составитель Терещенко Т. Н. ПРАВОСЛАВИЕ Господь во святом Евангелии глаголет: Если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами Православной Церкви. Апостол пишет: Один Бог; одна вера ( Еф. 4, 5–6 ), т.е. как истинный Бог Один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина: в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России (прп. Амвросий, 1). Пишете, что вы римско-католического вероисповедания, но по чувствам – православная, и уже несколько лет имеете желание принять Православие, но еще не вполне уверены, угодно ли это будет Богу... На это утвердительно могу отвечать, что это весьма угодно будет Богу, во-первых, потому что в вас давно видно явное призвание свыше к присоединению к Православной Церкви, как Сам Господь говорит об этом в Евангелии: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ( Ин. 6, 44 ). Во-вторых, потому что хотя вероисповеданий христианских и много, но истинное вероисповедание едино есть по сказанному от апостола: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4, 5 ). Было время, и именно в первые века христианства, Иерусалимская и Римская, то есть Восточная и Западная, Церкви составляли одно и веровали одинаково и содержали одни постановления. Но по времени, когда первая, то есть Римская, стала позволять себе некоторые уклонения и нововведения, то и произошло разделение между Восточной и Западной Церквями… мы укажем только на самые главные нововведения, из коих вы сами ясно можете понять правость и неправость Церквей. 1 . В первые века одинаково и Восточная, и Западная Церковь исповедали, что Дух Святой исходит от Отца, но по времени Римская Церковь сделала прибавление: и от Сына, вопреки словам Самого Господа: Дух истины, Который от Отца исходит ( Ин. 15, 26 ). Восточная же Православная Церковь содержит этот догмат по точному слову Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ 1. Общие сведения о Римской Церкви Римская Церковь была основана одной из первых. Её основателями были прозелиты, приходившие из Рима в Иерусалим по служебным делам, а также и христиане из иудеев, прибывшие в столицу мира. В книге Деяний ( Рим.2:10 ) говорится, что среди присутствовавших в день Пятидесятницы некоторые были из Рима. Палестина уже в 63 г. до Р.Х. стала провинцией Рима, в результате чего многие иудеи были вывезены в Рим, что потом послужило также благоприятной почвой для распространения христианства. Судя по тому, что ап. Павел «не любил созидать на чужом основании» ( Рим.15:20 ) и что он так стремился в Рим для благовестия ( Рим.1:13 ), можно заключить, что Римская Церковь была основана с участием учеников самого ап. Павла. В гл. 16 ап. Павел упоминает целый ряд своих сотрудников, которые могли быть и первыми миссионерами в Риме. Это особенно относится к Акиле и Прискилле, которых «благодарят все церкви языческие» ( Рим.16:3–4 ), т. е. и римская включительно. Община в Риме была смешанная: она состояла из иудеев и язычников. Язычников, конечно, было большинство, почему ап. Павел часто называет себя «апостолом язычников» ( Рим.11:13 ). Среди имен, упоминаемых в 16 гл., такие как Иродион, Мариам, явно иудейские, другие 14 имен – греческие, имена: Юния, Юлия, Урбан – латинские. 2. Время и место написания Послания Написано Послание в конце 3-го путешествия, т. е. ок. 58 г. Местом написания был г. Коринф, о чем можно судить по представительнице послания Фиве, диакониссе церкви Кенхреи, пригорода Коринфа ( Рим.16:1 ). Послание написано на греческом языке, который был весьма распространен в столице римской империи. Вплоть до III века он считался классическим языком и владение им считалось признаком высокой культуры для римской знати. 3. Повод и цель написания Послания Апостол Павел проявлял особую заботу о преуспеяния Церкви Христовой в столице мира, положение дел в которой Апостол хорошо знал через многочисленных своих сотрудников. Известия эти были в общем благоприятны, и Апостол намеревался прийти к христианам Рима «с полным благословением благовествования Христова» ( Рим.15:29 ). Однако разногласия между иудеями и язычниками, из которых состояла община в Риме, не были принципиально устранены, что приводило иногда к взаимному недоверию или даже вражде и разделениям. Поэтому ап. Павел использует единственно возможный способ их взаимного примирения – раскрывает им принципиально новые средства оправдания перед Богом и новые начала христианской жизни в Церкви. Не закон (у иудеев) и обряд (у язычников), а вера во Христа через таинства оправдывают грешника перед Богом; не узконациональное братство (у иудеев) и не лицемерие и корысть (у язычников), а «любовь от чистого сердца» ко всем без исключения людям лежит в основании христианской нравственности и жизни в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Владимир Соколов Скачать epub pdf Часть V. Как произошел раскол Церквей. Глава первая. Римский вопрос. Петр и камень Римская церковь всегда считалась одной из самых авторитетных. Древность происхождения, основание двумя величайшими апостолами, Петром и Павлом, положение в «центре мира» и почти неизменная приверженность православию делали ее безусловным столпом веры, на который с уважением смотрел весь христианский мир. Восточная церковь признавала Римский престол как «первый среди равных» и охотно апеллировала к нему в религиозных спорах, если точка зрения пап совпадала с ее собственной. Вопросы начинали возникать только в тех случаях, когда римские епископы притязали на абсолютное господство и требовали себе исключительные права. После возвышения Константинополя и нашествия варваров центр политической силы переместился из Рима на восток империи, к византийским басилевсам. И как раз в это время в Риме начала активно развиваться теория об особом положении римской кафедры и ее изначальном превосходстве над всеми остальными. В начале V века папа Иннокентий I написал антиохийскому епископу Александру, что Римская церковь имеет особое преимущество, потому что ее епископы – преемники апостола Петра. Апостольское преемство от Петра ставило римских епископов выше остальных, потому что и сам Петр, по учению Римской церкви, был выше других апостолов. В Риме его называли princeps apostolorum, то есть «первый среди апостолов». Мнение о первенстве Петра было основано прежде всего на словах Иисуса: «Ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:13 – 19 ). Место это толковалось богословами по – разному, и не всегда в пользу папства. Ориген писал, что никакого главенства среди апостолов не было и быть не могло: под камнем (Петром) подразумевается каждый, кто исповедует Христа. Камень – духовная вера, и на ней создается Церковь . «Если Петру сказано, что врата адовы не одолеют его, то разве других одолеют? Если одному Петру даны ключи царства небесного, то никто из блаженных не получит их? Сказанное Петру сказано всякому, а, следовательно, Петр есть лишь имя для всякого ученика и всякому ученику даны ключи царства небесного». Августин относился к этому тексту двойственно, говоря, что одни считают «камнем» Петра, а другие – самого Христа. Златоуст писал, что «камень» надо относить к христианской вере, а не к Петру: «Когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Христос, чтобы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, то есть одной сущности с родившим, присовокупил: и Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени – то есть на вероисповедании – созижду Церковь мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине IX века миссионерскими трудами св. братьев Кирилла и Мефодия почти между всеми славянскими племенами (кроме внутренних стран России и прибалтийских славян, до которых не дошла проповедь св. Кирилла и Мефодия) распространена была православная вера со славянским богослужением и обрядами восточной церкви. Но после св. Кирилла и Мефодия история христианства у юговосточных и западных Славян пошла особыми путями. Южные и восточные Славяне (русские, болгары и сербы с хорватами и словенцами) не только приняли православную веру от церкви греческой, но и вступили с ней в тесный иерархический союз; следствием этого было то, что они с течением времени более и более укреплялись в православии. Между тем западные славяне (поляки, чехи с моравами и словаками) мало-помалу стали усвоять неправославные римские нововведения, принимать латинское богослужение вместо славянского, западные обряды вместо восточных. Главной причиной этого было то, что западные славяне были слишком разобщены (через вторжение мадьяр в среду славянского мира в начале X века) с главными центрами восточного православия. Окруженные сильными западно-европейскими католическими народами, они подчинялись политическому, а за тем и религиозному влиянию последних. Распространению латинства между западными славянами немало также способствовало и то, что хотя все эти племена первоначально приняли христианство от греческой Церкви, но по иерархическому управлению они с самого начала стали в зависимость от римской церкви, неправославие которой было тогда (в IX веке) еще мало заметно. С течением времени римская Церковь стала более и более заражаться неправославными нововведениями, а вместе с тем стала отторгать от православия и все, подчиненные ее влиянию, христианские страны. Впрочем искоренение православия латинством в западных славянских странах совершалось медленно и с большим трудом. Славяне долее всех других западно-европейских народов отстаивали свою духовную самостоятельность против притязаний латинства. Рядом всевозможных насилий и интриг римская церковь успела, однако, постепенно почти всех западных славян, составляющих доныне более двадцати миллионов населения, преимущественно в австрийских владениях, отторгнуть от православия. Но при всех насилиях и хитростях латинская пропаганда между славянами и по настоящее время далеко не вполне достигла своей цели. Из западных славян, отторгнутых римской церковью от православия, немногие (поляки) сделались настоящими католиками; в большей же части других племен и доселе сохраняются в некоторой степени остатки древнего православного предания и вместе с тем поддерживается более чем у каких-либо других западных народов сочувствие к восточной церкви. Все это дает некоторые надежды на возвращение этих племен к древней православной вере. Общий взгляд на состояние христианства у юговосточных славян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верующие христиане на Руси появляются довольно рано. Они появляются, по всей видимости, в 8–9 веке. И это не странно, потому что это 8–9 век после Рождества Христова. С юга, с запада Русь уже всё больше окружена христианскими обществами: к югу от Руси Византия, к западу – Священная Римская Империя Германской нации, полностью христианская уже с 6–7 века. Так что анклав языческих сообществ в Европе становится сравнительно небольшим. Это славянские земли к северу от Дуная, это Карпаты, это Рудные горы Чехии, то, что мы сейчас называем Польшей, побережье Балтийского моря и Скандинавия. К этому же нехристианизированному району принадлежат и области Руси. Когда мы говорим о христианизации, мы должны, конечно, представить, а что было до этого. Обычно книги, которые вас знакомят с историей русской церкви… Среди таких наиболее качественных книг я рекомендую книгу нашего замечательного историка Антона Карташова «Очерки по истории русской церкви» в двух томах с древнейших времен до императора Павла I, дальше он не успел написать – умер. Это прекрасная книга, написанная уже в русской эмиграции в 50-х годах 20 века, то есть с использованием современных источников. Можно взять последнюю главу маленькой книги отца А.Шмемана , которая посвящена истории русской церкви. Но как бы там ни было, когда начинается речь об истории русской церкви, конечно, надо сказать о том, что было до этого, на какой субстрат легла христианская проповедь . И беда заключается в том, что этот субстрат специалисты по русской церкви знают, как правило, плохо, представляют плохо и говорят скороговоркой. Это неслучайно. Дело в том, что знания о русском и шире, славянском, язычестве у нас очень фрагментарные, их очень мало. Пожалуй, самая солидная книга по истории русского и славянского язычества это книги академика Рыбакова, который сам очень симпатизировал дохристианскому славянскому язычеству на Руси. Одна книга, здоровенный том, это «Вера древних славян», и вторая – «Вера древней Руси». Он собрал практически всё, он собрал все источники, однако это немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смысл нашей истории в единстве Атаман Алексей Селиванов о необходимости объединения Руси 30.10.2012 1132 У человека два смысла жизни. Первый - спасение души, второй - улучшение окружающего мира, творение добра. Эти два смысла связаны между собой. Вера без дел мертва. Смысл Родины не в флаге и гимне. И даже не в языке. Родина нужна для того, чтобы жил народ, спасались люди и дети воспитывались в Добре и Правде. Спасение души невозможно без Церкви. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» - говорят святые. Спасать душу лучше там, где есть Православная Церковь. Правда в том, что наша Родина всегда была хранительницей Церкви. Сначала Римская империя, которую Константин Великий сделал оградой Церкви, затем Русь княжеского, царского и императорского периодов. В этом смысл нашего существования. «Все страны граничат друг с другом, а Русь граничит с Богом» - сказал австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Чтобы граничить с Богом, нам, Украине, России и Беларуси, нужно быть вместе. Нас разделили искусственно. По отдельности любое из наших государств - полурусь и недорусь. Недорусь - слабая и отступающая недородина. В недородине не может быть полноценного развития. Наука, культура, вера, сама жизнь сжимаются и исчезают. Сила сменяется слабостью. Моджахеды режут глотки священникам. Сектанты покрывают страну сетью молельных домов. Люди с государственным мышлением стараются разделение преодолеть. Политики-воры греют на разделении руки. Им удобнее разворовывать часть Родины, чем строить общее Государство. Но разделение выгодно не только ворам. Оно выгодно тем силам, которые боятся славян. Боятся нашего государства. Нашей Империи. И всегда боялись и гадили. Збигнев Бжезинский откровенно пишет, что Россия и Украина по отдельности никогда не смогут противостоять США. Значит, надо объединяться! Легко понять, в чью дудку дудят «националисты» и «патриоты», выступающие против России и Белоруссии. Такие «националисты» - не патриоты. Они - наши враги. Враги своего народа и своей земли.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/30/sm...

Разделы портала «Азбука веры» В чем отличие православной веры от католической? 3 Ответа Католическая вера фактически основана на православной, т.к. раньше Римская церковь была в составе истинной Христовой Церкви. Однако в католицизме есть множество пагубных ересей. Прежде всего, это ересь папизма. Их Папа считается буквально наместником Бога на земле. Также в католицизме исповедуется Filioque , т.е. вера в то, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Есть и другие учения, например, непорочное зачатие Девы Марии и так далее. Хотел бы уточнить, что наместниками Христа на земле являются все православные епископы. Так что проблема папства не в этом утверждении, а в неоправданном расширении полномочий власти. Да, спасибо. Я имел в виду, что Папа едва ли не обожествляется По целому ряду вероучительных вопросов, а также в огромном количестве обрядовых особенностей. Из самых основных: новоизмышленные (не известные апостолам и древней Церкви) учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына; догмат о непорочном зачатии Божией Матери и Ее телесном вознесении; усвоение непогрешимости (свойства Самого Бога) отдельному человеку — папе римскому, причем он же называется главой Церкви, хотя это имя в Новом Завете и в церковном Предании относилось всегда лишь к Иисусу Христу. Почему все это плохо? Потому что неизменный Бог не мог менять веру, но должен был дать ее раз и навсегда. Всемогущий Бог должен был ее сохранить неизменной Своей силой. Всеведущий Бог знал, как это сделать, несмотря на любые внешние препятствия. Истинный Бог должен был сразу дать Церкви полноту истины, а не ее часть. Ничего подобного нет у католиков. Итак, они искажают образ Бога, а через это искажают образ богопочитания и богообщения, т.е. препятствуют верным правильно поклоняться Богу, правильно понимать и исполнять Его заповеди. И в конце концов, не исполнив заповеди, верные не смогут дать Богу должный ответ на Его суде. Отче, а можно поинтересоваться, какую из заповедей Божьих извратили латиняне?

http://azbyka.ru/vopros/otlichie-pravosl...

Американский журналист Род Дриер: Православие не скажет вам, что у вас все о’кей Американский журналист Род Дриер пришел в православие 5 лет назад, тогда он описал свой переход в очень известном тексте Мой путь в православие. Прошло 5 лет, и Род публикует новый текст — уже на страницах Washington post. Итак, православие 5 лет спустя… 21 марта, 2011 Американский журналист Род Дриер пришел в православие 5 лет назад, тогда он описал свой переход в очень известном тексте Мой путь в православие. Прошло 5 лет, и Род публикует новый текст — уже на страницах Washington post. Итак, православие 5 лет спустя… Я пришел в православие 2006 году, сломленным человеком. Я был искренним, практикующим и убежденным римокатоликом много лет, но моя вера пошатнулась по большей части из-за того, что я узнал как репортер, освещающий один скандал на почве сексуальных преступлений. Я был уверен, что мои богословские убеждения защитят суть моей веры в любых испытаниях, но знание, с которым я боролся, свело на нет мою способность верить претензиям на церковную истину Римской Церкви (Я писал подробно об этой драме здесь ). Для меня и моей жены протестантизм не был выходом, учитывая то, что мы знали о церковной истории, и учитывая наши убеждения в области богословия таинств. Потому православие осталось единственной надежной гаванью в бурю, в которой наше христианство могло потерпеть крушение. Честно говоря, меня некоторое время тянуло к православию, по тем же причинам, что побудили меня еще молодым прийти в Католическую Церковь . Для меня она казалось надежной скалой в волнующемся море релятивизма и модернизма западного христианства. Но Римская Церковь в пылу Второго Ватиканского Собора избавилась от столь многого своего художественного и литургического наследия… Православная же Церковь оставалась верной своему. Несколькими годами ранее, прежде чем прийти в православие, мы с женой были в гостях у православных друзей на их приходе в Мериленде. Мы были консервативными католиками — и в плане морали, и в плане языка богослужения. Потому, увидев православное богослужение и живую веру наших друзей, мы были тронуты и даже позавидовали тому, что там происходит. Но… Мы вынуждены были быстро уйти, чтобы добраться на скутере к ближайшему модернистскому католическому приходу в Севентиз — на обязательную воскресную службу.

http://pravmir.ru/amerikanskij-zhurnalis...

В.Л. Задворный (католик) Св. Феликс II (s. Felix II) 1 13.III.483 г. – 1.III.492 г. «В Римской Церкви ... после Симплиция в епископы был посвящен Феликс» (Victor Tunonensis. Chronicon./PL. – T. 68. – Col. 946 – 947 ). Папа происходил из старинного сенаторского рода Аницисв. О его отце, которого также звали Феликс, известно, что он, когда овдовел, принял священство и по поручению св. Льва Великого руководил реставрационными работами в базилике св. Павла (51, с. 681). Св. Феликс IÍ был избран на Престол апостола Петра в смутные для Рима времена, когда на Вечный Город опустились «сумерки истории»: в 476 г. при его предшественнике, св. Симплиции, окончательно перестала существовать Западная Римская империя, ее провинции, сметенные напором Великого переселения народов, превратились в неустойчивые, ведущие постоянные междуусобные войны варварские королевства, а в самом сердце империи – Италии стал править вождь племени скиров – Одоакр. Во всем этом конгломерате королевств, за исключением крошечного государства римского полководца и магната Сиагрия (просуществовавшего до 486 г. осколка Римской империи в северо-западной Галлии) (51, с. 602) господствующей религией либо стало арианство, либо по-прежнему оставалось язычество. И даже в Риме, так как он находился под властью варварского короля, было учреждено арианское епископство. Это был тяжелый удар для Римского епископа, но еще более тяжелое испытание надвигалось с Востока. В Константинополе, где правили наследники Римских императоров и где после Халкидона, как казалось, торжествовала вера Вселенских Соборов, положение вновь стало постепенно меняться. Не утратившие своего влияния на Востоке убежденные сторонники монофизитства стали уверенно приходить к власти. На вакантную Александрийскую кафедру были избраны сразу два кандидата: Иоанн Талайя и монофизит Петр Монг, которому в конце концов при поддержке Константипонольского патриарха Акакия удалось захватить кафедру, а Иоанну, как в свое время и св. Афанасию Великому , изгнанному арианами, оставалось только одно – искать спасение в Риме. Св. Феликс II, принявший живое участие в его судьбе, пытался добиться восстановления Иоанна в Александрии, но когда осознал тщетность борьбы с монофизитами, поддерживаемыми византийскими властями, предоставил ему кафедру в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Вглядываясь в направление современной мысли и жизни, мы видим безустанную работу человеческого духа: всюду замечается борьба, борьба в области вероисповеданий, борьба государства с церковью, принципа национальностей с интернациональными стремлениями, борьба философских школ и богословских направлений. Вслед за великим воинственным движением в политической жизни Европы, которое в течении последних лет повлекло за собою столь важные внутренние и внешние преобразования в жизни европейских народов, последовало великое церковное движение в католическом и протестантском мире, отличающиеся не менее воинственным характером и не менее важными последствиями. Последние победы прусского оружия над двумя могущественными католическими государствами, над Австрией и Францией, вызвали в Риме опасение за усиление протестантства в Европе. В виду этого римская церковь почувствовала настоятельную необходимость в учреждении диктаторской власти в церкви и, по примеру прежних времен, хотела сосредоточить всю свою духовно-светскую власть в руках папы, объявив на этот раз, для большого обеспечения своего успеха, догмат о папской непогрешимости. Но новый догмат вызвал в среде католической церкви сильное движение в пользу старокатолической доватиканской веры. В сравнении с этим шумным движением в католической церкви, движение в среде протестантской церкви, вызванное последними событиями, на первый взгляд может показаться незначительным. Однако же, при более внимательном рассмотрении, и здесь нельзя не заметить признаков глубокого внутреннего брожения. За борьбой, которую ведут в настоящее время защитники старинной консисториальной и новой синодальной формы церковного управления, скрываются очень серьезные религиозные мотивы. Одна сторона в этой борьбе отстаивает иерархический, другая народный демократический элемент в сфере церковного управления; обе партии таким образом борются в сущности из-за различия своих догматических понятий о церкви и ее устройстве. А между приверженцами партии старолютеранской, партии унионистов и партии протестантского союза, борьба идет уже чисто из-за религиозных принципов, из-за различного понимания самой сущности христианства и протестантства. Если борьба в протестантском мире не так громко и шумно заявляет себя, как в католическом; то это зависит от того, что в протестантском мире, соответственно особенности протестантского исповедания от католического, борьба имеет больше религиозный, нежели церковно-политический характер, а церковно-политические споры, по самому свойству своему, производят больше шуму, нежели споры по вопросам веры, пока эти споры остаются в теоретической области и не успели еще заявить себя в практике».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010