Это трагедия вселенского масштаба - раскол Церквей - стала краеугольным камнем в отношениях Западной цивилизации и Византии, а затем и Руси. С этого момента растущая ненависть Запада к Востоку обуславливалась не только религиозными разногласиями, но и политическими - желанием франкских, а затем и германских правителей возродить Западную Римскую империюпутем подчинения себе Восточной части. Закончилось все разграблением Константинополя крестоносцами во время четвертого крестового похода в 1204 году. После падения Византии, когда западные христиане попросту бросили её на растерзание османов, все взоры Запада устремились на Русь, как на преемницу Византийской Империи, принявшую Православие. Выбор князя Владимира не только определилдальнейшее развитие Руси, но и, по Божьему Промыслу, вручил защиту неискаженного истинного христианства в руки Руси - государства, имеющего для этого необходимые природные и человеческие ресурсы. В 1520 году старец Филофей оформит выбор князя Владимира в религиозно-философскую идею, получившую название « Москва - Третий Рим». Но пока вернемся назад. После восшествия на папский престол Григория VII (1073-1085) обращение России в католичество при поддержки немецких феодалов стало основным приоритетом Запада. Вот когда, в действительности,на историческую сцену выходит стратегия «DrugnuchOsten» («Натиск на Восток»). В середине XIIbeka епископ Матвей Крановский призовет к крестовому походу против «русских варваров», положив начало целой эпохе завоевательных войн. Важно отметить, что Киевская Русь, разрываясь между нашествием монголо-татар с востока и крестоносцев с Запада, прекрасно понимала, что главную и смертельную опасность представляет именно Запад. Орда претендовала только на материальные ценности, Запад же пытался поработить Русь духовно в надежде обратить её в свою веру и привить ей новые ценности. Понимая это, великий князь Александр Невский договорился с монгольскими ханами и даже предпочитал выплачивать им дань, выигрывая время и относительное спокойствие за восток государства во имя возможности датьотпор нашествию Запада.Наравне с военной и духовной агрессией в виде «окатоличевания»Руси Запад и в интеллектуальной культурной сфере всячески пытался демонизировать сам образ России, ее правителей, её народа в глазах народонаселения своих и других государств.Так пишет в своей книге «Запад-Россия.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/30/...

Обращений было много: Афанасий Великий , Евтихий, Иоанн Златоуст , Флавиан Константинопольский. 717 Одной из причин обращений к папе со стороны видных иерархов востока было то, что только Римский епископ мог созвать большой собор. Причем обращались часто епископы, занимавшие высокое положение в своей церкви и им некуда было апеллировать на месте. 718 Участие Востока в делах Запада Невмешательство Востока в дела Запада представляет собой резкий контраст с участием Рима в делах Востока. Нет ни одного вопроса жизни на Западе, который был бы решен под влиянием восточных церквей. Даже пелагианский спор был решен без участия Востока, хотя пелагиане прямо апеллировали к суду восточных епископов. На апелляцию отозвались только Феодор Мопсуэстийский и Несторий! Такое отношение «могло быть для западных христиан красноречивым фактическим уроком не тему: «Roma locuma est, causa finita est». Нечего ждать откуда-нибудь поддержки против римскаго приговора; остается только или покориться, или вести борьбу на собственный страх и не на легальной почве». 719 Одной из причин невмешательства была тяжелейшая борьба с ересями на востоке. Вопросы запада не имели такого серьезного значения. Восток практически не был знаком не только с нарождавшейся теорией папизма, но и не был в курсе событий, происходивших в западных церквах. Константинополь не имел своих представителей (апокрисариев) в Риме – они там были немыслимы. 720 Незнание положения на западе было настолько сильным, что, дорожа отношениями с Римом, как возможностью общения со всей западной церковью, не знали, что не все западные церкви находятся в общении с Римом. В результате в Галлии и Испании даже образовалась оппозиция V Вселенскому Собору, которая, правда, не дошла до схизмы, но испанские соборы VI и VII веков игнорируют V Вселенский Собор. 721 Сношения востока с местными западными церквами со временем практически прекращаются. 722 Выводы «... обстоятельства сложились так, что запад в лице Рима изъявлял желание контролировать церковную жизнь востока, а последний должен был противиться этому. Восток же не вмешивался в жизнь запада не по нравственным только причинам, но и по равнодушию, а главным образом по крайнему неведению обстоятельств церковной жизни запада. В отношениях восточных и западных церквей исторически установилось неравенство, и лишь в пользу одного Рима». 723 Конфликты Восточных и Западной Церквей. Спор о титуле вселенский

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Однако, скажут нам, папы не только управляли своей Римской церковью, но, несомненно, оказывали большое влияние и на дела общецерковные. Мы не отрицаем этого; но это не было главенство над Церковью. Римские епископы имели большее влияние на дела общецерковные, чем епископы других важных поместных церквей, потому, что престол их был в столице, что церковь их была столичной, а не провинциальной церковью. Столичность этой церкви давала ей и ее предстоятелям некоторые преимущества перед поместными церквами провинциальными и перед их предстоятелями. Тем не менее не все папы имели влияние на общецерковные дела, а только наиболее знаменитые, напр., Лев и Григорий Великий , причисленные к лику святых. Один пример покажет, как велико было влияние на дела общецерковные пап, отличавшихся высокими личными достоинствами, и как, напротив, папы, не обладавшие выдающимися способностями и не оказавшие особенных услуг Церкви, не имели никакого влияния на общецерковные дела. Папа Лев через свое Послание и через легатов оказал большое влияние на деятельность Четвертого Вселенского Собора, благодаря своим высоким личным качествам 45 . Напротив, папа Вигилий, не имевший достоинств Льва оказался даже в унизительном положении в своих отношениях к Пятому Вселенскому Собору: Вигилий не желал, чтобы был созван этот собор, а собор состоялся; Вигилий не пошел на собор, а собор обошелся и без его присутствия; Вигилий не желал осудить тех, для осуждения которых собор был созван, а собор осудил их, осудил и не желавших осудить их. Каким образом, спросят нас, папам удалось подчинить себе все западные церкви, которые, рано или поздно, а признали его своим главой? Подчинение церквей Запада папе не служит ли доказательством, что папа всегда был главою Церкви? Подчинение папе всех западных церквей произошло постепенно, благодаря стечению многих благоприятных обстоятельств. Рим в течение многих веков превосходил все города Запада, как в государственном, так и в церковном отношении. Рим был столицей Запада, и это возвышало Римскую церковь и римских епископов над всеми прочими церквами Запада и над их предстоятелями. Римская церковь на Западе была древнейшей и несомненно апостольской церковью. Возвышению Римской церкви и ее предстоятелей над прочими церквами Запада и над их престолами благоприятствовало то обстоятельство, что другие знаменитые и древнейшие церкви на Западе по некотором времени пришли в совершенный упадок вследствие несчастных политических обстоятельств. Так, знаменитая в древности Карфагенская церковь была разрушена до основания и уничтожена нашествием мухаммедан, и они же нанесли смертельный удар церкви испанской. Церкви же Галльская, Германская и Британская возвысились только в позднейшее время, когда владычество пап над западными церквами уже было упрочено, и притом эти церкви уступали Римской во многих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Захватнические тенденции резко осложнили отношения с Римской Церковью, немало способствовали разрыву отношений между Востоком и Западом, правда, это разрыв был неизбежен. От этой тенденции Константинопольский патриархат не может освободиться до сих пор, хотя и снова вернулся к изначальному состоянию ничтожества. Стремление держать в своей юрисдикции православную диаспору мешает росту Поместных автокефальных Церквей и нарушает межправославное согласие. Особенности централизации церковного управления на Западе после разделения империи Западная часть Римской империи в отношении церковного управления отличалась от восточной тем, что там была только одна большая Церковь – Римская, а других самостоятельных церквей было меньше. На церковный строй Запада огромное влияние оказали принципы, заложенные в идее государственного устройства Римской империи. Распространение правовой власти Римской кафедры на Церкви Запада происходило среди народов, сроднившихся с мыслью о первенствующей роли Рима. 691 Римские епископы имели огромный общепризнанный авторитет в христианском мире, выступали в роли первого иерарха. Для большей части Западных Церквей это была Матерь Церковь . Предание о происхождении некоторых Церквей Запада с Востока было забыто к началу V века. К этому же времени уже устоялся миф о том, что во всей Италии, Галлии, Испании, Африке проповедовал только Апостол Петр. 692 Раннее появление учения о Римском примате и его принятие рядом Церквей Запада ослабило основания для борьбы местных Церквей за свою автокефалию. Борьба за самостоятельность велась не на почве твердых логических оснований, а на основании фактического положения дел. 693 Все вышеприведенные факторы способствовали распространению правовой власти Римской Церкви на все Церкви Запада, в результате чего к VII веку почти полностью завершился процесс объединения всех Западных Церквей под юрисдикцию Рима. У многих сложилось совершенно необоснованное мнение, что Римская Церковь была самой большой не только в отношении количества христиан, но и в территориальном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

46. Ответ на 45., Субъект: Ну, вот: в Бенгази прошли демонстрации населения с требованием разоружения групп местных ополченцев - джихадистов, исламистов и т.п. вот-вот, и я о том же. важно, когда находится сила, способная остановить. лучше, конечно вовремя, но главное не поздно. и не давать им рулить. ЗЫ янки, гоу хоум 45. Re: Гумер Исаев: «Это очередной вызов либерального Запада по отношению к традиционным культурам» Ну, вот: в Бенгази прошли демонстрации населения с требованием разоружения групп местных ополченцев - джихадистов, исламистов и т.п. Некоторые демонстрации даже закончились разгромом штаб-квартир ополченцев. 44. Re: Гумер Исаев: «Это очередной вызов либерального Запада по отношению к традиционным культурам» Потомок подданных Императора Николая II, я не думаю, что во время учебы в советской школе свои заметки в стенгазете Вы подписывали именем " потомок подданных императора... " . У Вас не было достаточно свобод, прав и возможностей для этого... 43. Ответ на 40., Субъект: НРудовский: Кстати, с Вами можно как-то приватно списаться? Субъект: Можно, конечно. Попросите редакцию РНЛ послать на мой e-mail ваш адрес. Гармодий и Аристогитон. Отважные борцы за " права человека " . Полюбили друг друга. 42. Re: Гумер Исаев: «Это очередной вызов либерального Запада по отношению к традиционным культурам» Вообще-то в Алжире все 90-ые годы шла гражданская война, причем в горных районах до сих пор стреляют иногда. 41. Re: Гумер Исаев: «Это очередной вызов либерального Запада по отношению к традиционным культурам» конечно не смог посмотреть это... (не на этом сайте будь сказано) но общее представление поимел у меня возникла устойчивая картинка: сидят чернявые бородатые хлопцы на ящиках с патронами, между ног АКМы, и дуют косяки в полной готовности спровоцироваться, кто успеет первый их спровоцировать получит бонус в виде 50 кг тротила или ракеты класса земля-посольство. если бы все так реагировали на провокации человечество уже давно бы сомоуничтожилось. все всех провоцируют, но не все поддаются на провокации при современном развитии техники любой дебил в состоянии выложить в нет все что угодно. но всегда и везде есть ребята,готовые поддаться на провокацию и есть ребята, которые управляют процессами имхо все эти фундаменталисты-исламисты- и прочие вахабиты имеют к исламу такое же отношение как ваши скинхеды к православию и наши нацики к христианству вообще шутка ли сказать, в северной Африке уж лет сорок не было войн, а в Азии какие то вялотекущие и малокровные - непорядок. сначала хорошенько раскочегарили весь арабский мир, а потом нате вам провокацию. а теперь : ах вы нашего посла убили, так ждите, скоро придем к вам с миром ну вобщем схемка вроде бы понятная

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/18/gu...

Несомненно, в течение многих веков икона считалась особым элементом православного, в основном, предания и духовности, в то время как позиция западного христианства, относительно ее органического внедрения в богослужение и жизнь Церкви, была ошибочно представлена как негативная. На самом деле, такой подход несправедлив по отношению к христианству Запада, органически принявшего икону в духовные запросы верующих, особенно в период до раскола 1054 г. Иконоборческий период на Востоке (726–743 гг.) показал неуклонную верность Церкви Запада общей богословской традиции, касающейся иконы, и VII Вселенский Собор отметил характерно вклад Церкви Запада в преодоление иконоборческого кризиса на Востоке. Православный Центр Вселенской Патриархии–мост общения Православия с Христианством Запада,–высоко оценил важное значение VII Вселенского Собора, поэтому включил в список изучаемых им тем и вопросы, которые приведут – несмотря на последующие изменения – к утверждению общего предания древней нераздельной Церкви Исторические исследования изучающие, в прошлом. события иконоборческого периода стремились найти факты, различающие духовность Церквей Востока и Запада; современный подход, однако, ищет общие элементы христианской традиции относительно почитания священных икон с целью восстановить подлинную историческую реальность и особое значение событий Этот подход становится особо важным в наше время, так как двусторонние и многосторонние богословские диалоги определили в качестве своей цели проявление общих элементов предания и духовности всех христианских Церквей и Конфессий Правильный и не предвзятый подход к вопросу о священности иконы оказывает неоценимую услугу в этом направлении, потому, что любые выводы не заключаются не только в оценке той или другой позиции по отношению к иконопочитанию, но распространяются, прямо или косвенно, и на широкие богословские области христианского предания Это многостороннее богословское и духовное содержание рассматривается в свете объективного подхода не только к иконопочитательному богословскому преданию, но также и к сомнениям иконоборческой богословской проблематики. Именно такой подход раскрывает полнее общую традицию и проблематику Востока и Запада о почитании священных икон в период Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Голицыну. Но в Россию он так и не проник. В письме к Уварову он излагает свои замечательные мысли о миссии православной церкви в России. Письмо очень интересно нам тем, что обнаруживает на Западе мысли, близкие русской мысли. Под многим мог бы подписаться Хомяков. Русские много и часто несправедливо писали о разложении Запада, имея в виду, главным образом, антихристианский Запад. Но Баадер говорит о разложении и христианского Запада и ищет спасения Запада в России и православной церкви. Письмо, написанное по-французски, настолько интересно, что я приведу значительную часть его: «Если существует какая-то особенность, которая характеризует современную эпоху, то это, безусловно, неодолимое стремление Запада к Востоку. В великом сближении Запада и Востока Россия, соединяющая в себе черты этих двух культур, призвана сыграть роль посредника, который предотвратит гибельные последствия их столкновения. Русская Церковь, со своей стороны, в настоящее время, если не ошибаюсь, ставит перед собой подобную цель из-за происходящего на Западе возмутительного и внушающего тревогу упадка христианства; оказавшись перед лицом застоя христианства в Римской Церкви и его распада в церкви протестантской, она принимает, по моему мнению, миссию посредника – связанную более тесно, чем это обычно считают, с миссией страны, к которой она принадлежит. Если мне позволено немного уточнить термины, я бы сказал, что такой упадок христианства на Западе и причины, по которым Русская Церковь оказалась не затронутой этим упадком, сами по себе в состоянии оказывать благотворное влияние на Запад. Вопрос об этом влиянии не надо оспаривать; оно возникает из того примера, который показывает Русская Церковь, из ее доктрины, прочно основанной на церковной науке, от которой так далек римский католицизм, с заложенным в нем принципом разрушения и со своей наукой, враждебной вере… Французы взяли за основу и впитали в себя разрушительный принцип революции, а философы взяли за основу картезианское сомнение, которое по сути своей не лучше скептицизма… Я был первым и до сих пор остаюсь практически единственным человеком, который обнаружил эту главную ошибку современной философии; я показал, что все философы (за исключением Лейбница), начиная с Декарта и его последователя Спинозы, исходили из принципа разрушения и революции в отношении религиозной жизни, из принципа, который в области политики породил конституционный принцип; я показал, что кардинальная реформа невозможна, если только она не будет проходить и в философии и в политике.

http://predanie.ru/book/69716-sudba-ross...

– Благодарю Вас, – отозвался также с чувством о. Иоанн на мои слова, – что Вы не забываете главного и существенного. Не забывайте при этом и те многие, многие поколения, отошедшие, в следимых нами движениях востока и запада, в другую жизнь и чающих себе Христова утешения и успокоения от памятования об них нашей веры! Но продолжим начатое. – Между востоком и западом, в самом начале означенных движений того и другого, явилась принадлежащая востоку по своему православию и западу по единовременному с новыми его народами начатию гражданской своей жизни – наша Русь Святая. Чуждая, не случайно, а по самому существу дела, движениям запада, только что означенным нами, происходящим именно по причине односторонностей западного неправославия, – православная Россия естественно своим устройством и жизнью обособилась от западной гражданской жизни. Но, по единовременности своей жизни и развития гражданского с западом, Россия не могла же рано или поздно не войти в столкновение и связь с соседственным западом. И действительно, в то самое время, когда Русская держава достигла уже, в своей особности от запада, единовластительной и самодержавной твердости, запад жестоко дал ей знать себя именно чрез Польшу, принадлежащую западу по вере и вообще по духу народному, но родную и смежную России по национальности 28 . Что же касается отношения России к единоверному с ней востоку, – Россия, воспринимая у него и перенося к себе сокровища православия, не могла много заимствоваться от него в практическом применении начал православия к гражданской жизни и отсюда ко всем средам земной действительности. В этом отношении, суждено России (и благодарение за это благодати Божией!) быть самодеятельной; но первоначальным проявлениям этой ее самодеятельности естественно было более или менее быть инстинктивными, несвободными от тяжелых неровностей, бессильными достаточно оградить себя от практических в гражданстве односторонностей доживавшей Византийской Империи, от которых понемногу и возникло во многих Русских одностороннее воззрение на мирскую жизнь, как на поприще для одних грехов и грешных немощей. В то время, когда это, несогласное с духом и пользами восточного православия воззрение, соединясь с обособлением России от запада, грозило заразить Русских фарисейски-самодовольным и противогуманным духом, – благодать Господа нашла в великом Петре готовое и крепкое орудие на то, чтобы Россию поставить зараз и в братскую связь с народами запада и на великое поприще проводить дух и начала православия, уже сознательно и отчетливо, в гражданские и вообще земные среды, – чего так ждет для своей свободы порабощенный под иго мусульманское страдалец – восток. Так Россия, идя от одного возраста к другому, от детства и юности к зрелости, была движима к назначению послужить и содействовать и востоку и западу к достижению того, к чему движутся тот и другой со своими судьбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Действительно, «вся прошлая история говорила за то, что из собора, составленнаго из восточных и западных епископов, ничего не выйдет, кроме новой ссоры. Настроение Запада именно в момент созвания Константинопольскаго собора и было особенно враждебное. Феодосий, конечно, хорошо понимал это дело» 774 . Но этого мало. Опасность конфликта, естественного там, где разрешаются вопросы не поддающиеся математическому учету, была не так велика как иная опасность, шедшая с того же Запада. Властолюбивый Рим, гордый сознанием чистоты своей веры, привык издавна матерински опекать схизматический Восток, и эта опека рано или поздно могла повести к потере Восточною Церковью своей самобытности. Необходимо было спешить пресечь нарождавшееся зло, и лучшим средством для этого являлось полное игнорирование Запада Востоком при разрешении последним своих церковных нестроений. Так глубоко смотрит на дело проф. Гарнак. В отсутствии западных епископов на Соборе он видит важный симптом назревшего уже желания поставить Восточную Церковь вне опеки Запада и дать ей прежнюю независимость в делах веры 775 , недостаток чего уже чувствовался на Антиохийском Соборе 379 г., который принужден был согласиться с постановлением Римского Собора. Нетрудно понять, что дальнейшее поступательное развитие этих отношений грозило серьезною опасностью для Восточной Церкви: рано или поздно ей пришлось бы склониться к подножию римского апостольского престола. Эту опасность хорошо сознавали Феодосий и Отцы, собравшиеся в Константинополь: они ясно видели, что необходимо положить начало моральному освобождению Востока от Запада 776 . Вот почему «Феодосий, как скоро он ориентировался в восточных делах, – говорит Гарнак 777 , – стал на сторону тогдашних ортодоксов; он желал уничтожить арианство не через Запад, а чрез православную силу Востока». Сознанием Отцов Собора начинает овладевать идея сравнительного превосходства Востока пред Западом на том простом основании, что «с Востока вышел Сын, просиял Бог , пришедший во плоти» 778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь:/се бо приидоша к тебе,/яко богосветлая светила,/от запада, и севера, и моря,/и востока чада твоя,/в тебе благословящая Христа во веки. Подними очи твои, Сион,/и вокруг посмотри:/ибо вот, сошлись к тебе,/как божественно сияющие светила,/от запада, и севера,/и моря и востока дети твои,/благословляющие в тебе Христа вовеки. Подними твои глаза, Сион, и посмотри вокруг, ибо вот, пришли к тебе источающие Божественный свет, словно светила, с запада и севера и от моря и с востока чада твои, в тебе благословляющие Христа во веки. Возведи взоры твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к тебе как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки. Данный тропарь содержит парафраз следующих слов пророка Исаии – «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут» ( Ис 60:4 – входит в состав 2й паремии Литургии Великой Субботы) и «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим» ( Ис 49:12 – входит в состав последней, 13й паремии Литургии навечерия Богоявления). Понятен интерес к теме Сиона и Иерусалима подвизавшегося в обителях Святой земли преподобного Иоанна Дамаскина. Но, разумеется, речь идёт не только и не столько о земных Сионе и Иерусалиме, сколько о Иерусалиме Небесном, «сходящем свыше» (см. Откр 3:12, 21:2 ). Эта тема получит своё дальнейшее развитие в ирмосе 9й песни. Под чадами Сиона, собирающимися к Небесному Иерусалиму, преподобный Никодим в своём толковании понимает тех, кто оправдался через веру и Святое Крещение. Светилами они называются в соответствии с евангельскими словами «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф 13:43 ), восходящими к пророчеству Даниила о том, что в Последний Великий День воскресения из мертвых «разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан 12:3 ). Песнь 8, тропарь 3 (троичен)

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010