В конце XVI в. Гнилец был возвращен снова Выдубецкому монастырю, но и теперь Выдубецкие монахи мало могли пользоваться этой землею, так как ею самовольно завладела кн. Корецкая, с которой монастырю пришлось вести тяжбу в течение целой половины XVII века 183 . Неподалеку от Гнилеччины в рассматриваемый период Киевская кафедра владела еще землей Праведницкой или Мильковщиной – урочищем над рекою Борщаговкой – и селищем Хилимоновщиной (ныне Софийская Борщаговка). Это имение митрополии было смежно с владениями монастыря Пустыйного Николая. Поэтому между Софийскими наместниками и Никольскими игуменами часто, как видно, происходили даже споры относительно границ владений. Об одном из таких споров, бывшем во время наместничества Василия Панкевича, сохранилось известие и в актах 184 . – При м. Михаиле Рагозе Праведницкая земля и селище Хилимоново были отданы в ленное владение тому же Ефиму Олешевичу, который держал и Гнилеччину 185 . Кроме указанных имений в пределах нынешнего Киевского уезда, по р. Вете и ее притокам, митрополии принадлежали села Янковичи, Рославичи, Гвоздово, Псютычи, Столпец, Невчолово и Подгарцувица. Янковичи и Рославичи упоминаются в числе имений кафедры в половине XVI в., в описании Киева люстраторами 186 . Но приобретены были эти села, вероятно, гораздо раньше 187 . К половине же XVI в. они окончательно уже запустели и не приносили митрополии никакого дохода. Гвоздово, на месте которого существует и теперь село с тем же названием, было приобретено кафедрой еще в начале рассматриваемого нами периода. Об нем упоминается уже в «Записи о денежных и медовых данях Софийской отчины», – относящейся в началу XVI в. Из этой записи видно, между прочим, что в Гвоздове были урочища – земля Костромовская и земля Хрестец, с которых шло на митрополита «ведро меду» 188 . Села Столпец, Псютычи, Невчолово, Подгарцукица известны из документа, относящегося к началу XVII в. Но в этом документе они называются «вечными» имениями митрополии. Поэтому нужно думать, что они стали собственностью кафедры еще в XIV или XV в. Эти села были смежны с владениями Печерского монастыря, и, как видно, печерские архимандриты иногда изъявляли на них свои притязанитя. Известно, по крайней мере, что в первые годы XVII в. Печерский монастырь захватил эти села и присоединил их к своим имениям 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 г., когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. При митрополите Филиппе в 1578 г. была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а Царём Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии. После пожара 1706 г. в Александро–Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней. Облик монастыря до пожара 1706 г. помогают восстановить иконы. В 17 в. иконы с изображением Ошевенского монастыря получили широкое распространение. Они разносили по всей Руси славу о святом и его обители. Именно тогда в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь преп. Александра Ошевенского (20 апреля/3 мая — память прп. Александра, Ошевенского Чудотворца). А в 1667 г. было установлено проведение крестного хода из Каргополя в Ошевенский монастырь, как заповедали прп. Александр и свт. Иоанн Златоуст, явившись одному крестьянину. Монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII вв. горели церкви, роптали монахи. В 1707 г. выстроено сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Здесь же, в храме, покоятся мощи преподобного Александра Ошевенского.

http://sobory.ru/article/?object=07397

   И еще, возлюбленные мои, предложу вам слово, чтобы укрепить вас. Нет того злее, чем от такого света отречься, и возлюбить тьму, и отвергнуть богонареченную церковь, оставить Богом построенную и искать людьми сотворенную за мзду от насилий и грабежей, что сама взывает к Богу на строителя своего. Этой же церкви Создатель, и Устроитель, и Художник, и Творец — сам Бог, который Своим божественным огнем спалил вещи тленные, деревья же и горы сравнял для дома Матери Своей на благо рабов своих. Разумейте, братья, основание и начало ее: Бог-Отец свыше благословил росой, и столпом огненным, и облаком светлым, Бог-Сын меру дал своим поясом: хотя и деревянный был крест, но Божиею силою облечен; Святой же Дух огнем невещественным ров ископал, где положить основание, и на таком камне создал Господь церковь эту, что и врата адовы не одолеют ее. Так же и Богородица: на три года золота дала строителям, и своего пречистого образа икону даровала и ее наместной поставила, — от иконы этой чудеса многие свершаются. Слово о приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда...    И вот еще дивное чудо, о котором расскажу вам. Пришли из того же богохранимого града Константинополя к игумену Никону иконописцы и стали говорить: «Поставь перед нами тех, с которыми мы рядились, хотим с ними тяжбу вести: нам они показали церковь малую, так мы и урядились с ними перед многими свидетелями, эта же церковь очень уж велика; вот возьмите ваше золото, а мы вернемся в Царьград». В ответ на это игумен спросил: «А кто рядился с вами?» Иконописцы рассказали, на кого они похожи и каков облик их, и назвали имена Антония и Феодосия. И сказал им игумен: «О чада, не в силах мы показать их: десять лет тому как отошли они из этого мира, и теперь непрестанно молятся за нас, и неотступно хранят эту церковь, и заботятся о своем монастыре, и пекутся о живущих в нем».    Услышав такой ответ, греки, ужаснувшись, привели и других многих купцов, греков и кавказцев, которые пришли вместе с ними из тех земель. И сказали они: «Вот перед ними рядились мы и золото взяли из рук тех старцев, а ты не хочешь позвать их сюда. Если же они умерли, то покажи нам изображение их: пусть все увидят, те ли это?» Тогда игумен вынес перед всеми иконы их. Увидев лики святых, греки и кавказцы поклонились, говоря: «Воистину, это они, и мы веруем, что они живы и по смерти, и могут помогать, и спасать, и охранять прибегающих к ним». И они отдали в монастырь мозаику, которую принесли было на продажу, ею теперь святой алтарь украшен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Монастырь был взят в бессрочную аренду. Главной целью прихода русских монахов в монастырь Мар-Илиас, так он назывался на арабский лад, было возродить в этой истинно-православной стране монашество, древние традиции которого к тому времени были в Ливане изрядно забыты. К великому соблазну местного православного населения там процветало инославное монашество: маронитское, греко-католическое и прочее. Множество разных дел и тяжб, свойственных для стран Востока, быстро показало необходимость помощи сведущих людей. Спор и дела эти тянулись подолгу. Особенно трудно было вести тяжбу с соседним маронитским монастырем, который поддерживал «всемогущий на Ливане Патриарх» [xxv] . Поэтому монастырю было необходимо иметь драгоманов и именно сведущих в особенностях местной жизни. Когда осталось только подписать акт, то сразу начались интриги в среди высшего духовенства, обиженного тем, что о. Пантелеймон не выбрал монастыря в их епархиях. Но все же 12 июня 1912 года был составлен контракт из 12 пунктов, весьма выгодный для русских [xxvi] . Русские должны были платить аренду, начиная с 11 года пребывания в монастыре, по 400 наполеандров в год (1 напол. – 40 франков), в предыдущие года должна была делаться значительная скидка. Водворение русских монахов в монастыре Антиохийской церкви было насущной необходимостью для подъема православного монашества. Тогда как маронитские монастыри и даже униатские монастыри изобиловали духовенством, православные монастыри иногда не имели даже одного монаха. Скоро число братии в монастыре достигло 40 человек [xxvii] . Сам же о. Пантелеймон был возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Григорием, что нельзя считать вполне каноничным актом, так как он был клириком Константинопольской епархии [xxviii] . В отличие от Афона и Святой Земли деятельность о. Пантелеймона здесь была оценена весьма высоко. Генеральный консул Батюшков писал: «Событие это весьма прискорбно (известие о смерти старца – прим. автора), ибо старец, хотя и предоставлял почти все дела своему наместнику отцу Геннадию, вносил тот возвышенный и очищающий элемент чистой веры, который произвел на всех здесь чрезвычайно сильное впечатление» [xxix] .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1661

11. «Щедр и милостив Господь» – Это слова Божии, слышанные Моисеем на Синае (см. Исх.34:5–7 ): «и сниде Господь во облаце, и предста Ему тамо Моисей и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и воззва: Господь, Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив и многомилостив, и истинен. И правду храняй, и творяй милость в тысящи, отьемляй беззакония, и неправды, и грехи»... – Греческое слово, переданное здесь, как и в других местах, словом «щедр», означает собственно жалостливый, сострадательный, милосердный. См. ниже примеч. 16. 12. «Не до конца прогневается» – «До конца». Греческое выражение, переданное этими словами, значит совершенно, вполне, окончательно (буквально «в конец»; см. наше выражение: в конец разорит). В этом смысле оно употреблено, напр., в Пс.37:7 : «слякохся до конца». Здесь по связи речи (следует обратить внимание на вторую половину стиха: «ниже в век враждует») надо понимать «до конца» в смысле «навсегда»; поэтому «не до конца прогневается» значит: «не будет гневаться до конца» (отрицание относится в глаголу, а не к выражению «до конца»), т.е. не будет гневаться постоянно или вечно, иначе – настанет конец гневу. Выражение «до конца» в этом значении встречается нередко в псалмах, напр. Пс.48:10 : «жив будет до конца» (синод, перев.: «навсегда»); Пс.78:5 : «доколе, Господи, прогневаешися до конца», т.е. доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно. В подтверждение правильности такого понимания можно указать также на Ис.57:16 : «не в век отмщу вам, не всегда гневатися буду на вы» (т.е. «не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться»), где выражение «до конца» заменено словом «всегда». 13. «Ниже в век враждует» – «ниже» – и не. 14. «Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся его» – «По высоте» значит сообразно с высотою, соответственно высоте, в меру высоты. – «Утвердил есть». Здесь глаголом «утвердил» передано другое греческое слово, нежели в Пс.87 (примеч. 3) и Пс. 87 (примеч. 11). Точное значение глагола, употреблённого в настоящем случае, – делать сильным, укреплять; в этом же смысле употреблен глагол «утвердить» в Пс.116:2 : «утвердися милость его на нас», т.е. «велика милость Его к нам»; и в Пс.138:6 : «удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему», т.е. «дивно для меня ведение Твое, высоко, не могу постигнуть его!» Таким образом, «утвердил есть милость» значит: сделал могущественною, сделал неодолимою; иначе – милость Господня могущественна. – Общий смысл этого места: милость Господня к боящимся Его так же бесконечна, как бесконечно расстояние неба от земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Александро-Ошевенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Ошевенский мужской монастырь — православный монастырь в селе Погост (Ошевенское) Каргопольского района Архангельской области. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479), в миру - Алексеем. В юношеском возрасте он принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён первый монастырский храм — Никольский. После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи. В 1707 году выстроено сохранившееся здание Успенского храма. В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм. К началу 20 века в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Оше...

Ошевенское. Александро-Ошевенский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1834. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, с.Ошевенское Координаты: 61.857838, 38.780743 Проезд:Из Каргополя на север через Воробьевскую, Погост Наволочный 45 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По плану реконструкции обители в 1834 г. построены каменная ограда с надвратной Никольской церковью и настоятельскими кельями. 15 марта 2001 г. Тихон епископ Архангельский и Холмогорский благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Настоятелем стал иеромонах Феодосий, он очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. иеромонах Феодосий покинул монастырь в связи с болезнью. В настоящее время обитель постепенно возрождается усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма. В нем совершаются регулярные богослужения. Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии. После пожара 1706 г. в Александро-Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки часть из которых сохранилась до наших дней. Монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи.

http://sobory.ru/article/?object=09737

Основанием к такому предположению для Бейля служило предание, что Омар, когда услышал о смерти Мухаммеда, то не хотел этому верить, так как считал Мухаммеда не подлежавшим смерти, и не верил до тех пор, пока Абу–Бекр не убедил его в действительности прискорбного факта, подтвердив возможность и неизбежность смерти стихами Корана: «Мухаммед – только посланник (Божий). Нет уже теперь (в живых) посланников, которые были некогда, прежде него; если и он умрет, или будет убит 104 , то неужели вы обратитесь вспять... Всякому, имеющему душу, должно будет умереть не иначе как по воле Бога, сообразно книге, в которой определено время жизни» (3, 138, 139). По другому преданию, Абу–Бекр убедил Омара в смерти Мухаммеда, напомнив ему стих Корана: «Действительно, ты умрешь, и они умрут; потом в день воскресения вы будете вести тяжбу между собою пред Господом вашим» (39, 31 – 32). Только после произнесения этих стихов, Омар и другие мусульмане поверили известию о смерти Мухаммеда, как будто до этого времени они никогда не слыхали таких слов ... Нольдеке проще объясняет этот важный момент в истории ислама: пока Мухаммед быль жив, его последователи не думали об этих стихах, тем более, что он не один раз подвергал опасности свою жизнь и не умирал. К тому же, незадолго до смерти, Мухаммед вдруг почувствовал заметное улучшение своего здоровья и даже стал выходить из дома, почему Алий, ближе всех знавший Мухаммеда, верил в его выздоровление и говорил, что Бог исцелил Мухаммеда. Только осторожный и рассудительный Аббас говорил: «Клянусь Богом, – я узнаю смерть на лице посланника Божия!». При такой всеобщей уверенности последователей Мухаммеда в возможности продолжения его жизни, известие о его смерти, конечно, должно было подействовать на них подобно громовому удару. Особенно же это роковое известие могло показаться невероятным для пылкой души Омара, и потому нисколько не удивительно, если приведенные выше стихи Корана, предсказывающие смерть Мухаммеда, показались Омару и другим мусульманам как бы никогда дотоле не слышанными 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

392 В АП. (135,5): ε ον προσωπολπτως κρνετε, πιγνσεσϑε τν κατηγοροντα κατ το πλησον ατο. В остальном АП. уклоняются от сирийского текста. 395 В дальнейших словах сирийский текст совершенно уклоняется от АП. Очень длинный период АП. (137, 2–15) передается в сирийском тексте несколькими более краткими предложениями, причем эти последние в свою очередь отличаются от АП. обилием плеоназмов. 397 Надписание XI главы в сирийском тексте сделано более поздней рукой. В издании Gibson (Codex Harrisianus) оно гласит: «Вторичное увещание епископам и диаконам вести себя достойно и пребывать между собою в единомыслии и любви, и не принимать от язычников никакого свидетельства против верующих; и о том, чтобы христианин не гневался и не заводил тяжбы со своим ближним. Если же это случилось, и они имеют тяжбу, то, чтобы они не переносили своего дела к язычникам, но к церкви и чтобы они примирились, хотя бы даже один из них потерпел какой-нибудь материальный ущерб; и чтобы тот, кто упорствует и уклоняется от примирения, находился под наблюдением церкви, пока не раскается; если же оба лица упорствуют, пусть судят их те, кои судят без лицеприятия, разузнавая с великим тщанием о поведении обвинителя, его совести и причин тяжбы и спора, также точно и относительно обвиняемого и подвергая справедливому наказанию того, кто будет найден виновным; и снова относительно тех, кои гневаются, что праведно есть прощать друг другу прегрешения, если мы сами просим Бога о прощении». В Codex " е Cantabrigionsis: «чья жертва не приемлется, и чьей молитве также не внемлется». 400 В латинском издании Функа: quia vos ambo unum corpus esse debetis, pater et filius, quia secundum imaginem dominii estis. (138,7). 401 Cp. Мф. 25:33 и сл. В латинском издании Функа: Propterea quod gentiles ad sinistram stabunt, sinistram eos appellavit. (140, 4). 404 В АП. (141,19): κα ες μν ατν ερεϑσεται πιος, τηεικς, φωτς τκνον, τερο – δ νμερος, αϑδης, πλεονκτης. В дальнейшем АП. уклоняются от сирийского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

   Вы писали о деньгах — (500 р.), обратиться в консисторию; а прежде помнится писали, что надо обратиться в казначейство. И кажется тут консистории не место мешаться. И архиерейские деньги получают обычно — из казначейства. — Но что ж мне отнестись в казначейство, надо иметь бумагу и ведать, что Тамбовское казначейство уже знает о сем распоряжении. Сделайте милость, понудьте, кого следует, поспешить сим распоряжением. — Бо, — без обуви скоро буду!— Когда получится бумажка, тогда я сам попрошу Тамб. казначейство, чтоб оно сделало распоряжение о выдаче мне денег из шацкого казначейства. Это под боком. — Но все же надо прежде распоряжение свыше о всем этом, и чтоб я имел бумажку, на основании которой писал бы. — То же и о пенсии следует быть сделано.    Благослови вас, Господь! Всем вам благ от Господа. — Ныне Казанская — и у вас и у нас! — Поздравив поздравляю с невестою — цесаревича; будет вам царицею. Какое радостное лицо!     Ваш богомолец Е. Феофан. 22 октября 66 г. Письмо 1069. Отказ от перемещения в Саров. О составленном толковании на 33 псалом и о пересмотре книги «Душа и Ангел»    Милость Божия буди с вами!    Вы на меня пеняете, что вести давно нет; я только собирался то же о том же на вас вам подавать жалобу. Стало быть поравнялись пенями и квиты.    Благослови вас Господи успешно кончить печатание «Богословия» владыки нашего. Мы ведь земляки и сваты.    Ну, слава Богу, что кончили тяжбу вашу благополучно. Измучила вас эта обитель. Когда конец — и Богу слава!    В Саров мне не рука. И саровцам не охота. Я не думаю, чтоб они и предложили мне. Не из чего тянуться. У них всегда есть ходатаи. А мне из чего? Переезд будет стоить рублей триста, или больше, а у меня и 30 — нет. И покоя там такого не будет, как на Выше. По духу же это — маленький Саров.    Что делаю? Только что кончил заметки на 33-й псалом и отослал в «Тамбовския Епарх. Ведомости», чтоб посмотреть, что скажут, и хорошо ли так писать заметки на псалтирь, или переменить надо тон. Псалом этот — Благословлю Господа на всякое время, будет ли хорошо, а написалось много. Только что взялся было еще за одно дело, как пришел подговор — выправить статью о душе и ангелах. Вот это теперь и делаю. Не раз слышу — не хороша статья. А чем, никто не говорит. Правда ли писана? По моему только и есть недостатков, что читать эту статью нельзя не имея под руками опровергаемых брошюр. А что много балагурства, и лишнее есть, — это ничего. Бранчива по местам. Да за этакие нелепости надо за волосы да обземь, да успетками. Впрочем, теперь все лишнее выбрасывается. Может быть прибавят выписки из отцов, т.е. из других отцов, а не из сих. Да соображений немного подбавить. Всяко теперь еще стою почти в начале, и не знаю — куда пойдет слово. Как утомительно приискивать место. Копаешься — копаешься, иногда целый день — пять строк. А читающий только и видит: не велика статья и говорит: ишь сколичко написал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010