Ученики привели осленка, покрыли его своими одеждами и посадили на него Иисуса. Народ, узнав о намерении Спасителя, собирался вокруг Него в великом множестве и сопровождал Его с такой торжественностью, с какой в древние времена сопровождали только царей. Народ знал, что это был тот самый Иисус, который учил их, утешал, исцелял больных и воскрешал умерших. Поэтому все громко восклицали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Многие снимали с себя верхние одежды и устилали ими дорогу. Другие срывали зеленые ветви и бросали их на землю. Каждый хотел выразить свою радость. Таким образом Иисус Христос вступил в Иерусалим и направил шествие прямо к храму. В храме находилось много торговцев и менял, у которых богомольцы покупали голубей для жертвоприношений и меняли иностранные деньги на иудейские. При этом торговцы и покупатели часто спорили, кричали, иногда обманывали друг друга. Иисус, увидя это, вознегодовал. Он выгнал из храма торгующих, опрокинул столы и лавки и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали из него вертеп разбойников». Приступили к Нему тут больные, и Он исцелил их. Умолкли уже торжественные восклицания народа. Но малые дети по примеру отцов продолжали восклицать: «Осанна Сыну Давидову!» Когда первосвященники и книжники стали требовать, чтобы Господь запретил детям восклицать: «Осанна!», Господь сказал им: «Разве вы никогда не читали в Писании: из уст младенцев и ссущих совершил еси хвалу?» Всегда помните, дети, что Господь с любовью принимает хвалу и молитвы, Ему возносимые. Счастливы вы, если будете находить отраду в прославлении Спасителя. Держа в руках вербу в день вспоминания входа Спасителя в Иерусалим, прославляйте Его песней еврейских детей: «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне!» В день Вербного воскресенья Церковь, вспоминая и воскрешение Лазаря, и торжественный вход Христа в Иерусалим, воспевает псалом, перевод которого на русский язык звучит так: Христе Боже, Ты перед Своими страданиями

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Христиане! Благодарение Богу, в нашем храме, ни в одном, вы не увидите такого беспорядка, нерадения, неблагоуважения к святому месту; но у нас есть другой храм, храм души нашей: сердце есть престол Божий, на котором Христос Господь восседает; ибо св. Апостол сказал: «вы есте храм Духа Святого и Дух Божий живет в вас. Не весте ли, яко есте храм Духа Святого» 114 . A где Дух Божий пребывает, там пребывает и Сын Божий. Но спросите: во всех ли нас в душе и сердце пребывает Бог ? Быть может, и наш душевный храм давно превращен в вертеп разбойников; ибо Господь о некоторых людях говорит: не может дух Мой пребывать в человецех сих 115 . В самом деле: может ли Дух Божий пребывать в той душе, в которой живет дух диавола, дух гордости, зависти, корыстолюбия, славолюбия, объядения, пьянства, распутства, разврата и другие нечистые страсти? Как в ином доме можно обонянием ощущать и запах кислоты, и лука, и хрена, и чеснока и всего; так и в человеке может быть множество всяких страстей. Вот почему и для чего мы говеем и исповедываем грехи свои: для того, чтоб изгнать разных гадов и всякую нечистоту, скопившуюся в храме души нашей в течение всего года. Ах! Как мудро поступает тот, кто и зарождающуюся страсть сейчас исторгает исповедью. А если человек долго не говеет и день со дня запущает свой душевный храм, так что в нем есть и гнев, и зависть и гордость, иногда пьянством согрешит, иногда грешной красотой соблазнится, иногда чужое возьмет; иногда осудит кого, позавидует кому, побранит кого, – и все это собирается в душе, все эти грехи как бы острием каким записываются на совести; человек мало-помалу привыкает валяться в блате грехов, заглушает совесть, омрачает разум, соделывает бесчувственным свое сердце; таким образом мало-помалу человек превращает храм души своей в вертеп разбойников. Прежде был кроток, смирен, стыдлив, богобоязлив: а теперь и горд, и презрителен, и невоздержен и срамослов. Таким образом его сердце, которое было храмом, раем души, наполненным всякими добродетелями, этот его храм душевный обращен в мерзость запустения; таким образом сердце его, душа его обратилась в вертеп разбойников. Но вот настали дни говения; теперь бы и приняться усердно за пост, молитву, говение, трезвость. Ах! Долго нужно молиться, и поститься, и плакать, чтоб возвратить чистоту душе, святость сердцу, светлость совести; подумайте об этом, христиане, и покайтесь, пока вы живете на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Так, что же говорит пророк? Лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдетися ко всем (Иер. II, 3). А где блудница предается блудодеянию, то место и есть непотребный дом. А лучше сказать, синагога есть только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей: не вертеп ли иенин (гиены), говорится, достояние мое мне (Иер. XII, 8 и VII, 11), - вертеп не просто зверя, но зверя нечистаго. И еще: оставих дом Мой, оставих достояние Мое (XII, 7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов. Конечно (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяются Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Аще Отца Моего бысте ведали, говорит Он, и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего (Иоан. VIII, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения. А между тем некоторые (из христиан) обращаются к этим местам, как к священным; и это говорю не по догадкам, но по указанию самаго опыта. Ибо за три дня пред этим - поверьте, не лгу, - я видел, что какой-то негодяй и безумец, выдающий себя за христианина (не могу назвать истинным христианином отважившагося на такой поступок) принуждал одну почтенную, благородную, скромную и верную женщину войти в синагогу еврейскую, и там поклясться по спорному между ним и ею делу. Так как эта женщина взывала о помощи и просила остановить такое беззаконное насилие, говоря, что ей, причастнице божественных таин, не подобает идти в такое место; то я возгорев и воспламенясь ревностию, встал и не дозволил влечь ее на такое преступное дело, но освободил от этого нечестиваго принуждения. Потом я спросил влекшаго, христианин ли он? И когда он признал себя таким, я строго выговаривал ему, порицая его за безчувственность и крайнее безсмыслие, и говорил, что он ничем не лучше осла, если, говоря о себе, что покланяется Христу, в то же время влечет кого-нибудь в вертепы иудеев, распявших Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Я сказал, что синагога нисколько не лучше театра, и приведу на это свидетельство из пророка; иудеи, конечно, не больше пророков заслуживают вероятия. Так, что же говорит пророк? « У тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд » (Иер. 3:3). А где блудница предается блудодеянию, то место и есть непотребный дом. А лучше сказать, синагога есть не только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей: « Не соделался ли вертепом разбойников (в другом переводе — вертепом гиены — и. Н.) в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое ?» (Иер. 12:8, 7:11), — вертеп не просто зверя, но зверя нечистого. И еще: « Я оставил дом Мой; покинул удел Мой » (Иер. 12:7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов. Конечно (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяются Богу. Кто говорит это? Сын Божий. « если бы вы знали Отца Моего, — говорит Он, — то знали бы и Меня » (ср. Ин. 8:19 — Златоуст цитирует не общепринятое чтение — и. Н.). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения. А между тем некоторые (из христиан) обращаются к этим местам, как к священным; и это говорю не по догадкам, но по указанию самого опыта. Ибо за три дня пред этим — поверьте, не лгу, — я видел, что какой–то негодяй и безумец, выдающий себя за христианина (не могу назвать истинным христианином, отважившегося на такой поступок) принуждал одну почтенную, благородную, скромную и верную женщину войти в синагогу еврейскую, и там поклясться по спорному между ним и ею делу. Так как эта женщина взывала о помощи и просила остановить такое беззаконное насилие, говоря, что ей, причастнице божественных тайн, не подобает идти в такое место; то я, возгорев и воспламенясь ревностию, встал и не дозволил влечь ее на такое преступное дело, но освободил от этого нечестивого принуждения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В этом-то вертепе Дева и родила Пресущественного и на Земле воссиял неприступный свет Божества. Впрочем, такая обстановка рождения Спасителя вполне соответствовала тогдашнему состоянию Земли. Прекрасное некогда жилище человека – Земля, вследствие греха его подвергшаяся проклятию Божию, превратилась в вертеп разбойников, и новорождённому Богочеловеку могла представить только мрачный вертеп, служивший местом для загона скота. Власть, знатность и богатство заняли удобные и обширные помещения в домах и гостиницах, а для убогой семьи Иосифа и беспомощного Богомладенца остались только скотские ясли. Эта пещера находится в 200 шагах от Вифлеема, с построенным при ней царицею Еленою храмом Рождества, на месте, где по преданию, родился Иисус Христос. в) Недостаток помещения в жилище повёл к недостатку и других удобств, столь необходимых для женщины рождающей и для самого дитяти. Пресвятая Дева, родивши Сына, должна была Сама спеленать Его и положить в ясли. Впрочем, чудесно зачатый, без нарушения девства Приснодевы, и родился чудесно, не вредив ключей Девы в рождестве Своём и не причинив обычных женщинам болезней и страданий рождения, так что Пресвятая Дева легко могла подать Сыну Своему первую необходимую помощь, не прибегая к неизбежным в таких случаях пособиям повивальной бабки и других лиц. Поклонение пастырей Рождение Спасителя не осталось безвестным для жителей Земли. Если скромность и убожество родителей Иисуса Христа сокрыли от молвы и взоров людских явление на Земле Царя славы, то не скрылось оно от взоров Небожителей, а через них открылось и благочестивым и простосердечным пастырям Вифлеема. Дав приют убогому семейству, хотя в убежище своего стада, пастыри сами оставались на поле, на страже у стад в ночь рождения Иисуса Христа. Явившийся внезапно Ангел, осиявший их славою Небесною (то есть необыкновенным светом), возвещает им великую радость о рождении Спасителя – Мессии – и даёт им знамение истины своих слов: они найдут Младенца, повитого в яслях. С тем вместе Небесное воинство воспевает славу Богу в вышних, давшему мир Земле и показавшему людям Своё благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

2 . Итак, не могу преминуть рассказать тебе, возлюбленный брат, что произошло у нас, чтобы и вы вместе с нами могли возблагодарить Бога за то, что мы получили от Него благодеяние, о получении которого вы вместе с нами проливали моления. После твоего ухода нам было донесено, что народ волнуется и говорит, что не снесет запрещения того праздника, который именуют “Весельем”, тщетно пытаясь скрыть под этим именем его подлинное имя – попойка (об этом то и дело приходили известия и при тебе). Тут как нельзя более кстати по тайному замыслу всемогущего Бога на четвертый день седмицы попадает мне толковать в порядке церковных чтений известное Евангельское зачало: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями( Мф 7:6 ). О псах и свиньях стал я толковать так, чтобы вызвать стыд в тех, кто с упрямым лаем кидается против Божиих заповедей и предается грязи плотских удовольствий. А заключил я так, чтобы они увидели, сколь преступно в стенах церкви под именем благочестивого обряда заниматься тем, за что их подобало бы не допускать к церковной святыне и жемчужинам, даже если бы они продолжали это делать только в своих домах. 3 . Хотя сказанное мною было принято с пониманием, собравшихся было мало и для улаживания такого дела было еще не довольно предпринятого. А когда проповедь мою присутствовавшие на ней разнесли по миру, каждый в меру возможности и сообразно склонности своей, то немало нашлось ей противников. После же того, как занялся праздничный четыредесятый день, и великое множество стеклось ко времени проповеди на Евангелие, из Евангелия было прочитано то место, где Господь, выгнав из храма торговцев животными и опрокинув столы менял, сказал, что дом Отца Его превращен из дома молитвы в вертеп разбойников ( Мф 21:12–13 ). Привлекши внимание слушателей вопросом о пьянстве, я прочел это зачало также и сам, а к нему присовокупил рассуждение о том, насколько с большим негодованием и ревностью наш Господь изгнал бы из храма пьяные застолья, которые везде отвратительны, коль скоро Он с такой яростью изринул оттуда даже дозволенную торговлю необходимыми принадлежностями законных в то время жертвоприношений. И затем я спросил, что больше, по их мнению, походит на разбойничий вертеп: торговцы необходимыми товарами или пьющие без меры люди?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Предаждь ми убо свою душу, юже от Бога хранити повелено ми бысть в телеси живущую: распряженную же от плотских союзов, яко велие богатство восприиму и честно, и приснопротивныя прошедши силы, Божественному владычнему представлю престолу, веселитися со всеми сущими от века святыми 81 . Каково бысть скончание (препод. Симеона), никтоже весть, токмо един Бог и Ангелы Его, тии бо присутствовали обыкоша кончине нищих, от человеков весьма оставленных, якоже присутствоваша на гноищи умирающему Лазарю, в Евангелии помянутому: бысть, рече, умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле ( Лк. 16:52 ). Несумненно убо есть, яко тииже святии Ангелы Божии и сему нищу бывшу духом и вещию преподобному Симеону в час блаженныя кончины его предсташа, и кротко праведную душу от чистого тела разрешивше, в небесныя обители во главе радования несоша 82 . Б) Злых α) Попустивши их падение 1) Светоносный первый Ангел, иже потом сотворися аггел, донележе бе при Бозе, дотоль его естество бяше светоносно, и нарицашеся люцифер, денница: а яко отпаде от Бога, абие сотворися люцифер, светлость погубивый, томноносный, и от Ангела претворися в беса 83 . 2) Христос с велиаром и на небеси не пожил, сверже гордого, а на земли пришел бы жити к велиару, сиесть к человеку гордостному, кое согласие смиренному Христови с гордым велиаром? 84 Светоносец бе благороднейший и первейший Ангел, иже неблагодарен Божию благодеянию к себе, предпочте любовь создания, еже есть себе, возлюбив себе паче Творца, еже есть Бога, и хоте подобен быти Ему, и возгордися, за что со своими единомышленники от небесе до ада низвержен, обнажен природныя красоты, оставльшуся естеству Ангельскому при нем, и от светоносца сотворися бес темный и аггел всякия нечистоты, и беззакония изобретатель, враг Богу и человеком 85 . 3) Было некогда, что и небо походило на пещеру, на вертеп, а на вертеп разбойников, когда в нем затаился было один разбойник лукавый, которого Евангелие зовет человекоубийцею искони, затаился: ибо, рече, в уме своем: на небо взыду, в мыслех то прикровенно, потаенно, с бранию, злодейски и разбойнически, да украдет и убиет, а еще с немалою гвардиею: хобот его отторже третию часть звезд, то есть ангелов 86 ( Апок. 12:4 ). 4) Отпадшии ангелы в толикое ожесточение вложишася, яко никогдаже возможно им приити в покояние. Нам же отсюду ведати буди, яко от негоже отъемлется грехов ради благодать Божия, той приходит во ожесточение, ниже радит о душе своей 87 . Благодать Божия никогда во век не враждует, аще увидит кающегося: но понеже сия благодать покаяния единому человеку токмо дадеся ради Христа воплотившегося, Ангелу же не дадеся: сего ради, не сущей благодати, каятися не может. Благодать покаяния человеку сего ради дадеся, понеже человек согреши не сам собою, но подущением вражиим: аггел же сам собою согреши, никому его подущающу: да и большие даровании и качества имеяше Ангел паче человека 88 . β) Попуская их злую деятельность

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   В этом-то вертепе Дева и родила Пресущественного и на Земле возсиял неприступный свет Божества. Впрочем, такая обстановка рождения Спасителя вполне соответствовала тогдашнему состоянию Земли. Прекрасное некогда жилище человека — Земля, вследствии греха его подвергшаяся проклятию Божию, превратилась в вертеп разбойников, и новорождённому Богочеловеку могла представить только мрачный вертеп, служивший местом для загона скота.    Власть, знатность и богатство заняли удобныя и обширныя помещения в домах и гостиницах, а для убогой семьи Иосифа и безпомощного Богомладенца остались только скотския ясли. Эта пещера находится в 200 шагах от Вифлеема, с построенным при ней царицею Еленою храмом Рождества, на месте, где по преданию, родился Иисус Христос.     в) Недостаток помещения в жилище повёл к недостатку и других удобств, столь необходимых для женщины рождающей и для самого дитяти. Пресвятая Дева, родивши Сына, должна была Сама спеленать Его и положить в ясли. Впрочем, чудесно зачатый, без нарушения девства Приснодевы, и родился чудесно, не вредив ключей Девы в рождестве Своём и не причинив обычных женщинам болезней и страданий рождения, так что Пресвятая Дева легко могла подать Сыну Своему первую необходимую помощь, не прибегая к неизбежным в таких случаях пособиям повивальной бабки и других лиц. Поклонение пастырей    Рождение Спасителя не осталось безвестным для жителей Земли. Если скромность и убожество родителей Иисуса Христа сокрыли от молвы и взоров людских явление на Земле Царя славы, то не скрылось оно от взоров Небожителей, а через них открылось и благочестивым и простосердечным пастырям Вифлеема. Дав приют убогому семейству, хотя в убежище своего стада, пастыри сами оставались на поле, на страже у стад в ночь рождения Иисуса Христа. Явившийся внезапно Ангел, осиявший их славою Небесною (то есть необыкновенным светом), возвещает им великую радость о рождении Спасителя — Мессии — и даёт им знамение истины своих слов: они найдут Младенца, повитого в яслях. С тем вместе Небесное воинство воспевает славу Богу в вышних, давшему мир Земле и показавшему людям Своё благоволение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Разбрасывая их прилавки в разные стороны, Он цитировал слова священного Писания: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Каждый из нас, вы и я, — живой храм Божий, дом Божий. И вот, грехами, которые неизбежно сопутствовали моему пьянству, я умудрился сделать и из тела, и из души «вертеп разбойников». Горькие и грозные слова Спасителя могут быть отнесены и ко мне, и к каждому человеку. В Четвертом Шаге я начинаю генеральную уборку храма моей души, освобождаю его от разбойников — недобрых поступков, застарелых обид, страхов, претензий, гнетущего чувства вины. Что ж удивительного, если это вызывает сопротивление и боль? «Мы приступили к энергичным практическим действиям, начав с наведения порядка в своем персональном хозяйстве, чем многие из нас никогда не пытались заняться» («Анонимные Алкоголики», с. 62). Прежде чем начать работу, какое-то время я особо прошу у Господа решимости серьезно взяться за 4й Шаг. Вдохновляющим примером пусть будут братья и сестры по Содружеству, которые прошли этот путь и готовы поделиться той радостью, которую доставило им очищение дома души от «разбойников». Господи, подобно тому, как Ты бескомпромиссно изгнал из храма тех, кто осквернил дом Твоего Отца, помоги и мне начать очищение моего земного «дома», который тоже принадлежит небесному Отцу, даруй твердость и решимость. 3 апреля Вдохновение можно найти в том, что, казалось бы, по сути своей лишено вдохновения. В одиночестве, унынии можно и должно искать вдохновения. Даже в сознании, воспоминании самой смерти я могу увидеть победу, Царство Небесное и Христа. Только не надо бежать от состояния отчаяния, жалости к себе. Если я выздоравливающий, действительно, на деле, а не в прекраснодушных беседах за чашечкой кофе, выздоравливающий по программе «12 Шагов», то именно в часы искушений я применяю Программу. Сейчас идет Великий пост, весенняя депрессия и обострение, и редкий алкоголик в эти дни не испытывает духовной борьбы, кризиса, депрессии. Что я делаю прежде всего? Беру паузу, как бы замираю и стараюсь взглянуть на себя и свое состояние со стороны.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

В ожидании столь приятного свидания желаю тебе доброго здоровья. Писано в вертепе разбойников, в часы утренней молитвы. Эймер, приор аббатства святой Марии, что в Жорво. Postscriptum. А твоя золотая цепь недолго у меня погостила: она досталась ворам и отныне будет красоваться на шее одного из разбойников. Он повесит на нее свой охотничий свисток, которым сзывает собак». – Что ты на это скажешь, Конрад? – спросил гроссмейстер. – Вертеп разбойников. Для такого приора это и есть самое подходящее жилище. Нечего дивиться, что десница божья поднялась на нас и в Святой Земле мы теряем один город за другим, что неверные отбивают у нас землю пядь за пядью, если завелись среди нас такие духовные сановники, как этот Эймер. Только желал бы я знать, что он разумеет под именем «новой Эндорской волшебницы»? – обратился он вполголоса к своему наперснику. Конрад гораздо лучше настоятеля был знаком с условным языком тогдашних любезников, быть может, даже сам когда-нибудь пользовался им. Он объяснил слова, поставившие в тупик гроссмейстера, заметив, что многие светские люди употребляют подобные выражения, говоря о своих любовницах. Но это объяснение не удовлетворяло упрямого фанатика. – Нет, Конрад, тут кроется нечто более серьезное. В простоте души ты и не подозреваешь, что это, может быть, целая пучина беззакония. Ревекка из Йорка, должно быть, воспитанница той самой Мириам, о которой ты, наверное, слыхал. Увидишь, что еврей сам сознается в этом. – И, повернувшись к Исааку, он громко спросил: – Так, значит, твоя дочь – пленница Бриана де Буагильбера? – Это так, ваше доблестное преподобие, – проговорил трепещущий Исаак. – Какой потребуется выкуп с бедного человека, я готов… – Молчать! – сказал гроссмейстер. – Дочь твоя занималась врачеванием или нет? – Как же, милостивый господин, – отвечал Исаак гораздо смелее, – и рыцари, и йомены, и оруженосцы, и вассалы благословляют счастливый дар, ниспосланный ей от Бога. Многие могут засвидетельствовать, что она своим искусством исцелила их, когда все другие средства уже не могли помочь. Бог Израилев благословляет ее труды.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010