.); ректор Московской Духовной академии (с 1909 г.); епископ Волоколамский. В 1917 г. уволен от ректорства и назначен управляющим Даниловым монастырем на правах настоятеля (управлял монастырем до его закрытия в 1930 г.). Соч.: Аскетические воззрения преп. Иоанна Кассиана , 1902, К вопросу о христианском аскетизме. Казань, 1903. См. о нем: Вестник Ленинградской Духовной академии. 1990. 2. С. 49. В другом источнике (Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010