Апостольская вера и неверие Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 26 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Современный человек привык связывать веру с областью предположений, необоснованных мнений, недоказуемых гипотез. Вера воспринимается как неполноценное знание, потому что это знание нельзя проверить и оно не может быть общезначимо. Вера, тем самым, — это знание, которое всегда можно поставить под сомнение, знание зыбкое, эфемерное, не выдерживающее серьезной критики. Для библейского сознания дело обстоит противоположным образом. Вера по своему смыслу — твердыня, непоколебимое основание для человеческой жизни. Здание веры — не колосс на глиняных ногах, но дом, построенный на скале, который устоит перед разбушевавшейся стихией благодаря своему крепкому основанию. Вера человека — проявление силы, а не слабости. Во многих языках есть слово аминь, взятое из Библии без перевода. Оно звучит как решающее слово и не допускает никакой двусмысленности, сомнений. Именно в таком духе использует его Христос: Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин 8:34; в русском переводе: Истинно, истинно говорю вам). Аминь в переводе означает истинно. Древнееврейские слова аминь и эмуна (вера) — однокоренные. Иначе говоря, истина и вера в библейском языке — родные сестры. Вера Христова преподносится Апостолами не в виде системы предположений, а как явление истины такой важности и очевидности, что свидетели проливают свою кровь ради веры. Яркий пример мученического свидетельства веры во Христа — личность апостола Петра. Сам Христос дает нам целостный образ Апостола, когда нарекает ему имя Петр, что означает камень, точнее, скала. Вера во Христа, как твердыня, делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь фундаментальное значение в строительстве дома Божия для всех народов (Мф 16:18). Нельзя сказать, что вера Петра — само совершенство. Эта вера знает взлеты и падения, причем от взлета до падения порой один шаг. Проследим этот шаг по Евангелию. Апостол Петр исповедует веру в Иисуса и свидетельствует Ему: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16). Этот взлет веры был назван от Бога блаженным состоянием: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16:17). Христос пророчествует, что благодаря твердой как камень вере Апостол будет иметь основополагающее значение для Церкви и получит ключи Царства Небесного (Мф 16:18,19).

http://pravmir.ru/apostolskaya-vera-i-ne...

     Удивительно, но, по свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина) , главный и самый распространенный в наше время грех — это неверие. Вот об этом, а точнее, о вере, и хотелось бы поговорить. Вера или неверие в существе своем есть свободный выбор души Без веры угодить Богу невозможно , — сказано в Священном Писании (Евр.11, 6). И вера Самим Господом вменяется нам в обязанность, а её отсутствие — в вину. Это важно понять, потому что иногда человек говорит: «Я хотел бы верить, но не могу». Но если бы вера в Бога не зависела от нашей воли, от нашего произволения и выбора, то её отсутствие не вменялось бы нам в вину. Таким образом, вера есть высшее проявление нашей духовной свободы. И это первое, на что нам нужно обратить внимание. Проще говоря, никто и ничто не может нас заставить верить в Бога, равно как никто и ничто не может нас заставить в Бога не верить. И вера или неверие в существе своем есть свободный выбор души. Первое правило обретения истинной веры — это смиренное расположение сердца Итак, предположим, что человек хочет верить, и это есть его сознательный выбор. Что же ему делать, чтобы поверить? На это отвечает нам апостол Павел, который говорит, что вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17). То есть чтобы поверить в Бога, нам нужно узнать о Нем то, что Он Сам нам о Себе благоизволил открыть. Здесь важно именно то, что мы должны не додумывать что-то и не полагаться на свою фантазию, интуицию, мнения и предположения, а принимать смиренно то Откровение, которое Господь даровал нам для правильного и доброго общения с Ним. Откровение это составляет суть и жизнь Церкви Христовой, и можно сказать, что церковная жизнь — это воплощенное Откровение. Почему? Потому что Церковь создал Сам Господь для нашего спасения, поэтому, воцерковляясь, познавая церковную жизнь и делаясь её причастником, проникаясь постепенно её духом, человек тем самым приобщается истинной вере. И происходит это постепенно, непостижимым и таинственным, но ощутимым образом. Главная же тайна этого преображения заключается в исполнении слов Господа: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6). Так что первое правило обретения истинной веры — это смиренное расположение сердца, готовность учиться, а не учить, принимать Откровение, а не основываться на собственных мнениях, рассуждениях и домыслах. Смиренное доверие Церкви Христовой, хранящей истину правой веры в её неповрежденном и спасительном достоинстве.

http://pravoslavie.ru/102466.html

Слово в неделю св. ап. Фомы 1957 г. " Верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мк. 9:24 ). Целую седмицу мы приветствовали друг друга многократно повторявшимися словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» Мы хотели через это от переполненного радостью сердца засвидетельствовать друг перед другом нашу искреннюю, глубокую веру в Воскресение Христово – этот великий залог нашего собственного будущего воскресения. Но вера наша, как и всякий дар благодати Божией, есть сокровище, хранимое «в скудельных сосудах» ( 2Кор. 4:7 ) сердца нашего, и ее мы обязаны неустанно и со всем усердием поддерживать и возгревать в себе ( 2Тим. 1:6 ). Вот по этой-то причине, как бы увещевая нас твердо хранить спасительную веру в Воскресшего Господа на протяжении всего предстоящего года, до следующей Пасхи, св. Церковь завтра за Литургией предложит нашему вниманию евангельский рассказ о неверии ап. Фомы, о том, как Господь рассеял это неверие, позволив сомневавшемуся ученику осязать своими руками Его пречистое воскресшее и прославленное тело. Итак, естественной темой нашей сегодняшней беседы является вопрос: с одной стороны о неверии, а с другой – о способах преодоления нашего маловерия и укрепления нашей веры во Христа. Что такое неверие? Прекрасный ответ на этот вопрос дает глава нашей Русской Православной Церкви Святейший патриарх Алексий в своем пасхальном послании, которое мы слышали в первый день Пасхи во время светлой заутрени. «Неверие», – говорит он, – есть «немощь плотского разума», тогда как «вера есть сила Божия, сила просвещающая, обновляющая, созидающая». И нельзя не согласиться с этим мудрым и точным определением. Существуют различные виды неверия. Есть, прежде всего, неверие упорное и самоуверенное, которое и слышать не хочет о вещах не только сверхъестественных и чудесных, но даже и просто непонятных или недоступных обычному восприятию или исследованию при помощи известных пяти органов чувств. Один известный врач-скептик, когда ему сказали, что у человека есть внутреннее зрение – зрение совести, потребовал, чтобы ему показали самую совесть, а затем и глаза, которыми она может видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

священник Т.С.Тихомиров Практическая гомилетика – темы и конспекты на весь церковный год Цветная Триодь Святая Пасха (Евангелие от Иоанна, зач. 1, гл. 1, ст. 1–17; Апостольские Деяния, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8) 1) Святая Пасха. Светоносная радость Пасхи, Христос – победитель смерти. Вера в Воскресшего дает силу для борьбы со злом. 2) Простим всем вся воскресением... Пасха – праздник милости Господа к нам. Ради этого в древнее время в этот день выпускали из тюрем, прощали долги. Оставим и мы обиды нашим братьям. Обнимем всех с любовью. Понесем радость не имеющим радости. 3) Христос светлый Гость. Приготовьте Ему горницу большую и убранную. Очистите вашу душу. Да будет она горницей светлой, поднимитесь вверх к Богу. Расширьте сердце ваше для любви, чтобы оно было достойно быть «горницей» Господа, грядущего для вечери любви. 4) Начало Евангелия. Евангелия – забытая книга. Сила Евангелия. Необходимость ежедневного чтения Евангелия. 5) Кто отвалит нам камень? Тяжело нам; тяжело на душе. Ослабела вера. Жизнь кажется нам темной, тяжелой. Грех и суета, как камень, легли на душу. Кто спасет? Кто отвалит камень? Он, Воскресший: вера в Него, сила Его. 6) Восстани спяй и воскресни от мертвых ( Ефес.5:14 ). Воскресение Христово побуждает нас восстать от греховного сна ( Рим.6:4 ; 1Кор.15:17 ; Амос.5:14 ). Неделя о Фоме (Евангелие от Иоанна, зач. 65, гл. 20, ст. 19–31; Апостольские Деяния, зач. 14, гл. 5, ст. 12–20). 1) Вера и неверие. Виды неверия: добросовестное сомнение утерявших веру. Они найдут ее, если будут искать. Неверие – результат грешной жизни. Грешный старается не верить, чтобы не бояться Бога. Это неверие хуже предыдущего: оно признак смерти душевной. 2) Приди и осяжи. Наша вера; ее слабость и безжизненность. Нужно придти и осязать Господа. Это можно достигнуть частой усердной молитвой, благоговейным чтением Писания, вживанием в храмовую жизнь, добрыми делами. Касаясь часто риз Господних (богослужение, святые книги), мы постепенно поучаемся видеть Господа глазами души, и это родит веру живую, творящую, в отличие от веры на словах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Разделы портала «Азбука веры» Путь осознанной веры Слова апостола Фомы ( Ин.20:28 ) почти сразу приходят на ум, когда задумываешься о том, как и почему мы верим во Христа. Стараясь объяснить самому себе то, к чему шел многие годы, вновь и вновь видишь совершенно ясные и недвусмысленные подтверждения веры, которая некогда родилась где-то глубоко внутри и постепенно выстроила жизнь по своим законам. Нужно ли вообще подтверждать свою веру? Может быть, однажды возникнув, она уже есть в человеке как данность и просто необходимо жить по вере, подкрепляя ее делами. Тогда евангельский рассказ о Фомином неверии вряд ли показался бы нам достойным внимания, ведь он уже однажды поверил Христу и стал Его учеником. Зачем вновь возвращаться к тому, что и так ясно? Если Фома верил Христу, то должен был верить и Его словам о смерти и воскресении, которые много раз повторялись по пути в Иерусалим. Однако Церковь не просто обращает внимание на «неверие» Фомы, но и называет его благим, посвящая Фоме воскресную службу, которая следует за воскресеньем Пасхи. Значит, особое внимание уделяется осознанию человеком своей веры. Подобно Фоме, мы порой ставим Богу условие: «Не поверю, пока лично не получу подтверждения». И, если мы искренни, Бог никогда не отворачивается от нашего «неверия», но так или иначе дает то, что мы ищем. Но стоит ли при этом успокаиваться и полагать, что вера может укрепиться сама по себе, без нашего участия? Фома активно и дерзновенно искал подтверждения веры в Воскресшего Господа. Поэтому, как его «неверие», так и вера стали осознанными и, по сути, раскрыли его личность с разных сторон. Его «неверие» Господь преобразил в личную веру , с которой были сказаны слова: «Господь мой и Бог мой ». Дважды повторяя слово МОЙ, Фома из глубины собственного сознания, разума и сердца утверждает свое ЛИЧНОЕ отношение к Христу как Господу и Богу. Поиск веры, ее подтверждение и исповедание – это непрерывный процесс, в который мы вовлечены самой жизнью. Она ставит нас в разные обстоятельства, когда мы вынуждены проходить испытание своей веры, чтобы вновь и вновь подтвердить самим себе, как и во что верим. Часто это бывает неожиданным и непредсказуемым, но всегда возможно найти силы, чтобы не потерять веру до конца. Можно полагать, что дерзновенное желание Фомы вложить пальцы в раны от гвоздей на теле Христа, а руки в Его ребра ( Ин. 20:25 ), возникло в совершенно особом состоянии, когда он, наверное, находился на грани отчаяния, не зная, что делать и куда идти. Слова других апостолов не убеждали его, потому что он искал личного подтверждения . И получил его.

http://azbyka.ru/put-osoznannoj-very

Скачать epub pdf Вера и разум Постановка проблемы Говорить о важности проблемы соотношения веры и разума – совершенно излишне. Но для ее решения необходимо прояснить основные понятия. Вера – основное понятие христианства. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Вопросы веры являются основными и в Посланиях святых апостолов, и в творениях отцов Церкви. Важность этого вопроса очевидна и при взгляде на нее с точки зрения современного человека. Неверие стало главенствующим фактором в мире. Ведь, как обычно представляется, если человек во что-то верит, то лишь потому, что он не может это доказать. А если нечто доказано, то об этом существует знание, а не вера. Современный так называемый цивилизованный человек считает зазорным принимать что-либо просто на веру, без проверки разумом. Вера уходит из жизни людей, и вполне понятна обратная реакция некоторых христиан – во всем виноват разум, а атеизм и неверие – следствие развития наук. Проблема отношения веры и разума – одна из ключевых в христианской философии и богословии. Особенно остро эта проблема стоит в православной апологетике и миссионерстве: имеем ли мы право вторгаться силами нашего разума в вопросы религии – рассуждать о Боге, о чуде, о таинствах и т. д.? Можем ли мы судить разумно или должны оставаться только на позиции веры? Следовательно, если мы скажем, что христианство должно опираться на разум, то, скажут, что мы тем самым поставим веру под начало знания, а «все, что не по вере, грех» ( Рим. 14:23 ). А если мы в своей проповеди Евангелия будем говорить, что надо просто верить в Иисуса Христа, то очевидно возражение: «Почему именно во Христа? Должен быть критерий выбора. Поверить просто так – это легкомыслие». И возражающий будет по-своему прав: нельзя верить «просто так», должно быть некое основание. Но, с другой стороны, вера всегда предполагает акт волевой, свободный, ибо в объекте веры всегда можно сомневаться. Ведь в том-то и заключается подвиг веры, что человек преодолевает в себе это сомнение, отвергает соблазнительные доводы разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/gl...

Позже, став верующим человеком, я понял, что самый тяжкий человеческий недуг — неверие ни во что, отсутствие самой потребности веры. Потому что если даже вера неправильная (та же коммунистическая), но у человека живая душа, искренне жаждущая истины, Господь обязательно истину откроет, и человек придет к вере. Источник: Нескучный сад   Советская Россия только называлась атеистическим государством. Кто-то верил в Сталина, кто-то в марксизм вообще. По мнению бывшего работника Госплана, ветерана Великой Отечественной войны, а ныне клирика храма Спаса Нерукотворного на Сетуни диакона Николая ПОПОВИЧА, «самый тяжкий человеческий недуг — неверие ни во что, отсутствие самой потребности веры. Даже если вера неправильная, но у человека живая душа, жаждущая истины, Господь обязательно истину откроет». О том, как это случилось с ним, он рассказал корреспонденту «НС» Леониду ВИНОГРАДОВУ. Война и вера — — Отец Николай, действительно ли советская Россия была страной победившего атеизма?   — В войну многие стали верующими. Я теперь вспоминаю, что, когда начинался жуткий минометный обстрел, многие крестились и взывали: Господи, помоги! Прекрасно, кстати, это показано в фильме «Они сражались за Родину». Есть там эпизод, когда в поле бьют минометы (я в таких переплетах бывал, знаю, как страшно). Один из героев, которого играет сам Бондарчук, говорит: Господи, спаси! И осеняет себя крестным знамением. Он лежит в окопчике, рядом рвутся мины… В 70-е годы я познакомился с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Он пришел крестить своего сына (несчастного, больного человека) в храм мученика Трифона на Рижской, а я там тогда служил чтецом. После крещения на трапезе я, зная, что Смоктуновский фронтовик, спросил его: «Иннокентий Михайлович, вы на фронте были верующим?» Он говорит: «А как же! Иначе бы я не выжил. Когда начинается минометный обстрел, этот ужас, а я молюсь: “Отче наш, иже еси на небесех…” И смотрю — я живой!» Причем он это так эмоционально рассказал! Он ведь был настоящий герой: дважды бежал из плена, имел две медали «За отвагу».

http://pravmir.ru/diakon-iz-gosplana/

Вера и неверие ПРАВОСЛАВИE.RU ПРОПОВЕДИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВЕРА И НЕВЕРИЕ Слово в неделю 10-ю по Пятидесятнице Сегодня было читано Евангелие об исцелении Иисусом Христом бесноватого лунатика, а в самом конце Евангелия - предсказание Господа о Своих страданиях и смерти в Иерусалиме (Мф. 17, 14-23). Евангелие показывает, сколь силен может быть человек верой в Господа, именно столь силен, что может и горы переставлять, и сколь немощен, бессилен и жалок человек неверующий, ибо бывает жалким игралищем бесов и страстей своих и чужих; оно показывает также великую силу молитвы и поста, когда они идут рука об руку, взаимно подкрепляя друг друга. Вы видите мысленными очами в этом Евангелии несчастного отца, измученного страданиями несчастного бесноватого сына, которого с детства злой дух страшно мучил в новолуния и повергал нередко то в огонь, то в воду. Отец просит милости у Господа, чтобы Он исцелил сына его, прибавляя, что ученики Господни, коих он просил о том, не могли исцелить его. Господь, обличив и укорив людей Своим праведным словом в неверии и развращении, велит привести бесноватого к Себе и сейчас одним запрещением исцеляет его. Что это за бесноватый лунатик? Это человек, подверженный действию злого духа, мучившего в новолуния с коварным умыслом, чтобы люди приписывали это зло не ему, злому духу, а неповинному ни в чем созданию Божию - Луне и тем произносили хулу на Творца Луны. Так толкует это святой Златоуст. Злые духи, причиняя многообразное зло людям, хотят утаить от людей свои пагубные действия, чтобы люди не возненавидели их и не отвратились от них и от их пагубных дел совершенно, и обратить свои клеветы на прекрасное и многополезное творение Божие - на Луну, ночное светило.

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/vera...

Разделы портала «Азбука веры» Самое страшное в жизни человека – потерять веру в Бога, общение со своим Творцом. На осуществление этой цели с древнейших времен человечества были направлены все силы ада. Грубейшим наследием в этой борьбе был атеизм. В современном мире атеизм теряет былую привлекательность, и на его место в сознание людей все чаще вселяются безбожные идеи другого порядка. Безумие атеизма всегда было слишком очевидно. Псалмопевец Давид с предельной откровенностью говорил: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» ( Пс.13:1 ). Святитель Григорий Нисский в том же духе обличал древнее неверие: «Кто в мысли своей не дает места бытию Божию, говоря, что Бога нет, тот, став вне Сущего, растлил собственное бытие» 1 . Растление духа человеческого происходит там, где природа, как бытие, или общество, как коллективное сознание, ставятся выше Божественных свойств человеческой личности. Там, где «бытие» определяет сознание духа, душа становится рабой внешнего, теряет смысл духовного самоопределения. Центр жизни смещается с внутренних ценностей на внешние преобразования, с духовного на душевное и плотское. Так исчезает внутренняя энергия духа человеческого и теряется общение с Богом. Душа, находясь в забвении, забвению предает и Самого Бога. Вера материалистов в сомнительное происхождение человечества ослабила и растлила нравы многих народов. Однако причины этого растления надо искать не только в атеизме, но и в отступлении многих христиан от основ православной веры, в их неспособности стать «солью» общества ( Мф.5:13 ). У верующих в Бога есть свои болезни «атеизма». Это прежде всего неверие в сотрудничество Бога с человеком во имя спасения человека. Святитель Игнатий Брянчанинов уже во второй половине XIX века советовал стать на путь спасения не только материалистам, но и верующим. Он писал: «…для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим» 2 . Верующим он напоминал: «По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель» 3 .

http://azbyka.ru/soblazny-neveriya-v-bog...

Скачать epub pdf ЗНАМЕНИЕ При содействии дивных знамений апостолы быстро распространили христианство по вселенной... когда же вера была насаждена повсеместно, насаждено было слово, тогда отняты знамения как окончившие свое служение ( 111, 309–310 ). Знамения давались не верующим, но неверующим, чтобы они становились верующими ( 111, 311 ). Желающие совершать знамения желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению непонимаемыми ими страстями... в таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения ( 111, 313 ). Знамения, совершив свое служение, оставили поприще служения, предоставив действовать подлинному Творцу-Слову, Которое пребывает и пребудет делателем до кончины мира, как Оно Само возвестило о Себе: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) ( 111, 323 ). Живая вера-духовный разум. Не нуждается она уже в знамениях, будучи совершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений-Его словом ( 111, 234 ). Богочеловек ублажал не видевших знамений и веровавших. Он выражал соболезнования тем, которые, не удовлетворяясь словом, нуждаются в чудесах ( 111, 305–306 ). Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 323 ). Святой Иоанн Предтеча посылает учеников своих спросить Господа: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» ( Лк. 7, 19 ). Не для себя он так спрашивал, ибо знал точно. Кто есть Иисус Христос, будучи извещен об этом с Неба, но для учеников. И ученики искали решения этого вопроса не для того, чтобы состязаться в прениях, а из искреннего желания знать истину. Таковым нет нужды много говорить; Господь и не говорит, а только указывает на то, что было в ту пору Им совершено. Божественные дела свидетельствовали о Божестве Его. Это было так очевидно, что вопрошавшие не стали уже больше вопрошать. Так и всегда. Сила Божия живет в Церкви; искренний искатель истины тотчас осязает ее и удостоверяется в истине. Это опытное удостоверение полагает конец всем вопросам и совершенно успокаивает. Кто же не хочет верить и, потеряв веру, начинает искать в Церкви и христианстве не основания веры, а поводов как бы оправдать свое неверие, тому никакие указания не кажутся удовлетворительными. Неверие же свое он считает основательным, хоть основания его мелочны и ничтожны. Того хочет его сердце, потому все и сносно ( 107, 331–332 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010