13. и гла имъ: писано храмъ мой храмъ млтвы наречетс: вы же сотвористе и вертепъ разбойникмъ. и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников Писано есть и пр. Это написано у пророков ( Ис. 7 ст. 56 гл. и Иер. 11 ст. 7 гл.). Сотвористе и вертеп (сделали его вертепом) разбойников, т. е. по шуму и толкотне. «Вы слышали Самого Бога, объявляющего вам, что храм есть дом Божий, поучает митрополит Филарет. Подумайте же об этом, стоящий в храме Господнем, в дворех дому Бога нашего!... Корыстолюбие и мирское дело в храме превратило его в пещеру разбойников. А как всякая страсть гнусна пред очами Божиими, всякое житейское попечение недостойно дома Божия, то подумай, посетитель святого храма Божия: как ты его посещаешь и что из него делаешь твоим посещением»? 14. И пристпиша къ нем и въ церкви: и исцл ихъ. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их 15. Видвше же и книжницы чдеса, же сотвор, и троки зовщ въ церкви и глаголющ: санна сн двдов, негодоваша Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали Архиерее и книжницы (чит. о них в объясн. 4 ст. 2 гл.). Отроки зовущия (детей восклицающих). Дети, конечно, подражая старшим, тоже прославляли Господа, восклицая слова, слышимые от них: Осанна Сыну Давидову. Негодоваша (вознегодовали), потому что были врагами И. Христа, а между тем видели, какую любовь народ имеет к Нему, и что народ принимает Его за Мессию. 16. и рша слышиши ли, что глаголютъ; же реч имъ: нсте ли чл николиже, к из устъ и ссщихъ совершилъ хвал; и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? Слышиши ли, что сии глаголют (что они, т. е. дети, говорят)? Это говорят врги Христа в насмешку над Ним пред нароом. Еще не велика честь, внушают они, когда непонимающие дети славят Его! Но Господь указывает Своим врагам на пророчество об этом, сказанное за 1000 лет царем Давидом, и тем по ражает их.. Разве вы никогда не читали и пр., т. е. разве вы не понимаете, что говорит псалмопевец о детях, что и они поют хвалу Бугу? Они в своей младенческой простоте признают Меня за Мессию не вразумляют ли они этим вас, престарелых? Св. Златоуст, толкуя сии слова Христовы, замечает, что эти, хвалящие Христа, дети знаменуют язычников, которые прежде немотствовали, потом стали вещать великия истины, приняв веру во Христа, и утешают апостолов, что Господь, Который научил отроков прославлять Его, сделает и их красноречивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

6. А ученики, пойдя и сделав все так, как повелел им Иисус, 7. привели ослицу и осленка и положили на них одежды, и Он воссел поверх одежд. 8. Множество народа расстилало одежды свои на пути, иные же ломали ветви с деревьев и устилали ими дорогу. 9. А толпы, шедшие впереди Него и следовавшие за Ним, кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен, Кто приходит во имя Господне! Осанна в вышних!» 10. И когда входил Он в Иерусалим, все горожане пришли в волнение и спрашивали: «Кто же это?» 11. А толпы отвечали: «Это пророк Иисус из Назарета в Галилее!» 12. И вошел Иисус во Храм, и прогнал всех, кто продавал и покупал во Храме, и опрокинул столы менял и прилавки торговцев голубями. 13. И говорит Он им: «В Писании сказано: " Имя дому Моему — дом молитвы! "  — вы же сделали из него вертеп разбойников». 14. И подошли к Нему во Храме слепцы и хромые, и Он исцелил их. 15. А первосвященники и книжники, видя дивные дела, которые Он творил, и детей, которые кричали во Храме: «Осанна Сыну Давидову!» — пришли в ярость 16. и сказали Ему: «Слышишь, что они кричат?» А Иисус говорит им: «Да! Или вы никогда не читали в Писании: " Из детских, из младенческих уст Ты уготовал Себе хвалу " ?» 17. И оставив их, ушел Он из города в Вифанию и провел ночь там. 18. А поутру, возвращаясь в город, Он почувствовал голод; 19. увидев при дороге одинокую смоковницу, подошел Он к ней, но ничего не нашел на ней, кроме одних только листьев, и говорит ей: «Так да не будет от тебя плода вовеки!» И тотчас же смоковница засохла. 20. И увидев это, ученики с удивлением говорили: «Как это смоковница тотчас засохла?» 21. А Иисус сказал им в ответ: «Если вы будете иметь веру и не впадете в сомнение, то сможете сделать не только то, что случилось со смоковницей; но даже если вы скажете этой горе: " Сойди с места и кинься в море! "  — так и будет. 22. И все, о чем ни попросите в молитве, получите, если будете веровать».   23. Когда же пришел Он во Храм и стал там учить, подошли к Нему первосвященники и старейшины Израиля и спросили: «По какому полномочию Ты делаешь это, и кто дал Тебе такое полномочие?» 24. А Иисус сказал им в ответ: «Спрошу и Я у вас об одном деле, и если вы ответите Мне, отвечу вам и Я, по какому полномочию делаю это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

XLII. О почитании храмов Божиих Ещё в Ветхом Завете Богу было угодно проявлять особенное присутствие Своё на отдельных местах, где делались жертвоприношения ( Быт.4:4 ). Жертвенники в древней церкви заменяли собой храмы. Позже пророк Моисей устроил по повелению Божию первый храм на земле истинному Богу. В книге Исход читаем: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; всё (сделайте), как я показывал тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте» ( Исх.25:8–9 ). В другом месте читаем: «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертёж притвора и домов его, и кладовых его... Всё сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» ( 1Пар.28:11–19 ). Отсюда видно, что построить храм угодно было Самому Богу. Сам Бог повелел Моисею и Давиду построить храм для общественной молитвы. В этом храме Бог обещал пребывать вечно, как говорит Соломон: «А я построил дом в жилище Тебе (Святой), место для вечного Твоего пребывания» ( 2Пар.6:2 ). Пророк Иезекииль говорит: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез.43:7 ). А вот послушайте, что говорит Господь о храме устами пророка Исаии. Он обещает дать сынам Израилевым имя и место лучшее, нежели сынам и дочерям, имя вечное, которое не истребится. Он говорит: «тем (которые будут держаться завета Его) дам Я в доме Моём и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям, дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис.56:5 ). Здесь пророк говорит о новом имени, имени христиан, которое Господь даст в доме Своём. Далее в седьмом стихе читаем пророческие слова об этом доме: «Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов». Пророчество, что дом Господень назовётся домом молитвы для всех народов, Господь подтвердил во время Своей земной жизни. Войдя в храм, Он нашёл там страшный беспорядок. Люди забыли, что храм должен служить домом молитвы, и обратили его в разбойнический вертеп. Поэтому Христос напоминает им слова пророка Исаии, говоря: «написано: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Без молитвы спасение невозможно. Это — основной новозаветный принцип, данный Самим Спасителем. Этот принцип особенно проявляется в ясном учении Спасителя о том, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1-7). Без молитвы невозможно очистить себя от греха и зла, а это значит — невозможно спасти себя от греха и зла. Для Христова последователя Богочеловеческая молитва — единственная сила, очищающая человеческое существо от всякой скверны, от всякой нечистоты, от всякого греха, от всякого бесовского действия (букв. «от всякого беса». — «Примеч. пер.»), ибо всеистинный Господь изрек благовестие, что род нечистых духов как подлинных зачинателей всех духовных и телесных скверн изгоняется лишь молитвой и постом (Мф.17:21; Мк.9:29).    Богочеловеческая молитва — это естественное выражение Богочеловеческой веры, посему Господь и благовествует: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22); «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин.14:13, 14, 15:16). Если два истинных последователя, Богочеловека согласятся на земле в чем бы то ни было, то о чем бы они ни попросили, даст им Отец Небесный (см. Мф.18:19). Посему Спаситель и заповедует всем непрестанную и неотступную молитву: «Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10; Мф.7:7-8). Молитва — это Богочеловеческое оружие, которым человек защищается от напастей и искушений (см. Лк.22:46). Она регулирует отношение христианина не только к друзьям, но и к врагам, поэтому человеколюбивый Спаситель заповедует: «Молитесь» (Богу) «за гонящих вас» (Мф.5:44).    Молитва — тогда евангельская, когда человек присутствует в ней всем своим существом, всей своей душой, всей своей мыслью, всей своей силой; но она бессмысленна, если состоит из слов, пусть даже из многих слов, в которых нет ни души, ни сердца (см. Мф.6:7). Молитва спасительна, если исполнена не только любви к Богу, но и любви к людям, выражаемой прощением: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк.11:25; ср.: Мф.5:23-24). Храм есть дом молитвы; всё, что не молитва, и всё, что не от молитвы, превращает храм в вертеп разбойников (см. Мф.21:13; Мк.11:17; Лк.19:46). Каждый христианин — это храм Божий (см. 1Кор.3:16), а это значит: каждый христианин — это дом молитвы. Если христианин не молится, то он сделал себя вертепом разбойничьих страстей, истребляющих в нем всё Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Они не постились, когда следовало им поститься, и постятся теперь, когда не следует поститься: потому–то они и отвергнуты и на их место явились христиане. — 2) Их синагога не лучше театра, место распутства и вертеп разбойников; она есть обиталище демонов, между тем как церковь есть дом Божий. — Обладание св. Писанием не делает синагогу досточтимой и не может служить оправданием для тех, кто посещает ее, ибо 1) иудеи оскорбляют св. Писание, утверждая, что оно не говорит ничего об Иисусе Христе; 2) они пользуются им лишь для того, чтобы обольщать немощных; 3) не только синагога, но и самая душа иудеев есть обиталище демонов. — Бог отверг их жертвы, их праздники и самый храм, предавая его в руки язычников. — Не может служить оправданием посещения синагоги и желание получить исцеление от какой–нибудь болезни, потому что 1) обитающие в ней демоны не могут исцелять; 2) даже если бы они и могли, не следует губить душу ради исцеления тела. — Нужно употреблять все средства к тому, чтобы отвращать своих братьев от иудействования, особенно потому, что не делая этого, мы участвуем в их преступлении и подвергнемся одинаковому с ними наказанию.   С ЕГОДНЯ хотел я сообщить вам остальное из того предмета, о котором недавно беседовал с вами и показать яснее, сколь непостижим Бог. Об этом мы много и долго говорили в прошедшее воскресенье, когда приводили свидетельства и из Исаии, и из Давида, и из Павла. Первый взывал: « Но род Его кто изъяснит ?» (Ис. 53:8). Второй благодарил Бога за Его непостижимость, говоря: « Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои » (Пс. 138:14); и еще: « Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его!» (ст. 6). А Павел, не углубляясь в исследование самой сущности (Бога), а вникнув только в Его промышление, или лучше — обняв малую только часть этого промышления, открывшуюся в призвании язычников, и как бы увидев обширное и необъятное море, воскликнул: « О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В современном нам мире господствуют в сфере межчеловеческих взаимоотношений товарно-рыночные отношения: мы любим тех, кто любит нас, и ненавидим тех, кто ненавидит нас. Нравственное отношение одного человека к другому превращается в некий товар, который мы охотно распродаем, если только нам это выгодно. Если нам это не выгодно, то мы забываем и о нравственности, и о христианстве. И более того, мы так искусно обработали своими комментариями разные библейские принципы, что в нашей трактовке их невозможно увидеть и даже рассмотреть в их изначальном значении. Господь учит: «Не клянись», – а мы клянемся, Господь говорит: «Любите», – а мы ненавидим. Похоже, что от учения Христова у нас у всех только осталось имя «христианин», да и то в кавычках (в кавычках наших предубеждений и настроений, предпочтений и раздражения). Мы втащили в сферу нашего религиозного и церковного бытия товарно-рыночные отношения падшей человеческой жизни, и храм нашей веры превращается в рынок, базар, а правильнее сказать, вертеп разбойников. Мы не торгуем в храмах овцами и козлятами, как это делали древние евреи, мы размениваем библейские принципы и Христов Закон на свиные рожки благ сего материального мира. Мы давно превратились в язычников, но как-то так получилось, что именно сего и не заметили. Лучшие из нас – как фарисеи и книжники, худшие – как блудные дети, живущие в стране далече. Бог сохраняет падший христианский мир ради немногих праведников, которые каким-то чудом еще выживают среди нас. Как и сказано у пророка Исаии: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1: 5–9) 36 .

http://pravoslavie.ru/94858.html

Здесь нельзя еще раз не отметить переклички с Иоанновой христологией воплощения — при том, что в Евр. еще сильнее подчеркивается приобщение Иисуса к искушениям человека. Вспомним, кем был первосвященник в Ветхом Завете: это первенствующий священник-жрец, который возглавлял институт храмового священства. В свою очередь священство в Ветхом Завете понималось как посредничество между избранным народом и Богом. Через священство и постоянно приносимые руками священников храмовые жертвы народ Израиля непрерывно ощущал себя в Завете, в живой связи с Богом. Будучи одним их израильтян, первосвященник в то же время в силу своего положения был олицетворением единственности и непрерывности Завета: 1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Автор упоминает Аарона как родоначальника ветхозаветного династического священства вообще и прежде всего первосвященства. Так начинается сравнение первосвященства Христа с первосвященством Аарона (ветхозаветным первосвященством). Интересно, что, как следует из Евангелий, Иисус в Своей земной жизни не только не был священником (ср. Евр. 7, 14), но даже довольно резко отзывался о храмовом священстве и о том, что совершалось в Иерусалимском храме (но воспринимал Он это все-таки как нарушения некоего Богом установленного порядка и правил). В том, что в храме имела место торговля, Он видел грех служителей храма, превративших его в «вертеп разбойников», но не отрицал самого храма как «дома молитвы» (см. Мф. 21, 13). Также и о священнодействиях в храме Он говорил как о чем-то необходимом и само собой разумеющемся (ср. Мф. 12, 5). Начиная с 5-й главы, демонстрируя мастерское владение аллегорическим методом толкования Писания, автор Евр. показывает, что первосвященство Христа в своей единственности и неповторимости — более чем достаточно для нашего искупления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И вот в это время явился в храм Сам Господь. При виде такого кощунства Христос возревновал о Доме Господнем, сделал бич из веревок и выгнал всех торгующих из храма, а столы меновщиков опрокинул. Обращаясь к начальникам Храма, Господь сказал: «Дом Мой есть Дом молитвы, а вы превратили его в вертеп разбойников» [ ]. Озлобленные начальники храма стали требовать от Него ответа, какой властью все это Он делает. Они требовали от Него: «Чем Ты можешь доказать, что имеешь власть так поступать?» [ ] В ответ они услышали от Господа не совсем понятные для них пророческие слова. Христос сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иудеи не поняли, что Он говорил им о Храме Своего Тела, которое они распнут на Голгофе. Так произошло первое столкновение Христа с духовными руководителями еврейского народа: мелочными формалистами-фарисеями и безбожными саддукеями. И чем больше Христос будет нести Свет в темное царство зла и неправды, тем сильнее будет разгораться ненависть к Нему со стороны этих сынов диавола. Беседа с Никодимом. Ин. 3:2–21 Но не все фарисеи враждебно относились ко Христу, были и такие, которые впоследствии уверовали в Его Мессианское достоинство. Среди них был Никодим, один из начальников Иудейских. Он искренне искал Правды Божией. Когда же в храме он увидел Иисуса из Назарета, то решил во что бы то ни стало познакомиться с новым Проповедником в надежде получить от Него ответы на волновавшие его религиозные вопросы. И вот он тайно, ночью, «страха ради иудейского», пришел ко Христу, чтобы побеседовать с Ним о Царстве Небесном. Никодима, как и многих иудеев, волновал тогда самый насущный религиозный вопрос – вопрос о времени наступления Царства Мессии. Евреи, и прежде всего фарисеи, представляли это Царство земным, Мессию же – великим царем-завоевателем, который Божественной силой покорит весь мир, а евреев сделает владыками всех народов. Каждый еврей, считали они, а тем более фарисей, в силу того, что он рожден по плоти от Авраама, беспрепятственно войдет в грядущее мировое царство. Это язычнику и грешнику необходимо изменить свою жизнь, чтобы стать достойным гражданином Царства Божия; но какая нужда в этом сыну Авраама, настоящему израильтянину, ревностному фарисею? Вот с такими мыслями Никодим пришел к Тому, Кто полагал на этой земле основание Духовному Царству – Царству правды, любви и благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И все мы с вами от этого Духа родились, и пусть мы еще младенцы духовным возрастом, но и мы в эти дни вместе с совершенными радуясь о Господе, Спасителе нашем, несем друг другу великую весть. Христос воскресе! О биче Божьем Пятница Ин. 2:12–22 Когда все свершилось, и Господь воскрес, ученики вспомнили и поняли многое, чего раньше не понимали. Вспомнили они и слова, которые однажды сказал Господь: Разрушьте храм сей; и Я в три дня воздвигну его». Вспомнили и уразумели. Что это «Он говорил о храме Тела Своего». Вспомним и мы, по какому поводу эти слова были сказаны. Однажды Господь пришел на праздник «и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег». Тогда Он, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» … невыносимо видеть, как дом Отца Небесного превращается в вертеп разбойников, но вес же и человек тоже призван быть храмом Духа Святого, а тут его, как скотину, гонят кнутом. И хотя мы не можем сомневаться, что в делах Иисусовых всегда – правда, но как нам-то самим поступать в подобных случаях?.. некоторые говорят: «и мы тоже должны брать в руки бич». Но посмотрим внимательнее на это событие, посмотрим, что было до и что – после него. Когда Господь только еще подходил к Иерусалиму, то, «смотря на него, заплакал о нем и сказал: О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это скрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты узнал времени посещения твоего» ( Лк. 19:41 ). А после – книжники подошли и спросили: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» – Тогда-то Господь и ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». И вот, если уж Небесный Учитель почел Своим объясниться, то тем более ученик, желающий подражать Его ревности, тоже должен быть готов отвечать. Вот ты взял в руки бич, чтобы сурово наказать нечестивцев. Но – плакал ли ты, подобно Господу, о тех страшных бедствиях, которые они уготовили себе и в этой, и в будущей жизни?.. во-вторых, готов ли ты, как Господь, предать за них на поругание и разрушение храм своего тела? Боюсь, что все мы перед этими вопросами окажемся в положении тех иудеев, которых Господь спросил, указывая на пойманную грешницу: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» ( Ин. 8:7 ). И придется нам тоже, бросая наши бичи, «уходить один за другим, начиная от старших», то есть тех, кто поумнее, и до «последних»( Ин. 8:9 ). А уж третий вопрос окончательно в пыль сокрушит нашу гордыню: а сможешь ли ты, как Господь, опять воздвигнуть храм своего тела?..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И накормлю их плотию сынов их, и плотию дочерей их, и плоть друг друга будут есть, находясь в тесноте и осаде» ( Иер.19:7–9 а). В то время, говорит Иегова, «выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их, и раскидают их пред солнцем и луною …, которым они служили … Смерть предпочитаема будет жизни, у всего останка людей, оставшихся от злого сего семени» ( Иер.8:1–3 а). Самый храм отвергается; Еда вертеп разбойником есть дом Мой, в нем же призвасте имя Мое, тамо во очию вашею: и се Аз видех, глаголет Господь: сего ради идите к месту Моему, еже в Силоме 4 , иде же вселих имя Мое от начала, и видите, что сотворих ему лукавства ради людей Моих Израиля (при Илие Первосвященнике). И ныне … Аз сотворю дому сему, в нем же призвано есть имя Мое …, яко же сотворих Силому ( Иер.7:11–14 ). Это общее и главное наказание? Как шло постепенно, в каких видах открывалось это наказание чрез Вавилонян, – все это было заранее предначертываемо Иеремией. Особенными страшными приговорами поражал он царей, не внимающих слову Иеговы, и лжепророков, противопоставляющих слову Божию ложные откровения. Так, например, Иоакиму, сожегшему первый свиток пророческих речей, сказано было Иеремией: «Так говорит Иегова о царе Иудейском Иоакиме: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его повержен будет на зной дневной, и на мороз ночной» ( Иер.36:30 ). Подобным образом говорил Пророк Пророку Анании: «Послушай, Анания, – Иегова тебя не посылал, а ты обнадеживаешь народ сей ложью. За то так говорит Иегова: вот Я свергну тебя с лица земли: в этом же году умрешь за то, что ты не верное говорил о Иегове» (что и исполнилось, Иер.28:15–17 ). Самею, который даже из Вавилона писал против Пророка, возвещено отвержение и с потомством его от участия в благах обетования ( Иер.29:32 ). И замечательно, что тогда как народу оставлялась еще надежда, что не до конца он будет поражен, и что вместо ложных губящих пастырей, будут даны ему некогда добрые пастыри, неверным своему званию – Левитам и лжепророкам не оставлял Иеремия никакой надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010