В этом состоит сущность и цель новой жизни христианина, выражающийся как в настроениях ( Еф. 5:2 . ср. Кол. 3:5,7 ; Еф. 4:17 ), так и во внутренних (Рим, 8:6) и внешних действиях ( Еф. 2:10 ). § 26 Вера, как стремление воплотить в себе все содержание правды Христовой, и христианская свобода как способность к этому, вполне определяют собой всю нравственную жизнь возрожденного человека. Так как праведность Христа есть идеальное осуществление воли Божией, односторонним выражением которой был закон, то и вера по самой природе своей должна быть стремлением к совершеннейшему исполнению Божественной воли. Отсюда, всякое нарушение ее, каждое малейшее уклонение от нравственной нормы, противно вере, исключает ее. Грех несовместим с верой и по существу своему есть ничто иное, как отречение от веры, отступничество. Кто грешит, тот уклоняется от правды Христовой, а следовательно не верит. «Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры ( τν πστιν ρνηται) и хуже неверного» ( στιν πτου χερων – 1Тим. 5:8 ). «Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру» ( τν πρτην πστιν θτησαν – 12). Но так как вера, будучи отречением от всего своего и преданием себя благодати Божией, распространяется на все силы души и обнимает собою всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека, каждой частное явление ее, то вся жизнь христианина должна служить выражением ее, и все, что не проистекает из веры, – противно ей, исключает ее и, следовательно, греховно. Πν δ οκ κ πστεως, μαρτα ( Рим. 14:23 ). Вся область нравственных явлений раздробляется таким образом на две категории: греховных и проистекающих из веры; и вера является следовательно единственным и всеобщим принципом всей нравственной жизни. Пока человек был рабом греха, вера не могла осуществить присущее ей желание воплотить в себе правду Христову, и потому фактически она существовала рядом с грехом, несмотря на принципиальную несовместимость ее с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Вера указала и средства, которые мы должны употреблять для спасения себя и других, живых и умерших. Итак, Основанием нашего союза и отношений с умершими есть Христос, Его благодать и святая вера. Нам нужно только покорить разум в послушании веры Христовой и мы, и наши умершие будем спасены, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»,– учит Иисус Христос ( Ин.3:16 ). Только одной верой можно видеть будущее. Вера есть око, кругозор которого простирается за пределы видимого, и невидимое является перед ним, и будущее как настоящее. Вера требует от нас любви, исканий царства Божьего, ношения тяготы ближнего, готовности к исходу на всякий час. Все эти требования веры отвлекают ум и сердце от временного и устремляют к вечному, устремляют туда, где наша жизнь и спасение, где живут бессмертною жизнью опередившие нас отцы, матери, братья, сестры, супруги, друзья и знакомые. Вот куда вера Христова призывает ум и сердце бедного странника, не расторгая союза и отношений духовного между живыми и умершими. Бессмертная любовь не гаснет; сердце предчувствует встречу с предметом дорогим ему. Она соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым, соединяет человека с Богом и со всеми духовно-нравственными существами. Учитель языков учит так: «Живем ли, живем для Господа; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем – всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Следовательно, как живые, так и мертвые – Господни; как первые, так и вторые имеют одного Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, в Него верующих. Естественно заботиться о своем спасении; но оно совершится, если будем иметь в виду и спасение усопших, возлюбленных Господом. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ), – учит ап. Павел. Что же это такое должно быть в нас подражательное Христу? Оно есть вечный Ходатай перед Богом Отцом за каждого грешника. Вот это-то ходатайство должно быть и в нас во Христе за всех и каждого, как за живых, так и за умерших. Этого от нас требовал и требует Христос, говоря: «любите друг друга так, как Я возлюбил вас, и ищите царствия Божия» себе и всем людям. Тяжесть наших грехов взял на Себя Иисус Христос, и мы, как учит Апостол, обязаны также носить тяготы друг друга, и таким образом исполнять закон Христов. Что может быть тягостнее для человека, как не его грех ! Итак, можем и по заповеди должны принять живое, деятельное участие в судьбе почившего, для спасения которого и Христос принял крестные муки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Наша вера, то есть наше богословие o Святой Живоначальной Троице, проявляется в нашей христианской жизни. Христианская вера есть не какая-то отвлеченная философия или теория, a жизнь, основанная на любви, по образу Пресвятой Троицы. Христианин, исповедующий свою веру во Святую Троицу, проявляет её не замыкаясь эгоистически в себе, a выходя из себя в других людей. Христианская вера сказывается в отношении христианина к брату. Христианская вера и христианская жизнь не самозамкнуты, a соборны по образу Святой Троицы. Христианская личность не одинока, a находится в союзе любви. Недаром древнее церковное предание, описанное в одном из рассказов Льва Толстого, говорит o том, как три пустынника на затерянном в море острове спасались и достигли святости, исповедуя одну только эту истину в молитве, которую они повторяли: «Tpoe Bac, трое нас. Помилуй нас!» Православие, c его верой во Святую Троицу, проверяется в жизни христиан в их любви друг к другу. Троичный Бог есть Любовь,и «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. Ибо три свидетельствуют на небе Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино» ( 1Ин.5:7 ). Нужн без конца повторять, что наша православная вера, то есть наше троическое богословие совсем не теория, не отвлеченная мысль, не философская выдумка, но жизнь и практика: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого невидит? ( 1Ин.4:20 ). 2. 3ападное богословие Прежде чем начать наше рассмотрение вероучительных различий между христианским Востоком и 3ападом нам прежде всего необходимо понять главные культурные и психологические особенности, в которых богословие 3апада развивалось. Это поможет лучше оценить степень заблуждений Римско-Католического и протестантского исповеданий в сравнении c апостольским и святоотеческим учением Православной Церкви. Мы призовем на помощь известного греческого церковного писателя доктора Александра Каламироса и обратимся к его замечательной работе «Огненная река».

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Катехизис «Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви». Катехизис содержит основные определения веры. Хотя Православный катехизис митр. Филарета (Дроздова) Московского был написан в начале XIX века, до сих пор он является одним из надежных способов узнать, во что в точности верят православные христиане. Филарет (Дроздов) так определяет катехизис: «Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.» Православный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. В доступном изложении. Введение Предварительные понятия 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. 2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»? Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение , устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). 3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ? Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела. 4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА? Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).   5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА? С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).   6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ? По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

10. Понятие веры по именованию одно, но делится на два вида: один вид веры – вера догматическая, соглашение души на что-либо. И она полезна душе, как говорит Господь: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит» (Иоан. 5, 24) и еще: «но перешел от смерти в жизнь». Великое подлинно Божие человеколюбие! Праведники угождали Богу многие годы, но что приобрели они, преспевая в многолетнем благоугождении, то ныне Иисус дает тебе за один час. Ибо, если ты уверуешь, что Иисус Христос есть Господь и «что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим. 10:9 ), и Тем, Кто ввел разбойника в рай, и ты переселен будешь в рай. И, не колеблясь, веруй, что сие возможно. Ибо уверовавшего разбойника в один час Спасший на сей святой Голгофе, Сам спасет и тебя, уверовавшего. 11. Другой же вид веры есть вера, даруемая Христом, как дарование благодати. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера тем же Духом, иному дары исцелений» (7 Кор. 12, 8. 9). Сия по благодати Духом даруемая вера есть не только догматическая, но и превыше человеческих сил действенная. Если имеет кто веру сию, то скажет «горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет» ( Мф. 17:20 ). Ибо как скоро по вере кто скажет сие, веруя, что действительно так будет «и не усомнится в сердце своем» ( Марк. 11. 23 ), то приемлет он тогда благодать. О сей-то вере сказано: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно» ( Мф. 17. 20 ). Как горчичное зерно по величине своей мало, а по действию сильно, и посеянное на малом пространстве, раскидывает вокруг большие ветви, а когда вырастет, может укрывать и птиц, так и вера в самое краткое мгновение производит в душе много доброго, потому что душа представляет себе Бога и, будучи озарена верою, сколько возможно ей, созерцает Бога, также обтекает пределы мира; и прежде скончания века сего видит уже суд и мздовоздаяние по обетованиям. Посему имей ты веру в Бога, которая от тебя самого, чтобы приять и от Него ту, которая превыше человеческих сил действенна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   Теперь постараемся выяснить сущность понятия веры. Говоря о необходимости веры, Священное Писание подразумевает под этим термином, не только отвлеченное, теоретическое признание тех или других религиозных истин, а согласие воли подчиниться Богу. Иными словами, вера содержит в себе активный элемент определенной положительной деятельности, и во всех тех случаях в Священном Писании, в котором говорится о спасительности веры, мы неизменно встречаем определенные поступки. Ведь и в обыденной жизни инженеры ценятся не столько по своим теоретическим знаниям, сколько по умению свои знания применять. Таким образом, Бог ждет от нас не отвлеченной, а живой и деятельной веры. Интересно заметить, что одно знание религиозных истин, без соответствующей жизни, не только не принесет пользы человеку, а, напротив, послужит к еще большему осуждению, как сказал Христос: «Раб, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47-48; Рим. 2:13).    Итак, христианская вера должна включать в себя искреннее желание стать другим, лучшим человеком. А это требует внутренней работы, самопроверки, покаяния, изменения образа жизни так, чтобы наша вера стала сиять ярким светом: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 6:16). К чему надо стремиться?    Таким образом, вопрос о том, чем спасается человек – верой или делами, — неправильно поставлен, потому что спасение души нельзя разлучать от ее духовно нравственного состояния. Сын Божий пришел на землю с целью восстановить в человеке гармонию между его мыслями, чувствами и деятельностью и этим снова воссоединить его с Собой. Поэтому веру нельзя противопоставлять делам – потому что они должны быть едины, как душа с телом в живом человеке. Чем добродетельнее живет человек, тем крепче становится его вера, и чем крепче вера, тем праведнее его жизнь – они укрепляют друг друга.    Богу не нужны ни холодное признания Его существования, ни механическое исполнение каких-то дел. Он настолько возлюбил нас, что отдал Своего Единородного Сына в жертву искупления. Что может быть выше такой любви! Поэтому и Богу мы должны ответить не половинчатой, а полной любовью, включающей и сердце и жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Евр.11:6 . «А – без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». Объяснение. Название «вера» имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение к Богу, б) вера есть вероучение, или знание, о Боге: Мк.11:23 ; Ин.17:3 . Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Если сказано, что без веры угодить Богу невозможно, то сказано также, что вера без дел мертва: Иак.2:24–26 . О спасении по вере Ин.3:36 . «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». Объясн. Не всякий верующий может иметь жизнь вечную: Лк.6:46 ; с другой стороны, и добрый язычник может сделаться примерным христианином: Деян.10:1–6:44–47 ; похвалил и Господь веру и смирение жены Хананеянки: Мф.15:28 , но об уверовавших и отпавших сказано: Евр.6:4–6:10:29 . Ин.16:31–32 . «Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною». Объяснение. Вот урок здесь для того, чтобы не быть самонадеянным в вере. Господь как бы так говорит: не хвалитесь вашей верой, не пережив и даже не зная того великого испытания, которое предстоит теперь этой вере. Вот почему апостол Павел хотя и удостоился откровения, но хвалился только немощью: 2Кор.12:1:5, 9 . Ин.17:22–24 . «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Объяснение. Испрашивая верующим единство, Иисус Христос присоединяет: «да уверует мир, что Ты послал Меня» (ст.21), и ещё: «и да познает мир, что Ты послал Меня» (ст.23). Здесь вера и разумение не разделяются одна от другого, но одна сопровождается другим: Рим.10:17 . Верующие увидят славу Божию в том смысле, что будут принимать участие в ней: Рим.8:17:30 ; будут царствовать с Христом, если только не отрекутся: 2Тим.2:12 , а кто отречётся, того отречётся и Господь: Мф.10:33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верой, тот, как внимающий дурным учениям и плохо постигающий смысл Писания, сам себе высекает гробницу в камне (4, 312). Если кто исповедует внешне Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется, то он осужден, даже если по особому домостроительству даны были ему и духовные дарования (6, 313). Пусть заповеди Божии живут с тобой, непрестанно сообщая тебе как бы свет и озарение для суждения о делах. Святитель Василий Великий (7, 64). Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих. А свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести. Авва Исаия (82, 193). Не станем считать одну веру достаточной для спасения. Будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы то и другое способствовало достижению совершенства (35, 596). Мы еще младенцы, хотя бы тысячу лет пребывали в вере, если остаемся нетвердыми в ней, если не ведем сообразной с нею жизни (46, 88). Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное. Напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут порочную жизнь (Лк. 12, 47; Ин. 15, 24). Святитель Иоанн Златоуст (42,571). Не думай, что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благодати, по справед ливости должен изобиловать собственными преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности (51, 128). Веру... должны проповедовать более дела, чем слова... Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 201). Вера, не имеющая дел, не имеет Бога, животворящего ее. Она мертва как не стяжавшая того, о чем говорит Христос: " Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое: и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим " (Ин. 14, 23). чтобы воскресить из мертвых душу посещением Своим и оживотворить того, кто сподобился это стяжать. Вот почему такая вера мертва, мертвы те, которые имеют ее без дел (60, 325).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Кратко скажем ныне о вере и добрых делах, необходимых для спасения. 1. Что надобно разуметь под верою, необходимою для спасения? – Эта вера есть искреннее принятие евангельского учения в том разуме, в каком предлагает это учение православная церковь , с несомненным убеждением в его истине. О такой вере говорит евангелист Иоанн: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20:30, 31 ). В Евангелии изображена жизнь Иисуса Христа, Его дела, учение, страдания, смерть на кресте с великими знамениями, славное воскресение из мертвых и вознесение на небо: все это для того, чтобы мы, читая и слушая написанное, несомненно верили тому, что Иисус Христос есть обещанный Спаситель рода человеческого, Сын Божий, и последуя учению Его, достигали вечной жизни. Апостол Павел пишет: без веры не возможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ). И чтобы показать чему должно верить, апостол присовокупляет: ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и что Он ищущих Его вознаграждает (ст. 6). Для большего объяснения веры, к словам апостола можно присовокупить все учение Символа Веры , содержимого православною церковью: надобно, чтобы приходящий к Богу веровал во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и не видимым, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия и пр. Эта вера необходимо соединяется с христианскою надеждою и есть основание сей надежды. Кто истинно верует в Божеские обетования, тот имеет и надежду, Иисус Христос с верою соединяет и предмет христианской надежды, говоря: иже веру имет и крестится, спасен будет ( Мк. 16:16 ). Св. Иоанн Богослов пишет: возлюбленные, мы уже дети Божии; но еще не открылось, что мы будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему: ибо узрим Его, как Он есть. И всякий имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист ( 1Ин. 3:2, 3 ). Также эта спасительная вера необходимо соединяется с любовью. Кто истинно верует в Бога, тот должен и любить Бога по заповеди Господней; иначе вера, будет мертвая. О Христе бо Иисусе, учит апостол, ни обрезание что может, ни не обрезание, но вера любовию поспешествуема ( Гал. 5:6 ). Аще имам всю веру яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь ( 1Кор. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Пелагиане ссылались на этот отрывок, чтобы доказать, что человек спасается личными усилиями, а критики ехидно вопрошали, может ли быть Божиим откровением книга, содержащая такие взаимоисключающие утверждения, как Иак. 2:24 и Рим. 3:28. Между тем мы не увидим никакого противоречия, если определим, в каком значении тот и другой Апостол используют слово " вера " . Совпадает ли вера, которую проповедует Павел, с верой того " неосновательного человека " , которого обличает Иаков? Очевидно, нет. Вера в понимании ап. Павла — это уверенность в Божиих обетованиях; вера " неосновательного человека " — это согласие с некоторыми истинами о Боге. Блаженный Августин превосходнейшим образом объясняет разницу между верой бесов и верой христиан: " И бесы веруют и трепещут " , говорит Апостол Иаков, однако же не надеются и не любят. Точнее, они страшатся, когда верят в приближение того, что мы любим и на что надеемся (Энхиридион, гл.8). Вспомним, что именно Бог обещает полагающимся на Него: " Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более " (Евр. 10:16-17, Иер. 31:33). Такой Божий дар, как прощение грехов (т.е. оправдание, о котором мы говорили), подается только вместе с другим Его даром — искренним стремлением к праведной жизни. Если это стремление никак не проявляется в поведении человека, претендующего на то, что он — верующий, то мы, вслед за Апостолом, должны признать такую веру мертвой и не могущей спасти. Подлинная вера, которая является не человеческим мнением, а даром Божиим, всегда приводит к делам, сообразным вере; однако человек оправдывается не этими делами, а верой. Иногда в защиту самоспасения говорят, что Апостол обещает жизнь вечную тем, кто постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия (Рим. 2:7). Из чего делают вывод, что он призывает достигать вечной жизни своими делами. Однако в свете категорического утверждения Апостола в Рим. 3:20 ясно, что это не так. Апостол здесь говорит: Бог правосуден и воздаст каждому по делам его. Если бы я с постоянством в добром деле искал славы, чести и бессмертия, то мог бы иметь надежду на жизнь вечную, но, так как я далек от этого, рассчитывать на оправдание по закону мне не приходится.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010