Необходимо предположить, что действия благодати, самой по себе недоступной чувствам и сознанию, воспринимаются все-таки сознанием. Пусть вера – дело благодати. Но благодать только влечет к ней, представляет данные, просветляет наше сознание. Вера же в собственном смысле есть уже дело человека. Если благодать лишь влечет свободу и действует при посредстве сознания, то такое участие благодати не исключает понятия о вере как знании. Божественный промысл дает нам все необходимое для Богопознания и достижения веры. Как Божественный промысл не исключает действия естественных сил природы и человека, так и участие благодати в деле веры не исключает действия свободы и естественных познавательных сил человека. Если и благодать действует на сознание и волю, давая им видеть неоспоримые основания истины, то и проистекающая отсюда уверенность или вера будет тем же знанием. Неверие везде в Священном Писании приписывается свободно являемому жестокосердию или малодушию людей, а не неведению. Господь говорит: «верующий в Него не осудиться, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы; ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» ( Ин.3:18-20 ). Здесь причиною неверия признается не столько неведение, сколько нежелание согласиться признать истину. Нам дано все необходимое для познания веры. И внешняя, и внутренняя природа учит нас общим и основным истинам веры. И сверхъестественное откровение, свидетельствуя свою истинность всеми возможными доводами, сообщает нам всю необходимую для спасения полноту ведения в деле веры. Вера для желающих и стремящихся к ней может всегда стать знанием. Нужно только искренно желать и стремиться познать истину, и она себя не заставит ждать. Там, где ослабеют наши силы, сама истина придет нам на помощь. Мы знаем, Премилосердный не отверг ни благочестивого язычника (Корнилия), ни фанатического преследователя Своей Церкви (Савла), но, первому послав Ангела, второму же явившись Сам, обоих привел на путь так искренно, так страстно желаемой ими истины.

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

После отшествия из мира Христос вместо Себя послал " другого Утешителя " , Духа Святаго, Духа истины (Ин. 14, 16, 17). Он " научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (ст. 26); Он " наставит вас на всякую истину " (16, ст. 13). " Жестоковыйные, — говорит Стефан своим соплеменникам евреям, — вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы " (Деян. 7, 51). — И доселе упорствуют они. " Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас " (1 Ин. 4, 6). — Сколько уже раз указывается, что вера — от Бога: в ком Бог, в том и вера будет. И наоборот. Следовательно, дело совсем не в уме, не в знаниях, а в духе, в сердце — и еще глубже: в Боге, живущем в сердце и открывающемся ему. А в ком Бог пребывает? — " Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том " (1 Ин. 3, 24). В частности, — и даже в особенности — " Кто не любит, тот не познал Бога. потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 8); " ...если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает... " (1 Ин. 4, 12). " Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного... " (1 Ин. 5, 20). Христос есть основа веры. Вера наша " не на мудрости человеческой, но на силе Божией " (1 Кор. 2, 5). " А нам Бог открыл это Духом Своим " (2, 10). " Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать " (1 Кор. 8, 2). " Но кто любит Бога, тому дано знание от Него " (ст. 3). Много и еще есть подобного материала в Слове Божием. Впрочем, все оно учит вере. Но только не философским путем, а несравненно более иными способами: непосредственным откровением о проявлениях иного мира, фактами и проч. Об этом будем после говорить; а сейчас скажем о вере и отношении к ней знания, науки... К этому и перехожу. Веруют ли ученые? В широких кругах интеллигентного общества установилось, как известно, ужасное предубеждение, будто наука несовместима с верою; или проще, что ученые, умные люди не могут веровать. И должно сказать правду, что фактически это имело основание: наши, сравнительно образованные, классы в последнее столетие несомненно проявили огромную наклонность к неверию. Неверие сделалось почти признаком " мыслящего " человека. Все мы, русские, знаем это и по опыту школьному, и по выдающимся писателям нашим, и просто по интеллигентскому быту. Вера ушла от интеллигенции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

С такой же мольбой обратился к Иисусу незадолго перед тем отец того бесноватого юноши, которого не могли исцелить Апостолы. Господь сказал тогда удрученному горем отцу, что для исцеления необходима вера; а просивший об исцелении сына со слезами воскликнул: «Верую, Господи! помоги моему неверию!» ( Мк.9:23–24 ). То есть: «верую, Господи, но вера моя слаба; я нередко сомневаюсь; я оказываюсь бессильным разрешить вторгающиеся в душу сомнения; я колеблюсь и становлюсь опять неверующим; я хочу освободиться от всех сомнений, хочу верить, но... не могу. Сжалься надо мной, Господи! Помоги моему неверию». По всей вероятности, и Апостолы переживали такую же мучительную борьбу веры с сомнениями; выйти победителями из этой борьбы, рассеять все сомнения они не могли собственными силами, и потому обратились к Иисусу с мольбой: «Господи! умножь в нас веру, помоги нашему неверию». Что б предпринял Господь для умножения веры Апостолов – неизвестно, так как Евангелист Лука, повествующий об этом, никаких дальнейших подробностей не сообщает. Много было дано Господом знамений для того, чтобы вера в Него Его постоянных спутников стала крепка, как камень; и если, несмотря на эти знамения, вера Апостолов была не только слаба, но иногда даже переходила в неверие, то надо полагать, что Господь не дал им теперь никакого нового знамения и не произнес никакого поучения, а предоставил времени и дальнейшим событиям воздействовать в этом отношении на Апостолов; а чтобы они поняли, насколько нужна сильная, непоколебимая вера особенно им, будущим проповедникам Его учения, Господь сказал им: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное 5 и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» ( Лк.17:6 ). Вскоре фарисеи, всюду следовавшие за Иисусом, спросили Его, когда придет Царство Божие, разумея, конечно, под Царством Божиим всемирное царство измышленного ими еврейского Мессии. На это Иисус ответил им: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Языческая древность не могла придумать для грешных людей более мучительного наказания, нежели непрестанный труд над таким делом, которое не имеет никакого смысла, напр., вливание воды в бездонную бочку или вскатывание на гору камня, который тот час снова скатывается вниз. Не менее мучительно работать над таким делом, в которое не веришь. Еще мучительнее влачить жизнь без веры в людей, без веры в торжество правды, без веры в Бога. Те из нас, которые знакомы с светской письменностью, знают даровитого английского писателя, жившего около ста лет тому назад; оставил он после себя «свиток книжный, и в том писана быша предняя и задняя, и вписано бяше в нем рыдание, и жалость, и горе». Где же причина той тоски, которая проникает его творения? Конечно, тут не без значения те тяжелые условия, в которых пришлось жить и действовать восприимчивому писателю, но главная причина его тоски – в отсутствии веры, – веры в людей, веры в Бога. По-видимому, он и сам сознавал это, когда говорил, что лучше совсем не родиться на свет Божий, чем отвергать слово Божие, заключающееся в Библии . Он понимал значение веры, но не имел ее, отсюда – безысходная тоска, проникающая его гениальные творения. Видно, где нет веры, там нет и отрады: недаром неверие часто приводит к самоубийству. Наоборот, где – вера, там – и надежда, потому что, по апостолу, в вере – сущность и опора надежды ( Евр. 11:1 ), а где надежда, там и отрада, терпение, благодушие в перенесении страданий (ср. Евр. 6:12 , Апок. 13:10 ). Где нет веры – там смерть, где вера – там жизнь. «Вся история человечества есть не что иное, как вера, воплощенная в действиях и событиях». Чтобы убедиться в этом, проследите шаг за шагом историю ветхого завета: что было движущей и одушевляющей силой в жизни и деятельности ветхозаветных праведников? Не что иное, как вера: «верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; верою Авраам повиновался призванию изыти на место, еже хотяше прияти в наследие, и изыде не ведый, камо грядет; верою Моисей отказался называться сыном дочери Фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение; верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

(5) Гераклит порицает людское неверие, говоря, что «ни слушать они не умеют, ни говорить».   Вне сомнения, он правильно понял слова Соломона: «Если любишь слушать, усвоишь, и, если приклонишь ухо свое, премудр будешь.»    Вера, раскаяние и знание ( 25 , 1) «Господи, кто поверил слышанному от нас?» — говорит Исаия.   «Вера от слышания, а слышание от слова Божия», — говорит апостол.   (2) «Но как призывать того, в кого не уверовали? Как веровать в того, о ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: Прекрасны ноги благовествующих благое!»   (3) Видишь, как веру, возникающую из слышания и усвоения проповеди апостольской, апостол возводит к слову Господа и Сына Божьего? Но разве не является слово Божие само по себе доказательством? (4) Для игры в мяч одного игрока, ловко бросающего мяч, недостаточно. Необходим также и другой игрок, в нужный момент его подхватывающий так, чтобы в соответствиями с правилами игры, занятие это носило обоюдный характер. Точно так же и обучение возможно только при наличии благорасположенности. В этом случае вера слушателей, будучи сама по себе некоего рода природной способностью к восприятию, направляет процесс обучения. ( 26 , 1) Равным образом и труду сеятеля много способствует естественная плодоносность самой почвы. Без доброй воли и восприимчивости ученика даже наилучшее учение оказывается бесполезным; слушателю, не расположенному к добровольному послушанию, не помогут никакие пророчества. (2) Сухая солома легче загорается и лучше воспринимает пламя. И магнит притягивает железо в силу взаимного с ним родства. По той же причине смолистая поверхность притягивает солому, а янтарь — мякину. Все эти предметы притягиваются некой таинственной силой, которая, судя по всему, является причиной не основной, но содействующей.    (3) Порок проявляет себя двояким образом: либо используя хитрость и обман, либо же прибегая к насилию. Потому–то Божественный Логос и говорит открыто, всех призывая к себе, заранее зная тех, кто не пожелает прислушаться к его словам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   Ум видит и слышит, слепо все остальное и глухо.    (5) Гераклит порицает людское неверие, говоря, что «ни слушать они не умеют, ни говорить». Вне сомнения, он правильно понял слова Соломона: «Если любишь слушать, усвоишь, и, если приклонишь ухо свое, премудр будешь.» (Sir. 6:34.) VI. Вера, раскаяние и знание    (25, 1) «Господи, кто поверил слышанному от нас?» — говорит Исаия. (Ис. 53:1.) «Вера от слышания, а слышание от слова Божия», — говорит апостол. (Рим. 10:17.) (2) «Но как призывать того, в кого не уверовали? Как веровать в того, о ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не бу­дут посланы? Как написано: Прекрасны ноги благовествующих благое!» (Ис. 52:7; Rom. 10:14—17) (3) Видишь, как веру, возникающую из слышания и усвоения проповеди апостольской, апостол возводит к слову Господа и Сына Божьего? Но разве не является слово Божие само по себе доказательством? (4) Для игры в мяч одного игрока, ловко бросающего мяч, недостаточно. Необходим также и другой игрок, в нужный момент его подхватывающий так, чтобы в соответствиями с правилами игры, занятие это носило обоюдный характер. Точно так же и обучение возможно только при наличии благорасположенности. В этом случае вера слушателей, будучи сама по себе некоего рода природной способностью к восприятию, направляет процесс обучения. (26, 1) Равным образом и труду сеятеля много способствует естествен­ная плодоносность самой почвы. Без доброй воли и восприимчивос­ти ученика даже наилучшее учение оказывается бесполезным; слу­шателю, не расположенному к добровольному послушанию, не по­могут никакие пророчества. (2) Сухая солома легче загорается и лучше воспринимает пламя. И магнит притягивает железо в силу взаимного с ним родства. По той же причине смолистая поверхность притягивает солому, а янтарь — мякину. Все эти предметы притягиваются некой таинственной силой, которая, судя по всему, является причиной не основной, но содействующей.    (3) Порок проявляет себя двояким образом: либо используя хитрость и обман, либо же прибегая к насилию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А подчиненный Пастырю должен страшиться быть связанным, хотя бы и несправедливо; не должен безрассудно порицать суд своего Пастыря, дабы для него, хотя бы он и несправедливо был связан, в самой гордости безрассудного порицания не было той виновности, которой доселе не было. Но поскольку мы кратко сказали об этом через отступление, то возвратимся к порядку изъяснения.    7. «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус». Он один отлучился от учеников, по возвращении услышал, что было, и отказался верить слышанному. Господь опять пришел и неверующему ученику, предложил бок для осязания, показал руки и, явив признаки ран Своих, исцелил рану его неверия. Что, возлюбленнейшая братия, в этом вы замечаете? Неужели вы думаете, будто это произошло случайно, что этого избранного ученика тогда не было, а по пришествии он услышал, услышав, усомнился, сомневаясь, осязал, осязав, уверовал? — Нет, это произошло не случайно, но по Божественному распоряжению. Ибо верховное милосердие дивным образом соделало то, чтобы этот сомневающийся ученик, осязая раны плоти в Своем Учителе, целил в нас раны неверия. Ибо для нас неверие Фомы было более полезно в вере, нежели вера учеников верующих, потому что когда он к вере возвращается через осязание, тогда наш ум, поставленный выше всякого сомнения, укрепляется в вере. Потому что Господь по воскресении Своем попустил ученику усомниться, впрочем, не оставил его в сомнении, так как прежде рождения Своего Он хотел, чтобы Мария имела жениха, который, впрочем, не вступал в супружество с Ней. Ибо ученик, сомневающийся и осязающий, соделался свидетелем истинного воскресения так, как жених Матери был хранителем чистейшего Ее девства.    8. Но он (ученик) осязал и воскликнул: «Господь мой, и Бог мой. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Если Апостол Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11.1), то решительно ясно, что вера есть уверенность в тех вещах, которые не могут быть являемы. Ибо что является, то не имеет надобности в вере, но (имеет надобность) в познании. Следовательно, когда Фома видел, когда осязал, то почему говорится ему «ты поверил, потому что увидел Меня?» — Но он одно увидел, а в другое уверовал. Потому что Божество не может быть видимо смертным человеком. Итак, он видел человека, а исповедал Бога, говоря: «Господь мой и Бог мой». Итак, через видение уверовал тот, кто, размышляя об истинном человеке, воскликнул, что Он есть Бог, Которого невозможно видеть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Два человека утверждают противоположное. Но и тот, и другой – в равном положении. И одного можно спросить: а ты сам-то видел Бога, о Котором так горячо говоришь? И другого с таким же правом можно спросить: а ты видел эти миллиарды лет, которым приписываешь такое всемогущество? Ну а доказывать, что чего-то или Кого-то не существует, – совсем уж неблагодарное и совсем уж не научное занятие. Когда-то люди были уверены, что и Америки не существует. Поэтому прежде, чем выбирать, надо дать себе полный отчет, что если уж, в отношении начала и конца мира у одного- слепая вера, то и у другого – никакая не наука, а всего лишь – слепое неверие. И теперь твоя за дача – исследовать: что же вероятнее, что более похоже на правду?. Но тут начинаются новые сложности. Как мы уже заметили, если, например, в отношении исторических событий мы более или менее спокойно как бы меняем веру, то в этих, «последних», вопросах мы всегда очень активны. Потому что от того или иного решения нам придется, так или иначе, переменить свою жизнь. Слово Божие говорит, что вера – это « осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом » ( Евр. 11, 1 ). То есть вера – это когда то, чего еще только ожидаешь или что уже давно миновало, становится важнее того, что каждый день всеми силами давит на тебя. И когда невидимое начинает определять твою жизнь сильнее, чем то, что постоянно видишь своими глазами. И поэтому в том, какой ты сделаешь выбор, немаловажную роль сыграет предварительная установка твоей свободной воли, твоего «Я»: Действительно ли ты хочешь найти положительный ответ? Или – наоборот, хочешь понадежнее спрятаться от этого ответа? Однажды Господь Иисус Христос сказал: « Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю » ( Ин. 7, 16–17 ). То есть, чтобы узнать, что учение Иисуса Христа – действительно Божественное учение, действительно – Божия воля, надо, чтобы в сердце было желание не просто узнать эту волю, но узнав, непременно выполнить ее. А иначе, кстати, зачем ее и знать-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Если вы, братия, повнимательнее рассмотрите жизнь, как она обнаруживается у таких людей, то вы убедитесь, что я говорю правду. При таком образе жизни может ли человеческий род, равно как и отдельный человек, найти свое счастье? Но если неверие ведет человека к такому унижению, то расчет его найти в нем свое спасение неверен, и мы поэтому не должны в нем искать его. Вера же доставляет ему счастье и спасение, ибо она возводит человека на высоту его нравственного совершенства и человеческого достоинства. 2 . Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его – так говорит Псалмопевец о достоинстве человека, и мы вполне согласимся с ним, если рассмотрим, как учит нас о достоинстве человека вера, и из этого размышления мы извлечем новое для себя побуждение жить сообразно с этим высоким нашим достоинством. а) Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему ( Быт.1:26 ) – так сказал Бог, когда вознамерился создать человека. И создал Господи Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ) – так учит вера словами Священного Писания о сотворении человека. Итак, он есть творение Всевышнего, вызванное к бытию посредством особенного Божия совета, – творение, одаренное бессмертной душой, созданное по образу Божию и по подобию, имеющее разум познавать истину и свободную волю творить добро. Если мы рассмотрим только это немногое – и тогда уже какое достоинство приобретает в наших глазах человек! Как высоко поставлен он между другими видимыми предметами! И однако одним этим Бог не ограничился. Мало того, что Он сотворил его по образу Своему, но одарил его еще высшими, сверхъестественными дарами. Он создал его совершенно святым и праведным; Он удалил от него всякое преобладание чувственности; Он даровал ему высокое познание естественных, видимых предметов и еще высшее познание Бога и удостоил его непосредственного общения с Собою – явился в отношении его не как только всемогущий Творец, но и как любящий отец. Он ввел его в рай, в котором он мог жить и никогда не умирать. Этого мало: Бог не лишил человека Своей любви и тогда, когда тот согрешил и утратил естественный образ Божий. И тогда, когда грех возобладал над людьми, когда они, изгнанные из рая, блуждали по земле, вдали от Бога и забыв Бога, – они не были забыты Богом. Своего собственного Сына послал Он для того, чтобы спасти их и восстановить в них утраченный образ Божий. И каждый, кто в Него верует и крестится, приобретает этот образ – эго усыновление и право на небо, на общение и внутреннее единение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Есть и другое искушение: полностью отдать себя заботам и тревогам мира, забыв о своем христианском призвании и верности Евангелию. Это не неверие, но «теплохладность», которая осуждена в «Откровении» апостола Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16). Русский святой Феофан Затворник называет теплохладность стоянием «между Христом и сатаной». И правоту святителя подтверждает состояние современного нам общества, которое не может не тревожить нас. Мы видим, что многие люди, включая христиан, перестали мыслить категориями греха и святости. Мало кто чувствует потребность в спасении, а Евангелие воспринимается как набор нравственных наставлений, часто архаичных и не имеющих практического применения в жизни современного человека. Реально пугает нашего современника только болезнь и смерть. Но Евангелие определенно говорит, что Христос победил смерть Своим Воскресением. Поэтому важно объяснять человеку, сомневающемуся и страшащемуся кончины, что Бог создал нас не для смерти: Он создал нас для бессмертия. Мы можем протестовать против смерти, но она все равно придет. Значит, важно не просто ее опротестовать, а важно ее осмыслить, понять, для чего она приходит и что нас в связи с ней ждет. И ответ на это дает вера, и не просто вера в Бога, но именно христианская вера. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Другая проблема современного мира — это разрушающий нравственную жизнь человека крайний либерализм, который ставит человека на место Бога. Известен афоризм, приписываемый Достоевскому: «Если Бога нет, то все позволено». Сегодня вседозволенность становится реальностью. Происходит эрозия нравственности, разрушение института семьи и брака, распространение абортов и внедрение биотехнологий, противоречащих евангельским принципам. Но сложность сегодняшнего дня еще и в том, что в потоке информации, в разнообразии мнений и суждений, который несет нам Интернет, человеку крайне сложно сориентироваться. В таких условиях не просто притупляется нравственное чувство. Зачастую человек не может отделить добро от зла. Главным духовно-нравственным ориентиром для нас, христиан, остается Евангелие, но многие ли сегодня способны и желают воплотить евангельский идеал в жизнь?

http://patriarchia.ru/md/db/text/5522141...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010