Русский народный характер воспитался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека и является почти непременно отпадением от России. Россию можно представить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без Церкви. Сущность русской народной болезни и можно усматривать в том, что часть русского народа тяжело согрешила против Церкви, отошла от Церкви, вышла из-под ее руководства, потеряла связь с жизнью церковной. История русского идейного раскола может подтвердить много раз это общее положение. Но кто соблазнил русских людей на грех и как произошло в России отпадение от Церкви? Это отпадение от Церкви произошло под влиянием Запада, уже давно отпавшего от Церкви. Это именно Запад соблазнил русских людей высокомерно относиться к Православной Церкви, даже ее презирать, - и в этом можно видеть самое вредное и пагубное влияние Запада на русскую жизнь. То правда и, может быть, неоспоримо, что с внешней стороны русская жизнь многое получила от Запада, но так же несомненно и то, что душа русская получила от Запада тяжелую и болезненную рану, которая горит и не дает покоя русскому человеку доселе. До Петра русский народ от верху до низу был одинаково православным и церковным. Это было одно церковное общество, церковное тело. Церковь была для него верховным авторитетом и самой высшей ценностью. " Освященный собор " высших иерархов был ближайшим советником московских царей даже и в делах государственных. Вся преобразовательная деятельность Петра направлена была к унижению Церкви и к подрыву ее силы и авторитета. Прежде в московском Кремле митрополит или патриарх был " отцом и богомольцем " , иногда " собинным другом " и всегда почти советником князей и царей. Первый русский император уничтожил и самое патриаршество, заменив его небывалой синодальной формой церковного управления. Сколько бы ни писалось в Регламенте о преимуществах коллегиальной формы правления пред единоличной, там не только чувствуется между строк, но и положительно высказана главная цель предпринимавшейся церковной реформы. Эта цель в том, чтобы для народа никто не стоял рядом с царем, чтобы государственная сторона жизни стала на первом месте, а Церковь отошла в сторонку, потеряла свою самостоятельность и подчинилась государству, так что монарх становится крайним судиею духовной коллегии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/223/...

   Поскольку Православие, таким образом, постепенно пустило новые корни на Западе и снова стало «туземным» на этих землях, среди обратившихся, естественно, увеличился интерес к раннему православному наследию Запада, и в частности, к святым и Отцам ранних веков христианства, многие из которых не меньше своих восточных собратий тех же столетий, и которые все дышали и благоухали истинным христианством, столь трагически утраченным поздним Западом. Любовь и почитание этих западных святых архиепископом Иоанном (Максимовичем) (1966 г.) особенно способствовали пробуждению к ним интереса и облегчали их, так сказать, «возвращение» в главное русло Православия.    С отношением к большинству святых Запада проблем не возникало; по мере того, как заново открывались их жития и писания, возникала лишь радость среди православных. Они обнаруживали, что дух Восточного христианства во всей его полноте был некогда столь присущ Западу. Действительно, это лишь служит добрым предзнаменованием для продолжающегося развития здорового и гармоничного Православия на Западе.    Тем не менее, в связи с отношением к некоторым Западным Отцам возникали определенные «осложнения» по причине, главным образом, догматических споров ранних веков христианства; оценка этих Отцов Востоком и Западом была различной, и для православных существенно важно понимать их значение в глазах Православия, а отнюдь не в глазах позднейшего римо-католичества.    Наиболее выдающийся из этих «спорных» Отцов Запада, несомненно, блаженный Августин, епископ Иппона, что в Северной Африке. Почитаемый на Западе как один из величайших Отцов Церкви и как великий «Учитель благодати», на Востоке он всегда вызывал некоторые оговорки. В наши дни, особенно среди западных людей, обращенных в Православие, появились два противоположных и крайних взгляда на него. Приверженцы одного из этих воззрений, следуя римо-католическому пониманию, усматривают в его значении как Отца Церкви нечто большее, нежели признала ранее Православная Церковь; в то же время, другой взгляд имеет тенденцию к недооценке его православного значения, заходящую слишком далеко, вплоть до того, чтобы называть его «еретиком». Оба эти взгляда — западные, не укорененные в православной традиции. Православный же взгляд на него, последовательно проводимый в течение столетий святыми Отцами Востока, равно как и Запада (в ранние века), не следует ни одной из этих крайностей, но представляет собой уравновешенную оценку блаженного Августина, с должным признанием как его несомненного величия, так и недостатков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3878...

Общество и политика – это одна монета с двух сторон. Когда Церковь стала отделена от государства после событий 1917 года, то тогда в фундаменте, на котором строилось успешное государственное строительство русской цивилизации, была вынута «арматура» и, по сути, включился процесс «воспитай детей своего противника и завоевывай страну». Что впоследствии вторая часть фразы при высоком пике «равнодушия» без должного духовно-нравственного воспитания стала возможной уже ближе к 1991 году: люди политикой (а значит судьбой Родины и будущим своих детей) не интересовались, духовно стали далеки от братско-сестринской христианской любви друг к другу, «идеология» «моя хата с краю, ничего не знаю» достигла пика, де факто на дворе стоял т.н. духовно-нравственный кризис. Как известно, в 1991 году СССР потерпел поражение в Холодной войне и в 1993 конституционно стал колонией запада. Увы, до сих пор в конституции имеют место быть пять стратегических для запада колониальных статей, к сожалению, для нас. Этим по условиям и под соусом пропаганды мы не должны как бы интересоваться политикой, чтобы не включить освободительный процесс своей нации (согласно Гл. 1, ст. 1, п. 2 Устава ООН «… на основе … принципа … самоопределения народов… ) и тем самым должны «не понимать» почему с 1991 года были не только лихие 90-е, та же Чеченская война, но и до сих пор продолжающиеся «чудеса» внутренней и социальной политики, так влияющих на жизнь самого общества собственно, и мн. другое. Оказались и оказались в такой «ситуации». Что делать? 1. На федеральном уровне необходимо наделение В.В.Путина чрезвычайными полномочиями. Так жаждуемая обществом чистка т.н. пятой колонны и качество элит и управленческого класса без этого, оказывается, невозможна. Как сказала Мария Захарова И.С.Ашманову на одном из мероприятий, что «Идёт борьба элит». То есть, все хотелки общества по реализации любых повесток внутренней и социальной политики в этой ситуации затруднительны. Например, многие ломают голову, почему не принимается долгожданный единый федеральный закон в отношении многодетных семей, несмотря на то, что о нём неоднократно патриарх Кирилл просил В.И.Матвиенко и федеральные власти. А этот закон явно не в интересах запада – ибо вдруг после него в России зарожают, а каждый ребенок – это укрепление России завтра! А у запада стратегическая цель ослабить Россию изнутри, в том числе по средствам активного ослабления демографии , внушения методов психологической стерилизации и т.д.). Список, казалось бы, непробиваемых, но важных для общественности и национальной безопасности, вопросов можно продолжать до бесконечности. Увы, пока они под «бетонной стеной».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/14/o_...

Что касается почитания святых, не внесенных в календарь, то в истории Православия в разные времена и в разных странах это толковалось неоднозначно. Общего правила нет. Ждать, пока их “официально” прославят, бессмысленно (особенно удручает это тех, кто любит святых). Да никто никогда и не ждал. Обычно список местночтимых святых (или святых иных Православных Церквей) просто добавлялся к календарю без вящих формальностей. Но из моих слов не следует, что можно почитать кого угодно, – и о некоторых святых Запада до его откола у нас имеются невыясненные вопросы». 1200 У отца Серафима была твердая уверенность в возможности местного почитания тех западных святых, кто жил до отделения Запада от Церкви и чья святость не вызывает сомнений. Сам он особенно почитал святую Схоластику Итальянскую, брат которой, святой Венедикт, видел ее восходящей на небеса после кончины. 1201 В 1976 году, перед поездкой Алексея Янга в Англию, отец Серафим задумался, как бы с большей пользой и шире вести оповещение людей о западном Православии. «Дай нам Господь еще несколько таких плодотворных лет, мы бы с помощью Галлии и ее святых вернули и Англии с Ирландией дух Православия! – писал отец Серафим Алексею. – И заняться этим могли бы Вы! Пусть с Вашего летнего путешествия начнется обретение Англией своего православного прошлого. И пусть поездка Ваша послужит не только Вам, но многим. Молитвами владыки Иоанна да будет Ваша миссия успешной!» 1202 Вот как сам Алексей вспоминает ту пору: «С начала нашего знакомства я подметил большой интерес отца Серафима к Западу до его откола от Церкви. Он непрестанно изумлялся и радовался, как соответствует “тональность” того Запада тональности восточного Православия... Без преувеличения можно сказать, что отец Серафим души не чаял в этой теме! В 1976 году, когда я собирался в Британию, отец Серафим не только подвигнул меня на поиски древних священных мест и усыпальниц, но и сам дал несколько адресов и список кельтских святых, живших до отпадения Запада. У меня предки из Шотландии, так что и во мне течет кровь кельтов. Скорее всего, мне и раньше приходило в голову, что если копнуть поглубже, мои далекие прародители были православными, но до тех пор я как-то об этом особо не задумывался. Отец Серафим меня напутствовал: “Съезди туда, съезди сюда...” – а по возвращении подробно расспросил обо всех святых местах, где мне удалось побывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Поскольку Православие, таким образом, постепенно пустило новые корни на Западе и снова стало «туземным» на этих землях, среди обратившихся, естественно, увеличился интерес к раннему православному наследию Запада, и в частности, к святым и Отцам ранних веков христианства, многие из которых не меньше своих восточных собратий тех же столетий, и которые все дышали и благоухали истинным христианством, столь трагически утраченным поздним Западом. Любовь и почитание этих западных святых архиепископом Иоанном (Максимовичем) (1966 г.) особенно способствовали пробуждению к ним интереса и облегчали их, так сказать, «возвращение» в главное русло Православия. С отношением к большинству святых Запада проблем не возникало; по мере того, как заново открывались их жития и писания, возникала лишь радость среди православных. Они обнаруживали, что дух Восточного христианства во всей его полноте был некогда столь присущ Западу. Действительно, это лишь служит добрым предзнаменованием для продолжающегося развития здорового и гармоничного Православия на Западе. Тем не менее, в связи с отношением к некоторым Западным Отцам возникали определенные «осложнения» по причине, главным образом, догматических споров ранних веков христианства; оценка этих Отцов Востоком и Западом была различной, и для православных существенно важно понимать их значение в глазах Православия, а отнюдь не в глазах позднейшего римо-католичества. Наиболее выдающийся из этих «спорных» Отцов Запада, несомненно, блаженный Августин , епископ Иппона, что в Северной Африке. Почитаемый на Западе как один из величайших Отцов Церкви и как великий «Учитель благодати», на Востоке он всегда вызывал некоторые оговорки. В наши дни, особенно среди западных людей, обращенных в Православие, появились два противоположных и крайних взгляда на него. Приверженцы одного из этих воззрений, следуя римо-католическому пониманию, усматривают в его значении как Отца Церкви нечто большее, нежели признала ранее Православная Церковь ; в то же время, другой взгляд имеет тенденцию к недооценке его православного значения, заходящую слишком далеко, вплоть до того, чтобы называть его «еретиком». Оба эти взгляда – западные, не укорененные в православной традиции. Православный же взгляд на него, последовательно проводимый в течение столетий святыми Отцами Востока, равно как и Запада (в ранние века), не следует ни одной из этих крайностей, но представляет собой уравновешенную оценку блаженного Августина , с должным признанием как его несомненного величия, так и недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/v...

Перевод 1. Сей именитый и святый день, единственный царь и Господь (господин) суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств; в сей день благословим Христа во веки. Перевод 2. Этот желанный и святой день, первый от субботы, царственный и главный, есть праздников праздник и торжество из торжеств. В сей день благословляем Христа вовеки! Перевод 3. Этот именитый избранный и святой день, одна из суббот, царица и госпожа, праздников праздник и торжество есть торжеств, — в этот день благословим Христа во веки. Припев: Христос Воскресе из мертвых. Приидите новаго винограда рождения, Божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки. Перевод 1. Придоше в славный день воскресения, приобщимся новаго виноградного плода, божественного веселия, Царствия Христова, воспевая Его, как Бога, во веки ( Мф.26:29 ; Пс.103:15 ). Перевод 2. Придите, вкусим нового плода виноградной лозы, Божественного веселья, в славный день Воскресения, и примем участие в Царстве Христа, воспевая Его, как Бога, вовеки. Перевод 3. Придите — нового винограда плода, божественного веселья, в славный день восстания Царства и Христа приобщимся, воспевая Его как Бога во веки. Припев: Христос Воскресе из мертвых. Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки. Перевод 1. Возведи взоры Твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к Тебе как богосветлыя светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословящия в Тебе Христа во веки. Перевод 2. Подними очи твои, Сион, и вокруг посмотри: ибо вот, сошлись к тебе, как божественно сияющие светила, от запада, и севера, и моря и востока дети твои, благословляющие в тебе Христа вовеки. Перевод 3. Подними твои глаза, Сион, и посмотри вокруг, ибо вот, пришли к тебе источающие Божественный свет, словно светила, с запада и севера и от моря и с востока чада твои, в тебе благословляющие Христа во веки.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pasxalnyj-k...

е. ново-никейцами 749 . «Мы умоляем, – продолжают Отцы, – и о том, чтобы, когда рассудят среди полнаго собрания, помощь вашего благочестия спопешествовала священным декретам, а затем определить и донести нам, чтобы мы не колебались, но радостные и чистые благодарили Всемогущаго Бога за ваше благочестие» 750 . Спрашивается, оказали ли свое действие эти просьбы? К сожалению, мы не знаем точно времени, когда было получено письмо Quam libet Феодосием, а потому мы не можем вполне правильно оценить значение письма. Факты говорят скорее о том, что просьба Запада не понравилась Феодосию, который избрал местом Собора не Александрию, а Константинополь. Феодосия ждали на Востоке более серьезные дела, чем личные счеты Запада. И если бы Феодосий выполнил просьбу Запада созвать Собор в Александрии, то, замечает Лоофс 751 , на Востоке поднялась бы жестокая рознь. Это было актом умной церковной политики, сообразованной с положением дел на Востоке, что Феодосий созвал Собор в Константинополе 752 . Но чтобы быть вполне беспристрастным, необходимо сознаться, что Феодосий не мог решиться на такой серьезный шаг, как созыв Собора, не встречая сочувствия и поддержки со стороны лиц, близко стоявших к кормилу церковной жизни. Равным образом и письмо западных епископов должно было получить значение для Феодосия доказательства необходимости Собора, и если оно не оказало прямого давления на императора, который был настолько умен, что мог обойтись и без подсказок Запада, то во всяком случае оно являлось хорошей гарантией, подтверждавшей правильность избранного Феодосием средства для умиротворения церковных нестроений. Главным же виновником созыва Собора является бесспорно Феодосий В., так как он один только мог, в силу своей власти, издать такой приказ епископам церкви, лишенной в то время единства. Боязнь навлечь на себя гнев императора и могла только заставить епископов, часто враждовавших между собою, подчиниться воле Феодосия: приказ, исходивший от другого лица, едва ли получил бы действительное значение в их глазах 753 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

106 . Изречение подаяния ежедневных даров в Мемфисе. 107 . Изречение входа и выхода из преисподней среда спутников Ра, знания духов Запада. 108–109, 111–116. Изречение знания духов Запада, Востока, Пе, Депу, Гермополя, Гелиополя. 110 . Начало изречений Полей Яств, изречение выхода днём, входа и выхода в преисподней, занятия места в полях Иалу, пребывания в Полях Яств. 194 117 . Изречение начала пути в Расетау (царство мёртвых). 118 . Изречение приближения к Расетау. 119 . Изречение знания имени Осириса, входа и выхода в Расетау. 123 и 139. Изречение входа в Великий храм (в Гелиополе). 124 . Изречение схождения к циклу Осириса. 125 . Говорится при достижении чертога Правды, освобождении от всех грехов имярека, которые он совершил, созерцании всех богов. 126–127. Книга славословия богов Пещер. Говорится имяреком, когда он подходит к ним, чтобы созерцать этого бога в преисподней. 128 . Славословие Осириса. 130 . Книга подаяния вечной жизни душ в день восхождения на ладью Ра и прохождения запоров преисподней. Составлена в день рождения Осириса. 195 131 . Изречение восхождения на небо рядом с Ра. 132 . Изречение сообщения имяреку возможности ходить кругом, чтобы видеть свой дом. 133 . Книга снабжения духа в преисподней пред лицом Великой эннеады. 135 . Другое изречение схождения к ладье Ра. Говорить при молодой луне в первый день месяца. 136а. Изречение плавания в ладье Ра. 136в. Изречение плавания в великой ладье Ра, чтобы пройти мимо круга пламени. 137 . Изречение зажжения огня в преисподней для имярека. 138 . Изречение открытия доступа в Абидос. 140 . Книга, произносимая во второй зимний месяц в последний день, когда восполнено Око. 141–143. Книга, произносимая имяреком для своего отца или сына в день праздника Запада. 144 . Изречение входа. 145–146. Знание врат дома Осириса в полях налу. 147 . Говорится при достижении первых врат Запада. 148 . Продовольствие духа в преисподней, избавление его от всякого зла. 149 . 150. 14 помещений. 151 . Изречение главы тайн. 196 152 . Изречение построения дома на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

«Действительное различие между богословием восточного и западного христианства кроется не в отдельных догматических положениях, а в коренном отличии подходов к предмету в целом». 34 Чтобы понять, что такое Православная Церковь , нужно увидеть православный подход к богословию. Часто мысль о самой возможности существования иного подхода к богословию поражает христиан Запада своей новизной (и даже еретичностью). Предпосылки, определяющие подход к богословию западных Церквей, редко становятся предметом обсуждения, в результате чего происходит строгая фильтрация любых попыток богословского анализа Священного Писания . Эти предпосылки едины для Церквей Запада, как Римо-католической, так и протестантских. Видоизменяясь в различных конфессиях, по ориентации они всегда остаются западными. Это то, что имел в виду Алексеи Хомяков, когда говорил: «... у всего Запада одна данная: «А»; вся разница в том, что у римлян ей предшествует положительный знак +, а у протестантов – отрицательный, но «А» остается неизменным». 35 Как уже отмечалось, эти предпосылки происходят из общего наследия, которое по-разному усвоено Востоком и Западом. И в случае с Востоком не Великая Схизма всему причиной, хотя она повлекла за собой развитие тех или иных событий. Различия в мышлении можно проследить, вернувшись ко времени, когда процесс размежевания только начинался. Тогда, если можно так выразиться, появились два менталитета. Об этом говорит М.Д. Легиллу: «С некоторых пор отцы Запада и отцы Востока в соответствии с различиями их культурной среды стали осмыслять христианскую веру и жить по ней, по-разному расставляя акценты. Это произошло из-за наличия двух разных менталитетов, которые, будучи взаимодополняющими, все же слишком часто остаются чуждыми друг другу. Чтобы измерить дистанцию между ними или оценить их единство, достаточно сравнить св. Иоанна Златоуста с бл. Августином. Они оба были толкователями ап. Павла, одинаково сильно увлеченными концепцией апостола о мистическом Теле, но один извлекал из этой темы руководство к жизни, а другой выводил из нее теорию благодати». 36

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Военно-патриотическая мобилизация Русского мира и Академического движения в России в условиях глобального противостояния Запада Доклад, представленный на Международную научно-практическую конференцию «Духовный и геополитический смысл событий на Украине и необходимость русской мобилизации» 9-х Калязинских чтений МОО «Русское Собрание» 11.06.2022 943 Время на чтение 10 минут Фото: Предоставлены автором Гражданская война на Украине переросла в феврале в вооружённое столкновение армии Российской Федерации с Вооружёнными силами бандеровско-фашистского режима Киева. И затянувшаяся специальная военная операция России, помимо других очевидных тормозов, столкнулась с неожиданным полномасштабным противостоянием консолидированного Запада. Это нынешнее противостояние близко к открытому объявлению войны нашей стране Соединёнными Штатами Америки, Европейским Союзом и НАТО. То есть оно представляет собой некий переходный период вялотекущей гибридной войны англосаксов по удушению встающей с колен Российской Федерации в свою горячую фазу. Вот в этом и есть, на наш взгляд,  геополитический смысл событий на Украине. Почему Запад объединился и, несмотря на очевидные экономические потери, явное попрание международного права, нравственно-имиджевое своё падение, открыто культивирует и поддерживает неофашизм на бывшей родной нам Украине? Да потому, что видит в России прямую угрозу своей «голубой» мечте об однополярном мире! Потому что Русский мир — это сложившаяся и по-своему укрепляющая себя православная цивилизация противоположна во многих смыслах современной, гнилой по своей сути, западной цивилизации. Сегодняшнее противостояние Запада России невольно заставляет вспомнить давнюю позицию классика русской геополитики, автора нашумевшей книги «Россия и Европа» Николая Данилевского. Ведь он ещё в XIX веке писал о том, что «...Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное,.. её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/11/vo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010