Покаяние само по себе без перехода в веру приводит лишь к отчаянию или унынию, а вера без покаяния не есть настоящая, спасающая вера, но вера мнимая, мертвая. Бесы ведь тоже «веруют» ( Иак.2:19 ), но не спасаются, ибо спасает не всякая вера, а вера, рождающаяся из покаяния. И совсем неслучайно Господь сказал, сначала «покайтесь», а потом «веруйте» ( Мк.1:15 ), ибо для того, чтобы обратиться к Богу, надо сначала отвратиться от греха. Но начало пути еще не сам путь, и к одной и той же цели можно прийти разными дорогами. По мысли некоторых святых, путь покаяния хотя и один по направлению, но дороги ведущие по этому направлению и способы передвижения могут быть весьма и весьма разнообразными. «Как в человеческом быту, – говорит св. Григорий Богослов , – много разности между родами и правилами жизни, из которых одни выше, другие ниже, одни знатнее, другие менее славны, так и в жизни Божественной – не одно средство спасения, и не один путь к добродетели, но многие» 1 . Жизнь христианская, как и любой вид жизни, имеет разные формы, а ее протекание разнообразно настолько, насколько многообразны особенности жизни и характера того или иного человека. Как же человеку узнать путь именно свой, когда ум его так ограничен, да к тому же омрачен грехом? Так как «от Господа направляются шаги человека» ( Притч.20:24 ), то и вопрошать надо Его, выбирая путь следования к Нему. Что же говорит Господь? Во-первых, «не учитесь путям язычников» ( Иер.10:2 ), во-вторых, «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» ( Иер.6:16 ), а в третьих, «входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» ( Мф.7:14 ). Последуем данным наставлениям и, избрав в учителя себе последователей Того, Кто «истинно пути Божию учит» ( Мф.22:16 ), послушаем, что они предлагают ищущим пути спасения. Из всего множества путей спасения св. Иоанн Златоуст выделял три основных, допуская наряду с ними и другие возможные пути, тогда как преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Основана она на познании Бога. Чем больше человек познал Бога (прежде всего опытно), тем глубже и сильней его вера. Жизнь христианина – постоянное возрастание в вере, восхождение по ступеням к совершенству. Святые отличаются от обычных людей, прежде всего полнотой веры – живой, могучей, чистой. Легко увидеть как наивна мысль, что вера есть самовнушение. Разве самовнушение может возрастать и совершенствоваться. Истинная вера всегда связана с нравственным началом. Именно у праведником мы видим впечатляющее соединение глубокой веры и высоких нравственных качеств. Для людей, не имеющих религиозного опыта, покажется неожиданной мысль о том, что вера не что иное как знание. Точное знание о Боге, о духовном мире. Нет лучшего способа убедиться в этом как прибегнуть к опыту. Если человек послушает святых отцов, которые познали тайны духовной жизни, и последует их совету, то ему откроется мир, который он раньше не знал. Мир, в котором нет случайностей и хаоса, а действуют точные законы. Чтобы познать Бога и духовную жизнь, несомненно, нужен разум. Поэтому разум и производные слова от этого понятия (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются 360 раз. Например: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ; «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» ( Ос. 14:10 ; «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» ( Мф. 22:37 ; «Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» ( 2Тим. 2:7 ). Без участия разума не могло быть воздвигнуто величественное здание христианского богословия, изумляющее красотой и соразмерностью. Строителями его были люди, которые по силе своего интеллекта и всесторонней образованности могли бы стать светилами в любой области светской науки. Достаточно вспомнить некоторые имена: Василий Великий , Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , Григорий Палама и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Теперь постараемся выяснить сущность понятия веры. Говоря о необходимости веры, Священное Писание подразумевает под этим термином, не только отвлеченное, теоретическое признание тех или других религиозных истин, а согласие воли подчиниться Богу. Иными словами, вера содержит в себе активный элемент определенной положительной деятельности, и во всех тех случаях в Священном Писании, в котором говорится о спасительности веры, мы неизменно встречаем определенные поступки. Ведь и в обыденной жизни инженеры ценятся не столько по своим теоретическим знаниям, сколько по умению свои знания применять. Таким образом, Бог ждет от нас не отвлеченной, а живой и деятельной веры. Интересно заметить, что одно знание религиозных истин, без соответствующей жизни, не только не принесет пользы человеку, а, напротив, послужит к еще большему осуждению, как сказал Христос: «раб, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47—48; Рим. 2:13). Итак, христианская вера должна включать в себя искреннее желание стать другим, лучшим человеком. А это требует внутренней работы, самопроверки, покаяния, изменения образа жизни так, чтобы наша вера стала сиять ярким светом: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мт. 6:16). К чему надо стремиться Таким образом, вопрос, чем спасается человек – верой или делами -неправильно поставлен, потому что спасение души нельзя разлучать от ее духовно нравственного состояния. Сын Божий пришел на землю с целью восстановить в человеке гармонию между его мыслями, чувствами и деятельностью и этим снова воссоединить его с Собой. Поэтому веру нельзя противопоставлять делам – потому что они должны быть едины, как душа с телом в живом человеке. Чем добродетельнее живет человек, тем крепче становится его вера, и чем крепче вера, тем праведнее его жизнь – они укрепляют друг друга. Богу не нужны ни холодное признания Его существования, ни механическое исполнение каких-то дел. Он настолько возлюбил нас, что отдал Своего Единородного Сына в жертву искупления. Что может быть выше такой любви! Поэтому и Богу мы должны ответить не половинчатой, а полной любовью, включающей и сердце и жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

15. Если брат 68 или сестра наги, едва прикрыты худой одеждой, и если они не имеют дневной пищи, необходимой, чтобы существовать, 16. А кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром 69 , грейтесь и питайтесь, а не дадите им необходимого для тела, то – что пользы? Безжизненность, мертвенность и бесполезность такого милосердия очевидна. 17. Так и вера, заключает апостол, если она не имеет мертва сама в себе 70 . И, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет, тот должен знать, что его вера, если ещё и имеет жизнь, то близка уже к смерти, чтобы сделаться совершенно бесполезной для спасения. Говорящий, что он имеет веру, а не делающий соответствующих ей дел, не может даже доказать того, что он имеет веру. В доказательство этого, апостол указывает на стороннее лицо, не христианина, скорее всего иудея, исповедующего единство Бога, который, однако, мог доказать свою веру делами и опровергнуть надежду на оправдание верой без дел (18–19 ст.) 71 . 18. Но кто-нибудь скажет: ты имеешь веру, а я имею дела; покажи мне веру твою в отдельности от дел 72 , а я тебе покажу веру из дел моих. Предполагается ответ: ты не можешь показать своей веры без дел. 19. Ты веруешь, что Бог один? Хорошо делаешь, но и бесы веруют и трепещут. Вера их, однако, мертва в себе и не соединяется с праведностью, но возбуждает только страх и ужас пред будущим судом Божьим. Далее апостол говорит опять от своего лица и доказывает примерами из священной истории, что вера, оправдывающая человека, и праведность его доказываются только делами его (20–26 ст.). 20. Хочешь ли знать, хочешь ли доказательства, пустой человек, – не знающий истины и не имеющий истинного благочестия (1:26–27), а надеющийся устоять на суде Божьем со своей верой, без дел, – что вера твоя мертва, бесплодна 73 . 21. Авраам, отец наш, отец верующих, не делами ли оправдался, вознесши Исаака, сына своего, на жертвенник? Вознесение им сына своего на жертвенник служит ясным доказательством, что он обнаруживал веру свою праведной жизнью и деятельностью по воле Божьей и таким образом сделался праведником пред Богом 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

1Кор.15:12 .  Если же о Христе про­поведует­ся, что Он воскрес из мертвых, то кáк некоторые из вас говорят, что нет воскресе­ния мертвых? Наша новая жизнь, вырастающая из общения со Христом, есть не что иное как участие в Его жизни. Отсюда выходит, что если Христос имеет теперь прославленное тело, которое сделалось таким чрез воскресение Христа из мертвых, то и мы должны получить такое же и таким же путем. 1Кор.15:13 .  Если нет воскресе­ния мертвых, то и Христос не воскрес; 1Кор.15:14 .  а если Христос не воскрес, то и про­поведь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 1Кор.15:15 .  Притом мы ока­за­лись бы и лжесвидетелями о Боге, по­тому что свиде­тель­ствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; «И Христос не воскрес». Кто отрицает следствие (всеобщее воскресение), тот должен отрицать и его причину (воскресение Христа). – «Проповедь наша тщетна». Главный предмет апостольского свидетельства образует воскресение Христа. Поэтому, с отрицанием воскресения Христа, утрачивает все свое существенное содержание и апостольская проповедь ( «тщетна» – правильнее: «пуста»). Вера коринфян также оказывается привязанною к предмету, который существует только в воображении. – «Лжесвидетелями о Боге», т. е. приписали бы Богу то, чего Он не совершал. – «Свидетельствовали бы о Боге» – правильнее: «на» (или: против) «Бога». Это было бы оскорблением Богу. 1Кор.15:16 .  ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 1Кор.15:17 .  А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. 1Кор.15:18 .  Поэтому и умершие во Христе по­гибли. 1Кор.15:19 .  И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчаст­нее всех человеков. С отрицанием воскресения Христова падает и вера в искупление. Если Христос не воскрес, то Он – не Искупитель. – «Вера ваша тщетна» – точнее: бесполезна, ни к чему не ведет. – «Вы еще в грехах ваших». Если бы Христос только умер и не воскрес, то и Сам Он остался бы под проклятием греха и человечество бы от Него не получило оправдания от грехов: и умершие в общении со Христом – должны сказать себе неверующие в воскресение Христа – не восстанут к лучшей жизни, и живые Его последователи, принявшие на себя в этой жизни тяжкий крест страданий, в виду 22 будущего прославления со Христом, оказываются самыми несчастными людьми!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. 11:1–2. Человек и после падения не оставлен был Господом на произвол его страстей и сил. Посредством откровений и обетований, Господь указывал ему путь к спасению и общению с Собою. Этот путь, непостижимый для ума человека, как невидимый, постижим был верою, которая есть осуществление того, чего еще нет, и обоснование того, что еще не наступило. Она есть показание или обнаружение невидимых вещей, ибо она делает то, что невидимые вещи созерцаются нашим умом как видимые. «Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом, также как в видимом» (Златоуст). Таким образом, вера дает уверенность, как бы доказательство невидимого, и осуществляет ожидаемое от Бога – Его помощь, Его обетования, которые представляются нашему рассудку не имеющими действительности, как видимое, настоящее, ибо «вера дает им действительность» (Златоуст). Поэтому вера укрепляет сердце среди разных бедствий, как только временных, и выражается в полной преданности водительству Божию. Такова и была вера древних, посредством которой они и получили от Бога свидетельство Его благоволения к ним. Вообще, вера необходима для познания Божественных дел, начиная с сотворения мира. 11:3. Итак, что бы мы могли знать о происхождении видимого нами мира, если бы Бог не открыл нам этого? Ровно ничего, потому что видимое, совершающееся во времени – веки, произошло из невидимого, из небытия, и что еще для нас непостижимее, произошло одним творческим словом. Это открыл нам Бог, и мы созерцаем это только верою в Его откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

А почему один верует, а другой не верует, когда оба слышат одно и то же, и, если перед их глазами совершается чудо, оба видят одно и то же – это [относится к] бездне богатства премудрости и ведения Бога 31 , суды Которого непостижимы 32 и у Которого нет несправедливости, когда Он, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает 33 ; ведь нельзя эти суды считать несправедливыми [лишь] на том основании, что они сокрыты. Христианская вера действует любовью 11 . Далее, если после отпущения грехов не обитает в очищенном доме Дух Святой, то разве не возвращается туда нечистый дух с другими семью, и бывает для человека того последнее хуже первого 34 ? А что касается обитания Святого Духа, то разве не дышит Он, где хочет 35 ? И любовь Божия, без которой никто не способен жить добродетельно, излилась в сердца наши не от нас, но Духом Святым, данным нам 36 . А веру эту определяет апостол, говоря: Не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью 37 . Ибо именно это и есть вера христиан, а не демонов, поскольку и демоны веруют и трепещут 38 , но разве они любят? Если бы они не веровали, то не сказали бы: Ты – Святый Божий, или: Ты – Сын Божий 39 . А если бы любили, то не сказали бы: Что Тебе до нас? 40 Бог заранее знает тех, кто уверуют 12 . Итак, вера привлекает нас ко Христу, и, если бы не подавалась она нам свыше как безвозмездный дар, Он Сам не сказал бы: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец 41 . Потому и немного ниже говорит: Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. И евангелист прибавляет здесь же: Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его 42 . И чтобы не посчитал кто-либо, что верующие принадлежат к Его предведению точно так же, как неверующие, то есть [не посчитал], что не подается им свыше вера, но лишь предузнается их воля, евангелист тотчас прибавляет и говорит: И сказал [Иисус: для того Я и говорил вам, что никто не может прийти ко Мне, если не будет ему дано от Отца Моего 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Более того, «факт общения мира видимого с миром невидимым, то есть со святыми, – пишет Хомяков, – основан на вере в начало любви, связующей жизнь земную с жизнью небесною, подобно тому, как ею же взаимно связуются люди в земной жизни» 275 . Однако если связь взаимной любви порвана, а вера в её силу отринута, то человек фактически уже вышел из Церкви, хотя, по законам чисто земной организации, он будет формально оставаться как бы заключённым в её ограде 276 . Наряду с любовью необходимым условием единства Церкви является единение её членов в вере. Вера, по мнению Хомякова, есть «такое действие, которым человек, осуждая свою собственную несовершенную и злостную личность, ищет соединиться с существом нравственным по преимуществу, с Иисусом праведным, с Богочеловеком» 277 . «Святая Церковь исповедует и верует, что никогда овцы не были лишены своего Божественного Пастыря... Веруя в слово обетования Божьего, назвавшего всех последователей Христова учения друзьями Христа и братьями Его и в Нём усыновлёнными Богу, Святая Церковь исповедует пути, которыми угодно Богу приводить падшее и мёртвое человечество к воссоединению в духе благодати и жизни» 278 . Однако Хомяков уверенно подчёркивает, что «не сохранится вера там, где оскудела любовь» 279 . Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:1–5 ). Дары Духа Святого – вера, надежда и любовь – неразрывно соединены в одном святом и живом единстве, «но как богоугодное дело наиболее принадлежит любви, как богоугодная молитва наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит вере» 280 . Когда же настанет совершенное ( 1Кор.13:10 ) и всё совершится в совершение общего суда, Дух Божий – дух веры, надежды и любви – проявится во всей своей полноте, тогда всякий дар достигнет полного своего совершенства, но над всем же будет любовь (см.: 1Кор.13:13 ): одна любовь сохранит своё имя, «а вера, пришедшая в совершенство, будет уже полным внутренним ведением и видением; надежда же будет радостью» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В любом случае мы можем найти и в Ветхом Завете подобные тексты, когда один из малых пророков говорит, что «праведный своею верою жив будет» (см.: Авв. 2:4 ). Имеется в виду вера в том виде, в каком понимает ее Иаков, брат Господень, апостол Иисуса Христа, который говорит, что «вера без дел мертва» (см.: Иак. 2:26 ). И, собственно говоря, то определение, которое дает апостол Павел, не противоречит позиции Иакова. В Послании к Евреям апостол Павел пишет: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). То есть сначала вера – действие, дело, «осуществление ожидаемого», и лишь потом – умозрительная «уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Апостол Павел учит, что Авраам «сверх надежды, поверил с надеждою» сверх силы – ведь он был как бы с омертвелыми чреслами, пожилой человек (см.: Рим. 4:18–19 ). Поэтому его вера есть вызов для многих сомневающихся! Потому что все обстоятельства говорили о том, что у Аврама и Сары не может быть детей, но у Авр аама и Са рры ребенок родится! И перемена имени, которая происходит (если раньше он назывался Аврам, то потом Господь говорит: «ты – Авраам», то есть не просто «отец», а «отец множества», и изменение имени его супруги, а она раньше называлась в еврейском тексте Сарай, «Сара», а потом она называется «Сарра») – это перемена судьбы. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Теперь история этого семейства изменится! « Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? » ( Быт. 15:8 ). Ею – то есть землею обетованной! Как узнать, что у Авраама будет потомок? И Господь предлагает ему: « Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя » ( Быт. 15:9 ). И далее: « Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек » ( Быт. 15:10 ). Почему птиц не рассек? Потому что языческие народы и их правители уподоблены зверям и животным. Читаем: «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» ( Пс. 21,13–14 ). И еще: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый – царь Греции…» ( Дан. 8, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вера есть, по слову апостола, «осуществление ожидаемого». Полнота ожидаемого Царства в будущем, «в день оный», а сейчас, как говорит тот же апостол, «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), начало осуществления ожидаемого. Макарий Великий называл это «предвоскресением». Только такая вера и есть, по существу, вера,вера, «уверенная в невидимом», потому что уже «осуществляющая» частично, в меру сил каждого, будущую полноту жизни в Боге. Как она может быть не уверена, если она уже осуществляет будущую полноту духовности? Именно в «осуществлении» лежит причина «уверенности» и тем самым блаженства веры. Обычно говорят с некоторой благосклонной улыбкой: «Блажен, кто верует, – тепло ему на свете». Это верно и в том небольшом смысле, который обычно имеется в виду, и бесконечно более верно во всем глубочайшем смысле жизни. Собственно, надо было бы сказать не «тепло», а «жарко». «Осуществление ожидаемого» – это вино бессмертия, которое начинает пить человек уже теперь на земле. Оно животворит, и радует, и обновляет ткань жизни, веселит предчувствием Вечности. Тут человеку дается сокровище, явно ощущаемое и сердцем, и умом, и телом. «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф. 13:44 ). Величайшее человеческое счастье охватывает человека, получившего истинную веру, «осуществляющую» уже здесь, на земле, жизнь в Духе Божием. Где у нас такая вера? Без нее как непонятны и загадочны нам слова Господа о практических и неизбежных признаках веры! «Уверовавших же будут сопровождать… знамения… будут говорить новыми языками, будут брать змей… возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). Оказывается, только одно требуется для того, чтобы исцелять больных: быть верующим, и, значит, с неумолимой логикой, если мы этих практических признаков не имеем и больных не исцеляем, мы не можем называться верующими – мы только «как бы верующие». Это факт непреложный, но вряд ли нами сознаваемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010