В другом письме св. Феодосий II пишет: «Всем известно, что состояние нашего государства и всё человеческое утверждается и поддерживается благочестием к Богу. Когда благоволит Верховный Судия, то все дела текут и направляются счастливо и по нашему желанию. Итак, получив по Божественному промышлению царство, мы должны прилагать величайшую заботливость о благочестии и благоповедении наших подданных, чтобы и истинная вера и наше государство сияли искреннею ревностью о высшем благе и полным благочестием» 41 . Итак, торжественно провозглашается, что не народная воля и не сенат, а Бог поставляет императора на царство, и защита Его Церкви становится первой обязанностью монарха, который непосредственно перед Спасителем отвечает за чистоту веры. Поэтому для византийцев статус монарха сакрален, священен, не подвластен в полном объёме человеческому суду. Император – ставленник Бога на земле, Его прообраз, равно как и Римская империя, которая представляет собой земное, хотя бы как «сквозь мутное стекло», но зримое отображение Царствия Небесного. Вселенские Соборы являли собой, конечно, чудо, которое Господь даровал (опять же, через посредство императоров) Кафолической Церкви для наилучшего и единообразного усвоения Учения Христа. Вполне естественно современники ждали от Вселенских Соборов церковного мира и чётких вероисповедальных формул. Но зачастую вследствие различных обстоятельств этот желанный результат достигался далеко не сразу. Объективные причины – различие языка, лексики, нюансы богословских традиций различных школ, и субъективные – человеческие слабости и пороки, подрывали единство и целостность Церкви. Различные Поместные Церкви прерывали друг с другом евхаристическое общение, внутри епархий различные общины искали высший центр церковной власти, к которому можно было бы апеллировать. В различных церковных общинах варьировалось почти всё: день празднования Пасхи, дисциплинарная практика, литургическая служба и т.п. И решения Соборов далеко не для всех являлись безусловными – каждый из них прошёл свой нелёгкий и не быстрый путь общецерковного признания, рецепции. И единственным лицом, способным обеспечить повсеместное признание соборных актов как на Востоке, так и на Западе, являлся император 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Для того, чтобы дать утешение, нужно было заменить не утраченную философию, а утраченную религию. Утешение должно было выступить именно в религиозной форме, как и все то, что должно было захватывать массы, – так это было в ту эпоху и так продолжалось вплоть до XVII века. Едва ли надо отмечать, что среди этих людей, страстно стремившихся к этому идеальному утешению, к этому бегству от внешнего мира в мир внутренний, большинство должны были представлять – рабы». Эта новая универсальная вера, способная связать все народы империи, не могла вырасти на непосредственной основе старых культов отдельных народностей. Новой религией стало христианство , возникшее из сочетания эллинистических религий богов-спасителей с мессианскими представлениями евреев и впоследствии воспринявшее очень многие положения греческой вульгарной философии, главным образом стоической. «Отрицая... все национальные религии и общую им всем обрядность, обращаясь ко всем народам без различия, христианство само становится первой возможной мировой религией». Рабовладельческое общество клонилось к упадку. «То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось экономически невозможным, труд свободных морально презирался. Первое уже не могло, второй еще не мог сделаться основной формой общественного производства. Вывести из этого положения смогла только коренная революция». Для восточной части империи решающую роль сыграла революция III в. Она разрушила римскую империю, созданную Августом, как орудие господства рабовладельцев, и поставила на ее месте абсолютную монархию, в которой начали преобладать феодальные способы эксплуатации. Рабовладельческий строй стал переходить в более прогрессивный, феодальный. «Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплуатации трудящихся. Но вместо них юна поставила крепостников и крепостническую форму эксплуатации трудящихся» (И. В. Сталин. Речь на первом всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г.). Центр новой империи вскоре переносится в Константинополь (330 г.), государственной религией становится христианство . Римская империя сменяется византийской. «Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность». 2. Аттикизм

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Им также усваивалась способность совершать магические действа. Знаток славянского язычества Б. А. Рыбаков по литературным материалам Древней Руси приводит обширный каталог таких знатоков и умельцев: «волхвы, волшебники, облакопрогонители (это, конечно, русская калька с греческого, почерпнутая русским христианским писателем из античной теологической номенклату­ры. – В.Ц.) ... ведуны, чародеи, чаровники, хранильники, потворники, кощунники, баяны, кудесники, кобники... ведьмы, чаро­дейки, чаровницы, обавницы, паузницы, потворы, потворницы» 1242 . В этот перечень можно было бы добавить еще широко известных и даже популярных и по сей день колдунов, а также несравненно более уникальных зелейников – видимо, мастеров по изготов­лению всякого рода отрав, или, если угодно, лекарств. Но человеческое воображение более всего поражали оборот­ни, способные превращаться в существа другого рода, в живот­ных, и особенно в волков – так называемые волкодлаки. Вера в реальность оборотничества, в иных случаях демонстрируемо­го не в порядке обмана и шарлатанства, а сопутствуемого само­обманом, иллюзией действительного превращения, вызываемой употреблением наркотических средств – ядовитых грибов, коно­пляных или маковых семян, сближала древних славян с древни­ми германцами, особенно с норманнами с их знаменитыми воинами-берсерками. Религиозные праздники древних славян были приурочены к определенным временам и дням года – к календарю. Вообще в середине I тысячелетия славянский календарь «состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый. Следовательно, уже произошел пере­ход от древнейшего лунного календаря (с которым связан смысл славянского и индоевропейского слова «месяц») к лунно-солнечному, видимо, с использованием какой-то формы високоса» 1243 . Древние названия месяцев носили ярко выраженный метеороло­гический характер и сохранились без особых изменений на укра­инском и других славянских языках – сичень, травень, лютый, но не на русском, на котором их заменили латинские заимство­вания. Год издревле делился на четыре сезона и начинался с дня зимнего солнцестояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Победа над алеманнами и последовавшее за нею креще­ние Хлодвига в «Истории франков» отнесено к «15-му году его правления» 1058 . Это место из книги считается позднейшей встав­кой. Разные историки датируют это событие интервалом от 496 по 498 г. Но существует и принципиально иная точка зрения отно­сительно времени крещения Хлодвига, когда оно переносится на значительно более позднюю дату. Она высказана была Б. Крушем Ван ден Вивером 1059 . Эта версия базируется на написанном около 567 г. письме епископа Турского Ницетия, адресованном лангобардской королеве Хлотинде, внучке Хлодвига, в котором тот связывает крещение ее деда с посещением им Тура, где покоятся мощи покровителя этого города святителя Мартина, а такое посе­щение наиболее вероятным образом могло произойти во время его войны с вестготами, поскольку в конце V века Тур оставался еще под властью вестготов 1060 . Излагая эту версию, Л. Мюссе сам склоняется к традиционной дате: «Ортодоксальная вера Хлод­вига благоприятствовала ему в борьбе с готами в 507 г.; было бы правдоподобней, если он уже восемь или десять лет принад­лежал к ортодоксальной Церкви, чем если точкой отсчета было только минувшее Рождество. Но это предположение, – пишет однако историк, – не является доказательством» 1061 . И все же при иной версии – крещении Хлодвига незадолго до его кончины – многие из событий, относящихся к его правле­нию, становятся труднообъяснимыми. Его поразительные военно-политические успехи не только с высшей, но и с вполне праг­матической точки зрения представляются вполне понятными с учетом того обстоятельства, что в течение последних 15 лет он воспринимался народом Галлии, в том числе и жившими под вла­стью арианских королей вестготов и бургундов, как естествен­ный союзник и защитник ввиду его единоверия с ним. Франки одержали верх над другими германскими народами в борьбе за господство над Галлией и в конечном счете над всем Западом, потому что, в отличие от других варваров, они вслед за своим королем приняли не еретическое арианство, а православие, кото­рое исповедовали романизованные народы Запада, многократ­но превосходившие численностью своих завоевателей. Немало­важным фактором превосходства франков над религиозными отщепенцами готами, вандалами, бургундами и свевами было и то, что, крестившись, они стали единоверцами могуществен­ных императоров, правивших в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К православной вере должен принадлежать князь и его наследники (§ 19). По церковному закону 1862 г. гражданская власть должна содействовать духовенству в искоренении суеверий, расследовать дела о беспорядках, происшедших во время богослужения, и наказывать виновных (§§ 38:39). При исследовании злоупотреблений в церковном хозяйстве обязан присутствовать также чиновник от полиции (§ 43). В бракоразводных делах полицейская власть приводит к окружному протоиерею и в епархиальную консисторию ту из сторон, которая сама не явилась на вызов церковного суда (§§ 133:137). Полицейская власть обязана объявлять в нужных случаях распоряжения церковных властей (§§ 112:192). – Как видно из этих законов, отношения между церковью и правительством определялись не полно и слишком обще, так что последние зависели от разных случайностей, как-то: от религиозных убеждений правительственных лиц, от политических обстоятельств и т. п. Жизнь королевства (с 1882 г.) Сербии кроме того зависела и зависит с одной стороны от направления лиц, стоящих во главе министерства, с другой от их отношений к Австрии и России, так как интересы Сербии во многом связаны с этими двумя государствами. С Австрией соединяет Сербию географическое и экономическое положение, с Россией – племенное родство и православная вера. Сербия всегда находилась в дружбе то с тем, то с другим из этих государств и смотря по тому, с кем она находилась в дружественных отношениях, так или иначе складывалось и направление всей её жизни. Во время дружбы с Россией правительство всегда гораздо больше заботилось об интересах церкви и относилось с уважением к её требованиям и законам. По справедливому замечанию новейшего исследователя, «дружба с Россией не может ограничиваться одной лишь политической стороной: она неизбежно влияет и на церковные события, на положение в стране местной церкви и духовенства». С другой стороны, как только усиливалось влияние Австрии, так и дела церкви ухудшались; так, во время правления страной напредняцкой партии, приверженной Австрии, со всей силой давали о себе знать в Сербии влияние запада и религиозный индифферентизм последнего, а римская пропаганда, пользуясь этим, добилась даже построения в Нише первой римско-католической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

чтобы утвердить непогрешимый авторитет папы, но в то же время охранить авторитет разума и вывести из него все догматы католичества. Но немецкие теологи (Гермес и Гюнтер) дали перевес разуму в своих умозрениях над верой в папскую непогрешимость. Для того, чтобы идти с уверенностью вперед в области богословского умозрения, богослов, по их теориям, должен прежде всего увериться в твердости философских оснований своего построения. Сообразно с этим принципом, они восходят к основанию нашего знания и усиливаются на началах одного разума построить всю систему католицизма. В том, что они признавали авторитет Рима только потому, что разум их подтверждал этот авторитет, римская курия усмотрела «подчинение догмата разуму» и потому внесла их умозрительные опыты в «Index librorum prohibitorum». Французский аббат Ламенэ († 1853 г.) известен как горячий противник всякого личного разума и как восторженный поклонник общего разума. Вооружаясь против рационализма, он отказывал индивидуальному разуму человека во всякой способности к приобретению достоверного знания. По его учению, только общий разум («sens commun») есть источник непогрешимой истины, – есть божественный разум. Этот «общий разум» выражается в согласии всех народов относительно той или другой истины. Римский престол имеет своим назначением провозглашать во всеобщее сведение истины общего разума. Но так как безусловное отрицание способности индивидуального разума к познанию истины логически ведет к отрицанию всякой возможности со стороны какого бы то ни было отдельного разума не только доказать истину, но и убедиться в ней, то учение Ламене подверглось заслуженному осуждению в Риме. И у протестантских апологетов мы видим то же самое проявление вероисповедной исключительности. В трактатах, например, о религии у протестантских авторов иногда заметным образом проглядывает протестантский взгляд на естественную неспособность человека к религии, вследствие утраты человеком образа Божия, на добрые дела как на нечто несущественное в деле религии, и самая религия определяется иногда в односторонне субъективном смысле, только как вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Среди образованных слоев русского общества астрология не находит себе сторонников. С развитием грамотности и просвещения вера во влияние звезд исчезнет и среди простого народа.   517 Илиада, 19, стихи 104 и 119. «Ные родящих помощница, в свете изведет Илифия мужа… Но Алкмены в срок удержала роды, удаливши помощных Илифий. Пер. Гнедыча. «Нынче должна Илифия, помощница в муках рожденья, вывести мужа на свет… «Роды замедлив Алкмены, отсрочив потуги на время» Пер. Минского. 519 Петискус. Олимп, или греческая и римская мифология. Пер. Евстафиева. Изд 2, Вольфа 1873, стр. 154–157. И среди русского народа до сих пор существует смутное поверье, что луна имеет отношение к беременности женщины и рождению человека; так, например, загадочный лунатизм приписывается исключительному влиянию лунного света на женщину в период беременности. 520 Лирические стихотворения Квинта Горация Флакка. Перевод Порфирова. Изд. 2, 19202 г., стр. 211. Вековый гимн. 522 Ж.М.Н.П. 1906 г., новая серия, ч. 1, отдел классической филологии, Базинер. Nixi di и прочие вспомогательные божества древних греков и римлян, стр. 12 и 5. 530 Л. 156–157. Летопись занятий Археограф. Комис. 1861 г. вып. перв. стр. 29. Перевод Кормчей, известный под именем Рязанской, сделан арх. сербским св. Саввою около 1225 г. по просьбе русского митрополита Кирилла 3, копия этого перевода была прислана в Россию и предложена на Владимирском соборе в 1274 г. для руководства русским пастырям. Голубинский. Истор. рус. церк. т. 2, ч. 1, стр. 63 и след. 532 Ркп. Нямецкого монаст. Яцимирский. Славянск. и русск. рукописи румынских библиотек. Сборн. от рус. яз. Акад. Наук, т. 79, стр. 691. 546 Памятники российской словесности 12 в. Изд. Калайдовича. М. 1821 г., стр. 179 Р.И.Б. 6, стр. 31., вопр. 33. 552 Артемида и несуществовавший Артемид также опущены в ркп. Московск. Академ. и Чудовском ркп. 557 По рукописи Новгородск. Софийск. биб., конца 15 в., Может быть под влиянием этого сближения возникла из множественного числа рожаницы – форма единственного числа рожаница. Веселовский. Розыскания, 13, сборн. Ак. Наук, т. 46, стр. 178–179.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращение Константина. Свойство оного Великий подвиг был совершён Константином. Духовное начало, способное возвратить жизнь государству, было торжественно признано. Но христианство не принесло всех своих плодов. Его последователи умножились быстро, но едва ли не быстрее ещё развратились. Тёплая вера заменилась холодной привычкой или равнодушным подражанием чужому примеру: уши, закрытые для проповеди евангельской, открылись убеждению императорского голоса, и прежние христиане-мученики исчезли в толпе новых христиан-льстецов. Нет сомнения, что обращение Константина продлило на многие века существование византийской империи: но Империя не спаслась от гибели, потому что сама (т. е. как государство) она не приняла христианства. Законы и общественная жизнь остались равнодушными к перемене исповедания. Слово евангельское просветило совесть человека, но не коснулось совести гражданина или, не создав гражданства нового и унизив прежнее перед идеей человечества, ослабило узы, связывающие государственное тело. Без христианства не уцелела бы так долго восточная половина Империи; но вся Империя распалась бы, вероятно, не так скоро. Внутренний переворот был невозможен, и римская держава, созданная древней жизнью, не могла уже принять той жизни, которой впоследствии создана новейшая история. Оттого-то и Византия прожила средние века и породила Россию, оставаясь чуждой и средним векам, и России. В этом внутреннем разногласии человека христианского и государства, сохранившего все наследство идолопоклонства, в этом невольном отчуждении духа человеческого от тела общественного, а не в самом христианстве заключается причина слабости, распадения и гибели Империи. Аскетизм был не причиной, а последствием общественной болезни. Этого-то, кажется, до сих пор и не поняли историки. Они искали объяснений и, не доискавшись, выдумывали бессмыслицу. Так, например они обвинили христианство не только в неблаговолении к военным подвигам, но и в запрещении службы военной. Причина, почему христиане избегали службы вообще, а военной в особенности, во время гонений, объяснена выше; но в войске государей не гонителей, например, Константина до его обращения, служило множество христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Как и епископом, Амвросий стал поэтом в силу обстоятельств. Как в первом, так и во втором случае рука Судьбы раскрыла в нем великолепный дар. Амвросия по праву считают первым христианским поэтом на Западе, и его гимны задали тон христианской поэзии на долгие годы. В литературе гимнам Амвросия давалась высокая оценка. Так, Г. Буассье, тонкий и компетентный знаток позднеантичной литературы, писал: «Все они состоят из одинакового числа стихов, расположенных одинаковым образом и в одном и том же размере. Автор обрек себя на монотонность и простоту, конечно, с целью, чтобы его легче поняли и запомнили. Но это единственная уступка, сделанная им народу, для которого он работал. Замечательно, что в гимнах, предназначенных для невежественной толпы, этот ученый и высокопоставленный муж не допустил ни малейшей неправильности в языке или размере, к которому относились тогда не особенно строго. Содержание однообразно составлено из нравственных рассуждений, воспоминаний из священных книг, истолкованных сообразно с требованием времени и догматических положений. Особенно поражает трезвость и сдержанность вдохновения в гимнах Амвросия... Они вошли в литургию и в течение 15-ти веков составляют часть церковных обрядов. Значение, которое они имели в религиозной жизни стольких поколений, не позволяет относиться к ним, как к простым произведениям искусства. Мелочный и холодный разбор их не мог бы дать понятия о действии, которое они производили и производят на тех, кто считает их выражением своей веры» 58 . «Господь, создатель сущего, Зиждитель звезд, сменяющий, Полудня светлость ясную Полночной тихой дремою, Дабы тела усталые Вернуть к трудам окрепшими, Унять ума терзание, Унять печаль дрожащую! За день сей, ныне гаснущий, За ночь, в наш мир грядущую, Пылая благодарностью, Поем мы песнь уставную, Тебе молитва теплая, Тебе напевы звучные, К тебе любовь безгрешная И ум стремится бодрственный, Дабы, когда глубокая Поглотит мгла сияние, Не гасла вера бодрая, И ночь сияла верою. Не дай забыться совести, Грех учит нас забвению; Для чистых верой строгою Дремота растворяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Христианство явилось в тот исторический момент, когда языческий мир изверился в своей религии. «Нужно удивляться, – замечает историк Церкви В.В. Болотов, – как он (языческий мир) мог отстаивать эту религию целых три века. Язычники в богов своих верили меньше, чем сами христиане, боровшиеся с ними. Для христиан эти боги были, по крайней мере, демонами, тогда как интеллигентный язычник склонен был считать их просто за выдумку. В религии римлян вера не имела такого значения, как в христианстве... Римская религия состояла не в убеждении, а в выражении этого убеждения в культе. А культ было легко... воздать и без веры... Всякие возражения христиан, что культ, воздаваемый богам по принуждению, может только прогневлять богов, что невозможно чтить ложных богов – эти каменные и деревянные изваяния, пролетали бесследно сквозь мысль индифферентистов, которые гнев богов охотно брали на свой страх, а отказываться от культа статуй не видели цели ввиду его полной безвредности. Религиозная поверхностность язычников, смотревших на свою религию более как на культ, чем как на веру, сделала возможным то явление, что христиан за убеждения преследовали люди индифферентных убеждений, преследовали холодно, без личного участия или озлобления. При легком отношении к своей вере государственные люди Рима не могли оценить значения христианства как факта совести, не могли понять тяжести того пожертвования, которого они от христиан желали, предполагая, что они требуют от них minimum. Из этого открывается, что жизненная задача христиан первых веков, смысл такого явления христианской истории как мученичество, были в главном своем элементе положительны, а не отрицательны. Эта задача состояла не в том, чтобы разрушить какие-либо существующие религиозные воззрения тех язычников, с которыми им приходилось иметь дело, но главным образом в том, чтобы пробудить уснувшую и исторически изжившуюся религиозную совесть окружающего христиан язычества, заставить их серьезнее взглянуть на свои религиозные обязанности, на свое религиозное положение, своим личным примером высокого самоотвержения показать окружающему их миру, что религия есть дело настолько важное, что в известных случаях приходится лучше пожертвовать самою жизнью, чем поступиться ею. Мученики были проповедниками христианства, продолжателями апостольского служения, и эту миссию они исполняли именно как μαρτυρες, т.е. являясь свидетелями».  

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010