Вера как опыт жизни в Боге Невзирая на это, я прочел ее всю целиком, причем с огромной жаждой. Ничего не понял, но, несмотря на это, она меня воодушевила. Почему? Потому что это написано Святым Духом. Ум этого не понимает, но у души другие чувства, она понимает это и питается им. 27 августа, 2012 Невзирая на это, я прочел ее всю целиком, причем с огромной жаждой. Ничего не понял, но, несмотря на это, она меня воодушевила. Почему? Потому что это написано Святым Духом. Ум этого не понимает, но у души другие чувства, она понимает это и питается им. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1: 1–4). Церковь говорит не о теории, и наши отношения с Церковью – это не взаимоотношения с теорией или учением. Мы были бы очень наивными людьми, если бы подвизались в жизни во Христе по той причине, что являемся последователями какой-либо теории, пусть она даже и кажется самой прекрасной. Церковь зиждется на опыте, прежде всего опыте апостолов, и он продолжается в каждом новом поколении. Иными словами, каждый святой человек, каждый человек, имеющий в своей жизни опыт общения с Богом, может повторить сказанное здесь святым апостолом Иоанном: что мы слышали, видели, осязали – то есть что мы пережили. Это не что-то такое, что пережили апостолы, а потом оно перестало существовать, и мы просто верим в опыт апостолов, – это то, что постоянно присутствует в Церкви. Если этого опыта у нас нет, тогда наша вера еще несовершенна, она абстрактна, это не вера от зрения, основанная на опыте, – от зрения, вкушения, слушания, – а вера, которая основана на принятии определенных ценностей: «Я верю, что Бог существует, что Он сказал вот это, сделал это, жил в такие-то годы, совершил это чудо, совершил другое чудо». Это тоже вера, но она вводная, несовершенная, и мы не можем – да это и не нужно – останавливаться на ней.

http://pravmir.ru/vera-kak-opyt-zhizni-v...

Если он таким образом узнает Христа, Христос станет близким и родным его душе на всю жизнь». Вера — главная христианская добродетель! Без веры не будет у нас надежды на спасение, не будет в нас и любви Христовой. Поэтому надо чаще размышлять о том, что же есть наша вера православная. Не довольствоваться тем, что мы веруем в Бога. Повторимся: большинство людей на земле верует, что имеет место Высшее творческое Начало. Только атеисты отвергают Его, но их не так уж и много на свете. Не превозноситься тем, что вот, мол, какие мы умные, постигли, что есть Бог. Вера в Господа есть дар Божий: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф.2:8 ). Не забывать благодарить за это Господа есть наша христианская обязанность, проявление нашей веры. И наша обязанность воспитать эту веру в детях, чтобы она вошла в них, как говорят, с молоком матери. Наши дела должны свидетельствовать о нашей вере: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» ( Иак.2:20-24 ). Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Бога — в этом он не сомневался и ранее, а в том, что доверился Богу, всецело предал себя Его воле. Доверием Богу, Его повелениям и обетованиям, и должен руководствоваться человек в своей повседневной жизни. «Ревность (о Господе, о спасении) —дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь… Пока есть ревность, присуща и благодать Св. Духа…» (свт. Феофан Затворник ). В противном случае религиозное воспитание ограничится неубедительными и скучными нравоучениями. II. Враг рода человеческого «не дремлет» и всячески пытается нас смутить и увести со спасительного пути.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-prichas...

14, 11; Флп. 2, 10–11); это будет, во всяком случае, во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. 30. На этом собрание в тот день разошлось. О последующих событиях разум хочет написать, но рука бессильна. А то, что написано, я написал для вас, желающих узнать это: ведь дети желают знать, что происходит с отцом, и, прежде всего, дети, сознающие свое духовное усыновление. 31. Когда я был с вами, то, трудясь в слове (1 Тим. 5, 17), я и в частных беседах и публично учил всех пути к спасению, ни в чем не таясь, даже если я и казался некоторым тяжелым человеком; таким образом, и теперь, не будучи с вами и подвергаясь испытаниям, я пищу вам как можно кратко, ни в чем не таясь, что наше богатство — Христос Бог живой и истинный (1 Фес. 1, 9), засвидетельствованный не только Богом Отцом и пророками Бога, но и самими творениями и делами. Поэтому справедливо Он требует и от нас к Себе веры живой, истинной и засвидетельствованной Богом и учителями, которые от Бога, и самими творениями и делами. Это будет, если мы будем жить по заветам Евангелия. Таким образом, дух евангельской благодати, по апостолу, будет сосвидетельствовать с нашим духом о том, что мы суть дети Бога, а если дети, то и наследники — наследники Бога, сонаследники Христа (Рим. 8, 16–17). 32. Такова живая вера. Ведь вера без дел мертва (Иак. 2, 17, 20, 26), говорит другой из глашатаев веры. Мертвый же неприятен живому Богу, так как Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32; Мк. 12, 27; Лк. 20, 38). Следовательно, не совершающий благих дел имеет мертвую веру и сам мертв, ибо не живет в Боге и не пребывает в Нем. Единственном, Кто дает истинную и чистую жизнь. И так до тех под пока он, подобно блудному сыну, не осознает, чего он лишился, уйдя от дел жизни, и не вернется к Богу через дела раскаяния и не услышит от Него, как и тот блудный сын: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24). Таким образом, и вера его будет живой. Ибо вера, которая не подтверждается делами спасения, скорее не вера, а неверие, скорее, не исповедание веры, а ее отрицание. Это подтверждается и словами сказавшего: Они говорят, что знают Бода, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу (Тит. 1, 16). Другой же из апостолов говорит: Покажи мне веру свою из дел своих (Иак. 2, 18). И кто верит, пубць покажет своим добрым поведением дела свои (Иак. 3, 13). Что пользе, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его (Иак. 2, 14)? Никоим образом! Ты веришь, что Христос есть Бог, единый с Отцом и Духом Святым? Хорошо делаешь. Однако и демоны веруют и трепещут (Иак. 2, 19), говоря: «Мы знаем, Кто Ты есть, Сын Бога Всевышнего» (Мк. 1, 24). Они, однако, остаются демонами и врагами Бога, ибо противятся Богу делами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

30. На этом собрание в тот день разошлось. О последующих событиях разум хочет написать, но рука бессильна. А то, что написано, я написал для вас, желающих узнать это: ведь дети желают знать, что происходит с отцом, и, прежде всего, дети, сознающие свое духовное усыновление. 31. Когда я был с вами, то, трудясь в слове ( 1Тим. 5, 17 ), я и в частных беседах и публично учил всех пути к спасению, ни в чем не таясь, даже если я и казался некоторым тяжелым человеком; таким образом, и теперь, не будучи с вами и подвергаясь испытаниям, я пищу вам как можно кратко, ни в чем не таясь, что наше богатство – Христос Бог живой и истинный ( 1Фес. 1,9 ), засвидетельствованный не только Богом Отцом и пророками Бога, но и самими творениями и делами. Поэтому справедливо Он требует и от нас к Себе веры живой, истинной и засвидетельствованной Богом и учителями, которые от Бога, и самими творениями и делами. Это будет, если мы будем жить по заветам Евангелия. Таким образом, дух евангельской благодати, по апостолу, будет сосвидетельствовать с нашим духом о том, что мы суть дети Бога, а если дети, то и наследники – наследники Бога, « сонаследники Христа» ( Рим. 8, 16–17 ). 32. Такова живая вера. Ведь «вера без дел мертва» ( Иак. 2, 17, 20, 26 ), говорит другой из глашатаев веры. Мертвый же неприятен живому Богу, так как «Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22, 32 ; Мк. 12, 27 ; Лк. 20, 38 ). Следовательно, не совершающий благих дел имеет мертвую веру и сам мертв, ибо не живет в Боге и не пребывает в Нем» Единственном, Кто дает истинную и чистую жизнь. И так до тех пор пока он, подобно блудному сыну, не осознает, чего он лишился, уйдя от дел жизни, и не вернется к Богу через дела раскаяния и не услышит от Него, как и тот блудный сын: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк. 15, 24 ). Таким образом, и вера его будет живой. Ибо вера, которая не подтверждается делами спасения, скорее не вера, а неверие, скорее, не исповедание веры, а ее отрицание. Это подтверждается и словами сказавшего: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу» ( Тит. 1, 16 ). Другой же из апостолов говорит: « Покажи мне веру с вою из дел с воих " 3 . ( Иак. 2, 18 ). И кто верит, пусть покажет своим добрым поведением дела свои ( Иак. 3,13 ). «Что пользы.., если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли... вера спасти его» ( Иак. 2, 14 )? Никоим образом! Ты веришь, что Христос есть Бог , единый с Отцом и Духом Святым? Хорошо делаешь. Однако " и демоны веруют и трепещут» 4 . ( Иак. 2,19 ), говоря: мы знаем, Кто Ты есть, Сын Бога Всевышнего ( Мк. 1, 24 ). Они, однако, остаются демонами и врагами Бога, ибо противятся Богу делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Бог – всемогущее Существо. Для него все возможно. И необходимо верить в каждое Его слово. Каждое слово и заповедь Его даны для того, чтобы мы выполняли их. Если выразиться юридическим, формальным языком, то каждое слово Божие – это закон или приказ для нас, который не может быть не исполнен. Если выразиться евангельским языком, то каждое слово Господа есть голос Его любви и милосердия, обращенный к нашему сердцу, чтобы на Его любовь оно ответило своей любовью к Богу и ближнему. Что говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский? «Твердо веруй, – говорит он, – что слово Божие живо и действенно, как живое Существо, и по причине духовной тонкости проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4, 12 ). Что значит быть верующим человеком? Быть верующим – значит быть верным, преданным и послушным Богу всегда и во всем. Чем выше у человека эти качества, тем сильнее, жизнеспособнее его вера, и чем живее вера, тем ближе к нам помощь Божия. Что предполагает вера? Вера предполагает доверие Богу. Довериться Ему – значит делать все то, что Он нам подсказывает. Какой смысл говорить, что мы доверяем такому-то человеку, если мы не следуем его советам? Таким образом, если мы действительно полностью доверились Богу, мы будем стараться подчиняться Ему. Но стараться теперь мы будем по-другому, ни о чем не волнуясь. Мы станем выполнять то, о чем Он говорит не для того, чтобы спастись, а из-за того, что Он уже начал нас спасать. Мы станем жить и действовать иначе: не во имя надежды попасть на небо в награду за свое поведение, а потому что внутри нас уже забрезжил слабый отблеск небесного света. Каково в человеке соотношение веры и добрых дел? Природа человека призвана выявить себя как единый организм, как целостный, жизнедеятельный процесс. Отсюда естественно, что вера, развиваясь в сердце, переходит в слова и дела человека, освещая их своим внутренним живительным светом. И чем выше вера, тем сильнее и плодоноснее, святее ее влияние на жизнь человека. «По силе веры, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов , – приходит благодать Божия и всякая добродетель. Благодать приходит прежде всяких добрых дел, и уже на ней, как на твердом основании, устрояются добрые дела» 61 . С чего начинается дело спасения?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Вера, покаяние и молитва, соединенные с приобщением к таинствам, недостаточны для спасения человека и его обожения, если они не сопровождаются исполнением Божественных заповедей. Священное Писание и все Предание напоминают нам постоянно: чтобы по-настоящему полностью реализоваться, вера должна проявляться в исполнении заповедей. Святой апостол Иаков учит: Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе ( Иак. 2:17 ); как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак. 2, 26.20 ); человек оправдывается делами, а не верою только ( Иак. 2:24 ). Преподобный Исаак повторяет это поучение: «Вера нуждается также и в делах» 2641 . Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о том же: «Вера же эта обретает совершенство через все, что законоположено Христом... через почитание и исполнение Его заповедей» 2642 . «Пусть никто не полагается исключительно на веру во Христа», – наставляет преподобный Симеон Новый Богослов 2643 , говоря даже, что «неимеющие веры (πιστοι) – это те, кто полагается единственно на веру» 2644 . Преподобный Марк Подвижник даже отождествляет «веру в Иисуса» с «исполнением заповедей» 2645 . И святитель Иоанн Златоуст после утверждения, что «одной только веры недостаточно; чтобы быть спасенным», уточняет: «К этой вере нужно присоединить упорядочение всего жития и изменение образа жизни» 2646 . Именно в решимости подчинить свою сущность и существование заповедям Христовым человек проявляет свою волю исцелиться и спастись, показывает, что его исцеление и спасение для него – не просто предмет желания, но что он стремится к этому всем своим существом и всей своей жизнью, по-настоящему движется к ним. Покаяние, которое вместе с верой есть одно из оснований спасения (до такой степени, что проповедью покаяния Христос начинает 2647 и заключает 2648 Свое служение на земле), – это не только сожаление о прошлом или настоящем состоянии греховности, но еще и воля к тому, чтобы отречься от этого и изменить свою жизнь (это одно из значений слова μετνοια). Исполнение заповедей является, следовательно, его продолжением, необходимым атрибутом, если не одним из основных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Вера человека в Сына Божия есть необходимо его вера в свое богосыновство, и потому ее начало необходимо предполагает пересмотр земных ценностей, переоценку благ. Вопрос веры есть вопрос духовной жизни и смерти. Такая вера не могла начаться в то время, когда Господь творил чудеса, доставлявшие Ему добрую славу, и когда порождалась в изобилии та вера, которой Он не вверял Себя. Истинная вера могла начаться только теперь 88 . Поэтому прежде, исцеляя больного, Иисус Христос с строгостью отсылал его от Себя, запрещая возвещать о Себе, а теперь, исцелив расслабленного в субботу, когда иудеи уже начали преследовать исцеленного ( Ин. 5:10 ), Он встретил его и открылся ему ( Ин.5:1315 ). Так же Он поступил позднее с исцеленным слепорожденным, когда узнал, что иудеи его отлучили ( Ин. 9:35 ). Впрочем, из повествования евангелиста об исцелении страдавшего тридцать восемь лет не видно, чтобы его донесение иудеям об Иисусе было подвигом, как это несомненно по отношению к слепорожденному и как это вероятно в первом случае 89 ; несомненно же то, что для иудеев, которым объявил об Иисусе исцеленный при Вифезде, вера в Иисуса, нарушителя субботы, была соблазном. «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» ( Ин.5:18 ). Конечно, тут дело было не в одних словах Иисуса, как и не в том одном, что Он нарушил субботу, а в том, что Его богосыновство свидетельствовалось Его чудесами, что чудом Он нарушил субботу. В Иисусе против иудеев становилось то, в чем они видели благоволение Божие к человеку – Его чудотворная сила: чрез Него божественная сила действовала против их обрядоверия и славолюбия, против того, что составляло сущность их души. Он был виновником того, что Божие отчуждалось от них, и они «еще более» возненавидели Его, возненавидев в Нем это «Божие». В субботу «второпервую», первую по втором дне пасхи ( Лк. 6:1 ), Ему случилось проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Во всей Иудее не нашел Иисус такой веры, а язычница, которая и не слышала толком о Боге, проявляет такую силу веры, Являясь прекрасным примером того, что «Царствие Небесное силою берется» ( Мф.11:12 ) и еще более подчеркивается сила веры тем, что Господь одним словом, заочно исцеляет бесноватую: да будет тебе по желанию. Другим примером действия веры служит женщина, страдавшая кровотечением. По иудейскому закону, кровоточивая считалась не чистой, и как велика была вера женщины, страдавшей этим недугом в течение двенадцати лет и не могущей исцелиться, что в толпе она подошла к Иисусу и коснулась края одежды Его, зная, что каждое прикосновение делает нечистым до вечера того, к которому она прикоснулась ( Лев.25:27 ), а скольких она коснулась пробираясь в толпе! И, если она и не открывала свой позорный недуг сначала, то лишь из боязни Закона. Но прикосновение ко Христу отчистило ее, а не осквернило Его. И спросил Христос: кто прикоснулся ко Мне, – дабы она сама засвидетельствовала о полученном исцелении, дабы не разуверилась она в Господе, дабы по слову Св. Ефрема Сирина , «из вопроса его поняла, что Он есть испытатель всяческих» (1, с.107). «И не указал насильно народу на нее, ибо хотел научить дерзновенности веры,…дабы открылось, что недостойная вера сделалась бедной, т.к. не похищала, и не стыдом покрывалась, ибо не брала насильно» (1, с.107). И в страхе и трепете подошла к Нему и пала перед Ним; и услышала она: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» ( Мф.9:22 ). Но если так сильна вера больной телом, то какова же вера больной душой? Вот женщина, бывшая грешницей (а из аналогии с Ин.8:7 , можно сказать — блудницей), также дерзновенно заходит в дом Симона-фарисея, где находится Тот, Кто, как она слышала, прощает грехи. Но придя, грешница ничего не просит – она недостойна прощения, она пришла ишь посмотреть на Него. Привыкшая к унижениям и оскорблениям, она не смеет заговорить с Ним и лишь, смиренно разместившись у ног Его, слушает. Но по мере того, как Он говорит, женщина все больше понимает, какую греховную жизнь она вела, какие большие грехи тяготеют на ней. И с этим пониманием приходит вера. И начинают слезы литься из глаз ее, падая на ноги Христа, а она отирает их своими волосами. Видя же, что Господь не противиться, осмелев, она уже целует ноги Его и мажет их драгоценным миром.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

И свет ведь видимый неодинаков бывает по силе. Это зависит и от самых светильников, и от горящего материала. Самый яркий духовный свет дает нам наша православная вера. Тусклый, едва светящийся, он бывает у людей не правоверующих, каковы вольнодумствующие, сектанты и раскольники. Они, быть может, этого и не примечают. Но всякий сам легко поймет, что воистину это так есть. Вера есть дело Божие. Сам Бог дал веру. Она светится ярким Божественным светом. Что может еще прибавить к этому Божественному светильнику человек от себя? Несомненно, он только внесет в него порчу. Так это и бывает у людей, которые отваживаются исправлять веру. Какая дерзость! Божие – поправляет человек от своего скудного ума. И что же? – вносит он в Божественную веру свои мудрования к обольщает ими себя и других. Светильник портится. Он уже не может издавать яркого света правой Божественной веры. Но свет зависит и от материала горения Ярко будет гореть светильник веры у того, кто подливает в него чистый елей жизни святой, жизни по заповедям Божиим. Жизнь греховная потемняет свет веры. Представьте человека, исповедующего веру правую, но живущего греховно. Известно, ведь, всякая вера дает, правила жизни. Вера Божественная дает нам и правила жизни святейшие и совершеннейшие. Но вот человек руководствуется правилами своими, греховными. Что же он, разве не знает Божиих заповедей? Ведь он христианин православный? Да, он знает правила святые, но пожелал жить по иным, греховным. Так он и гасит прекрасный светильник веры. Скажем прямо, без образов, нет пользы и от правой веры человеку, если он не полюбил ее, и в жизни своей не руководствуется ее предписаниями и правилами. «Что пользы, братия мои, говорит св. апостол Иаков, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта. вера спасти его?.. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:14;17 ). Итак, возжечь светильник означает принять веру правую, просветить себя знанием ее и украситься святою жизнью. А «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, говорит Господь Иисус Христос, но на подсвечнике и светит всем в доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Кроме определения глубины веры по характеру молитвы, что открывается не каждому человеку, так как это интимная область души, её сила отражается в нравственных поступках. Что вы зовёте Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? ( Лк.6:46 ). В своих посланиях апостолы уделяют большое значение глубине веры и её связи с добрыми делами. Апостол Иаков, приводя пример принесения Авраамом в жертву Исаака, говорит: Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства ( Иак.2:22 ). Похожее место мы находим у апостола Павла в Послании к Евреям, где он указывает на глубину веры Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Сарры, Исаака, Иакова, Моисея, то есть всех ветхозаветных праведников, которая лежала в основе их добрых дел (см.: Евр. 11 ). А святитель Игнатий отмечает, что «верою вступили святые в любовь к врагам» 403 . Православие не признаёт протестантского учения о спасении только верой. Апостол Иаков говорит: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак.2:26 ). Вера в существование Бога и жизнь согласно этой вере имеет отличительный признак – наличие любви. Без любви и бесы веруют, и трепещут ( Иак.2:19 ). Вера – это не просто сумма знаний о Боге, а ценностный ответ, выраженный в нравственной жизни. Сила веры заключается в бескорыстной любви, которая исключает поверхностную мотивацию. «Человек с цельной верой, – говорит философ И.А. Ильин , – совершает свои дела не для того, чтобы оправдаться или спастись, а потому, что он не может иначе: он творит закон своего боголюбивого сердца и своей совести» 404 . Бог есть абсолютное Добро и единственный Источник добра. Именно это открывается каждому человеку в его личном акте богопознании, его внутреннем опыте. Не поверхностное знание, из каких-то источников, а его внутреннее переживание полагается в основу его нравственных поступков. Поэтому любовь к Богу, заложенная в глубинах нашей души, является основой христианской этики межличностного общения. Без любви, сопряжённой с делами, вера мертва, как мертво и учение о нравственности. Профессор П.Д. Юркевич говорит: «Для живой – а не только представляемой нравственности требуется светильник и елей ( Мф.25:1–10 ). По мере того как в сердце иссякнет елей любви, светильник гаснет: нравственные начала и идеи потемняются и, наконец, исчезают из сознания» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010