Тайна человеческого спасения от греха, смерти и диавола — вся в вере человека во всемогущество Спасителя Христа. Человеку, всем сердцем верующему в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, досточудный Спаситель таинственным образом подает несказанную крепость — силу, которая и невозможное делает возможным, то есть делает возможным для верующего то, что невозможно для неверующего. Поэтому Спаситель ясен и решителен в Своем слове: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20; ср.: Мк.11:23; Лк.17:6); «истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь... все, чего ни попросите в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (ср.: Мф.21:21-22; Мк.11:24); «всё возможно верующему» (Мк.9:23).    Вера в Евангелие — условие спасения (см. Мк.1:15). Уверовавший в Евангелие — спасется (см. Мк.16:16). В мере человеческой веры — мера его крепости и силы, поэтому всемогущий Спаситель во многих случаях говорил отдельным людям: «Как ты веровал, да будет тебе!» (Мф.8:13); «вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22; Мк.5:34, 36; Лк.8:41-50; Лк.17:19), «по вере вашей да будет вам!» (Мф.9:29); «иди, вера твоя спасла тебя» (Мк.10:52). Иногда человеческая вера своей безграничной силой отождествляет волю верующего с волей Спасителя, посему и говорит Он хананеянке: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф.15:28). Скорбному Иаиру, веру которого в силу Спасителя поколебало известие о том, что его больная дочь умерла, благий Господь говорит в утешение: «Только веруй, и спасена будет» (Лк.8:50). Учеников, устрашенных волнением на море, Спаситель, укротив бурю, упрекает: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф.8:26; Лк.8:25). А Петру, который по зову Спасителя идет по морю, но, усомнившись, начинает тонуть, Спаситель говорит: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). Вера в Богочеловека наполняет человека неустрашимой Богочеловеческой силой; неверие делает человека малодушным и колеблющимся. Боязнь в опасности — признак маловерия, а безмерный страх — признак неверия. В этом отношении большое значение имеют слова Спасителя, адресованные испуганным ученикам: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» (Мк.4:40).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Братия! Судя по тому, что сказано нами о вере, как легко, по-видимому, верить! К вере влечет человека его природа. Вера есть самое желанное явление в человечестве. Вера имеет на своей сторон всевозможные свидетельства своей истинности. Вера столько дает и еще более обещает дать человеку. Что же значит, что вера святая не везде есть, где есть сердце человеческое, где есть дух богоподобный? Во-первых, значит то же, что значило столько раз встречающееся в Евангелии неверие учеников Господа. Не во всей ли полноте и ясности говорила им за себя святая вера и словом, и делом их Учителя? Не достаточно ли было, по-видимому, и одного из бесчисленных чудес Его, чтобы довериться Ему совершенно? Но только в редкие минуты восторженного порыва ума и сердца они высказывали свою веру в Него. А прямо и единогласно исповедали это уже только в последний вечер своего блаженного общения с Ним. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел ( Ин.16:30 ). Но и тогда они еще обманывали себя. Учитель сказал им: Теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного ( Ин.16:31 ). Так и случилось. Сколько раз прежде Своей смерти Он говорил им, что Его убьют и что Он воскреснет в третий день. И что же? Не только никто не ждал этого, но никто и верить не хотел тому, что Он действительно воскрес в третий день. Что же это за ослепление было очей чувственных и умственных? Это была крайняя немощь природы человеческой, до того оземленившейся, осуетившейся, уничижившейся, что ей уже как бы невозможно стало возвышаться до крепкой, полной и живодейственной веры в самое решительное и непререкаемое откровение Бога. Той же немощью одержимы и все мы. Не пойдем далеко за примером. Представим себя на месте апостолов, собранных вкупе на горе Галилейской, или представим, что Галилея эта здесь, в этом собрании верующих. Господь предстает перед нами и показывает нам руки и ноги и ребра Свои… Мы не затруднимся сказать, что подобное явление перед нами Иисуса Христа вызвало бы в нас и глубочайшее благоговение, и теплейшее умиление, всесвятое, благое и совершенное.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

В итоге, приемы исторической критики, порою кажущиеся наивному уму чем-то неумолимо логичным, на деле так же основаны на вере, как и убеждения верующего сердца. В сущности, не приемы различны — они одинаковы, ибо одинаково устроение ума человеческого, — а различны веры, лежащие в основе тех и других. У одного — вера в неверие, вера в сей преходящий и растленный мир, у другого — вера в веру, вера в иной, вечный и духовный мир. У одного — вера в законы дольнего, у другого — в законы горнего. И согласно вере своей, каждый говорит, раскрывая в объективных по виду приемах доказательства чаяния своего сердца. " Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет " (Мф. 6, 21; ср.: Лк. 12, 33). И вот, где полагается сокровище — ценность, туда и устремлятся сердце, то есть на той ценности и " ориентируется " все существо. И потому, если кто сдается на доводы исторической критики, то это не то значит, что они основательны, а то, что он уже расслаб в своей вере и душа его тайно вожделела, с кем бы ей пасть» 206 . К этим взглядам на существо исторической критики в отношении библейских памятников еп. Феофана и свящ. П. Флоренского и я присоединюсь, и если где как будто отступаю от них, приводя доводы научных исследований в пользу той или иной библейской книги, то ради тех расслабленных в вере душ, о которых только что упомянуто. Я руководствовался в этом случае словами, сказанными про Господа Иисуса Христа (Мф. 12, 20).     Б. Священное Раздел, посвященный Свящ. Преданию и патристике, имеется лишь в виде набросков. — Прим, составителя.)   Другой положительный источник откровения есть Священное Предание — незаписанное Слово Божие. До сих пор говорилось о Слове Бога Живого, передаваемом людям в виде Священного Писания. Но не все человек (пророк, апостол) мог записать. Большая часть осталась записанной в сердцах и умах слушателей, ибо, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). И это, слышанное при многих свидетелях и сохраненное с помощью благодати в памяти слушателей и потом записанное, составило основу Священного Предания. Таким образом, повторяю, оно то же, что и Слово Божие, но записанное не самими авторами, богопроповедниками, а их слушателями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вера ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. – это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеч. сердцу, – нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков» ( Быт. 15:5 ). И Аврам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»; 2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. ответ человека на Божий призыв – это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона – доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. глагола аман (ср. ⇒ Аминь ) – «верить». Он означает также «являться сущностью», «представлять суть» или «быть незыблемым, истинным, надежным, верным». Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [евр. эмет, произв. от аман] ( Пс. 145:6 ), это следует понимать так: «Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен». Выражение «все заповеди его верны» ( Пс. 110:7 ) означает: они справедливы, надежны и неизменны. В. – это состояние совершенного доверия. Слова «Аврам поверил Богу» означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить – значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке – именно в этом заключается В., основа которой – упование на Слово Божие. Выражение «Аврам поверил Богу» означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3-я глава, читаю вам с 11-го стиха: «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?». Вот эвтаназия, которая сейчас разрешается и вопрос о которой дискутируется. Вот он ведь в основе-то своей что имеет? Неверие человека. Неверие человека, и поэтому жизнь ему кажется безсмысленной и он готов уйти из неё. Суицидов у нас великое множество – людей, которые покушаются на самоубийство. Причём статистика ужасающая, и всё отчего? Вот две мелющие на жерновах, есть пословица: две мелющие на жерновах, одна берётся в Царство Божие, другая оставляется (см. Мф. 24:4 ). Что это за притча? Это два человека в одинаково трудных обстоятельствах. Но один благодарит, и даёт ему силы благодарить вера его, а другой хулит, проклинает и через это проклятие погибает . А в итоге-то погибает за своё безверие. Поэтому поднимается этот вопрос: «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы [материнские] ? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни [намёк на пирамиды, на мавзолеи, на гробницы, которые могли позволить себе при жизни богатые люди], или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там [вот ему рисуется загробное существование ] , беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего. На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода». Есть выход. И жена ему указывала на этот выход: похули Бога и умри, или наложи на себя руки. Он этого не делает: Ты говоришь, как одна из безумных (см. Иов. 2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Апостол Фома — отец критического реализма? Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». 27 апреля, 2014 Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Проповедь в Фомину Неделю Иеромонах Симеон (Томачинский). Фото: pravoslavie.ru Часто нас, православных христиан, упрекают в том, что мы «слепо верим» всему, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, мы вспоминаем апостола, которого порой называют родоначальником сомнений, колебаний в вере. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Однако давайте посмотрим, действительно ли апостол Фома был таким отцом «критического реализма» и правда ли, что его вера была слабее, чем у других апостолов. В эти дни Светлой седмицы мы много раз слышали рассказ четырех Евангелистов о событиях Воскресения Христова. И вот что говорит, например, апостол Марк: Воскресший Христос уже явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам . «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк 16:10-14). Апостолы не могли поверить в это невероятное событие – воскресение из мертвых, хотя Христос многократно предсказывал им об этом. И теперь Он «упрекает их за неверие и жестокосердие».

http://pravmir.ru/apostol-foma-otec-krit...

В восьмой день по воскресении Христос снова явился в собрание Апостолов и дал Фоме, присутствовавшему на сей раз на этом собрании, осязать себя. Неверие Фомино уступило место полной вере, – он уверился не только в том, что Христос действительно воскрес и явился по воскресении в том самом теле, которое уязвлено было на кресте, но и в том, что Он есть Господь и Бог, ибо Сам себя воскресил, что мог сделать только Бог. В чуде самовоскресения Фома усмотрел исполнение слышанного им от Христа обетования Его: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:17,18 ). Благословенно неверие Фомы. Оно оказалось спасительным не только для Него лично, ибо привело его к вере, но и для всех верующих во Христа, ибо их вера в воскресение и в божество Его основывается на той же самой очевидности, которая убедила Фому в этих истинах. Вот почему все мы повторяем вслед за Фомой исповедание Его: Господь мой и Бог мой. Все мы верующие убеждены в истине этого исповедания, все поклоняемся Христу как Господу, Владыке всеЯ твари, и как истинному Богу. Что нужно для того, чтобы наше исповедание Иисуса Господом и Богом угодно было Ему? – Самое имя Господь требует от каждого из нас того, чтобы мы признавали себя Его слугами, служили Ему как свойственно служить верным и беспрекословно покорным слугам. Если в человеческих отношениях верность и покорность обязательна для слуг в отношении к своим господам, то не наипаче ли она обязательна в отношении к Господу Иисусу, Владыке неба и земли, Царю царствующих и Господу господствующих? Если воля Его священна для самых высоких тварей, каковы Ангелы Божии, готовые по манию Его исполнять все, что Ему угодно, например, привести в исполнение приговор праведного Его суда о разлучении грешников от праведников в день всемирного суда, та не наипаче ли мы, низшие в сравнении с ангелами твари, смиренно и самоотверженно должны подчиняться Его святой воле, исполнять Его святые заповеди и покоряться Ему во всех обстоятельствах нашей жизни, хотя бы Ему угодно было послать нам тяжелое испытание? Наше служебное отношение к Господу Иисусу должно быть выражаемо не словами только, но делами и всею жизнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В этом страхе Бог оказывается забыт не только как причина и конечная цель бытия и жизни, как смысл и центр существования. Он равным образом отвергается, не замечается, отрицается в промыслительном действии и благом попечении по отношению к каждому существу. Страх свидетельствует о том, что человеку кажется, будто он предоставлен самому себе, может или должен рассчитывать только на собственные силы, что он лишился помощи Божией. «Одного старца спросили: «Почему мне страшно, когда я иду по пустыне?» Он ответил: «Потому что ты думаешь, будто одинок, и не видишь, что Бог пребывает с тобой " » 1498 . Сам Господь Иисус Христос обличает это заблуждение, напоминая человеку, что Бог постоянно заботится о нем 1499 . Вот почему страх – это признак неверия в Промысл Божий: Что вы так боязливы? как у вас нет веры? ( Мк. 4:40 ) – сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам, убоявшимся бури. Кроме того, страх отображает неверие в духовные блага, потому что если бы человек был к ним привязан, то только их он и боялся бы потерять: «Единственная мука, – говорит преподобный Максим Исповедник , – это лишение Божественного» 1500 . Только духовные блага имеют для человека действительно абсолютную ценность и жизненную значимость. Человек, который доверил себя Богу, став участником воскресения Христова и Божественной жизни, не должен больше бояться никаких посягательств на душу и тело, даже смерти, которая убивает тело лишь на время и больше ничего не может сделать 1501 . Соединившийся с Богом обретает в Нем все блага целиком и не боится лишиться чего-либо чувственного. Страх – это не только неверие в духовные блага, единственно реальные, это еще и тщетная вера в чувственные блага, реальность которых иллюзорна, в блага преходящие, как трава и сокровища, которые моль и ржа истребляют и воры крадут 1502 . Рано или поздно человек теряет чувственные блага либо потому, что они непостоянны, либо по причине собственной смерти, так же как и наслаждение от обладания ими, которое, как мы видим, само по себе мало что значит по сравнению с радостью благ Царства Небесного. Именно из-за ложного представления о подлинной реальности чувственных вещей и удовольствий, к которым падший человек привязан, в нем и может поселиться страх: если бы он знал их истинную природу, то оставался бы равнодушным к их утрате.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Вере Вторая Маккавейская кн. противопоставляет неверие, безбожие и отпадение от веры – богоотступление (XV, 3). Вера, переходя в область чувства и стремления, наполняет душу человека самыми святыми расположениями и чувствованиями к Богу и деятельно стремится проявить себя во всей жизни и делах человека, всюду в мире усматривает действия премудрости Божией, могущества, правды и благости Его, с радостью рассматривает и всегда размышляет о делах Божиих, никогда легкомысленно не говоря о предметах священных, и, наоборот, неверие, влияя на чувства и стремления человека, выражается в крайне легкомысленных его поступках и речах. Когда иудеи, сопровождавшие Никанора, просили его не губить жестоко иудеев в субботу и воздать честь дню, освященному Всевышним, тогда этот нечестивец спросил: «Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний?» И когда они ответили: «Есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмый день», то он сказал: «А я господин на земле, повелевающий взять оружие и исполнять царскую службу». Впрочем, он не успел совершить своего умысла... (XV, 2–5). Далее описывается постыдная смерть этого легкомысленного нечестивца – Никанора. Таким же легкомыслием отличались замыслы Антиоха Епифана (IX–4), но зато печально кончилась и жизнь этого богохульника (IX, 28). Таким же легкомыслием отличались поступки отступника Иасона (V, 6–9) и других, упоминаемых в книге, нечестивцев. Со стороны чувства, внутреннее богопочитание выражается в надежде. Надеяться вообще, значит радостно ожидать какого-либо блага, которого приобретение возможно или правдоподобно. Надежда на Бога, в смысле добродетели, с точки зрения ветхозаветного человека есть успокоение сердца человека в Боге, с твердою уверенностью, что Он не лишит его благодатной Своей помощи для достижения им нравственного совершенства – относительного здесь, на земле, и вечного в будущей жизни, по воскресении. Относительную, так сказать, надежду на победу добра над злом здесь, на земле, силою всемогущего Бога, ясно выражает Иуда Маккавей в своих речах (VIII, 18: XV, 7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Верую», — говорит несчастный отец. «Пусть слабость моей веры не станет преградой для исцеления моего отрока». И он добавляет молитву о помощи, чтобы более твердо уповать на спасение Христово: «Помоги моему неверию». Кто жалуется на неверие, должен обращаться ко Христу, чтобы Он помог ему. И довольно будет благодати Его. «Помоги мне преодолеть мое неверие, дай мне благодатью Твоей недостающее моей вере — силу, в немощи совершающуюся». Господь зовет к вере. В Его Божественной Личности зло побеждено. Исцеление отрока совершается, когда его муки достигают предела. «Вскрикнув и сильно сотрясши его, бес вышел». «И отрок сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал». Это «встал» — «восстал» — на Евангельском языке означает воскресение. Воскресший Христос будет восставлять мертвых, и уже теперь Он являет Свою Божественную силу. Он — Победитель зла и смерти, и мы призываемся все упование наше с верою возложить на Него. «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Почему? Потому что вера — живая связь с Богом. Она — молчание слушания, молчание внимания. Вся моя жизнь устремлена к Нему. Вера — проста, в ней не должно быть никаких примесей, она — чиста. Напротив, дух немой и глухой, о котором возвещает Евангелие, — нечистый. Он не говорит, он только производит шум. Он всегда нечист, этот шум, производимый им в нашем сердце. И только благодаря молитве все становится чистым. Молитва — не просто предстояние пред лицом Божиим, как если бы мы были внешними по отношению к Нему. В молитве, которая и есть чистая вера, я — в Нем и Он — во мне. Мне не надо искать Его вовне. Это предельно просто: когда я принимаю Его, Он находит меня, и я нахожу Его. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Даяй молитву молящемуся». Если мы будем просить Духа Святого у Отца по заповеди Христовой, то все будет нам дано, в том числе — дар молитвы. Эта возможность веровать предлагается нам, и мы должны принять ее. Родиться от Отца и обращаться к Нему: «Отче наш», предавая себя Ему. В этом — простота и чистота веры. Дух Святой научит нас молиться непрестанно, потому что мы живем непрестанно — в той мере, в какой мы молимся в Нем.

http://moral.ru/bezdny_zla/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010