Патриарх Кирилл: Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом 3 августа, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Что дает нам вера? 3 августа. ПРАВМИР. 1 августа 2015 года, по прибытии в Чебоксары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровско-Татианинский храм. В храме Предстоятель обратился к многочисленным верующим со словом Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, Михаил Васильевич, глава Чувашии! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры! Я очень рад ступить на Чувашскую землю, посетить Чебоксары и увидеть всех вас. Благодарю владыку Варнаву за добрые слова, которые он только что произнес, и воспринимаю эти слова скорее как пожелание того, что мне предстоит сделать, как некое напутствие на мои патриаршие труды. Но какая-то часть пути уже пройдена, и, посещая различные регионы России и ближнего зарубежья, я вижу, как на глазах меняется церковная жизнь. Конечно, мы должны быть далеки от любого преувеличивания того, что есть на самом деле, но душа радуется, когда я вижу молодые лица в храме, когда вижу детей, когда вижу учеников воскресных школ, когда вижу, как приходят молодые пары соединять благословением Церкви свой брак и когда приносят крестить детей. Все это свидетельствует о том, что вера православная жива в нашем народе, и после долгих лет притеснений и попыток властей исключить веру из нашей жизни она возрождается. Это напоминает, как сквозь трещины в асфальте иногда пробиваются зеленые росточки. Когда кладут асфальт, думают, что, наверное, ничто живое не может пробиться через эту толщу. Вот так и в то время полагали, что никаких религиозных ростков больше не будет. А сегодня мы уже видим не только небольшие побеги, но и восходящее зеленое поле. Дай Бог, чтобы вера укреплялась в сердцах людей. Но кто-то может сказать: «А зачем вера? Может, лучше получить хорошее образование, а затем хорошую работу, хорошую зарплату, купить хорошую машину, дом, хорошо одеваться, весело проводить время? Разве для этого нужна вера?» Так вот, ответ на этот вопрос является самым главным для человека. Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом. Если нет веры, то не замыкается цепь. Это словно выключатель: как нужно замкнуть цепь, чтобы увидеть электрический свет, так и вера замыкает цепь между человеком и Богом, и такой человек становится верующим. Он входит в связь с Богом и чувствует Божие присутствие, а Бог слышит молитвы и отвечает на них. И как важно, особенно когда мы входим в полосу препятствий, трудностей, болезней, иметь эту опору! Она помогает человеку не сбиться с пути, не потеряться в трудных обстоятельствах, но спокойно идти по жизни, уповая на то, что Бог рядом и не допустит погибели.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vera-n...

Предварительные понятия 1. Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения богу и спасения души. 2. Катихизис в переводе с греческого языка значит оглашение, изустное наставление, а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину необходимое (Лк.1,4. Деян.18,25). 3. Для благоугождения богу и для спасения души нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. 4. Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры же невозможно угодити Богу (Евр.11,6). 5. С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела, потому что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак.2,20). 6. По объяснению святого Апостола Павла, есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр.11,1), т.е. уверенность в невидимом - как в видимом, в желаемом и ожидаемом - как в настоящем. 7. Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера - невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера - на доверии к свидетельству истины. знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях. 8. В учении благочестия требуется не только знание, но и вера, потому что главный предмет этого учения есть Бог Невидимый и Непостижимый и Премудрость Божия, в тайне сокровенная. Поэтому многие части этого учения не могут быть объяты знанием разума, но могут быть приняты верой. " Вера, - говорит святой Кирилл Иерусалимский, - есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение. Ибо, говорит пророк, аще не уверите, ниже имате разумети (Ис.7,9) " (Огл. поуч. пятое). 9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры еще таким образом: " Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастущие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря " (Огл. поуч. пятое).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

О вере в Бога 31 июля, 2015 О вере в Бога Что такое христианская вера и в чем её отличие от доверия? Есть ли вера в научном знании? Как связаны вера и Церковь? Что такое вера? Определяемая с точки зрения богопознания вера есть, прежде всего, доверие человеческого ума к Божественной истине, без исследования о ней, на основании свидетельств Священного Писания, Священного Предания и тех чудесных знамений, какие всегда сопровождают истинную веру. Так мы веруем, что мир сотворен Богом в шесть дней и соблюдается он Словом Божиим (2Пет.3:7); веруем, что снова Господь придет на землю судить живых и мертвых; веруем, что будет воздаяние за гробом и жизнь вечная. Под верой, далее, разумеется сердечная уверенность человека в известной религиозной истине без отчетливого еще постижения ее умом; например, не постигая догмата Святой Троицы, мы бываем внутренне уверены, что, действительно, Бог троичен в Лицах, что, действительно, Христос — Сын Божий, сошедший на спасение наше, а Дух Святой — источник нашего освящения и усыновления Богу. Но все такие убеждения еще нельзя назвать совершенной верой. Вера на высшей ступени своего развития есть видение — видение духом Бога и святых Его, созерцание тайн горнего мира, осязание их духовным чувством. О такой совершенной вере говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «вера, — определяет он, — есть обличение вещей невидимых» (Евр.11:1). «Обличение» — от слова «облик», т.е. при наличии истинной веры духовный предмет отчетливо выясняется пред нашим духом, получает облик, становится осязаемым и видимым чрез живое соприкосновение с ним нашего духа. Следовательно, совершенная вера есть зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. В подтверждение своего учения апостол Павел приводит далее и имена тех великих праведников Ветхого Завета, которые имели подобную веру. Таковы были святые патриархи, цари и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими… их не был достоин весь мир» (Евр.11:33—35, 38).

http://pravmir.ru/vera/

«СИЯ ВЕРА АПОСТОЛЬСКАЯ, СИЯ ВЕРА ОТЕЧЕСКАЯ, СИЯ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ: СИЯ ВЕРА ВСЕЛЕННУЮ УТВЕРДИ». (К столетию со дня рождения Архиепископа Феофана Полтавского.) ТАКУЮ эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1972 г., но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей Апостольскому и Отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним Отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту св. Православия против ересей, – тем св. Отцам, которых св. Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем несозвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего Отступления, Владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану, Вышенскому Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество, вскоре по окончании им курса С.-Петербургской Духовной Академии, в 1898 году, как раз через 2 года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины, последовавшей 6-го февраля 1940 года во французском городе Mosnes. Главнейшие этапы жизни блаженно-почившего Архиепископа Феофана были таковы: Родился он – в миру Василий Димитриевич Быстров – 1-го января 1872 года в семье сельского священника в селе Подмошье С.-Петербургской губернии. В 1892 году, по окончании курса учения в С.-Петербургской Духовной Семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в С.-Петербургскую Духовную Академию. В Академии, переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сия вера отеческая Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая». В книгу вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа Феофана (Быстрова; 1873-1940) - одного из главных идеологов Русской Православной Церкви Заграницей. Приводим предисловие из книги: Предисловие Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Такую эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике высокопреосвященного Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1973 году, но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей апостольскому и отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту святого Православия против ересей, — тем святым отцам, которых Святая Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем не созвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего отступления, владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество вскоре по окончании им курса Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1898 году, как раз через два года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины.

http://pravoslavie.ru/6070.html

Скачать epub pdf Жизнь во Христе есть жизнь в вере Вера христианская: какое таинственное, странное, удивительное, чудесное явление в мире человеческой души. Как ее определить? К какой способности душевной отнести? К уму? Но она шире мысли, сильнее, действеннее ея. К чувству? Она сложнее всякого чувства, она сосуд, несущий в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Волевое явление? Да, вера двигает горами, но христианин отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «да будет воля Твоя во мне грешнем». Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем то «убежденное предположение», называемое верой, какое обычно встречается в жизни. Христианство несет с собой возвышеннейшее нравственное учение но свести его к одной нравственности, без веры, как это, например, пытался сделать Толстой, значило бы разрушить его. На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царствия, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи. Верою одушевленные христиане с радостию шли на мучения и смерть. Вера – камень, но камень неосязаемый, свободный от грузности, тяжести, духовный. «Дух силен, мощен», пишет о. Иоанн Кронштадтский , «оттого он легко носит тяжелое вещество плоти». «Кто верует, у того из чрева потекут реки воды живой»: и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в сил духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа. «Если кто скажет горе сей: двинься и ввергнись в море, и не размыслит в сердце своем, будет ему». Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой. Освещен ими и пастырский путь о. Иоанна. Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Есть секта, которая хочет дать чисто практическое применение вере и учит так: уверь себя, если ты болен, что ты здоров – и ты уже здоров. Такое понимание веры похоже на детскую игру, когда дети воображают, что они плывут по морю, сидя в своей комнате на полу. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы – с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода: но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вера Необходимость веры Живая и сердечная вера в Бога Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля так же необходима для нашей духовной жизни, как необходим корень для дерева. Св. Тихон Задонский говорит: «У дерева чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растет дерево, тем больше оно приносит плодов. Так и в человеке: чем больше крепнет в нем вера, тем больше он сам духовно растет, тем больше приносит духовных плодов. Когда корень в дереве начнет портиться, то и дерево начинает сохнуть; так, когда вера в человеке начинает оскудевать, он оскудевает в плодах духовных – добрых делах. А когда совсем оскудеет вера, то человек становится живым мертвецом; только тело его живет, а душа умерла» (из Творений Тихона Задонского ). Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в Него Поставит мать младенца, оставит его самому себе, а сама отойдет, потом велит идти к себе младенцу. Младенец плачет без матери, хочет идти к ней, но боится сделать попытку шагнуть, усиливается подойти, делает шаг и – падает. Так и христианина Господь учит вере в Него, как ходьбе (вера – духовный путь): так слаба наша вера, так начальна, как младенец, учащийся ходить. Оставляет его Господь Своею помощью и предает диаволу или разным бедствиям и скорбям, а потом, когда будет крайне нужна помощь – избавиться от них (когда нам нет нужды в спасении, дотоле мы готовы не входить к Нему), как бы велит смотреть на Себя (непременно смотри на Него) и идти к Нему за этой помощью; христианин усиливается это делать, раскрывает сердечные очи (как младенец расставляет ноги), усиливается ими увидеть Господа; но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает: враг и прирожденная испорченность греховная закрывают его открывающиеся сердечные очи, отрывают его от Господа, и он не может подойти; а Господь близко, готов взять к Себе как бы на руки, только подойди к Нему верою, и когда сделаешь усилие совсем увидеть Его сердечными очами веры, попадешь на Него сердечным зрением, тогда Он простирает Сам руку помощи, как бы берет на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю. Слава благости и премудрости Твоей, Господи! (Прот. Иоанн Сергиев Кронштадский; см. его кн. «Моя жизнь во Христе»). Вера и разум

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

свящ. Иоанн Жилов Введение в православный катехизис Предварительные понятия Понятие о православном Катехизисе . Слово Катехизис, по переводу с греческого языка, значит оглашение – устное наставление, а по употреблению с первых времен христианства этим именем обозначается первоначальное наставление в истинах христианской веры, необходимое для всякого христианина ( Лк.1:4 ; Деян.18:25 ) 1 . Православный 2 катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. Что необходимо для угождения Богу и спасения души? Если кто желает угодить Богу и спасти свою душу, тот должен, во-первых, иметь познание истинного Бога и правильную веру в Него; во-вторых, должен жить согласно с этой верой, совершая добрые дела. Вера нужна потому, что без веры, как свидетельствует слово Божие, не возможно угодити Богу ( Евр.11:6 ). А добрые дела должны быть неразлучны с верой потому, что вера, говорит апостол Иаков ( Иак.2:20 ), без дел мертва есть (то есть лишена жизненной силы, и потому недействительна и не может спасти человека). Понятие о вере и отличие ее от знания . Вера, как душевное состояние, по объяснению ап. Павла ( Евр.11:1 ), есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом) 3 , то есть, вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Вера имеет некоторое сходство со знанием: она доставляет нам понятия о предметах. Но между верой и знанием есть и коренное различие: 1) знание дает понятие о предметах, видимых и постигаемых, поддающихся исследованию внешних чувств и разума (например, понятие о дереве, любви, гневе и т. п.), а вера дает понятие о предметах невидимых и даже непостижимых разумом, как, например, о Триедином Боге, об ангелах, воплощении Сына Божия, благодати Божией, загробной жизни; 2) знание основывается на научном наблюдении предмета или исследовании его путем опыта, а вера – на доверии к свидетельству истины; например, вера в воскресение мертвых основывается на нашем доверии к свидетельству Спасителя, говорившего истину; 3) знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце (например, понятия о прекрасных произведениях искусства, красотах природы затрагивают наше чувство), истины же веры, хотя и начинаются в мыслях, принадлежат преимущественно сердцу, потому что они не могут быть вполне постигнуты нашим разумом, но доступны восприятию и усвоению главным образом сердцем; так, размышление о том, что на земле часто грешники благоденствуют, а добродетельные люди страдают, приводит нас к признанию той истины веры, которая обычно воспринимается живо сердцем, именно, что должна быть и действительно существует загробная жизнь, где праведный Судья – всесвятой Бог воздает каждому по его заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

     Удивительно, но, по свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина) , главный и самый распространенный в наше время грех — это неверие. Вот об этом, а точнее, о вере, и хотелось бы поговорить. Вера или неверие в существе своем есть свободный выбор души Без веры угодить Богу невозможно , — сказано в Священном Писании (Евр.11, 6). И вера Самим Господом вменяется нам в обязанность, а её отсутствие — в вину. Это важно понять, потому что иногда человек говорит: «Я хотел бы верить, но не могу». Но если бы вера в Бога не зависела от нашей воли, от нашего произволения и выбора, то её отсутствие не вменялось бы нам в вину. Таким образом, вера есть высшее проявление нашей духовной свободы. И это первое, на что нам нужно обратить внимание. Проще говоря, никто и ничто не может нас заставить верить в Бога, равно как никто и ничто не может нас заставить в Бога не верить. И вера или неверие в существе своем есть свободный выбор души. Первое правило обретения истинной веры — это смиренное расположение сердца Итак, предположим, что человек хочет верить, и это есть его сознательный выбор. Что же ему делать, чтобы поверить? На это отвечает нам апостол Павел, который говорит, что вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17). То есть чтобы поверить в Бога, нам нужно узнать о Нем то, что Он Сам нам о Себе благоизволил открыть. Здесь важно именно то, что мы должны не додумывать что-то и не полагаться на свою фантазию, интуицию, мнения и предположения, а принимать смиренно то Откровение, которое Господь даровал нам для правильного и доброго общения с Ним. Откровение это составляет суть и жизнь Церкви Христовой, и можно сказать, что церковная жизнь — это воплощенное Откровение. Почему? Потому что Церковь создал Сам Господь для нашего спасения, поэтому, воцерковляясь, познавая церковную жизнь и делаясь её причастником, проникаясь постепенно её духом, человек тем самым приобщается истинной вере. И происходит это постепенно, непостижимым и таинственным, но ощутимым образом. Главная же тайна этого преображения заключается в исполнении слов Господа: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6). Так что первое правило обретения истинной веры — это смиренное расположение сердца, готовность учиться, а не учить, принимать Откровение, а не основываться на собственных мнениях, рассуждениях и домыслах. Смиренное доверие Церкви Христовой, хранящей истину правой веры в её неповрежденном и спасительном достоинстве.

http://pravoslavie.ru/102466.html

Отдел III. Катехизические уроки Часть первая Глава первая § 41. Об имени «христианин» Вопрос. Кто называется христианином? Ответ. Тот, кто верует в Иисуса Христа. В. Кто есть Иисус Христос ? О. Бог , второе Лице Святые Троицы, Сын Божий, Господь, Спаситель наш для нашего спасения сшедший с небес, воплотившийся, пострадавший, умерший на кресте за нас, и Своею Божественною силою воскресший и вознесшийся на небо. В. Что требуется от христианина? О. Во-первых, требуется, чтобы он сердцем веровал в Бога Троичного в Лицах так, как открыто в Слове Божием и разъяснено Святою Церковию; во-вторых, требуется, чтобы он и в делах своих доказывал правую свою веру, чтобы старался вести жизнь набожную, святую, по Евангелию и по уставу Святой, Православной Церкви. В. Как называется христианин и правильно верующий, и старающийся вести жизнь святую? О. Православным христианином. В. Почему требуется не только вера сердцем, но и добрые дела и святость? О. Потому, что Бог Свят, а, следовательно, члены Его царства должны стараться быть святыми. Глава вторая § 42. О вере в Бога В. Что есть вера? О. Вера есть такая уверенность в невидимом, как будто невидимое находилось пред нашими глазами. В. Какое значение имеет вера в Бога? О. Без веры невозможно угодить Богу ( Евр.11:6 ). В. Почему вера в Богооткровенное учение имеет большое достоинство пред Богом? О. Потому что человек, принимая на веру Божественное Откровение, приносит в жертву Богу и свое сердце, и свой ум, и не осмеливается свыше своих сил и прав обсуждать Божественное учение. В. Какова должна быть вера истинного христианина? О. Она должна быть на сколько возможно уясненная, твердая, смиренная и непременно должна сопровождаться добрыми делами. В. Где такая вера имеется и проявляется? О. В Православной Церкви. Глава третья § 43. О Православной Церкви В. Что есть Православная Церковь ? О. Православная Церковь есть основанное Иисусом Христом общество людей, истинно верующих в Бога, и старающихся вести жизнь благочестивую. В. Как называются спасительные истины православного учения?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010