89 . Отраден и знаменателен тот факт, что вопрос о первенстве Римского епископа стал предметом исследований – уже предпринятых и планируемых. Не менее отрадно и то, что этот вопрос теперь является главной темой не только в богословских диалогах, которые Католическая Церковь ведет с другими Церквами и церковными общинами, но более широко – в контексте общего обсуждения экуменического движения как такового. Недавно участники V Всемирной ассамблеи Комиссии «Вера и церковное устройство», которую Всемирный Совет Церквей провел в Сантьяго-де-Компостела, поручили комиссии «заново начать исследование вопроса о всеобщем служении христианскому единству» 157 . После вековых жесточайших споров другие Церкви и церковные общины пристально и в новом ракурсе смотрят на это служение единству 158 . 90 . Римский епископ – это епископ Церкви, которая сохраняет знак мученичества Петра и Павла: «По таинственному замыслу Провидения именно в Риме завершил он (Пётр) свой путь следования Иисусу и именно в Риме дал величайшее свидетельство любви и верности. В Риме и Павел, апостол народов, преподал высочайшее свидетельство. Так Римская Церковь стала Церковью апостолов Петра и Павла» 159 . В Новом Завете личность святого Петра занимает выдающееся место. В первой части Деяний святых апостолов он предстает главой и глашатаем апостольской общины, определенной как «Петр и одиннадцать» (ср. Деян.2:14 , а также 2:37, 5:29). Роль, отведенная Петру, обосновывается словами Самого Христа – так, как они запечатлены евангельской традицией. 91 . Евангелие от Матфея воссоздает и точно описывает пастырскую миссию Петра в Церкви: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ). Лука подчеркивает, что Христос заповедал Петру утвердить братьев, но в то же самое время дал ему возможность испытать собственную человеческую немощь и необходимость обращения ( Лк.22:31–32 ). Именно на фоне этой человеческой немощи Петра в полную меру проявил себя тот факт, что его особое служение в Церкви целиком берет начало в благодати. Представляется, что Учитель по-особому заботился об обращении Петра, чтобы подготовить его к заданию, которое Он вознамерился возложить на него в Своей Церкви, а это задание требовало большой ответственности. В четвертом Евангелии есть подтверждение этого предназначения Петра, столь же реалистично связанного с признанием его немощи. «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (...) Паси агнцев Моих» ( Ин.21:15–19 ). Знаменательно, что и согласно Первому посланию Павла к Коринфянам Воскресший Христос сначала «явился Кифе, а потом двенадцати» ( 1Кор.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Архангел Гавриил, явившись Пресвятой Деве Марии, сказал: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» ( Лк.1:32 ). Это чудное предсказание исполнилось целиком, как исполнилось и предсказание старца Симеона о том, что Спаситель мира, пришедший спасти всех верующих в Него, будет для многих камнем преткновения. Читая Св. Евангелие, мы видим, как часто иудеи вели споры о Нем, как не хотели признать в Нем Мессию. Апостолы, когда начали проповедь о Христе, встретили сопротивление и со стороны язычников, которые стали их преследовать и считать своими врагами. Вся римская империя, во главе со своими императорами, восстала против Христа. Мы знаем, каков был их конец. Иерусалим был разрушен, избранный народ израилев рассеян по всему миру, Римское царство со своими языческими богами пало. А учение Христа охватило всю вселенную, ибо только оно способно удовлетворить страждущие разум и душу человека. Глядя на историю христианства, мы видим, как люди, ослепленные своей гордыней, пытались исказить Божественное учение Господа нашего Иисуса Христа, затуманить Его сияющий облик. На протяжении веков появлялись всякого рода ереси и отступления, оставляя глубокие раны на мистическом теле Христовом — Святой Церкви. Двадцать веков идет борьба в человеческих душах, ибо везде и всегда исполняются слова Христа: «кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ). Вчера, сегодня, завтра — Христос всегда стоит в центре человеческой жизни. Человек, встречаясь с Его Учением, не может оставаться равнодушным: он или с радостью принимает в свое сердце Заповеди Христовы, или становится противником Христа. Только духовныи слепец может не видеть, как исполняется пророчество старца Симеона: «Сей на падение и восстание многих в Израиле» ( Лк.2:34 ). Сколько на протяжении веков было таких, которые разбились о Христа, как о камень? И как сосчитать всех воздвигнувшихся через Него к жизни вечной, для которых вера во Христа была утехой в жизни и в годину смерти? Немало было и таких, которые во имя Его побеждали мир, и что самое важное, побеждали собственное «Я». Не счесть и отошедших от Христа, исчезнувших в пучине страстей, ибо, хотя Христос сказал, что «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» ( Ин.3:17 ), но «неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» ( Ин.3:18 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Досточтимым и возлюбленным дражайшим сестрам Леобгите и Текле, а также Кинехильде 331 и всем любезным сестрам, с вами живущим, – приветствие вечной любви! Заклинаю вас и заповедую вам, как дражайшим дочерям, частыми молитвами просить Господа (а я верю, вы непрестанно это делаете, делали и будете делать), чтобы нам избавиться, по словам апостола, от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера ( 2Фес. 3:2 ) (знайте, что мы хвалим Бога, и скорби сердца нашего рассеялись (ср.: Пс. 24:17 )), и чтобы Господь Бог, Который есть прибежище бедных и упование убогих (ср.: Пс. 9:10 ), избавил нас от нужд наших (ср.: Пс. 106:6 ) и от искушений ничтожного века сего, чтобы слово Господне распространялось и Евангелие Христово прославлялось ( 2Фес. 3:1 ), чтобы благодать Господа во мне не была тщетна ( 1Кор. 15:10 ) и чтобы я (последнейший и наихудший из всех посланников, которого Кафолическая и Апостольская Римская Церковь послала для проповеди Евангелия) не умер совершенно без плода Евангелия и не вернулся, не приобретя никакого числа сыновей и дочерей, и грядущий Господь не счел бы меня виновным в сокрытии данного Им таланта, и я по грехам своим не получил бы от Пославшего меня не награду за труд, а воздаяние за бесплодные усилия. Ибо многие, которых я считал овцами, готовыми стать одесную Христа на будущем Суде, оказываются смрадными и бодливыми козлищами, которым место ошую. Просите благого Господа, чтобы Бог, пожелавший, чтобы я был призван и стал недостойным пастырем народа, укрепил мое сердце (ср.: Пс. 50:14 ) благородным духом и чтобы я не бежал наподобие наемника при приближении волка (ср.: Ин. 10:12 ), но по примеру пастыря доброго верно и надежно защищал агнцев вместе с их матерями, то есть Соборную Церковь с ее сынами и дочерьми, против еретиков и раскольников и лицемеров. Кроме того, так как дни лукавы, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф. 5:16–17 ). И поэтому бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды; все у вас да будет с любовью ( 1Кор. 16:13–14 ), и, как сказано в Евангелии, терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ). И вспоминайте святых апостолов и пророков, ибо они много потрудились в Господе и за то получили вечные награды, а по словам псалмопевца, много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь ( Пс. 33:20 ), а по Евангелию, претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10:22 ). 25 (68). Папа Захария пишет Бонифацию по поводу случаев повторного крещения в Баварии (1 июля 746 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К Галатам послание Апостола Павла Галатия – Римская провинция в Малой Азии. Христианская церковь в Галатии основана Апостолом Павлом, по-видимому, около 51 года по Р. Х., во время второго путешествия ( Деян.16:6 ). Через три года после того, во время третьего своего путешествия он посетил Галатию, утверждая учеников. В первый раз он проповедовал, будучи в тяжкой болезни, но встретил горячий прием и возбудил сердечную преданность в учениках своих ( Гал.4:13–15 ). Но по отшествии его начали они охладевать мало по малу, и дошли до него слухи, что их соблазняют новые учители из Иерусалима, убеждая их обрезываться и соблюдать Иудейский Закон. Опасно было, чтобы под влиянием такого учения новая вера во Христа по духу не превратилась во смешение Христианства с Иудейством. Этим опасением написано было послание к Галатам. Глава 1 Павел Апостол, не от человеков и не чрез человека, но от Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Его из мертвых. И все братия со мною здесь сущие, церквам Галатским. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Христос же предал Себя за грехи наши. по воле Бога и Отца нашего, да избавит нас от настоящего века лукавого. Тому слава во веки веков. Аминь. Новые учения у Галатов Удивляюсь я, что вы от того, кто призвал вас благодатию Христовою, так скоро переходите к иному благовествованию. Оно и не иное, только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовестие Христово. Но когда бы и мы, или Ангел с неба стал благовестить вам иное, а не то, что мы вам благовестили, да будет отлучен (анафема). Как прежде говорили мы, так и теперь скажу: если кто благовестит вам не то, что вы прияли, анафема да будет. Человекам ли я прямлю ныне или Богу? или не людям ли хочу угождать? Но когда б я и ныне угождал еще людям, не был бы рабом Христовым. Особливое призвание Апостола И еще скажу вам, братия, Евангелие, что я благовествовал, не по человеку, ибо я и принял его и научился не от человека, но откровением Иисус Христовым. Слышали вы о моей прежней жизни в Иудействе, что я жестоко гнал церковь Божию и разрушал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Конечно, римская империя руководствовалась не братством во Христе, но стремление к всеобщности было определяющим. Чтобы всеобщность стала не призрачной, ей необходима была жизнетворная идея. Такой идей могло быть только Учение Христа. Причем, эта идея своим фундаментом имела не философские рассуждения, а реального Богочеловека, способного освободить человеческий разум от груза прежних несущественных размышлений. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: " еффафа " , то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими» (Мк. 7: 31-37). Истинная вера чиста и ясна в своем изложении. Торжество духовное сопровождается и физическим исцелением. Языческий мир умирал от прикосновения Божьего, дабы возродиться в новом облике. Но, надо признать, этот мир уходил, но сознание людей еще не совсем было в Новом. Наверно, поэтому исцеленные громогласно разглашали о своем исцелении. Переходный этап – самый опасный в истории любой цивилизации. Но главное – свершилось! В мир вошла Благодать, и человек принимал Её. Трудно, в муках, но принимал. И это, видимо, не должно удивлять, ибо роды не бывают безболезненными. В результате этих родов на свет являлся человек, обладающий цельным мировоззрением и мироощущением. Не напрасно Св. Предание повествует о Св. Игнатии Богоносце, сердце которого изображало Христа. Вот образец единства Бога и человека! Ни одно философское учение не способно привести человека к Божественной гармонии. Философия все еще пребывала в поисках истины, но создавалось впечатление, что ее лучшие представители словно боялись достичь ее. Эта старушка, казалось, хотела остаться недосказанной мудростью. В этом ее лукавство и притягательность. Человеку свойственно более любить путь к совершенству, чем само совершенство. Собственно философия и есть порождения человеческого ума.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/28/...

Но ты, Николай, клевещешь на него, что он так определил в своих сочинениях. Да если бы Августин и написал об этом согласно тому, как вы содержите, то он понимал это не лучше всех соборов, на которых были не только мужи, освященные Богу, и украшенные всякою мудростью—божественною и человеческою,—были и великие самодержцы. Но зачем напрасно перечислять священников и царей? — Сам Святый Утешитель, соприсутствовавшей им, говорил чрез них о догматах неизреченного Божества, и невидимо чрез них определял, как должно разуметь о Высочайшей Троице. Но скажешь, что римская церковь не прибавляет, а делает только разъяснение, и в этом нисколько не погрешает, и потому должно без сомнения слушаться ее и последовать ей. Я же тебе на это говорю, что никакая церковь уже не имеет власти, хотя бы и мертвых воскрешала, изменить или подвинуть святое исповедание веры, установленное святыми отцами, ибо оно утверждено и ограждено страшными клятвами, и кто дерзнет изменить что нибудь из содержащегося в нем, то есть, прибавить, или убавить, или изменить, тот виновен пред Богом и подлежит тем страшным проклятиям. Ибо неложен божественный проповедник, всегда взывающий в церквах, говоря: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет, чужд Христа. И опять он же, повторяя анафему, говорит: если вводящий какое-либо новое в вере учение, будет и ангел с неба, анафема да будет. Пойми, господин Николай, значение слов проповедника, и устрашись, и перестань очень восхвалять сан и власть папы. Напротив, отбрось от себя этот неразумный страх пред ним, повинуясь Павлу, который советует тебе и говорить открыто: если и ангел с неба будет тот, кто двигнет что-либо в правой вере, не усумнись предать его анафеме. Ибо вера наша утверждается не на людях и не на ангелах, а на Самом Спасителе Христе, как сказано в Писании: основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (I. Кор. 3, 11). Прими же и ты, вместе с святыми отцами, как дитя, по повелению Христову, царство небесное, то есть, исповедание правой веры, если хочешь получить жизнь вечную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Он занимает место разбежавшихся апостолов наряду с женщинами, тоже проявившими невероятную отвагу. Они очень любили своего Учителя и полностью доверяли Ему. Здесь проявляется важнейшее свойство веры, которое называется верностью, когда, казалось бы, уже верить не во что: на глазах у всех убивается надежда – Христа распинают, Его хоронят. Вся надежда на царствование Мессии, вся вера в его учение, казалось бы, заканчивается Его смертью. Что же еще можно сделать для Него? Оказывается, что можно хранить верность до конца. Достоевский писал, что если даже ему докажут, что истина – не со Христом, он все равно останется с Ним, а не с истиной. Распятие должно было продемонстрировать всем, что Христос потерпел поражение, не доказал, что Он – Бог, не смог победить Своих врагов, не сошел с Креста, когда Ему кричали: «разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со креста» ( Мк. 15:29–30 ). Казалось, что истина, отождествлявшаяся людьми с силой и властью, – не со Христом. Значит, Он – не всемогущ, значит, нет у Него власти, значит, нет Евангелия, нет истины. Люди и ныне пытаются убедить себя в том, что жить и поступать по Евангелию в наше время нельзя, поскольку в этом случае ты ничего не приобретешь, а лишь потеряешь. Следовательно, Евангелие ложно. Значит, существуют какие-то иные истины. Так с кем же мы: с этими меркантильными «истинами» или все же со Христом? Этот вопрос актуален для каждого из нас так же, как был он актуален для Понтия Пилата, для Симона Киринейского, для Иосифа Аримофейского, для Иуды Искариота, для царя Ирода. Беседа к шестнадцатой главе Святое Евангелие повествует о том, что «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» ( Мк. 16: 1–2 ). Три женщины бредут к заваленной огромным камнем гробнице, у которой стоит римская стража. На что они рассчитывали? Любой встречный принял бы их за блудниц, а значит, по иудейскому закону они рисковали быть побитыми камнями. Но женщины все равно шли. Шли, несмотря ни на что.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Скачать epub pdf Христос воскресе! Невозможно передать той радости, которая охватила апостолов, когда после трех дней мучительных переживаний они вновь увидели своего любимого Учителя – теперь светозарного Победителя смерти! Неожиданная встреча с Воскресшим окрылила их новой надеждой на то, что отныне, наконец, начнет распространяться и утверждаться Царство Божие, обещанное пророками. Они загорелись желанием всецело посвятить себя делу насаждения этого Царства правды, добра и благоденствия, и победа Христа над смертью убеждала их в непременном успехе. Но вот, в их дальнейших встречах с Воскресшим стало происходить нечто непонятное: являясь им, Он иногда принимал неузнамаемый вид, как бы испытывая их, так что только из воодушевляющего содержания Его бесед и по внутреннему чувству апостолы могли заключить, что предстоящий перед ними Незнакомец есть ни кто иной, как Сам Иисус Христос . Не понимая, почему Господь медлит со всенародным объявлением Себя Мессией-Спасителем, они, наконец, решаются спросить Его прямо: «Господи, не в сие ли время возстановляешь Ты царство Израилю?» То есть не пора ли нам начать то дело апостольства, к которому Ты нас призвал три года назад. – «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, – отвечает им Спаситель, – Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:7–8 ). То есть с этой великой миссией вы никогда не справились бы сами: вам необходима чрезвычайная благодатная помощь, которую подаст вам Дух Святой. Апостолы, как и остальные иудеи того времени, представляли себе царство Мессии в виде мощного земного государства, построенного на началах авторитета, власти, силы и материального благосостояния. Римская империя с ея военной мощью, централизованным правительством и разработанным законодательством представлялась им образцом грядущего всемирного царства. Господь же пришел для того, чтобы, во-первых, утвердить Царство Божие в сердцах людей: духовно обновить их и приблизить к Богу, т. е., чтобы грешников сделать праведными. Пока люди находятся во мраке суеверий и предразсудков, пока они являются пленниками низменных страстей и обуреваются падшими духами, о каком благоденствии может быть речь? Людям необходимо, во-первых, обратиться к Богу, познать Его закон, покаяться в своих грехах, очиститься, стать добрыми. Тогда внешния улучшения и преобразования общества начнут сами собой приходить в порядок. Фундаментом этого благотворного процесса обновления является вера, которую-то люди и утратили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

То есть Римская империя, десять голов, последняя десятая голова – это Домициан. То есть это как раз его годы, он его в ссылку отправил. И ему дана власть над всяким коленом, народом, языком и племенем. А это очень интересно. Вообще-то эта фраза, которая встречается в Ветхом Завете, она относится к Мессии, ко Христу. То есть вот Ему дана власть. А тут получается, что эта власть дана этому дракону. И здесь мы снова встречаемся с тем самым, что этот дракон, это чудовище заменяет Христа, то есть оно является антихристом. То есть это и империя, и это и антихрист. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Место достаточно сложное, предлагаю другой перевод, я изложу другой перевод, но попробую расшифровать даже вот именно такое прочтение. Которых имена не записаны от создания мира в книге жизни у Агнца закланного – вот такое предлагаю прочтение. Образ Книги, в Книге записаны вот эти имена – имена верующих. Те, кто не записан, они погибнут. Но можно растолковать именно так, как написано. Замысел того, что Агнец Божий, Сын Божий будет распят, был ещё до создания мира. Видели икону Андрея Рублева «Троицу»? Все видели. Что здесь изображено? Вообще-то здесь изображён Предвечный Совет Пресвятой Троицы, то, что было до создания мира. И вот на этом Предвечном Совете было решено, что будет так-то, так-то, и так-то, и Сын Божий умрет за нас. Вот поэтому Агнец Божий, закланный до создания мира. 9 стих. Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых Здесь пересказ слова пророка Иеремии, который говорит о том, что кому быть уведенным в плен, будет уведен в плен, кому погибнуть от меча, тот погибнет от меча. Здесь именно это имеется в виду, что как бы апостол обращается и говорит: верующие, успокойтесь, всё в руках Божиих, не думайте, что Бог забыл вас и как бы дал злу абсолютную власть. Нет, этого нет. Бог всё держит в Своей руке, но Он позволил этому быть.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

508 В настоящее время государственный характер римской религии можно считать прочным научным фактом, который трактуется и в исследованиях по истории религии, и в курсах римского права. 510 Бердников Op. cit. стр. 212. Проф. Садов (Значение слова Religio у древних римлян. Стр. 11, пр. 4. Оттиски из журнала Христ. Чтение) говорит, что римская религия в государстве являлась в виде гражданской, в виде genus civile, под которым Варрон разумел положительную религию в противоположность философской и мифологической. 511 Проф. Загурский. Учебник Римскаго права. Стр. 114. Харьков, 1887. Ср. Дорн (Догма римскаго права. СПБ, 1881–1882. Стр. 72). Здесь кроется причина того, что, когда даже вера стала исчезать, глубокомысленные умы продолжали относиться к религии с одинаковым почтением. См. Гиро “Частная и общественная жизнь римлян”. СПБ, 1899, стр. 352. 519 Ibidem: стр. 158. Ср. Шулин (Учебник Истории Римскаго права. Москва, 1886 г. Стр. 47); Евфимов (Лекции по истории римскаго права. СПБ, 1891. Стр. 87). 522 Хвостов (История римскаго права. Москва, 1910. Стр. 64), Дорн (Op. cit. стр. 28), Фюстель де Кюланж (Древняя Гражданская община. Стр. 173. Ср. стр. 368) и др. 525 Бердников. Op. cit. стр. 225. Подробно об отношении права к религии см. там же, стр. 222–241. 530 Грибовский. Народ и власть в Византийском государстве. Стр. 352. СПБ, 1897. Ср. Фюстель де Кюланж. Римская Галлия. Стр. 201. 531 Зелинский (Op. cit. стр. 477); Фюстель де Кюланж (Римская Галлия, стр. 197). Подробно см. Буасье Op. cit. стр. 77 и сл. 537 Троицкий. Отношение государства к Церкви по воззрениям наиболее видных наших писателей и общественных деятелей. Москва, 1909. Стр. 11. 539 Буасье Op. cit. стр. 127. О культе императора и его значении. Подробно см.: Ревилль (Op. cit. стр. 32–35); Буасье (Op. cit. стр. 121–136); Бердников (Op. cit. стр. 39–73, 395); Фюстель де Куланж. Римская Галлия, стр. 214 и сл. 541 Лашкарев. Отношение римскаго государства к религии. Стр. 372 (Труды Киевской Духовной Академии, 1876 г., т. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010