Для обуздания итальянцев – ирредентистов она покровительствовала развитию славянской национальной культуры; теперь же, когда в подвластных ей славянах сильно развилось чувство патриотизма, чувство расовой связи и вера —147— в свое высокое предназначение, – она ставит преграды их развитию и настаивает на том, чтобы римская курия умерила их увлечение и употребила свое духовное влияние в пользу политики Габсбургов. Известно, что император Франц-Иосиф остался очень недоволен конкордатом, заключенным 18-го августа 1886 года между римским престолом и Черногорией, по которому католикам латинского обряда в этом княжестве была разрешена литургия на славянском языке. Император обратился с требованием непосредственно к Льву XIII, чтобы он публично объявил эту привилегию только местной и не имеющей силы вне пределов Черногории 1711 . Любопытно, что преследование римской конгрегацией обрядов славянской литургии и восточных церковных обычаев славян Кроации и Далмации 1712 предпринято под тем предлогом, что кроаты и далматийцы так горячо защищают глаголитскую литургию только по политическим и националистским побуждениям. А разве римская курия не поставила себе целью латинизировать Кроацию и Далмацию из уважения к предписаниям из Вены? Дает ли эта политика хорошие результаты для римской курии? ... Мы сомневаемся в этом. Даже римско-католические журналы не скрывают своего недовольства по поводу последнего распоряжения римского престола и вспоминают слова, произнесенные профессором Антоном Ягичем в 1893 году в Петербургском Славянском Благотворительном обществе: „кроаты и славяне, которые приняли христианство от первых славянских апостолов Кирилла и Мефодия, постепенно впали в подчинение латинам, во власть западной церкви. Как только божественная служба будет совершаться во всех церквах западных славян на языке наших предков, мы сблизимся, соединяясь в святом идеале одного стада и одного пасты- —148— ря, но истинному учению Христа 1713 . Эти симпатии к России суть главная причина враждебного отношения римской курии к славянскому обряду, признаваемому ею лишь терпимым и допускаемым злом 1714 . Враги славянской литургии не только отрицают исторический факт непрерывного существования славянского обряда в Кроации и Далмации, но прибегают еще к каноническим аргументам, чтобы лишить римско-католических кроатов и далматийцев права употреблять свое наречие в богослужении, и поэтому славянские епископы доказывают в своем меморандуме основательность своих литургических прав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другим актом Грациана стало повторное удаление из зала заседаний сената жертвенника Виктории – Победы. Впервые жертвенник был удален из курии вместе с отменой ритуала жерт­воприношений перед началом заседаний сената императором Констанцием, но Юлиан, восстанавливая официальный статус языческих традиций, приказал вернуть его в сенат. В ответ на требование Грациана, повторившего распоряжение Констан­ция, сенат направил для переговоров с императором своего представителя Аврелия Симмаха, который, как и большая часть сенаторов, оставался язычником. Сохранилась записка Симмаха, в которой он умолял Грациана оставить жертвенник на его прежнем месте, в сенате, ссылаясь на его предшественников, которые, хотя они уже были христианами, тем не менее с ува­жением относились к древним символам Римского государства: «Если вера, которой следовали древние, не может служить при­мером, то да послужит таковым попущение ближайших импера­торов! Найдется ли такой малообразованный человек, который был бы равнодушен к алтарю Победы! В нем наша безопасность на будущее время и наше спасение против всего необычайного. Воздадим, по крайней мере, символу ту честь, в которой отка­зываем божеству» 356 . Ходатайство Симмаха, по своей интонации граничащее с воплем о пощаде, не возымело успеха, и жертвен­ник Виктории был удален из курии. В 383 г. Грациан распорядился конфисковать в пользу казны средства храма Весты. Конфискации подлежали все земельные владения языческих храмов. Субсидии храмам из казны были прекращены, а жреческие коллегии, включая и весталок, лише­ны всяких привилегий и льгот. Римляне, среди которых все еще преобладали язычники, невзлюбили юного императора. Раздражение против него пере­кинулось и в военную среду. Особую остроту противостоянию придавал, помимо религиозного, национальный фактор. Гра­циан оказывал очевидное предпочтение своей личной гвардии, набранной из аланов. Недовольство армии обернулось мятежом британских легионов, которые в начале августа 383 г. провоз­гласили императором комита Британии Магна Климента Мак­сима, если верить Оросию, «чуть ли не вопреки его желанию» 357 , и, переправившись через Ла-Манш, вторглись в Галлию. Граци­ан двинулся во главе своей армии навстречу мятежникам. В сра­жении с войсками узурпатора он потерпел поражение, главным образом из-за измены галльских легионов и мавританской кон­ницы, перешедшей на сторону врага. Грациан бежал с поля бит­вы в Лугдун, где агенты Максима Магна заманили его в ловушку, и он был убит за пиршественным столом 25 августа 383 г., не дожив до своего 25-летия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Приветствую также празднственным поздравлением всех детей, прыгунью В., брата С., Н., Д. и особенно питерского С. Смиривыйся до рабия зрака Сын Божий да поможет ему не только хорошо учиться, но и хорошо смиряться. Если же только хорошо учиться, да и при этом нерассудно гордиться, – дело никуда не годится. Одно хорошее учение без смирения – точно на одной ноге хождение. Хотя хромые ходят и на одной ноге с помощью костыля, да такое уж и хождение; мало того, что с большой нуждой ходят, но часто и претыкаются, и восприемлют нередко болезненные язвы. Кто желает быть всегда мирен и спокоен душой, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоения. 23 декабря 1867 г. 103. КАТОЛИЧКЕ. О ЗАБЛУЖДЕНИЯХ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ Получил ваше письмо, в котором вы, совершенно не зная меня, выразили великое доверие. За такое расположение душевное Сам Господь убеждает верующих: «Блажени не видевшии и веровавше» ( Ин. 20: 29 ). Пишете, что вы римско-католического исповедания, но по чувствам – православная и уже несколько лет имеете желание принять Православие, но еще не вполне уверены, угодно ли это будет Богу, и желали бы получить решение на это от меня, грешного. На это утвердительно могу отвечать, что это весьма угодно будет Богу, во-первых, потому, что в вас давно видно явное призвание свыше к присоединению к Православной Церкви, как Сам Господь говорит об этом в Евангелии: «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» ( Ин. 6: 44 ). Во-вторых, потому что хотя вероисповеданий христианских и много, но истинное вероисповедание едино есть, по сказанному от Апостола: «Един Господь, едина вера, едино Крещение» ( Еф. 4: 5 ). Было время, и именно в первые века христианства, Иерусалимская и Римская, то есть восточная и западная Церкви, составляли одно и веровали одинаково и содержали одни постановления. Но по времени, когда первая, то есть Римская, стала позволять себе некоторые уклонения и нововведения, то и произошло разделение между восточной и западной Церковью. Подробно теперь высказать не время, но мы укажем только на самые главные нововведения, из коих вы сами ясно можете понять правость и неправость Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Карая причастных к мятежу Прокопия, Валент не ограни­чился одними только готами. Репрессии обрушились и на рим­ских граждан. По словам современного историка Дж. Норвича, по приказу Валента «во всех провинциях, охваченных ранее мяте­жом, совершались казни и пытки, изгнания и сожжения имуще­ства дотла, и это проводилось в таких ужасающих масштабах, что даже последовавшее затем снижение годовых налогов на 25 про­центов не смогло полностью устранить страх и ненависть, кото­рые вызваны были его действиями» 282 . Возможно, Валентиниан не одобрял политику брата. Во вся­ком случае в 367 г., пережив опасную болезнь, он назначил вторым соправителем с титулом августа своего семилетнего сына Грациана, рожденного от его первой жены Севиры Марины. Комменти­руя это назначение, придирчивый историк Марцеллин усмотрел в нем разрыв с традицией давать наследникам титул цезаря, но не августа: «До сих пор ни один император не брал себе товари­ща с равной властью, кроме императора Марка, который сделал своего брата по усыновлению, Вера, соучастником император­ского величия на полных правах равенства с собой» 283 . Главной заботой Валентиниана во все время его правления была защита имперских границ от вторжений варваров. После успешного отражения алеманнов, за которым последовала кара­тельная экспедиция за Рейн, в глубь территории этого племени, пришли тревожные вести из Британии: из Каледонии в пределы римской провинции вторглись так и оставшиеся непокоренны­ми пикты и скотты, и часть живших в пределах провинции брит­тов перешла на их сторону, учинив мятеж, грозивший римскому господству на острове. Положение усугублялось еще и тем, что в охваченную мятежом Британию с континента вторглись сак­сы, пока еще не для овладения островом, как столетие спустя, а с грабительскими целями. Посланный в Британию комит доме­стиков Север не справился с задачей подавления мятежа и вскоре был отозван назад. В конце концов туда направлен был лучший из римских генералов, уроженец Испании Феодосий, и в 370 г. он уже мог доложить императору об успешном замирении Бри­тании. Неспокойной была и обстановка в африканских провин­циях, страдавших от набегов обитавших в пустыне берберских племен. В результате недовольства местных жителей чиновни­чьим произволом и вымогательством в Африке вспыхнуло вос­стание во главе с сыном вассального мавританского царя Нубела Фирмом. Для наведения порядка в 373 г. в Африку направлен был занимавший тогда уже должность магистра конницы Фео­досий, и он подавил мятеж. Спасшийся бегством после пораже­ния Фирм покончил с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Приветствую также празднственным поздравлением всех детей, прыгунью В., брата С, Н., Д. и особенно Питерского С. Смиривыйся до рабия зрака Сын Божий да поможет ему не только хорошо учиться, но и хорошо смиряться. Если же только хорошо учиться, да и при этом нерассудно гордиться, — дело никуда не годится. Одно хорошее учение, без смирения, точно на одной ноге хождение. Хотя хромые ходят и на одной ноге с помощью костыля, да какое уж тут и хождение; мало того, что с большой нуждой ходят, но часто и претыкаются, и восприемлют нередко болезненные язвы. Кто желает быть всегда мирен и спокоен душой, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоения. Многогрешный иеросхимонах Амвросий 103. Католичке. О заблуждениях римской церкви Получил ваше письмо, в котором вы, совершенно не зная меня, выразили великое доверие. За такое расположение душевное Сам Господь убеждает верующих (Ин. 20: 29): «блажени не видевшии и веровавшее». Пишете, что вы римско-католического исповедания, но по чувствам — православная, и уже несколько лет имеете желание принять Православие, но еще не вполне уверены, угодно ли это будет Богу, и желали бы получить решение на это от меня, грешного. На это утвердительно могу отвечать, что это весьма угодно будет Богу, во-первых, потому, что в вас давно видно явное призвание свыше к присоединению к Православной Церкви, как Сам Господь говорит об этом в Евангелии (Ин. 6: 44): «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его». Во-вторых, потому, что хотя вероисповеданий христианских и много, но истинное вероисповедание едино есть, по сказанному от апостола (Еф. 4: 5): «Един Господь, едина вера, едино крещение». Было время, и именно в первые века христианства, Иерусалимская и Римская, то есть Восточная и Западная Церкви, составляли одно, и веровали одинаково, и содержали одни постановления. Но по времени, когда первая, то есть Римская, стала позволять себе некоторые уклонения и нововведения, то и произошло разделение между Восточной и Западной Церковью. Подробно теперь высказать не время, но мы укажем только на самые главные нововведения, из коих вы сами ясно можете понять правость и неправость Церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И следовательно, с этой точки зрения христианство могло ожидать для себя только запретов и гонений.    В то время, когда появляется и распространяется христианство, римская религия получает весьма важное приращение в своем культе. Это приращение сделалось источником многих бед для христиан. Мы говорим о так называемом «культе цезарей». Быть может, ни из-за чего другого не было пролито так много христианской крови, как из-за этого рода религиозного почитания у римлян. Пантеон римский весьма быстро обогатился новым родом идолопоклонства — поклонением пред гением цезаря. Скажем несколько слов о происхождении этого культа. Римская религия с самого начала не была религией натуралистической: религиозное почитание римлян видело в своих богах олицетворение всех тех сил, от которых зависело счастье и благоденствие государства. Служение Юпитеру Капитолийскому здесь не было тем служением, какое воздавалось в Греции Зевсу, олицетворявшему собою светлое небо; Юпитер в Риме был олицетворением высшего государственного порядка, он представлялся невидимой главой именно государства. И вообще все государственные функции у римлян непременно олицетворялись в каком-нибудь божестве, и покровительство этих божеств в соответствующих им функциях и желалось римлянами, и признавалось. Теперь, с появлением в Риме власти монархической, последовательность религиозного развития римлян требовала, чтобы эта новая государственная функция была представлена в каком-нибудь божестве, покровителе этой власти; в этом полагали залог счастья и государственного благоденствия. Таким божеством и сделалось отвлеченное понятие: гений императора. По римскому представлению, каждый человек имел своего гения, поэтому и император должен иметь гения, который бы охранял его и руководил им. Сама по себе эта вера в гения императора не вела к какому-нибудь суеверному поклонению императорам, но суетность и тщеславие римских цезарей и низкое угодничество подданных из простого почитания гения императора сделали личное обоготворение монархов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

19 «Мы были бы недостойны разумения истины, если бы приобретали ее не свободно, не подвигом и напряжением всех нравственных сил». Богосл. соч. Хом. стр. 206. «Бог есть свобода для всех чистых существ; Он есть закон для человека невозрожденного; Он есть необходимость только для де­монов». Там же, стр. 189. «Всякая вера есть акт свободы и непременно исходит из предварительного свободного исследования, которому человек подверг явления внешнего мира или явления своей души»., стр. 40. «Я должен оговориться, что хотя, придерживаясь общепринятых определений, я признал право исследования данных, на которых зиждется вера, однако отнюдь не думаю оправдывать того значения, какое придается слову исследование в за­падных исповеданиях. Вера всегда есть следствие откровения опознанного, то есть признанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого, про­явленного в факте видимом; вера не то, что верование или убеждение логи­ческое, основанное на выводах, а гораздо более. Она не есть акт одной познавательной способности, отрешенной от других, но акт всех сил разума, охваченного и плененного до последней его глубины живой истиной откровенного факта»... стр. 56–57. 20 И. В. Киреевский, в статье: о характере просвещения Европы. Сочин. Хомякова, т. I, стр. 205–206. 28 См. подробное раскрытие этого взгляда в сочинении Прессансе: «Древний мир и христианство» в «Прав. Обозрении». 31 Впрочем относительно папской непогрешимости Хомяков замечает, что она «не была возведена на степень несомненного догмата и даже теперь не считается догматом; это все еще вопрос, к которому римская курия подсту­пить не смеет. Б. С. X., стр. 90. 32 Здесь находят себе объяснение такие действия пап, как искажение правил вселенских соборов: 6-го правила 1-го всел. соб., 6-го прав. 2-го всел., 28 прав. 4-го всел., появление лжеисидоровских декреталий и пр. См. также Бог. соч. Хомякова, стр. 68. 46 Трактат о таинствах, особенно о священстве, евхаристии, о браке – со­ставляет, по нашему мнению, самые блестящие страницы в богословских сочинениях Хомякова. Мы не помещаем его здесь, потому что это значило бы перепечатать целую половину 2-й брошюры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Если б каждый мог видеть предметы веры: то всякий, неверующий, перестал бы не верить им. – Но разве такое уверение Фомы для того было устроено, чтобы показать, что вера каждого имеет право требовать видения, осязания, познания? Уверить Фому Господь мог легко, в течение четыредесяти дней являясь апостолам беседовать с ними о царствии Божием. Но потому для Фомы Он особенно явился в собрании учеников, что восхотел торжественно предостеречь всех от неверия, и возвестить блаженство веры. Он позволил неверующему коснуться ран Его; но в то же время произнес, что блажен не тот, кто видит, а тот, кто верит. Но как верить тому, чего не видим? Не только можно верить, но предосудительно не верить, как скоро нам даны достаточные для веры основания. Возьмем в пример самое воскресение Христово, в сии дни и недели празднуемое в наших храмах. Когда Спаситель предрекал свое восстание из гроба, апостолы между собою рассуждали: что значит из мертвых воскреснуть ( Марк. 9:10 )? Но потом, когда Петр и другой ученик пришли ко гробу, и нашли там только одежды Христовы: они могли уже удобно усвоить себе мысль о воскресении Спасителя. И действительно, этот другой ученик, более внимательный к признакам великого события, виде, и верова . Он видел, что невозможно было умершему оставить свои одежды, отвалить камень, который очень был велик, пройти мимо стражи, которая, как римская, не должна была спать; все это ученик Христов принял во внимание, и в воскресение Христа уверовал, еще не видя Его воскресшего. Представим и другой случай. Ученикам, шедшим в Еммаус, явился Сам Спаситель. Но так как они хотели телесными очами видеть земного царя, и нужна была вера, чтобы в образе простого человека, видеть небесного Царя: то они Его не узнали, и не узнавали дотоле, пока не отверзлись очи их сердечные, чрез разъяснение священных сказаний. Ясно, что для человека на земле вера нужна и тогда, когда есть видение, познание; и наоборот, вера его может быть отчетлива, основательна и тогда, когда на ее предметах лежит покрывало таинственности, не допускающей доказательств очевидных, осязательных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Мы можем, чтобы отвлечься от текущей политической напряженности, взглянуть на пример другой цивилизационной общности — англоязычного мира. Британцы, американцы, канадцы, австралийцы — разные нации с разным национальным самосознанием, и в том, как американцы видят себя, большую роль играет война с Британией за независимость, в ходе которой Америка и возникла как государство. Но все разделения и конфликты истории ничего не меняют в том, что корни Америки как цивилизации лежат в Англии, и без Magna Carta не было бы и Декларации независимости США. Историческое и культурное единство мира, говорящего по-английски,  глубже разделявших его конфликтов. Мы можем также вспомнить греческий мир, разделенный на конфликтующие полисы, можем вспомнить Пелопонесскую войну, разделившую этот мир на союзников Афин и Спарты — но, несмотря на все конфликты, греки оставались греками. Однако Крещение Руси не просто положило начало формированию восточнославянской культурной общности. У него, безусловно, есть культурное и историческое измерение — но оно отходит на второй план по сравнению с главным. Обретением Истины. Как писал митрополит Иларион, “Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла”. Вера дает совершенно другое видение истории и нашего места в ней. Вера позволяет нам подняться над временем. Нас уже не уносит поток текущих событий, мы стоим на скале, и обозреваем поток времен сверху. За более чем тысячу лет, прошедших со дня Крещения Руси, произошло множество событий. Восточная Римская Империя — а она был одним из самых долговечных государств в Истории — прекратила существование, на восточнославянских землях сложилась уникальная цивилизация, которая восприняла ее культурное и богословское наследие, менялись границы, огромные армии перемещались с Запада на Восток и с Востока на Запад,  державы возникали и исчезали, могущественные империи простирали свое могущество на целые континенты — и приходили в упадок. Кипели политические страсти, люди убивали и умирали за то, что они считали важным, произносили пламенные речи, писали трактаты — все это в наши дни представляет интерес только для специалистов-историков. Различные идеологические фантазмы овладевали сознанием людей — а потом уходили, оставив после себя тяжкие опустошения.

http://pravmir.ru/kreshhenie-rusi-net-ni...

В верованиях славян определенно различаются анимисти­ческие представления, которые условно можно назвать верой в духов или демонов либо, прибегая к латинской термино­логии, – в так называемых dei minores, с одной стороны, – и вера в главных и могущественных богов, число которых, если иметь в виду общеславянский пантеон, весьма ограниченно; и эти два вида объектов поклонения пережили разную участь после крещения славян: вера в главных богов была преодо­лена с несравненно большим успехом, чем верования во вся­кого рода демонические существа вроде домовых или леших, хотя, впрочем, игрища, посвященные Яриле, в России, судя по проповедям святителя Тихона Задонского , устраивались еще даже в XVIII веке. И все же хорошо известный феномен «двое­верия» связан был не с культом Ярилы или давно уже забыто­го Перуна, но с верой в существование неограниченного мно­жества всякого рода сверхъестественных существ, населявших леса и водоемы, тайком вселявшихся в человеческие жилища, добрых и злых, полезных и вредоносных, с существованием которых приходилось считаться в каждодневных и даже еже­часных занятиях, употребляя надлежащие ритуальные жесты или, реже, произнося заклинания, чтобы уберечь себя от непри­ятностей или настоящей беды. В плену суеверных и в крайних случаях изуверных языческих предрассудков оставались умы и души многих русских, хорватов, болгар, когда они насчиты­вали за собой уже десятки поколений крещеных предков. При­чина большей устойчивости верований в dei minores, чем в dei majores, видимо в меньшей мере связана была с тем, что она представлялась менее опасной христианским миссионерам и пастырям, чем с ее более глубокой укорененностью в рели­гиозном сознании и религиозной психологии народа. Из это­го было бы однако опрометчиво заключать, что культ главных богов – Перуна или Сварога – был феноменом позднейшим и искусственно насаждавшимся правителями при равнодушии к нему самого народа. В их культе очевидным образом просле­живаются древние индоевропейские или, если угодно, арийские корни, при том что сердцу народа действительно ближе были анимистические верования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010