Ученики привели осленка, покрыли его своими одеждами и посадили на него Иисуса. Народ, узнав о намерении Спасителя, собирался вокруг Него в великом множестве и сопровождал Его с такой торжественностью, с какой в древние времена сопровождали только царей. Народ знал, что это был тот самый Иисус, который учил их, утешал, исцелял больных и воскрешал умерших. Поэтому все громко восклицали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Многие снимали с себя верхние одежды и устилали ими дорогу. Другие срывали зеленые ветви и бросали их на землю. Каждый хотел выразить свою радость. Таким образом Иисус Христос вступил в Иерусалим и направил шествие прямо к храму. В храме находилось много торговцев и менял, у которых богомольцы покупали голубей для жертвоприношений и меняли иностранные деньги на иудейские. При этом торговцы и покупатели часто спорили, кричали, иногда обманывали друг друга. Иисус, увидя это, вознегодовал. Он выгнал из храма торгующих, опрокинул столы и лавки и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали из него вертеп разбойников». Приступили к Нему тут больные, и Он исцелил их. Умолкли уже торжественные восклицания народа. Но малые дети по примеру отцов продолжали восклицать: «Осанна Сыну Давидову!» Когда первосвященники и книжники стали требовать, чтобы Господь запретил детям восклицать: «Осанна!», Господь сказал им: «Разве вы никогда не читали в Писании: из уст младенцев и ссущих совершил еси хвалу?» Всегда помните, дети, что Господь с любовью принимает хвалу и молитвы, Ему возносимые. Счастливы вы, если будете находить отраду в прославлении Спасителя. Держа в руках вербу в день вспоминания входа Спасителя в Иерусалим, прославляйте Его песней еврейских детей: «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне!» В день Вербного воскресенья Церковь, вспоминая и воскрешение Лазаря, и торжественный вход Христа в Иерусалим, воспевает псалом, перевод которого на русский язык звучит так: Христе Боже, Ты перед Своими страданиями |
Христиане! Благодарение Богу, в нашем храме, ни в одном, вы не увидите такого беспорядка, нерадения, неблагоуважения к святому месту; но у нас есть другой храм, храм души нашей: сердце есть престол Божий, на котором Христос Господь восседает; ибо св. Апостол сказал: «вы есте храм Духа Святого и Дух Божий живет в вас. Не весте ли, яко есте храм Духа Святого» 114 . A где Дух Божий пребывает, там пребывает и Сын Божий. Но спросите: во всех ли нас в душе и сердце пребывает Бог ? Быть может, и наш душевный храм давно превращен в вертеп разбойников; ибо Господь о некоторых людях говорит: не может дух Мой пребывать в человецех сих 115 . В самом деле: может ли Дух Божий пребывать в той душе, в которой живет дух диавола, дух гордости, зависти, корыстолюбия, славолюбия, объядения, пьянства, распутства, разврата и другие нечистые страсти? Как в ином доме можно обонянием ощущать и запах кислоты, и лука, и хрена, и чеснока и всего; так и в человеке может быть множество всяких страстей. Вот почему и для чего мы говеем и исповедываем грехи свои: для того, чтоб изгнать разных гадов и всякую нечистоту, скопившуюся в храме души нашей в течение всего года. Ах! Как мудро поступает тот, кто и зарождающуюся страсть сейчас исторгает исповедью. А если человек долго не говеет и день со дня запущает свой душевный храм, так что в нем есть и гнев, и зависть и гордость, иногда пьянством согрешит, иногда грешной красотой соблазнится, иногда чужое возьмет; иногда осудит кого, позавидует кому, побранит кого, – и все это собирается в душе, все эти грехи как бы острием каким записываются на совести; человек мало-помалу привыкает валяться в блате грехов, заглушает совесть, омрачает разум, соделывает бесчувственным свое сердце; таким образом мало-помалу человек превращает храм души своей в вертеп разбойников. Прежде был кроток, смирен, стыдлив, богобоязлив: а теперь и горд, и презрителен, и невоздержен и срамослов. Таким образом его сердце, которое было храмом, раем души, наполненным всякими добродетелями, этот его храм душевный обращен в мерзость запустения; таким образом сердце его, душа его обратилась в вертеп разбойников. Но вот настали дни говения; теперь бы и приняться усердно за пост, молитву, говение, трезвость. Ах! Долго нужно молиться, и поститься, и плакать, чтоб возвратить чистоту душе, святость сердцу, светлость совести; подумайте об этом, христиане, и покайтесь, пока вы живете на свете. |
Так, что же говорит пророк? Лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдетися ко всем (Иер. II, 3). А где блудница предается блудодеянию, то место и есть непотребный дом. А лучше сказать, синагога есть только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей: не вертеп ли иенин (гиены), говорится, достояние мое мне (Иер. XII, 8 и VII, 11), - вертеп не просто зверя, но зверя нечистаго. И еще: оставих дом Мой, оставих достояние Мое (XII, 7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов. Конечно (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяются Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Аще Отца Моего бысте ведали, говорит Он, и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего (Иоан. VIII, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения. А между тем некоторые (из христиан) обращаются к этим местам, как к священным; и это говорю не по догадкам, но по указанию самаго опыта. Ибо за три дня пред этим - поверьте, не лгу, - я видел, что какой-то негодяй и безумец, выдающий себя за христианина (не могу назвать истинным христианином отважившагося на такой поступок) принуждал одну почтенную, благородную, скромную и верную женщину войти в синагогу еврейскую, и там поклясться по спорному между ним и ею делу. Так как эта женщина взывала о помощи и просила остановить такое беззаконное насилие, говоря, что ей, причастнице божественных таин, не подобает идти в такое место; то я возгорев и воспламенясь ревностию, встал и не дозволил влечь ее на такое преступное дело, но освободил от этого нечестиваго принуждения. Потом я спросил влекшаго, христианин ли он? И когда он признал себя таким, я строго выговаривал ему, порицая его за безчувственность и крайнее безсмыслие, и говорил, что он ничем не лучше осла, если, говоря о себе, что покланяется Христу, в то же время влечет кого-нибудь в вертепы иудеев, распявших Его. |
Я сказал, что синагога нисколько не лучше театра, и приведу на это свидетельство из пророка; иудеи, конечно, не больше пророков заслуживают вероятия. Так, что же говорит пророк? « У тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд » (Иер. 3:3). А где блудница предается блудодеянию, то место и есть непотребный дом. А лучше сказать, синагога есть не только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей: « Не соделался ли вертепом разбойников (в другом переводе — вертепом гиены — и. Н.) в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое ?» (Иер. 12:8, 7:11), — вертеп не просто зверя, но зверя нечистого. И еще: « Я оставил дом Мой; покинул удел Мой » (Иер. 12:7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов. Конечно (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяются Богу. Кто говорит это? Сын Божий. « если бы вы знали Отца Моего, — говорит Он, — то знали бы и Меня » (ср. Ин. 8:19 — Златоуст цитирует не общепринятое чтение — и. Н.). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения. А между тем некоторые (из христиан) обращаются к этим местам, как к священным; и это говорю не по догадкам, но по указанию самого опыта. Ибо за три дня пред этим — поверьте, не лгу, — я видел, что какой–то негодяй и безумец, выдающий себя за христианина (не могу назвать истинным христианином, отважившегося на такой поступок) принуждал одну почтенную, благородную, скромную и верную женщину войти в синагогу еврейскую, и там поклясться по спорному между ним и ею делу. Так как эта женщина взывала о помощи и просила остановить такое беззаконное насилие, говоря, что ей, причастнице божественных тайн, не подобает идти в такое место; то я, возгорев и воспламенясь ревностию, встал и не дозволил влечь ее на такое преступное дело, но освободил от этого нечестивого принуждения. |
В этом-то вертепе Дева и родила Пресущественного и на Земле воссиял неприступный свет Божества. Впрочем, такая обстановка рождения Спасителя вполне соответствовала тогдашнему состоянию Земли. Прекрасное некогда жилище человека – Земля, вследствие греха его подвергшаяся проклятию Божию, превратилась в вертеп разбойников, и новорождённому Богочеловеку могла представить только мрачный вертеп, служивший местом для загона скота. Власть, знатность и богатство заняли удобные и обширные помещения в домах и гостиницах, а для убогой семьи Иосифа и беспомощного Богомладенца остались только скотские ясли. Эта пещера находится в 200 шагах от Вифлеема, с построенным при ней царицею Еленою храмом Рождества, на месте, где по преданию, родился Иисус Христос. в) Недостаток помещения в жилище повёл к недостатку и других удобств, столь необходимых для женщины рождающей и для самого дитяти. Пресвятая Дева, родивши Сына, должна была Сама спеленать Его и положить в ясли. Впрочем, чудесно зачатый, без нарушения девства Приснодевы, и родился чудесно, не вредив ключей Девы в рождестве Своём и не причинив обычных женщинам болезней и страданий рождения, так что Пресвятая Дева легко могла подать Сыну Своему первую необходимую помощь, не прибегая к неизбежным в таких случаях пособиям повивальной бабки и других лиц. Поклонение пастырей Рождение Спасителя не осталось безвестным для жителей Земли. Если скромность и убожество родителей Иисуса Христа сокрыли от молвы и взоров людских явление на Земле Царя славы, то не скрылось оно от взоров Небожителей, а через них открылось и благочестивым и простосердечным пастырям Вифлеема. Дав приют убогому семейству, хотя в убежище своего стада, пастыри сами оставались на поле, на страже у стад в ночь рождения Иисуса Христа. Явившийся внезапно Ангел, осиявший их славою Небесною (то есть необыкновенным светом), возвещает им великую радость о рождении Спасителя – Мессии – и даёт им знамение истины своих слов: они найдут Младенца, повитого в яслях. С тем вместе Небесное воинство воспевает славу Богу в вышних, давшему мир Земле и показавшему людям Своё благоволение. |
2 . Итак, не могу преминуть рассказать тебе, возлюбленный брат, что произошло у нас, чтобы и вы вместе с нами могли возблагодарить Бога за то, что мы получили от Него благодеяние, о получении которого вы вместе с нами проливали моления. После твоего ухода нам было донесено, что народ волнуется и говорит, что не снесет запрещения того праздника, который именуют “Весельем”, тщетно пытаясь скрыть под этим именем его подлинное имя – попойка (об этом то и дело приходили известия и при тебе). Тут как нельзя более кстати по тайному замыслу всемогущего Бога на четвертый день седмицы попадает мне толковать в порядке церковных чтений известное Евангельское зачало: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями( Мф 7:6 ). О псах и свиньях стал я толковать так, чтобы вызвать стыд в тех, кто с упрямым лаем кидается против Божиих заповедей и предается грязи плотских удовольствий. А заключил я так, чтобы они увидели, сколь преступно в стенах церкви под именем благочестивого обряда заниматься тем, за что их подобало бы не допускать к церковной святыне и жемчужинам, даже если бы они продолжали это делать только в своих домах. 3 . Хотя сказанное мною было принято с пониманием, собравшихся было мало и для улаживания такого дела было еще не довольно предпринятого. А когда проповедь мою присутствовавшие на ней разнесли по миру, каждый в меру возможности и сообразно склонности своей, то немало нашлось ей противников. После же того, как занялся праздничный четыредесятый день, и великое множество стеклось ко времени проповеди на Евангелие, из Евангелия было прочитано то место, где Господь, выгнав из храма торговцев животными и опрокинув столы менял, сказал, что дом Отца Его превращен из дома молитвы в вертеп разбойников ( Мф 21:12–13 ). Привлекши внимание слушателей вопросом о пьянстве, я прочел это зачало также и сам, а к нему присовокупил рассуждение о том, насколько с большим негодованием и ревностью наш Господь изгнал бы из храма пьяные застолья, которые везде отвратительны, коль скоро Он с такой яростью изринул оттуда даже дозволенную торговлю необходимыми принадлежностями законных в то время жертвоприношений. И затем я спросил, что больше, по их мнению, походит на разбойничий вертеп: торговцы необходимыми товарами или пьющие без меры люди? |
Предаждь ми убо свою душу, юже от Бога хранити повелено ми бысть в телеси живущую: распряженную же от плотских союзов, яко велие богатство восприиму и честно, и приснопротивныя прошедши силы, Божественному владычнему представлю престолу, веселитися со всеми сущими от века святыми 81 . Каково бысть скончание (препод. Симеона), никтоже весть, токмо един Бог и Ангелы Его, тии бо присутствовали обыкоша кончине нищих, от человеков весьма оставленных, якоже присутствоваша на гноищи умирающему Лазарю, в Евангелии помянутому: бысть, рече, умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле ( Лк. 16:52 ). Несумненно убо есть, яко тииже святии Ангелы Божии и сему нищу бывшу духом и вещию преподобному Симеону в час блаженныя кончины его предсташа, и кротко праведную душу от чистого тела разрешивше, в небесныя обители во главе радования несоша 82 . Б) Злых α) Попустивши их падение 1) Светоносный первый Ангел, иже потом сотворися аггел, донележе бе при Бозе, дотоль его естество бяше светоносно, и нарицашеся люцифер, денница: а яко отпаде от Бога, абие сотворися люцифер, светлость погубивый, томноносный, и от Ангела претворися в беса 83 . 2) Христос с велиаром и на небеси не пожил, сверже гордого, а на земли пришел бы жити к велиару, сиесть к человеку гордостному, кое согласие смиренному Христови с гордым велиаром? 84 Светоносец бе благороднейший и первейший Ангел, иже неблагодарен Божию благодеянию к себе, предпочте любовь создания, еже есть себе, возлюбив себе паче Творца, еже есть Бога, и хоте подобен быти Ему, и возгордися, за что со своими единомышленники от небесе до ада низвержен, обнажен природныя красоты, оставльшуся естеству Ангельскому при нем, и от светоносца сотворися бес темный и аггел всякия нечистоты, и беззакония изобретатель, враг Богу и человеком 85 . 3) Было некогда, что и небо походило на пещеру, на вертеп, а на вертеп разбойников, когда в нем затаился было один разбойник лукавый, которого Евангелие зовет человекоубийцею искони, затаился: ибо, рече, в уме своем: на небо взыду, в мыслех то прикровенно, потаенно, с бранию, злодейски и разбойнически, да украдет и убиет, а еще с немалою гвардиею: хобот его отторже третию часть звезд, то есть ангелов 86 ( Апок. 12:4 ). 4) Отпадшии ангелы в толикое ожесточение вложишася, яко никогдаже возможно им приити в покояние. Нам же отсюду ведати буди, яко от негоже отъемлется грехов ради благодать Божия, той приходит во ожесточение, ниже радит о душе своей 87 . Благодать Божия никогда во век не враждует, аще увидит кающегося: но понеже сия благодать покаяния единому человеку токмо дадеся ради Христа воплотившегося, Ангелу же не дадеся: сего ради, не сущей благодати, каятися не может. Благодать покаяния человеку сего ради дадеся, понеже человек согреши не сам собою, но подущением вражиим: аггел же сам собою согреши, никому его подущающу: да и большие даровании и качества имеяше Ангел паче человека 88 . β) Попуская их злую деятельность |
В этом-то вертепе Дева и родила Пресущественного и на Земле возсиял неприступный свет Божества. Впрочем, такая обстановка рождения Спасителя вполне соответствовала тогдашнему состоянию Земли. Прекрасное некогда жилище человека — Земля, вследствии греха его подвергшаяся проклятию Божию, превратилась в вертеп разбойников, и новорождённому Богочеловеку могла представить только мрачный вертеп, служивший местом для загона скота. Власть, знатность и богатство заняли удобныя и обширныя помещения в домах и гостиницах, а для убогой семьи Иосифа и безпомощного Богомладенца остались только скотския ясли. Эта пещера находится в 200 шагах от Вифлеема, с построенным при ней царицею Еленою храмом Рождества, на месте, где по преданию, родился Иисус Христос. в) Недостаток помещения в жилище повёл к недостатку и других удобств, столь необходимых для женщины рождающей и для самого дитяти. Пресвятая Дева, родивши Сына, должна была Сама спеленать Его и положить в ясли. Впрочем, чудесно зачатый, без нарушения девства Приснодевы, и родился чудесно, не вредив ключей Девы в рождестве Своём и не причинив обычных женщинам болезней и страданий рождения, так что Пресвятая Дева легко могла подать Сыну Своему первую необходимую помощь, не прибегая к неизбежным в таких случаях пособиям повивальной бабки и других лиц. Поклонение пастырей Рождение Спасителя не осталось безвестным для жителей Земли. Если скромность и убожество родителей Иисуса Христа сокрыли от молвы и взоров людских явление на Земле Царя славы, то не скрылось оно от взоров Небожителей, а через них открылось и благочестивым и простосердечным пастырям Вифлеема. Дав приют убогому семейству, хотя в убежище своего стада, пастыри сами оставались на поле, на страже у стад в ночь рождения Иисуса Христа. Явившийся внезапно Ангел, осиявший их славою Небесною (то есть необыкновенным светом), возвещает им великую радость о рождении Спасителя — Мессии — и даёт им знамение истины своих слов: они найдут Младенца, повитого в яслях. С тем вместе Небесное воинство воспевает славу Богу в вышних, давшему мир Земле и показавшему людям Своё благоволение. |
Разбрасывая их прилавки в разные стороны, Он цитировал слова священного Писания: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Каждый из нас, вы и я, — живой храм Божий, дом Божий. И вот, грехами, которые неизбежно сопутствовали моему пьянству, я умудрился сделать и из тела, и из души «вертеп разбойников». Горькие и грозные слова Спасителя могут быть отнесены и ко мне, и к каждому человеку. В Четвертом Шаге я начинаю генеральную уборку храма моей души, освобождаю его от разбойников — недобрых поступков, застарелых обид, страхов, претензий, гнетущего чувства вины. Что ж удивительного, если это вызывает сопротивление и боль? «Мы приступили к энергичным практическим действиям, начав с наведения порядка в своем персональном хозяйстве, чем многие из нас никогда не пытались заняться» («Анонимные Алкоголики», с. 62). Прежде чем начать работу, какое-то время я особо прошу у Господа решимости серьезно взяться за 4й Шаг. Вдохновляющим примером пусть будут братья и сестры по Содружеству, которые прошли этот путь и готовы поделиться той радостью, которую доставило им очищение дома души от «разбойников». Господи, подобно тому, как Ты бескомпромиссно изгнал из храма тех, кто осквернил дом Твоего Отца, помоги и мне начать очищение моего земного «дома», который тоже принадлежит небесному Отцу, даруй твердость и решимость. 3 апреля Вдохновение можно найти в том, что, казалось бы, по сути своей лишено вдохновения. В одиночестве, унынии можно и должно искать вдохновения. Даже в сознании, воспоминании самой смерти я могу увидеть победу, Царство Небесное и Христа. Только не надо бежать от состояния отчаяния, жалости к себе. Если я выздоравливающий, действительно, на деле, а не в прекраснодушных беседах за чашечкой кофе, выздоравливающий по программе «12 Шагов», то именно в часы искушений я применяю Программу. Сейчас идет Великий пост, весенняя депрессия и обострение, и редкий алкоголик в эти дни не испытывает духовной борьбы, кризиса, депрессии. Что я делаю прежде всего? Беру паузу, как бы замираю и стараюсь взглянуть на себя и свое состояние со стороны. |
В ожидании столь приятного свидания желаю тебе доброго здоровья. Писано в вертепе разбойников, в часы утренней молитвы. Эймер, приор аббатства святой Марии, что в Жорво. Postscriptum. А твоя золотая цепь недолго у меня погостила: она досталась ворам и отныне будет красоваться на шее одного из разбойников. Он повесит на нее свой охотничий свисток, которым сзывает собак». – Что ты на это скажешь, Конрад? – спросил гроссмейстер. – Вертеп разбойников. Для такого приора это и есть самое подходящее жилище. Нечего дивиться, что десница божья поднялась на нас и в Святой Земле мы теряем один город за другим, что неверные отбивают у нас землю пядь за пядью, если завелись среди нас такие духовные сановники, как этот Эймер. Только желал бы я знать, что он разумеет под именем «новой Эндорской волшебницы»? – обратился он вполголоса к своему наперснику. Конрад гораздо лучше настоятеля был знаком с условным языком тогдашних любезников, быть может, даже сам когда-нибудь пользовался им. Он объяснил слова, поставившие в тупик гроссмейстера, заметив, что многие светские люди употребляют подобные выражения, говоря о своих любовницах. Но это объяснение не удовлетворяло упрямого фанатика. – Нет, Конрад, тут кроется нечто более серьезное. В простоте души ты и не подозреваешь, что это, может быть, целая пучина беззакония. Ревекка из Йорка, должно быть, воспитанница той самой Мириам, о которой ты, наверное, слыхал. Увидишь, что еврей сам сознается в этом. – И, повернувшись к Исааку, он громко спросил: – Так, значит, твоя дочь – пленница Бриана де Буагильбера? – Это так, ваше доблестное преподобие, – проговорил трепещущий Исаак. – Какой потребуется выкуп с бедного человека, я готов… – Молчать! – сказал гроссмейстер. – Дочь твоя занималась врачеванием или нет? – Как же, милостивый господин, – отвечал Исаак гораздо смелее, – и рыцари, и йомены, и оруженосцы, и вассалы благословляют счастливый дар, ниспосланный ей от Бога. Многие могут засвидетельствовать, что она своим искусством исцелила их, когда все другие средства уже не могли помочь. Бог Израилев благословляет ее труды. |
| |