В Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры на фреске с изображением Страшного Суда есть мытарство с надписанием: " Невежество " . Никогда Православие не воспевало " слепую веру " . Во-первых, потому, что " слепая вера " , не знающая ни своего предмета, ни своих оснований, не заметит и границы между христианством и язычеством, между Православием и ересью. Во-вторых, потому, что " слепым " может быть только неверие. Опыт неверия может рождаться из опыта слепоты. Неведение естественно следует за невидением. В-третьих, потому, что та вера, которая считается нормативной в церковной традиции, как раз должна быть зрячей. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5 , 8). Со времен святителя Кирилла Иерусалимского (IV в.) в Православии различаются " вера догматическая " и " вера созерцательная " ( " Есть два вида веры: один — вера догматическая, соглашение души на что-либо... Другой же вид веры есть дарование благодати. Эта вера... созерцает Бога " [ 2 ]). Итак, богословие созерцательное, мистическое не является слепым потому, что оно-то как раз видит. Богословие же догматическое также не слепотствует потому, что оно думает. Теология есть модус присутствия логики в иррациональном мире религии. Есть интересная новизна евангельского текста в сравнении с ветхозаветным. В Евангелии сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22 , 37). Вроде бы это цитата из ветхозаветного Писания: и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 6 , 5). Но есть нюанс: там, где Ветхий Завет говорит о силе, Евангелие говорит о разуме. — Значит, настала пора диалога с наукой? Может, помимо диалога Церковь сможет даже материально поддержать какие-то отрасли науки, которые находятся в загоне у государства? — Что касается каких-то инвестиций, сразу скажу — нет. И не потому, что не хотим, а потому, что не можем. Наши собственные семинарии живут впроголодь. Профессора наших духовных академий получают меньше, чем профессора светских университетов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

«Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Меня веруйте.» ( Ин. 14:1 ) Господь наш Иисус Христос и начал и закончил свое общественное служение призывом к вере. Возвещая людям приближение царствия Божия, Он говорил: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:15 ); Он ублажал проявления непоколебимой веры в Него: на слова сотника, просившего Господа об исцелении слуги, – Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово и выздоровеет слуга мой, – Христос сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры ( Мф. 8:8–10 ); Он упрекал Своих учеников в слабости веры: Что вы так боязливы? Как у вас нет веры? ( Мк. 4:40 ); ободряя учеников пред Своими страданиями, Он говорил им в прощальной беседе: веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Ин. 14:1 ); наконец, по воскресении Своем, явившись ученикам, возлежавшим на вечери, Господь упрекал их за неверие, – за то, что видевши Его воскресшим, не поверили, – и внушительно указал на спасительное значение веры: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16:15–16 ). Что же есть вера вообще и вера христианская в частности? Вера это живое и непоколебимое убеждение в истинности чего-либо, переступающее границы того, что можно доказать фактами или соображениями разума, – убеждение, проникающее собою все существо человека, сделавшееся основным началом его мысли и жизни. Это – убеждение непоколебимое, исключающее даже тень сомнения: вера и сомнение – состояния несовместимые. «Сомневающийся, – по слову апостола, – подобен морской волне, ветром поднимаемой и разбиваемой» ( Иак. 1:6 ); иное дело – верующий: он стоит на камне и потому недоступен ударам волн (Златоуст). Вера – это убеждение, переступающее границы того, что можно доказать фактами или соображениями разума: это – «вещей обличение невидимых» ( Евр. 11:1 ), т.е. уверенность в невидимом, как бы в видимом, и в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Например, – разъясняет наш покровитель и молитвенник, святитель Димитрий Ростовский , – «не видим мы Бога, потому что Бога никтоже виде нигдеже, но несомненно веруем, что Бог есть, – это и есть вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

4. Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное: поелику вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, - так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник. Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, - но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит ею, то есть свидетельствуется ею (Быт.4:1 сл.). 5. Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти: ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, - то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжение трех сот лет до своего переселения (Быт.5:21-24 ср. Сир.44:15). 6. А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и Что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, - не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. 7. Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, - и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, - и та же вера соделала Ноя наследником обетования (Быт.6:8 сл.). 8. Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное. 9. Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, - в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того (Быт.12:1 сл.). 10. Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющаго твердыя основания, коего художник и строитель есть Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Жизнь, свет – ключевые понятия Ин. Отметим, что глагол «быть» стоит в прошедшем времени. Он означает неизменную изначальность. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (ст. 5) Начинаются свойственные Ин. противопоставления. Свет и тьма – понятия материальные. Они фигурируют и в Быт. 1, 4 (как элементы многообразия мира, в котором все «хорошо», ст. 31). Но в Ин. это символы прежде всего духовного плана: область света – Бог, Его Слово. В ответ – вера (появится в ст. 12). Следствие действия тьмы – неверие, неприятие Слова. «Не объяла» – возможны два значения: «не подавила, не потушила» и «не охватила, не приняла, не вместила» 864 . 2) Вторая часть (стт. 6–13) поначалу тоже не содержит ничего принципиально нового по отношению к Ветхому Завету. Прежде всего здесь говорится о миссии св. Иоанна Крестителя, причем говорится с заметным полемическим оттенком («он не был свет, но был послан,чтобы свидетельствовать о Свете», ст. 8). Возможно, это отзвук полемики с теми, кто почитал Крестителя как Мессию (уж больно контрастирует стиль этих слов с остальным текстом Пролога). Но и тут главное значение имеют глобальные темы, так же как и в начале Библии говорится о сотворении человека. Обратим внимание на то, что речь идет о «всяком человеке», обо всех людях: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (ст. 9). Далее намечается сквозная тема Ин.: приятие или неприятие Иисуса, вера или неверие в Него, причем неприятие в собственном Его народе, народе Божием: 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли (стт. 10–11). Впрочем, коль скоро было сказано о «всяком человеке», то в этих стихах можно услышать и указание на естественное откровение (ср. Рим. 1 ), доступное каждому человеку. Любой рождающийся в мир человек имеет на себе печать Логоса, а значит, имеет внутреннюю потенцию распознать Его в себе и откликнуться. 3) Именно третья часть и содержит то новое, что желает возвестить св. Иоанн Богослов как краткое выражение Благой вести. Но об этом новом нельзя сказать сразу: оно не будет понятным. Оно может вырасти и стать понятным, поддающимся оценке во всей своей новизне только на фоне и на основании прежнего откровения, прежней Священной истории – как постепенного приготовления, как пути к цели. Вот почему были необходимы первые две части Пролога, по существу не выражающие ничего нового (если не учитывать их поэтической неповторимости), но в сжатом, спрессованном виде переформулирующие главную суть библейского ветхозаветного откровения. И вот почему так важен союз «и», с которого начинается стих 14-й – центральный стих Пролога и всего Нового Завета:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Итак, апостол начал говорить не о той (только) вере, которая преемственно процветала у прежних отцов и отринута была Евреями, но также и о той, которая существует от начала мира до настоящего времени и дошла до самих Евреев. Почему, говорит, вы отступаете от этой веры? Ведь без нее, как вы знаете, и мир никогда не существовал, если он создан не на ваших глазах, но по вере словам Моисея, или по преданию предшественников Моисея (вы) уразумеваете, что Бог создал мир словом Своим; так что все это видимое произошло от того невидимого, то есть или из ничего создано, или все это видимое сотворено невидимым Богом. (Ст. 4). Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное, — потому что вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, — так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник  . Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, — но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит ею, то есть свидетельствуются ею (жертвой) (Быт. 4:4–5). (Ст. 5). Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти: ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, — то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу в продолжении трехсот лет до своего переселения (Быт. 5:21–24. Сир. 44:15). (Ст. 6). А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог, и что Он для ищущих Его Мздовоздаятелем бывает, — то не станет (человек) добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. (Ст. 7). Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо , то есть о событиях, которые случились через сто и двадцать лет после получения им откровения, — и по страху своему перед угрозой об отдаленных наказаниях (предстоявших людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег с великим трудом для спасения дома своего. Верой осужден мир, который не поверил, — и та же вера соделала Ноя наследником обетования (Быт. 6:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Но еже аще что можеши (если что можешь), помози нам, милосердовав о нас (сжалься над нами). Эти слова отца бесноватого показывают слабость веры в нем в могущество Господа Иисуса. Такая слабость была в отце вероятно и в то время, когда он просил учеников Господа изгнать духа, и, может быть, сею-то слабостью веры отчасти и увеличивалось бессилие учеников совершить чудо, а слабость веры в свою очередь увеличивалась еще более от бессилия самих учеников (Мих.). Вот почему Господь и требует от него прежде всего веры, потому что только для верующего все возможно. – Если будете иметь веру с горчичное зерно, т. е. такую малую веру, как зерно горчичное, которое есть самое малое из семян, но только веру искреннюю, сердечную, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдёт, т. е. будете совершать такие дела, которые кажутся совершенно невозможными, – будете совершать чудеса, и ничего не будет невозможного для вас, по Евангелию Матфея ( Мф.17:20 ), сказал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спрашивали, почему не могли изгнать беса. Мк.9:24 . И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Верую, Господи, помоги моему неверию, т. е. этими словами как бы так говорил отец бесноватого: „Господи, я готов веровать всею душой, но не могу – неверие против моей воли вторгается в мою душу и ослабляет веру; изгони неверие из моей души, не поставь мне его во грех, и я готов веровать в Тебя всем своим сердцем“. Ими он показывает сознание своего неверия и вместе – великое смирение, а чрез то укрепилась его вера, и Господь наградил веру исцелением сына (Мих.). Итак вот самое действительное средство для приобретения веры, если бы, когда вера ослабела, – это молитва о вере словами отца бесноватого отрока: „Господи, помоги моему неверию“. Мк.9:25 . Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немый и глухий? Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не входи в него. Мк.9:26 . И вскрикнув, и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Перестаньте искать!.. Вы Его не найдете, ибо Он исчез из вашего сердца!.. До чего довело это богоискательство видно из той беспощадной критики, которую произвели над нашей интеллигенцией сами же интеллигенты, приносящие „покаянные слезы“. Вот некоторые места этой критики. „Нет интеллигенции более атеистической, чем русская“. „Невежество нашей интеллигенции в вопросах религии поразительно“. „Русский интеллигент не знает никаких абсолютных религиозных ценностей“. „Народное миропознание и духовный уклад определяется христианскою верою“, а „интеллигенция, разрушая народную религию, разлагает и народную душу, сдвигает ее с ее незыблемых, вековых оснований. Уверуйте и тогда народ не будет чувствовать к вам недоверия и враждебности. „Между вами нет здоровых людей,– все желчные, угрюмые, беспокойные лица, искаженные какою-то тайною неудовлетворенностью; все недовольны, не то озлоблены, не то огорчены“. „Жизнь русского интеллигента – личная, семейная, общественная – безобразна и непоследовательна, а сознание лишено существенности и силы“. Вот результат современного богоискательства! Св. Апостол Павел, обличая неверие современных ему иудеев, говорит: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим.10:14–15 ; Ис.52:7 ) ... Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. «Но спрашиваю: разве они не слыхали? Напротив, по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их» ( Рим.10:18 ). Конечно, о неверующих нашего времени нельзя сказать, что они не „слышали“. Однако голос научения должен раздаваться сильнее и энергичнее, необходимо сообразоваться с нуждами и потребностями времени, а главное нужно помнить евангельское слово: «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном» ( Мф.5:19 ). Неверие часто побеждается не столько доводами ума, сколько чистотою и высотою христианской жизни. Вера дает человеку жизнь, ибо она открывает ему область духовного, вечного, небесного и придает смысл нашему земному существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

С просьбой, аналогичной просьбе отца мальчика, в другом эпизоде к Иисусу обращаются апостолы: Умножь в нас веру ( Лк. 17:5 ). Эта просьба в Евангелии от Луки становится прелюдией к словам о вере, которые у Матфея приведены в завершение истории с отцом бесноватого мальчика: Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас ( Лк. 17:6 ). У Матфея они являются частью ответа на вопрос учеников о причинах их неспособности изгнать беса: Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом ( Мф. 17:19–21 ). Тема веры и неверия, таким образом, пронизывает весь рассказ. При этом у Матфея упрек в неверии брошен ученикам: их неверие объявлено главной причиной их неспособности изгнать беса. У Марка, напротив, неверие отца мальчика становится смысловым центром повествования. Соответственно, слова Иисуса О, род неверный могут относиться ко всем участникам драмы: и к отцу, и к ученикам, и к окружающей их толпе, и в целом к народу израильскому. Однако для отца мальчика чудо, произошедшее с его сыном, становится мощным стимулом к обретению веры; благодаря вере, полученной от Иисуса в дар вместе с чудом, он как бы перестает быть частью рода неверного и развращенного. Следует обратить внимание на то, что вера в эпизоде, изложенном у Марка, трактуется как дар, а не как собственное приобретение или достояние человека. В других случаях Иисус спрашивает того, кто просит об исцелении: Веруете ли, что Я могу это сделать? ( Мф. 9:28 ). При этом как бы предполагается, что веру они должны носить в себе: они должны приобрести ее до того, как придут к Иисусу. Данный эпизод, однако, вносит существенный корректив в это представление. Вера может быть обретена в момент встречи человека с Иисусом, благодаря этой встрече. И она не является плодом его личных усилий: он получает ее как неожиданный и незаслуженный дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Синоптические Евангелия отмечают, что Господь часто требует веры человека для совершения чуда или совершает чудо, видя веру. Категорическое неверие жителей Назарета препятствует чудесам: «…И не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф. 11: 54–58 ). «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]» ( Мк. 6: 5 ). «Щадя их, Он не творит чудес, дабы не послужили к большему осуждению их, как людей неверующих… С другой стороны, для чудотворений потребна, во-первых, сила творящего, во-вторых, вера приемлющих чудо. Поскольку же здесь недоставало второго (из этих условий), то есть веры имеющих нужду в исцелении, то Иисусу не благопотребно было творить чудеса» 182 . В Евангелии от Иоанна, наоборот, вера нередко является следствием чуда (см.: Ин. 2, 3, 5, 9 ). К чудесам четвертого Евангелия в особенной степени может быть применено понятие «знамение» 183 : чудо не только как факт, но и особое свидетельство о Совершителе чуда сообщающее знание о Нем как о Боге, Подателе Жизни, Творце, Владыке над духовным и материальным миром и т. д. Опираясь на слова Самого Христа, можно сказать, что самый главный смысл и назначение чудес – свидетельство о том, что Христос есть Сын Божий: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин. 5: 36 ); «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха» ( Ин. 15: 24 ). Человеческий образ Мессии может смутить, но явление силы Духа Святого в чудесах и учении Сына Человеческого делает неверие неизвинительным: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится» ( Лк. 12: 10 ). Евангелисты отмечают, что непредвзятые свидетели чудес понимают, что равного Иисусу Назорею еще не было: «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» ( Ин. 7: 31 ). Особенно ясно это показывают чудеса в Евангелии от Иоанна, совершенные в ситуации полной безнадежности: дарование зрения слепорожденному, претворение воды в вино на браке бедных людей, дарование здоровья и жизни сыну царедворца 184 , чудесный улов рыбы после бесплодно проведенной ночи трудов, воскрешение четверодневнего мертвеца, исцеление парализованного в течение тридцати восьми лет человека. Христос во всех этих чудесах являет силу Божию: Он помогает людям, когда никто, кроме Бога, помочь не мог 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

1Ин.5:4 .  Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 1Ин.5:5 .  Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Исполнение заповедей Божиих человеком встречает для себя препятствия в виде противодействия боговраждебных начал – мира, плоти и диавола (см. 1Ин.2:15–16 ). Но христианин силою благодати, подаваемой через веру в Бога и Господа Иисуса Христа, твердо противодействует соблазнам и искушениям, идущим от мира, и, наконец, побеждает весь боговраждебный мир. Апостол «объясняет, в чем состоит победа и через что она совершается; тем и другим называет веру, т. е. веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (блаж. Феофил.). Победа над миром, совершенная Иисусом Христом ( Ин 16:33 ), является вечным источником, из которого христиане, по вере во Христа, почерпают благодатные силы для своей личной победы над миром. 1Ин.5:6 .  Сей есть Иисус Христос , пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 1Ин.5:7 .  Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1Ин.5:8 .  И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 1Ин.5:9 .  Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Вера в Божество Иисуса Христа (ст. 5) образует самую сущность и главное основание христианства, и именно против этой веры направляли все свои силы лжепророки и еретики апостольского века. Потому Апостол теперь указывает те твердые и незыблемые основания, на которых покоится та вера. Возвращаясь к началу своего послания 1Ин.1:1–3 , Апостол теперь подробно раскрывает и обосновывает свидетельство о Христе, вера в Которого победила мир. Свидетельствами того, что Иисус есть Христос Сын Божий, служат прежде всего «вода» крещения, «кровь» крестной смерти на Голгофе и «дух», т. е., благодатные дарования Св. Духа: свидетельства эти подтверждает Дух Божий, Который есть истина (ст. 6). Но свидетельство Духа Божия находится в полном согласии со свидетельством – Бога Отца о Своем Сыне ( Мф.3:17, 17:5 и др.) и Господа Иисуса Христа о Себе Самом ( Ин.1:18, 3:11, 8:14, 10:36 ; Мф.26:64 и др.), потому что все три Лица Пресв. Троицы едино суть по существу (ст. 7). Этим высоким небесным Свидетелям соответствуют три земных свидетеля: дух, вода и кровь (ст. 8). «Сказав это, подтверждает слова сии доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога. Ибо это свидетельство о Сыне Божием, т. е. о Христе, не от Самого ли Бога?» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010