70. Беседа на сырной неделе против невоздержания 385 1827 год Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той. ( Лyk. XXI. 34 ). Приближающееся время Поста призывает нас к воздержанию: и святая Церковь сии приготовительные к оному дни расположила как степени, дабы по-малу отъемля тучность пищи, и увеличивая труд молитвенный, возвести нас к совершенству поста и к протяженным подвигам покаяния и молитвы. Но в сие преддверие святаго Поста, которое мы проходим, безразсудный обычай как много вносит противнаго воздержанию и трезвости телесной и духовной! Мне кажется, сие должно возбуждать в нас жалость и ревность, подобную ревности Дома Божия, по которой Господь наш бичем из вервий изгнал из преддверия храма 386 продающих и покупающих, превращающих его в дом купли и вертеп разбойников. О, если бы Он помог и нам малым бичем, сплетенным из словес истины и целомудрия, если не совсем изгнать, то хотя несколько укротить невоздержание, особенно неистовствующее при входе во святилище Поста, и кроме сего нередко угнетающее тела, опустошающее души, истощающее стяжание, расхищающее добродетели, поглощающее способности! «Внемлите себе», глаголет Господь, «да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством». Не излишним ли теперь покажется некоторым сие предостережение, и не обидным ли предполагаемое оным подозрение в таких грубых пороках? – Не желаем никого подозревать, ни обижать, но напоминаем 387 вам, люди, по собственному мнению, довольно умеренные и трезвые, что сказанное предостережение первоначально дал Господь избранным ученикам Своим. Наставление, которое Петру, Иакову, Иоанну, Андрею, не обидно было слышать, не может быть для кого-нибудь из нас ни оскорбительным, ни излишним. То ли одно есть объядение, когда тело не вмещает пищи? То ли одно пиянство, когда ум потоплен в вине, и отягченной головы не может носить тело? Если, в чем не трудно удостовериться, настоящее назначение пищи и пития есть поддержание и возобновление телеснаго состава, который неприметным образом непрестанно снедает 388 тление; а вкус пище и приятность питию даны, как средства для сей цели: то каждый кусок пищи, сверх утоления глада, снедаемый для вкуса, есть доля объядения: каждый глоток пития, после угашения жажды и после ободрения сил, употребляемый для приятности, принадлежит к чаше пиянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

XLII. О почитании храмов Божиих Ещё в Ветхом Завете Богу было угодно проявлять особенное присутствие Своё на отдельных местах, где делались жертвоприношения ( Быт.4:4 ). Жертвенники в древней церкви заменяли собой храмы. Позже пророк Моисей устроил по повелению Божию первый храм на земле истинному Богу. В книге Исход читаем: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; всё (сделайте), как я показывал тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте» ( Исх.25:8–9 ). В другом месте читаем: «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертёж притвора и домов его, и кладовых его... Всё сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» ( 1Пар.28:11–19 ). Отсюда видно, что построить храм угодно было Самому Богу. Сам Бог повелел Моисею и Давиду построить храм для общественной молитвы. В этом храме Бог обещал пребывать вечно, как говорит Соломон: «А я построил дом в жилище Тебе (Святой), место для вечного Твоего пребывания» ( 2Пар.6:2 ). Пророк Иезекииль говорит: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез.43:7 ). А вот послушайте, что говорит Господь о храме устами пророка Исаии. Он обещает дать сынам Израилевым имя и место лучшее, нежели сынам и дочерям, имя вечное, которое не истребится. Он говорит: «тем (которые будут держаться завета Его) дам Я в доме Моём и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям, дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис.56:5 ). Здесь пророк говорит о новом имени, имени христиан, которое Господь даст в доме Своём. Далее в седьмом стихе читаем пророческие слова об этом доме: «Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов». Пророчество, что дом Господень назовётся домом молитвы для всех народов, Господь подтвердил во время Своей земной жизни. Войдя в храм, Он нашёл там страшный беспорядок. Люди забыли, что храм должен служить домом молитвы, и обратили его в разбойнический вертеп. Поэтому Христос напоминает им слова пророка Исаии, говоря: «написано: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Чтим ли мы, как должно, святыню храма Божия? «Храм Мой храм молитвы наречется; вы же сотвористе и вертеп разбойником». ( Матф. 21, 13 ). Так сказал Господь торгующим, которых Он властно, как истинный Сын Божий, изгнал из Иерусалимского храма, бывшего в то время единственным в мире храмом истинного Бога. Подумаем хорошенько над тем, не относится ли этот грозный упрек Господа и к нам, христианам, когда мы недолжным образом ведем себя в нашем современном христианском храме? В день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября по нашему православному календарю – мы с великим умилением вспоминаем, как Пресвятая Дева Мария, трехлетним ребенком приведенная, по обету, родителями во Иерусалимский храм и воспитавшаяся там во Святая Святых, Сама сделалась «одушевленным Храмом Небеснаго Царя». Она удостоилась, благодаря такому воспитанию в благодатной атмосфере храма Божия, стать Матерью Самого воплотившегося Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И вот почему этот праздник почитается у нас как бы преддверием великого праздника Рождества Христова. И с этого дня мы слышим в наших храмах ликующее рождественское песнопение, которое подготовляет нас к празднованию Рождества Христова:  «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!..» Итак, вот какое величайшее значение имеет для нас храм Божий, если есть у нас достодолжное к нему благоговейное отношение! Он делает нас способными ко вселению в нас Самого Бога, что и является целью нашей христианской жизни. Ведь не напрасно же Церковь учит нас все наши молитвы и все наши дела начинать молитвенным обращением к Богу Духу Святому:  «прииди и вселися в ны!» Вот для чего создаются наши храмы и вот для чего мы ходим в них и молимся в них! Вещественные храмы Божии помогают нам самим стать невещественными храмами Божиими, в чем и состоит наше предназначение. Но все ли современные христиане отдают себе ясный отчет в том, для чего строятся наши храмы, и ради какой цели мы ходим в них? Многие ли в наше время искренно стремятся получить для себя благодатное освящение в храме через искренно сердечную молитву и принятие таинств церковных, в которых подается нам всеосвящающая благодать Божия? И все ли достаточно ясно сознают, сколь велика для нас святыня храма Божия, и с какою  «верою, благоговением и страхом Божиим»  должны мы входить в храм и вести себя в нем, о чем Церковь постоянно за нас молится? И молясь, тем самым за каждым богослужением напоминает нам об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 7 «Не надейтеся на... словеса лживая глаголющих вам: храм Господень» ( Иер.7:4 ), то есть говорящих: «Храм Его – вы», чем хотят уверить вас, что вовек не будете оставлены Богом, ибо как положил Он сохранить благоугодный Ему храм, так сохранит и служителей Его, хотя бы и были они нечестивы. Нет, не надейтесь на ублажающие вас слова. Если не исправите дел своих, то вы – не храм Божий, и не спасет вас Бог за святость храма Своего, вами оскверняемого, и за множество жертв, которых, из-за злочестия приносящих, отвращается душа Его. «И крадете и убиваете, и блудствуете... и стасте предо Мною в дому сем... и рекли есте: спаси нас, со творивших вся мерзости сия. Еда вертеп разбойником есть дом сей?» ( Иер.7:9–11 ). Вы надеялись, что дом сей будет убежищем разбойников, но молитва ваша, в которой просите себе безопасности и мира, может ли быть услышана, когда столько сделано вами худого, и возможно ли, чтобы дал Я просимое вами и избавил вас от опасности? «Сего ради идите к месту Моему, еже в Силоме... и видите, что сотворих ему лукавств ради людий Моих» ( Иер.7:12 ). В городе Силоме водрузил Я скинию Мою, и стояла она там триста лет, потом, из-за отступничества Ефремлян, которым она была вверена прежде, перенес ее в храм, который ныне у вас, Иудеи, и, наконец, изгнал и рассеял и самих отступников. Поэтому, как очевидные свидетели суда сего, рассудите, должно ли Мне, когда вы стали даже нечестивее Ефремлян, щадить и любить вас только за то, что храм Мой у вас? Нет, нет! Если не покаетесь, и храм и народ предам Халдеям, и они истребят храм огнем, а народ изгонят из пределов земли. «Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских?» ( Иер.7:17 ). «Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному» ( Иер.7:18 ). Бог говорит так пророку, показывая этим, что нечестие беззаконных Иудеев превышает определенное им наказание. Отступничество же целого народа Господь изображает словами, что мужи и жены всех возрастов устремились к идолослужению, и нет человека, который был бы чист от него, а сказанное здесь о служении небесному воинству объясняется тем, что написано в Четвертой книге Царств: в царствование Манассии Иудеи поклонялись «всей силе небесней» ( 4Цар.21:3 ), то есть всему украшению небесному, – луне и прочим светилам. И мученик Стефан ясно говорит, что Израильтяне в прежние времена особенно поклонялись звезде бога своего Ремфана ( Деян.7:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Глава третья Подмосковная Яньковых, село Горки, была у них всегда самым любимым имением, и, хотя они имели, кроме того, много очень хороших усадеб: Петрово, Орехово, Теплое, Мыза под Петербургом, они предпочитали всем прочим Горки. Может быть, потому, что оно только в 40 верстах от Москвы, да и, кроме того, очень хороша местность и сад раскинут по горам. Покойная моя свекровь сюда часто приглашала к себе Долгоруких и Строгановых, когда они живали в Москве, и они гащивали по нескольку ден. Потом село Новое Ивана Федоровича Татищева было в 25 верстах, а Марфино, где живали Салтыковы, — Петр Семенович с семейством, — было в 20 верстах. Слышала я, что при царе Михаиле Федоровиче Горки были пожалованы какому-то Измайлову, потом, не знаю каким манером, перешли к Аргамаковым и от них за долг поступили Даниле Ивановичу Янькову. При разделе Горки достались моему мужу, брату его — Петрово, в Венев-ском уезде, а Теплое (тоже там) — моей золовке. Время стояло в ту пору очень знойное, и потому мы поехали не рано, а когда стал жар посваливать, и хотя ехали скоро, по дороге очень хорошей, но стали подъезжать к селу, когда уж очень обвечерело и становилось довольно темно, как бывает в 10м часу в конце июня. Последние двенадцать верст дороги — все лесами, и это меня немало тревожило, потому что я слыхала, что там водились тогда медведи, и на моей памяти, несколько лет спустя, убили там медведя, должно быть, последнего старожила. За мостом, где начинается сад, влево, был тогда большой и густой лес; нижний сад тоже был как настоящий лес. Меня просто брал ужас: куда это мы едем? Точно вертеп разбойников. Наконец, слава Богу, въехали на прекрутую гору, проехали мимо церкви и остановились у крыльца; у меня отлегло на сердце. Моя золовка встретила нас с хлебом-солью. Дом был совершенно новый, только что отстроенный и ничем еще внутри не отделанный. На следующее утро, когда я вышла на балкон, который в сад, я увидела очень хороший вид: направо и налево за палисадником рощи, перед домом за рекой густой лес и только маленький просек напротив дома, узенький, как щелка…

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Христиане! Благодарение Богу, в нашем храме, ни в одном, вы не увидите такого беспорядка, нерадения, неблагоуважения к святому месту; но у нас есть другой храм, храм души нашей: сердце есть престол Божий, на котором Христос Господь восседает; ибо св. Апостол сказал: «вы есте храм Духа Святого и Дух Божий живет в вас. Не весте ли, яко есте храм Духа Святого» 114 . A где Дух Божий пребывает, там пребывает и Сын Божий. Но спросите: во всех ли нас в душе и сердце пребывает Бог ? Быть может, и наш душевный храм давно превращен в вертеп разбойников; ибо Господь о некоторых людях говорит: не может дух Мой пребывать в человецех сих 115 . В самом деле: может ли Дух Божий пребывать в той душе, в которой живет дух диавола, дух гордости, зависти, корыстолюбия, славолюбия, объядения, пьянства, распутства, разврата и другие нечистые страсти? Как в ином доме можно обонянием ощущать и запах кислоты, и лука, и хрена, и чеснока и всего; так и в человеке может быть множество всяких страстей. Вот почему и для чего мы говеем и исповедываем грехи свои: для того, чтоб изгнать разных гадов и всякую нечистоту, скопившуюся в храме души нашей в течение всего года. Ах! Как мудро поступает тот, кто и зарождающуюся страсть сейчас исторгает исповедью. А если человек долго не говеет и день со дня запущает свой душевный храм, так что в нем есть и гнев, и зависть и гордость, иногда пьянством согрешит, иногда грешной красотой соблазнится, иногда чужое возьмет; иногда осудит кого, позавидует кому, побранит кого, – и все это собирается в душе, все эти грехи как бы острием каким записываются на совести; человек мало-помалу привыкает валяться в блате грехов, заглушает совесть, омрачает разум, соделывает бесчувственным свое сердце; таким образом мало-помалу человек превращает храм души своей в вертеп разбойников. Прежде был кроток, смирен, стыдлив, богобоязлив: а теперь и горд, и презрителен, и невоздержен и срамослов. Таким образом его сердце, которое было храмом, раем души, наполненным всякими добродетелями, этот его храм душевный обращен в мерзость запустения; таким образом сердце его, душа его обратилась в вертеп разбойников. Но вот настали дни говения; теперь бы и приняться усердно за пост, молитву, говение, трезвость. Ах! Долго нужно молиться, и поститься, и плакать, чтоб возвратить чистоту душе, святость сердцу, светлость совести; подумайте об этом, христиане, и покайтесь, пока вы живете на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Один из них, вероятнее всего Петр, не мог удержаться, чтобы не выразить вслух своего удивления чрезвычайной огромностью камней, красотой и прочностью всего здания. «Учитель», – воскликнул он, – «посмотри, какие камни и какие здания!» ( Мк. 13:1 ). Подошли к Господу и другие ученики: И ПРИСТУПИЛИ УЧЕНИКИ ЕГО ,  ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ЕМУ ЗДАНИЯ ХРАМА , все дары, которыми украшены были столбы и стены многочисленных притворов храма. Ученики как бы так говорили: неужели все это должно погибнуть? И Господь остановился, посмотрел на предметы, которым удивлялись ученики; им показалось даже, что Он разделяет их мнение о великолепии храма, что Он как бы сожалеет о нем; но в ту же минуту, вопреки их ожиданиям, Он еще сильнее и яснее подтвердил прежнюю угрозу храму:  ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: ВИДИТЕ ЛИ ВСЕ ЭТО?  все эти великолепные здания?  ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: нет на земле ничего истинно великого, истинно прекрасного в делах человеческих, если на них не будет Божия благословения. А люди сделали из этого дома Божия вертеп разбойников: как же пребудет на нем Божие благословение?  НЕ ОСТАНЕТСЯ ЗДЕСЬ КАМНЯ НА КАМНЕ; ВСЕ БУДЕТ РАЗРУШЕНО . Не останется и следов этого восхитительного храма!.. Решительность и сила, с которой произнесены были эти слова, звучали как непреложный приговор вечных судеб. И страшный приговор исполнился во всей точности через тридцать шесть лет после произнесения Господом этого пророчества. Когда Иерусалим был взят Римлянами, его храм был превращен в развалины. Напрасно римский полководец Тит хотел сохранить храм для славы римского имени: Господь судил иначе. Напрасно этот военачальник, сам бросившись тушить пожар в храме, приказывал сотникам убивать непокорных воинов: они не хотели слушаться, не хотели гасить пламени. Тит принужден был удалиться, и храм был истреблен огнем. Все было сровнено с землей и плуг в собственном смысле прошел по развалинам некогда славного здания. Напрасно Иулиан отступник, спустя триста лет, пытался восстановить храм Иудейский, чтобы посмеяться над великим пророчеством Христовым; по его приказу тысячи Иудеев со всех сторон света стекаются в Палестину; начинают рыть основание храма; богатейшие женщины своими руками копают священную землю, усердие доходит до восторга, – все напрасно! Из земли вдруг вырывается множество огненных шаров, которые и прогоняют работающих. То же грозное, нестерпимое явление повторяется всякий раз, когда начинается прерванная работа, и строители храма, подобно строителям вавилонской башни, рассеиваются, собственным опытом свидетельствуя, что развалины этого храма находятся в распоряжении не кесарей земных, а Царя Небесного, предназначившего их свидетельствовать о славе Сына Своего... Приговор Господа остается в силе даже до настоящего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Реки воды живой – суть разнообразные дары Духа Святого, даруемые всякому верующему. Разве мы не веруем? Разве мы не молились о даровании нам даров Духа Святого? Ах! веруем и молимся; но могут ли реки из чрева нашего, из утробы нашей, из души нашей – пролиться, реки даров Духа Святого, если из чрева нашего, из сердца нашего истекают реки страстей и похотей? Если тело наше пресыщается сластолюбием и роскошью; душа напыщена гордостью и тщеславием, сердце отягощено объядением и пьянством, совесть изгрязнена прелюбодеянием и студодеянием, разум – грешными помышлениями; если не реки, то море грехов наполняет нашу душу и наше тело, и как песку в море, как звезд на небе, так много грехов у нас? Скажите: может ли душа наша стать храмом Духа Святого; если она обращена в вертеп разбойников, в мерзость запустения? Реки, говорю, беззаконий текут из души нашей, а не реки даров Духа Святого! Мы не видим этого, мы не примечаем этого; ибо слепота лежит на очах разума нашего, сердца нашего, совести нашей. Я не удивляюсь бесплодной смоковнице нераскаянного грешника, которую Господь может предать проклятию; меня ужасает бесстыдство тех, которые явно предаются разврату и пьянству, – да еще являются сюда – пред лицо Божие, пред лицо Царицы небесной – со всеми грехами являются, с полным развращения сердцем; для того только, чтобы больше еще оскорблять Господа, огорчать Царицу небесную и всех Святых. Где же дары Духа Святого, обещанные верующим? Все отняты: никто не пророчествует, никто не говорит разными языками, никто не воскрешает мертвецов, потому что отняты от нас дары Духа Святого. Почему? Потому, что мы отступили от Бога истинного и служим идолам. Здесь губами лобызаем Христа, а в доме служим и поклоняемся идолу сребролюбия; здесь Царице небесной воздаем наружное почтение, – а в доме развратную красоту обоготворяем; здесь возжигаем светильник, а в доме воспламеняем страсти; здесь воскуряем ладан, а там приносим в жертву страстей все наши труды. Разве Бог истинный не видит этого? Разве Он не знает того, что реки беззаконий разливаются по стогнам града нашего. Какому богу посвящены эти огромные театры, клубы, гостиницы? Какому богу молятся живущие в этих блудилищных заведениях; в этих питейных домах? Скажите мне! Ей возгорится гнев Божий над главами нашими; ей воспламенится огнь ярости Божией, и тогда увидим бесстрашие тех, которых напоевают вином блудодеяния ближних своих: и старых и юных, и мужей и жен, и юношей и девиц, и богатых и бедных, и господ и рабов. Сей Бог, Который колебал вершину горы Синая и Кармила, потрясет и высотами сей горы; сей Бог – Который явился в виде огненных языков над главами святых апостолов, воспламенит ваши головы огнем Своего гнева, потрясет сердца ужасами; тогда вы уразумеете Божию правду и вашу неправду, Его славу и торжество, и свою неизбежную погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

2. На день Рождества Христова Христос раждается, славите. (Ирм. 1) Если одно воспоминание о рождестве младенца Иисуса Христа столько радует нас, такими восторгами наполняет сердца наши, то подумайте, что бы мы почувствовали, как бы мы возрадовались в ту блаженную ночь, в которую, первый раз на земле, услышали бы пение ангелов, увидели бы свет велий, взглянули бы на младенца Искупителя? Событие великое, событие высокое, небывалое, всем миром ожидаемое! Но спросите: многие ли из тех, которые ожидали Его на земле, слышали пение ангелов? Одни пастыри, стоявшие на страже в ту ночь при стаде своем. Многие ли увидели младенца Иисуса? Пренепорочная дева Мария, старец Иосиф, те же пастухи и мудрые волхвы. Где же были цари земные, первосвященники, вельможи и все богатые и знатные мира сего? Отдыхали на ложах своих. Когда же услышали о рождении Спасителя от волхвов, узнали от пророков, то и тогда не поспешили к месту рождения Спасителя мира. Да и в настоящие времена, когда тайна Рождества Христова всему миру открыта, когда все пользуются струями благодати Божией, многие ли бодрствуют с пастырями на страже дома Божия? Многие ли посещают сей Вифлеемский вертеп – храм Божий? Не одни ли убогие и нищие мира сего? Не по сердцу сия всемирная духовная радость тем, которые не дорожат вечным своим спасением, которые не слушают и сами не читают пророчеств о рожденном Искупителе мира, которые, в минувшие дни св. поста, не очистили души своей постом, молитвами и говением, которые, напротив, обременяли утробы свои вкушением мяс, употреблением хмельных напитков, хождением на театральные зрелища, которые проводили дни празднественные в играх и увеселениях. Могут ли души и сердца сих и подобных им людей наполняться радостью великой, разуметь величие дня сего, с избытком упиваться струями благодати Божией? Не совестно ли стоять во храме ныне христианину лицемерному, который носит одно имя христианина на себе, а дела его, жизнь его вовсе не уподобляются жизни Вифлеемских пастырей? Но не время теперь обличения и укоризны, многомилостив Христос Господь: Он приемлет на свои рамена и овцу заблудшую, прощает и блудного сына, милует и разбойника покаявшегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Поучение в неделю Ваий Писано есть: храм Мой храм молитвы наречется; вы же сотвористе и вертеп разбойником (Мф. 21:13). Ныне у нас праздник входа Господня в Иерусалим. В истории Евангельской говорится, что когда Иисус Христос, при великом стечении народа, навстречу Ему выходившего, вошел в гор. Иерусалим, то Он направил путь Свой в Божий храм. Что же Он увидел в этом храме? Он увидел не богомольцев, не благоговение и благочиние, подобающие святости храма, – Он увидел здесь торговлю, столы меновщиков с деньгами и скамьи продающих голубей. Здесь толпились продавцы волов, овец и голубей; между продавцами и покупателями происходило бесчиние, шум и толкотня. И не потерпел Господь такого бесчинства в Своем св. храме. Он сделал бич из вервий и выгнал всех бесчинников из храма, деньги меновщиков рассыпал, а столы и скамьи их опрокинул. Он говорил им: в писании сказано: дом Мой, дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Теперь, други мои, обратимся к себе самим. И мы приходим в Божий храм. Вот и мы, для нынешнего праздника, были на утрени, получали древесные ветки, пришли и к обедне. Но всегда ли мы имеем Божий страх? Всегда ли мы молимся с должным вниманием и благоговением? Какое воздаем мы благоговение и почтение храму Господню? Конечно, отрадно видеть христиан, приходящих в храм Божий на молитву. Ибо где удобнее можем мы приближаться к Богу и находить отраду своей душе, как не в храме Божием? Но нельзя не пожалеть и о том, что некоторые из христиан, придя в это Божие жилище, видя пред собою величие и Божию красоту, вместо того, чтобы в душе своей воспламенить благоговение и страх Божий, часто остаются невнимательными к тому, что совершается пред их глазами, стоят и молятся с небрежением. Одни из нас даже тяготятся службою и, не дождавшись окончания оной, уходят из церкви, как будто кто гонит их, а уходя из храма, толкают молящихся, стучат церковными дверями; другие же, вместо молитвы, заводят в церкви разговоры, кто о купле, о продаже, а кто о том, где кто был, что видел и слышал, кто с кем побранился; иные злословят своих соседей, знакомых, или же смотрят на то, кто в каком наряде пришел в церковь , производят смех и, таким образом, нарушают благочиние церковное, возмущают внимание, благоговение священно-действующих и молящихся в храме. Некоторые же, стоя в храме, иногда дремлют или же ропщут на то, что не скоро оканчивается Богослужение. Но что много говорить! Какое бесчинство происходило в нашем храме во время нынешней утрени при раздавании древесных ветвей? От этого бесчиния, шума и толкотни едва ли кому можно было и молиться, едва ли можно было слушать, что в церкви пели и читали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010