Господь просвещает каждого человека – мытаря и фарисея, праведника и грешника, эллина и иудея, раба и свободного, мужчину и женщину, и дело человеческой свободы, чтобы уверовать и прийти к Богу [ 2 ]. Человек волен просить Господа о помощи, об умножении веры: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). И Господь откликается на всякое человеческое прошение, произнесенное с верой: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29), как ты веровал, да будет тебе (Мф. 8, 13), дщерь! вера твоя спасла тебя (Мк. 5, 34) и не бойся, только веруй, и спасена будет (Лк. 8, 50). Господь уверяет человека: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,– и будет вам (Мк. 11, 24), но Он же волен и спросить: где вера ваша? (Лк. 8, 25), упрекнуть: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 31). Он волен и взыскать с искусителя: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк. 9, 42). Вера, таким образом, становится онтологическим условием богообщения и преображения твари, залогом новой жизни и свободы [ 3 ]. Вера и неверие не просто два отличающихся друг от друга типа познания или даже два разных качества существования, но принципиально разнородные модусы жизни, определяющие судьбу человека в вечности: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3, 18). Вопрос о вере – это вопрос о спасении человека: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Черта, разделяющая веру от неверия, оказывается пропастью между жизнью вечной, Царством Небесным, пришедшим в силе, и небытием, смертью без воскрешения [ 4 ]. " Вера в Бога есть то же самое, что и Царствие Божие...– утверждает преподобный Максим Исповедник.– Ибо вера есть безвидное Царствие Божие, а Царствие [Божие] есть вера, божественным образом обретающая [свои] формы. Если же Царствие Божие есть приводимая в действие вера и оно же непосредственно соединяет с Богом царствующих в ней, то вера ясно предстает как связующая сила или действенная связь превышеестественного, непосредственного и совершенного единения верующего с Богом, в Которого он верит " [ CCXIII ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это значит, что вера отдельного человека, согласная с верой Церкви, достигает полноты тогда, когда не только является душевным расположением и умственной установкой, но побуждает человека к тому, чтобы всемерно стараться вести жизнь, согласную с верой. Именно об этом говорит апостол Иаков: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак 2:17 ). Христианская вера есть одновременно вера всей Церкви и вера каждого ее члена. Это вера библейская, апостольская и святоотеческая. Церковь обладает опытом духовного общения с Богом в вере, надежде и любви. Этот опыт преемственно восходит к тем примерам богообщения, о которых повествует Библия. Сам Бог вечен и неизменен — меняются лишь эпохи постепенного самооткровения Бога, которое достигло полноты с приходом в мир Спасителя Иисуса Христа. И поныне в Церкви звучит то же благовестие о Христе, которое несли разным народам Его непосредственные ученики — апостолы. Позднее апостолам наследовали те, кого Церковь именует «святыми отцами»: они жили и совершали свое служение в разные эпохи и в разных странах, но их наследие остается авторитетным для Церкви во все времена. При всех изменениях отдельных внешних форм жизни и служения Церкви ее внутренняя, духовная жизнь остается неизменной. «Мир сей» исторически изменчив, но Церковь как «Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк 9:1 ), есть животворное духовное присутствие Бога в этом мире, неподвластное времени и пространству. § 4. Вера и неверие Церковь верит, что для спасения человека необходимо принятие Откровения, данного человечеству через Богочеловека Иисуса Христа. Однако христианская вера никому не может быть навязана силой. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр 3:20 ). Христос стучится в двери сердца человека, но вера в Него может родиться только через свободный отклик человека на призвание Божие. Тот факт, что человек склонен ко греху и живет во грехе, затрудняет зарождение и развитие в нем веры. Она может вообще не возникнуть в человеке, и тогда он блуждает по беспутьям атеизма, материализма, нигилизма. В других случаях на место веры приходит суеверие, представляющее собой антипод веры; оно выражается, в частности, в поклонении предметам и явлениям материального мира вместо поклонения Богу Творцу.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Глава 4 2Кор.4:1 .  Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем. «Сего ради имуще служение сие, якоже помиловани быхом, не стужаем си». Апостол дал ясно видеть, что служением Духа назвал он проповедников. Сказал же, что сподобился сего служения по единому человеколюбию. Поэтому-то, говорит, и переносим мужественно постигающие нас скорби. 2Кор.4:2 .  Но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. «Но отрекохомся тайных срама». Разумеет обрезание, которое проповедовали уверовавшие из язычников 2 . Сие сказал он и в другом месте: «Но яже ми бяху приобретения, сия вмених Христа ради тщету» ( Флп. 3, 7 ); и еще: «но вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу» ( Флп. 3, 8 ). «Не в лукавствии ходяще, ни льстяще словесе Божия, но явлением истины представляюще себе ко всяцей совести человечестей пред Богом». Снова обличает их в том, что примесью закона искажают Божественную проповедь прибегают к лукавству и не простодушно излагают учение. А мы, говорит Павел, имеем свидетелями истины людей; здравомыслящих и Самого Назирающего совесть. Потом, поскольку сказал: " мы еси откровенным лицем славу Господню взираем» ( 2Кор. 3, 18 ), но весьма многие были ослеплены гноем неверия и не могли созерцать Божественного, то по необходимости присовокупил: 2Кор.4:3 .  Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих. «Аще ли же есть покровено благовествование наше, в гибнущих есть покровено». Сие Апостол сказал и выше: «овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот» ( 2Кор.2, 16 ). 2Кор.4:4 .  Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. «В нихже бог» (здесь должно поставить знак препинания), «века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы, Иже есть образ Бога». Апостол показал, что неверие ограничивается настоящим веком, ибо в будущей жизни всем открыто является истина. Ослепил же их Бог, не Сам вложив неверие, но когда увидел их неверие, не попустив им видеть сокровенные тайны. " Не дадите, – сказал, – святая псом: ни пометайте бисер ваших пред свиниями» ( Мф. 7, 6 ); и еще: «Сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не разумеют» ( Мф. 13, 13 ). Ибо нужны разумение и вера, чтобы приобщиться света, а слабым глазам солнце враждебно. «Образом» же «Бога» назвал Апостол Христа, как Бога от Бога, потому что Христос в Себе показывает Отца, почему и говорит: «видевый Мене виде Отца» ( Ин. 14, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Мк.16:12 . После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. Этими словами указывается на явление Иисуса Христа Апостолам Луке и Клеопе на пути в Еммаус, о котором повествует еванг. Лука ( Лк.24:13–35 ). В ином образе, так что Апостолы не могли узнать Господа (16 ст.). Когда шли в селение, т.е. в Еммаус (13 ст.), находившийся в десяти верстах от Иерусалима. Мк.16:13 . И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Евангелист Лука повествует, что когда путешествовавшие в Еммаус, ученики сказали Апостолам о явлении им Господа, то последние говорили, что Он действительно воскрес и явился Симону (ап. Петру, 34–35 ст.), а между тем у еванг. Марка повествуется, что Апостолы не поверили Еммаусским путешественникам. Как понимать такое разногласие? – Апостолы видят и слышат, что Господь является то там, то здесь и притом в ином образе; это могло повергнуть их в сомнение, тем более, что они еще не понимали нового бытия Господа на земле по воскресении и вера их была некрепка. Это-то сомнение и маловерие Марк и называет неверием (Мих). Мк.16:14 . Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Последи явися (наконец явился). Это было не последнее явление Иисуса Христа, но еванг. Марк, опуская другие явления, бывшие в течение 40 дней по воскресении ( Деян.1:3 ), заканчивает сим свое Евангелие, почему и повествует о нем, как о последнем. Явился самим одиннадцати (единомунадесяте). Об этом явлении повествуют и евангелисты Лука ( Лк.24:36–49 ) и Иоанн ( Ин.20:19–23 ), каждый с некоторыми особенностями. Упрекал их за неверие и жестокосердие (поноси неверствию их и жестокосердию) яко видевшим Его вставша не яша веры (не поверили), напр. Марии Магдалине и другим мироносицам, ап. Петру и Еммаусским путешественникам Луке и Клеопе. Это обстоятельство также показывает, с одной стороны, как Апостолы были осторожны в отношении веры в воскресение Христово, а с другой стороны, оно служит неопровержимым доказательством истинности сего величайшего события; значит, воскресение Христово было не мечтой Апостолов: они все сначала не верили и принимали даже упреки за это неверие от Самого Господа! (чит. объясн. 11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Такая вера есть возвышеннейший акт духа, и есть плод любви и живого общения с Богом, и как бы исчезновение в Нем сердцем. «Веровать свойственно душе возвышенной и великой, а неверие служит признаком души неразумной и низкой» (Златоуст). 4:22. Ввиду такой высокой и глубокой веры Авраама, и сказано было о нем, что вера вменилась ему в правду. Вера Авраама была подвигом большим, чем дела оправдания, ибо дела могут ограничиваться одной внешнею стороной, вера же обнимает всего человека, поэтому она и вменилась Аврааму в праведность, как награда. Так она вменяется, как награда, в праведность и всем верующим, подобно Аврааму. 4:23–25. Вера Авраама не ему одному вменилась в праведность. События с ним пророчески указывали на то, что совершается теперь в Новом Завете. Авраам уверовал в то, что Бог, воскрешающий мертвых и нарицающни не сущия, яко сущия, силен оживить мертвенность плоти его и Сарры, и дать им сына. И мы, говорит Апостол, веруем в того же Бога, воскресившего Господа Иисуса Христа из мертвых. Аврааму вменилась вера его в правду, вменится и нам, если будем подражать ему в его вере. Авраам считал себя мертвым своею плотью для деторождения, но вера оживила его плоть и дала сына. И мы, мертвые грехами нашими, однако по вере в Распятого за грехи наши Господа, в купели крещения получаем оправдание, а по вере в Воскресшего и сами делаемся участниками святой Его жизни. В Нем получаем плод жизни – оживаем. II. Плоды веры (5:1–11) Доказав, что человек оправдывается пред Богом исключительно верою, Апостол далее указывает плоды веры и рисует, каким образом вера оправдывает человека перед Богом. Плодами веры, как драгоценным сокровищем, высшим благом, Апостол привлекает сердца к вере, имея в виду изречение Господа Иисуса Христа: где сокровища ваши, там и сердца ваши (ср. Мф. 6:21 ), а где сердце, там и воля. Плоды эти – мир с Богом (5:1), доступ к благодати для получения блаженства (5:2), и уверенность в победе над злом (5:3–11). А). Мир с Богом (5:1) Глава 5 1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Если в вере человек действует как бы заодно с всемогущим Богом, если он даже действует и получает ведение о Боге силою всемогущего Бога, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос придавал вере такую силу, что считал возможным все для верующего: «если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдете и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17:20 ). Необычные действия веры изображает ап. Павел в 11-й главе послания к евреям. Древние праведники, говорит он, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (11:33–34). И ап. Иоанн пишет: «сия есть победа победившая мир, – вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Если вера есть настолько живое и крепкое соединение человеческой души с Богом, что она становится исходным и неизменным пунктом, определяющим все человеческие мысли и действия, и направляющим их на Бога и божественные предметы, то отсюда понятно, почему Господь Иисус Христос и Его апостолы поставляли в зависимость от нее всю судьбу и спасение человека: «верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную» ( Ин. 3:36 ). «Верующим во имя Иисуса Христа дана власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1. 12 ; см. проф. Олесницкий. Нравственное Богословие, §40, стр. 142–144). Необходимо указать, какие бывают уклонения и грехи против веры. Уклонения от христианской веры выражаются в форме неверия и богоотступничества, сомнения (скептицизма), суеверия, холодности и равнодушия к вере (индифферентизм) и др. Против первой обязанности человека вообще иметь веру грешат неимеющие веры, незнающие Бога и своего и Нему отношения или отступившие от Него и отрицающиеся от Него. Неверие может быть теоретическое и практическое. Первое больше всего по причине гордости ума и превратного воспитания. Практическое неверие более распространено. У такого рода неверия один общий характер – жизнь в Богозабвении, в волях сердца, без сознания над собой какой-либо власти высшей, божественной, без чувства неизбежной необходимости и отвечать за жизнь (Ср. Пс. 13:1 ). Предавшись чувственности и страстям, человек подавляет лучшую часть своего существа и порывает нить, связующую его с небом, «не приемлет яже Духа Божия» ( 1Кор. 2:14 , Еф. 2 гл.; Рим. 1 гл.). Бывают такие и среди христиан, которые нельзя сказать, чтобы вели жизнь развратную, но которые живут в естественных чувствах сердца и, зная о Боге, проводят многие годы жизни в суете ума, как бы без Бога (Еф. гл. 2). Есть и другой вид неверия – богоотступничество, т. е. измена вере, отречение от Христа по страху или ради мирских выгод, или по человекоугодничеству и легковерию. О таких апостол Павел говорит, что «они распинают в себе Сына Божия и ругаются (посмеиваются) над Ним» ( Евр. 6:4–6 ; проф. М. Олесницкий . Нравственное Богословие. §41, стр. 148. Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, стр. 358–359, 363–364).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Из учения Иоанна Крестителя фарисеи знали, что крещение водой означало моральное и телесное очищение и возрождение «крещение покаяния», – но они не понимали, что значит рождение от Духа. И Христос упрекнул в этом Никодима, «...ты учитель израилев, и этого не знаешь?» И далее открыл ему истину о Богосыновстве, что Он не только посланный от Бога Учитель, но Сын Божий, сошедший с небес, пришедший в мир, чтобы пострадать за спасение рода человеческого, ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Главное дело жизни, это вера в Сына Божия. Вера или неверие определяет вечную судьбу человека, его гибель или его спасение. Где вера, там свет, где неверие – там тьма. С поникшей головой слушал Никодим слова Иисуса Христа, а сам задавал мало вопросов. Может быть он думал о том, что лучше было бы ему отказаться от своего почетного звания члена Синедриона и учителя израилева и открыто присоединиться к скромным слушателям Истины Христовой, к простым рыбакам галилейским. Как трудно оставаясь в стане врагов Христа, быть тайным его учеником! Но Никодим не решался... Между тем беседа со Христом затянулась. Приближался рассвет. Надо было пользоваться темнотой, чтобы незаметно уйти. И в этой боязни чужого мнения сказалась нерешительность Никодима. Уходя от Иисуса, Никодим услышал последние Его слова: «Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, нежели свет. ... Поступающий по правде идет в свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны...». Никодим ушел. Но истина Христова стала для него очевидной. Оставаясь в среде фарисеев и правителей, он уже душой принадлежал Христу, он стал тайным учеником Его и защищал Христа от клеветы и преследований, где только мог. Так, на празднике кущей, когда были посланы служители Синедриона чтобы схватить Иисуса, Никодим поставил перед фарисеями вопрос: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает» ( Ин. 7:51 ). Окончательную свою верность Никодим засвидетельствовал служением распятому Христу. Вместе с Иосифом Аримафейским он снимал тело Иисусово со креста. Принеся состав из смирны и алоэ, пропитал ими погребальные пелены, в которые было завернуто тело Иисусово для погребения. И глядя на истерзанное и пробитое гвоздями тело Христа, Никодим не мог не вспомнить первую свою встречу со Христом и Его пророческие слова о кресте:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из учения Иоанна Крестителя фарисеи знали, что крещение водой означало моральное и телесное очищение и возрождение «крещения покаяния», но они не понимали, что значит рождение от Духа. И Христос упрекнул в этом Никодима, сказав: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» ( Ин.3:10 ). И далее открыл ему истину о Богосыновстве, что Он не только посланный от Бога Учитель, но и Сын Божий, пришедший в мир, чтобы пострадать за спасение рода человеческого, ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Главное дело жизни – это вера в Сына Божия. Вера или неверие определяют вечную судьбу человека, его гибель или его спасение. Где вера – там свет, где неверие – там тьма. Со вниманием слушал Никодим слова Иисуса Христа, а сам задавал мало вопросов. Может быть, он думал о том, что лучше было бы ему отказаться от своего почетного звания члена синедриона и учителя Израилева и открыто присоединиться к скромным слушателям Истины Христовой, к простым галилейским рыбакам. Как трудно, оставаясь в стане врагов Христа, быть тайным Его учеником! Но Никодим не решался… Между тем беседа со Христом затянулась. Приближался рассвет. Надо было пользоваться темнотой, чтобы незаметно уйти. И в этой боязни чужого мнения сказалась нерешительность Никодима. Уходя от Иисуса, Никодим услышал последние Его слова: «…Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет… поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:19–21 ). Никодим ушел. Но Истина Христова стала для него очевидной. Оставаясь в среде фарисеев и правителей, он уже душой принадлежал Христу, он стал тайным учеником Его и защищал Христа от клеветы и преследований, где только мог. Так, на празднике Кущей, когда были посланы служители синедриона, чтобы схватить Иисуса, Никодим поставил перед фарисеями вопрос: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» ( Ин.7:51 ). Подлинную верность и преданность Спасителю проявил Никодим своим служением распятому Христу. Вместе с Иосифом Аримафейским он снимал тело Иисуса с Креста. Принеся состав из смирны и алоя, Никодим пропитал им погребальные пелены, в которые было завернуто тело Иисуса для погребения, и, глядя на истерзанное и пробитое гвоздями тело Христа, не мог не вспомнить первую свою встречу со Христом и Его пророческие слова о Кресте:

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

14, 11; Флп. 2, 10–11); это будет, во всяком случае, во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. 30. На этом собрание в тот день разошлось. О последующих событиях разум хочет написать, но рука бессильна. А то, что написано, я написал для вас, желающих узнать это: ведь дети желают знать, что происходит с отцом, и, прежде всего, дети, сознающие свое духовное усыновление. 31. Когда я был с вами, то, трудясь в слове (1 Тим. 5, 17), я и в частных беседах и публично учил всех пути к спасению, ни в чем не таясь, даже если я и казался некоторым тяжелым человеком; таким образом, и теперь, не будучи с вами и подвергаясь испытаниям, я пищу вам как можно кратко, ни в чем не таясь, что наше богатство — Христос Бог живой и истинный (1 Фес. 1, 9), засвидетельствованный не только Богом Отцом и пророками Бога, но и самими творениями и делами. Поэтому справедливо Он требует и от нас к Себе веры живой, истинной и засвидетельствованной Богом и учителями, которые от Бога, и самими творениями и делами. Это будет, если мы будем жить по заветам Евангелия. Таким образом, дух евангельской благодати, по апостолу, будет сосвидетельствовать с нашим духом о том, что мы суть дети Бога, а если дети, то и наследники — наследники Бога, сонаследники Христа (Рим. 8, 16–17). 32. Такова живая вера. Ведь вера без дел мертва (Иак. 2, 17, 20, 26), говорит другой из глашатаев веры. Мертвый же неприятен живому Богу, так как Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32; Мк. 12, 27; Лк. 20, 38). Следовательно, не совершающий благих дел имеет мертвую веру и сам мертв, ибо не живет в Боге и не пребывает в Нем. Единственном, Кто дает истинную и чистую жизнь. И так до тех под пока он, подобно блудному сыну, не осознает, чего он лишился, уйдя от дел жизни, и не вернется к Богу через дела раскаяния и не услышит от Него, как и тот блудный сын: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24). Таким образом, и вера его будет живой. Ибо вера, которая не подтверждается делами спасения, скорее не вера, а неверие, скорее, не исповедание веры, а ее отрицание. Это подтверждается и словами сказавшего: Они говорят, что знают Бода, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу (Тит. 1, 16). Другой же из апостолов говорит: Покажи мне веру свою из дел своих (Иак. 2, 18). И кто верит, пубць покажет своим добрым поведением дела свои (Иак. 3, 13). Что пользе, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его (Иак. 2, 14)? Никоим образом! Ты веришь, что Христос есть Бог, единый с Отцом и Духом Святым? Хорошо делаешь. Однако и демоны веруют и трепещут (Иак. 2, 19), говоря: «Мы знаем, Кто Ты есть, Сын Бога Всевышнего» (Мк. 1, 24). Они, однако, остаются демонами и врагами Бога, ибо противятся Богу делами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

30. На этом собрание в тот день разошлось. О последующих событиях разум хочет написать, но рука бессильна. А то, что написано, я написал для вас, желающих узнать это: ведь дети желают знать, что происходит с отцом, и, прежде всего, дети, сознающие свое духовное усыновление. 31. Когда я был с вами, то, трудясь в слове ( 1Тим. 5, 17 ), я и в частных беседах и публично учил всех пути к спасению, ни в чем не таясь, даже если я и казался некоторым тяжелым человеком; таким образом, и теперь, не будучи с вами и подвергаясь испытаниям, я пищу вам как можно кратко, ни в чем не таясь, что наше богатство – Христос Бог живой и истинный ( 1Фес. 1,9 ), засвидетельствованный не только Богом Отцом и пророками Бога, но и самими творениями и делами. Поэтому справедливо Он требует и от нас к Себе веры живой, истинной и засвидетельствованной Богом и учителями, которые от Бога, и самими творениями и делами. Это будет, если мы будем жить по заветам Евангелия. Таким образом, дух евангельской благодати, по апостолу, будет сосвидетельствовать с нашим духом о том, что мы суть дети Бога, а если дети, то и наследники – наследники Бога, « сонаследники Христа» ( Рим. 8, 16–17 ). 32. Такова живая вера. Ведь «вера без дел мертва» ( Иак. 2, 17, 20, 26 ), говорит другой из глашатаев веры. Мертвый же неприятен живому Богу, так как «Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22, 32 ; Мк. 12, 27 ; Лк. 20, 38 ). Следовательно, не совершающий благих дел имеет мертвую веру и сам мертв, ибо не живет в Боге и не пребывает в Нем» Единственном, Кто дает истинную и чистую жизнь. И так до тех пор пока он, подобно блудному сыну, не осознает, чего он лишился, уйдя от дел жизни, и не вернется к Богу через дела раскаяния и не услышит от Него, как и тот блудный сын: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк. 15, 24 ). Таким образом, и вера его будет живой. Ибо вера, которая не подтверждается делами спасения, скорее не вера, а неверие, скорее, не исповедание веры, а ее отрицание. Это подтверждается и словами сказавшего: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу» ( Тит. 1, 16 ). Другой же из апостолов говорит: « Покажи мне веру с вою из дел с воих " 3 . ( Иак. 2, 18 ). И кто верит, пусть покажет своим добрым поведением дела свои ( Иак. 3,13 ). «Что пользы.., если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли... вера спасти его» ( Иак. 2, 14 )? Никоим образом! Ты веришь, что Христос есть Бог , единый с Отцом и Духом Святым? Хорошо делаешь. Однако " и демоны веруют и трепещут» 4 . ( Иак. 2,19 ), говоря: мы знаем, Кто Ты есть, Сын Бога Всевышнего ( Мк. 1, 24 ). Они, однако, остаются демонами и врагами Бога, ибо противятся Богу делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010