Бедный Андрей Андреевич как видно очень плох в своих хозяйственных обстоятельствах. Нужно же ему было заводить тяжбу, которая его без всякого сомнения разорит. Мне очень жаль его. Он был к нам добр и простить нам долг, который был довольно значителен — это с его стороны очень много показывает доброты. Мне, признаюсь, очень прискорбно , что у нас мнение составилось весьма несправедливое о человеке, о котором я у вас спрашивал. Он был всегда мне хорошим приятелем и в первое время моего приезда в Петербург был для меня очень полезен, а что касается до толков о его уме, то мне было это смешно, потому что у него его по крайней мере более гораздо нежели у тех, которые о нем составили такое мнение. — Уведомьте меня пожалуйста, где находится Иван Данилевский, дома или Петербурге и чем занят. Напишите мне слова два о моем Екиме , что он поделывает, не избаловался ли и помнит ли обо мне. Скажите ему, если будет себя хорошо вести, то я ему привезу гостинец. А самое главное вы мне не написали ни слова об Олиньке и почему она ко мне ни разу не напишет Данилевскому А. С., ноябрь — декабрь 1838 90. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Ни слова, ни полслова, и никакого словечка! Но, может быть, тебе тяжело писать. Если даст бог и мои силы, труд и здоровье позволят, то, может быть, будущую зиму мы увидимся в России. Прощай, целую тебя. < Адрес:> Алекс Семеновичу Данилевскому. Жуковскому В. А., 17–19 декабря 1838 91. В. А. ЖУКОВСКОМУ. Да будет благословен и тот кучер, который принес мне вашу записку , и дорога, по которой ходил он, и эта половина десятого часа, в которую ваша записка попала мне в руки. Боже! как я ей обрадовался: та же знакомая, на таком же лоскутке бумажки и то же ваше прежнее так знакомое участие. Сохрани вас небесные силы! бегу обнять вас, но только я не дождусь до половины третьего часу. Ваш Гоголь. < Адрес:> Его превосходительству Василию Андреевичу Жуковскому. Данилевскому А. С., 28 декабря 1838 92. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Рим. 28 декабрь Не бессовестно ли тебе, не стыдно ли тебе не писать ко мне? Трудно тебе разве было сделать, одну строчку, только строчку, что я бы знал по крайней мере, что ты жив.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Как тут быть?!. Справьтесь, пожалуйста, будут ли присылать? – Если и не думали слать, не могут ли они слать, по одному самому заявлению, что сие было бы не худо. – Если по сему одному не могут, будет ли прок, если стану просить о сем обер-прокурора. Осведомясь о сем – известите Господа ради. – Но всяко за текущий год получено уже 31 – Если не пришлют конца, пропащий год, и у меня, и у пр. Антония, если они ему начнут слать конец. – Нельзя ли им дослать конец сей: это можно сделать и без особых распоряжений. Вы писали о деньгах – (500 р.), обратиться в консисторию; а прежде помнится писали, что надо обратиться в казначейство. И кажется тут консистории не место мешаться. И архиерейские деньги получают обычно – из казначейства. – Но чтоб мне отнестись в казначейство, надо иметь бумагу и ведать, что Тамбовское казначейство уже знает о сем распоряжении. Сделайте милость, понудьте, кого следует, поспешить сим распоряжением. – Ибо, – без обуви скоро буду! – Когда получится бумажка, тогда я сам попрошу Тамб. казначейство, чтоб оно сделало распоряжение о выдаче мне денег из шацкого казначейства... Это под боком. – Но все же надо прежде распоряжение свыше о всем этом... и чтоб я имел бумажку, на основании которой писал бы. – То же и о пенсии следует быть сделано. Благослови вас, Господь! Всем вам благ от Господа... – Ныне Казанская – и у вас, и у нас! – Поздравив поздравляю с невестою – цесаревича; будет вам царицею... Какое радостное лицо! Ваш богомолец Е. Феофан. 22 октября 66 г. 1069. Отказ от перемещения в Саров. О составленном толковании на 33 псалом и о пересмотре книги «Душа и Ангел» Милость Божия буди с вами! Вы на меня пеняете, что вести давно нет; я только собирался то же о том же на вас вам подавать жалобу. Стало быть, поравнялись пенями и квиты. Благослови вас Господи успешно кончить печатание „Богословия“ владыки нашего. Мы ведь земляки и сваты. Ну, слава Богу, что кончили тяжбу вашу благополучно. Измучила вас эта обитель. Когда конец – и Богу слава! В Саров мне не рука.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сол. гл. 1); так Святой живет в святых, и где бывает нечистота, там не может обитать чистота, как говорит святой к Господу: Ты же во святем живеши, хвало Исраилева ( Пс. 21:4 ). Посему и мы осмеливаемся говорить в молитве: Отче наш , иже ecu на небесех, да святится имя Твое ( Мф. 6:9 ). И во втором псалме читаем: Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им ( Пс. 2:4 ). Ибо Христос обитает не в земных, а в пренебесных, которые возвещают славу Господню, о коих говорится: услышит его с небесе святаго Своего ( Пс. 19:7 ), и еще: небо небесе Господеви ( Пс. 113:24 ). С этою мыслию согласны и подобные слова Моисея, раба Божия: се Господа Бога твоего небо, и небо небесе ( Втор. 10:14 ), что, конечно, мы должны понимать не по обычаю иудеев, будто бы ограничивается одним местом и живет только на себе Бог, который все наполняет и которым все содержится, но справедливо под вышними и небесами должны понимать святых и силы. Ибо Он есть Тот, который живет на небе, о коем в Евангелии написано: никтоже езыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси ( Ин. 3:13 ). Он покоится в святых и обитаеть в смиренных и в сокрушенных духом, о которых говорится: жертва Богу дух струшен; сердце сокрушило и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). Он дает терпение малодушным, чтобы, быв приведены в стеснительное положение, переносили скорбь в надежде на будущее. Он же дает жизнь, в особенности тем, которые умерли для греха. О Нем говорится: у тебе источник живота ( Пс. 35:10 ). Он же говорит и Евангелии: Аз есмь путь, истина и живот ( Ин. 14:6 ). Ст. 16. He вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться: ибо от лица Моего изойдет дух и Я соделаю дыхание. LXX: He вечно буду Я мстить вам, и не всегда буду гневаться на вас. Ибо от Меня изойдет дух, и всякое дыхание Я создал. Господь, который обитает в вышних и призирает на смиренное, которому ими – Святой и который покоится в святых, укрепляет изнуренных и дает жизнь угнетенным, так говорит: He всегда буду Я гневаться, не вечно буду негодовать Я, для того поражающий, чтобы исправить, для того убивающий, чтобы оживотворить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Сын мой, если горе и печаль обрушатся на тебя, не укоряй Бога, тщетны против него твои усилия, а он услышит укоры твои и воздаст тебе должное. Сын мой, будь судьей справедливым и до старости будешь в почете. Сын мой, пусть слова твои приятны будут, и уста открывай только для доброго слова. Чадо, умному мужу что ни скажешь – примет это в сердце свое, а глупца, хоть кнутом его бей, ничему не научишь. Сын мой, умного мужа, посылая куда-либо, не обременяй советами, а если глупого послал, сам иди за ним следом, а не то осрамит он тебя. Сын мой, друга своего не искушай яствами и вином, иначе он и большего возжелает. Сын мой, если позовут тебя на пир, то по первому зову не иди, а если снова позовут тебя, тогда знай, что тебя там почитают и достойно примут. Сын мой, не бери взяток, ибо взятка ослепляет очи судей. Пробовал я и горькое, и кислое, но ничто не может сравниться с бедностью. Сын мой, легче нести соль или олово, чем отдать долг, тобой взятый. Сын мой, поднимал я и камень, и железо, и казалось мне это легче, чем мужу, знающему законы, вести тяжбу с ближним своим. Сын мой, если сидишь в кругу знакомых, не дай им узнать о бедности твоей, а не то посмеются над тобой и не прислушаются к словам твоим. Чадо, люби жену свою всей душой, ибо она – мать детей твоих и услада жизни твоей. Чадо, когда станешь воспитывать сына своего, то всего более учи его воздержанию; как будет он воспитан, так и жизнь свою проведет. Сын мой, если нет к тому повода, не начинай ссоры в дому своем, а не то осудят тебя соседи твои. Сын мой, лучше послушать пьяницу умного, чем трезвого дурака. Чадо, лучше слепой глазами, чем слепой сердцем: слепой, ходя по дороге, привыкнет и научится сам находить путь свой, а слепой сердцем собьется с пути своего и заблудится. Сын мой, для женщины лучше, чтобы ее сын умер, чем чужого кормить, ибо если она ему добро сделает, он ей злом воздаст. Сын мой, лучше верный раб, чем неверный свободный. Чадо, лучше друг, живущий рядом с тобой, чем родственник, живущий вдали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, когда ты вредишь (другому), тогда вредишь самому себе; а когда тебе вредят (другие), тогда ты не терпишь вреда; когда ты мстишь, тогда (не другому) мстишь, а себе самому. Кто любит неправду, говорит (Премудрый), тот " ненавидит душу свою " (Притч, 29:24). Видишь ли, что в таком случае ты не (другому) вредишь, а себе самому? Потому и говорит Павел: " Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными " (1 Кор. 6:7)? Видишь ли, что это не значит - терпеть вред? Когда ты обижаешь (дру­гого), тогда обижаешь самого себя. Это отчасти многим известно: иногда говорят друг другу: отойдём отсюда, чтобы не унизить самих себя. Почему? Потому, что велико различие между тобою (оскорбляющим) и им (оскорбляемым); какие бы ты ни причинил ему оскорбления, они обращаются ему в честь. Будем так рассуждать всегда, и мы станем выше оскорблений; а каким образом, это я объясню. Если бы мы стали враждо­вать против носящего порфиру, то оскорбления, направленные на него, обратились бы на нас самих, так как, порицая его, мы сами делаемся достойными порицания. Что же, скажи мне, твои слова значат? Будучи гражданином неба, обладая горним любомудрием, для чего ты унижаешь себя самого наравне с тем, который помышляет только о земном? Хотя бы у врага твоего было несчетное имущество, хотя бы у него была власть, он не знает твоего добра. Не унижай же себя, оскор­бляя его; пощади себя, не его; воздай честь себе, не ему. Не говорит ли пословица: кто почитает (другого), тот почитает самого себя? И справедливо: не его он почитает, а себя самого. Послушай слов Премудрого, который говорит: " кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству " (Сир. 11:31). Что значит: " по ее достоинству " ? Если кто, говорит, обманул тебя из любостяжания, не делай того же; если оскорбил, не оскорбляй. Скажи мне, прошу тебя: если какой-нибудь бедняк возьмёт кусок грязи, валявшийся на дворе твоём, то неужели ты поведёшь его за это в судилище? Нет. Почему? Чтобы не унизить себя самого, чтобы не стали все осуждать тебя. Так и здесь. Богач есть бедняк; и чем более он богатеет, тем более стано­вится бедным истинною бедностью. Золото - это грязь, брошен­ная на двор, а не лежащая в твоём доме; дом же твой -  небо. Потому, если ты за это позовёшь его в судилище, то не осудят ли тебя горние граждане? Не извергнут ли они тебя из своего отечества, - тебя, который так низок, так презрен, что из-за малого куска грязи решаешься вести тяжбу? Если бы даже весь м ip был твоим и кто-нибудь отнял его у тебя, то и тогда тебе следовало бы только отвернуться от него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так положено было начало божественной той церкви. В житии святого Антония найдёшь это пространнее. Из жития же святого Феодосия всем известно, как являлся столб огненный от неба до земли, или облако или иногда как бы дуга сходила с верха старой церкви на это место; как много раз икона переходила, ангелы переносили её на место то. Что, брат мой, больше этого! Прошли мы книги Ветхого и Нового Завета и нигде не находили о святых церквах таких чудес, как об этой: и от варягов, и от самого Господа, и честного Его и божественного, человекообразного подобия. По небесному голосу измерена она была Его поясом, который Он сам велел нести на приготовленное место, и видена была прежде начатия. Каково и то, что из Греции пришла с зодчими святая икона и под всеми стенами положены мощи святых мучеников, и по этим местам сами написаны на стенах! Пойми, брат мой, что преславнее такого начала и основания! Отец свыше благословил росой, и столпом огненным, и облаком светлым; Сын дал меру своим поясом: хотя по видимому существу и дерево было (крест Африканов), но Божией силою облеченное; Святый же Дух огнем невещественным сравнял место, где утвердить основание. И на таком камне поставил Господь церковь свою, и врата адовы не одолеют её. А пречистая царица, Богородица? На три года золота дала строителям и икону своего пречистого образа, и ее наместной поставила. И от иконы этой многие чудеса творятся. 13. О живописцах Вот ещё одно скажу. Пришли из того же богохранимого града Константинополя живописцы и стали говорить игумену Никону: «поставьте нам тех, которые рядились с нами; мы хотим с ними тяжбу вести: показали они нам церковь малую; так мы и урядились с ними перед многими людьми, а эта уже очень велика. Вот ваше золото, возьмите его; а мы пойдём в Царьград». В ответ на это игумен спросил: «каковы были рядившиеся с вами»? Греки назвали имена Антония и Феодосия и описали вид их. И сказал игумен: «Дети мои, не можем мы поставить их вам: более десяти лет, как отошли они из этого света. И теперь постоянно молятся они за нас, неотступно хранят эту церковь , заботятся о своём монастыре и промышляют о живущих в нём». Услышав такой ответ, греки ужаснулись; они привели многих купцов, которые шли вместе с ними из Царяграда, и сказали: «перед ними рядились мы и золото взяли из рук этих старцев. А ты только не хочешь поставить их нам. Если же они умерли, то покажите нам их образ: пусть и они (купцы) видят, те ли это»? Тогда игумен вынес им иконы святых. Поклонились греки и сказали: «правда, это они. И мы веруем, что они живы и по смерти, и могут помогать и заступать и спасать надеющихся на них». И они отдали в монастырь мозаику, которую принесли было на продажу, и ею теперь отделан святой алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через короткое время умерла у него жена, и не взял он второй жены в дом свой, не прикоснулся нечистоте, но пребывал один, соблюдая чистоту своего вдовства. Потом послал он в монастырь к игумену и братии, предлагая в собственность монастырю часть села своего с насеянным хлебом. По совету с братией игумен ответил ему, что они не желают того сами, ибо оно близко к городу. Тогда он призвал зятя своего с женой, своей дочерью, и отдал им свое имение и село, оставив себе лишь одну ниву, засеянную хлебом, чтобы передать ее монастырю. Бог споспешествовал добродетели его, и нива та принесла обильный урожай. Ермолай поразмыслил и решил: «Возьму я хлеб, насыплю его в лодку, повезу на море, продам, на вырученные деньги куплю соли и опять продам, так получу я прибыль и отдам в монастырь, отчего сподоблюсь большой славы». Внезапно он заболел, и была болезнь его очень тяжела, так что все суставы его распадались и он уже отчаялся в жизни своей. Придя однажды в чувство, вспомнил он обет свой постричься и тотчас послал в монастырь к игумену и к братии, прося, чтобы они приняли его в монастырь и сделали монахом. Игумен тотчас поехал к нему и, увидав его тяжкую болезнь, решил не везти его в монастырь, но одел его в черные одежды и сделал монахом, во иночестве же нарек его Елисеем. И тотчас же стало ему легче. Игумен взял его в монастырь, он же привез с собою все свое богатое имущество и жил в обители во всяком благочестии и в добром исповедании. По навету же диавола некоторые из братии восстали на него, начали роптать и много раз поносили его, бранили и тем думали изгнать его из монастыря. Он же не сказал им ничего злого, но всем повиновался, и снова зажил, как бы ни в чем не пострадав от них. Однажды послан он был игуменом и братией на службу монастырскую в Турчасово (так называлось место) вести тяжбу с противником о земельном участке. Противник тот, любитель тяжб и ссор, желал ту деревню отнять у старца и сильно укорял и бранил его. Старец же ничего не отвечал, но в тайне сердца своего молил Бога и не только о себе, но и о противнике, чтобы Бог сделал его кротким.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Этой же церкви создатель, и устроитель, и художник, и творец – сам Бог, который своим божественным огнем спалил вещи тленные, деревья же и горы сравнял на благо дома Матери своей для пристанища рабам своим. Разумейте, братья, основание и начало ее: Отец свыше благословил росой, и столпом огненным, и облаком светлым; Сын меру дал своим поясом: хотя и деревянный был крест, но Божиею силою облечен; Святой же Дух огнем невещественным ров ископал, где положить основание, и на таком камне создал Господь церковь эту, что и врата адовы не одолеют ее. Так же и Богородица: на три года золота дала строителям, и своего пречистого образа икону даровала и ее наместной поставила, – от иконы этой чудеса многие свершаются. О ПРИХОДЕ ИКОНОПИСЦЕВ К ИГУМЕНУ НИКОНУ ИЗ ЦАРЬГРАДА. СЛОВО 4 И вот еще дивное чудо, о котором расскажу вам. Пришли из того же богохранимого града Константинополя к игумену Никону иконописцы и стали говорить: «Поставь перед нами тех, с которыми мы рядились, хотим с ними тяжбу вести: нам они показали церковь малую, так мы и урядились с ними перед многими свидетелями, эта же церковь очень уж велика; вот возьмите ваше золото, а мы вернемся в Царьград». В ответ на это игумен спросил: «А кто рядился с вами?» Иконописцы же описали их внешность, сходную с обликом игумена Феодосия и Антония. И сказал им игумен: «О чада, не в силах мы показать их: десять лет тому как отошли они из этого мира, и теперь непрестанно молятся за нас, и неотступно хранят эту церковь, и заботятся о своем монастыре, и пекутся о живущих в нем». Услышав такой ответ, греки, ужаснувшись, привели и других многих купцов, греков и кавказцев, которые пришли вместе с ними из тех земель. И сказали они: «Вот перед ними рядились мы, золото взяли из рук тех старцев, а ты не хочешь позвать их сюда. Если же они умерли, то покажи нам изображение их: пусть все увидят, те ли это?» Тогда игумен вынес перед всеми иконы их. Увидев лики святых, греки и кавказцы поклонились, говоря: «Воистину, это они, и мы веруем, что они живы и по смерти, и могут помогать, и спасать, и охранять прибегающих к ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: " надежда потеряна! " ; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. 10 Многими путьми твоими трудился еси, и не рекл еси: престану крепящься, яко сотворил еси сия, сего ради не помолился ми еси ты. 11 Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? 11 Кого благопочет убоялся еси, и солгал ми, и не помянул еси мене, ниже приял мя еси во ум, ниже в сердце твое? и аз тя видя, презираю, и не убоялся еси мене. 12 Я покажу правду твою и дела твои, - и они будут не в пользу тебе. 12 И аз возвещу правду твою и злобы твоя, яже не успеют тебе: 13 Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? - всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. 13 егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих: сия бо вся ветр возмет, и отнесет буря: а держащиися мене стяжут землю и наследят гору святую мою. 14 И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. 14 И рекут: очистите пред лицем его пути и отимите претыкания от пути людий моих. 15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. 15 Сия глаголет Господь вышний, иже живет во высоких во век, святый во святых имя ему, вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение и даяй живот сокрушеным сердцем: 16 Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. 16 не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от мене изыдет, и всякое дыхание аз сотворих. 17 За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.

http://drevo-info.ru/articles/9843.html

57 1 Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. 2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. 3 Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! 4 Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи, 5 разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? 6 В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? 7 На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. 8 За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. 9 Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. 10 От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: " надежда потеряна! " ; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. 11 Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? 12 Я покажу правду твою и дела твои, - и они будут не в пользу тебе. 13 Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? - всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. 14 И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. 15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. 16 Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/472/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010