В конце I в. как выражается Ювенал на своем образном языке, Оронт, Нил и Галий излились, к великому огорчению древних римлян, в Тибр. Изида и Серапис, Кибела и Аттий, сирийский Ваал, Собаций и Митра – были почитаемы до крайних западных границ – и в Германии и в Британии.– Из исторических моментов должно быть отмечено присоединение Селевкидского царства к римскому, как пункт, когда халдеи массами устремились на запад и распространили здесь свое учение. Какие же причины вызвали столь широкое распространение восточных культов и какие обстоятельства доставили столь благодарную почву для них? Перемена религиозных верований, или простое приобщение к чуждой религии всегда знаменует собою нравственный кризис, резкия изменения в глубине человеческого духа – и обусловливается многими часто неуловимыми влияниями. 03. Римская религия была связана теснейшим образом с государством, являясь одною из функций его. Государство не обращало внимания на внутреннюю жизнь личности, разсматривая совершение религиозных обрядов, как одну из гражданских повинностей человека. Восточные же религии возвышались над узкими границами государства, были в сущности интернациональны, а следовательно – индивидуальны. Вместо религиозных союзов, связанных с городом, с племенем или родом, здесь выступают свободные союзы на основании единства верований, т.н. θασος 142 . В особенности тесно было единение между мистами, т.е. последователями мистерий. Здесь не различались ни римлянин, ни азиат, ни раб, ни государственный человек. Одна вера делала бедного, вольноотпущенника равным с богатыми и знатными. В различных церемониях смешивались все без различия крови и общественного положения.– Восточные религии, далее, соответствовали внутреннему духовному миру человека, его основным потребностям и глубочайшим желаниям. Быть может, не было религии более холодной и прозаичной, чем римская. Подчиненная государству, римская религия разсматривалась, как формально-юридический договор с богами, основанный на взаимных обязанностях: с одной стороны, жертвы, с другой – благоволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Что такое “Византийская культура”? (Между прочим, слово “Византия” самими византийцами не употреблялось. Слово “Византия” начало употребляться в новые времена ради удобства, потому что, говоря “Римская империя”, все сразу думали о древней языческой империи, а Византия – есть название старого греческого города, который был преобразован, перестроен и стал мировой столицей как Новый Рим – Константинополь). Что есть Византия и как определить содержание ее культуры и самопонимания византийского общества? Она содержит в себе три элемента. Эти три элемента есть: – «римская политическая идеология»; – «христианская вера»; – «греческий язык». Когда мы говорим о Риме, мы всегда говорим о Вселенской империи, мы не говорим о нации, но о Вселенской империи. В этом – Римская идеология. Христианская религия есть учение, именно благодаря которому Римская империя получила мировое значение. В византийском представлении религия занимала центральное место, и общество представлялось как союз Всемирного государства со Вселенской Церковью. Это не было союзом местным; это был в идеале Союз Вселенский. Греческий язык был языком культуры, который в те времена заменял и очень быстро заменил латинский язык в обращении в качестве государственного языка империи. Но в XIV веке Византии было уже более тысячи лет, почти 11 веков! В политическом и общественном отношении она представляла собой тень своего славного прошлого. Византийскую империю составлял почти только сам город Константинополь и его пригороды. С востока территория Византии завоевывалась турками, на Балканском полуострове были образованы славянские империи – Болгарская, Сербская. Православные, христианские, они как-то уже конкурировали с Византией, признавая ее моральное первенство, но имея и свои собственные поползновения на замену ее своей мощью. Кроме того, западное христианство, которое первоначально, в первые тысячелетия своего христианского существования также признавало первенство Римской империи со столицей в Византии, к этому времени уже было отторгнуто вследствие раскола между Западом и Востоком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Как император христианский, он не мог допустить, чтобы германцы-ариане притесняли православное население. Константинопольские государи, являясь законными наследниками цезарей, имели исторические права на Западную Европу, занятую варварами. Германские короли были лишь вассалами византийского императора, который делегировал им власть. Франкский король Хлодвиг получил звание патриция от Анастасия; от него же получил свое королевское утверждение Теодорих остготский. Юстиниан, решив начать войну с готами, писал: «Готы, захватив силой нашу Италию, решили ее не отдавать». Он остается естественным сюзереном всех правителей, обосновавшихся в пределах Римской империи. Как император христианский, Юстиниан получил миссию насаждать правую веру среди неверных, будут ли то еретики или язычники. В IV веке Евсевий Кесарийский в своей «Похвале Константину», писал, что после того как восторжествовавшее христианство разъясняло творение демонов, т. е. ложных богов, языческие государства отжили свое время. «Единый Бог возвещен всем; вместе с тем единая империя явилась для всех: это — империя Римская... В одно и то же время, как бы небесной волей, два зерна добра возрасли для людей: это Римская империя и христианская вера. Вышедши как бы из одного корня две великих силы сразу все подчинили и соединили узами любви: это — единодержавная Римская империя и учение Христа». Эта теория IV века жила и в VI веке. Из нее для Юстиниана вытекало обязательство воссоздать единую Римскую империю, которая, по словам одной его новеллы, доходила прежде до двух океанов и которую римляне по небрежности потеряли, и установить в воссозданной империи единую христианскую веру как среди схизматиков, так и среди язычников. Такова была идеология Юстиниана, заставлявшая этого всеобъемлющего политика и крестоносца мечтать о подчинении всего известного тогда мира.    Но надо помнить, что обширные притязания императора на отторгнутые части Римской империи не были исключительно его личным убеждением. Подобные притязания казались естественными и населению занятых варварами провинций, которые, попав в руки ариан, видели единственного защитника в лице Юстиниана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Известно , что Греческая религия кончила мистическим культом. Так назывались таинственные обряды, в которых могли участвовать не все, а только совершенные. Это потому, что учение, скрывавшееся под покровом мистерий, касалось существенных религиозных вопросов о происхождении мира и человека, о загробной участи душ умерших и проч., одним словом, таких вопросов, которых народная религия или не касалась, или решала слишком неудовлетворительно. Что особенно симпатично в этом культе, – это высокое требование, предъявляемое к адептам, честного, нравственного, чистого и благочестивого образа жизни. Забота о внутреннем очищении была первой заботой мистиков. Не даром к мистериям даже философы относились с глубоким уважением. Когда вера в старых богов угасла, мифы потеряли свое значение и старые формы культа никого не удовлетворяли, мистицизм держался очень долго, питая религиозное чувство греков. В течение целых пяти столетий после Р. Хр., многие греки держались мистических верований, и даже делали попытки вдохнуть их в старые религиозные формы. Такова была попытка имп. Юлиана Отступника. Оживить мертвую религию философией мистицизма, конечно, они не могли, но успели гальванизировать ее в течение лишних 2–3 веков. Только в VI веке греческие религиозные верования были окончательно побеждены христианскими. Римская религия Римская религия делится на три периода: древний период национальных италийских верований; средний период – греческого влияния; последний период – влияния востока, смешение в Риме самых разнообразных культов. Первоначальная религия Латинян по своим воззрениям примыкает к древнеарийским верованиям. Формы этого древнего культа были узаконены при царе Нуме Помпилии. Символическими книгами служили, так называемые, индигитаменты, составителем которых считается Нума Помпилий. Кроме того, сведения о древне-Италийской религии мы находим у историка Веррона, хотя его сочинения дошли до нас только в отрывках у христианских писателей Августина и Иеронима. По этим отрывкам можно судить, что древняя римская религия была близка к натуралистическому и пантеистическому воззрению на божество, воззрению неопределенному и туманному.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Византием назывался городок, стоявший на месте великой столицы, построенной св. Константином. Но это старое название столицы вовсе не распространялось на государство и на его население у византийских писателей. Только западные писатели и западные политики, которые отрицали державные права Византии, как при ее историческом существовании, так и после турецкого завоевания, отказывали ей и в имени, какое она сама избрала, и какое она, как можно признать, вполне законно носила. Отказывали же ей в имени Римской державы только потому, что на него претендовала очень поздно возникшая так называемая «Священная Римская империя германской нации». Она возникла в 800 г., когда франкский король Карл Великий был коронован как император. Таким образом, эта западная империя, имевшая довольно слабые связи с Древним Римом, возникла после большого исторического перерыва. Если ее в какой-то степени и можно считать преемницей древней Римской империи, то с гораздо большим правом можно является ею Византия, чья преемственная связь с Римом не прерывалась на миг. Поскольку само имя Византии есть спорное имя, очень многое в ее истории тоже оспаривается. Оспариваются самые хронологические рамки этого исторического явления, т. е. историки не единодушны во мнении, когда закончилась собственно Римская империя, и когда началась Византия. На самом деле, как многие соглашаются, граница здесь весьма условна, так как не было никакого резкого обвали и обрыва. Происходила постепенная эволюция, которая превратила Римскую империю в греко-римскую державу, так называемую Византию. Выше мы вспоминали св. Юстиниана. Конечно, это виднейшая фигура, и многие считают, что его время можно принять как отправной момент для начальной датировки византийской истории. Сам Юстиниан был историческим оптимистом — как христианский государь, как хозяин государственного наследия Рима и как преемник культурного наследия Греции, а именно таковы три основные компонента явления, называемого нами византинизмом: христианская вера, римская государственность и греческая культура.

http://sedmitza.ru/lib/text/434187/

Движение народов отодвинуло Бургундцев к югу; римская империя уничтожена была в самой Италии; Вестготы ограничили свои завоевания благословенными странами около Пиренеев и Средиземного моря; опасные соперники Франков, Саксы, обратили оружие своё против Британии; полу-римская, полу-кельтская страна в северной Галлии, малосильная и непривычная верить в свою силу, ждала завоевателя. На неё обратился первый удар Хлодовика, и последняя, ещё уцелевшая, римская провинция покорилась после недолгого сопротивления. Вскоре наступила борьба с Алеманнами, решённая одним счастливым сражением. Победитель почувствовал себя бесспорным владельцем Галлии. Он понял необходимость сближения с туземцами, он понял необходимость союза с единственной ещё живой властью народной, духовенством, и принял крещение. Внешние причины и расчёты, а не внутреннее убеждение, не глубокая потребность духа человеческого, стремящегося к истине, преклонили колено Сикамбра перед христианской святыней, и вера осталась для него внешним обрядом без всякого духовного плода. И Хлодовик, и его бездушные сыновья, и их далёкие преемники, и всё племя Франков оставались долго, долго теми же дикими язычниками, которые пришли из-за Рейна, чтобы заплатить грабежом и убийством Риму за полученный от него разврат. Но духовенство Западное и глава его, римский епископ, протянули руку помощи новому союзнику 23 ; с мирной проповедью пошли они впереди франкской дружины, приглашая народ к покорности, приготовляя путь к новым завоеваниям, торжествуя незаконные торжества вместе с кровожадной дружиной Меровинга. Побеждённые Хлодовиком, Бургундцы едва могли охранить свою независимость в юго-западной Галлии; отодвинутые к морю и Пиренеям, Вестготы, несмотря на присоединение к ним новых родственных дружин с Востока (Гепидов и др.) 24 , просили мира и спасены были от гибели только предстательством великого вождя остготского. Царство франкское заняло первое место между всеми царствами западной Европы. Но грозная дружина, вышедшая из лесов Германии, была уже сильнее своей родины и обратила на неё оружие привычное к победе. Земля Алеманнов и их разрозненные общины не могли противостоять против сосредоточенной силы дружины Меровингской. Северная часть покорилась и приняла имя земли франкской; южная едва сохранила на некоторое время тень независимости под сильной рукой Феодорика, царя остготской Италии. Целый ряд обманов и злодейств уничтожил княжеские дома в области Франков прирейнских. Общины, устрашённые или прельщённые воинственным величием Хлодовика, поступили под его верховную волю: Германия, устоявшая против Рима, покорена была своими собственными сынами и навсегда утратила возможность свободного развития. Торжество Хлодовика было торжеством дружины личной над дружинами народными. Его жизнь отвратительна, но подвиг его огромен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В человеке осталась память о рае – отсюда все эти разговоры, что «раньше было лучше». И неоязычники играют на этом Еще Тертуллиан сказал, что душа по природе своей христианка, и человек без веры жить не может. Но если человек теряет веру, он начинает ее подменять сурогатами, каковым является неоязычество. Сегодняшнее неоязычество осуществляет подмену, играя на этом христианском чувстве. Используя в том числе и заложенную в человеке память о том, что прежде было лучше. Все мы знаем, как бабушки и дедушки говорят, что раньше было лучше. А их бабушки и дедушки в свое время тоже говорили, что раньше было лучше. Так что это стремление возвратиться к истокам естественно для христианской души. И неоязычество использует его. Но, повторюсь, ведет не туда. Играет неоязычество и на чувстве национального самосознания, любви к своей Родине, на чувстве патриотизма, обвиняя христиан в непатриотичности, в общем-то, ошибочно. Если говорить о доминировании в обществе… Все мы помним слова Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Православный христианин не стремится к тому, чтобы одержать над кем-то победу и построить Царство Божие на земле. Православный христианин стремится, прежде всего, как сказано в Священном Писании и у отцов Церкви, к стяжанию Духа Святого. Устроение любого царства начинается, с точки зрения христианского православного мировоззрения, с устроения внутреннего состояния человека. Неоязычники Киева – Противостояние христианства и язычества насчитывает многовековую историю. Как только появляется учение Христа, начинается колоссальное сопротивление ему. Почему могущественная Римская империя, принимавшая в свой религиозный пантеон всех божеств покоренных народов, не смогла примириться с кротким христианством? С чем это было связано? – Римская империя – это обожествление императора, это надежда исключительно на силу и могущество. И нельзя ставить вопрос так: почему Римская империя не приняла в свой пантеон Христа? Это христианство не приняло этих богов в свое самосознание, потому что, как сказано в Священном Писании, «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5). Бог – один, и христианское сознание, христианская вера не может принять, что наряду со Христом могут быть еще какие-то боги и спасители. Христианская любовь к Богу не разделима.

http://pravoslavie.ru/91150.html

   Что такое “Византийская культура”? (Между прочим, слово “Византия” самими византийцами не употреблялось. Слово “Византия” начало употребляться в новые времена ради удобства, потому что, говоря “Римская империя”, все сразу думали о древней языческой империи, а Византия — есть название старого греческого города, который был преобразован, перестроен и стал мировой столицей как Новый Рим — Константинополь).    Что есть Византия и как определить содержание ее культуры и самопонимания византийского общества? Она содержит в себе три элемента. Эти три элемента есть:    — «римская политическая идеология»;    — «христианская вера»;    — «греческий язык».    Когда мы говорим о Риме, мы всегда говорим о Вселенской империи, мы не говорим о нации, но о Вселенской империи. В этом — Римская идеология.    Христианская религия есть учение, именно благодаря которому Римская империя получила мировое значение. В византийском представлении религия занимала центральное место, и общество представлялось как союз Всемирного государства со Вселенской Церковью. Это не было союзом местным; это был в идеале Союз Вселенский.    Греческий язык был языком культуры, который в те времена заменял и очень быстро заменил латинский язык в обращении в качестве государственного языка империи.    Но в XIV веке Византии было уже более тысячи лет, почти 11 веков! В политическом и общественном отношении она представляла собой тень своего славного прошлого. Византийскую империю составлял почти только сам город Константинополь и его пригороды. С востока территория Византии завоевывалась турками, на Балканском полуострове были образованы славянские империи — Болгарская, Сербская. Православные, христианские, они как-то уже конкурировали с Византией, признавая ее моральное первенство, но имея и свои собственные поползновения на замену ее своей мощью. Кроме того, западное христианство, которое первоначально, в первые тысячелетия своего христианского существования также признавало первенство Римской империи со столицей в Византии, к этому времени уже было отторгнуто вследствие раскола между Западом и Востоком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3286...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОФИЯ РИМСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София София Римская (+ 137 г.), мученица Память 17 сентября Благочестивая вдова-христианка София жила во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Италии . Назвав своих дочерей, Веру , Надежду и Любовь , именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу . Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и тот велел привести их в Рим . Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде . Юные девы ( Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда все трое были подвергнуты жесточайшим мучениям. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены, случилось это в 137 году. Софию не подвергали испытанию, может быть, по расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей. Император разрешил святой Софии взять тела дочерей. Она положила останки в ковчег и отвезла за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте.

http://drevo-info.ru/articles/3922.html

Римская держава не раз переносила свои временные столицы из города в город, была иногда без действительной столицы; но она всегда оставалась римской, т. е. верной божеству права, созданного в Риме и Римом. В этом отношении нельзя не заметить её великого сходства с Китаем, сходства, выраженного по всей вероятности случайно в названии Та-Тсин (великий Китай), под которым Рим был известен Китайцам; но не должно забывать и великую разницу. Религией обеих держав было самоё государство, но в Китае идея государства была выше: она основывала себя на безусловной святыне внешней человеческой правды, проявленной в обществе, и на согласии общества с мировыми законами, следовательно, предполагала, хотя в то же время и отстраняла, другую первобытную религию. В Риме идея государства заключалась в безусловной святости условного договора; но в то же время она признавала (как и следовало в державе, основанной дружиной) свободную и сильную личность граждан, следовательно, полагала начало полной системе права, основанного на обычае, но стремящегося к бесконечному развитию по строгим логическим законам. Таково было духовное состояние Рима в последние века республики: богопочтение обычное, отрицающее самых богов, предположение неизвестных духовных существ, хранителей внешней правды и права, и вера в заклинательную силу стародавних обрядов, покоряющих неведомые силы, правящие миром. Бессвязный синкретизм в своих общих выводах совпадал с первоначальным учением Кушитов, не представляя, впрочем, ни ясности, ни строгой обдуманности, ни глубокого убеждения, которых нельзя не признавать в первобытной системе южной религии. Но религия римская была чисто государственной; она слабо отражалась в частных лицах и давала полную свободу сомнений и умствований. Рим-победитель налагал свою печать и характер общественным массам. Покорённая Эллада управляла частной деятельностью умов, точно так же как её язык (по словам самих Римлян) выражал всю полноту современного просвещения. Римская мысль подчинилась высшей мысли эллинской. Например, Август был гораздо более Греком, чем Римлянином 313 . Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010