Пс.93:21 . Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят. Сими словами Пророк означает, что он имел дело не с простыми людьми, но с предводителями народа, имевшими власть в государстве. Притом изображает и то, что он и другие верные не от одного или от двух частных человек претерпевали напасти, но от целаго полчища злых людей, которые в лице судей на подобие ловцов или разбойников проливали кровь неповинную. Таковое позорище подлинно было печальное и купно гнусное: ибо приятно ли видеть судилищныя места превращаемы в вертеп разбойников, где кровь неповинных лиется ручьями? Пс.93:22 . И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего: Пс.93:23 . и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог. Сими словами Пророк заключает, что он во всех вышереченных бедствиях в едином токмо Боге находил помощника и покровителя: ибо от всего мира оставлен был, якоже и Павел жалуется на друзей своих, что они во время подвига его пред Нероном, все оставили его ( 2Тим. 4:16 ). Но купно сими же словами паки прославляет Божию силу, которая едина могла превозмощи толь сильныя напасти и отвратить толикое неистовство врагов, со всем полчищем споборников их. Притом не о том токмо говорит, что Бог был ему вместо каменныя крепости, откуду презирал он все усилия врагов и где безопасно скрывался, но и благодаря за покровительство Его, возвещает врагам погибель. Воздаст им Господь беззаконие их. То есть, Бог сделает то, что беззаконныя предприятия нечестивых обратятся на главу их самих; ибо не праведнику вредят, который за терпение свое венец приемлет, но себе самим вред причиняют, приемля казнь за злобу. Здесь заметить должно, что ежели бы намерения нечестивых только что безуспешны были, то и тогда было бы ощутительно действие правосудия Божия, но когда и сами еще падают в яму, которую другим копают, и приседя в ловительстве в тайных, еже убити неповиннаго ( Пс. 9:29 ), сами в коварном ловительстве погибают, закалая себя своими собственными мечами, тогда правосудие Божие чуднее и лучше открывается. Сие яснее изображается в следующих словах: и по лукавствию их погубит я Господь Бог. Где прилично замечает Августин, что Бог не столько наказывает их за то, что сделали, сколько за злобу, с каковою что сделали. Например, предал Христа на смерть Иуда, предал и Бог Отец: но Отцу мы благодарим, зане тако возлюби мир, яко и Сына Своего за нас всех предал есть ( Рим. 8:32 ), как говорил Апостол, а Иуду проклинаем, понеже из сребролюбия, а не из любви, и ради корысти, а не ради спасения нашего предал Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс. 68:10 )? Не слышал ли тогда весь народ, что Христос, изгоняя из храма торгующих, сказал о храме: «дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин. 2:16 )? Не охранял ли Он святость храма самыми действиями Своими, которые вытекали из Его благоговейного уважения к Иерусалимскому храму, как дому Отца Небесного, дому молитвы, который первосвященники сделали «вертепом разбойников» ( Мф. 21:13 ; Ис. 56:7 ; Иер.7:11 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:45, 46 )? Вторичное изгнание из храма торгующих и столь грозное обличение первосвященников, в допущенных ими злоупотреблениях, не ясно ли говорят о святой ревности Иисуса охранять святость храма? Да и может ли с неуважением относиться к святости храма Тот, Кто грозно обличал книжников и фарисеев в неуважении к храму: " горе вам, – невольно раздаются и теперь слова Иисуса, – горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» ( Мф. 23:16, 17 ). И эти-то безумные слепцы, или слепые безумцы, сами превратившие дом Отца Небесного, дом молитвы, в вертеп разбойников и считающие золото храма выше самого храма, будут обвинять Иисуса на смерть за неуважение к храму?! Неужели мыслимо построить обвинение Иисуса на основании искаженных лжесвидетелями слов Иисуса, сказанных Им в свое время в обличение самих же судей? Неужели возможно даже изменить смысл слов Иисуса, значение которых ясно определяется самым фактом изгнания торгующих из храма и грозным обличением виновников, в нарушении и оскорблении святости храма? Не опасно ли было искажать их, когда их слышали враги первосвященников – саддукеев фарисеи и весь народ, вполне одобривший действия Иисуса по изгнанию из храма торгующих? Такое обвинение Христа не будет ли обвинением самих судей?! Очень может быть, что народ, когда узнает о смертном приговоре Иисуса на основании искаженных слов Иисуса, восстановит их в буквально подлинном виде, и тогда обвинение их падет на их голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

И мы не думаем, чтобы Каиафа долго искал подобных свидетелей, хотя время было полуночное, и весь Иерусалим, в ожидании великого дня заклания пасхального агнца, спокойно спал в этот роковой час. На дворе архиерея была толпа слуг его, и все они – преданные до фанатизма рабы его, всегда готовые отличиться пред ним своим низким раболепием и способные на всякое зло в угоду ему. По первому зову явились также свидетели, которые стали обвинять Иисуса в том, что Он изгонял несколько раз из храма торгующих скотом, который предназначен для жертв Иегове, что Он ослаблял тем самым религию, затрудняя принесение законных жертв, что Он самопроизвольно распоряжался в храме, не будучи первосвященником и даже священником, что Он оскорбил святость храма, назвав его вертепом разбойников... Слушает Каиафа, а с ним и все судьи, – слушает он с досадой и на лице его выражается негодование на свое неловкое положение и на свидетелей, заставивших его от досады и стыда краснеть пред другими. В его ушах живо и ясно раздаются грозные слова Иисуса, хотя Он сохраняет теперь спокойно-величественное молчание. Не выражает Христос и гнева своего, как Он выразил тогда, но тем не менее Каиафе чудится на спокойном и кротком лице Его тот невыносимый гнев и святое негодование, которые не позволяют ему теперь взглянуть на невинного Узника. Молчит Христос, но молчание Его отчетливо говорит Каиафе, что Он имел право так поступить, потому что Он действительно Тот, о Ком свидетельствовал Креститель, что не Он разрушал религию и осквернял храм своими действиями, а первосвященники и священники своими корыстолюбивыми и бесчеловечными распоряжениями превратили храм в вертеп разбойников, значение которого старался возвысить Христос своей святой ревностью. И вот, слова свидетелей жгут преступную совесть Каиафы, невольно заставляют чувствовать, что он – преступник, а не Христос, которого судит. Как же ему на таких показаниях построить обвинения против Христа, когда в них он читает приговор самому себе! Если не сегодня, то завтра, когда будет полное собрание синедриона, члены – фарисеи, поддерживаемые в этом пункте обличением Христа, выставят настоящее обвинение против Каиафы, который своим деспотическим корыстолюбием давно уже вызвал недоброжелательство к себе во всех фарисеях и народе. 0, нет! лучше замять такое показание против Узника, и потребовать других свидетелей. И смущенный Каиафа, как вор, захваченный на месте преступления, торопливо спешит выпроводить из зала суда неудачных свидетелей и пригласить на место их других.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

2. Перикопа Мк 11:12–25 , которая следует за рассказом о входе в Иерусалим, составная. Две части эпизода с засохшей смоковницей (11:12–14 и 11:20–25) 376 разделены сценой очищения храма (11:15–18) 377 . Здесь мы видим целый ряд примеров христологии Власти. Эпизод с засохшей смоковницей относится к числу природных чудес. Иисус упрекает смоковницу, а на следующий день оказывается, что она «засохла до корня» (11:20). Слово Мессии действует со сверхъестественной силой, давая чудесные результаты. Здесь очевидна божественная власть Христа над природой и природными явлениями 378 . Его сверхъестественная власть заметна и в разговоре по поводу чуда. Отвечая на реплику Петра, Иисус говорит: «Имейте веру Божью. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усумнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (11:22–23). Здесь явно предполагается божественная власть. Правда, из контекста получается, что и ученики могут подобным образом творить чудеса 379 . Однако очевидно, что эта власть непосредственно связана с Мессией: именно Он обладает всей полнотой чудотворной силы 380 . Многие комментаторы усматривают в эпизоде с засохшей смоковницей символическое значение. Скорее всего, это значение связано с еврейским народом 381 : изобилие листьев создаёт ложное впечатление жизненности и изобилия, но плодов нет и окончательное увядание дерева близко. Такое символическое толкование имеет свои резоны и снова раскрывает власть Иисуса: Он произносит высший божественный суд на богоизбранный народ 382 . Христология Власти накладывает решающий отпечаток и на рассказ об очищении храма (11:15–17). Евангелист описывает действия Иисуса, которые имеют мессианский характер: очищение и обновление храма связывается со временами Мессии 383 . Рассказ Марка являет божественную прерогативу Сына Божьего во всем Его величии и могуществе. Его действия показывают гнев Божий на Храм, а Его слова возвещают осуждение тех, кто превратил святое место в «вертеп разбойников» (11:17). Каждое слово данного эпизода выстраивает образ высшего владычества: Иисус действует как Бог 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Почему именно " προσευχ -- это молитва о высшем к Отцу " по мысли Оригена? Потому что, это слово употребляется в отрывке, когда Господь изгнал торговцев из Храма, сказав, что " Мой дом назовется домом προσευχ, а вы сделали из него -- вертеп разбойников " (очевидно, дом προσευχ -- это антоним низости той торговли, а значит -- знак высоты προσευχ), а также когда Господь молился Отцу наедине -- очевидно, Господь не с сокрушением молился Отцу, но как Сын, поэтому молитва-προσευχ -- именно в состоянии " сыновства, а не страха " , " более высоком " и " о более высоком " . προσευχ -- это молитва доверительно-высокая, когда говорится о Христе -- молитва сыновства, когда о верных по примеру Христа -- молитва сыноства.  В общем, Ориген мог думать, что молитва-προσευχ -- это молитва как у Христа Отцу. Только разница в том, что Христос молился как Единородный Сын, а верных научил молиться через Него в Духе как детей Божьих. Патрин В. Г. 04 июля 2011г. 20:01 Уважаемый Александр, прежде всего благодарю Вас, что Вы приняли мою критику и не обиделись. Переходя к Вашему тексту прежде всего нужно отметить, что он уже не является, по сути, комментарием к моей работе, а Вашим самостоятельным рассуждением. Мне уже становится неловко заниматься " перетягиванием одеяла " на мою работу, поэтому я оставляю его Вам перетащить на свой текст. Т.е. я буду анализировать и критически оценивать Ваш текст вне контекста моей статьи. Причины такого положения заключаются в том, что Вы, по объективным причинам недоступности, не знакомы с основной современной научной литературой не по практике ранней христианской молитвы, ни по Оригену. Ваше знание источников, по тем же причинам, тоже сильно ограничено. У Вас есть знание положений православной догматики, и с позиции этого знания Вы все и пытаетесь анализировать. Вы считаете, что это является единственно правильным подходом, т.к. в " догматах " выражена наша вера, а вера важнее чем " научные истины " . Таким образом, разговор должен идти о правильности такого Вашего подхода к изучению темы христианской молитвы, т.к. все Ваши выводы обоснованы этим подходом, а не принципом научного историзма.

http://bogoslov.ru/article/1757764

Песнь 6 Ирмос: Воскликнули в радости души праведных; ныне Новый Завет полагается миру и люди да обновятся окроплением Божественною Кровию. 1. Прими, Израиль, Божие царство и пребывающий во тьме да увидит великий свет, и люди да обновятся окроплением Божественною Кровию. 2. Отпусти своих узников разрешенными, Сион, и выведи их из безводного рва неведения, и люди да обновятся окроплением Божественною Кровию. Кондак, гл. 6: Восседая на небесном престоле, шествуя по земле на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, идущий призвать к Себе Адама». Песнь 7 Ирмос: Спасший в огне Авраамовых юношей Твоих и истребивший Халдеев, наказанных Твоим Божественным правосудием, благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов наших. 1. Преклоняя колена и радуясь с учениками, люди с пальмовыми ветвями восклицали: «Осанна Сыну Давидову, благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов». 2. Множество не искусившихся во зле, по возрасту еще младенцев, Тебя, Царь Израиля и ангелов, достойно воспели как Бога: «Благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов». 3. Народ с пальмами рукоплескал Тебе ветвями, Христе, и восклицал: «Благословен пришедший Царь веков, благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов». Песнь 8 Ирмос: Веселись, Иерусалим, торжествуйте, любящие Сион, ибо пришел Господь сил, царствующий во веки; да благоговеет вся земля пред лицом Его и да восклицает: «Все творения Господни, благословите Господа». 1. Воссев на молодом осле, явился Христос, – Царь твой, Сион, ибо Он пришел истребить безумное заблуждение идолослужения и остановить необузданное стремление всех язычников, чтобы они пели: «Все творения, воспойте Господа». 2. Возрадуйся, Сион: Христос, Бог твой, воцарился во век. Он, как написано, кроткий и спасающий, праведный наш Искупитель, пришел иа молодом осле, чтобы истребить конскую дикость врагов, не восклицающих: «Все творения Господни, благословите Господа». 3. Беззаконное сборище непокорных изгоняется из священной ограды, ибо из Божьего дома молитвы они сделали вертеп разбойников, отвергнув сердцем Искупителя, Которому мы восклицаем: «Все творения Господни, благословите Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Пресвятая Богородице, спаси нас! Храм Тя Божий вем, Богородице, невместимаго Бога вместивый, сего ради молю Тя: бывша мя вертеп разбойников и всякой нечистоты вместилище, храм Божий соделай. Слава : Одевающаго небо облаки, безсеменно рождшая Мати браконеискусная, ризу мне подаждь светлу, тьмою страстей омраченному. И ныне : «Радуйся, Благодатная!» – великий Гавриил Тебе с небесе провозгласи, Дево Мати Марие. Темже радости исполни мое сердце, ядом горчайшим змииным преогорченное. Песнь 5 Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею Высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче. Пресвятая Богородице, спаси нас! О Дево, Мати Пречистая, в недоведомом Рождестве Твоем Сына Божия милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася; сего ради молю Тя, Владычице, милость Сына Твоего излей на страстную мою душу. Истиною Истины вечныя лукавое сердце мое исправи, правдою Превечнаго Бога ко страху Божию пригвозди мя всего и миром тишайшим Сладчайшаго Иисуса сердце мое умири. Пресвятая Богородице, спаси нас! Низпосли Божественный свет рабу Твоему, во тьме греховней сущему, Светоносная Сене Небесная, Неискусобрачная, рождшая Бога, изведшаго свет от тьмы, Чистая. Слава: Моление теплое, Богородице, молитвы Твоя яко кадило благовонное к Богу всяческих восходят: темже злосмрадие греховное благоуханием молитв Твоих от души моея отжени, молюся Ти. И ныне : Избавление нам родила еси без семене, Христа Спасителя, Пречистая: от вечныя погибели спаси мя, Владычице, от вечнаго пламене избави мя, Милосердная Мати. Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию ко Господуи Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя. Пресвятая Богородице, спаси нас! За премножество нечистоты моея не отрини мене, Пречистая, за премножество скверны моея не лиши мя покрова Своего Небеснаго, едина Нескверная. Пресвятая Богородице, спаси нас! Буди ми, Владычице, заблуждшему Путеводительница, потемненному страстьми – свет, умерщвленному грехом – жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Наивная детская вера людей, ничего не знающих, кроме газеты и книжки! Конечно, и реформы, и законы, и управление, – всё это нужно, но всего этого слишком мало, и не в этом главное. Нужны самые люди, и как строящему дом из деревянных досок нельзя же ожидать, чтобы дом в конце строения оказался каменным, и, наоборот, из камней нельзя сделать дома деревянного, так и из худых людей, безнравственных и злых нельзя образовать счастливого общества, благоустроенного царства. Один из современных мыслителей, ещё недавно владевший умами образованных людей Европы, по этому поводу замечает: «из свинцовых инстинктов и стремлений нельзя сделать золотого поведения». Истинная мудрость смотрит вперёд, не прельщается торжеством на один только день минутным и кажущимся успехом, – и каждому делу, закону, плану, начинанию, устроению общественному и государственному она ищет основ и крепости в религиозно-нравственной силе народа, а источника их – не в условном человеческом праве, а в вечной Божьей и Христовой правде. Такой только мудрости и можно довериться. Божественная София-Христос. Куда явился Он после торжественного Своего входа в Иерусалим? Он пришёл во храм Господень. Что Он там совершил? Он очистил храм от тех, кто его осквернял и из дома молитвы обращал в вертеп разбойников. Истинная мудрость, братии, ревнива к святыне, усердна к Церкви, заботлива о чистоте её и об её высоком положении в мире. Итак, если явится к нам, под покровом и именем человеческой мудрости, учение, даже и не враждебное, но хотя бы только равнодушное к святыне, заявляющее, например, как социал демократия, что «религия есть частное дело», необязательное и не нужное ни в семье, ни в школе, ни в обществе, ни в государстве, – то такая мудрость, знайте это, земная и бесовская. Да не будет она благословенна, и сердце наше пусть отвратится от неё! Это – прикрытие безбожия и вражды против веры. Божественная София-Христос. Не в силе, не в славе, не во внешнем господстве и всеобщем признании Он полагал торжество истины. После нынешнего торжественного входа в Иерусалим, среди всеобщего признания Его достоинства, Он шёл через несколько дней одинокий среди того же многолюдства, среди той же переменчивой толпы, уже требовавшей Его распятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

438. Сумма теологии 8.3.1.3: «Поскольку милость дается свободно, она исключает идею долга… Долг ни в коей мере не подразумевает, что Бог что-либо должен какому-либо другому существу». 439. Клаверо (Clavero 1986) усматривает в этом базовый конфликт вокруг природы договора и, как следствие, правовую основу человеческих отношений в европейской истории: ростовщичество и — шире — выгода осуждались, однако рента, основа феодальных отношений, никогда не оспаривалась. 440. «Что такое торговля, — писал Кассиодор (485–585), — если не желание продать дороже то, что можно купить дешевле? Купцы ненавистны потому, что, позабыв о Божественной справедливости, они больше обременяют свои товары ложью, чем берут их стоимость. Их Господь изгнал из храма со словами: “Не превращайте дом моего Отца в вертеп разбойников”» (цит. по: Langholm 1996:454). 441. Нельсон (Nelson 1949) полагал, что «Исключение» часто применялось к отношениям между христианами и евреями, однако Нунан (Noonan 1957:101–102) утверждает, что в основном оно применялось лишь «к еретикам и неверным, прежде всего к сарацинам», а некоторые считают, что даже к ним оно не применялось. 442. До 52 % с залогом, до 120 % без такового (Homer 1987:91). 443. Долговые тюрьмы, т. е. тюрьмы, предназначенные исключительно для содержания должников, появились в Англии лишь после 1263 года, но заточение в тюрьму должников имеет намного более долгую историю. Еврейских заимодавцев использовали прежде всего для того, чтобы превращать виртуальные, кредитные, деньги в монеты путем взимания семейного серебра с неплатежеспособных должников и его отправки на королевские монетные дворы. Они также овладели правами на многие земельные участки должников, большая часть из которых в конечном счете оказалась в руках баронов или монастырей (Singer 1964; Bowers 1983; Schofield & Mayhew 2002). 444. Роджер не называет имени жертвы; в некоторых позднейших версиях его называют Авраамом, в других — Исааком. 445. Или даже, если уж на то пошло, о фантазиях Ницше относительно того, что истоки правосудия лежат в нанесении увечий. Если первое было проекцией на евреев зверств, совершавшихся в отношении евреев, то Ницше писал в эпоху, когда тогдашних «дикарей» наказывали подобными пытками и увечьями, если они не уплачивали долги колониальным налоговым властям, из-за чего несколько позже разгорелся знаменитый скандал в Бельгийском Конго короля Леопольда.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

– Учитель! Запрети им кричать это и так Тебя встречать! Спаситель же ответил: – Если они замолчат, то камни станут прославлять Меня. Фарисеи завидовали тому, что Иисус Христос – простой Человек, не учёный, а имеет такое влияние на народ, какого они не имеют сами. Их раздражало, что Он творит добрые дела даже в субботу. Ведь по закону Моисея евреям в субботу не полагалось трудиться. Он обличал их лицемерие и неискренность, дружил с мытарями и грешниками. Они ждали другого Мессию, который освободит их от римского ига и создаст такое государство, которое будет управлять всем миром. Одним словом, Христос не был похож на Мессию, которого они ждали. И они Его жестоко возненавидели и думали только, как Его погубить. Через день после входа в Иерусалим Господь отправился в храм. Но что Он там увидел? Вероятно, дети, вы бывали когда-нибудь на базаре и знаете, какой там царит крик и шум. Почти то же самое нашёл Иисус около еврейского храма и даже внутри его. Торговцы предлагают животных для жертвоприношения, покупатели торгуются, меняют деньги и звенят ими… Увидев это безобразие, Христос разгневался. Он опрокинул столы и выгнал торговцев из храма, рассыпал деньги менял и сказал им: – Ступайте отсюда прочь! Храм есть дом Божий, дом Отца Моего Небесного, а вы превратили его в вертеп разбойников! Предпраздничные дни в Иерусалиме продолжались, и Господь каждый день проповедовал в храме, исцелял больных, хромых, слепых. Тысячи людей шли к Нему… Наблюдая, как люди несут приношения в храм на Пасху, Христос обратил внимание на то, что одна бедная вдова опустила в церковную сокровищницу две мелкие монеты – лепты. Иисус Христос указал на неё Своим ученикам и сказал: – Истинно говорю вам, что эта женщина положила больше всех, потому что все прочие положили туда только незначительную часть от своих богатств, а она отдала для Бога всё, что имела на пропитание. Прощальная беседа Перед самым праздником иудейской Пасхи ученики спросили Господа: – Учитель, где приготовить для Тебя пасху? Он отвечал:

http://azbyka.ru/deti/bibliya-v-rasskaza...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010