К тому же они не повторили преступления». Затем оратор дает следующее нравственное применение: «Ужасаюсь высказать, что я чувствую; я боюсь, что нецеломудрие их было целомудреннее целомудрия многих. Пусть жены испытают себя и спросят, для того ли только они вышли замуж, чтобы рождать детей, и воздерживаются ли они после зачатия. Те обвиняются в нецеломудрии; но они, после того как зачали, не ищут снова объятий мужа. Между тем, некоторые женщины (мы не на всех указываем, а некоторых) – я сравню их с бессловесными животными – подобно зверям без различия и не переставая ищут лишь удовлетворения своей похоти. Но даже звери, лишь только они зачали, не совокупляются». Далее следует новое оригинальное аллегорическое рассуждение. «Я знаю некоторых, которые Лота понимают в отношении к лицу Христа, а дочерей его – как образ двух Заветов. Но тот, кто знает, что говорит Писание об Аммонитянах и Моавитянах, которые происходили от племени Лота, не легко согласится с таким мнением. Ибо как можно относить ко Христу то, что было с теми – что они не входили в храм до третьего и четвертого рода? Я, напротив, вижу в Лоте образ закона. Под его женою разумею я тот народ, который после избавления своего из Египта и от преследования Фараона, как бы из пламени Содома, стремился однако к египетским котлам с мясом и к луку и огурцам, и который, оглянувшись назад, погиб в пустыне». Защитивши аллегорический способ объяснения вообще, оратор продолжает: «Лот после того взошел на гору и жил там со своими двумя дочерьми в пещере. Это значит: закон возвысился, когда он, благодаря построенному Соломоном храму, был украшен, когда появился дом Божий, дом молитвы, который однако безбожные превратили в вертеп разбойников. Лот, повторяю, жил в пещере с своими двумя дочерьми. Из них одна знаменует Иерусалим, а другая – Самария. Дочери Лота хотят насадить плотский род и наполнить вселенную бесчисленным потомством. Они, поэтому, заставляют упиться своего отца до самозабвения, это значит, что они теряют свой духовный смысл и руководятся только плотским смыслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Песнь 6 Ирмос: Воскликнули в радости души праведных; ныне Новый Завет полагается миру и люди да обновятся окроплением Божественною Кровию. 1. Прими, Израиль, Божие царство и пребывающий во тьме да увидит великий свет, и люди да обновятся окроплением Божественною Кровию. 2. Отпусти своих узников разрешенными, Сион, и выведи их из безводного рва неведения, и люди да обновятся окроплением Божественною Кровию. Кондак, гл. 6: Восседая на небесном престоле, шествуя по земле на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, идущий призвать к Себе Адама». Песнь 7 Ирмос: Спасший в огне Авраамовых юношей Твоих и истребивший Халдеев, наказанных Твоим Божественным правосудием, благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов наших. 1. Преклоняя колена и радуясь с учениками, люди с пальмовыми ветвями восклицали: «Осанна Сыну Давидову, благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов». 2. Множество не искусившихся во зле, по возрасту еще младенцев, Тебя, Царь Израиля и ангелов, достойно воспели как Бога: «Благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов». 3. Народ с пальмами рукоплескал Тебе ветвями, Христе, и восклицал: «Благословен пришедший Царь веков, благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов». Песнь 8 Ирмос: Веселись, Иерусалим, торжествуйте, любящие Сион, ибо пришел Господь сил, царствующий во веки; да благоговеет вся земля пред лицом Его и да восклицает: «Все творения Господни, благословите Господа». 1. Воссев на молодом осле, явился Христос, — Царь твой, Сион, ибо Он пришел истребить безумное заблуждение идолослужения и остановить необузданное стремление всех язычников, чтобы они пели: «Все творения, воспойте Господа». 2. Возрадуйся, Сион: Христос, Бог твой, воцарился во век. Он, как написано, кроткий и спасающий, праведный наш Искупитель, пришел иа молодом осле, чтобы истребить конскую дикость врагов, не восклицающих: «Все творения Господни, благословите Господа». 3. Беззаконное сборище непокорных изгоняется из священной ограды, ибо из Божьего дома молитвы они сделали вертеп разбойников, отвергнув сердцем Искупителя, Которому мы восклицаем: «Все творения Господни, благословите Господа».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Развалины аббатства основанного королевой Иерусалимской Мелизекдою, некогда обширного, судя по остаткам, и поныне лежат над селением арабским Вифания, на каменистой высоте. У подошвы ее тесная расселина в скале, служит входом в глубокое подземелье. Узкая и крутая лестница, многими ступенями, пробитыми в утесе, сводит в малый квадратный вертеп, внутри которого стоял Спаситель, когда он, громким гласом воззвал: «Лазарь гряди вон!» и несколько ступень ниже – та могильная яма, где пробужден был мертвый зовом сокрушителя смерти, и вышел, обвитой саваном к новой жизни, как некогда пеленами при рождении. «Разрешите его и пустите идти!» – раздалось еще во мраке сего вертепа, исполнившегося позором смерти и поруганием ада. Какая победа! и Кто победитель? – Не он ли сам, ликующий ныне над упраздненной могилой, чрез немногие дни облекается тем же белым виссоном смерти, ложится в столь же тесный гроб, и не подобный ли камень, здесь им отваленный от чуждого гроба, там заключает его собственный? Но какое чудное торжество готовится за печатью того камня! Первенец жизни погрузится сам в адскую челюсть смерти, чтобы навеки сокрушить ее в собственных ее недрах. – Плотью во гробе как человек, душою же, как Бог в потрясаемом им аде, с разбойником в раю, и на престоле с Отцом и Духом, – так в один и тот же миг ликует во гробе непримиримый враг смерти, как Лазаря зовущий нас: «грядите вон»! И вместе с сим мощным явлением Божества, со столь ярким излиянием силы и духа, какое утешительное сострадание, какая нежность при совершении чуда! Иегова прослезился о земном своем брате при виде близких, при звуке воплей, смущается кроткий дух его; идущий воскресить плачет сам, как слабый смертный, как бы один из безутешных. Под бренной оболочкой нашей не чужд он чистейшему из наших чувств – нежной высокой дружбе. Но мы верны ей только до гроба, а он и за пределами гроба; будучи пришельцем в мире, будил он усопших, чтобы насладились еще на земле его дружбой. Сидящий одесную славы, он радостно встречает земных своих братьев, он предлагает им вечный союз дружбы за немного веры и любви. Кости и прах в других могилах, в Вифании – жизнь, нетление, горняя дружба с Лазаревым другом!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

" Господь вошел в город. Когда Он спускался с горы Елеонской, перед Ним предстал прекрасный Иерусалим. Город был не таким, как сегодня, он был одним из чудес света, - отметил владыка. - Великолепный храм, главная достопримечательность святого города, сверкал на солнце. Но Спасителя это не впечатляло. Он знал, что случится с городом через несколько десятков лет: здесь не останется камня на камне. Знал и то, что народ, который сейчас Его радостно приветствует, через несколько дней будет говорить совсем другое. А потом народа на этой земле не станет, он будет рассеян по всему миру. Господь горько плакал: в этом великолепном городе Он не нашел ни одного ростка духовной жизни. За Ним следовали, в основном, простые рыбаки из Галилеи. Были, правда, у Него тайные ученики - члены Синедриона, но, в основном, город был неверующим и порочным. А когда неверие соединяется с пороком, образуется взрывчатая смесь, способная все разрушить. И совершилось самое большое преступление в истории человечества - Спаситель был предан смерти " . " Придя в Иерусалим, Господь вошел в Свой храм. И что увидел? Сотни жертвенных животных, столы менял... Было все, кроме молитвы. Он, конечно, восскорбел и стал выгонять торгующих из храма. Его спросили, зачем Он это делает, и Он ответил: " Разве не читали, что написано в Писании? Храм мой наречется Домом молитвы, а вы превратили его в вертеп разбойников " . Спаситель ушел из храма, оставив его пустым. Сердце наше - тоже храм Божий. Если в нем нет даров Божиих, благодати, оно становится вертепом бесов, ведущих человека к погибели. Мы видим, как жестоко иудеи поступили по отношению к самим себе. Мы так же относимся к своей судьбе: зная, что Господь пришел, ведем себя не так, как Он учит, и сами готовим себе незавидную судьбу. Господь не мог отвратить беду от Иерусалима, от народа Своего, потому что сами люди Его предали. Давайте в этих евангельских событиях находить себя, понимать, с кем и где мы находимся. Будем подражать ученикам Христовым, Его последователям, которые сопровождали Господа в Иерусалим, а потом шли с Ним до Голгофы. И нам предстоит Страстная седмица, мы возьмем крест свой и пройдем ее вместе с Господом, чтобы спустя несколько дней прославить Его Воскресение " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Делают же это не столько они, сколько обитающие в них демоны, не выносящие силы и бичеваний священного праха. Кто же из еретиков не покоится в [надгробных] памятниках, не спит в пещерах учителей? Такими были Маркион и Валентин и недавно Евномий, нечистоту ума засвидетельствовавший прокаженным телом, которые, оставив свет Духа Святаго и горницу, в которой находились апостолы, пребывают во тьме диавола и любят пещеры, осуждаемые Иеремиею в таинственной речи: „наследие мое (делалось для меня как пещера гиенны» ( Иер. 12 ), которую наши называют bellua, – животным, которое всегда следует за трупами и питается соком и гнойною кровию мертвых тел. Против тех, которые обитают в пещерах, и Аввакум говорил плачевным голосом: горе напаяющему подруга своего питием мутным и упоявающему, яко да взирает к пещерам их ( Авв. 2:15 ). Об этих пещерах и Господь говорил: писано есть: дом Отца Моего дом молитвы наречется, вы же сотворите и вертеп разбойником ( Мф. 21:13 ), ( Лк. 19:46 ), в которых вы погубляете души обольщенных, чтобы они не видели в них тех видений, о которых тот же Спаситель говорит: Аз видения умножих и в руках пророческих уподобимся ( Ос. 12:10 ). И другой к Нему говорит: глаголал еси в видении сыновом Твоим ( Пс. 88:20 ), но вы верите в те сны и видения, в который Господь заповедал не верить. Они питаются мясом свиней, о коих говорится: не пометайте бисер ваших пред свиниями ( Мф. 7:6 ), и едят мерзкое варево, приправленное в книгах их еретическим искусством. Все сосуды их нечисты, то есть как тела, так учения, и они доходят до такого безумия, что всякого, кто не уподобится им, проклинают, как погибшего. Ст. 5–7. Они будут дымом в ярости Моей, огнем, горящим целый день. Вот написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, и воздам в недре их беззакония ваши и вместе беззакония отцов ваших, говорит Господь, которые приносили жертвы на горах и на холмах поносили Меня, и сперва отмерю дело их в недро их. LXX: Это дым ярости Моей, огонь горит в нем во все дни. Вот написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, и воздам в недре их грехи их и отцов их, говорит Господь, которые сожигали курения на горах и на холмах поносили Меня, воздам дела их в недро их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Неизвестно по каким побуждениям, быть может, для большего убеждения себя и своих приверженцев в недостоинстве, и потому непригодности Ивана Григорьева для роли Христа, Верещагин с 12 своими апостолами однажды поехал «в Иерусалим» или к Григорьеву, и начал укорять последнего в нехорошей жизни. «Дом мой, – говорил он, – дом отца моего, дом молитвы; а вы его сотворили вертеп разбойников... Что, диавол, пьянствуешь и блудствуешь?»... – Иван Григорьев: «Ты, сатана, постись, а Божих людей не заставляй поститься: они что смертное испиют, ничтоже им вредити. Ты такой-сякой постись!» и т. п. Григорий Верещагин после этого свидания с бывшим своим учителем почему-то, решительно и крупно повернул свое, и без того не особенно строгое и нравственное, направление на ту точку, на которой остановился теперь с своими приверженцами Иван Григорьев. Еще дорогой из «Иерусалима», Григорий Верещагин говорил своим апостолам: «В сию нощь соблазнитесь от мене, потому что я должен уподобиться грешникам и мытарям, вести жизнь непотребную, пить вино, творить блуд, словом, уподобляться беззаконным, да беззаконных приобрящу. Мне не вменится никакой грех и аще смертную чашу греха испию, то не вредит мя, потому что я от вышних, над всеми сам». Последующую жизнь и деятельность Григория Верещагина и его «упования», за неимением материала, я изображать не стану. Что же касается самого Ивана Григорьева и его приверженцев, то и об них, по той же самой причине, мне остается сообщить очень не много сведений и притом сведений весьма отрывочных. В 1864 году (вероятно, в конце зимы) Иван Григорьев пророчествовал своим приверженцам: «Ну, теперь я вам приказываю, не сейте и не припасайте пластов (не пашите) в будущем году. Вы только молитесь: Отче наш,... потому что я вам Отец. Вы должны молиться мне и нести крест, то есть, я буду пить вино или ходить по женам, а за все это вы расплачивайтесь и снабжайте моих домашних. И все поколеют диаволы эти, которые станут пахать ныне; все, что они посеют, даже Саратовские палаты (амбары и хлебные запасные магазины) будуть вам принадлежать». Если кто из монтано-молокан отказывал Григорьеву в этом «снабжении», он обыкновенно говорил тому: «Будь ты проклят! В сию ночь душу твою истяжут от тебя диаволы и низведут тебя в огнь вечный, по моему повелению». Такая угроза почти всегда имела желательное для Григорьева действие. – Если до 1864 года благосостояние монтано-молокан стояло на очень низкой степени вследствие внутренних нестроений секты и в особенности вследствие бесчинной жизни ее главы, то после проповеди 64 года они пришли в совершенное разорение, некоторые из них даже милостыню должны были собирать.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

Это «сухой», непьющий алкоголик. Ему удалось остаться физически трезвым, но он не протрезвел духовно, душевно и эмоционально. А ведь наша литература говорит о том, что не пить — это «только начало выздоровления». Большинство из тех пьяниц, которые не поднялись на ступеньку Пятого Шага, рано или поздно вернулись к бутылке, ведь под нашим алкоголизмом скрывается та или иная неправда, духовное уродство, без исцеления которого не пить просто невозможно. Алкоголизм — это духовное заболевание. «.Если мы не пройдем этот важный этап (5й Шаг — авт.), мы не сможем бросить пить. Время от времени новички пытались не раскрывать некоторые факты своей жизни. Пытаясь избежать унизительной необходимости исповедаться перед другими, они использовали более простые методы. Почти неизбежно они, в конце концов, напивались» («Анонимные Алкоголики», с. 71). «.Дом Отца Моего не делайте домом торговли», — сказал Иисус Христос в сегодняшнем евангельском отрывке. Эти слова можно понять и так: не превращайте свою бессмертную душу в место, где много грязи и вранья, в вертеп разбойников, в кладбище страстей и пороков. Поэтому я стараюсь со всей ответственностью и рвением отнестись к 5му Шагу. Ведь от этого зависит многое, возможно, вся моя жизнь. Но я не думаю о Пятом Шаге как о болезненной и страшной операции. Для меня освободиться от груза прошлых обид и поражений, от накопившейся за годы пьянства неправды, от грязи и пыли, сделать свою душу легкой и чистой — это здорово, это интересно, это прекрасно. Господи, молю Тебя не только о себе, но и о всех членах АА, которые приступили к.4:5 и 6 Шагам — помоги нам преодолеть страх и лень и во славу Твою завершить этот важный этап в выздоровлении. 3 мая. Литургическое чтение: Ин.3:22-33 Члены АА, которые принимали 5й шаг (обычно на это уходит целый день) свидетельствовали, что наряду с естественной усталостью они чувствовали радость и вдохновение. Радость за алкоголика, нашедшего в себе силы рассказать о себе самую нелицеприятную правду, обретшего новое качество трезвости и жизни, вступившего в духовную часть программы 12 Шагов.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Услышали это, – прибавляет евангелист, – книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его» ( Мк.11:17–18 ). В чем тут дело? Почему священники, которые сами обязаны были следить за благопристойностью поведения в храме, за порядком и чистотою в нем и не должны были никоим образом допускать возмутительного превращения его в базарную площадь, эти самые блюстители порядка проникаются смертельною ненавистью к Спасителю, когда Он исполняет за них пренебреженную ими обязанность и очищает храм? Недоумение это разрешается очень просто, когда мы узнаем, что священники сами участвовали в этой торговле, сами содействовали превращению храма в «вертеп разбойников». Корыстолюбие, преобладающий грех Иуды, главный грех иудейского народа, было главным грехом и семейства первосвященника Анны. Известно, что члены этого семейства имели четыре лавки, знаменитые «хануйоты», где продавали предметы, чистые по закону, и торговали ими с таким умением и искусством, что им удавалось поднимать цену жертвенных голубей до золотой монеты. Есть все основания думать, что лавки не только были устроены с позволения священников, но даже и существовали именно ради их выгоды. Вмешиваться в это дело – значило лишать священников важного источника доходов. Уже одно это обстоятельство могло служить достаточною причиною, почему первосвященник Анна, этот главный представитель саддукейской торговли, вместе со своею кликою начал стремиться к тому, чтобы погубить ненавистного им Галилейского Пророка, действия Которого направлены были против их алчности и били по карману, то есть по самому чувствительному месту саддукейского священника. Но кроме того, у священников, несомненно, возникала ревность о власти. Их самолюбие и властолюбие возмущались при одной мысли, что какой-то выходец из невежественной Галилеи, откуда «ничто доброго быти не может», который и в храме бывал только по праздникам, позволяет себе так энергично и самовластно распоряжаться там, где они чувствовали себя полными хозяевами. Вмешательство Господа в храмовые порядки вызывало в них озлобленное негодование и чувствовалось ими как самозваное нарушение их неотъемлемых прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Достиг убо отец наш в пристанище жилищ монашеских; радовашеся духом, видя место святое, идеже бе, издревле нудничество о спасении души и непрестанная брань с бесы, вертоград же и жребий Причистыя Богоматере. Ныне же оная гора Святая, яже во оно время аки рай цветяше богообразными и духовными старцы и добродетельными подвижниками, уже не вертоград быти является, но вертеп от бедствия, и жилище разбойником. Зане тако сотвори враг, всякого блага ненавистник и христианского спасения губитель, древний сеятель плевел посреди пшеницы, богоборец диавол: идеже бо бяше множайшая святыня и преподобие, идеже весь мир, паче же христианския роди, имеху живущих в горе сей столп и утверждение православные веры, образ благочестия и спасения, благоговения же и всякие душевныя пользы, тамо потщася лукавый (еже начася наипаче с 1721 г.) плевелы своя всеяти некими нашедшими зломудрыми и страха Божия неимущими людьми, иже мнящеея быти мудри и первой, заблудиша от чрева и объюродеша, сотвориша премногия соблазны и молвы, гордыню и мятежи, и многим быша на соблазн и душевное разорении: сих ради, глаголет Апостол 15 , предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная. Яже вся тако бывающая мужи благоговейные и боящиеся Бога, живущие ту видяще, воздыхающе горько плакаху, и моляхуся Господеви, еже приити им в познание заблуждения своего, и лютых страстей, гордости же и тщеславия: ведяще, яко сими Бог прогневан, наведет праведный свои гнев на ня, купно же с ними и на неповинные, прелести ради лукавого, паче же нерадения ради прельщенных человеков; еже вскоре и бысть. Воистину бо ныне святоименитая гора стоит в позор всему миру, паче же в плач всем любящим по Бозе тихое и безмолвное и предусеятельное житие, истинным сиречь ревнителем благочестия монахом, – уничиженна, поругана, разграблена и разгнана: и просто рещи, турками господствуема. Вся бо святые обители, скиты же и келлии, наполнены турков. Точию малы нецыи мужественнейший душами, телом же уже немощнии, остмхуся ту, аки пленницы варваром служащии, вся беды и самую смерть по вся дни терпящие, блаженнии, верни раби Христу Богу во своем обещании, ведущие, яко таковая страждут от варвар своего ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Примечания. 31 Неясно, относится ли слово Господь к Самому Иисусу, либо к хозяину осленка. В последнем случае, хозяева в стихе 33 – это слуги, а Иисус мог предварительно договориться о взятии на прокат осленка. В первом же случае, крайне необычно для Иисуса говорить о Самом Себе как о «Господе». 38 В Мк. 11:9,10 приветствия относятся скорее к Царству, нежели к Царю, хотя разница здесь несущественна. Слова Луки убеждают в том, что люди осознали: пришествие Царства означает пришествие к власти Царя, и очень важно, что они были готовы признать человека Иисуса Царем. Толпа могла ожидать от Иисуса свершения государственного переворота, несмотря на то что Он говорил Своим последователям совершенно о другом. Мир на небесах… – это парафраз «Осанны…» у Луки; у Марка это было рассчитано на читателей–язычников. Возможно, эти слова означали, что на земле мир для Иерусалима невозможен (ср.: 2:14; 19:42). 19:41–48 Судьба Иерусалима (см.: Мф. 21:12,13; Мк. 11:15–18) Здесь присутствует неожиданная перемена в настроении, когда Иисус произносит грустное пророчество о судьбе Иерусалима. Он жаждет, чтобы этот город принес покаяние и узнал, что же служит ему во благо. Как мало жизнь этого города мира ( Евр. 7:2 ) соответствовала его названию. Придет время, когда он будет осажден в типичной военной манере древности: вокруг него будут возведены валы, препятствующие входу и выходу, чтобы угрозой голодной смерти заставить горожан сдаться. Затем враги силой возьмут город, причиняя ужасное разорение и уничтожая жителей. Все это случится из–за того, что люди не захотели узнать Господа, пришедшего, чтобы спасти их. Затем Иисус зашел в храм и устроил публичное изгнание торгующих там людей. Они снабжали необходимыми товарами молящихся и паломников, подобно тому, как современный киоск с сувенирами торгует фотографиями собора. Но здесь торговля была нечестной и приобрела непропорционально большие размеры. Та часть храмовой территории, которая была предназначена язычникам для поклонения Богу, превратилась скорее в вертеп разбойников, нежели в место, где было возможно молиться. Затем Иисус вернул храму надлежащее применение, ежедневно уча в условиях возрастающей оппозиции со стороны власть имущих и сильного сочувствия со стороны народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010