У святых отцов встречается описание и ещё одного типа веры – животворящей . Она возникает в душе человека в результате богоугодной жизни и является благодатным даром от Бога. Такая вера, как сказано в Евангелии (см.: Мф. 17:20 ), даже гору может сдвинуть. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит: «Слово вера одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит ( Ин. 5:24 ) (...) Другой род веры есть тот, который даруется Христом по благодати: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений ( 1Кор. 12:8–9 ). Итак, эта даруемая Духом Святым по благодати вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет эту веру, скажет горе: «перейди отсюда туда», и она перейдет ( Мф. 17:20 ) " 637 . Это уже не вера от слышания ( Рим. 10:17 ), но вера от жизни в единстве с Богом. О таких верующих св. Иоанн Лествичник писал: «Верующий не тот, кто думает, что Богу всё возможно, но кто верует, что получит от Бога всё, что просит» 638 . Итак, на первой ступени человеку предстоит глубоко уверовать в Бога, принять Его Слово и учение как руководство к новой жизни. Изменение жизни (покаяние) В творениях святых отцов действие подлинной веры часто уподобляется лучу света, который, озаряя человеческую душу, приносит великую радость и утешение. Человек хочет поделиться своим духовным открытием с другими людьми, но они, если сами не испытали подобного, не понимают его и даже пугаются странных изменений в человеке. Однако у просвещающего действия веры есть и другая сторона. В свете веры открывается внутренняя болезнь души, её поврежденность, грязь греха и множество страстей. Возникает вопрос: как же я раньше так жил? И человек решает изменить свою жизнь по Евангелию. Это изменение сознания, решимость начать новую жизнь и есть покаяние в самом сущностном смысле этого слова. Такое значение является основным для слова μετνοια, которое в греческом языке обозначает не только раскаяние, сожаление о грехах, но прежде всего изменение своей жизни, своего сознания, возвращение к Богу. Вера предшествует покаянию, но дальнейший духовный путь человека представляет собой возрастание в вере и покаянии. Далее эти добродетели развиваются в душе неразрывно и одновременно. Глубокое восприятие веры в Бога требует деятельного изменения жизни, отвержения всего, что препятствует осуществлению веры, – это и есть покаяние. Поэтому Спаситель призывает людей сразу к вере и покаянию: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:15 ). Принятие Крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

19 марта 2019, 22:38 Вадиму К. Ведь я о том же. Философия и жизнь ставит вопросы. Но ответ в конечном итоге даёт только вера. Некоторые философы ищут всю жизнь основание своей же философии и не могут найти. Для верующего человека оно очевидно. Но без философии, мысли, смысла нет подлинности, настоящности. В области разума, конечно. Хотя. Вера простой бабушки всем сердцем намного лучше всех моих рассуждений. Апостол Павел здесь прав. Но и он имел неплохое эллинское образование, которое помогло ему донести МЫСЛЬ сквозь века. АлександрГ. 19 марта 2019, 15:57 " Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих " . (посл. Святого Апостола Иакова гл. 1 5-8). В паре Вера - мысль. Вера доминирует. Вера без мысли не останется. Мысль без Веры выхолостится и станет бесплодной. Вадим К. 19 марта 2019, 13:28 Да, православная вера изначала на Руси называлась греческой, да и в новейшие времена наша Русская Церковь называлась часто Греко-Российской. Что же из этого? И откуда такие названия? Неужели потому, что мы переняли веру не апостолов Петра и Павла и других сынов Израиля, а потому, что то была вера Гомера, Сократа и Платона? Нет, но потому, что она, эта апостольская вера передана была нам греками, которые на тот момент одни ее сохраняли. Ведь были латиняне, были армяне, были хазары, были арабы и все предлагали свою веру. Наши предки выбрали ту, которую увидели у греков и назвали ее соответственно греческой. Греческой, а не эллинской! Так что давайте не мешать все в один винегрет для невежд. Вадим К. Вере Медведевой 19 марта 2019, 13:20 Необходимость формулировки богословских понятий возникла в Церкви как раз из-за попытки сделать источником ее веры тот самый языческий эллинизм через его философию. И надо было оружие, которое он считал своим напрасно и им кичился, человеческое любомудрие, взять у него и его им же и поразить. Что греческие отцы (греческие, но не эллинские!) успешно и сделали. И конечно, единственным источником их богословия была не языческая философия, а Библия, книги Ветхого и Нового Заветов. Утверждать обратное - это просто клеветать и на них, и на православную веру, которую они защитили и утвердили. Кстати, клеветать вместе с нынешними иудеями, называющими христианство эллинским вариантом иудейства.

http://pravoslavie.ru/119874.html

Вера Что такое вера? Святой апостол Павел писал: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ), т.е. осуществление того, чего глаза наши не видят, руки не осязают, но сердце наше и ум, несомненно, утверждают, что это должно быть так, а не иначе. Мы не видим Бога, но знаем, что Он – наш Создатель, Отец Небесный, и чувствуем Его любовь, милосердие, силу и вездеприсутствие. Не видим Спасителя нашего Иисуса Христа, но знаем, что Он добровольно распялся за человечество на Кресте, вознесся на Небо и одновременно пребывает в неприступной славе, одесную Отца и в Своей Христианской Церкви, и что Он сказал ученикам Своим: «Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» ( Ин.14:19 ). Не видим Иисуса Христа, но чувствуем и ясно сознаем, что Он единая наша надежда, единая отрада, единое спасение и без Него мы можем быть только несчастными, бессильными, погибающими, лишенными истины, правды, справедливости и добра. Не видим Духа Святого, действующего во всех Таинствах Церкви, начиная от Крещения, но знаем, что без Него мир не ведал бы истины, не имел бы Священного Писания и предания. Святые апостолы, как простые рыбари, не могли бы разуметь и запомнить учения Христова и передать его нам, древний языческий мир не возродился бы в христианский, последователи Христа не могли бы творить чудес, выдержать борьбу с иудейством и язычеством. Не просветился бы ум человеческий, не процветали бы науки и искусства. Наконец, чувствуем, что без действия благодати Святого Духа мы не имели бы спасительной Церкви, наша скорбная жизнь не давала бы нам никакого удовлетворения, мы не ощущали бы никакой радости, любви и сладости духовной, всегда бы пребывали в неведении, лишенными дарований, под гнетом нераскаяния в грехах и во власти лжи, обмана, злобы диавола. Только вера дарует нам силу и свободу! Вера у всех неодинаковая... Есть «вера» научающая, иначе говоря, – «от слышания» ( Рим.10:17 ), или «вера» от знания веры, когда она «приходит от слышания слова Божия» или чтения Священного Писания . Зародыш ее развивается и совершенствуется, когда мы начинаем исполнять все, указанное Христом, Его заповеди и живем благочестиво. «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня», – говорит Христос, – «имеет жизнь вечную» ( Ин.5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

1. Вера и дела Мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10 ). Имейте веру Божию. Ибо истину говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море; и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его; будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам (Мк.11:23, 24). Иисус сказал ей (хананеянке): о женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час ( Мф.15:28 ). Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Он (ап. Петр) скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян.10:6 ). Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя: иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 сравни Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: вера есть сердечное влечение человека к Богу (Мк.11:23, 24), и вера есть вероучение, или знание о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой ( Рим.10:14 . Деян.10:6 ); вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например, у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины ( Мф.8:10, 15:28 ; Мк.7:26); дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например, у Италийского сотника Корнилия ( Деян.10:1, 2, 28 ). Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть еще истинный христианин. И штундисты и им подобные отступники от Церкви не имеют истинного вероучения (или вероисповедания), и потому они весьма заблуждаются. 2. Закон христианский Научите все народы, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Кто соблюдает весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём ( Иак.2:10 ). Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все наше через Христа стало вашим: и душа, и совесть, и вера, и Евангелие, и вечность, и радость! Но и все ваше через Христа стало нашим, так что все мы связаны друг с другом, связаны не только здесь, на земле, но и после смерти – до Страшного Суда, но и после него – в вечности. 1Фес.3:10 . Ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего не доставало вере вашей? Бессмертна наша радость о том, что ваша вера стала совершенной в Господе Иисусе Христе. Подобно этому и ваша любовь, и молитва , и пост, и жизнь, и все ваше – ведь вера постепенно возрастает, усиливается и совершенствуется. Она зарождается, как горчичное зернышко, и не останавливается в росте, пока не станет огромным плодоносным деревом. А возрастает она только посредством усердной непрерывной евангельской молитвы, поста, милостыни, терпения, целомудрия и других святых добродетелей, которыми всегда руководят Святые Таинства: Крещение, Миропомазание, Божественное Причастие, Исповедь и другие. Мы знаем, какая у вас вера, но она еще нова, она должна еще возрасти и стать совершенной. Поэтому и мы день и ночь от всей души молим Бога увидеть ваши лица, чтобы восполнить несовершенства вашей веры и дополнить недостающее. Вера наша полна несовершенств, пока вся наша душа, сердце и совесть не превратятся в святое и чистое жилище Господа Иисуса Христа, Его Всесвятаго Духа и Его Всесвятаго Отца! Одним словом, пока все наше существо не станет живым храмом Всесвятой Троицы! Вера наша полна несовершенств до тех пор, пока она не освятит, не обожит, не отроицетворит все наше существо. Вера наша полна несовершенств, пока не станет непрерывным богослужением через ревностное исполнение евангельских заповедей Спасителя, посредством саможертвенной жизни во Христе и ради Христа! Вера наша полна несовершенств до тех пор, пока все наше существо не исполнится любви Христовой, которая делает душу бессмертной, пока все наше существо не исполнится вечного херувимского человеколюбия, в котором нет места никакому виду земной любви, нет места самолюбию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если же Христос, то, без сомнения, вера Христова, поскольку, как говорит апостол, верою обитает Христос в сердцах наших (Еф.3:17). Затем, если вера Христова, то она может быть только той, которую апостол определил как «действующую любовью». Ибо вера бесов (поскольку и они веруют и трепещут и исповедуют Иисуса Сыном Божиим) не может быть принята за основание. Почему? Не потому ли, что она не есть вера, действующая любовью, но вера, вынуждаемая страхом? Таким образом, вера Христова, вера христианской милости, есть та вера, которая действует любовью и, положенная в основание, никому не позволит погибнуть. Однако если я попытаюсь более основательно поразмыслить о том, что значит строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней и из дерева, сена и соломы, то опасаюсь, что мое объяснение будет трудно для понимания. Впрочем, я постараюсь, насколько поможет Господь, вкратце и, насколько смогу, понятно изложить то, что я думаю.    Итак, человек, спросивший у Благого Учителя, что он должен делать доброго, чтобы иметь жизнь вечную, услышал в ответ, что если он хочет достичь [вечной] жизни, он должен соблюдать заповеди; и когда он спросил, какие это заповеди, ему было сказано: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и мать твою; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:16—20). Тот, кто исполняет эти заповеди, пребывая в вере Христовой, без сомнения, имеет веру, действующую любовью. И он не возлюбил бы ближнего, как самого себя, если бы не воспринял любовь Божию, без которой он не смог бы любить и себя самого. Итак, если он будет делать то, о чем далее сказал Господь: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21), то будет строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней, ибо он ни о чем другом не будет помышлять, как только угодить Богу, и эти помышления, как я полагаю, суть золото, серебро и драгоценные камни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2777...

Но Священное Писание различает такие понятия, как: — вера в Бога (то есть в Его существование); — и вера Богу (то есть беспредельное доверие Ему Самому). В первом случае вера в существование Бога может вовсе ничего не давать имеющему ее: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). «Ибо те, кто верит и поступает согласно истинной вере, живы, а не мертвы; те же, кто не верит или верит подобно демонам, трепеща и ведя при этом дурную жизнь, исповедуя Сына Божьего, но любви не имея, должны считаться скорее Во втором случае вера — как всецелое доверие Богу — помогает человеку выстраивать отношения с Создателем соответственно Его Божественной воле. Что делает верующего, принимающего все в жизни как из рук Бога, способным проявлять мужество и стойкость. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано (Деян. 27, 25). Здесь и лежит разница, проходит водораздел между верой мертвой и верой живой. Еще более это становиться понятным при рассмотрении следующего текста: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Здесь обращает на себя внимание то, что вера прежде всего действие: осуществление ожидаемого и лишь потом вещь умозрительная: уверенность в невидимом. Дословно с древнегреческого это можно перевести как: Есть же вера ожидаемого устойчивость дел... То есть мы живем так, как верим, и верим так, как живем. И все же вера есть только первая ступень в деле нашего спасения, которой соответствует социальное положение, описанное в Библии, — раб. Действительно, человек, приходящий из мира к Богу, не ищет преимущества нового положения, но только взыскует милости, сострадания и прощения. Подобно и рабы, не получавшие платы за свои труды, могли видеть ее в благосклонном отношении к ним господ. С этой библейской добродетели — веры начинается восхождение на высоту Искупления, совершенного Сыном Божиим, нечестивых и оскверненных, когда входящий в Церковь нечестивый грешник через крещение и покаяние переживает Божие прощение как новую реальность собственной жизни. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 6-8).

http://radonezh.ru/text/sem-smertnykh-gr...

Такая вера есть возвышеннейший акт духа, и есть плод любви и живого общения с Богом, и как бы исчезновение в Нем сердцем. «Веровать свойственно душе возвышенной и великой, а неверие служит признаком души неразумной и низкой» (Златоуст). 4:22. Ввиду такой высокой и глубокой веры Авраама, и сказано было о нем, что вера вменилась ему в правду. Вера Авраама была подвигом большим, чем дела оправдания, ибо дела могут ограничиваться одной внешнею стороной, вера же обнимает всего человека, поэтому она и вменилась Аврааму в праведность, как награда. Так она вменяется, как награда, в праведность и всем верующим, подобно Аврааму. 4:23–25. Вера Авраама не ему одному вменилась в праведность. События с ним пророчески указывали на то, что совершается теперь в Новом Завете. Авраам уверовал в то, что Бог, воскрешающий мертвых и нарицающни не сущия, яко сущия, силен оживить мертвенность плоти его и Сарры, и дать им сына. И мы, говорит Апостол, веруем в того же Бога, воскресившего Господа Иисуса Христа из мертвых. Аврааму вменилась вера его в правду, вменится и нам, если будем подражать ему в его вере. Авраам считал себя мертвым своею плотью для деторождения, но вера оживила его плоть и дала сына. И мы, мертвые грехами нашими, однако по вере в Распятого за грехи наши Господа, в купели крещения получаем оправдание, а по вере в Воскресшего и сами делаемся участниками святой Его жизни. В Нем получаем плод жизни – оживаем. II. Плоды веры (5:1–11) Доказав, что человек оправдывается пред Богом исключительно верою, Апостол далее указывает плоды веры и рисует, каким образом вера оправдывает человека перед Богом. Плодами веры, как драгоценным сокровищем, высшим благом, Апостол привлекает сердца к вере, имея в виду изречение Господа Иисуса Христа: где сокровища ваши, там и сердца ваши (ср. Мф. 6:21 ), а где сердце, там и воля. Плоды эти – мир с Богом (5:1), доступ к благодати для получения блаженства (5:2), и уверенность в победе над злом (5:3–11). А). Мир с Богом (5:1) Глава 5 1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Благодать – это несотворенная энергия Бога. По учению Церкви, выраженному святым Григорием Паламой , – это теофания, слава Бога, шехина. Несотворенное сияние Лица Божия, которое входит в нас и спасает, вырывает из-под смерти. От нас требуется только вера. Какая вера? Достаточно ли верить в Бога? Это условие необходимое, но недостаточное. Необходимо верить в Бога и Его мздовоздаяние. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11, 6 ). Почему недостаточно просто верить в Бога? «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» ( Иак. 2, 19–22 ). Каковы дела веры? «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божьи? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин. 6, 28–29 ), необходимо верить не просто в Бога – необходимо верить в Иисуса Христа. Итак, для спасения необходима вера в Бога и Его мздовоздаяние (все атеисты, многобожники, те, кто почитает иных богов, кроме Господа Единого, вне спасения; даже те, кто верит в Бога, но не верит в то, что Он воздает по заслугам, тоже находятся вне спасения). Из верящих в Бога и в то, что Он мздовоздаятель, мы вычленяем тех, чья вера – в Бога Иисуса Христа (иудеи, мусульмане и все не верящие, что Иисус Христос есть Бог, вне спасения). Часто случается такая ошибка: люди выхватывают из Библии одну цитату, например: «Кто будет веровать… спасен будет» ( Мк. 16, 16 ). Но это все равно что сказать: «Для того чтобы жить, необходимо дышать». Да, дышать необходимо, но, например, питаться тоже не мешает. Кроме того, верить надо по слову апостолов. Верить как апостолы. Докажем это из Писания: «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» ( Ин. 17, 2 ), кого Отец передал в руки Христа, тем дана жизнь вечная, кого Отец не передал в руки Христа, тем жизнь вечная не дана.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Какая же была в них и должна быть в нас ныне вера, столь спасительная нашей душе и столь победоносная и славная для всей Церкви Христовой? 1 . Вера, без которой невозможно угодить Богу ( Ebp. XI, 6 ), должна быть простосердечная. Как ветхозаветные праведники, например Авраам и другие, так и христианские подвижники не мудрствовали в вере; они с благоговением принимали сообщаемое им свыше; они сердцем чувствовали святость и истину того, что им сообщалось, и с радостью переносили все, что им суждено от Господа, потому что они веровали, что без Бога ни до порога, что Бог – Отец наш – все видит, все знает, все устрояет к лучшему, лишь бы мы оставались послушными Его закону. 2. Вера наша должна быть не на словах только, но на деле. Истинная вера естественно выражается в добрых делах. 3. Она должна быть постоянная. Вера для развития души – то же, что воздух для тела. Без воздуха жить нельзя, и без веры в Бога жизнь не в жизнь. Душа холодеет, делается бесчувственною к окружающему бедному, страждущему люду и к явлениям мировым, живет изо дня в день, не думая о своем назначении и своем исправлении. А к прискорбию, вера наша часто колеблется то от неудач в жизни, то от видимой неравномерности в счастии, то от недоброго воспитания начального, то от ходячих мнений, противных вере, или от нашей распущенной жизни. Не такова была вера изображенных у св. апостола святых. И сам апостол Павел говорит про себя и своих учеников, что никто и ничто не может отлучить их от веры в Бога и любви к Нему: ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни другая какая тварь ( Puм. VIII, 35, 38–39 ). Гл. XII, ст. 1–2. Посему и мы, православные христиане, имея вокруг себя такое множество, такое облако свидетелей, верных и угодных Богу, свергнем с себя всякое бремя малодушия, лености, безверия, жестокосердия, скупости, оставим запинающий нас, главный в душе нашей, грех, например пьянство, блуд, гордость, мстительность и ропотливость, и с терпением, подобно изображенным ныне в апостольском чтении праведникам, будем проходить предлежащее нам поприще, т. е. нашу жизнь; будем терпеливо, без ропота исполнять наши обязанности и христианские, и гражданские, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Ebp. XII, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010