С самого начала Церковь дорожила письменными житиями своих святых и чтила их память в своих богослужениях. Эти два источника – жития и службы – особенно важны для нас сегодня, чтобы сохранить истинную православную традицию веры и благочестия. Ложное “просвещение” нашего века настолько всеобъемлюще, что вовлекает многих православных христиан в свою самоуверенную “мудрость”, и они, даже не осознавая этого, лишаются истинного духа Православия и остаются лишь с внешним обрядом Православия, установками и традициями. Почти все современные православные семинарии в странах Запада – это центры пропаганды модернизма в Церкви, и даже, когда они возглашают “обратно к традиции” или “святоотеческое возрождение”, это редко бывает большим, чем еще одна академическая мода, обыкновенно черпающая свое вдохновение в римско-католическом учении и ведущая совсем не обратно к истинно православному духу, а к еще более пустым формам. Иметь духовное образование, даже иметь “правильные взгляды” на православную историю и богословие – этого недостаточно. Типичное современное “православное образование” чаще всего производит просто православных рационалистов, способных к обсуждению интеллектуальных позиций с католическими и протестантскими рационалистами, но не имеющих истинного духа и понимания Православия. Этот дух и понимание наиболее эффективно соединяются в житиях святых и подобных им источниках, которые меньше говорят о внешней стороне правильного учения и обрядах, а больше о существенной внутренней стороне правильного православного подхода, духа, благочестия. Очень многие из этих основных православных источников лежат, неиспользуемые православными христианами, так как они не снабжены настоящим православным вступлением и им не дана подлинная православная оценка. Давайте попытаемся здесь дать эту оценку, особенно в отношении православных святых Запада, которые пока что так малоизвестны православным христианам в России, несмотря на то, что многие из них уже в течение столетий почитаются на Востоке. Пусть же эта наша попытка будет настоящим “прологом” (сейчас мы увидим, что означает это слово в православной литературе) ко всей сокровищнице православных текстов. Пусть это всем нам поможет отстранить нашу пустую современную “мудрость” и углубиться в дух православной древности и ее литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

IV век Равноапостольный император Константин 1 мая 305 года император Диоклетиан, организатор самых жестоких в истории гонений на Церковь , после двадцати лет правления, как и обещал, вместе со своим соправителем Максимианом, императором Запада, отрекся от престола. Императору, показавшему достойный пример всем престарелым политикам, кстати, едва исполнилось в то время 55 лет. Когда лет пять спустя Максимиан, пытаясь вернуться к власти, будет приглашать к тому же своего великого соправителя, тот прикажет ответить, что если бы он, Максимиан, мог только видеть, какую превосходную капусту выращивает Диоклетиан у себя на огородах в Сплите, то, конечно, не стал бы предлагать ему таких глупостей. …Он был еще жив, когда 30 апреля 311 года его преемник, император Востока Галерий, пораженный неизлечимым недугом, за несколько дней до мучительной смерти издал эдикт о прекращении гонений. «Пусть будут христиане», – как бы со вздохом, махнув в отчаянии рукой, провозглашает в своем указе зять Диоклетиана, который, по мнению историков, как раз и был непосредственным виновником и инициатором жестоких и бесполезных гонений. Между тем на Западе империи в 312 году продолжалась борьба за власть. В октябре битва за Рим между императором Запада Константином и – тоже императором – Максенцием вступает в решающую фазу. В канун битвы у Мульвианского моста, у самого порога Вечного города, «когда день клонился к вечеру», Константину было пророческое видение. Он увидел «выше солнца» знамение креста с надписью: «Сим победиши» (то есть под этим знаком одержишь победу). Наутро он приказывает изобразить крест и монограмму Христа на своем штандарте. Войска его одерживают победу, Максенций убит, а Константин с победой вступает в Рим. А пол года спустя, в марте 313 года, Константин, император Запада, встретившись в Милане с Лицинием, преемником Галерия на Востоке, подписал вместе с ним так называемый «Миланский эдикт», провозгласивший свободу христианской Церкви в Римской империи и означавший историческую победу христианства над язычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Таков был, в кратких чертах, третий ст.-католический конгресс. Какое производит он общее впечатление? Очень хорошее, очень отрадное, отрадное по крайней мере для тех, которые видят в старокатоликах представителей, «поборников», как выразился Св. Синод, православной истины на западе, которые считают сношения с ними – желательными, которые с великой радостью увидали бы воссоединение нашей церкви с восстановленной православною церковью запада. Мне конечно приходилось говорить об этом деле не раз, и притом —145— с лицами различных направлений. За очень немногими исключениями все считают сближение со ст.-католиками, а затем, если то Богу будет угодно, и воссоединение их с нами делом во всех отношениях желательным. Объяснять почему нам следует желать воссоединения с восстановленной церковью запада, которая, при полном тождестве догматов, отличалась бы от нашей лишь обрядами, – с церковью, к которой принадлежат первоклассные богословы запада, я думаю излишне; постараемся понять, почему некоторые люди, говорящие bona fide, желающие блага нашей церкви, могут не желать такого восстановления единства вселенской церкви. Какие могут быть причины такого враждебного отношения к этому делу, причины такого чувства, принимающего иногда довольно резкие очертания? Люди католически настроенные, желающие привести нас к папе, понятно – против такого соединения, ибо оно конечно отделяет нас от папы; понятно, что для людей, проповедующих: «Salus (не reipublicae) Papae summa lex este, такой всход дела не желателен; но нам православным, он – и именно по тем же самым причинам – желателен. Я могу признать, что они рассуждают и «optima fide», но нам, понимающим истинные выгоды, нужды нашей церкви, конечно, таким образом рассуждать нельзя. Мы не хуже их видим недостатки нашего положения, не менее их желаем исправить эти недостатки, но считаем возможным исправить их и без помощи папы, собственными нашими силами, не отдавая нашей совести на съедение иезуитам, не надевая на свою Церковь папского ярма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если сопоставлять с чем настоящую жизнь православия, то всего приличнее сравнить ее с жизнью здорового, но не вполне развитого организма в противоположность с болезненными, но вполне развитыми, с изжившимися, но за то много пережившими, испытавшими себя на всех путях, жившими лихорадочно-напряженной жизнью, организмами католичества и протестантства. Впрочем, говоря таким образом, не нужно забывать одного. Крайности, как известно, всегда выражаются в более энергической форме, чем нормальное развитие. Процесс нормального развития всегда идет спокойнее и ровнее, не представляет такого напряжения жизни, какое свойственно развитию ненормальному. Вот почему, может быть, приписывают обыкновенно православию более неразвитости и неподвижности, чем сколько следует. В заблуждение здесь отчасти вводит наблюдателя ненормально усиленный ход жизни католичества и протестантства, в контрасте с которым резче, чем на самом деле, оттеняется задержанность развития православия. Кроме того в самой этой задержанности православного направления, как бы велика она ни была, есть такая сторона, с которой факт представляется в лучшем свете, нежели как это может казаться с первого взгляда. Бесспорно – застой, отсутствие энергии – недостаток. Но несомненно также и то, что в этой безусловной верности православия всему древнему есть нечто далеко не бесполезное для будущности всей христианской Церкви. Католичество и протестантство, совершив круг своего развития, каждое по принятому им направлению и дойдя до крайних результатов, до полного обнаружения своей односторонности, необходимо рано или поздно должны придти к отрицанию тех начал, которые положены были в их основу и которые оказались несостоятельными. Признаки подобной реакции католической и протестантской мысли заметны даже в наше время. Но отрицанием долго жить нельзя; нужно на чём-нибудь остановиться. Обратятся, как уже и теперь начинают обращаться, к прошедшему, к христианской древности. И тут-то пред лицом Запада откроется, как и теперь уже начинает открываться, поразительное сходство того, что есть теперь в православии, с тем, что было в Церкви вселенской до её распадения. Православная церковь должна тогда явиться для Запада живой истолковательницей прошедшего. И чрез это самое насколько должно облегчиться великое дело воссоединения христианских церквей! Православие должно тогда привлечь к себе взоры, симпатии всех и стать посредником между враждующими и друг другу противоположными церквами, сектами и религиозными направлениями Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Национальные архетипы складываются на основе традиций, сакрализуются традиционными религиями. Как врожденные универсальные предсознательные психические предрасположенности, часть коллективного бессознательного, архетипы лежат в основе традиций и традиционных ценностей, они делают невозможным для любой революции или реформы в одночасье изменение психологии и духа народа. Политическим революциям, результаты которых закрепляются законодательно, предшествуют изменения духа народа, его мировоззренческих предпочтений. Еще в 2019 году В.В. Путин призывал Запад обратить внимание, что даже во времена холодной войны были «хотя бы какие то правила, которых все участники международного общения так или иначе придерживались или старались придерживаться. Сейчас, похоже, правил вообще не существует». Глава России остался неуслышанным. Российской Федерации в 2020 году на конституционном уровне и в 2022 году военно-стратегически пришлось принимать меры самозащиты. Русская идея – национальная идея России – формировалась в глуби веков и не меняется на протяжении многих столетий. Рожденные религиозно-нравственными учениями идеи любой нации веками сохраняют свои следы в психике многих сотен миллионов людей. И Русская идея историософски является константой, предопределяющей порождение в разные эпохи явлений хотя и разных по фактическому воплощению, но тождественных по своей сущности. В отличие от Запада и Востока России удалось придать развитию общества формат коллективного преображения человека. Жить достойно во имя Спасения. Именно здесь кроется ключевая проблема ценностного самоопределения России, духовное отличие Русского мира не только от Запада, но и от Востока. Если идеология Запада развивалась на унаследованном от античности антропоцентризме, что базисно для политического либерализма и частного права, то русская идея по О. Шпенглеру как «апокалиптический бунт против античности» выражается в коллективистском и патерналистском характере русской ментальности, который только и формировал Русскую землю, русскую государственность.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/31/rossiy...

В 1840-42 годах Англия вела войну с Китаем, потому что китайское правительство мешало англичанам продавать наркотики в Китае. По этой же причине в 1856-60 годах Англия и Франция напали на Китай. Обе войны закончились триумфом наркомафии и в истории так и названы - «опиумные войны». Оценивая исторический факт, когда две ведущие европейские державы посылали войска на длительные войны, заставляя свои народы отдавать молодые жизни за интересы наркомафии, мы должны понять, какие силы через массовые СМИ в интересах Запада, ведущего против России холодную войну, навязывают нам путь к вымиранию. Объявив равное право на пропаганду добра и зла, Запад со второй половине ХХ века фактически отказался от достижений созданной им великой европейской культуры и после свершения секс-революции становится варварским. Но, сползая в отхожую яму антикультуры, он изрыгает свою нравственную гниль на весь мир. Россия уже сильно пострадала от нашествия западных варваров, ведущих с нами информационную войну. Именно с Запада пришла к нам разрушающая общество сатанинская секс-революция, развалившая миллионы семей, извращающая духовную сущность человека, калечащая целые народы. Именно западная киноиндустрия порно-фильмов и фильмов, воспитывающих жестокость и насилие, порождает неуклонный рост молодёжной преступности, укрепляя мир криминала. В США официально признана церковь сатаны, в которой вторым по значении праздником считается хэллоуин, отмечаемый массово. Известно, что среди последних президентов сверхдержавы, диктующей человечеству свою волю и свои нравы, оказались нравственно падшие личности. Существуют старинные бытовые понятия - культура и бескультурье, а также понятие - расхританность (был со Христом, но расхристался). Запад расхристался. И ушел от культуры даже не в бескультурье (ибо культура быта там на высоте), но - в антикультуру. Уточним это понятие. Культура помогает сохранять жизнеспособность человека и общества. Антикультура - ведет к гибели. Мы говорим не о материальной культуре, поскольку молоток, колесо, автомобиль, канализация не имеют отношения к человеческой совести, их равно используют и честные и нечестивые люди.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/04/...

В удостоверение чего настоящий акт составлен 26 Мохаррема 1307. (Записи, находящиеся на обратной стороне копии акта): Для копии, соответствующей регистрации. Мохамед Хоршид. 3. Налоговые сборы за копию вакуфного акта, полученную из реестра – 675 пиастров. Сумма в 675 пиастров получена 3 ноября 306 (1890). Кассир: Рафаель Кагиль. Главный бухгалтер из Иерусалима:/нет подписи/ Верность (французского) перевода удостоверена. 1-й Драгоман Генерального Консульства/подп./Хомси. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 4, л. 4–13. 62. Купчая крепость на место в Айн-Кареме (Горнем Граде Иудовом) Иерусалим, 11 ноября 1889 г. Перевод с арабского. Копия. Удостоверяю верность нижеизложенного, (подпись) Эс-Саид-Мухаммед Тагир-эль-Халеди, Наместник Судьи г. Иерусалима. (М. П.) Перед Судом и в присутствии Наместника Судьи, печать и подпись коего выше значатся, явился г. Яков, драгоман Архимандрита, Духовного Главы Русского Правительства в Иерусалиме, о котором сказано будет ниже, (Яков), сын Георгия, сына Ивана-эль-Халеби, грек, турецкоподданный 91 , и заявил, подтвердив свободно и добровольно (своё заявление) свидетельскими показаниями, удовлетворяющими всем требуемым законом условиям: что все произрастания из плодовых деревьев различных пород (маслина и др.), находящиеся на пространстве старых западных полей, на земле деревни Айн-Карем, прилежащей с запада к южным развалинам монастыря, окружённых оградою со всех 4 сторон, известных под названием «Масличных полей» и ограничиваемых с юга владениями Субани и землями Абд-ур-Рахима и Мухаммеда, сыновей Давуда, жителей сказанной деревни; с востока – землёю детей бывшего Муфтия, которая составляет часть второго поля, третьего – ниже помянутого и развалинами вышесказанного монастыря, считая и площадь, примыкающую к стене сего монастыря, в каковой стене имеется дверь; с севера – общественною дорогою; с запада – владениями детей Ати и Измаила Наван, и Али-эль-Хадж, и детей 92 , жителей названной деревни, и что все строения старого западного дома, находящегося вне деревни, но в пределах названного поля, каковой дом имеет 2 этажа, – нижний состоит из двух смежных комнат, большой комнаты, кончающейся галереей, кухни и цистерны для накопления дождевой воды; верхний этаж – из двух смежных комнат и маленькой комнаты с галереей и открытым балконом и с законными удобствами, – (дома), ограничиваемого с юга сказанным полем, с востока – площадью, примыкающею к стене развалившегося монастыря, в которой проделана дверь; с севера и запада – помянутым полем, причём сей дом и сказанные деревья стоят на земле, составляющей вакф во имя Святого Абу-Медия Фаут и несущего повинность хикр в 20 пиастров ежегодно, в пользу сего вакфа,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Послание это – прекрасное, истинно апостольское; но спрашивается, как Христолюбивые народы Запада могут ознакомиться с его содержанием? Ведь не станут же богословы Латинской церкви переводить и печатать на страницах своих журналов это Послание? Им гораздо выгоднее замолчать его. Не станут печатать его и в протестантских журналах; потому что хотя оно направлено собственно против новшеств Римской церкви, но некоторые из этих новшеств, как, напр., учение об исхождснии Святого Духа и от Сына, приняты и протестантами, и притом протестанты не любят православных не меньше, нежели латинян. Таким образом Патриаршее Послание, обращенное к народам Запада, не дойдет до них. Они не только не узнают содержания его, но не услышат и о самом существовании его. А если бы Православная Церковь имела свой печатный орган на Западе, издаваемый на общераспространенном, т. е., французском, языке, то Патриаршее Послание было бы напечатано на страницах его и не было бы гласом вопиющего в пустыне для народов Запада. Кстати напомним, что за границей уже был издаваем православный журнал; разумеем L» Union Chretienne (Христианское единение), который в шестидесятых годах издавал в Париже настоятель тамошней православной церкви Протоиерей Иосиф Васильевич Васильев. Мы не знаем, имел ли этот журнал успех, или нет. Но нас не должно смущать, если он даже и не имел успеха. Отношение Франции к России в шестидесятых годах было совершенно противоположно тому отношению, какое она имеет к России теперь. Тогда Франция питала к России нескрываемую неприязнь и презрение и шумно заявляла сочувствие и поддержку мятежническим движениям Польши против России; а теперь во всей Франции не найдется ни одного Француза, который осмелился бы публично заявить свое сочувствие Польше и неприязнь России. Мы, однако, не скрываем, что православный богословский журнал за границей широкого распространения иметь не будет. Еще менее мы можем обольщать себя надеждой, что латиняне станут переходить в православие, если Православная Церковь будет предпринимать усиленные меры к их обращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В этом – основной смысл наших межхристианских контактов, сношений, а также нашего участия в экуменическом движении и во Всемирном совете Церквей. В духе такого православного понимания отношения к инославным и руководствуясь соображениями «православного экуменизма» (по выражению о. Георгия Флоровского 277 ) наша Церковь все свои межхристианские сношения и богословские беседы с отдельными неправославными братьями всегда проводила в духе братской любви, однако на основе верности и внутренней целостности нашего свидетельства о вере, жизни и Предании Древней Церкви, не смущаясь трудностями и частыми препятствиями, строго православно, но с присущей Православию «пастырской икономией, оскудевающе восполняющей». Эта «пастырская икономия» особенно была нужна ввиду того, что исторически сложившаяся в нашем народе подозрительность к «западным еретикам» осложняла наши отношения к инославному Западу и создавала трудности нашему свидетельству. ЧАСТЬ IX. Исторические причины, осложнившие отношение нашего народа к неправославным Запада как к «еретикам» Исторически так сложилось, что при появлении в Церкви ересей и расколов именно Вселенские и Поместные соборы определяли истинно православное учение (догматические оросы), они объявляли ложное учение ересью, а распространителей такого учения – еретиками и в случае упорства отлучали их от Церкви, т. е. от церковного общения – евхаристического, молитвенного и даже бытового. После разделения Церквей (1054) Православные Церкви и их верующие стали жертвами политической и религиозной агрессии (наступлений и завоеваний) и с Востока, и с Запада: с Востока – постоянное наступление ислама (арабские завоевания, турецкое иго, татарское иго и т. д.), а с Запада постоянно наступала Католическая Церковь (немцы, крестоносцы, поляки, уния и т.п.). Затем господство протестантско-немецкого влияния, начиная с реформ и ломки церковной жизни при Петре Великом. Этот процесс шел параллельно с отрывом аристократической, дворянской и интеллигентской верхушки от народа, с шоком, вызванным прокатолической политикой императоров Павла I и Александра I, с развитием западных атеистических и революционных симпатий и движений в русском обществе второй половины XIX и начала XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1992 году Преображенская церковь в Коренево была вновь передана православной общине верующих, и с тех пор ее великолепный барочный облик, за исключением утраченной нарядной ограды с колокольней, был восстановлен в прежнем виде. Церковь Спаса Преображения выстроена в стиле позднего барокко - представляет собой низкий приземистый восьмигранный от основания двухсветный объем, увенчанный лучистой строительной кровлей и глухим деревянным барабаном. С севера и юга храма устроены дверные проемы. С востока и запада к храму примыкают равновеликие прямоугольные в плане алтарь и бывший притвор, к которому пристроена в 1913 году трапезная. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Преображенская церковь в Коренёво. Усадьба Коренёво (Кренёво-Спасское) по старому административному делению входила в состав Московского уезда. В XVII-XVIII вв. Коренёво принадлежало вотчинникам Нарбековым. С 1691 г. здесь находилась деревянная церковь Преображения. В 1762 году по прошению А. В. Нарбекова было получено разрешение на строительство каменной церкви. В 1777 г. новая церковь была освящена. В 1794 г. вокруг церкви возвели кирпичную ограду с надвратной колокольней. Имение Коренёво последовательно переходило от А. В. Нарбекова к Левашовым (1794 г.), Поляковым (1828 г.), Долгоруковым (1852 г.). С конца XIX в. до 1917 г. имение принадлежало Оболенским. В 1858 г. в храме вновь были расписаны стены, обновлена живопись, резьба и позолота на всем иконостасе. В 1913 г. с запада церкви пристроили небольшую трапезную. Церковь Преображения Господня выстроена в стиле позднего барокко. Собственно храм представляет собой низкий приземистый восьмигранный от основания двухсветный объем, увенчанный лучистой строительной кровлей и глухим деревянным барабаном. С севера и юга храма устроены дверные проемы. С востока и запада к храму примыкают равновеликие прямоугольные в плане алтарь и бывший притвор, к которому пристроена в 1913 г. трапезная. Под трапезной частью сделан небольшой подвал для устройства отопления.

http://sobory.ru/article/?object=01146

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010