«Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему» (ст. 28). Значит, долгое время они не прекращали своего молитвенного вопля и когда наконец пришли в дом, то и тогда Спаситель не сразу исцелил их, а сначала заговорил с ними. «И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!» (ст. 28). Хотя своими криками и своим следованием за Спасителем они уже доказали свою веру наделе, Господь потребовал от них еще и того, чтобы они на словах перед всеми исповедали, что верят в Него. И они сделали это, не постыдившись тех людей, которые всегда были возле Спасителя, которые осуждали Его, клеветали на Него и искали всякий повод, чтобы упрекнуть Его Самого и Его последователей в ереси. «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (ст. 29). Господь показал всем нам, что получаем мы по мере нашей веры. Вера — это такая способность человеческой души, может быть, не врожденная, но даруемая свыше при нашем, конечно, усердии и усилии, которая дает нам возможность получить от Бога благодать Божию. А благодать мы ощущаем либо непосредственно в своей душе, либо в таком чудесном действии, которое может исцелить нас от телесных болезней или удовлетворить иные наши земные нужды, избавить от каких-то житейских скорбей и страданий. Вера слепцов и правильность их поведения обнаружились из того, что они получили просимое: «И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (ст. 30). И не только сами они почувствовали, что вели себя правильно, прибегнув в своем молении к такой благочестивой дерзости, не только Всеведущий Господь знал это, но и все люди, как присутствовавшие там, так и читающие или слышащие об этом событии, удостоверились и удостоверяются в этом. В своей дерзости мы должны не отступать от Господа Иисуса Христа, прося Его о помощи в житейских и, в особенности, душевных нуждах, конечно, с той оговоркой, чтобы просимое не препятствовало нашему спасению. Что же мешает нам получить от Бога просимое, как получили евангельские слепцы? Прежде всего, это неверие или маловерие. Вера наша колеблется: умом своим мы то устремляемся к Господу, то совсем забываем о Нем, то усердно просим, то рассеиваемся в мыслях или даже вовсе оставляем молитву. Такое внутреннее непостоянство, смущение, постоянное колебание нашей воли как раз и делает нас безуспешными. Святой пророк Давид сказал: «Всяк человек ложь» ( Пс.115:2 ), имея в виду, конечно, не только ту ложь, которую мы говорим друг другу, но и ложь внутреннюю. Мы искренне устремляемся к Богу душой, и нам кажется, что мы всегда будем Ему служить, что мы готовы чуть ли не умереть за Него. Тут же или, может быть, через час, оставив молитвенное правило, мы увлекаемся каким-либо греховным занятием и услаждаемся соблазнительными помыслами. «Всяк человек ложь» — именно наша внутренняя лживость перед Богом, непостоянство нашего произволения оставляют нас безуспешными.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Но часто мне пришлось слушать от людей: как все это возможно? Почему большинство людей потеряло способность к такой вере? Не есть ли новое безверие следствие более широкого образования, когда сказанное в Писании становится мифом, нереальным сном? ВЕРА, способность к вере не стоит в прямой зависимости от степени образования человека. Да, мы замечаем, что в нашу эпоху, когда распространяется образование, уменьшается вера, но, по существу, должно было бы быть наоборот, то есть чем обширнее познания человека, тем больше у него оснований осознать великую премудрость мироздания. Итак, в чем же корень безверия? Сначала мы должны сказать, что первым и самым важным является дело родителей: отцов и матерей. Если родители будут относиться к акту рождения нового человека со всей серьезностью, с сознанием, что рожденное дитя может быть воистину «сыном человеческим» по подобию Сыну Человеческому, то есть Христу, то они приготовятся к этому акту не так, как это обычно происходит. Вот прекрасный пример: Захария и Елисавета долго молились о даровании им чада... И что же? «Явился ангел Господень Захарии в час его служения в храме и сказал ему: „Захария, услышана молитва твоя, и жена твоя родит сына, и наречешь имя ему: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Богом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих обратит к Господу Богу " » (Лк. 1:1116). И мы видим, что Иоанн, еще будучи во чреве матери своей, узнал о пришествии Матери Христа и возрадовался, и радость его передалась матери, и она исполнилась пророческого Духа (см.; Лк. 1:4041). Другой пример — Анна пророчица (см.: Лк. 2:36). Так и теперь, если отцы и матери будут рождать детей в сознании чрезвычайной важности этого акта, то дети их исполнятся Духа Святого еще от чрева матери, и вера в Бога, Творца всяческих, как в их Отца, станет для них естественной, и никакая наука не сможет поколебать этой веры, ибо рожденное от Духа есть дух. И Бытие Божие, и близость Его к нам является для такой души очевидным фактом. И неверие ученых или неученых в глазах таких сынов Божиих явится только показанием, что те люди еще не родились свыше, и именно в силу сего обстоятельства они не верят в Бога, ибо суть всего — только плоть, рожденная от плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3950...

Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву , — продолжает апостол, —   дабы в двух непреложных вещах , в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду (6:17–18). Таким путем ведет автор Послания к Евреям своих читателей, родившихся в Завете Ветхом, к Завету Новому, и к новому в нем рождении. Он делает это так: … надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (ст. 19–20). Итак, клятва Ветхого Завета уступает якорю Нового, вере и надежде в любви, и ожидание обещанного превращается в проникновение вовнутрь, в самую суть, во Святое Святых, за завесу. То есть это проникновение в живой опыт богообщения, прямо и непосредственно, туда ведет нас, как предшественник, первосвященник по чину Мелхиседекову. Стало быть, Сам Христос. Так вера побеждает клятву, а благодать — закон. Вера побеждает и само неверие с помощью Христа. Верую, Господи, помоги моему неверию ! Проклятие снимается и, охваченное нечистым духом, очищается для новой жизни, к жизни вечной. В этом смысл Евангельского рассказа: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет (Мк 9:17–18). Здесь встает для нас существенный вопрос: какой это дух? И дух ли это вообще? Данное здесь описание полностью соответствует принятому сейчас медицинскому описанию болезни нервной системы человека — эпилепсии. Что это? Болезнь, и только? Ответ на этот вопрос дает современная медицина. Симптомы одинаковы, говорят о таких явлениях врачи, но причин может быть тысячи, и одна не похожа на другую. Значительную долю в развитии болезни имеет подсознание человека, а оно еще далеко не изучено, и неизвестно, случится ли это когда-нибудь. Перед нами таинственная область.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vera...

Поэтому если уж мы уверовали и взялись за плуг, то не надо оборачиваться назад, а надо идти к Царствию Небесному. Если уж нам открылась воля Божия, то нельзя от этого уклоняться, иначе жизнь наша вся пойдет вразнос и в перекос. Будем же благодарить Бога, что у нас есть такая счастливая возможность в день праздников посещать храм Божий. Это ведь чудо из чудес - не надо забывать, что сейчас конец двадцатого века. Господь избрал нас из многих миллионов людей и дал нам веру. Только вера наша еще почти как неверие. Будем же ее укреплять. Это возможно только исполнением заповедей Божиих, потому что как заповедь Божию исполнил - так и благодать придет. А вера укрепляется только благодатью. Поэтому чем больше наш подвиг будет расти, тем больше мы приобретем благодати Божией и тем больше будет вера наша, тем скорее узрим мы в нашей жизни воскресшего Христа. Аминь. Крестовоздвиженский храм, 24 сентября 1988 года, вечер Неделя 20-я по Пятидесятнице Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное - это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно передать словами, Господь объясняет состояние общения с Богом, вечную жизнь, притчами, потому что притчу легко запомнить и через нее легче понять, как этого Царствия достичь. " Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то " . Каждый человек, если он возжаждет Царствия Небесного, тогда только его достигнет, когда пренебрежет ради него всем тем, что имеет в мире. Если же у него есть что-то другое, какая-то привязанность, которая равноценна желанию достичь Царства Небесного или даже превышает его, то жизни вечной он не достигает и достичь не может. Обязательно человеческое стремление к Царствию Небесному должно превосходить все стремления, которые только могут возникнуть. Поэтому каждый из нас должен задать себе вопрос: желание Царствия Небесного у меня наибольшее изо всех желаний или еще что-то есть в моей жизни - моя работа, мои дети, моя семья, мой дом - более важное? Тогда Царствия Небесного не достигнуть. Мы можем заключить это на основании сегодняшней притчи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Продолжение мысли о любви к ближнему: она имеет внутреннюю связь с возрождением от Отца Небесного ( 1Ин. 5:1–5 ). «Всякий любящий родившего (а это по Апостолу есть «всякий верующий, что Иисус есть Христос») любить и рожденного от Него ( 1Ин. 5:1 ), т. е. всякого брата своего по возрождению. Кроме этого, естественного чувства любви к нашим собратьям по возрождению, о том же есть и положительная заповедь Отца Небесного. Свою любовь к Нему, – говорит Апостол, – мы и доказываем только тогда, когда исполняем Его заповеди, и значит, заповедь о любви к нашим собратьям. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». «И заповеди Его не тяжки» ( 1Ин. 5:3 ), – прибавляет к сему Апостол, имея, конечно, в виду широкую и прекрасную заповедь о любви, столь естественную для возрожденного сердца верующих сынов Божиих. Хотя и по возрождении для нашей человеческой немощи невозможно исполнять заповеди Божии без труда и терпения; но Апостол внушает, что истинно верующим или что тоже истинным чадам Божиим подается крепкая сила побеждать и устранять все препятствия, какими старается мир затруднить исполнение заповедей Божьих для естественной немощи нашей. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия победа, победившая мир, есть вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Что заповеди Божии, без отношения к нашей немощи и лености, действительно не тяжки сами по себе, Блаж. Феофилакт изъясняет следующим примером: «ибо что тяжелого в деле любви брата? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И голодному не повелевается предложить стол из многих блюд, или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставит крайне нужное, чего ищет голодный и наготующий». Указав победительную силу против козней мира в вере, Апостол далее прямо указывает и предмет веры: «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» ( 1Ин. 5:5 ), т. е. кто, как не истинный христианин? Самым возвышенным примером этой победы над миром могут служить Апостолы Христовы, приведшие своей проповедью к подножью креста Христова сей неверующий мир, несмотря на все его упорство и противодействие. «Вера, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие – и не иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет Апостол: «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Разделы портала «Азбука веры» Бог Сам открывается человеку когда хочет или вера в Бога зависит только от самого человека? 1.05K 23.07.2022 Вера и неверие Хочется понять как неверующий человек становится верующим. Вряд ли ведь собственными усилиями. Должен же быть какой-то механизм того как человек приходит к Богу. В Библии есть слова, что “Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть”. То есть получается что Сын открывается тому, кому хочет? 4 Ответа Теоретически это выглядит так (благодать — действие Божие): Божественная и просвещающая благодать, называемая нами также предваряющей, которая подобна свету для находящихся во тьме, дарована Божественной благостью всем. Тем, кто готов повиноваться ей (поскольку она содействует только желающим, а не тем, кто не желает) и соглашаться с ее необходимыми для спасения повелениями, вследствие этого даруется особенная благодать, которая, содействуя им, укрепляя их и делая их постоянными в любви к Богу (то есть в совершении тех добрых дел, которые Бог хочет, чтобы мы совершали, и которые также и предваряющая благодать предписывала совершать), оправдывает их и делает предопределенными. Но те, кто не хочет повиноваться и соглашаться с благодатью, и потому не исполняет тех дел, которые Бог желает, чтобы мы совершали, но злоупотребляет свободной волей, данной Богом для добровольного совершения благих дел, направляя ее на дела сатаны, таковым попущено вечное осуждение. - Исповедание православной веры Восточной Церкви, определение 3. Кратко: человек откликается или не откликается на внутренний призыв Бога. Пытаться это в реальной жизни разложить на детали — бесполезно, так как взаимодействие благодати и человеческой воли — непостижимая тайна. Верно. Когда и как хочет Сам. В основании прихода человека к Богу лежит именно Божественная воля, которая, однако, учитывает и человеческое произволение. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. ( Ин.6:44 )

http://azbyka.ru/vopros/bog-sam-otkryvae...

Разделы портала «Азбука веры» Прежде всего, мне хотелось бы сердечно приветствовать моих читателей-атеистов и русское атеистическое движение вообще. Такое приветствие может показаться странным в устах христианина, но я готов его объяснить. Противоположность веры – не атеизм; противоположность веры – фальшивая вера. Некоторые черты в современном русском атеизме мне глубоко симпатичны. Прежде всего – это взрослость, готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои убеждения. Мне довольно часто приходится слышать “я верил бы в Бога, но мне мешают плохие священники, плохие верующие, плохие проповедники и т.п.”. Меня печалит эта детская попытка переложить ответственность на других. Когда человек говорит “я сам принял осознанное решение отказаться от веры в Бога” – это, по крайней мере, слова взрослого человека. Мне нравится также стремление атеистов к внутренней цельности и правдивости. Открытое неверие – гораздо более достойная позиция, чем то легкомысленное кокетство с религией, когда человек может испускать прочувствованные охи и вздохи перед иконами и в то же время вести явно безнравственный, а то и преступный образ жизни. Есть некоторые вопросы, по которым я соглашусь с атеистами. Я согласен, что полноценная, счастливая и нравственно достойная жизнь не может быть основана на ложных представлениях о реальности; нравственный долг любого человека – следовать истине и избегать заблуждения. “Верить в то, что, как это заведомо известно, является неправдой” – не просто глупо, но и нравственно недостойно; если христианство ложно, то разговоры о его “пользе для общества” просто бессмысленны. Ложь не может быть полезной. “а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, … А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.” ( 1Кор. 15 ) Утверждения христианства либо истинны, либо ложны, и, как сказал замечательный христианский апологет К.С. Льюис “всякий человек просто обязан выяснить, как обстоит дело, а потом – или всеми силами разоблачать преступный обман, или всей душой, помышлениями и сердцем предаться истине” (К.С. Льюис “Просто христианство. Бог под судом. стр. 234)

http://azbyka.ru/ateizm-glazami-xristian...

Спаситель, когда посылал апостолов на проповедь , дал такую заповедь: «Научите все народы... соблюдать все, что Я повелел вам ( Матф. 28, 19–20 ). Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Map. 16, 16). Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Матф. 12, 30 ). А кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» ( Лук. 12, 9 ). То же самое слышим и из уст апостолов. Святой апостол Павел в своих посланиях говорит: «Один Господь, одна вера» ( Ефес. 4, 5 ) – и страшно грозит всякому исказителю или изменнику веры православной. Он говорит: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Тал. 1, 8). Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Христова ( Деян. 4, 12 ), в котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов ( Колос. 1, 14 ). И Он есть прежде всего и все Им стоит» (17). Православная Церковь , как мать всем христианам, благоговела всегда во все времена; всегда следовала сей заповеди неуклонно, стараясь повсюду распространить ее, наблюдая, чтобы не было где разногласия или разномыслия. Святая Церковь всегда заботилась и заботится, чтобы Слово Божие не искажалось вольнодумцами, чтобы к нему ничто не прибавлялось и из него ничего не опускалось, всякое уклонение от истинной веры строго обличалось. Холодность в вере, равнодушие – самое вредное; даже сомнения в вере не так вредны. Сомнения со временем прояснятся, а вера через это получит еще большую силу. А когда люди сделаются равнодушными к вере, да еще и другим проповедуют: «Не беспокойтесь, все равно, чему ни веруйте», – тогда погибель для веры. Как ни будут истинные христиане доказывать им устно или письменно их заблуждения – все напрасно! Никто их не будет ни слушать, ни читать, а равнодушно говорить: «Почему же вера православная лучше других вер? Живи каждый в своей вере, в какой родился! Стыдно переменять веру!»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Таким неожиданным образом сталкиваются утверждения относительно пути человеческого познания преподобного Исаака Сирина и Гегеля. Первый видит в нем прямое следствие грехопадения человека, второй – превозносит его как самый большой дар. Первый обличает искусителя, подтолкнувшего человека к падению, второй – поклоняется ему и ставит само это падение в заслугу. Первый видит в этом типе познания отрицание Божиего Промысла и неверие, второй – утверждение и апофеоз самонадеянного человеческого разума. Однако преподобный Исаак говорит также об истинном ведении, соединенном с верой. Это духовное ведение посылается человеку Самим Духом Святым: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (ср.: Ин. 14, 15–17, 26). Дух Святой учит человека свободе: все возможно верующему (Мк. 9, 23). Был ли Христос диссидентом? Часть 2 Как писал преподобный Исаак Сирин, " вЕдение противно вере. Вера во всем, что к ней относится, есть нарушение законов вЕдения, впрочем, ведения не духовного " [ CCXV ]. Тот факт, что ведение не может быть познано " без разыскания и своих способов действования " , то есть осуществляется по путям познания падшего мира, догрызающего запретные плоды, оценивается этим святым отцом как " колебание в истине " . Меж тем " вера требует единого чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания " [ CCXVI ]: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Вера требует живого духа, объятого пламенем любви и свободы. Благодать Святого Духа есть сила личная, свободная, живая, реально преображающая душу и действующая в ней, затрагивающая при этом все уровни человеческого существа, в том числе и рассудок, и оформляющаяся в нем в форме самой возвышенной христианской идеи. Однако темный языческий навык служения " стихиям мира " , а также похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (ср.: 1 Ин. 2, 16) волен исказить ее до неузнаваемости, превращая из жизненного исповедания в отвлеченную мысль, в пустую абстракцию, и таким образом совратить ее на путь познания, свойственный падшему естеству, преклонить ее под действие " непреложных " законов внутреннего и внешнего мира, то есть законов причинности, необходимости и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Теперь посмотрим, – от чего более происходит в сердцах наших неверие словам Господним? От чего же? Во-первых, от нежелании знать волю Господню, – ибо вера рождается от слуха, а кто не хочет слушать слов Божиих, тот и веры иметь не может. Во-вторых, от сердечной привязанности к благам земным; ибо никто не может служить Богу и богатству, как двум господам, противным друг другу в требованиях. Пример сему: фарисеи, сребролюбцы суще, как сказано, которые смеялись над учением Господним; также Иуда льстец, Анания с Сапфирою и тот Димас, о котором писал апостол Павел: Димас мене остави, возлюбив нынешний век ( 2Тим.4:10 ). Третья причина неверия Богу есть честолюбие и человекоугодие. Посему и Господь говорил иудеям: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще? ( Ин.5:44 ). И апостол Павел писал: если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым ( Гал.1:10 ). Оттого все, которые любили первые места в народных собраниях, оказались смертельными врагами Иисуса Христа. Такие люди всегда ненавидят даже и учеников Христовых, верных Его учению, как заметить можно из слов Иоанна Богослова: я писал церкви, но любящий первенствовать у них, Диотреф, не принимает нас, понося нас злыми словами ( 3Ин.1:10 ). Есть еще важная причина неверия, о которой мы и не думаем; между тем она возбуждает великий гнев Господень на неверующих. Это видеть можно из следующего: раз ученики Господни, принявшие от Него власть изгонять бесов, никак не могли изгнать из отрока одного беса. И когда хотели узнать: почему это они не могли? Господь отвечал: по неверию вашему; и при сем, указывая еще на причину неверия, сказал: сей род не исходит, токмо молитвою и постом ( Мф.17:19, 21 ). Из сего видно, что вера укрепляется молитвою и постом; а без сего она уничтожается и человек делается непотребным рабом, богопротивным. Потому и Господь говорил в неверии сущим: о роде неверный! доколе буду с вами? Доколе терплю вам? ( Мф.17:17 ). Итак, чтобы достойно приступить к причастию Тела и Крови Христовой, – со страхом Божиим и верою, – нужно быть нелюбостяжательным, нетщеславным, преданным посту и молитве. А главное, нужно оставить всякое житейское попечение, как и Господь сказал: упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ), и вместо суеты земной надобно заняться единым на потребу, – слушанием слов Господних, от которых рождается и укрепляется в нас вера, спасающая правых сердцем. Кто не оживлен или, так сказать, не воодушевлен верою живою, тот приобщается и страшных Христовых Тайн без всякого страха, и, конечно, не во спасение, а в осуждение и муку. Но кто и не приобщается потому, как говорит, что будто страшится, или по невниманию к сему спасительному таинству, холодности и безрассудности, все таковые отчуждены от жизни Божией ( Еф.4:18 ) и лишаются вечного блаженства. Ибо только через соединение со Христом можно получить паки бытие ( Мф.19:28 ) и сделаться наследником жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010