Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вера ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. – это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеч. сердцу, – нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков» ( Быт. 15:5 ). И Аврам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»; 2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. ответ человека на Божий призыв – это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона – доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. глагола аман (ср. ⇒ Аминь ) – «верить». Он означает также «являться сущностью», «представлять суть» или «быть незыблемым, истинным, надежным, верным». Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [евр. эмет, произв. от аман] ( Пс. 145:6 ), это следует понимать так: «Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен». Выражение «все заповеди его верны» ( Пс. 110:7 ) означает: они справедливы, надежны и неизменны. В. – это состояние совершенного доверия. Слова «Аврам поверил Богу» означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить – значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке – именно в этом заключается В., основа которой – упование на Слово Божие. Выражение «Аврам поверил Богу» означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Ис 65:17 ). Дорогие братья и сестры! Вот, имея перед собою такой идеал, идеал, который не является просто идеалом, а идеал, который является священным наказом, целью спасительного дела Господа Иисуса Христа, мы можем смело провозглашать, что вера наша, вот эти идеалы наши, уверенность эта действительно утвердила и утверждает вселенную, ибо настоящая Вселенная должна быть основана на этих элементах правды, счастья, добра и любви. И поэтому я, как всегда, хочу закончить словами: несмотря на нашу слабость, мы имеем право сказать вместе с апостолом Павлом, что во все времена, во все века церковной истории, у всех народов «мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» ( 2 Кор 4:8-10 ). «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2 Кор 6:9,10 ). «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим 8:35 )- «Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» ( Рим 8:37 )- И мы живем, дорогие братья и сестры, в твердой уверенности, что вера наша не только апостольская, не только отеческая, не только православная, но вера наша — действительно основание всей вселенной, вера наша — «Вселенную утверди». И будем знать твердо и уверенно, что Господь Бог, Который сказал: «В мире скорбны будете, но дерзайте, Я победил мир» ( Ин 16:33 ). Который через уста своего пророка и апостола говорит нам: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1 Ин 5:4 ). Господь наш Иисус Христос придет как победитель в Царствие Свое. И тогда исполнится полнота времен, основанная именно на вере нашей как вселенской, и перейдет это Царствие Божие в новое небо и в новую землю.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Если вера в Бога, если любовь к Богу есть первая и важнейшая заповедь в законе, а вторая заповедь о любви к ближнему вытекает из этой первой, силу свою получает от любви к Богу, то значит, чтобы спастись, надо возлюбить Бога всем сердцем своим, ибо это первая и важнейшая заповедь закона. Что значит спастись? Это значит получить жизнь вечную, это значит войти в Царство Божие, это значит стать причастниками этого Царства! Что же такое Царство Божие? Что же такое жизнь вечная? Это сказал нам Господь Иисус Христос в Своей великой первосвященнической молитве, обращенной к Богу Отцу. Он говорил так: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17, 3). Это жизнь вечная: жизнь вечная в познании Бога, в познании Господа Иисуса Христа. Значит, без познания Бога, без познания Святой Троицы, без веры в Богочеловека, Господа Иисуса Христа, нет вечной жизни, то есть нет спасения. Господь Иисус Христос перед вознесением Своим на небо говорил ученикам Своим: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15–16). Видите, какие ясные слова, видите, как совершенно определенно Господь сказал: «Иже не имет веры, осужден будет». Значит, недостаточно только одних добрых дел, значит, нужна и вера, значит, надо, чтобы творящие добрые дела всем сердцем уверовали в Бога и возлюбили Его. Святой апостол Иаков сказал в соборном своем послании: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). И кто только верует и на одну веру возлагает все надежды на спасение, тот не спасется: нужны добрые дела. Но ведь можно сказать и иначе: если вера без добрых дел мертва, то, значит, и добрые дела без веры мертвы. Господь и Бог наш Иисус Христос говорил евреям изумительные слова о том, что все должны причащаться Небесного Хлеба, говорил, что этот Хлеб Небесный есть Плоть Его, которую отдает Он за жизнь и спасение мира. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и Пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Какой жизни? Жизни вечной: не будете иметь жизни вечной, не будете причастниками Царства Божия, не получите спасения душам вашим. Что же яснее? Если не веруем всем сердцем в Бога, если не крестимся, если не причащаемся Тела и Крови Христовой, то нет нам спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Не знал ли Иоанн, что святой Стефан молился за своих гонителей, которые не могли терпеть имени Христова, и о тех самых, которые побивали его камнями, взывал к Богу: Господи, не вмени им греха сего. Действие молитвы этой видим на самом апостоле Павле: который хранил одежду побивающих Стефана, сразу после, через благодать Христову, сделался апостолом, быв прежде гонителем. ГЛАВА 11 Упомянутые слова Иоанновы объясняются другим его свидетельством, которым верующим во Христа обещается спасение Говоря о соборном послании Иоанна, исследуем, сходно ли с вашим толкованием то, что он писал в Евангелии. Так, пишет он, возлюбил Бог мир, что отдал и Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Когда ты желаешь падшего восстановить, то, конечно, увещеваешь его, чтобы он веровал, а не не веровал. Но верующий, по словам Господним, будет иметь жизнь вечную. Итак, каким образом ты запретишь молиться о том, кого вечная жизнь ожидает? Вера есть дар Божией благодати, как учит апостол, говоря: иному вера тем же Духом; и ученики взывают ко Господу: умножь в нас веру. Итак, кто имеет веру, тот имеет жизнь; а кто жизнь имеет, тот не исключен от прощения. Всякий, - говорит, - верующий в Него, не погибнет. Благодаря этому слову: всякий - никто не исключается: не исключается, следовательно, и падший, если только будет веровать. Известно, что многие себя исправили по падении и пострадали за имя Божие: можно ли исключить их из числа мучеников, когда Сам Господь не исключил? Смеем ли сказать, что не дана им жизнь, когда сам Христос увенчал их? Как по падении многим за страдания возвращается венец, так и за веру возвращается вера, которая есть дар Божий, как написано: потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. Но кто имеет дар Божий, тот может ли не иметь прощения? Но благодать бывает двойственная: благодать веровать и благодать страдать за Господа Иисуса. Потому верующий имеет свою благодать; имеет же и другую, если вера его увенчивается страданиями. Ибо Петр прежде, чем пострадал, без благодати не был, но по страдании приобрел другую. И многие, не имевшие благодати пострадать за Иисуса, имели, однако, благодать веровать в Него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/31/f...

У взрослого есть обязательства, которых нет у ребенка, у человека, увлеченного нужной и важной работой, есть обязательства, которых нет у безработного — в любых отношениях есть обязательства, и избежать их можно только тщательно избегая жизни вообще. Евангелие говорит, что вера и Крещение делает нас чадами Божиими: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12 -13). Это великое звание приносит с собой и великие обязательства. Делает ли это жизнь верующего беднее? Наоборот. Это делает её много насыщеннее и счастливее. Когда прилагаем усилия к тому, чтобы жить по заповедям, мы обнаруживаем, что это освобождает. Приведем пример. Люди выпивают, чтобы расслабиться, успокоиться, справиться с напряжением современной жизни. Но когда они прекращают выпивать, выясняется, что их жизнь в целом становится более спокойной и менее напряженной. Отказавшись от того, что казалось источником радости и утешения, они могут привнести больше радости и утешения в свою жизнь. Так уж мы устроены — самоограничение, готовность от чего-то отказаться ради Бога и ближнего ведут к счастью, попытки урвать от жизни всё приводят к разбитости и унынию. Диавол внушает нам, что мы будем счастливы, пренебрегая заповедями Божиими. Но это не больше чем недобросовестная реклама — так не бывает, грех всегда, уже по эту сторону вечности, разрушает нашу жизнь. Но я не могу уверовать, что мне делать? Вера — это не переживание и не мистический опыт (хотя для неё естественно сопровождаться тем и другим). Это обращение воли, намерение покориться Богу и возложить на Него надежду. Этот поворот воли проявляется в том, что мы делаем то, что угодно Богу — исправляем нашу жизнь, отворачиваемся от греха, входим в Церковь, молимся, приступаем к Таинствам. Иногда неверующие авторы пишут о том, что такая вера будет неискренней, «поддельной». Но это просто непонимание веры. Если я верю врачу, я принимаю прописанное им лечение — и именно мои действия говорят о моей вере, не мои переживания.

http://azbyka.ru/vera

Жизнь тела даст о себе знать по движениям, по своим действиям: так и жизнь веры познается из добрых дел. Жизнь тела есть душа, посредством которой оно движется и чувствует. Жизнь веры есть любовь, через которую она действует; по сему, когда охладевает любовь – умирает вера – так же, как душа оставляет тело. О сем-то, конечно, действии апостол сказал: Если имею всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто ( 1Кор.13:2 ). Разделение дарований не всем одинаковое, но иному дается талант, иному два, другому три, а иному и пять талантов. Так и разделение веры имеет степени – только степени, составляемые в принятии, а не в даровании. Святой Киприан говорит: «Христос верующим дает столько, сколько приемлющий уверяет в своем приобретении». Степени веры очень наглядны в самих учениках Христовых. Когда на море восстала сильная буря, и корабль, на котором ученики сидели с Иисусом Христом, покрывался волнами, Христос же спал, – то ученики пришли и разбудили Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем! Сие не означает ли слабость веры, как и сказал им Господь: что вы так боязливы, маловерные? ( Мф.8:26 ) Они же слышали еще обличение в маловерии: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч? ( Мф.16:8–9 ) – Петр, ходящий по волнам и утопающий, показует собой тех, которые называются в Писании не крепкими в вере: напротив, Капернаумский сотник, вопиющий ко Христу: Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой! – И слышит небесный отзыв: и в Израиле не нашел Я такой веры ( Мф.8:8 ) ( Мф.8:10 ). Жена ханаанская внемлет похвалу от Господа: о, женщина! велика вера Твоя ( Мф.15:28 ). Все сие ведет нас к тому, что вера может расти, умножаться и по мере охладения любви уменьшаться. «Каждому Бог уделил меру веры – может быть пророчество по мере веры, служение по мере веры; проповедь по мере веры» ( Рим.12:3–7 ). Однако – не множество вер, но едина, как говорит Апостол: один Господь, одна вера ( Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Тогда мучители, придя в неистовство и злобу, приговорили ее к смерти через отсечение главы. Когда Вера услышала этот приговор, то радостно сказала матери своей: «Молись о мне, мать моя, чтобы я совершила свое течение и перешла к желанному концу, и узрела бы любимого мною Господа и Спасителя моего». Мать же отвечала ей: «Ты, Вера, воздаешь мне добром. Иди к Жениху своему и помяни меня пред Ним, и помолись о сестрах своих». И так святая Вера прославила Бога той же смертью, что и святой Предтеча Господень Иоанн. После того мучители расправились и с Надеждой и Любовью , также предав их смерти чрез усечение головы. Святая же мать их София за это время перенесла невыносимые ужасные душевные страдания. Она была истинною мученицею без пролития крови. Язычники не захотели предавать ее мукам телесным, наоборот, разрешили ей похо­ронить своих дочерей за городом, и она, не отходя от могилы, тихо проливала свои слезы, прося Господа, чтобы Он и ее душу приобщил к душам святых мучениц. Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицею Христовою, ибо мучима она была не менее возлюбленных чад своих, хотя и не пришлось ей пострадать подобно им телом. Дорогие братия и сестры, Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей – и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает, и нет более человека. А если так, то жертвовать временною жизнию ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего – высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа – мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня тот сбережет ее. Не убойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне... Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я его пред Отцем Моим Небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня ( Мк. 8:34 ; Мф.10:28, 32, 37 ). Таким образом, дорогие, Господь от нас требует к Нему жертвенной любви, любви делом, как принесли Ему святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

12. Что такое религиозная вера? Вера есть окончательное постижение собственным опытом, что бытие и господство невидимого Бога являются неоспоримой истиной, которая живет в душе, как потребность высшого блага. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Ebp. XI, 1 ). »Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» ( Евр. Х, 35 ). «Не должно приходить в колебание или сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя-бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры» (Св. Василий Вел., Творен, т. II, «Нравств. правила», пр. 7-е). 13. Что значит для христианина – веровать в Бога? Для христианина веровать – значит: а) быть проникнутьм убеждением, что невидимый Бог открылся человеку в явных образах и деяниях; б) ощущать в себе непрестанное Божие промышление; в) принять всем сердцем Христово евангелие, как закон своей жизни; г) открыто исповедывать свою веру, подтверждая ее своей деятельностью. а) " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самым делам« ( Uoah. XIV, 11 ). «Вера в Господа, как Сущаго, есть для души источник жизни. Как представить Сущаго? – Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь есть» (Свят. Иоанн Кроншт., «Моя жизнь во Христе», ч. II, стр. 407). б) «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их? Вы не гораздо ли лучше их» ( Mф.VI, 26 ). » Но помните, что очи Его – очи Божеския и уши Его – уши Бога вездесущаго « («Моя жизнь во Христе» ч. I, стр. 14). в) «... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Ebp. III, 14 ). г) »Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия на спасете всякому верующему» ( Puм. I, 16 ). " Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царствие Небесное, но исполняющей волю Отца Моего Небеснаго» ( Mф.VII, 21 ). § 36. Символ веры православной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В зимнее время, когда от мороза земля расседалась, он, точно бесплотный, оставался в своей обычной одежде, думая только о том, чтобы избежать будущего огня вечного. Никогда во всю свою жизнь он не жаловался ни на что, не роптал, не унывал, не скорбел, при всех недостатках в потребном и искушениях был доволен и спокоен. И это потому, что он питал свой дух верой в будущую жизнь и награду от Господа за свои труды и лишения. Ибо истинно, как говорит Апостол, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим. 8:18 ). И Преподобного Сергия эти слова Апостола воодушевляли на подвиги, он устремлялся к почести вышнего звания, подобно Аврааму, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог ( Евр. 11:10 ), где будет такая жизнь, о которой написано в слове Божием, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Поэтому он непоколебимо стоял на своем пути и когда искушали его бесы, являясь ему в образе зверей, гадов или литовских рыцарей, устрашая его гибелью и смертью, то молитвою к Богу прогонял эти бесовские полчища, веруя в Божественную помощь, которая его никогда не оставляла. Одно молитвенное воззвание к Богу обращало в бегство полки душевных врагов! Так вера содействовала Преподобному Сергию в его пустынном житии, и не только в перенесении непосильных подвигов, но и во всем, решительно во всем. Та же вера воодушевляла прежде мучеников неустрашимо идти на смерть ради Христа и увенчивала их победными венцами на Небесах. Мы с вами, дорогие братия и сестры, плывем по житейскому морю, и, для того чтобы безбедно достигнуть тихого пристанища в вечности, крайне необходимо всем и каждому из нас иметь веру в Господа Иисуса Христа. Ничто так не противно врагу нашего спасения, как наша крепкая, живая вера в Господа и Спасителя нашего. Потому-то и воздвигает он на нас противный ветер и со стороны плоти, и со стороны мира. Верующий спокоен от простоты своей веры, но враг или всевает в него сомнение, или наводит его на людей, которые сами либо сомневаются, либо совсем не веруют, или знакомит его с какой-нибудь книгой, в которой вера отвергается либо подвергается сомнению. И так верующий до этого человек, спокойный в своем уповании, оказывается в опасности потерять свою веру, если не воззовет он к Господу о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Вера в Его воскресение озарила ярким светом всю жизнь первых христиан и сделалась движущей силой всего дальнейшего роста Церкви Христовой. Хорошо говорит об этом один протестантский весьма свободомыслящий богослов, известный переводчик и комментатор Библии , Эдуард Рейс. Вот его слова: «Мы можем признать, что многое в истории воскресения Христова для нас непонятно; что мы никогда не достигнем ясного представления о состоянии Иисуса по воскресении; что наш разум встречает препятствия на каждом шагу, когда он пытается понять и согласовать различные повествования об этом предмете, – тем не менее всегда останется непоколебимым тот бесспорный факт, что церковь , существующая уже восемнадцать веков, создана на этом основании, что она, следовательно, является, так сказать, живым удостоверением факта воскресения Христова и что в сущности она именно вышла из гроба Христова; если бы Он не воскрес, то, судя по всему вероятию, она осталась бы с Ним погребенною навсегда». (Ed. Reuss – Histoire évangélique. Sýnopse des trois pr miers évangiles, р. 701). Откровение, дарованное первоначальной церкви, завершилось в день Пятидесятницы. Воскресший и вознесшийся на небо Христос послал верующим вместо Себя Утешителя – Духа Божия. В знаменательных и великих явлениях, коими сопровождалось это событие, верующие ощутили Действие Духа Божия на себя самих, и из этого живого ощущения выросла их вера в Святого Духа. Воспринятая от Иерусалимской Церкви всем христианством, эта вера питалась затем последующими проявлениями и благодатными действиями того же Божественного Духа и послужила основой церковного учения о Третьем Лице Святой Троицы. Таким образом, основные истины христианского вероучения были восприняты Иерусалимской церковью не как отвлеченные идеи, не как плод умозрения, а как результат пережитого ей самой духовного опыта. Этим самым христианская вера утверждалась на незыблемой положительной основе и неразрывно связывалась с определенными историческими фактами. Выходившие из матери Церкви проповедники не мнения и взгляды свои излагали, а провозглашали: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам), о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин. 1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010