Высший пункт христианского религиозного наблюдения изображается апостолом Павлом, когда он говорит: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:15–16 ). Это – более чем математическая точность. Что предлагает Священное Писание, всё это суть откровения, не нуждающиеся ни в каких доказательствах. Вера понимает их и живёт ими, неверие же критикует и ненавидит их, но пребывает в смерти. Там где неверие делает Священное Писание предметом исследования по примеру и методу человеческих наук, там оказывается жалкая обезьянническая мудрость, бред и обман. Ибо у неверия совсем нет того чувства и ума, которому доступно было бы откровение и которое могло бы постигать Божественное. Христианская богооткровенная религия и человеческая наука поэтому ничего общего между собой не имеют, ибо наука занимается тварью, религия же занимается Творцом и его подобием – человеком. Сущность отношения между Богом и человеком получила классическое выражение в слове Иисуса, которое звучит и во всём Ветхом Завете: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ...ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37–40 ). Апостольская же проповедь сводится к словам апостола Иоанна: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин.4:10, 19 ). Против этой религии любви к Богу и ближнему ни одна наука не может сделать какого-либо возражения. Никакая наука не может отрицать Бога, но каждая из них вопрос о бытии Бога должна, по крайней мере, оставить открытым и признать, что тот, кто верует в бытие Бога, поступает совершенно разумно, если от всего сердца любит Бога, Творца неба и земли, а ближнего, это подобие Бога, как самого себя. Последним завещанием Иисуса Христа ученикам было: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Можно ли на земле оставить лучшее и более разумное духовное завещание, как эта заповедь? Кто носит в себе эту сущность христианства, тот и есть истинный христианин. Каждый истинный христианин является образом любви к Богу и ближнему и представляет вместе с тем в своей жизни характеристический знак христианской религии. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Кто этой печати не имеет, тот не есть христианин и не имеет христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

" Господа огорчало неверие. Вот, Он пришел в родной город Назарет и стал проповедовать. Казалось бы, там живут Его земляки, близкие люди. Сколько добра Он мог бы сделать в этом городе! И что Он там встретил? Полнейшее неверие! Они говорили: " Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? " (Мк. 6:2-3) Они не поверили Ему, Господь удалился и пошел в другие города. И люди там получили прекрасную возможность исцеления. В одном из сегодняшних евангельских чтений говорится о кровоточивой женщине, которая прикоснулась к Его одежде (Мк. 5:24-34). Она верила, что если прикоснется, то исцелеет. У некоторых людей была такая сильная вера. И мы каждый раз, собираясь у Чаши, причащаясь, получаем исцеление. Кровоточивая - это образ всего болящего человечества, которое должно собираться возле Христа. Никто, кроме Него, не даст исцеления для вечной жизни. Мы должны иметь веру. Эту веру, слава Богу, вы несете, отец Богдан. Приходящие в этот храм слушают ваши замечательные проповеди, и этими словами вы многих приводите ко спасению " , - заключил митрополит Варсонофий. Он поздравил настоятеля с днем ангела, подарив ему просфору и наперсный крест. Отцу Богдану пропели многолетие. Отец Богдан поблагодарил архиереев и подарил владыке Варсонофию икону Божией Матери " Скоропослушница " , а владыке Силуану - икону святителя Николая. Благотворитель Владимир Александров в связи с 75-летием был награжден медалью апостола Петра 1-й степени. Никольский собор строился для морских служителей по указу императрицы Елизаветы Петровны по проекту Саввы Чевакинского. Главный алтарь нижнего храма святителя Николая Чудотворца был освящен 18 декабря 1760 года, главный Богоявленский алтарь в верхнем храме - 2 сентября 1762-го. Тогда же велено было именовать морскую церковь собором. В советское время не закрывался, до 22 декабря 1999 года был кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. Памятник архитектуры мирового значения.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И вот, желая воспламенить в отце веру, желая сначала исцелить его от болезни неверия и тем создать возможность исцеления сына, Господь говорит ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему ( Мк. 9:23 ). Мы знаем, братия и сестры, что чудеса Иисуса Христа сопровождались верой тех, кто нуждается в этих чудесах. Если не хватало веры у больных, её заменяла вера родных или тех, кто приводил или приносил больных. Не раз Иисус Христос говорил, что всё, что ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:22 ), Это-то теперь и понял отец больного сына. Благодать, исходящая от Христа, коснулась его страждущей души и пробудила в нём веру в Христа-Чудотворца, и из уст его вырвался слёзный, жалобный вопль: верую, Господи, помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ). Этими словами отец как бы говорил Спасителю: я готов веровать, но неверие воли вторгается в мою душу. Помоги мне – удали неверие из души моей, не поставь его в грех мне, и я буду веровать в Тебя всем сердцем моим. И Господь помог ему, увидев в нём пробуждающуюся веру. Властно и повелительно Он обратился к духу нечистому: Дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него ( Мк. 9:25 ). Вслед за этим дух, вскрикнув и сильно сотрясши больного, вышел. Но как завоеватель, братия и сестры, изгоняемый из чужого города, старается оставить в нём одни развалины, так и дух оставил отрока почти «мёртвым». Милосердный Владыка жизни и смерти, взяв за руку лежащего отрока, поднял его и отдал отцу живым и здоровым. Когда апостолы остались одни с Христом и спросили Его, почему они сами не могли исцелить больного, то Он ответил: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ). Очевидно, такого рода болезни (беснование) требуют особо сильной веры и молитвы столь настойчивой, что при ней почти и не ощущается потребности в пище. Так молился Христос в пустыне, когда дьявол искушал Его, и когда в течение сорока дней Он не прикасался к пище, не испытывая потребности в ней ( Мф. 4:2 ). Такой молитвы и веры не было ещё у апостолов. Поэтому они и не смогли исцелить бесноватого отрока. Только великое милосердие Божие избавило их (отца и сына) от страшной власти бесовской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

И здесь мы с вами, братья и сестры, подошли к тому самому водоразделу между различными сомнениями, с которого начали этот разговор. К водоразделу, на котором кончается область «болезней роста» и начинается совсем другая – та, о которой так сурово сказал Господь: кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Да, необходимо помнить, что сомнения сами по себе вовсе не являются грехом, и не отчаиваться, если они приходят. Но важно также отличать добросовестные сомнения от недобросовестных – когда человек отрицает или просто не принимает нечто не потому, что по какой-то причине не может пока поверить в это, а потому, что не хочет верить. Потому, что эта вера вступила бы в противоречие с его любимыми греховными страстями, помешала бы практиковать их в свое удовольствие и подчиняться им. Такой человек, в отличие от добросовестно сомневающегося, добровольно порабощает себя греху через неверие. Именно за такое неверие – не искреннее заблуждение и непонимание, но добровольное отрицание истины – Господь в Евангелии обличает фарисеев, которым Его учение «мешало» предаваться своему любимому занятию: начетничеству, буквоедству, когда в жертву букве Закона приносится его дух, так что буква главенствует над смыслом. Как с горечью сказал об этом апостол и евангелист Иоанн в отрывке, который мы с вами сегодня читали за Литургией: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ин.12:37–40 ). А вот что говорит в своем Слове на Вознесение Господне священномученик Фаддей Успенский об одной из причин того, почему Господь не остался после Своего Воскресения на земле телесно: «Не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир, ненавидя Христа, мог снова и снова осуждать Его на смерть. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды, которую и должен был обличить Дух Святой, пришедший в мир ( Ин.16:8-10 )».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

и Мк. и здесь оттеняет оригинальность Мк. Подробности, упоминаемые Марком и не упоминаемые Матфеем, в этом последнем случае тоже могут быть возведены к воспоминаниям ап. Петра. Внимательное изучение Мк. позволяет привести еще одно соображение, подтверждающее предание о написании его спутником ап. Петра. Мы видели, что доводы, выдвигаемые в науке, против подлинности Мк. Мк.16:9–20 , не имеют решающего значения, и оспариваемые стихи могут быть, во всяком случае, рассматриваемы как одна из форм текста Мк., принятого в церковном употреблении во множестве разночтений, отвечающих многообразию заключенного в Евангелии смысла. Отсюда, как уже было указано, вытекает право толкования Мк. Мк.16:9–20 в общем контексте Евангелия. Если мы воспользуемся этим правом, то должны будем остановиться вниманием на повелении Христовом, которое ангел сообщил ученикам: идти в Галилею на свидание с Господом ( Мк.16:7 ). Смысл повеления – принять из уст Воскресшего последние наставления. Все четыре Евангелия содержат наставления Христа Спасителя ученикам по Воскресении. Мироносицы в страхе не исполнили повеленного им. И ученики, со своей стороны, отнеслись с недоверием к свидетельству о Воскресении. Тогда Господь Сам, очевидно, в Иерусалиме, является одиннадцати, упрекает их за неверие и жестокосердие и дает последние наставления: Мк.16:15–18 . Цель, указанная в ст. 7, получает свое исполнение в ст. 15–18. Если мы принимаем свидетельство Предания, что второе Евангелие писано Марком со слов ап. Петра, то из ст. 7 в редакции Мк. вытекает со всей несомненностью, что в совести ап. Петра крепко запечатлелось сознание обязательности относящегося к нему слова Господа. Господь дал Свои повеления всем ученикам, но и Петру в их числе. Во второй половине гл. 16 приводятся последние наставления Господа ученикам. Эти наставления звучат так: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (ст. 15–18). Воскресший Господь посылает учеников с проповедью, с призывом к вере и к крещению. По линии, разделяющей веру и неверие, пройдет грань между спасающимися и подлежащими осуждению. Спасение противополагается осуждению с миром. Вера дает силу чудотворения, но чудеса, совершаемые верующим, в свою очередь являются основанием веры. Мк. в нашей форме заканчивается кратким свидетельством: «Они пошли и проповедывали везде при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (ст. 20). Упоминаемые знамения происходят в мире материальном (ср. особенно ст. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

И неверы имеют веру, но – о если бы в Бога! Но то самое осуждает их неверие, то самое призывает их к вере. что они верят относительно своего видимого тела тому, чего не видели, и не верят невидимому, которого и не могут вндет телесными очами» (Св. Григорий Двоеслов , Собеседов., кн. 4-я, стр. 261, Казань, 1858). 10. Справедливо ли заявление, что научныя знания исключают!» веру в Бога и может ли быть верующим человек сопричастный науке? Противопоставление религии науке обычная фраза богоборцев. Правда в том, что наука, имеющая безспорныя заслуги в устроении земной жизни, для расширения общих знаний движется по пути все новых открытий. Оттого теория мироустройства постоянно изменяется. Науке вообще не свойственна устойчивость. Но открытия ХХ-го столетия привели человеческую мысль к признанию, что причиною мира был Источник нематериальный. Наиболее творческие умы науки пребывают глубоко верующими людьми. Неверие провозглашается поверхностным знанием. Верующие ученые, которых во много раз больше, чем безразличных, по их заявлениям, веруют потому, что неизменное мировоззрение дает только вера, основанная на Божественном Откровении. 47 11. Указывает ли Слово Божие, что человеку предоставлен свободный выбор его совести, чтобы ему стать на путь истинной веры? Призывая израильтян к единобожию и обличая язычество, Св. Пр. Моисей говорил: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» . . . «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...» ( Втор. ХХХ, 15, 19 ). ». . .они возненавидели знание, и не избрали для себя страха Господня ...« ( Npum. I, 29 ). Св. ап. Павел предсказывал время отхода от веры: »Ибо будет, время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим похотям будут избирать себе учителей« ( 2Tuм. IV, 3 ). «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе, кому служить» (Иис. Hab. XXIV, 15 ). «Блого тому, кто терпеливо ожидает спасение от Господа» (Пл. Uep. III, 26 ). Изучение символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пилат сказал Ему: итак Ты царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Uoah. XVIII, 36. 37 ). Он победил мир ( Uoah. XVI, 33 ), но именно потому, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. XX, 28). Он победил мир верою в собственную силу истины богосыновства человека, верою во внутреннюю свободно – разумную жизнь Сына Божия в сердцах человеческих. Истинное единство человеческого общества может состояться только на основе любви к Божьему и свободного усвоения ее всеми людьми. Та же самая любовь, которая должна соединять человека с Богом, объединит и всех людей между собою; та же самая вера во внутреннее достоинство человека должна определять и взаимные отношения людей. Кто хочет быть первым, должен быть рабом ( Мф. ХХ, 27 ). Всякие внешние насильственные пособия при утверждении истины изобличают неверие в ее собственную силу, неверие в Бога и недоверие человеку и потому приводят к поклонению злому духу. Церковная история христианских народов Победою над искушениями от злого духа Христос утвердил Свое богосыновство, Свое внутреннее богосыновнее достоинство, в условиях тварно – ограниченной и исполненной злостраданий человеческой жизни и тем породил в человеке богосыновнее настроение. Он не освободил людей магически от злостраданий его жизни, но богосыновнее настроение человека служит силою, внутренне освобождающею человека от власти злого духа, внутренне очищающею его природу и исполняющею правду Божию о человеке. Порождая в человеке богосыновнее настроение, Христос истинно искупляет его от власти злого духа, очищает его природу и примиряет его с Богом. Освобождение человека от власти злого духа, очищение его природы и примирение его с Богом – суть ближайшие плоды победы Христа над искушениями. Таковы следствия для человека победы Христа. Но чтобы быть искупленным, чтобы воспользоваться плодами победы Христа, человек должен усвоить себе самую эту победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Сегодня (7–20/V-61 г.) сообщалось о выборе президента Академии наук. Избран Мстислав Всеволодович Келдыш, большой ученый. Родился 10 фев. 1911 г. Член КПСС с 1949 г. В портрете видна сила мысли и характера. Пишу, потому что это наводит на многие размышления. 1 . Хотел бы ли я быть на его месте с условием потери веры в Бога? Миллион раз нет. 2 . Как с таким умом и способностями не могут прийти к простой мысли: земная жизнь кратковременна, что ожидает нас после смерти? Путем науки этого вопроса не разрешить. А так как все человечество разрешает его путем религии, то и следовало бы употребить все усилия на разрешение этого вопроса ее путем. Очевидно, они свое неверие считают истиной несомненной. Вера опирается на религиозные факты, на реальные переживания, а неверие на что опирается? 3 . Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение ( Лк. 10:21 ). Значит, есть иной путь познания, кроме науки. Почему бы не поискать его? 4 . Следовало бы людям, привыкшим к точному мышлению (математикам), поставить такую задачу: Всемогущий Бог хочет создать существо по «образу Своему и подобию», со свободной волей. Точнее сказать: Господь создал Адама, как это описывается в Библии . Адам и Ева пали. Как воспитать их и потомство их, т.е. человечество, чтобы, не нарушая свободы, привести к состоянию хотя бы такому, какое было до падения Адама, но уже без опасности нового падения? Можно ли найти другой путь, более короткий и надежный, чем тот, которым ведет Господь? 5 . Объект науки бесконечен. Едва ли можно ожидать конца науки, если жизнь продлится. Наукой можно увлекаться, как увлекаются шахматами, изобретательством и проч. Разумно ли потратить на это 9 всю жизнь, а оставить в стороне вопросы о Боге, будущей жизни и проч.? Написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну ... Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1Кор. 1:19–20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Скачать epub pdf 30. Неделя 4 Великого поста. Об исцелении немого бесноватого. О необходимости поста и молитвы (Мк. 9:17–29) «Сей род не может выйти иначе... как от молитвы и поста »( Мк. 9:29 ). Много чудес, братия и сестры, совершил Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни. Большинство из них касалось исцеления больных, слепых, сухих, прокажённых, бесноватых. Об исцелении одного из бесноватых и повествуется в сегодняшнем Евангельском чтении. Остановим своё внимание на этом чуде. После Своего Преображения Господь спускался с горы Фавор с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, беседуя с ними. В это время остальные ученики невдалеке от горы Фавор спорили с книжниками в связи с тем, что не могли исцелить бесноватого отрока, которого привёл к апостолам его отец, прося их исцелить его. Страждущий сын был одержим «духом немым и глухим». В новолуния этот нечистый и страшный дух особенно мучил свою жертву: больной повергался на землю, испускал пену, скрежетал зубами, цепенел ( Мк. 9:18 ). Когда Христос подошёл к спорящим и узнал обо всём случившемся, то с горечью и укоризной сказал: О, род неверный (и развращённый), доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас ( Мк. 9:19 ). С этими словами Господь хотел подчеркнуть, что неверие рассудка и развращённость воли не допускают проникнуть в сердце человека благодатной вере, – вере истинной, непоколебимой, чудотворящей. Такой веры не оказалось у отца страждущего отрока, и апостолы не могли исцелить его сына. К тому же и у самих апостолов ещё не было той веры, которая двигает горами. Поэтому Христос сказал: приведите его ко Мне. И когда отец привёл сына, то тотчас же на глазах Христа и народа открылась жуткая картина страшной болезни; нечистый дух сотряс больного, и он упал на землю и валялся, испуская пену ( Мк. 9:20 ). И тут отец, скорбя сердцем за своего сына, обращается с просьбой к Иисусу Христу: Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. В последних словах: сжалься над нами и помоги нам слышится такая же страдающая родительская любовь, какая слышится в словах жены-хананеянки: Помилуй мя, Господи, дочь моя жестоко беснуется ( Мф. 15:22 ). Страдания детей всегда отзываются болью в сердцах родителей и переживаются как собственные страдания, однако, в тяжёлых случаях из жизни детей мало одной родительской любви, требуется ещё и горячая вера в помощь Божию. Такой-то веры и не хватало у отца отрока. Поэтому он и говорит в своём обращении к Христу: «если что можешь». В этих словах всё ещё скользит сомнение и неверие в возможность исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

См. «О подлинности заключения к Евангелию Марка». Об этом явлении Христа Марии Магдалине не говорит и евангелист Матфей (а также и Лука). Только евангелист Иоанн с гораздо большими подробностями описывает его ( Ин.20:11–18 ). «Сперва». Евангелист, очевидно, противополагает это явление двум, описываемым далее (стихи 12 и 14). «Из которой изгнал» семь, т.е. очень много «бесов». Вероятно, эта Мария за полученное ею исцеление сделалась наиболее ревностной последовательницей Христа. «Бывшим с Ним». Значит не только апостолам, но и другим верующим (ср. Деян.1:21 ). «Не поверили». Ясно, что апостолы опасались вдаться в заблуждение, так как женщины, с их точки зрения, не являлись достаточно твердыми свидетельницами истинности воскресения. Им могло представляться странным и то, почему Христос явился не им, а женщинам. С другой стороны, евангелист Марк дает понять, что неверие не осталось в душе апостолов как что-то постоянное, об этом говорит то обстоятельство, что он употребил здесь аорист ( πστησαν), показывающий, что действие, обозначаемое глаголом, не имело продолжения, а было, так сказать, временным (однократным). Мк.16:12 .  После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. Мк.16:13 .  И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. То, о чем здесь так кратко сообщает евангелист Марк, со всеми подробностями описывает Лука, – это явление Христа двум ученикам по пути в Эммаус ( Лк.24:13 и сл.). «В ином образе». Христос изменил Свой внешний вид ( τρα μορφ). «И им не поверили». Евангелист Марк оттеняет это новое проявление критицизма апостолов в отношении к свидетелям о воскресении Христа, вероятно, для того, чтобы показать, что если уже в конце концов апостолы уверовали в воскресение Христа, то эта вера была обоснована их собственным опытом, что она не явилась в них чем-то пришедшим со стороны. Но как примирить с этим сообщением евангелиста Марка сообщение Луки, который говорит, что апостолы в это время уже веровали в воскресение Христа ( Лк.24:34 )? Можно полагать, что апостолам показалось странным, как Господь одновременно мог явиться и в Иерусалиме, и по дороге в Эммаус. Они не могли понять, что Господь теперь имеет особое тело, отличное от прежнего, способное преодолевать границы пространства (ср. Лк.24:37 ). В этом и состояло в настоящем случае их неверие...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010