Если недавние друзья ссорятся с надеждою помириться, то это еще не большое зло, а если с мыслью навсегда остаться непримиримыми, то это зло уже большее. Впрочем, в каком бы расположении друг к другу они ни были, ты старайся скорее привести их к миру, чтобы в противном случае время не соделало сего более трудным. 388. Ему же. О написанном в законе: нищаго да не помилуеши на суде (Исх.23:3). Кто во зло употребляет нищету и любит заводить тяжбы, тот не только не в праве пользоваться милосердием, но даже заслуживает ненависть. Ему должно, соблюдая безмолвие, упрашивать, а он сочиняет жалобы. Потому и Источник правды, не благоизволяя, чтобы такового миловали, сим воспрещает ему ябедничать. Если, перестав вести себя, как прилично просителю, осмелится он превратиться в затеявшего тяжбу, то и у произносящего о нем приговор да одержит верх справедливость. Тот, на кого принесена жалоба, одержав верх, волен после победы своей оказать милость побежденному, а кому дана власть произнести приговор, тот не в праве поступать в ущерб справедливости. 389. Епископу Феону Если порочность Зосимы несносна и когда рассматривается сама по себе, как писал ты, еще же более несносною оказывается в сравнении с другими, а всего несноснее в ней представляется то, что он и не знает даже о своей болезни, то к чему же беспокоишь ты нас, как будто мы в состоянии излечить болезнь неисцельную? Это может соделать один только Бог, преодолевающий и страсти, и всякий порок. 390. Петру. О свободе, с какою Павел говорил в народных собраниях Крайне дивлюсь мужеству достославного Павла, с каким и, будучи подсудимым, говорил он к народу и, давая отчет, учил. Ибо учителю свойственно говорить со властью, а подсудимому – соразмерять слова с обстоятельствами. Но он вел себя вопреки сему, потому что имел в себе Подателя и Распределителя премудрости. 391. Градоначальнику Архонту Не знаешь ты, видно, что одно и то же речение, одно и то же имя, одно и то же слово, произносимое не с одним и тем же напряжением голоса, оказывается иногда плодом холодной рассудительности, а иногда – гнева. 392. Алипию

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

1. Предающиеся духовному деланию постигают умом логосы этого делания, а умозрители [своим духовным оком] зрят то, что относится к ведению. 2. Предающийся духовному деланию есть тот, кто обрел одно только бесстрастие страстной части [своей] души. 3. Умозритель является " солью " для нечистых и " светом " для чистых (Мф.5:13-14). 4. Ведение, привходящее к нам извне, пытается представить материальные [вещи] посредством логосов [их]; ведение же, рождаемое благодатью Божией, представляет вещи непосредственному узрению мысли, и ум, взирая на них, воспринимает и логосы их. Первому [ведению] противостоит заблуждение, а второму - гнев, ярость и то, что следует за ними. 5. Все добродетели прокладывают путь умозрителю, но больше всех - негневливость. Ибо соприкоснувшийся с ведением и легко подвигающийся на гнев подобен тому [человеку], который раскаленным железом выжигает очи себе. 6. Проявляя снисходительность, умозритель должен быть твердым, дабы эта снисходительность не стала незаметно для него навыком. Он должен в равной степени всегда пытаться успешно осуществлять и все [прочие] добродетели, чтобы они следовали в нем друг за другом, ибо обычно ум предается [врагу той добродетели], которая ослабевает. 7. Умозритель всегда должен творить милостыню и быть готовым к благотворению. И если у него нет денег, он должен пустить в дело орудие своей души. Ибо умозритель во всякое время по природе своей является милостивым, [то есть обладает тем], чего лишены были пять дев, светильники которых гасли (Мф.25:1-13). 8. Для умозрителя постыдно вести тяжбу, как становясь жертвой обиды, так и нанося ее: в первом случае потому, что он не смог потерпеть обиду, а во втором - потому, что сам нанес ее. 9. Ведение, когда оно сберегается, научает того, кто сопри-частвует ему, как оно может сохраниться и приумножиться. 10. Пусть умозритель, когда он научает, будет свободным от гнева, памятозлобия, печали, [напрасных] страданий и попечений телесных. 11. До того, как ты стал совершенным, избегай встреч со многими людьми и общения с ними из страха, чтобы ум твой не преисполнился мечтаниями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/739/...

307 Что в церковно-судебной практике обычный гражданский третейский суд принял форму нравственно примирительного, посреднически мирового или совестного суда – это весьма естественно и может быть благодаря этому превращению он не только не потерял своего места в церков- —244— ном трибунале последующих эпох, но еще и окреп в значении своем, хотя повод к возникновению его в церкви, выраженный Апостолом, уже не существовал, т.е. когда и гражданские суды уже перестали быть языческими. Греко-римские (христианские) императоры поддерживали и иногда энергически силу решений этих третейских судов духовных лиц по делам гражданским. Так уже Константин Великий , по словам Созомена , постановил законы по которому тяжущиеся, если пожелают могут обращаться к суду епископов, и решение последних должно почитаться наравне с решением императора (т.е. не допускающим апелляции); а начальники провинций и их чиновники должны приводить в исполнение таковые решения. 308 Аркадий и Гонорий в 388 г. постановили такой закон: «Если какие (тяжущиеся) пожелают вести тяжбу (litigare) по согласию у предстоятеля священного закона: то не препятствуются, но да испрашивают суды оного, там пребывающего (т.е. местного епископа), в гражданском именно долге по праву добровольно избранного арбитра (in civili duntaxat negotio more arbitri sponte). Ибо нельзя и не должно идти против тех, которые решились лучше согласиться с решением названного исследователя, чем к какому добровольно пришли бы». 309 Императоры Гонорий и Феодосий (408 г.) постановили «епископский суд (episcopalis audientia) да будет действительным для всех, которые решились быть судимыми у священников (qui se audiri a sacerdotibus elegerint), и повелеваем оказывать суждению (judicationi) оных таковое же уважение, каковое необходимо оказывать (deferri) вашим властям (vestris potestatibus), на которые не допускается апелляции. И дабы епископский суд (cognitio) не оставался бездейственным – судьи обязательно (perofficia) присоединят к решению – исполнение (definitioni executio tribuatur).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По р. Тетереву и его притокам в том же Радомысльском уезде лежали митрополичьи села Межелкович (Нежиловичи), Истобки, Мигалки, Унин, Зарудье, Торчин, Велья и Межиречка. Все эти села составляли «вековечныя» владения кафедры и принадлежали к Софийским имениям во весь обозреваемый нами период. В XV в. кафедра получала с них значительные дани воском и медом 208 . Но под конец XVI в. эти села, также как и большинство других, были разорены и потому, конечно, мало уже приносили доходов митрополии. Так в 1616 г. м. Вельямин Рутский жаловался, что шляхтич Христофор Макарович «разорил в конец» деревни Зарудье и Мигалки, отобрал их земли, захватил лошадей и весь скот, так что названные деревни окончательно запустели». Подобным же притеснениям подвергались в конце XVI в. села Межилкович и Торчин. Тот же Вельямин Рутский жаловался, что «господин Николай Макарович (отец вышеупомянутого Макаровича) отнял от митрополичьего имения Межелкович земли на 4 мили, а господин Стефан Лозка от того же имения отнял земли на две мили вдоль и поперек и на этой земле осадил село Ситники». Село же Торчин, вместе со Стечанкой, было захвачено около этого времени Стребилами, пользовавшимися, как видно, очень многими имениями митрополии 209 . Кроме названных сел в нынешнем Радомысльском узде к Софийским имениям принадлежали Малин, Водотый, Вирлоцы, Потиевка и Толокна. О первых трех упоминается уже в «Записи» 1415 г., откуда видно, что митрополия получала с них «два лукна пятипядных, 6 кораймов и 3 ручьки меду, тивуньщину и поданье». Но в конце XVI в. этих сел в числе митрополичьих владений мы уже не видим 210 . Что касается Толокны, то об ней известно только то, что при Софийском наместнике Богуше Гулькевиче ею завладел было пан Горностай, имения которого находились вблизи этого села. Но, как мы видели, благодаря стараниям Гулькевича, Толокна была отнята у Горностая и опять присоединена к владениям митрополии 211 . В нынешнем Сквирском уезде Софийский собор в рассматриваемый период также владел несколькими селами. Здесь ему принадлежали с. Сокольча на р. Унаве и два села по Ирпеню: Ходорков и Кривое. Сокольча упоминается в числе Софийских имений еще под 1415 г. С этого села в это время шло в пользу кафедры «три кораймана меду», которые, как сказано в «записи», сами Сокольчане обязывались возить на софийский двор. В конце XVI в. Сокольчу захватила кн. Рожинская, и митрополитам, как видно, пришлось вести с этой княгиней продолжительную тяжбу. В тоже время паны Тыши завладели Ходорковом и Кривым 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

«Ибо не вечно Я буду вести тяжбу и не до конца гневаться». Образ выражения, по справедливому замечанию одного комментатора, близко напоминает аналогичное место из истории потопа (Властов, Быт.6:3, 5–7 ). Ис.57:17 . За грех корысто­любия его Я гневал­ся и по­ражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратив­шись, по­шел по пути своего сердца. «За грех корыстолюбия Я гневался и поражал его». Наш славянский переводы имеют другое, довольно чтение: «за грех мало что опечалих его». 77 По-видимому, не совсем понятно, почему из целого ряда грехов, которыми страдал Израиль и которыми он постоянно прогневлял Господа, здесь названо одно только корыстолюбие? Ответом на это служит, прежде всего, крайне суровый взгляд Священного Писания на корыстолюбие и любостяжание. Так, напр., Апостол Павел приравнивает «любостяжание» к «идолослужению» ( Кол.3:5 ) и даже называет «сребролюбие», «корнем всех зол» ( 1Тим.6:10 ). 78 . Такая точка зрения на корыстолюбие объясняется, вероятно, тем, что «деньги» у нас служат синонимом чувственных благ и удовольствий, легким и верным средством к получению их. Усиленное же накопление денег, или страсть корыстолюбия, превращает их из средства в самоцель; овладевая душой человека, эта страсть губит его лучшие свойства и превращает в хищного зверя, не останавливающегося не пред каким злодеянием для удовлетворения пожирающего его пламени корыстолюбия и лихоимства. Во-вторых, особенная страсть к деньгам и наживе, не брезгующей никакими, не исключая и темных средств, была, очевидно, всегда типичной чертой еврейского народа, проходящей через всю его историю. «Корыстолюбие было причастно еще праотцу иудеев – Иуде, сыну Иакова ( Быт.37:26–27 ); своей ужасной и самой крайней степени обнаружения эта страсть достигла в лице Иуды предателя, продавшего своего Учителя за 30 серебренников» (Ком. СПб. Академии 867 с.). На корыстолюбие, взяточничество, лихоимство и притеснение бедных богатыми, как на социально-экономический недуг еврейской общественной жизни сетуют многие пророки ( Ис.1:15–23 ; Ис.3:5, 14–15 ; Ис.5:8, 23 ; Иер.6:13 ; Иез.7:23 ; Ос.4:2 ; Мих.3:10 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1) земли по обрезу С.-Петербургско-Московского шоссе, уступленной министерством путей сообщения в пользование семинарии во все время ее существования – 8 400 кв саж.; 2) земли уступленной семинарии обществом г. Торжка на тех же условиях – 2 400 кв. саж.; 3) земли уступленной Тверским губернским земством в полную собственность семинарии – 540 кв. саж. Всего, следовательно, в распоряжении семинарии до 90-х годов было 11 340 кв. саж., т. е. около 5 десятин. Но в последнее время земельные владения семинарии значительно расширились, так как в 1891 году она приобрела новый участок земли в 1 350 кв. саж., примыкающий к ее владениям в слободе Соминке. Эта земля, очень удобная для занятий садоводством, только что вводимых в то время в курс семинарии, приобретена на средства почетного попечителя ее Н. В. Козьминых. Затем в 1898 году министерство путей сообщения уступило семинарии для тех же целей обширное пространство земли, примыкающее к шоссе с правой стороны. Вся эта площадь представляла собой голую, пустынную местность, когда семинария принимала ее: не было на ней ни деревца, ни кустика, местами она была покрыта ямами. В настоящее время большая часть этой земли засажена различными деревьями, разделана под огороды и частью вспахана для посева картофеля, которым и питаются воспитанники семинарии в течение целого учебного года. Небольшие сады разбиты перед семинарией и всеми флигелями, так что в летнее время все эти строения совершенно закрыты зеленью и представляют собой отличный вид одного сада. Внизу, под горой, устроен семинарский огород и питомник, в котором помещается также пчельник, a no другую сторону шоссе – другой питомник и длинная полоса, засеянная картофелем, кормовыми травами и лекарственными растениями. Все это создано трудами самих воспитанников семинарии и служащих в ней лиц. В последнее десятилетие семинарии пришлось вести долгую тяжбу по поводу пользования первым из указанных выше участков земли, т. е. тем, который был уступлен семинарии министерством путей сообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. при Траяне испытали и христиане Македонии. Отголосок преследований христиан, происходивших в этой европ. провинции, содержится в послании сщмч. Поликарпа Смирнского к христианам г. Филиппы с призывом к терпению, к-рое они «видели своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из вас» ( Polycarp. Ad Phil. 9). Хронология этого события неизвестна, скорее всего оно произошло в то же время, что и мученичество Игнатия Богоносца. При имп. Адриане (117-138) преемник Траяна в 124-125 гг. наставлял проконсула пров. Асия Миниция Фундана о характере действий в отношении христиан. Незадолго до этого бывш. правитель той же провинции Лициний Граниан обратился к императору с письмом, в к-ром отмечал, что «несправедливо без всякого обвинения, только в угоду орущей толпе, без суда казнить» христиан ( Euseb. Hist. eccl. IV 8. 6). Вероятно, провинциальная власть в очередной раз столкнулась с требованиями черни преследовать без соблюдения юридических формальностей представителей чуждой ей религии, отрицавших ее богов. В ответ Адриан предписывал: «Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями и воплями. Весьма приличествует в случае обвинения произвести расследование. Если кто может доказать свое обвинение, а именно - что они (христиане.- А. Х.) поступают противозаконно, тогда в соответствии с преступлением установи наказание. Если кто сделал из доносов занятие, положи предел этому безобразию» ( Euseb. Hist. eccl. IV 9. 2-3). Т. о. новый рескрипт Адриана подтверждал норму, установленную его предшественником: анонимные доносы запрещены, судебное разбирательство против христиан возбуждалось только при наличии обвинителя. В силу такого обстоятельства христиане приобрели нек-рую защиту, т. к., если вина ответчика оказывалась недоказанной, обвинителя как клеветника ждала суровая участь. Кроме того, процесс в отношении христиан требовал определенных материальных затрат со стороны доносчика, поскольку обвинение мог принять только правитель провинции, наделенный властью выносить смертный приговор, и поэтому не каждый готов был решиться на поездку в отдаленный город, где должен был вести долгую, стоившую немалых денег судебную тяжбу.

http://pravenc.ru/text/166129.html

1. Предающиеся духовному деланию постигают умом логосы этого делания, а умозрители своим духовным оком зрят то, что относится к ведению. 2. Предающийся духовному деланию есть тот, кто обрел одно только бесстрастие страстной части своей души. 3. Умозритель является «солью», для нечистых и «светом» для чистых. 4. Ведение, привходящее к нам извне, пытается представить материальные вещи посредством логосов их; ведение же, рождаемое благодатью Божьей, представляет вещи непосредственному узрению мысли, и ум, взирая на них, воспринимает и логосы их. Первому ведению противостоит заблуждение, а второму — гнев, ярость и то, что следует за ними. 5. Все добродетели прокладывают путь умозрителю, но больше всех — негневливость. Ибо соприкоснувшийся с ведением и легко подвигающийся на гнев подобен тому человеку, который раскаленным железом выжигает очи себе. 6. Проявляя снисходительность, Умозритель должен быть твердым, дабы эта снисходительность не стала незаметно для него навыком. Он должен в равной степени всегда пытаться успешно осуществлять и прочие добродетели, чтобы они следовали в нем друг за другом, ибо обычно ум предается врагу той добродетели, которая ослабевает. 7. Умозритель всегда должен творить милостыню и быть готовым к благотворению. И если у него нет денег, он должен пустить в дело орудие своей души. Ибо Умозритель во всякое время по природе своей является милостивым, то есть обладает тем, чего лишены были пять дев, светильники которых гасли. 8. Для умозрителя постыдно вести тяжбу, как становясь жертвой обиды, так и нанося её: в первом случае потому, что он не смог потерпеть обиду, а во втором — потому, что сам нанес её. 9. Ведение, когда оно сберегается, научает того, кто сопричаствует ему, как оно может сохраниться и приумножиться. 10. Пусть умозритель, когда он научает, будет свободным от гнева, памятозлобия, печали, напрасных страданий и попечений телесных. 11. До того, как ты стал совершенным, избегай встреч со многими людьми и общения с ними из страха, чтоб ум твой не преисполнился мечтаниями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

37 От еврейского слова , которое в зависимости от контекста может быть или глаголом (в этом случае оно означает «вести тяжбу, спорить, препираться»), или существительным («ссора, тяжба»). См.: Штейнберг О.Н. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Вет­хого Завета. Вильна, 1878. Т. I. С. 447. 38 E. Merrill делает особый акцент на наличии в песни Моисея призвания свидетелей, указывая, что этот элемент присутствует во всех гîв-текстах, в том числе и в библейских. См.: Merrill E.H. Deuteronomy. P. 409. 39 См.: Moran W.L. Deuteronomy//A New Catholic Commentary on Holy Scripture. New York – Nashville, 1969. P. 274–275. 42 Правда, С. Драйвер не согласен с такой трактовкой и считает, что небо и земля не являются свидетелями, но обращение к ним имеет цель расширить аудиторию, к которой будет обращена песнь. См.: Driver S.R. A Critical and Exegetical. P. 349. 46 В англоязычной научной литературе такие наименьшие поэтические единицы, из которых составляются параллельные и хиастические конструкции, называются versets. На русский язык этот термин может быть переведен словом «стишки» (см.: Брек Дж., прот. Хиазм в Священ­ном Писании. С. 30). Однако мы в данной статье предпочитаем использовать более благозвучный альтернативный вариант «полустроки», так как в тексте песни Моисея чаще всего versets как раз совпадают с полустроками еврейской Библии. Таким образом, библейский стих (в нашей обыч­ной нумерации) может состоять из одной или двух строк еврейского текста, а каждая строка в свою очередь содержит две полустроки. 48 См.: Reider J. Deuteronomy with Commentary. P. 298; Герц Й. Тора. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино»/Пер. с англ. М. – Иерусалим, 2001. С. 1319. 49 Правда, если отдать предпочтение переводу «ливень», то становится более отчетливым пря­мой параллелизм в парах 2а и 2б, 2в и 2с: в полустроках первой пары говорится о более слабых видах дождя (еврейский глагол, употребляемый в 2а, имеет значение «капать», то есть подразу­мевает слабый дождь, см.: Reider J. Deuteronomy with Commentary. P. 298), тогда как в 2в и 2с – о сильном дожде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Прельщаемый бесом, он обманывает сам себя. Ибо Псалмопевец говорит: «Из уст младенец и ссущих. совершил еси хвалу» (Пс. 8:3). И Господь глаголит в Евангелии: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им; ибо таковых есть Царство Небесное» (Лк. 18:16; Мф. 19:14). И еще: «Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Ты был обучен этому ради мира — будь же безумен ради Бога.   Отсеки ветхое, чтобы насадить новое. Разрушь прогнившие основания, чтобы заложить прочное как адамант основание Господне и чтобы ты, подобно Апостолу, строил [здание] на твердом камне. 87. Нельзя быть сварливым; не трать много усилий на многословие, ибо диавол может нанести вред [тебе] и несвоевременной словоохотливостью; многочисленны его западни и сам он — грозный охотник. Маленьким воробышкам он ставит крохотные силки, а большим птицам приготовляет крепкие сети. И [такой] тяжкой и смертоносной сетью является вера в рок. Следует избегать [даже] помысла о нем. — [Лукавый] убеждает тебя делами и предсказаниями? [Знай, что] гадательный способ [мысли] и нетвердая воля [приводят к вере в судьбу]. [Следует помнить, что] говорящееся предсказателями совсем не осуществляется с необходимостью на деле. Подобно тому как люди простые и моряки, наблюдая за своеобразными [очертаниями] облаков, обретают некое смутное ведение о ветрах и дождях, так и верующие в рок имеют от бесов слабое предведение. И они что-то вещают гадательно, словно чревовещатели, но сказанное ими скорее способно ниспровергнуть их дурную мысль, [чем подтвердить ее]. Ведь если источником лживых гаданий являются бесы, то тщетно все искусство изрекающих эти гадания. 88. Если враг, постоянно присутствующий около них и ведущий тяжбу с ними, обличается этим, то в другой раз он начинает вести брань-с помощью иных помыслов. Ибо непостоянное — непрочно, а то, что непрочно, близко к погибели. Поэтому диавол, не довольствуясь первым своим злом, внушает душе [мысль] о самопроизвольном [движении всего]. А цвет естества — наш владычествен-ный ум — он заставляет подписываться под этим, а также под тем, что вместе с разрушением тела гибнет и душа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010