Хлеб Бессмертия, Пища Живая была дана в городе, который назывался Вифлеем, что значит «Дом Хлеба». Рождество – предсказание о Евхаристии! Знамение Евахристии – Младенец, положенный не в колыбель, не в кроватку, а в кормушку для домашнего скота. Унижает ли нас такой образ? Если мы честны с собой, — нет! Младенец Христос родился в очень опасном месте. Мир, сотворённый цветущим садом, за несколько столетий был превращён в вертеп разбойников, в место бесконечных войн, унижений, кровопролития и несправедливости. Люди так легко и стремительно теряют человеческий облик, что многим из нас для восстановления иногда приходится пройти через стадию одомашнивания и врачевания диких нравов. Но Евхаристия – лекарство бессмертия – делает нас единокровными Богу и единотелесными – так близко Бог подпускает нас к Себе, что отдаёт Свою кровь на хранение христианам. Пусть это всё знаки и образы, но они настолько живые и подлинные, что ликует сердце, переполняется радостью от простого и скромного созерцания рождественского вертепа. И даже если вы ничего не поняли в рождественской службе и беспечно проспали святую ночь, у вас под руками есть Евангелие, а перед глазами – рукотворная вифлеемская пещерка – тот минимум созерцания Христа, который доступен даже детям. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 января, 2010 6 января, 2007 5 января, 2011 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 21 апреля, 2022 19 апреля, 2022 19 февраля, 2022 24 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-1...

«Мысли на каждый день года» Храм Мой храм молитвы наречется: вы же сотвористе и (его) вертеп разбойником. Всем известно, что храм требует благоговейнства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствие Божием, однако кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, какой встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего же так? Оттого, что пребывание в храме есть отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому, если хочешь, чтобы твое пребывание во храме было достойным стоянием пред лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговейнство воодушевит тебя на благоговейнство и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же, Господи, начинай! Примирение кажущихся противоречий в повествованиях различных Евангелий об очищении храма Свящ. В. С. Марков. «О Евангелии от Матфея». «Православное обозрение», 1873 Между повествованиями святых Матфея и Марка нельзя не признать некоторого различия, которое состоит в том, что по сказанию Евангелия от Матфея выходит, что очищение храма от продающих и покупающих последовало непосредственно после входа Иисуса Христа в Иерусалим и на другой день утром произошло событие проклятия смоковницы, на которой Иисус Христос не нашел плода ( Мф. 21:10–19 ). Между тем как в Евангелии от Марка говорится, что Иисус Христос изгнал из храма Иерусалимского продающих и покупающих уже на другой день после Своего входа в Иерусалим, после того как Он проклял смоковницу, на которой не оказалось плода ( Мк. 11:11–17 ). Из этих двух повествований выводят то заключение, что они противоречат одно другому в определении дня очищения Иисусом Христом храма от торжников.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Интересно, что сами же Саровские монахи стали со временем забывать историю происхождения и назначение монастырских пещер. В Саровской пустыни паломникам рассказывали легенды о том, что пещеры якобы вырыты ещё татарами или даже разбойниками, хозяйничавшими на Старом Городище до монахов. Служба в церкви проводилась в последнее время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев. Пещеры служили скорее экскурсионным целям. Приведём ниже впечатления некоторых посетивших их паломников: «У входа каждый получил пук зажжённых свечей, затворы грянули, железная дверь заскрипела, и мы, спустившись в мрачное подземелье, стали пробираться извилистыми ходами за опытным путеводителем. «Вот здесь, - сказал он, показывая на небольшое углубление в стене пещеры, - жили люди покинувшие свет для света духовного, осветившего им путь к блаженству вечному». Восковое Распятие, два образа и жестяная лампада сохранили память удивительной жизни отшельников и свидетельствуют могущество веры, переселяющей человека из очаровательного мира в тёмный, сырой вертеп, где ожидает его тяжкая борьба с прежними привычками и страстями и где только надежда небесной награды остаётся утешением страдальческой жизни». «Узкие, низкие своды. Высоким из нас приходится нагибаться. Идём партией богомольцев. Как всегда, впереди монах - водитель. Там и тут объяснения даёт. Идём, как водится, с горящими свечами у всех в руках, у монаха целый пук свечей. Колеблется, дрожит, разбрызгивается робкими полосками свет по мрачным, влажно холодным стенам, боязливо притрагивается к ним и уныло проползает за любопытствующими чужими людьми дальше и дальше в таящуюся во мраке и холоде пещерную глубь. Показывали простые заржавленные железные кресты, большие, тяжёлые ржавые вериги (...). Чувство какой-то странной, мучительно страшной отчуждённости, особенного испуганного изумления и потом стыда несмелого всё не покидает ... Плоть наша, душа человеческая, любящая солнце, свет, краски, многоцветную ширь и даль земли, - сопротивляется, стонет, ворчливо жалобится (...) зачем, зачем так надо уходить сюда, в подземную, мрачную, сырую и холодную глубину пустынных пещер, залезать сюда, в эти тесные и узкие щели: «широки врата и просторен путь, ведущие в погибель, и многие идут им», но - «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их»...

http://sobory.ru/article/?object=36091

Подмосковная усадьба Яньковых, село Горки, была у них всегда самым любимым имением, и, хотя они имели, кроме того, много очень хороших усадеб: Петрово, Орехово, Теплое, Мыза под Петербургом, они предпочитали всем прочим Горки. Может быть, потому что оно только в 40 верстах от Москвы, да и, кроме того, очень хороша местность и сад раскинут по горам. Покойная моя свекровь сюда часто приглашала к себе Долгоруких и Строгановых, когда они живали в Москве, и они гащивали по нескольку ден. Потом село Новое Ивана Федоровича Татищева было в 25 верстах, а Марфино, где живали Салтыковы, – Петр Семенович с семейством, – было в 20 верстах. Слышала я, что при царе Михаиле Федоровиче Горки были пожалованы какому-то Измайлову, потом, не знаю каким манером, перешли к Аргамаковым и от них за долг поступили Даниле Ивановичу Янькову. При разделе Горки достались моему мужу, брату его – Петрово, в Веневском уезде, а Теплое (тоже там) – моей золовке. Время стояло в ту пору очень знойное, и потому мы поехали не рано, а когда стал жар посваливать, и, хотя ехали скоро, по дороге очень хорошей, но стали подъезжать к селу, когда уж очень обвечерело и становилось довольно темно, как бывает в 10-м часу в конце июня. Последние двенадцать верст дороги – все лесами, и это меня немало тревожило, потому что я слыхала, что там водились тогда медведи, и на моей памяти, несколько лет спустя, убили там медведя, должно быть, последнего старожила. За мостом, где начинается сад, влево, был тогда большой и густой лес; нижний сад тоже был как настоящий лес. Меня просто брал ужас: куда это мы едем? Точно вертеп разбойников. Наконец, слава Богу, въехали на прекрутую гору, проехали мимо церкви и остановились у крыльца; 123 у меня отлегло на сердце. Моя золовка встретила нас с хлебом-солью. Дом был совершенно новый, только что отстроенный и ничем еще внутри не отделанный. На следующее утро, когда я вышла на балкон, который в сад, я увидела очень хороший вид: направо и налево за палисадником рощи, перед домом за рекой густой лес и только маленький просек напротив дома, узенький, как щелка. . .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В подготовленной (однако не посланной) русской ноте говорилось: " Вторжение, которое французы позволили себе сделать во владении Германской Империи, чтобы схватить там Герцога Энгиенского и повести этого Принца немедленно на казнь, - событие которое служит мерилом того, чего можно ожидать от правительства, не признающего более границ в своих насилиях и попирающего самые священные принципы. Е.И.В, возмущенный столь явным нарушением всяких обязательств, которые могут быть предписаны справедливостью и международным правом, не может сохранять долее сношения с правительством, которое не признает ни узды, ни каких бы то ни было обязанностей и которое запятнано таким ужасным убийством, что на него можно смотреть лишь как на вертеп разбойников; и, несмотря на свое могущество, оно тем не менее заслуживает этого названия. Покушение, совершенное Бонапартом, должно бы привлечь на Францию крик мести и осуждения со стороны всех государств Европы и подать знак ко всеобщей оппозиции; но если другие державы, пораженные ужасом и безсилием, униженно хранят молчание в подобную минуту, то прилично ли России следовать этому примеру? Не ей ли, наоборот, следует первой подать пример, которому остальная Европа должна следовать, чтобы спастись от неизбежного переворота, который ей угрожает. ЕИВ в силу этих соображений, следуя повеления Своего отзывчивого и благородного сердца и чувства собственного достоинства, считает необходимым наложить на Свой Двор траур по случаю смерти Герцога Энгиенского и намерен выразить открыто все Свое негодование на беззаконные поступки Бонапарта. ЕИВ тем более желал бы следовать этому образу действий, что нарушение международного права произошло во владениях Принца, близко связанного с Императором узами родства, и оскорбление, нанесенное в этом случае всему сонму европейских государство и самому человечеству, может в силу этого лишь вдвое оскорбить Его. Наш Августейший Государь, признавая с этих пор постыдным и безполезным продолжать связи с правительством, которое столь же мало уважает истинную справедливость, как и внешние приличия, и перед которым совершенно безполезно вступаться за право и против угнетения, считает Своим долгом прекратить с ним сношения... " xx

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Они также стали памятником «похотения в пустыне» ( Пс.105:14 ). Таким образом, в случае этого первого народа закон, как и Лот, потерял и оставил свою жену, смотрящую назад. Итак, Лот приходит в Сигор и живет в этом городке, о котором говорит: «Вот, город этот близко, чтобы убежать мне туда, который мал, там спасусь; разве он не мал» ( Быт.19:20 ). Давайте посмотрим, что с точки зрения закона представляет собой этот город, который «мал и не мал». Город называется согласно тому, какой образ жизни ведут его жители, ибо он определяет и объединяет жизни многих людей, собравшихся в одном месте. Поэтому жизнь тех, кто живет по закону, ничтожна и мелочна, если закон понимается буквально. Ибо ничего великого нет в том, чтобы соблюдать субботу и новомесячия, обрезать крайнюю плоть и различать пищу по плотскому признаку. Но если кто-то начинает понимать закон духовно, эти же установления, которые в буквальном понимании ничтожны и мелочны, в духовном смысле отнюдь не малы, но велики. После всего этого Лот поднимается на гору и, как сказано в Писании, живет «в пещере, и с ним две дочери его» ( Быт.19:30 ). Следует считать, что восходит и закон, потому что украшен он был храмом, построенным Соломоном и воистину ставшим домом Бога и «домом молитвы» ( Ис.56:7 ). Нечестивые же обитатели превратили его в «вертеп разбойников» ( Мф.21:13 ). Итак, Лот «жил в пещере, и с ним две дочери его» ( Быт.19:30 ). Очевидно, пророк описывает двух дочерей, говоря, что эти сестры – Огола и Оголива – «именовались Огола Иудеей, а Оголива Самариею» ( Иез.23:4 ). 7 Таким образом, народ разделился на две части, соответственно двум дочерям закона. Они, желая сохранить своих потомков по плоти и через обильное потомство укрепления их земного господства, лишили своего отца чувств и усыпили его, иными словами, скрыли и затмили его духовное понимание, взяв от него лишь плотское. И зачали они, и дали жизнь сыновьям, которых их отец не воспринимал и не признавал. Ибо ни понимание, ни воля закона не порождаются плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ученики как бы так говорили: неужели все это должно погибнуть? И Господь остановился, посмотрел на предметы, которым удивлялись ученики; им показалось даже, что Он разделяет их мнение о великолепии храма, что Он как бы сожалеет о нем; но в ту же минуту, вопреки их ожиданиям, Он еще сильнее и яснее подтвердил прежнюю угрозу храму: ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: ВИДИТЕ ЛИ ВСЕ ЭТО? все эти великолепные здания? ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: нет на земле ничего истинно великого, истинно прекрасного в делах человеческих, если на них не будет Божия благословения. А люди сделали из этого дома Божия вертеп разбойников: как же пребудет на нем Божие благословение? НЕ ОСТАНЕТСЯ ЗДЕСЬ КАМНЯ НА КАМНЕ; ВСЕ БУДЕТ РАЗРУШЕНО. Не останется и следов этого восхитительного храма!.. Решительность и сила, с которой произнесены были эти слова, звучали как непреложный приговор вечных судеб. И страшный приговор исполнился во всей точности через тридцать шесть лет после произнесения Господом этого пророчества. Когда Иерусалим был взят Римлянами, его храм был превращен в развалины. Напрасно римский полководец Тит хотел сохранить храм для славы римского имени: Господь судил иначе. Напрасно этот военачальник, сам бросившись тушить пожар в храме, приказывал сотникам убивать непокорных воинов: они не хотели слушаться, не хотели гасить пламени. Тит принужден был удалиться, и храм был истреблен огнем. Все было сровнено с землей и плуг в собственном смысле прошел по развалинам некогда славного здания. Напрасно Иулиан отступник, спустя триста лет, пытался восстановить храм Иудейский, чтобы посмеяться над великим пророчеством Христовым; по его приказу тысячи Иудеев со всех сторон света стекаются в Палестину; начинают рыть основание храма; богатейшие женщины своими руками копают священную землю, усердие доходит до восторга, — все напрасно! Из земли вдруг вырывается множество огненных шаров, которые и прогоняют работающих. То же грозное, нестерпимое явление повторяется всякий раз, когда начинается прерванная работа, и строители храма, подобно строителям вавилонской башни, рассеиваются, собственным опытом свидетельствуя, что развалины этого храма находятся в распоряжении не кесарей земных, а Царя Небесного, предназначившего их свидетельствовать о славе Сына Своего...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

7. Благородство души обнаруживается в ея благонастроении. 8. Богочестив тот, кто себе не противоречит (живет сообразно требованиям разумной природы). 9. Храм Божий — человек безукоризненный. 10. Злейшее стяжание — жизнь непотребная. 11. Говори, что должно и когда должно, и не услышишь, что не должно. 12. Лучшее стяжание — друг верный. 13. Болезнь души — нрав тщеславный. 14. Странник и бедный — Божий коллурий (Апок. 3, 18). Коллурием помажи, очи твои, да видиши. Коллурий — милосердование к нуждающимся. 15. Принимающий их, скоро прозрит. 16. И всем благотворить хорошо, особенно же тем, кои не могут воздать. 17. Ритор правдивый — стакан холодной воды. 18. Целомудрие, и кротость души, — Херувим. 19. Честь в старости есть доказательство трудолюбия прежде старости. 20. Рачительность в юности есть залог чести в старости. 21. Светлица (мезонин) души — истинное созерцание. 22. Любя, что не должно, не будешь любить, что должно. 23. Лучше принять золото поддельное, чем друга (поддельнаго). 24. Душа чистая по Боге — Бог. 25. Горе от самолюбия, все ненавидящаго! 6. Его же — другия изречения. 1. Начало любви — υποληψις δοζης, — (взаимное оказание чести, или доброе друг о друге мнение, или предположение славных в другом достоинств). 2. Хорошо богатеть кротостию и любовию. 3. Гордый помысл—веяло добродетели. 4. Путь ровным делается от милостыни. 5. Несправедливый судия—оскверненная совесть. 6. Срамно рабствовать плотским страстям. 7. Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу. 8. Кто хорошо о себе печется, о том печется и Бог. 9. Целомудренное сердце есть пристанище созерцаний. 10. Если хочешь узнать себя, кто ты, не смотри каким ты был, но каким создан в начале. 11. Душа тщеславная—яма безводная. 12. Гордая душа есть вертеп разбойников; она не терпит гласа ведения. 13. Злое заблуждение мужа истиннаго—не знать Писания. 14. Боишься ли ты Бога, познай из слез. 15. Смирение души есть оружие несокрушимое. 16. Муж добродетельный есть райское древо. 17. Иисус Христос есть древо жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Глава 7 «Не надейтеся на... словеса лживая глаголющих вам: храм Господень» ( Иер.7:4 ), то есть говорящих: «Храм Его – вы», чем хотят уверить вас, что вовек не будете оставлены Богом, ибо как положил Он сохранить благоугодный Ему храм, так сохранит и служителей Его, хотя бы и были они нечестивы. Нет, не надейтесь на ублажающие вас слова. Если не исправите дел своих, то вы – не храм Божий, и не спасет вас Бог за святость храма Своего, вами оскверняемого, и за множество жертв, которых, из-за злочестия приносящих, отвращается душа Его. «И крадете и убиваете, и блудствуете... и стасте предо Мною в дому сем... и рекли есте: спаси нас, со творивших вся мерзости сия. Еда вертеп разбойником есть дом сей?» ( Иер.7:9–11 ). Вы надеялись, что дом сей будет убежищем разбойников, но молитва ваша, в которой просите себе безопасности и мира, может ли быть услышана, когда столько сделано вами худого, и возможно ли, чтобы дал Я просимое вами и избавил вас от опасности? «Сего ради идите к месту Моему, еже в Силоме... и видите, что сотворих ему лукавств ради людий Моих» ( Иер.7:12 ). В городе Силоме водрузил Я скинию Мою, и стояла она там триста лет, потом, из-за отступничества Ефремлян, которым она была вверена прежде, перенес ее в храм, который ныне у вас, Иудеи, и, наконец, изгнал и рассеял и самих отступников. Поэтому, как очевидные свидетели суда сего, рассудите, должно ли Мне, когда вы стали даже нечестивее Ефремлян, щадить и любить вас только за то, что храм Мой у вас? Нет, нет! Если не покаетесь, и храм и народ предам Халдеям, и они истребят храм огнем, а народ изгонят из пределов земли. «Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских?» ( Иер.7:17 ). «Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному» ( Иер.7:18 ). Бог говорит так пророку, показывая этим, что нечестие беззаконных Иудеев превышает определенное им наказание. Отступничество же целого народа Господь изображает словами, что мужи и жены всех возрастов устремились к идолослужению, и нет человека, который был бы чист от него, а сказанное здесь о служении небесному воинству объясняется тем, что написано в Четвертой книге Царств: в царствование Манассии Иудеи поклонялись «всей силе небесней» ( 4Цар.21:3 ), то есть всему украшению небесному, – луне и прочим светилам. И мученик Стефан ясно говорит, что Израильтяне в прежние времена особенно поклонялись звезде бога своего Ремфана ( Деян.7:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В cdbepe материальных интересов России, государь и Вы с ним – можете видеть только то, что Вам показывают и должны понимать вещи так, как специалисты Вам их представляют. Но можете ли Вы поручиться за то, что эти специалисты желают сказать Вам правду, или хоть за то, что, думая служить отечеству верой и правдой, они не служат слепым орудием каких-либо воров или крамольников? Не ручайтесь. Вы рискуете жестоко ошибиться. Вы назначили ревизию некоторых губерний. Вы хорошо сделали: она поможет Вам увидать Россию в настоящем ее виде и дать ей такое устройство, которое к собранным данным будет наиболее подходящим;– но необходимость обревизовать Ваше железнодорожное дело еще неотложнее, ибо в него, как в бездонную пропасть, уходят последние Ваши средства. Спасайте же что можно, спасайте сейчас же, а упустите время, так уж бесполезно будет и узнать беду, потому что пособить ей будет нечем. Говоря о ревизии железных дорог, мы разумеем ревизию людьми того же разряда, как и сенаторы, губернии ревизующие, а не инженерами, проникнутыми корпоративным духом, и не генерал-ад " ютантами, добрыми, честными, но неизбежно подпадающими под постороннее влияние.– Сказать кстати, ревизия, произведенная графом Барановым, не имела ничего общего с финансовыми задачами. Она не вникала ни в денежные подробности эксплоатации железных дорог, ни в вопрос о том, действительно ли необходимы те разорительные приплаты к доходам, которые делает казна по гарантии. А в этом-то и содержится главная суть безобразий. Простите меня, что я так часто возвращаюсь к железным дорогам, но я сам когда-то трудился да этом поприще. Я имею право гордиться этой моей деятельностью, потому что она была безусловно честна и безусловно полезна отечеству, а между тем мне приходится краснеть перед моими детьми, при мысли, что я принадлежал к той сфере, в которой ныне они видят вертеп разбойников. Полгода тому назад, когда я писал наследнику цесаревичу,– у меня еще были кой-какие иллюзии. Теперь потеряны и они. Я пришел к убеждению, что в России не может быть того честного и способного человека, который бы не соблазнился легкой возможностью поживиться на счет казны. Тем не менее: иметь людей, распоряжающихся государственными средствами, Вам все-таки необходимо, и стало быть единственное Ваше спасение – такая форма, при которой бы люди служили честно, потому что бесчестно им служить не позволят.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010